Пустые места группы "Аквариум" (10)
Здравствуйте!
НОВОСТИ:
1. Аквариуму не хватает денег для выпуска нового альбома.
Сообщение Михаила Морозова на форуме "Планета Аквариум" http://www.planetaquarium.com/forums/forum2/77.html :
"В связи с ситуацией гео-экономико-политического плана Борис Гребенщиков решил продать свою первую "восьмиструнку", на которой был написан и записан весь Аквариум с 1978 по 1988 годы. Гитара сейчас находится в Лондоне и пребывает в хорошем состоянии. Никто не знает сколько она может стоить и какую ценность из себя представляет. Видимо лучшим способом продажи будет аукцион. Мне интересно мнение на это счет жителей Планеты.
Ссылка показывает на фотографию с этой гитарой:
http://www.planetaquarium.com/pictures/gallery/pvs86_04296.html"
Конец цитаты. Поторгуемся? ;-) Хотя грустно это на самом деле. Хей, СПОНСОРЫ!!! Вам сюда: bg@aquarium.ru.
2. Вышел CD Аквариума "Сезон для змей" Volume 1, (с) БГ 1996, (р) Триарий 1999. По всей видимости, это отображение концертной программы коллектива того времени (сентябрь 1996 года) с одноименным названием.
ЧТИВО:
Я очень часто, читая статьи об "Аквариуме" и Борисе Гребенщикове, замечаю, что авторы грешат излишней IMHO заумностью и нагоняют столько тумана, что дочитать до конца у меня не хватает терпения. Особенно это заметно на "Планете Аквариум". Хе-хе :) Статья, приведенная ниже, является на мой взгляд (опять же) примером, КАК_надо_ писать о таком светлом и ясном ;-) явлении, как Аквариум и Борис Гребенщиков.
Журнал “Cosmopolitan”, февраль 1997
А.К.Троицкий
Вылитый Аквариум
Любимейшие Cosmo-девочки! Наверняка вы что-то слышали о легендарной рок-группе "Аквариум". Так вот, ей исполняется четверть века, в связи с чем выходит альбом ее самых популярных песен. Поскольку население наше сильно атомизировано, а слои его зачастую антагонистичны, я делаю попытку обратиться к каждому из слоев по отдельности, чтобы в доступных им терминах поведать о том, что же такое "Аквариум".
Рок-фанам
Чуваки, чувихи! "Аквариум" — едва ли не самая подкованная на предмет торчкового музона команда. В 72-м году они лабали по танцам Sabbath и прочий хардешник, но очень скоро Боря и Гаккель крепко подсели на Дилана и T.Rex, а потом еще Харрисона и Лу Рида. Они много читали NME и Maker, поэтому в конце 70-х резко въехали в PISTOLS и заиграли что-то вроде панка. Но гораздо клевее у них покатил реггей. В конце 81-го в "Аквариум" пришли Курехин и Ляпин на лидере, и они заиграли полное электричество. А потом Боря спел, что рок-н-ролл мертв, и стал это доказывать на практике. У них вышло еще до фига альбомов, были классные песни — все в основном в таком фолковом стиле типа Донована, Вэна Моррисона, Тома Петти. Короче, есть во что врубиться.
Интеллигенции
Друзья мои! В противоречивом мире рок-музыки не много отыщется исполнителей, творчество которых отмечено печатью высокого интеллекта. "Аквариум" - одна из таких групп. Поэзия Бориса Гребенщикова — яркое явление российской словесности. Как истинный художник, он никогда не шел на поводу у властей предержащих, не ставил свою музу на службу рыночному заказу. Как истинный интеллигент и гражданин, он не раз возвышал свой голос против кровопролития, духовного обнищания народа, коммунистического мракобесия и разбазаривания госказны. Выражаясь лапидарно, "Аквариум" в процессе креативной эволюции адекватно рефлексирует брожение русского пытливого менталитета конца XX столетия.
Новым русским
Дамы и господа! "Аквариум" - один из самых успешных российских музыкальных проектов. Инициированный Б.Гребенщиковым в 1972 году, он первым из советских коллективов наладил (в 1980-м) регулярное производство и дистрибуцию аудиокатушек с записями своих песен. В период горбачевских реформ А. резко вышел в маркетинговые лидеры тогдашнего шоу-бизнеса. Карьера А. успешно продолжалась и в постсоветский период. В 1995 году был подписан контракт на эксклюзивный выпуск всей архивной продукции А. с фирмой "Триарий". Держатель авторских прав на песни А., Б. Гребенщиков может наряду с А. Макаревичем ("Машина времени", "Смак", "Toshiba", фирма "Партия") претендовать на звание самого богатого человека из числа российских рок-исполнителей. Резюме: начав практически с нулевых инвестиций, "Аквариум" благодаря органичному менеджменту вырос в рентабельный музыкальный ансамбль.
Хиппи
Пипл! Ну разве есть у нас рокеры кайфовей "Аквариума"? Ну кого еще вы так любите за божественный стеб, за красоту, высоту и миролюбие? За мальчика Евграфа и Серебро Господа? Зажгите свечи и балдейте!
Иностранцам
Леди и джентльмены! В годы агонии коммунистического режима СССР не многие артисты осмеливались бросить вызов властям, и в числе этих отважных был "Аквариум". Свободолюбивые песни и нонконформистская позиция бэнда вызывали гонения со стороны КГБ. Противопоставляя себя тоталитарной системе, они выбирали низкооплачиваемые работы дворников и кочегаров, а свободное время посвящали музыке и альтернативному стилю жизни. Целое поколение иностранных студентов прошло через "Аквариум", оставив музыкантам и их подругам много джинсов, книг Толкиена, кассет и кисетов для марихуаны и увезя домой прекрасные воспоминания об этих русских. Песня "Этот поезд в огне", содержащая аллегорический образ Горбачева, утвердилась как один из гимнов перестройки. To cut a long story short: не поняв песни 212-8506, вам будет крайне трудно постичь загадку русской души.
Братве
Пацаны! (Далее см. раздел "Интеллигенции".) Теперь чисто без базара: крутые песни! Особенно эта — "Долгая память хуже, чем сифилис". Или — "Здесь может спать только тот, кто мертв".
Молодежи
Юноши и девушки! Вы живете активной жизнью, насыщенной новыми реалиями — от "нинтендо" до "экстази", от роликов до презервативов. И песни "Аквариума" практически не имеют точек соприкосновения с вашей жизнью. Под них не потанцуешь, они навевают тоску и полны непонятных заморочек и ненужного пафоса. Сторож Сергеев — просто деклассированный элемент, а сам Гребенщиков — вылитый старик Козлодоев, тщащийся залезть к юной деве в постель со своим очередным компакт-диском. Мораль: разбирайтесь сами, парни и девчата. "Аквариум" полон рыбок съел — и порядок!
Митькам
Братушечки и сестренки! Кто гавкает? Дык Акваримушка же, елы-палы! Greatest Hits. Только ноженьки торчат... Положи его в воду, сестра. Тельничек потом высуши.
Журналистам
Коллеги! С Гребенщиковым и "Аквариумом" с самого начала все складывается легко. Они доступны, расположены к общению, словоохотливы. Грани облома начинают проступать позже: они отказываются говорить о собственных автомобилях (похоже, их нет), о сексе (возможно, и его нет), гонорарах (неужели и их?..) и не в состоянии прокомментировать высказывания Маши Распутиной, поскольку не знают, кто она такая. Далее по ходу дела выясняется, что собеседник эрудированнее вас и обладает более богатым словарным запасом. В довершение всего он нетолько не желает оплачивать интервью, но и требует, чтобы его угостили водкой.
"Аквариуму"
Боря, ребята! Вы смогли сделать что-то еще. Спасибо. Спасибо. Спасибо.
СЛУХИ:
Павел Северов
24 June 1999
Уважаемый читатель. Раз ты добрался до этой странички, то вероятно, не без оснований считаешь себя "аквариумистом", а раз так, то тебе хоть раз в жизни приходилось держать в руках ленту с песнями "Пирог со свечами", "Музыканты в сырых помещеньях", "Ребята, спокойно, я делаю музыку" и гадать:"Гребенщиков это или не Гребенщиков? Если Гребенщиков — то, наверно, очень ранний и никому не известный." и т.д. Вспомнили? Интересно? Тогда читайте дальше.
From: "Pavel A.Severov" <severov@planetaquarium.com>
To: "Shamil Abryarov" <abryarov@mail.ru>
Date: Tue, 15 Jun 1999 07:37:04 GMT
Subject: Пирог со свечами
Здравствуйте, Шамиль.
Меня зовут Павел Северов, я коллекционер записей "Аквариума" и Бориса Гребенщикова.
Вот суть моего письма: уже много лет по рукам любителей творчества БГ бродит запись, принимаемая многоми за альбом раннего Гребенщикова (народное название альбома: "Пирог со свечами"). Обнако автор этих песен точно не Гребенщиков. Подтверждал сам БГ. Насколько мне известно, ему эта запись нравится, мне — тоже. Но это не БГ. В связи с этими песнями всплывало имя "Шамиль Абряров".
Возможно, Вы и есть автор описываемого альбома. В этом случае я хотел бы выразить восхищение Вашим талантом. Вот собственно и все.
Ваш адрес я нашел через ICQ. Буду благодарен за ответ. Извините, если побеспокоил Вас зря.
С уважением, Павел Северов
Date: Tue, 15 Jun 1999 11:07:53 GMT
From: "Shamil Abryarov" <abryarov@mail.ru>
To: "Pavel A.Severov" <severov@planetaquarium.com>
Subject: Re: Пирог со свечами
Здравствуйте, Павел.
Автор я и есть. Спасибо за теплые слова. У меня, кстати, эта запись не сохранилась. Мне ее тут недавно приносили послушать на предмет компьютерной реставрации в ужасающем качестве на кассетке. Мне тоже понравилась, хотя я очень привередлив. Легкая запись, не напряжная. Жаль, пропала.
С уважением, Шамиль.
From: "Pavel A.Severov" <severov@planetaquarium.com>
To: "Shamil Abryarov" <abryarov@mail.ru>
Subject: Re: Пирог со свечами
Date: Tue, 15 Jun 1999 17:47:52 +0400
Спасибо за ответ! Шамиль, дело в том, что запись пользуется поистине всенародной любовью (с регулярностью примерно раз в два месяца я получаю письма об этом альбоме со всех точек планеты). Т.е. интерес у слушателей велик. Не могли бы Вы немного подробнее рассказать о ней — когда и где это писалось, кем распространялась запись, почему ее стали приписывать БГ, было ли реальное влияние Гребенщикова на Ваши песни, было ли продолжение этого альбома и т.д.
Я надеюсь, что Вы согласитесь, потому что легенда о "Пироге со свечами" — одна из самых загадочных в аквариумистическом мире, и очень многим людям было бы интересно прочитать об этом.
> У меня, кстати, эта запись не сохранилась.
Жаль. Вторая вещь, о которой я хотел бы Вас попросить — это качественная запись этого альбома. Кстати, если Вы согласитесь на публикацию — надо будет попросить народ поискать в загашниках более-менее качественную копию записи. Мне кажется, это должно сработать.
Всего наилучшего!
Павел
From: "Pavel A.Severov" <severov@planetaquarium.com>
To: "Shamil Abryarov" <abryarov@mail.ru>
Subject: Re: Пирог со свечами
Date: Thu, 24 Jun 1999 02:12:10 GMT
Здравствуйте, Павел!
> Не могли бы Вы немного подробнее рассказать о ней — когда и где это > писалось, кем распространялась запись, почему ее стали приписывать БГ, > было ли реальное влияние Гребенщикова на Ваши песни, было ли продолжение > этого альбома и т.д.
Это была моя очередная и последняя попытка собрать группу. Году этак в 89-90. Хотя за точность даты не поручусь, я их вообще не помню. Нашелся гитарист из ближнего круга знакомых. Сергей Семенюк. Потом барабанщик, который играть хотел, но не умел. Группа не сложилась. Мы стали репетировать вдвоем.
Тогда были еще какие-то надежды. Казалось, только пиши хорошие песни, и все пойдет как-нибудь само собой. Еще такая поговорка в среде московской интеллигенции существовала: "талантам надо помогать, бездарности пробьются сами". Цитата из кого-то советского. Только ждать, что помогут, не следует. Но, с другой стороны, у меня все равно нет никакой пробивной силы. Не люблю я это, не могу долго себя насиловать, организм сам как-то в отказ уходит. На любой тусовке через полчаса у меня начинает болеть голова. Улыбаться искренне полезным людям не могу, неискренне — тошно. Потом, пока суетишься, ничего ведь не пишешь. Я не из тех, кто пишет на кухне или в дороге. Постепенно начинаешь думать, что ты труп, больше уже ничего хорошего не напишешь. Ну и так далее... Да и ситуация в стране и в музыке как-то протухла. Все начали распихивать друг друга локтями. Ее бы можно было как-то пережить внутри, скажем, музыкальной тусовки, среди милых сердцу людей, но как-то у меня с этим не сложилось. Все это не давало никакого душевного подъема, всякое действие было вопреки, сцепив зубы. В этом невозможно было долго находиться.
На излете наших недолгих репетиций у меня появился какой-то повод сделать демо-запись. У знакомого любителя звукозаписи мы за один вечер ее и сделали. Записывались в два микрофона на кассетный магнитофон практически без дублей. Это была единственная запись в моей жизни, которая мне понравилась. Меня обычно перед микрофоном душит "ответственность перед вечностью", а тут как-то все уже не важно было. Надо было как-то завершить этот этап моей жизни, и я хорошо сконцентрировался в тот день. А запись куда-то запулил. Какая-то, по-видимому, очередная попытка кому-то показать свои песни. Даже копии не сделал. Тогда все еще было впереди. Я стремился к хорошей студийной записи с нормальной аранжировкой на уровне той музыки, которую слушал. Никакие промежуточные состояния меня бы не удовлетворили. Я просто не считал бы эти записи состоявшимися. Моя идея сводилась к тому, чтобы записать вещь один раз очень хорошо и забыть про нее, избавиться, тогда можно выходить на какие-то новые необжитые пространства легким и свободным. С сочинением песни к сожалению ничего не заканчивается. Ее еще надо записать на пределе возможностей и душевных сил, непременно распространить хоть как-то, и увидеть или услышать нормальную реакцию людей, чтоб не бубнить в пустоту. Иначе весь незаписанный материал копится внутри и не пускает дальше. Потому что в противном случае его надо постоянно исполнять. А это значит — возвращаться к уже пережитому. Это очень тормозит. Конечно, если концертирование само по себе не является способом существования. Но у меня не было возможности это попробовать. Я не был внутри никакой музыкальной или околомузыкальной комьюнити. Скорее в окололитературной и журналистской. Мой приятель однажды огорошил меня такой фразой, что мое отношение к тому, что я делаю, больше соответствует писанию книг, чем такому низкому жанру как песня, и лучше б я бросил это дело, пока не поздно. Но я в детстве много слушал французов. А Жак Брель для меня вообще был и остается суперзвездой, если это имя кому-то о чем-то говорит. Вот от него у меня это неправильное отношение к низкому жанру. Впрочем, если начать называть имена...
Сейчас вот вспомнил, что мы в тот период от полной безнадеги однажды поехали в Питер с какими-то завиральными идеями. Сергей зачем-то меня потащил туда, хотя из него уж точно никакой промоутер никогда бы не вышел. Чем мы там занимались, не могу вспомнить. (Какой уж тут перепросмотр). Как-нибудь при случае спрошу у него.
Возможно в Питер я эту кассету и посылал знакомой с какими-то эфемерными целями. Ни на что никогда не рассчитывая, я тем не менее, всегда все старался делать так, чтоб потом не в чем было себя упрекнуть. Может быть через нее этот альбом и растекся как-то. Больше о его судьбе я ничего не знаю. Впервые я переслушал ее только в этом году. Случайный знакомый задал примерно те же вопросы, что и Вы, и принес мне напрочь убитую кассету. Как я уже говорил, это единственная запись, которая мне нравится, и если она действительно как-то известна, то я рад, что это именно она, а не какая-то другая.
Песни с этого альбома (будем его так называть, коль уж это свершившийся факт) сочинены между 80 и 86 годами. Возможно там есть и что-то более позднее, но у меня его нет, поэтому не могу сказать точно.
Насчет всенародной любви, я думаю, это большое преувеличение. Во всяком случае, на себе я ее никак не испытываю.
Впервые о какой-то известности этой записи я узнал от Сергея Гурьева года три назад. Тогда же по этому поводу им было организовано ночное интервью на радио, кажется "Эхо Москвы". Там я спел пару вещей живьем, очень нервно и с плохим звуком. Зря.
Влияние Гребенщикова на той кассете наверное ощущается в каких-то интонациях. Надо вспомнить, что для многих БГ открыл саму возможность петь рок'н'ролл нормальным языком. Да и потом для многих людей, не отягощенных большим опытом слушания музыки хорошей и разной, он покрыл своими песнями такой огромный стилистический пласт, что после него все, что пелось не блатным, не подзаборным или не советско-эстрадным языком, было "похоже на Гребенщикова", если это не было чем-то радикально другим, вроде хауса, трип-хопа или металла.
Если я что-то упустил, то этот разговор мы можем продолжить в любом направлении, тем более если это будет интересно еще кому-то кроме нас.
Шамиль
Сергей Варюшкин, e-mail: aquarium@da.ru, ICQ 7837257