Пустые места группы "Аквариум"

 187-й выпуск, 22 апреля 2002

...И можно делать вид,
Что ты играешь в кино...

26 апреля 1960 года родился Суротдинов Андрей Минханович  
Не поздравляем заранее, но напомнить о дне рождения хорошего человека всегда приятно.

КОНЦЕРТЫ АКВАРИУМА

23.04 - Минск
25.04 - Калининград
08.05 - Даугавпилс
10.05 - Рига, Дом конгрессов, 20-00,20-00, билеты в магазинах MDaile, в кассах Дома конгрессов и Рижского цирка, цена -- от 7 до 15 латов
12.05 - Вильнюс, Дом конгрессов, 19-00, билеты в магазине Maxima (ул. Миндауго 11), в кассах Дома конгрессов и Драматического театра, цена -- от 50 до 220 литов

1.06 - Бостон
2.06 - Вашингтон
5.06 - Нью-Йорк
7.06 - Кливленд
8.06 - Чикаго
11.06 - Денвер
15.06 - Сан-Диего
16.06 - Лос Анжелес
18.06 - Сан-Франциско
21.06 - Портленд
22.06 - Сиэттл

USA cross-county tour, June 2002

Все подробности про американский тур (адреса, время, телефоны) читайте на специальной странице официального сайта. Там же можно уже сейчас купить билеты. Имеет смысл не откладывать, потому что некоторые концерты в очень небольших залах.

Поговаривают о концерте в Питере - то ли до Америки, то ли после - тогда это будет традиционное закрытие сезона.

Не забывайте записывать и присылать свои впечатления от концертов.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

На www.aquarium.ru 15 апреля опубликовано объявление от БГ:

Вопрос ко всем специалистам по fantasy - не подскажет ли кто-нибудь, как называется книга с приблизительно следующим сюжетом.
    Некий молодой человек в полусредневековом мире обнаруживает определенные магические способности и поступает в колледж магов, где постепенно обнаруживает, что по своей природе является демоном и заклятым врагом всего, чему учат в этом колледже. Следует непременная козья морда (фиг.).
    Его (неминуемая) девушка из местных почти всю книгу сильно переживает, но когда он со своими восемью (кажется) подлинными братьями в конце книги приходит в свой бывший колледж разбираться, ... конец очевиден.

Если кто знает - напишите прямо ему. И продублируйте для верности в гостевой книге "Пустых Мест" , например.

АКЦИЯ

* Итак, презентация переизданных 4 дисков, о которой так долго говорили - состоялась 17 апреля, как и было предсказано. Вначале БГ ответил на вопросы журналистов - но ЗВУКИ.РУ сообщают, что пpoдoлжитeльнoй бeceды нe пoлучилocь, и презентация - к вящей радости БГ - зaняла oкoлo пoлучaca. За это время Борис Борисович уcпeл пoвeдaть, чтo:
- нa диcкax пpиcутcтвуeт пepвoнaчaльнoe кaчecтвo зaпиceй, и этo впoлнe пoзвoляeт нaзвaть выпуcкaeмыe aльбoмы иcxoдными;
- зa кaчecтвo зaпиceй eму кaтeгopичecки нe cтыднo, xoть oн и пoнимaeт, чтo oнo мoглo быть лучшe;
- офopмлeниe aнтoлoгии eму caмoму oчeнь нpaвитcя, пoтoму чтo пepeиздaнo вce в тaкoм видe, в кaкoм бы oн xoтeл видeть cвoю любимую гpуппу;
- пoлoжeниe в Poccии cчитaeт улучшaюшимcя - люди в cocтoянии пoкупaть диcки и пpиxoдить нa кoнцepты, знaчит, вce нe тaк плoxo;
- он пpeдпoчитaeт выcтупaть в нeбoльшиx клубax, гдe люди мoгут нopмaльнo cлышaть музыку, xoтя и в бoльших зaлaх c удoвoльcтвиeм paбoтaeт.

Затем для примерно сотни счастливчиков, благоразумно пришедших пораньше, в сокращенном составе (БГ+Рубекин+Суротдинов) сыграли с полдюжины песен, приличествующих поводу: "Железнодорожная вода", "Мочалкин блюз", "Песня для нового быта", "Нам всем будет лучше", "Рыба"... Еще сотня наблюдала это через окно или мокла под дождем просто так. По окончании концерта внутрь пустили и опоздавших, началась раздача автографов. БГ меланхолично ставил свои инициалы на разных альбомах, фотографиях, паспортах и обложках старых винилов, стоически перенося вспышки фотоаппаратов в глаза. Сидевшие неподалеку Борис Рубекин и Андрей Суротдинов тоже любезно подписывали все, что предлагалось. Больше ничего формат "акции" и не предполагал, так что в начале седьмого, когда поток желающих стал иссякать, все постепенно разошлись.

НОВОСТИ ЗВУКОЗАПИСИ

* СОЮЗИНФОРМБЮРО сообщает планируемые сроки выпуска остальных частей "Антологии" Аквариума:
Табу, Ихтиология, Радио Африка, День Серебра - май-июнь 2002
Дети Декабря, Десять стрел, Равноденствие, Русский альбом (БГ-бэнд) - сентябрь 2002
Любимые песни Рамзеса IV, Пески Петербурга, Кострома mon amour, Навигатор - ноябрь 2002
Снежный лев, Гиперборея, Лилит, Y - январь 2003

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам :)) Все то же СОЮЗИНФОРМБЮРО объясняет подробно, почему мы должны все это купить:

Проект "Антология" осуществляется при непосредственном участии Бориса Гребенщикова. Он призван наконец-то достойно, в современном качестве представить на аудионосителях "золотой фонд" группы "АКВАРИУМ". И полон прелестей и соблазнов для коллекционера. Прежде всего это бонус-треки. В каждый альбом вошло дополнительно от 1 до 3 вещей из неизданного наследия "АКВАРИУМА", розыском которых по архивам, друзьям и специалистам занимался лично Борис Борисович: "Нашлись вещи, которых я сам с 80 года не слышал... Я даже не помню, что мы их записывали, забыл, что они есть вообще!" К древнему "Синему альбому", например, добавлены композиции "Пионерская, 38" и "Вызываю огонь на себя", вообще никогда и нигде не выходившие. А к "Треугольнику" приплюсована забавная "Географическая" - песня, текст которой датируется тем же, что весь "Треугольник", 1981 годом, а вот музыка и запись - уже 2001-м, специально для Антологии (Прим. ред - !!!) .

Все записи подвергаются цифровому ремастерингу на студии Андрея Субботина. Важно, что ремастеринг осуществляется не с тех компактов, что выпускали в 90-х гг. различные фирмы (там звук по большей части нещадно перекомпрессирован), а с оригиналов, предоставленных группой. Эксперты утверждают, что стало намного лучше и естественней: старые записи ожили и "задышали".
В Антологии нет ничего лишнего. Безусловно, при желании альбомов могло быть не 20, а все 40 (есть еще разнообразные бутлеги, побочные проекты, музыка к фильмам, американские опыты и проч.). Однако, с точки зрения "АКВАРИУМА", главные предметы гордости сосредоточены именно здесь.

Восстановлено аутентичное оформление всех альбомов. К примеру, обложка "Синего альбома" выглядит именно так, как задумывалась "АКВАРИУМОМ", а не как захотели 15 лет спустя другие издатели. В то же время, все 20 альбомов выглядят как коллекция - за счет некричащих и стильных "серийных" элементов в дизайне. CD выпускаются в формате digipack. Это очень красиво (как - видно на примере "Сестры Хаос"). И особая гордость - толстые буклеты, где есть не только тексты всех песен и редкие архивные фото, но и история создания каждого альбома (авторы - наши "золотые перья": Александр Кушнир, Александр Волков, Андрей Архангельский - по заказу "АКВАРИУМА").

Прим. ред. - Я держу в руках первые 4 диска и вынуждена согласиться с "Союзом" - ДА, к сожалению :) мы должны все это покупать, оно того стоит. Речь идет только о "дорогих" изданиях. "Дешевые" (если они будут) имеет смысл покупать только "новичкам", у которых вообще нет какого-то диска, а купить "дорогой" - ну совсем никак не получается.
В следующих выпусках будут постепенно опубликованы все подробности, включая пресловутые бонус-треки и фотографии.

* Новости чартов. Продержавшись в середине хит-парада "Нашего радио" 12 недель, песня АКВАРИУМА "Брод", наконец, его покинула. Надеюсь, это повод запустить в ротацию какую-нибудь следующую песню с альбома - нельзя же и 4-й месяц подряд крутить одно и то же. А голосующие в интернете слушатели "Открытого радио" - продолжают ставить эту песню на 1-е место.

Проголосуй за песню "Брод" АКВАРИУМА!

СПРАВКА

* Aquarium 3.0, June 2001Андрей Суротдинов, скрипка, альт, клавесин, фортепиано.
Текст его "файла" на www.aquarium.ru, написанный когда-то БГ не раз уже цитировался - про любовь к северной природе и стюардессам :)
Андрей Суротдинов играл в Аквариуме с 1995 года, впервые появившись на первом концерте "Цикл Циклона" в ДК Ленсовета. В Аквариум его привел Андрей Решетин, а до этого он занимался старинной музыкой, которую иногда играет и теперь. В рок-группе (или как это называется? :)) ему понравилось - "на концертах происходят какие-то вещи, которых я не знаю: Боря поет что-то из старого репертуара, я ни слов, ни музыки не знаю, но иногда наглею и начинаю что-то подпиливать на скрипочке, но все это часто мимо" :)
После записи "Навигатора", "Снежного льва" и "Гипербореи" Аквариум 2.0 окончил свое существование. В Аквариуме 2.1 (Лилит Блюз Бэнд) Суротдинов играл на клавишах и немного на скрипке. Сезон "Электрический Пес" (Аквариум 2.2) Андрей провел в Канаде, играя там в симфоническом оркестре, но через год вернулся в Питер и в Аквариум. Не успев к записи альбома "Пси", он играл в концертах этого сезона, во многом создавая тот самый звук, который все так хвалили в отчетах, сравнивая со звуком на альбоме :)
С тех пор Андрей не расстается с Аквариумом, все больше и больше радуя поклонников звуком и вдохновенной игрой, а поклонниц - еще и обворожительной чеширской улыбкой :))) Желаю, чтобы и впредь!

В "ПЕСНЕ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ"

12.04.02 [от Георгия Степанова] Я беспечный русский бродяга (327 kb)
БГ в ТВ-программе Дмитрия Диброва "Ночная смена". 28 февраля 2002.

КОНЦЕРТЫ "ВЕРМИШЕЛИ"

26 апреля, пятница - СПб, музыкальный клуб JFC JAZZ CLUB. Начало в 20:00. Адрес: Шпалерная улица, 33, (М) Чернышевская. Телефон: (812) 272-9850.

ДРУГАЯ МУЗЫКА

* На днях из Калифорнии в Северную Столицу с официальным визитом прибыл легендарный в определенных кругах Захар Май. Цель визита определена в пресс-релизе как "выпендриваться и фасонить". "Захар - это подлинно народное", - сказал однажды про него БГ :)
Достоверно известно пока только об одном концерте - 27 апреля в питерском клубе "Полигон". По слухам, будут и еще концерты в апреле-мае - об этом будет написано на легендарной же The Baza, в разделе, посвященном этому проекту, "Zak Goes to Russia". А пока там не написано - полистайте "Базу" :)

* "21 июня 2002 в СКК (Санкт-Петербург) пройдет концерт, посвященный 40-летию со дня рождения Виктора Цоя. В концерте примут участие только столпы русского рока, ровесники великого музыканта – состоявшиеся монстры отечественного рок-движения. В отличие от Кинопроб, здесь не будет такого изобилия перепевок и молодых команд – это концерт Посвящение. Окончательный список артистов ещё не определился, однако известно, что самой молодой группой, которая примет участие в фестивале станет коллектив Tequilajazzz. Это событие превратится в настоящий праздник" - пишет MUZZ.ru
"Аквариум" в этом празднике участия не примет - по той простой причине, что играет в этот день в Портленде, США.

БЫВАЕТ И ТАКОЕ

К американскому туру специально сдизайнены маечки, плакаты и открытки. Открытки будут настоящие, можно послать по почте, плакаты обыкновенные, можно повесить на стену. Для тех же, кто предпочитает не самому смотреть, а чтоб на него/нее смотрели :))) - маечки. Их уже можно купить на странице, посвященной туру.

Official tour t-shirt, front view

Official tour t-shirt, rear view

"Официальная" майка тура.

На лицевой стороне - оригинальное изображение.
На обратной - расписание тура, предваренное фразой "Америка - это иллюзия, вызванная недостатком алкоголя".
На рукавах надписи - "АКВАРИУМ" и "USA 2002".
Размеры: S, M, L, XL

Продается без ограничений во возрасту.
Майки и билеты продаются независимо, в любом количестве.
Дополнительных льгот во время тура майка не дает.
Без билета с печатью - майка считается недействительной.
Сохраняйте майку до конца концерта.

Странно, что для комплекта не предлагаются трусы, платки-парео и носки :) Уж хотя бы банданы могли бы сделать... Да и покупателей на очки a la Lenn... то есть, a la БГ - найдется немало :)
Строго говоря, и маечки, и билеты - нельзя _купить_ сейчас. Сейчас их можно заказать и оплатить, а получить - только в день концерта. Майки продаются и отдельно от билетов, НО никуда не высылаются (пока), так что прийти за ними все равно придется в день концерта - но ходить на сам концерт не обязательно :)

УШАМИ ГЛУХИХ

* Продолжаем читать рецензии на альбом "Сестра Хаос". Жемчужина коллекции! Такого еще не бывало. 15 марта, новости Всемирного фонда дикой природы (WWF), по материалам Леонида Шарашкина. Не могу поверить, что он это серьезно.

"Гигант русского рока Борис Гребенщиков запел о глобальном потеплении. "

На последнем альбоме "Сестра Хаос" в песне "Растаманы из глубинки" содержатся следующие слова:
В Байкале крокодилы, Баобабы вдоль Волги-реки.
В Байкале крокодилы, Баобабы вдоль Волги-реки...
Мама, как нам справиться с глобальным потеплением?
Покрепче прибивать косяки.

Говорил ли кто-нибудь более красочно об изменении климата (да еще в привязке к России)? Влияние климатической программы WWF налицо. Вообще тематика нашей работы БГ все ближе и ближе. Например, проблемы нефтегазовой отрасли ему не чужды:
Он сжег офис Лукойл
вместе с бензоколонкой -
Без причин, просто так.
Из уваженья к огню.

Конец цитаты. Предлагаю еще вспомнить уважительное отношение БГ к воронам и неоднократно поднимаемую проблему волков. А уж сколько всего спето про чистую и не очень воду в виде дождя, снега и прочих рек... Впрочем, WWF может расстроить легкомысленно-равнодушное отношение к охоте на редких единорогов и запутанная история с орлами, львами и крупными парнокопытными, явно предполагающая их содержание в неволе.
Кстати, мне в почтовый ящик положили листовку - если вы пожертвуете WWF рублей эдак 600, то на эти деньги они обещают прокормить одного тигренка в течение месяца.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

г. Таганрог, ДК ТагМета, 9 апреля 2002г.

From: "Vladimir Demtchenko" <vd@lenta.ru>
To: "Irina Voronezhskaya" <irka@aquarium.ru>
Sent: 16 апреля 2002 г. 17:14
Subject: концерт в Таганроге

Я - не фан, я просто люблю Аквариум, БГ и их песни!.. Вот новый ммм... виток... или ступенька этой Любви случились после концерта :)
У нас в Таганроге Аквариум ещё не был, насколько я знаю. Был в Ростове года четыре назад. Я тогда не пошёл - честно говоря, боялся разочароваться, увидев, услышав (почувствовав?) живьём... Был такой период - разочарований в ммм... не кумирах, но любимых когда-то музыкантах, группах... А сейчас, хотелось пойти с самого начала, как только впервые увидел афишу.

Концерт был 9-го апреля в самом большом зале города - ДМ ТагМета. Куча знакомых перед зданием ДК, купили в холле диск, зашли в полутёмный зал, очаровали какие-то буддийские мелодии.
У нас на концерте разговоров с залом не было. Только приветствие, прошание и раза два или три - фразы между песнями. Но играли честно, от Души и с Душой. Я редко бываю на концертах, но всё равно сомневаюсь, что где либо ещё мог быть такой драйв!..
Правда, несколько давил своей напыщенностью зал, нет - не люди, а именно сам зал - ДК Ленина как-никак в прошлом :) Впрочем, были и люди, просидевшие всё время почти неподвижно, они тоже немного мешали отдаться настроению (тем более, что сидели прямо перед нами :) - похоже, попали случайно, или просто не смогли перешагнуть "своё положение" :) Хотя некоторые смогли, всё-таки :)

Поразили несколько вещей: какой Он - простой и самодостаточный в хороших смыслах этих слов! Знаете, когда человек таков, что ему совершенно не надо из себя что-то изображать, а можно быть совершенно естественным - вот такой, как раз :) С совершенно открытым лицом (несмотря на тёмные очки) и замечательной улыбкой!
Удивился довольно большому количеству народа тинейджерского возраста. Сначала подумал, что пришли покричать и попрыгать, потом понял, что не всё так плохо у нас, раз тинейджеры ходят _слушать_ Аквариум! Удивился :)
Зал не был полон. Это и понятно - город не такой уж большой, а Аквариум - это не, прости Господи, Иванушки, какие-нибудь :) Тут и голова нужна и душа, и сердце...
Вобщем, хожу я неделю уже - наполненный Светом :) Тёплым таким и ярким. Улыбаюсь и радуюсь жизни. Слушаю "Сестру Хаос"...
Спасибо!!!

г. Киев, ДК КПИ, 19 апреля 2002г.

From: "Max Rudensky" <fonin@ziet.zhitomir.ua>
Cc: <irka@aquarium.ru>
Sent: 20 апреля 2002 г. 17:52
Subject: Были на БГ :-)

... на БГ ездили по панковски, наудачу, простояв час под дверями и в конце прорвавшись (к нам подошел мент-барыга и предложил билетики по 10рэ 12 бу). На концерт попали естественно одни мажоры (перед ДК КПИ стояли одни иномарки - пройти нельзя было), небрежно приходя на половину концерта.

Поехали вчера в 6 вечера (концерт в 7, от Житомира до Киева 120 км), гнали на такси и попутках - очень веселое ощущение опаздывать, когда все заражаются твоей спешкой и давят на газ. Опоздали на час, еще час простояли перед входом ловя удачу и попали на последний час концерта.

БГ все такой же, в штанах с надписью fuck, в очках и с козлобородой, гитариста не было, валил Борис Рубекин на клавишах, Шар босиком отплясывал возле перкуссии (веселый, видимо, дядя), скрипач порвал смычок и извлекал из скрипки жалобные звуки. Одеты были - Рубекин в такой шляпке английской какой-то и красной штуке с разводами в стиле птицы Феникс (или Сирин?), Шар в длинном халате (восточном что-ли), остальные поскромнее (потные майки там и т.д.)

Мы стояли на самой мрачной галерке и смотрели в 8-и кратный дедов бинокль 1940-го года выпуска, с помощью которого дед бил фашисткие танки :-) Очень кстати удобно на концерте - видно как на ладони, да еще дальномерные линии, так что песня Подмога была воспринята как нельзя лучше :-))
Прожектора давали классные эффекты в линзах, не хуже фотошопа. Вообще, свет был мощный и разноцветный, как детские шарики, на АукцЫоне поскромнее было. Дым-машина опять же.

Клавишник играл за всех (больше всего за гитару), т.к. гитарист, видимо, в творческом отпуске (Прим. ред. - и уже лет 5 как :) Не пора ли ему уже вернуться?..)
Играли: что-то про воронику на крыльце (из Сестры Хаос, мне очень понравилось, душераздирающая песня). Это была последняя песня из Сестры Хаос (к сожалению, мы всю Сестру прождали перед парадным :-(, потом были разные старые песни - На чем ты медитируешь, Хилый закос под любовь, Таможенный Блюз, Какая рыба в океане, Серебро Господа, Всем будет лучше, когда ты уйдешь.
Потом был бис - Подмога (жалобная песня группы Х.забей - "пушка сдохла, все, п..дец, больше нечем отбиваться, что ж, закурим, брат боец, нам от смерти не с..баться" - если в зале есть дети, закройте им уши), Пригородный блюз (крайне хардовый - Рубекин постарался), Вперед, Бодхисаттва, Мама-Анархия, Небо становится ближе.

Звук колебался от хардового клавишного в Пригородном Блюзе (мне напомнило выкрутасы Джона Лорда из Deep Purple или кто у них там на клавиши давил) до грустных гитарных переборов с колокольчиками-бубенчиками в Серебре Господа. Вот бы БГ когда-нибудь сыграл Кад Годдо :-( и вообще почаще приезжал...

БГ дарили много цветов, он их небрежно (и вредно) швырял на пол, а какой-то малый даже протянул ему руку для пожатия, что ж БГ оставалось делать? :-) Вышел маленький мальчик с цветами и подошел к маэстро, а тот что-то объяснял музыкантам и стоял к нему спиной, а бедный мальчик и так, и этак, и потом наконец подарил !
Последней была (кажется) Небо Становится Ближе - а потом мастер said "Благослови Вас Бог",
и грустно-веселые мы побрели на автостоп (11 вечера) ехать в свой Ж. :-( ...

НЕПЕСНИ

С сентября, когда на www.aquarium.ru появилось фото БГ в роли Льва Толстого, информации об этом "проекте" стало не намного больше. БГ в своих интервью только пожимает плечами или отшучивается. Вот интервью режиссера (и не только) Виктора Тихомирова, которое тоже, в общем...

БОРИС БОРИСЫЧ ТОЛСТОЙ

Феномен Бориса Гребенщикова с трудом поддается осмыслению, хотя попытки делались неоднократно -- и журналистами, и экспертами, и даже самим БГ. Еще одну попытку, довольно своеобразную, предпринял Виктор Тихомиров в начале этого года. Он снял фильм под названием "Лев Толстой", где главную роль играет Борис Борисович. Тихомиров хоть и митек, но человек серьезный и положительный. Он известный художник, прозаик и режиссер. В его планы не входило прикалываться над Толстым. Тогда зачем? Зачем было снимать БГ в образе Льва Николаича? Я встретился с режиссером и спросил, как появилась у него эта безумная мысль

-- Идея, -- ответил Тихомиров, -- появилась у меня на бегу. Дело в том, что я собираюсь жить до ста четырех лет. И каждое утро совершаю пробежки в парке Лесотехнической академии. Как-то задумался о великих людях, о критериях великости, о переходе количества в качество. И пришел мне на ум БГ. У Толстого полки сочинений стоят, у Гребенщикова не меньше пластинок. Я видел в одном магазине метровую полку, сплошь уставленную творениями "Аквариума" и Бориса. Сейчас таких плодовитых людей -- единицы. Как Толстой в XIX веке.

-- Ну да, отовсюду слышно: не пишется, не сочиняется, кризис, нету идей...
-- Просто люди не могут сосредоточиться. Очень много отвлекающих факторов, и в первую очередь -- телевизор, от которого отказаться совершенно не хватает силы воли. Да мало ли соблазнов и искушений... Я не думаю, что Гребенщиков ведет исключительно монашеское существование. Но он справляется со скоростью жизни и с ее искушениями.

-- Виктор Иванович, а давно вы знаете Бориса Борисыча?
-- Лет двадцать -- это как минимум. И могу сказать, что за это время он мало в чем изменился.

-- За двадцать лет человека можно узнать "от и до". Даже такого загадочного, как БГ.
-- Но ведь любое знание относительно. Я себя-то самого плохо знаю, хоть и написал много автопортретов. Можно лишь, как говорит мой друг Шинкарев, приблизиться к объекту на расстояние, с которого лучше видно. Подойдя на это расстояние, я понял, что Гребенщиков смертельно боится пошлости. Люди, делающие с ним передачи и интервью, очень хотят самовыразиться, а не показать БГ, как он есть. Все хотят опустить его до своего уровня, сказать: "Вот мы с Борисом Гребенщиковым..." Но к чести Бориса он редко попадает в такие ловушки. Когда к нему обращаются, он идет навстречу пожеланиям трудящихся и делает то, что просят. А самого себя оставляет себе, самого себя у него никто не просил. Потому и решил я подать Гребенщикова через великого человека, творца. Образ Толстого -- самое чистое на сегодня представление о Борисе. Самое чистое, ясное и прозрачное.

-- Значит, Толстой и БГ -- фигуры равновеликие?
-- Может, мы так испортимся через какое-то время, что нам Гребенщиков будет плох, а Лев Толстой и того хуже. Все может случиться, но на сегодняшний день они сопоставимы.

-- Чтобы найти фигуру, сомасштабную Гребенщикову, приходится рыться в замшелом XIX веке. Это БГ так велик или люди вконец измельчали?
-- Скорее второе. Ведь Гребенщиков не на пустом месте возник. Тогда в начале восьмидесятых целая обойма была: Цой, Башлачев, Майк Науменко. Все думали, что это начало, что еще немного и -- "над нашей Северной Пальмирой взойдет звездою русский рок". Но начало оказалось вершиной, большая волна породила мелкую рябь. Мне кажется, что следующего всплеска стоит ждать в других областях человеческой деятельности. Может быть, в компьютерной сфере или даже в политике.

-- Выходит, рок-н-ролл мертв, а Гребенщиков жив, как и было предсказано в восемьдесят третьем году.
-- Это не принципиальный вопрос. Важно другое: Борис инстинктивно, а может быть и сознательно, провел грань между собой и актуальными, новомодными направлениями. Не в актуальности его главная сила. У нас с Гребенщиковым много лет на Валдае дома стоят по соседству. И я привык видеть его в иной обстановке, чем большинство поклонников. Бревна, деревья, навоз, трава -- вот такая картинка. БГ очень естественно выглядит в этой среде: без лампочек, электричества и подпрыгиваний бесноватых. Казалось бы, рок-н-ролл -- афроамериканское искусство, и оттуда он насосался. Да, какие-то вершки оттуда он взял. Но на самом деле все масштабные фигуры вырастают из собственной почвы. Казалось бы, что за ерунда: Гребенщиков -- крестьянин, Гребенщиков -- Лев Толстой... Но ведь Толстой чем хорош? Борода лопатой, рубаха, босые ноги ставил на землю... Это не лубок, а всего лишь метафора полной открытости. Свобода, для которой не требуется специальных аксессуаров.

-- Я думаю, что БГ понравился этот экспириенс.
-- Чувствовал себя он в кадре очень комфортно. И еще одна деталь: на протяжении всего фильма Борис не надевает очков. У него до такой степени выразительные глаза, что одного взгляда достаточно, чтобы парализовать полк девушек.

-- Саундтрек к "Толстому", естественно, гребенщиковский?
-- Не весь. Будет там, например, музыка из известного фильма "Чапаев". Не героическая, а наоборот -- такая щемящая, душевная, лирическая мелодия. Борис записал песню "Молитва и Пост", которая, может быть, и прозвучит в фильме, но не факт. Будет сделан как минимум клип на эту песню в гриме и образе Льва Толстого.

-- Мне известно, что Гребенщиков неохотно играет в кино. Говорит, что он не актер, что у него другая профессия.
-- А мне и не нужно, чтобы Борис играл. Я хотел, чтоб все было максимально естественно. И придумал для этого такой прием: некий матерый режиссер снимает фильм "Лев Толстой" с БГ в главной роли, а тот отбился от группы, забыв, что он в гриме. Дальше снимаю я.

-- Ну хорошо, а каков сюжет? Что, собственно, происходит в картине?
-- Происходит разное. Лев Толстой лежит пьяный в луже. Лев Толстой косит траву. Лев Толстой поет. Лев Толстой борется с нечистой силой...

-- И что, снимали нечистую силу?
-- А как же. Среди персонажей есть мелкий и крупный бесы: хитроватый пацан и такой здоровенный детина. Гребенщиков реагировал на них с интересом. Думаю, он привык к тому, что его искушают. Мне тоже приходилось сталкиваться с чертями, правда, в иной обстановке. В прошлое Рождество они нанесли мне визит.

-- Чего хотели?
-- Натурально, душу купить. Хотели, чтоб написал я картину на богопротивный сюжет. Начали с десяти тысяч у.е., дальше я ускользнул от разговора.

-- А как они выглядели, эти самые черти?
-- Традиционно. Как описано у Булгакова и в других известных источниках. Оба в черном, один веселый, второй печальный. Просидели у меня три часа, выпили ведро чаю.

-- И что?
-- Кажется, удалились насовсем. На определенном этапе жизни они всем являются. Даже митькам.

-- А насколько митьковским получился фильм "Лев Толстой"?
-- Чтоб он получился митьковским, нужно было снимать его лет пятнадцать назад. Я надеюсь, что фильм -- толстовский.

Ян ШЕНКМАН
В материале использованы фотографии: Дмитртия КОНРАДТА

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

(из какого-то интервью середины 90-х)
- Лев Толстой? 
Б.Г.: Неинтересен. Запомнился лишь один рассказ "Три гусара" да еще идиотская история про монаха, который, борясь с искушением, отрубил себе палец. Полный бред! 

Редакция рассылки (до 23 июня): irka@aquarium.ru
Гостевая книга "Пустых Мест"