Мы используем друг друга, чтоб заполнить

 

Новости и слухи
Цитата по поводу
Глазами очевидцев
Справка
Редкая пластинка
Как это было
Акции
Книжная полка
Я знаю места
Календарь

Полная Дискография
Другая Музыка

Гостевая книга

 

Архив рассылки

 

 

 

 

 Включен 21 августа 2000 года

ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АКВАРИУМА

БГ, Анатолий "Джорж" Гуницкий
Звук - Марат Айрапетян
Мастеринг - БГ, Студия "Триарий" 2001
Записано в феврале 1973 года в ЛГУ на факультете ПМиПУ
Издано на CD в составе тройника "Доисторический Аквариум" (2001)

Мой ум сдох (Джорж)
Концепция 14 (БГ)
Осторожно, берегись поезда (БГ/Джорж)
Бустер в ночи (БГ/Джорж)
Река Оккервиль (Джорж)
Ария шузни, влюбленной в джинсню (БГ/Джорж)
Мочалкин блюз (БГ)
Поэзия (Джорж)
Гуру Панджахай (БГ/Джорж)
Ну а ты? (БГ/Джорж)
Он пришел из туманной дали (БГ)
У меня шузня. Гимн (БГ/Джорж)
Песня о кайфе (Джорж)
Господин Раутбарт (БГ/Джорж)
Голос (*)
Упади на песок (Джорж)
Я - Шизо (Джорж)
Большая увертюра для квака В-mol (БГ)
Маленький большой водопад (БГ/Джорж)
Ля-ля-ля (БГ/Джорж)
Фамилия - это субстанция (Джорж)
Париж (БГ/Джорж)
Во мне кто-то третий (Джорж)
** (БГ)
Для Ахтараута (БГ)
Сказка о двух королях (Джорж)
Мой ум сдох (Джорж)
Пение птиц и птичек на могиле сдохшего ума (БГ/Джорж)

Тексты песен и не песен тут: http://www.aquarium.ru/discography/iskushenie206.html 

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
...Хроника начинается с `80 года, ибо то, что было до этого, было временем неоформленной мифологии, скитания по инженерным замкам этого мира с гитарой, флейтой и виолончелью; период, ни в чем не запечатленный и не могущий быть отраженным адекватно. Записи, сделанные в этот период, по праву принадлежат не музыковедению, но этнографии, ибо являются документом существования иной формы жизни (другими словами, их можно изучать, но нельзя слушать). В тот период ценность музыки заключалось не в том, чтобы ее можно было слушать, но в том, чтобы мы могли ее играть. Наше появление на фестивале в Таллинне и последующие знакомства - сначала с "Машиной Времени", а позже с Артемом Троицким - привело к концерту в Тбилиси и началу другой фазы жизни. О которой и повествует нижеследующее.
Хотя нужно бы добавить, что я вырос, слушая записи и радио, и - само собой - рок`н`ролл был для меня магической комбинацией звуков, исходящих из динамика. Эти звуки были чисто религиозным откровением (наподобие горящего куста) и навсегда отменяли пресный мир моих родителей - а вернее, мое пресное восприятие этого мира; никаких живых существ - например, музыкантов - за ними не угадывалось. Плохо переснятые фотографии Битлз, продававшиеся в школе на переменках, имели чисто умозрительную связь с оживляющим мертвых волшебством "I Want To Hold Your Hand", Поэтому попытки создать что-то, что можно слушать, как запись, начались у нас раньше, чем мы научились браться за гитару с рабочей стороны. "Искушение Св. Аквариума", записанное в 1973 году - прямая иллюстрация этого. Позже появились "Притчи графа Диффузора" и др. - но это все еще и рядом не лежало с тем, чего хотелось. Мы репетировали, писали песни, играли концерты и, сами того не зная, ждали чудес...
Борис Гребенщиков, из "Краткого отчета о 16-ти годах звукозаписи", 1997 год.

Из "Справочника" Павла Северова:
1974 январь - февраль 
Первый LP (БГ+Джордж). Записан во время студенческих каникул. 
Мнение БГ: "...альбом представлял из себя извращение двух идиотов (БГ и Джорджа), занимавшихся сюрреалистической "Аммагаммой": некоторый непонятные желудочные звуки, стуки, пленки задом наперед, петли, стихи, отдельные куплеты песен и фразы. Очень смешно, но очень плохо записано". 

Из переписки Павла Северова с "аппаратчиком Маратом" (Айрапетян Армен, armenh@forof.sci.am):
Все первые альбомы записывались в зале факультета прикладной математики ЛГУ (где мы с Борей тогда учились) в ужасных условиях и на фантастической аппаратуре (усилители УМ-1, микшерский пульт сборки Воробьева, который приходилось перепаивать три раза в час, самодельные колонки, и т.д.). Для любителей статистики - Боря играл на 12-струнной гитаре "Пирин". Помимо традиционных инструментов "А" (особенно на "Искушении" - весьма авангардном произведении) использовал массу других звукоиздающих устройств (детские дудки, пианино с воткнутыми в молоточки кнопками, пластиковый провод - капли расплавленного пластика со свистом проносились мимо микрофона).
"Искушение" было единственным альбомом, где Боря не доминировал - творческая энергия генерировалась Борей и Джорджем Гуницким в равной мере (единственное "произведение" не принадлежавшее им - "Пение птиц и птичек ..." - идея Марины Житковой).
После выхода "Искушения" у "А" появились первые не просто друзья, а поклонники. В перерывах между посещениями "Сайгона" (надеюсь, что история этого кафе уже написана кем-то) они толпами являлись в зал, мешая репетициям и записи, ломая аппаратуру и доводя Борю почти до слез. 
* * * 
У альбома была даже обложка, созданная Русланом Судаковым и изображавшая "Маленький Большой водопад". 

Как нашли запись "Искушения Св. Аквариума"
Вообще, история с альбомом "Искушение Св. Аквариума", вернее, с его находкой, была следующая (без упоминания действительных имен и претензией хоть на какую-то достоверность). Запись до относительно недавнего времени считалась безвозвратно утерянной, как и "Менуэт Земледельцу", который не найден до сих пор. Однажды, одна Молодая Особа женского рода в целях приобщения, так сказать, к прекрасному, доброму и вечному, попросила Известного Аквариумоведа записать для себя кое-что из "Аквариума", для чего составила список на листе бумаги. Прочитав этот список, Известный Аквариумовед хмыкнул, типа:
- А вот этого в природе не существует, - и ткнул пальцем на "Искушение...".
- Ну, - разочарованно сказала Молодая особа, - я-то думала у тебя есть_все, а оказывается... Даже у моего друга - Волосатого Панка - этот альбом есть, правда качество - фигня полная, но у тебя-то должна же быть приличная копия, раз ты считаешься Известным Аквариумоведом. 
- У твоего друга, - ответило Уязвленное Самолюбие Известного Аквариумоведа, - нет записи "Искушения...", а таковой он считает, небось, "Пирог со свечами" Шамиля Абрярова или вообще какие-нибудь "Притчи Графа Диффузора". 
Тут надо сделать некоторое отступление. Волосатый Панк получил свое имя в этом рассказе по двум причинам: во-первых, он был действительно волосатым и всем своим видом походил на хиппи, а не на панка; Панком же его назвали (это - "во-вторых") исключительно благодаря внутренним убеждениям и пристрастию к музыке соответствующего направления.
Так вот, продолжим. "Ох-ох, какие мы гордые, как птица Мурабу*", - подумала Молодая Особа, разыскала Волосатого Панка и забрала у него пленку с "Искушением Св. Аквариума", которая оказалась записью "Искушения Св. Аквариума". Допрос с пристрастием в виде накачивания портвейном Волосатого Панка заставил поведать того следующую историю. Работал он одно время в качестве разнорабочего в известной квартире на улице Софьи Перовской (или Марата?), где во время описываемых событий делался "евро-ремонт", сносились стены и выносилась, в частности, старая ванна. А до этого там жили какие-то кельты целой колонией, а еще до этого жил, по выражению рассказчика, "Гребень с семьей". Как вы уже, наверное, поняли, ванна (точно так же как и при находке, кажется, "Ихтиологии") всплыла в нашем рассказе не случайно - ее довелось выламывать и выкидывать на помойку именно Волосатому Панку сотоварищи, в процессе чего было найдено несколько дефицитных по тем временам пленок. "Скажите спасибо, что я не стер эту муйню и не записал сверху мой любимый "Секс Пистолз", - сказал захмелевший Волосатый Панк в конце своей истории и, рыгнув, послал Известного Аквариумоведа на три буквы... 
Дальнейшая судьба первого альбома в истории "Аквариума", по-видимому, связана (по выражению У. Гибсона и БГ) с дзайбацу "Триарий", который с 1998 года обещает издать альбом на CD. 
Интернет-общественности запись стала известна в том же 1998 году благодаря прежде всего Наталье Равдиной, которая где-то нашла пленку, запись пошла по рукам и, в том числе, попала ко мне. Игорь Соколовский выложил PA-файлы у себя на "Бобовшщине", правда, сейчас доступ к этим файлам невозможен по непонятным причинам - качайте с сервера "Пустых Мест".
Примечание:
* Птица Мурабу - африканское пернатое, которое имеет очень гордый вид, ходит по Африке и пинает говно, кому бы то ни принадлежало, хоть льву - пофиг.

Некоторые тексты есть тут: http://www.aquarium.ru/discography/iskushenie206.html 

 

[ в раздел "Как это было" ]   [ читать последний выпуск ]

© Сергей Варюшкин
Почта varyushkin@mail.ru
ICQ ICQ 7837257

[ новости ] [ цитаты ] [ отчеты ] [ справка ] [ раритеты ] [ история ] [аквариумисты
[ книги ] [ ссылки ] [ дискография ] [ mp3 ] [ архив] [ общение ]