Новости
и слухи
Цитата по
поводу
Глазами
очевидцев
Справка
Редкая пластинка
Как это было
Акции
Книжная полка
Я знаю
места
Календарь
Полная
Дискография
Другая Музыка
Гостевая
книга
Архив
рассылки
|
Бытовой
уровень
Бога
МИХАИЛ
ГЕНИН
mgenin@computerra.ru
Сотри
свой файл и
выброси
винчестер в
кусты...
Борис
Гребенщиков.
"Пси"
Что
делать,
когда из
приятной
беседы [1]
за чашкой
кофе надо
сотворить
интервью, а
под рукой
даже не
оказалось
диктофона?
Ведь
интервью -
особый жанр,
разговор же
течет по
своим
законам,
перескакивая
с одной темы
на другую, да
и нет
разговора в
стиле "вопрос
- ответ".
Приходится
сидеть и по
крохам
вытаскивать
из себя
воспоминания,
приходится
структурировать
ответы,
раскладывая
по
тематикам,
погрешив
против
хронологии
реального
разговора.
Зато
получается
цельно и
ясно.
Об
авторском
праве
БГ: Да... к
черту [в
оригинале
жестче] все
авторские
права [все
смеются, но
сказано на
полном
серьезе].
Музыка
никому из
людей не
принадлежит
вообще. Даже
автору.
Только Богу.
Это он решил
вложить мне
в голову эту
музыку, я ее
пропустил
через себя и
выдал для
всеобщего
пользования.
И мне на этом
никак не
нажиться. Да
и не надо
этого.
Да, вокруг
любого
автора
постоянно
тусуются
люди,
которые на
его
творчестве
пытаются
сделать
деньги. И
против
этого я не
возражаю. Но
получается,
что
авторские
права - это
как раз их
проблема, а
не проблема
автора. Не
станет
авторского
права - что-то
изменится
только для
этой
тусовки, но
не для
автора.
Поймите,
пока есть
две
общности -
авторы и их
слушатели/потребители,
- они друг
другу с
голоду
помереть не
дадут.
АМ: Когда мы с
Борисом
только
начинали
вместе
работать, в
начале
девяностых,
он на одной
из пресс-конференций,
где все
обвиняли
пиратов,
сказал, мол, "ребята,
а я за
пиратов: они
же тоже нас
распространяют".
Для всех, и
для меня как
для
издателя,
это был шок, а
сейчас
ничего,
привык.
БГ:
Интернета и mp3
я не то чтобы
не боюсь, а,
наоборот,
всячески
поддерживаю.
Ведь если
молодые
талантливые
ребята где-нибудь,
скажем, в
Кливленде,
штат Огайо,
запишут
свою музыку
в mp3, выложат
на своем
сайте и
будут всех
привлекать
к себе на
сайт, тем
самым они
перепрыгнут
сразу через
несколько
ступенек
долгой и
нудной
раскрутки,
которые
иначе
пришлось бы
пройти. И это
очень важно.
А то, что кто-то
скачает мои
песни в mp3... Я
думаю, в
большинстве
случаев это
не означает,
что он не
купит мой
альбом. Эти
рынки
вообще
практически
не
пересекаются.
Настоящий
ценитель
музыки
хочет иметь
в руках
коробочку, с
буклетом
внутри, и мне
Интернет
удобен тем,
что я могу
заказать
диск, и мне
его
принесут
домой.
Причем
желательно -
в тот же день.
За это
многие
готовы
платить
деньги.
Мои
американские
друзья
рассказывали
о каком-то
саммите, на
котором
крупные
воротилы
рынка
встретились
с молодыми
людьми, типа
Yahoo! и другими, и
основной
вопрос был: "ребята,
давайте,
может,
разберемся,
что делать,
чтобы нам
бизнес не
потерять", а
те им
ответили: "не
бойтесь,
никуда ваши
деньги не
уйдут, как
диски
покупали,
так и будут
покупать, а mp3
скачивает
максимум
один
процент
потребителей,
пусть самых
продвинутых,
но один..."
Так же и с
торговлей -
что mp3, что
любой
другой. Дэйв
Стюарт
пытался как-то
выставить
свой альбом
в mp3 на продажу
через Сеть.
Продан был 341
экземпляр.
Триста
сорок один. А
так, обычным
путем, он
альбомов
продаст
тысяч в
десять раз
больше.
Да и мы тоже
на "Планете
Аквариум" (http://www.planetaquarium.ru/)
выкладывали
концертный
альбом "Молитва
и пост", на
котором
было много
новых на тот
момент
вещей, да и до
сих пор не
изданных.
Однако
никто так и
не
предложил
издать этот
альбом или
продавать
его через
Сеть.
И к тому, что
продаются
диски типа "Весь
.Аквариум"",
где в mp3
записано
сразу
альбомов 10-15, я
отношусь
спокойно.
Пусть
продают. Там
же, в любом
случае,
качество
звука хуже,
чем на
нормальном CD,
а если
делать с
приемлемым
качеством,
то на диск
влезет уже
не
пятнадцать,
а только
пять
альбомов.
Если кому-то
это надо -
пожалуйста,
но мне
кажется,
большинство
предпочтет
купить все
альбомы по
отдельности.
К тому же
подряд все
равно
десять
альбомов не
послушаешь -
скучно
станет.
О
компьютерах
БГ:
Компьютеры
вообще
очень
полезная и
хорошая
штука. Но
ничего
принципиально
нового они
мне пока не
открыли.
Удобнее
стало, но не
более того.
Для любого
искусства
компьютер -
новый
инструмент.
То есть
всего лишь
средство. По-моему,
больше
всего
компьютеры
дали
изобразительному
искусству.
Появилось
много новых
возможностей.
Хотя до сих
пор я не
встречал
людей,
которые бы
сделали
себе имя
только на
компьютерном
художестве.
Есть,
говорите?
Очень
интересно.
Дайте
ссылочку.
Сам я до
этого так и
не добрался -
нет времени
изучать Photoshop и
пр., а вот мой
сын очень
увлекается
художеством,
дизайнерскими
вопросами,
рисует,
причем
вроде
неплохо, а
главное,
хочет этим и
дальше
заниматься.
И я все
усилия
приложу,
чтобы ему
помочь и
продвинуть
его потом.
Да и в музыке
с помощью
компьютера
пока ничего
очень уж
интересного
не сделали.
Компьютер
вообще
можно
использовать
только для
получения
всяких
прибамбасов.
И мне
интересно
этим
заниматься,
хочется
пробовать
делать
какие-то
вещи.
В итоге пока
был первый
блин с Deadушками,
не очень
удачный. [2]
Ничего
нового, к
сожалению,
не
получилось,
а хотелось
именно что-то
новое
сделать. У
нас вряд ли
кто-то на это
способен, я
таких людей
знаю только
на Западе.
Тот же Tricky [3]. Так
что будут
еще
электронные
проекты.
Причем я
понял, что
старые
песни
просто так
на
электронную
музыку
переложить
не
получается.
Их
обязательно
приходится
переписывать.
Или писать
новые. На
самом деле,
как
выясняется,
в каждой
песне
заложен
некий код
времени. И не
каждую
можно
переписать
так, чтобы
она сегодня
нормально
звучала,
нормально
легла бы в
новое время.
Мы
планируем
сделать
новый
альбом
достаточно
"электронным",
но он выйдет,
когда мы
наберем
тысяч 18
сэмплов,
чтобы
использовать
при записи.
Правда,
песен
специально
"под
компьютер"
я писать не
могу, слова и
мелодии
пишутся под
гитару и
клавиши.
Зато потом
они
обрабатываются,
как хочется.
Для меня это
и есть
народная
музыка XXI века
- для
аккомпанемента
используются
самые
расхожие
инструменты,
а сейчас
комп
таковым и
является.
Я, кстати, уже
вовсю
внедряю,
если можно
так сказать,
всякие
технологи.
Вот,
например, на
последнем
альбоме "Пси"
самая
удачная, с
моей точки
зрения,
песня "Луна,
успокой
меня". Так
она как была
сделана:
песня
записана
под гитару и
стук ногой (как
записывали
бы какого-нибудь
старого
негра в 30-х
годах), потом
на это были
наложено
два
инструмента.
Далее мы
сэмплировали
отдельные
полюбившиеся
звуки из
увертюры
Джорджа
Мартина к
мультфильму
"Yellow Submarine",
перевернули
их наоборот
и тщательно
расставили
на нужные
места.
Об
Интернете
БГ:
С утра
каждый раз,
глаза
продрав, с
кровати
сразу ползу
проверить
почту,
новости
почитать. В
среднем,
если не езжу
по
отдаленным
местам с
концертами,
в Сети
провожу
полчаса в
день. Уже
есть круг
сайтов, с
которых
снимаю
информацию,
и расширять
этот круг
особенно
некогда.
Только
когда
совсем уж
нечем время
убить, тогда
пытаюсь
искать что-то
новое.
Сайты, так
или иначе
посвященные
"Аквариуму",
я знаю, но на
многие пока
не
удосужился
посмотреть.
Причем
многих
держателей
этих сайтов
я знаю лично,
а вот на
сайты
времени нет.
Хотя есть
для меня
интересные.
Есть,
говорят
энциклопедия
"Аквариума",
где все
песни
расписаны
чуть ли не по
строчкам -
какое слово
что
означает. [И
правда есть: fikus.rusco.ru/handbook.nsf.]
Самому
любопытно,
что же я
написал (смеется).
У Павла
Северова (severov.atom.ru)
есть
рубрика "первые
слова",
которую я
тоже давно
хочу
посмотреть [4].
Я уже не
всегда
помню, с чего
начинались
многие
песни. Ведь
они
постоянно
меняются,
окончательного
варианта не
существует.
Если
говорить об
Интернете
вообще, мне
кажется, что
если он и
меняет
жизнь, то
ненамного.
Мне все
вокруг
говорят:
смотри, это
же
качественно
новое
явление, оно
все меняет. Я
смотрю, и что?
Ничего
принципиально
нового и нет.
Ну ездила у
меня машина
со
скоростью 80
км/час, а
стала
давать 180. Ну
пусть даже 800,
пусть
полетела
машина. Но
люди как
использовали
три
процента
своего
сознания,
так и
используют.
Удобней,
конечно,
стало
намного. На
кнопки
стали жать.
Это проще.
Так что
разговоры о
том, что
Интернет
меняет
сознание и
пр., - полная
чушь. У меня
сын за
компьютером
и в Сети
сидит,
наверное,
часов по 18 в
сутки, и
ничего -
абсолютно
нормальный
человек. И в
оставшиеся
шесть часов
ничем от
человека,
который
Интернет в
глаза не
видел, не
отличается.
А у нас в
России для
большинства
Интернет -
вообще
пустой звук.
Это мы в
Москве, в
Питере, в
других
крупных
городах
увлекаемся
Сетью, знаем
что-то. А в
провинции
Интернет -
темный лес.
Ко мне
подходят
люди,
спрашивают
о музыке, о
группе, я
говорю: "сходите
на наш сайт,
там же все
написано", а
они
начинают
мяться.
Причем у
всех - у
соседа, у
друга, на
работе - есть
Интернет, но
они пока не
готовы его
использовать.
И так,
наверное, не
готовы
процентов 98
всего
населения.
Единственное,
что
Интернет
реально дал, -
информационную
свободу и
свободу
общения.
Этого,
конечно,
нельзя
недооценивать.
Никакая
тирания
теперь не
возможна. И
для молодых
людей это
важно,
благодаря
Интернету
они
становятся
свободнее
прямо с
детства.
Интернет им
дает сейчас
больше, чем
школа.
Об
образовании
БГ:
Разница
между нашим
и
американским,
западным
образованием
очень
существенна.
Складывается
впечатление,
что у нас
просто
разные
подходы. Их
учили
конкретным
вещам, а нас -
системному
взгляду на
жизнь.
Сейчас в
России
странное
образование,
которого я
не совсем
понимаю. Мой
старший сын
окончил
школу в
прошлом
году. И на
выпускном
вечере
общий тон
высказываний
учителей
сводился к
тому, что они
выпускают
детей в
непонятный
и опасный
мир. Мол, до
сих пор
школа хоть
немного
оберегала
их от этого
мира, а
теперь все,
отпускает в
свободное,
но
страшноватое
плавание.
Практически
разводили
руками,
говорили,
что мы
ничего для
вас сделать
не можем.
Непонятно,
чему же они
тогда
десять лет
их учили?
КТ: Кстати,
математическое
образование
дает о себе
знать? На
бытовом
уровне?
БГ: Мое
математическое
образование
выражается
только в том,
что у меня
реальный (или
реалистичный)
склад ума.
Хотя, может
быть, и
наоборот -
именно из-за
того, что у
меня такой
склад ума, я и
заинтересовался
математикой.
Математику
как науку я
до сих пор
люблю и
уважаю, но на
бытовом
уровне
никак не
использую.
Хотя для
меня
понятия "бытовой
уровень"
практически
не
существует.
Для меня все -
бытовой
уровень.
КТ: Нет, ну
есть же
какие-то
высокие
сферы...
БГ: А для меня
Бог - тоже
бытовой
уровень.
О религии
БГ: В Индии
живет
человек по
имени Сатья
Сай Баба,
которого
некоторые
даже
считают
Богом (аватаром).
Так вот, у
него есть
такая
особенность:
если к нему в
ашрам [5]
зайдет кто-то,
у кого есть
некое
желание, то
оно
исполнится.
Я проверял - у
меня
исполнилось.
И еще: можно
послать
Сатье
письмо (причем,
он
принимает
далеко не
все письма), и
тогда тоже
исполняется
желание.
Теперь
письма
можно слать
по
электронной
почте - с теми
же
последствиями.
А следующим
шагом
задумывается
сделать ему
сайт,
страничку,
которая бы
символизировала
его ашрам, -
для того
чтобы
желающим
посетить
Сатью Сай
Баба не надо
было ехать
так далеко.
Ведь
разницы-то,
по сути, нет.
Причем
неизвестно,
знает ли он
сам про
существование
мейла и
сайта - это
дело рук
верующих, но
сути дела
это
совершенно
не меняет.
И так может
быть со
многими
вещами. В
Иерусалиме
в Стену
Плача тоже
записочки
засовывают
с желаниями.
Кто мешает
сделать
виртуальную
Стену?
Сейчас
многие
обряды
пытаются
переводить
в цифровую
форму,
сильно
облегчая
жизнь.
Например,
исповедь. С
другой
стороны,
исповедь по
мейлу
хороша
только
тогда, когда
человек к
этому
серьезно
подошел.
Если он
очистил
мысли, свечи
зажег,
молился
целый день,
тогда не
важно
технически,
как он
исповедуется,
а если
подошел и
левой рукой
что-то там за
пять минут
по клавишам
набил - это не
исповедь. Но
людям
верующим,
которые
волею
судьбы
оказались в
местах, где
нет
возможности
нормально
соблюдать
обряды,
Интернет бы
очень помог.
Многие
обряды,
конечно,
переносу в
Сеть не
подлежат - то
же крещение,
например;
или я пока не
понимаю, как
их можно
грамотно
перенести
туда. Но что
подобные
вещи стали
возможны,
это хорошо.
Кто бы
предложил
это нашему
Патриарху... (смеется).
О России
БГ: Сейчас,
говорят,
модно
пользоваться
отечественными
товарами.
Хотя я не
думаю, что
это так.
Скажем, на
мне сейчас
ничего
российского
нет. Хотя нет,
ошибся, -
браслетик
вот
янтарный
наш,
отечественный.
Я не
разделяю
товары на
российские
и не
российские.
Для меня
главное -
хорошие или
плохие. Вот,
скажем, соки
и молоко я
пью
российские,
потому что
они гораздо
лучше, чем
западные
аналоги.
Массандровские
вина еще
хорошие,
хотя... это же
теперь не
наш товар, а
украинский.
А
вот пиво
российское
не пью.
Потому что,
путешествуя
по миру,
приучил
себя
потреблять
только тот
алкоголь,
названия
которого
мне знакомы.
Где-нибудь в
Катманду
просто
опасно пить
местное
пиво.
Поэтому и
здесь по
привычке
заказываю
знакомые,
проверенные
названия.
КТ:
Напоследок,
конъюнктурный
вопрос, как к
петербуржцу:
стоит
переносить
столицу в
Питер или
нет?
БГ: Ни в коем
случае! Ее и в
Москве-то
оставлять
не стоит.
Куда-нибудь
в Кострому...
хотя
Кострома не
потянет... во
Владимир!
Была же
Владимирская
Русь.
Отличная
столица там
будет. Или в
Екатеринбург
- он в самом
центре
России.
1 -
Мнацаканов,
президент
звукозаписывающей
компании "Триарий",
и Дмитрий
Мендрелюк.
2 - "Deadушки" -
питерский
коллектив,
играющий
электронную
музыку. В 1999
году вышел
совместный
альбом "Борис
Гребенщиков
и Deadушки", где
в
современной
электронной
аранжировке
были
перепеты
песни "Аквариума"
начала 80-х
годов.
3 - Английский
музыкант.
4 - Павел
Северов
обладает,
наверное,
самой
полной
коллекцией
концертных
записей "Аквариума",
что
признает и
сам БГ. В
рубрике "Первые
слова" в mp3
выкладываются
первые
варианты
исполнения
известных
песен.
5 - Это что-то
вроде
огромного
пионерлагеря
тысяч на
пять
человек, где
внутри - и
гостиницы, и
храмы, и
столовые и
пр.
Практически
одновременно
с выходом
этого
номера,
увидит свет
и
совместный
проект
студии "Триарий"
и ИД "Компьютерра":
"Фильмография".
Это четыре
диска, три из
которых
содержат
музыку,
написанную
"Аквариумом"
для кино-трилогии
Сергея
Соловьева: "Асса",
"Черная
Роза -
эмблема
печали,
Красная
Роза -
эмблема
любви" и "Дом
под
звездным
небом", а на
четвертом -
мультимедийном,
собраны
редкие
видеозаписи
Аквариума и
Бориса
Гребенщикова.
© Сергей
Варюшкин
varyushkin@mail.ru
ICQ 7837257 |