Мы
используем друг друга, чтоб заполнить
[ новости ] [ цитаты ] [ отчеты ] [ справка ] [ раритеты ] [ история ] [аквариумисты ]
[ книги ] [ ссылки ] [ дискография ] [ mp3 ] [ архив] [ общение ]
Майк и
Аквариум
концерт в Москве, 20 октября 1980 года
МИХАИЛ
НАУМЕНКО - музыка, тексты, гитара, вокал;
БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ - гитара,
вокал;
МИХАИЛ ФАНШТЕЙН-ВАСИЛЬЕВ - перкуссия.
Записано на концерте в
Москве 20 октября 1980 года.
КАК ЭТО БЫЛО
АРТЕМ ТРОИЦКИЙ (23.03.93)
Первый концерт
Майка, который я устраивал... Дело было так. Я о Майке ничего не знал, об
альбоме «Все Братья- Сестры» я узнал уже постфактум. Услышал я о нем от
Гребенщикова где-то весной 1980 года, уже после Тбилиси. БГ приехал в Москву и
привез кассету, про которую сказал, что это поет его приятель, которого он, как
сам выразился, продюсирует. Там были акустические записи Майка - «Пригородный
блюз», «Дрянь» и еще пара вещей. Мне эти записи страшно понравились, и, хотя я
был в то время увлечен Гребенщиковым, они мне понравились больше, о чем я
прямодушно Борису и сказал, чем, по-моему, его слегка смутил.
Боря очень
туманно говорил, что да, это его приятель, из Ленинграда, играет, песенки
пописывает, фамилии его мне не назвал. Кличка - Майк. Мне же настолько
полюбились эти песни, что я просто Борю затрахал, чтобы он меня с
Майком
познакомил, приехал с ним в Москву и так далее.
Все это произошло, когда мы
планировали концерт, который состоялся в Северном Чертаново, мини-фестивальчик,
где были Никольский, «Последний шанс», «Аквариум», по-моему, Макаревич, и
сольным номером там был Майк. Состоялся он в октябре 1980 года. Это было не
только первое выступление Майка в Москве, но, как Майк меня потом уверял, вообще
первое публичное выступление Майка с собственной программой. До этого он играл
только в квартирной обстановке. Впервые он играл на достаточно большом зале. И
впервые это было электричество, ведь ему аккомпанировал «Аквариум», и довольно
неплохо.
Честно говоря, я абсолютно не помню, каким образом я с Майком
познакомился, при каких обстоятельствах я его впервые увидел и каким было первое
впечатление. Реально я его помню уже на сцене, конечно. Я произнес там
вступительное слово, которое звучало, как будто я был хорошо знаком с его
творчеством; на самом деле это было не так, все ограничивалось той самой
пленкой. Концерт был, конечно, феноменальный, потому что Майк в большей
степени, чем Гребенщиков, нес в себе эту стопроцентную рок-н-ролльную эстетику,
которой у нас до тех пор не было. И, если к философствованию и поэтике у нас уже
привыкли с подачи Макаревича, Романова и других, то вот такого лобового
плакатного приземленного рок-н-ролла у нас не слышал никто вообще. У Рыженко
тогда таких песен не было, а ДК и других групп не существовало еще и в зародыше.
Так что Майк был абсолютным пионером в этой области.
Реакция на этот концерт
была уникальной. При том, что публика была достаточно рафинированной, в зале
творилось Нечто, и после выхода все продолжали спорить. А кто-то там даже
подрался, была какая-то драчка между людьми, которые Майка восприняли, и людьми,
которых он возмутил. Опять же публика была не урловая, а дрались там
интеллигенты с интеллигентами, как это бывает при каких-то литературных спорах.
Очень обломался Макаревич - был недоброжелателен, огорчен и раздражен. Майк же
совершенно на это не рассчитывал, он жил в этом мире, а у людей был
шок...
АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ (март 1993 г.)
...Мы познакомились в
конце 70-х на маленьком акустическом сейшене в Москве. Подошел к пульту тихий,
необыкновенно интеллигентный человек с большим носом и в темных очках. Долго и
вежливо объяснял звукорежиссеру, какой бы он хотел звук. Потом вышел на сцену, и
вдруг в лице его что-то изменилось, нижняя челюсть выехала вперед, и с
удивительно неприятными интонациями он затянул «Ты дрянь..».. Очень мне не
понравилась такая метаморфоза. Был я тогда поборником тотальной чистоты и
считал, что если человек в жизни один, а на сцене корчит из себя что-то другое,
то, значит, в одном из двух случаев он врет. Ну, такой вот детский максимализм.
Артем Троицкий, правда, случившийся на том же концерте и подглядевший мою
реакцию, родил легенду, будто с той поры сделались мы с Майком непримиримыми
идеологическими противниками. Простим ему эту неправду.
Уже год спустя,
услышав Майка с «Зоопарком», я стал их фаном, а с Майком мы
подружились...
АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ
Нас познакомил, разумеется, "Аквариум". Уже
не припомнится, кто первый - Фан, Дюша или Борис - привез в Москву первую запись
потрясающей песни. "Дрянь" так и осталась для меня визитной карточкой Майка.
Песня эта сразу стала популярна в столице. На расспросы об авторе аквариумисты
отвечали с загадочными улыбками: "Так, один наш приятель. Маленький, но сильный.
Мы его в следующий раз захватим живьем". и они не обманули. Московская премьера
Майка состоялась в 1980 году на Варшавке. Артему Троицкому вполне удался тог
подпольный сейшн. В зале сотни людей - крутейших представителей богемы от
Петрушевской до Олега Осетинского /к ним я еще вернусь ниже/. На сцене сменяли
друг друга киты: "Машина Времени", Константин Никольский, Виргис Стакенас из
Литвы и уже прославленными тбилисским скандалом "Аквариум". и вот тут-то и
произошло самое главное. Борис вежливо уступил микрофон небольшому угловатому
пареньку со знатным "шнобелем", и под аккомпанемент "Аквариума" Майк запел свои
песни.
Метаморфоза приключилась в жизни моего друга. Насколько медленно
и тягостно он прожил свои последние 2-3 года жизни и как стремительно, за
какие-то 20 минут, на наших глазах взошел к славе. На моей памяти Майк был
единственным артистом, кого Москва приняла сразу, безоговорочно. Он стал нашим
любимцем...
[ к другим архивным записям ] [ читать последний выпуск ]
© Сергей Варюшкин, varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257