Мы используем друг друга, чтоб заполнить
[ новости ] [ цитаты ] [ отчеты ] [ справка ] [ раритеты ] [ история ] [аквариумисты ]
[ книги ] [ ссылки ] [ дискография ] [ mp3 ] [ архив] [ общение ]
ДЮША Романов "Песня о Трилистнике"
02. Невский Проспект
03. Змеи
04. Поезд
07. Я, Только, Я
11. Мой Самолет
12. Ком С Горы
13. Ты - Ветер
Bonus track 1
16. Мой Ум Сдох (Live version)
Bonus track 2
17. Борис Гребенщиков. Перекресток
Bonus track 3 (от Пустых Мест, Internet-only)
18. Мой Ум Сдох ("Трилистник" и Джорж Гуницкий)
Bonus track 4 (из CD "Кинопробы-2")
19. Электричка (Live version, песня Цоя в исполнении "Трилистника")Дюша Романов - музыка*, тексты**, вокал, акустическая гитара (1-4, 12-16), флейты (5, 14), клавиши (5-11), программирование (5-11)
Михаил "Фан" Файнштейн - бас (1-3, 13, 14, 16), бубен (14)
Сергей Щураков - аккордеон (1, 13)
Александр Ляпин - гитара (2)
Петр Трощенков - ударные (2, 4, 12, 13, 16)
Наиль Кадыров - бас (4, 6, 12, 15), гитара (4-12, 15, 16)
Хор - Митьки (1)
Борис Гребенщиков - вокал, гитара, губная гармоника (17)
* - кроме 16 - Джорж Гуницкий, 17 - Борис Гребенщиков
** - кроме 1 - Владимир Шинкарев, 16 - Джорж Гуницкий, 17 - Борис Гребенщиков
Звук - Дюша Романов (1-3, 5-12, 15), Михаил Файнштейн (1-3), Дмитрий Липай (13, 14), Жак Волощук (4, 12, 15)
Записи сделаны в студиях АКВАРИУМА (1-3, 17), Ленинградского Дома Радио (13, 14), АнТроп (4, 12, 15), Красного Ку (5-11).
Мастеринг - Андрей Самсонов(с) Игнатий Романов, 2000
(с) & (p) Real Records, 2000 (RR-081-CD)Человек с розовым сердцем
Дюше Романову при жизни страшно не повезло как композитору и музыканту. К его сольному проекту ТРИЛИСТНИК все - и зрители, и критика - сначала отнеслись с недоверием, воспринимая его не более, чем клоном АКВАРИУМА. Первые концерты эти опасения подтвердили. Но что еще могло получиться, если на сцене были те же музыканты (ну почти те же), а в этой компании испокон веку было принято торчать на одной и той же музыке? К этому стоит добавить, что в программах АКВАРИУМА второй половины 80-х основным солирующим инструментом была флейта. На которой кто играл? Понятно.
Дальнейшая концертно-гастрольная судьба складывалась для ТРИЛИСТНИКА в тот период достаточно успешно: ненасытная аквариумная публика в мегаполисах, которой концертов любимой группы всегда было мало, с удовольствием съедала "побочный продукт", поскольку на сцене были культовые Дюша, Фан и иже с ними. Провинциальные организаторы с не меньшим удовольствием приглашали боле финансово-доступный ТРИЛИСТНИК и ничто же сумнящеся выдавали его за "АКВАРИУМ без Гребенщикова", провоцируя обескураженных зрителей на различные требования: от полного перевоплощения до исполнения "Старика Козлодоева". Дюша оказался очень сценичным и это отношение переламывал к третьей песне. У группы образовался круг поклонников, чему не мало способствовало быстрое появление первого альбома, записанного в ДК связи на собственной студии. Запись была сделана практически на коленях: Дюша любил вспоминать как одной рукой он крутил ручки на пульте, а другой играл на гитаре. Справедливости ради стоит отметить, что в этом занятии ему не мало помог Файнштейн.
Первый альбом ТРИЛИСТНИКА "Матросская тишина" был конечно кристаллизованной идеей "Аквариума" конца 80-х, которую Гребенщиков пытался эстетизировать и замаскировать. Здесь были и Митьки во всей красе, и культовый Владимир Шинкарев с "Максимом и Федором", и ирландская музыка.
Поскольку к моменту выхода альбом в 1989 году музыкальная критика подпольная у нас уже умерла, а официальная даже в ее нынешнем убого-платном виде не родилась, рецензий на альбом практически не было. Они появились, что забавно, почти 10 лет спустя при переиздании этого альбома на компактах.
Но изустные критики альбом не слишком одобряли, привычно сравнивая его с альбомами АКВАРИУМА тех лет. Между тем, для ТРИЛИСТНИКА это был первый альбом, и с точки зрения историко-критической справедливости его стоило сравнивать если не с "Искушением Святого Аквариума", то по крайней мере с "Синим альбомом".
Кроме того, любители порассуждать о Дюшиной вторичности были не в курсе аквариумной кухни, и потому не понимали, что при создании аранжировок многих песен он играл доминирующую роль и естественно привычные для слушателя музыкальные ходы АКВАРИУМА были именно Дюшиными мелодическими ходами, результатом прежде всего его системы музыкального мышления, которую мы-то привыкли принимать как АКВАРИУМ, а тут нам на тех же дрожжах преподносят какой-то ТРИЛИСТНИК. К этому стоит добавить, что на записи Дюшиного первого альбома не было такого мощного, как теперь говорят, саунд-продюсера, как Андрей Тропилло, до сих пор единственного в этой стране, кто владеет секретом превращения набора песен в единое произведение. Кстати, именно Тропилло, уже как издатель, в 1990 году выпустил "Матросскую тишину" на кассетах.
Второй Дюшин альбом был записан волей обстоятельств, серьезно повлиявших на его концепцию, звучание и прочая. Вышедшая в 1991 году "Музыка Средиземья" не была собственно альбомом. Это была компиляция из саундртреков к циклу "Ирландские сказки", на протяжение пары лет снимавшемуся на Ленинградском телевидение. Кто не знает, в то время для произведений детской редакции приглашались лучшие драматические артисты, композиторы создавали оригинальные музыкальные произведения, которые записывались не где-нибудь, а в Первой студии Дома радио чуть ли не лучшим в то время звукорежиссером Дмитрием Липаем. Для деятелей традиционной культуры это был хороший способ подзаработать, для телережиссеров - самовыразиться, а для Дюши в данном случае - написать музыку в определенном ключе и записать ее условиях хорошей, а не home studio ДК Связи.
Так что насквозь ирландский альбом "Музыка Средиземья", пропитанный аккордеоном и Толкиеном, лишь отчасти отвечал тогдашним музыкальным приоритетам Дюши, скорее он был результатом разработки определенных музыкальных идей в определенной стилистике. Результатом, отметим блестящим с музыкальной точки зрения безусловно. Второй вопрос, что этот альбом показал, что 35-летний Дюша уже как композитор перерос рок-н-ролл и тяготеет к более сложным формам самовыражения, под такую музыку уже не будут плясать в зале тинэйджеры и половозрелые девицы. А петь на кухне просто не смогут - слишком сложно.
С высоты 2000 года можно сделать наглое заявление (тем более, что возразить некому), что никакого ТРИЛИСТНИКА, как долгосрочного проекта, никогда не существовало.
ТРИЛИСТНИК в начале 90-х это был такой короткий проект самовыражения талантливого музыканта Дюши Романова, вынужденно сдерживавшего себя в рамках, предлагавшихся АКВАРИУМОМ на протяжении многих лет, решившимся сделать собственную сольную программу и… Если бы мы жили в цивилизованной стране все бы на этом и закончилось. Частное лицо -композитор Андрей Романов сотрудничал бы с телевидением и в кино, раз в 10-летие набирал бы материал на пластинку, записывал бы ее со своими приятелями типа Фана и любимыми музыкантами, типа того же Ляпина, выпускал бы ограниченным тиражом для поклонников такого стиля аквариумистов.
Но у нас все иначе. Поэтому возникновение ТРИЛИСТНИКА, как известно, стало одной из причин окончательного развала канонического АКВАРИУМА. Между тем ТРИЛИСТНИК не был жизнеспособен, поскольку Дюша был скорее мелодистом и аранжировщик, музыкант, но никак не фабрика текстов и песен. В результате в биографии группы образовался практически пятилетний перерыв в настоящей концертной деятельности (редкие домашние концерты - не в счет) и такой же мораторий на новые песни.
После определенных событий в частной жизни человека Андрея Романова у музыканта и композитора Дюши открылось второе дыхание. Новый альбом "Акустические маневры" был записан Дюшей осенью 1996 года в студии Андрея Тропилло на Большом проспекте Петроградской стороны, уже в то время не являвшейся чудом последней техники. Записан практически самим Дюшей. Альбом этот можно воспринимать только как пограничный или переходный. С одной стороны там достаточно много материла слабого и проходного ("По тонкому льду…", Single Malt, ), но есть фантастическая по силе всего, включая провидение, вещь - "Я вошел в этот лес", есть мейнстримный "Поезд", точно отражающий общий песенный настрой Дюши второй половины 90-х годов. Все песни были написаны во францисканском монастыре Грейморе в далекой Америке. К сожалению, на обработку этого очень хорошего материала в Петербурге 1996 года не хватило никаких средств и умений. Дюша по причинам скорее личным, чем профессиональным работал с музыкантами старой школы, не только вкусово тяготеющим к музыке 70-х - 80-х, но и всю жизнь ее игравшим, а потому звучание всех инструментов несколько старомодное. Кроме того, Дюша изменил в тот момент концепцию трилистниковского звука превратив ее в группу гитарного мейнстрима, что усреднило звучание и убрало узнаваемость, пусть и ассоциировавшуюся у многих с Гребенщиковым.
Дюше вообще в сольном творчестве не хватало смелости, которой он, говорят, славился в коллективных действиях с АКВАРИУМОМ. Возможно это результат того, что проиграв в группе 20 лет он привык именно к коллективному творчеству и будучи по характеру творческому волком одиночкой стремился найти соратников по иллюзорной группе. Потому что конечно никакого ТРИЛИСТНИКА как группы во второй половине 90-х не было (как нет и АКВАРИУМА). Есть несколько музыкантов, которые играли с Дюшей на записях и концертах, одни чаще, одни много реже. Есть Наиль Кадыров, традиционный звук гитары которого стал привычным опознавательным знаком многих клубных команд старшего поколения. Дюшина привычка уважать музыканта и давать ему возможность самовыразиться привела к тому, что он просто не ставил задач перед людьми. с которыми работал или, ставя, не добивался их исполнения. В результате сильный песенный материал не был доведен ни до блеска, ни до актуального звучания, позволявшего добиться радио ротаций.
Что отдельно обидно, поскольку многие люди из прошлого и настоящего традиционно благоволили к Дюше и готовы были продвигать его песни. Если бы …
После "Акустических маневров" Дюша ТРИЛИСТНИК прикрыл и придумал "Dusha-group". Коллектив вполне мифический, поскольку успел он только поконцертировать около года в локальных клубах Москвы и Питера, да сыграть unplugged в "Антропологии" Диброва.
В новом проекте ставка была сделана наконец-то на звук клавишных, которые были Дюшиным инструментом еще 20 лет назад. Правда клавишные навороченные - Korg Trinity Pro X.
Группа оказалась достаточно мифической. Приписываемый ей сольный альбом Дюша записал зимой 1998/1999 в домашней студии при посильном участии того же Наиля Кадырова. Называется он "Электрическая осада" и объективно является самой сильной из Дюшиных работ. А точнее самым цельным. Он может быть не такой вычурный по аранжировкам, как "Музыка Средиземья", и не такой разнообразный по вокалу, как "Матросская тишина", но он очень цельный и показывает реально образовавшийся потенциал автора.
Как ни удивительно к 40 годам Дюша дозрел до настоящего сольного проекта и научился писать цельные песни, где тексты почти никогда не отстают от музыки. Он добился баланса между желаемой современным слушателем легкостью и танцевальностью и мелодизмом, свойственным его дару. Из 13 песен "Электрической осады" как минимум шесть - объективные хиты в понимании довольно широкой возрастной группы. Дюша перестал стесняться собственных вокальных возможностей, что тоже украшает альбом. Жаль только что других уже не будет.
В Дюшиной официальной сольной дискографии 10 альбомов, восемь из которых до сих пор не изданы. Я написал только о тех, что записаны в ожидаемом песенном жанре, меж тем в Дюшин День рождения уже после его смерти вышла "Музыка для кино" - авторская компиляция саундтреков к фильмом Александра Бурцева "Полнолуние" и "Время Х". Фильмы нам мало известные, а музыка взрослая, на уровне Курехина. Хотя тут слушать конечно надо, а не писать. "Продвинутые сказки", начинавшиеся по утверждению знающих людей, как детская передача для "Европы +" вместе с "Музыкой для выставок" и "Крылатыми выражениями" отражают Дюшины эксперименты в стиле ambient. Между тем каждая пластинка хороша чистотой стиля. "Продвинутые сказки" действительно могут слушать дети (проверено на детях!), "Музыка для выставок" употреблялась согласно названию.
Особнячком держится альбом "Виртуальная оборона (Аквариум mix)" - Дюшины технообработки хитов одноименного коллектива. Приятно констатировать, что появились они еще до пластинки "DeadУшек", не снабжены Гребенщиковским вокалом, а сохранились как чистые музыкальные темы в актуальном для 1997 года стиле. Предполагалось, что в случае коммерческого завершения этого предприятия голос запишет Алиса Гребенщикова, тогда обучавшаяся в питерском Театральном институте на отделении музыкального театра. Но что-то там у московских продюсеров не заладилось, а потому у нас осталась только музыка. С точки зрения трепетности подхода к оригиналу и понимания сути аквариумных музыкальных конструкций "DeadУшки" у Дюши конечно "нюхают".
"Когда я был мал и знал все, что знал", я часто читал мнение авторитетов, о том, что Дюшино творчество испытало на себе влияние его любимого артиста Ian Anderson и "Jetro Tull". Прослушав зараз все пластинки, вспомнив не одни виденный концерт, я так и не понял, почему этот тезис стал общим местом. Неужели только из-за типологического признака флейты? Так ведь его в Дюшином сольном творчестве откровенно мало! Есть период доминирующего аккордеона, время гитары и клавишно-синтезаторный финал. Все вместе безусловно в русле рок-мейнстрима конца 70-х, эксперименты показывают приязнь к Frank Zappa…
Дюша любил говорить, что Гребенщикова придумали советские средства массовой информации. Миф о Дюше и ТРИЛИСТНИКЕ тоже был изобретен средствами массовой информации. Потому что творчество реального Дюши Романова совсем другое и всем еще только предстоит его узнать. Этот диск дает возможность услышать Дюшу разного - от культовой "Матросской тишины" времен одноименного альбома до жутковатого "Благодарного мертвеца" и итоговой "Я вошел в этот лес".Игнатий ИСТОМИН
P.S. И даже bonus tracks не случайны - "Мой ум сдох" - одна из первых песен АКВАРИУМА, принадлежащая, что редко, полностью перу Джорджа, исполнялась Дюшей на концертах с 1991 года. "Перекресток", записанный Борисом Гребенщиковым специально для этой компиляции, по утверждению автора, часто исполнялся в 70-е БГ и Дюшей на два голоса.
СПРАВКА
Дюша Романов
Андрей Романов, более известный как Дюша, родился 28 июля 1956 года в Ленинграде в семье далекой от искусства. Учился в одном классе с Александром Ляпиным (впоследствии гитаристом АКВАРИУМА) в математической и музыкальной школах. Одно время в той же школе, классом младше учился Александр Титов (впоследствии басист АКВАРИУМА). В 13 лет начал играть рок-музыку вместе с Ляпиным во "взрослой" группе в Институте Эталонов имени Менделеева.
Примерно в 1968 году познакомился с Борисом Гребенщиковым (оба дружили с обитателями пионерского лагеря ВТО (нынешнего Союза театральных деятелей). Несколькими годами позже, еще обучаясь в школе, Дюша ездил в стройотряд с однокурсниками Гребенщикова по Университету. В 1972 году сделал свою группу СТРАННО РАСТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ вместе с Алексеем Карповичем. Эта группа репетировала в той же комнате, что и только что образовавшийся АКВАРИУМ. В тот момент клавишником АКВАРИУМА числился Александр Васильев, приятель Джорджа Гуницкого (одного из основателей АКВВАРИУМА) по Медицинскому институту. Он не смог участвовать в концерте, Гребенщиков попросил сыграть Дюшу, и Дюша как-то автоматически перестал заниматься своей группой и остался в АКВАРИУМЕ.
(Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта), хотя сначала собирался поступать на тот же факультет ПМ-ПУ в Ленинградский Университет, где уже учился Борис. Через три года бросил институт, сделав окончательный выбор между гуманитарными науками и точными в пользу первых. Мы не говорим в пользу музыки, поскольку Дюша дольше других поступал в разные высшие учебные заведения и бросал их. Отслужив в 1977-1979 годах в армии, поступает сначала в ЛГИТМиК (ленинградский театральный институт), потом в Педагогический институт имени Герцена на отделение английского языка, а в 1982 году учится на факультете журналистики ЛГУ.
Первоначально Дюша играет в АКВАРИУМЕ только на клавишах, а так же поет второй голос. Затем он знакомится с Ричардом Майером, американским партнером по группе "За" Леонида Тихомирова, играющим на флейте. Под впечатлением от этого знакомства, а также под влиянием театрального режиссера Эрика Горошевского Дюша начинает играть на флейте. Нужно добавить, что уже тогда любимой группой Дюши становится Jetro Tull, солист которой Ian Anderson, как все знают, играет на том же инструменте.
В 1974 году, как и другие участники АКВАРИУМА Дюша увлекается театром. Постепенно импровизационные спектакли на ступенях Инженерного замка перерастают в настоящую театр-студию под руководством профессионального режиссера, ученика Г.Товстоногова Эрика Горошевского. В отличие от остальных аквариумистов, он не играет в оркестре театра. Горошевский считает Дюшу перспективным актером, и он играет главные роли во всех спектаклях. В это время Дюша практически оставляет музыку, но в конце 70-х все же делает окончательный выбор в пользу АКВАРИУМА и играет в нем вплоть до официального самороспуска группы в 1991 году. С 1989 года кроме флейты и клавишных Дюша играет на акустической гитаре.
Осенью 1987 года создает собственную группу ТРИЛИСТНИК, в первую программу которой вошли песни, писавшиеся в свободное от АКВАРИУМА время. В первом составе ТРИЛИСТНИКА играют практически все тогдашние участники АКВАРИУМА, а также барабанщик 70-х годов Майкл Кордюков.
С момента своего основания "Трилистник" служил своеобразной кузницей кадров для АКВАРИУМА: именно здесь впервые возникают аккордеонист Сергей Щураков, ударник Юрий Николаев, звукооператор Олег Гончаров. Не в пример другим проектам аквариумистов ТРИЛИСТНИК существует вплоть до 1998 года, когда волею Дюши превращается в Dusha-group.
С 1988 по 1992 году Дюша пишет музыку для серии телеспектаклей Ленинградского телевидения по мотивам ирландский сказок, где также снимается как актер. Тогда же он пишет музыку к так и не вышедшему спектаклю Смоленского драматического театра "Принцесса Брамбилла".
В 1991 году Дюша вновь пробует себя как журналист, а скорее как бытописатель, публикуя в газете "Арокс и Штер" (возникшей по инициативе Гребенщикова газете АКВАРИУМА, создававшейся силами самой группы) многосерийный текст "Никанор и я. Всеобщая теория маршрутов", посвященный географии ленинградских розливов.
В конце 80-х - начале 90-х годов Дюша пишет музыку для кино. Сначала как и другие аквариумисты, на фильмах Сергея Соловьева "АССА", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Дом под звездным небом", потом - для художественных фильмов режиссера Александр Бурцева "Город", "Время Х", "Полнолуние".
В конце 80-х - начале 90-х Дюша начинает писать картины, даже периодически выставляется с группой художников "Митьки", апологетом которой был в то время, как и другие аквариумисты. Правда, в последние годы меняет свое мнение о митьках и всячески от них открещивается, как впрочем и Гребенщиков. При том выставлялся вместе с ними в Манеже на 15- летии этой группы художников.
Летом 1997 года Дюша увлекся модной танцевальной музыкой, сделал рейв-версию проекта "Про Ухо", выступив в качестве DjДюха и успешно исполнял её в петербургских рейв клубах.
Весной 1999 года закончил книгу "История АКВАРИУМА. Книга Флейтиста".
С весны 2000 года был ди-джеем на "Радио РОКС-Петербург".
Начал работу над музыкой к фильму-сериалу по бестселлеру Дмитрия Вересова "Черный ворон".
Дюша Романов умер 29 июня 2000 года в 22 часа 40 минут от острой коронарной недостаточности во время концерта с Николаем Рубановым (АУКЦЫОН) в петербургском клубе "Спартак". Похоронен на Волковском кладбище.
Дискография:
"Матросская тишина", 1989
"Музыка Средиземья", 1991
"Акустические маневры", 1996
"Музыка кино", 1990-1992
"Музыка для выставок", 1998
"Продвинутые Сказки", 1997
"Виртуальная оброна"(Аквариум mix), 1997
"Крылатые выражения"(Pro Ухо), 1997
"Электрическая осада" (ч.1, ч.2), 1999
"Трилистник"LIVE" 1995-1999
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
From: Артемий Троицкий <troitsky@imedia.ru>
To: Диверсант-Daily
Sent: Thursday, March 30, 2001 8:13 PM...По пути на вокзал я провел время на улице Восстания у Ани Черниговской, вдовы Дюши Романова. Аня подарила мне дюшин диск, который недавно вышел, "Песня О Трилистнике". Удивительно, но он охуительный. Я всегда любил Дюшу самого, но не любил его музыку и песни - все эти гармошки, тельняшки, митьковки и ирландский народный завыв. Но тут, незадолго до смерти, он дома на компьютере записал другое, потрясающее. Причем поет практически шепотом, чтобы не разбудить младенца Игнатия.
Я хотел бы, чтобы вы послушали Дюшину запись "Я подарил тебе весну".
Лучшая песня на русском языке, что я слышал в последнее время. И первый раз за много лет, что я заплакал, слушая. Она про Галину Самсонову-Роговицкую, его первую жену, которая умерла еще раньше. Купите этот диск: он хороший, и Ане с Соней (дочь Гали) и Игнатием капнут royalties.
[ в раздел "mp3" ] [ читать последний выпуск ]
© Сергей Варюшкин
varyushkin@mail.ru
ICQ 7837257