Пустые места группы "Аквариум" (22)


12 декабря 1999 года

Здравствуйте! И специальное "здравствуйте" читателям из Екатеринбурга и Челябинска! ;-) Как концерты прошли? Распирает от желания поделиться радостью или эээ наоборот, сказать фу-у-у? Тогда вам сюда: varyushkin@mail.ru :-). Спасибо еще раз всем, кстати, приславшим письма на этот и-мейл-адрес.

ЦИТАТЫ ВЫПУСКА:

БГ о песнях с альбома "Пси"... (окончание)

6. Сын Плотника

Полное название - "Логин: Сын Плотника". Т.е. тот же самый вариант, когда проще сказать компьютерным языком... И все понятно. Она тоже довольно странно написана. Это фрагменты размышления одного знакомого индийского Святого, который иногда говорит настолько просто и ясно, что думаешь: "Вот - готовая строчка." ... Такой Гуру Винса Синх... живет к северу от Дели. Он, конечно, фантастический человек... фантастическая Личность, я бы сказал... По-моему, то, что можно сказать, нужно говорить максимально коротко и ясно. Если появилось слово, которое ты раньше выражал четырьмя словами... а теперь односложное слово - отлично. Все понятно. Экономит время и энергию. Старый язык остается, и если люди предпочитают его не использовать - это говорит что-то о теперешнем времени. Да и, собственно, действительность наша довольно сильно отличается от действительности времен Тургенева, например. Люди остались теми же, обстановка немножко поменялась. Так нужно быть верным обстановке - говорить все, как есть. (Мда... Борис Борисыч, хочется спросить мне: а не боитесь, что вас неправильно поймут? Не значат ли ваши слова, что нужно приспосабливаться всякий раз? Может и вам лучше "Зайка моя" петь, обстановка ведь вроде обязывает? ;-))

7. Стоп Машина

...была написана в совершенно махновском железнодорожном вагоне. Мы ехали из одного города в другой... в России... и нам начальник железной дороги отдал свой вагон, чтобы мы ехали с комфортом. Это как ставка батьки Махно в бронепоезде: огромный вагон с четырехметровыми постелями, какими-то столами... Натуральный бардак. Причем, по-моему, там даже бархатные и золотые украшения были, я этого уже всего не помню... Почему я эту песню написал, я не знаю. Она на этом перегоне написалась, а потом так же непонятно для меня трансформировалась в реггей.

Мы были все это количество лет тому назад чуть ли не первыми, кто реггей играл в России, почему это произошло тоже непонятно... но как-то мы тогда затащились... в 80-м году... в 79-80-м на реггей. Более того, был тогда фестиваль "Джаз над Волгой", куда нас пригласил Артем Троицкий... был джазовый фестиваль, и мы как побочное явление должны были на этом фестивале сыграть. Мы сыграли, но Артем не учел того, что мы люди увлекающиеся, и мы сыграли всю эту программу... там полтора часа акустического реггей... что привело Артема в безумную ярость. Публика тоже ничего не поняла. Но мы оттянулись по полной. Когда входишь в это состояние, уже ничего другого не помнишь.

8. Маша И Медведь

Песня даже жестокая в чем-то. Меня эта песня заставляет переживать, мягко говоря. Я не имею понятия, но твердо отвечаю за то, что смысл в ней есть, и смысл... в общем, для меня такой довольно будоражащий. Почему эта песня так называется, и почему она так выглядит, я, клянусь, понятия не имею. Появилась такая... и я так даже сам содрогнулся внутренне, думаю: "Ну... что люди подумают?" А потом понимаю - с песней ничего не сделать, она сама написалась. Это идеальный вариант.

Сказки читать - великолепное дело. К тому же, русские сказки - они, вообще, кладезь всякой потаенной информации. Детские сказки имеют место в жизни любого человека, поскольку, по непосредственным наблюдениям судя, никто из нас так и не повзрослел...

9. Цветы Йосивары

Йошивара... Йосивара, если быть точным, - это "квартал красных фонарей" в Токио, т.е., грубо говоря, аналог Нового Арбата. И поэтому, когда мы эту песню впервые исполняли как раз в Москве, то нам очень повезло. Все сошлось замечательно. Мы ее впервые сыграли в заведении...эээ... на Новом Арбате как у вас? И поскольку там много профессиональных девушек, я почел за честь посвятить им эту песню. Т.е. песню как раз из одного "квартала красных фонарей" в другой...И при моем глубочайшем и совершенно искреннем уважении к представительницам этой профессии... т.е. я получил большое удовольствие, посвятив им песню. И девушки искренне это приняли и были рады. Музыканты - это тоже представители древнейшей профессии, и большой разницы между нами нет. (Т.е., другими словами, все музыканты - проститутки? Одни трехрублевые, другие подороже?)

Мы старались создать все, что нам приходит в голову. Там осталось меньше, чем было в начале. Сначала был полный бардак. Короче говоря, другими словами... альбом писался точно так же, как альбом "Треугольник", т.е. все, что приходит в голову - сразу делается. А потом уж посмотрим, что будет. Получилось, что итог оказался интересным.

Эпилог

Кто-то когда-то мне замечательно сказал, что альбом очень похож на открытку из сегодняшнего дня. Я тогда очень с этим спорил, а потом пришел к тому же выводу. И вот альбом "Пси" - это целиком открытка из сегодняшнего дня, он точно такой, какие мы сейчас. А мы точно такие, какое сегодня время. И опять-таки, мне это страшно нравится. Ни концепции... ничего нет... Эта пластинка - зеркальное отражение того, что есть.

НОВОСТИ:

Сегодня уж совсем "около"аквариумные ;-)

В 1997 году группа "Ва-Банкъ" по приглашению А.Б.Пугачевой принимала участие в ее Рождественских Встречах. С тех пор у Александра Ф. Скляра появилась ответная идея - пригласить примадонну поучаствовать в очередном фестивале "Учитесь Плавать", идеологом которого он является.
По словам лидера "Ва-Банка", все это будет очень достойно и он не хочет никоим образом подставлять певицу. В каком именно качестве пригласить Пугачеву Александр еще не решил. Известно только, что в свое время затея выступить среди альтернативщиков Пугачевой импонировала. Интересно, повлияет ли на решение певицы тот факт, что в прошлом году было создано Движение Творческого Сопротивления Засилью Попсы, участниками которого являются в том числе и группы Ва-Банкъ, TequilaJazzz и
Аквариум, а объявленным врагом номер один - Филипп Киркоров.

КАК ЭТО БЫЛО:

Это новая рубрика в рассылке. Тут я буду публиковать различные истории из истории :-) Аквариума, а также логи, стенограммы, интервью и другие документы, а равно и ссылки на них. Начну, пожалуй, с текстовой версии программы Дмитрия Диброва "Антропология", эфир которой состоялся 09.12.99г. на НТВ. Гостем программы был Самизнаетекто... Нет, не А.Лебедев... Другой :-)

"Антропология", 9-е декабря 1999 года (начало)

ДД: Здравствуйте. Я рад сообщить вам, что то собственно, ради чего я и затеял эту программу, наконец свершилось. У нас в гостях ... а впрочем, сначала - реклама...
... Гребенщиков! И тут же "Аквариум". Предлагаю устороить сеанс повсеместного трансцидентного поклонения махатме отечественного рока. Давайте сейчас при повторном упоминании имени все, как один, скажем вслед за героями фильма "Кин-дза-дза" - "Ку", ибо, кто мы с вами перед ними! Итак, у нас в гостях Борис Гребенщиков и Аквариум! (Внимание! Все вместе: "Ку-у-у!")
БГ: Во-первых, всем добрый вечер. Во-вторых, вы не обижайтесь на Диму - он только что видел двух живых политиков и очень разволновался. Мы видели... я не помню. Они живые шли по коридору, я их сам видел. Точно, клянусь. :-)
ДД: Да-да, только что закончился "Глас народа", а Боря только что лично был представлен Евгению Алексеевичу Киселеву, отчего у него возможно теперь будут дрожать руки, но, может быть, только некоторое время, потом справится.
БГ: М-да. Да... О том и песня.

Песня "Сын Плотника"

ДД: Вот какие ассоциации вызвали у тебя впечатления от просмотра программы "Глас народа"!
БГ: Чего?
ДД: Эээ... это не твоя область. Боря! Какой прекрасный альбом ты написал за тот год, в течение которого господь не предоставил возможности нам повидаться.
БГ: Я использовал боль от нашего расставания в творческих целях. А это, на самом деле, первый альбом новых песен Аквариума за четыре года со времен "Снежного льва".
ДД: Да?
БГ: Да. Поэтому мне это очень нравится. Нам всем это очень нравится. Сакмаров: Да!
ДД: Ха-ха. Говорит Олег, самый новичек значит в составе Аквариума. Давайте договоримся, чтобы больше петь из этого, еще не вышедшего пока альбома?
БГ: Он выходит, появляется в Москве... 15 декабря.
ДД: Буквально за неделю до того, как он появляется в Москве, мы его услышим раньше гораздо, чем купим. Давайте сделаем так, чтобы больше петь и меньше говорить: звонок-пейджер-песня. Звонок! Алло! Алло!
Телефонный звонок: Дима?
БГ: Здравствуйте!
ДД: Здравствуйте!
Зрительница (З): Здравствуйте, Борис. Я хочу вам рассказать одну историю, которая случилась в 87 году.
БГ: Да?
З: В наш город тогда вернулась удивительная женщина, поэтесса серебряного века, ученица Гумилева, жена Георгия Иванова - Ирина Адольфовна. Вот. Я пришла к ней с вашими стихами, принесла их просто на простых листах. Прочтя их, она спросила: " Он петербуржец?" Я ответила:
"Безусловно, да." "Почему же не знаю?" Тогда я пояснила, что вы ленинградец и живете сейчас в этом городе. И рассказывала я о том, как распинают вас в прессе, на телевидинии за непонятность текстов. Ну, и стала говорить о том, что вы похожи немножко как-то чем-то на Дали, ваше творчество. Ну, как бы раскидываете эти шары, и они не всем понятны, что это за шары. На что она мне заметила: "А вы попробуйте кинуть этот шар так, чтобы у меня, 92-х летнего человека родилась ассоциация. Это настоящие стихи." И еще она заметила, что в них звучит музыка. Я призналась, что вы - музыкант, что это - тексты ваших песен. "Я хочу его видеть." Она просила найти вас и пригласить к ней. Не знаю, я дважды ходила за вами по городу, но как-то вот не смела подойти.
БГ: Жалко.
З: А она все спрашивала, когда я приходила: "Когда же он придет?" Моя, конечно, вина, что... И сейчас она меня мучает, но, как говорится, на все воля божья. Да?
БГ: Это правда.
З: Возможно, сейчас подобные признания вам и не нужны, вы уже признаны. Это нужно было тогда.
Но лучше поздно, чем никогда, правда?
БГ: Спасибо за историю.
З: А вам огромная благодарность, вы во многом помогли мне разобраться и выстоять. Научили меня, простите меня за эти высокопарные слова, христианству. А я делала тогда первые шаги. Но это уже другая история. Спасибо.
БГ: Спасибо большое.
ДД: Таак... Будешь сам выбираться или помочь тебе?
БГ: Не, ну история трогательная. Спасибо.
ДД: Сейчас, если я правильно понимаю, ты "Паспорт" будешь петь?
БГ: Могу...
ДД: Вот слушайте этот "Паспорт". Я всем хожу цитирую, уже месяц, как услышал. Сейчас башку точно снесет.
БГ: Ну, раз просят "Паспорт", давайте тогда "Телохранителя" сыграем.
ДД: Хотя называется-то это как? Я же...
БГ: Не, Дим, ну... ты ж меня знаешь, если попросил, придется петь другую песню. Просто после того, что я сейчас услышал, мне приходит в голову немножко другое.

Песня "Телохранитель"

ДД: Звонок! Алло!
Зритель (З): Алло!
ДД: Здравствуйте!
БГ: Добрый день!
ДД: Товарищ! Где вы там, товарищ?!
З: Алло. Здравствуйте. Я в эфире? О, Господи! Борис Борисович, доброй ночи вам!
БГ: Вам также!
З: Я счастлив, что могу с вами общаться. Но можно сказать, что я ничего не сказал по этому поводу. Борис Борисович, у меня такой вопрос эээ спасибо вам большое за то, что вы, в свое время, помогли продвинуться такой группе как "Чиж&Со". К сожалению, сейчас на нашей российской рок-сцене в основном Сплины, Муммии Тролли и т.д. и т.п.
ДД: Так он и Сплинам помог!
З: Борис Борисович, вопрос такой: не хотелось бы вам как-нибудь, ну так, на досуге, сделать какой-нибудь сейшн или в Горбушке, или в Лужниках, допустим, с Робертом Плантом или тем же Дэвидом Боуи? И еще один маленький-маленький вопросик: в мартовском номере такого популярнешего издания как "Плейбой", вы были названы единственным мировым и, в том числе, российским музыкантом, кто попал в число 25-ти плейбоев мира. Как вы к этому относитесь?
БГ: Большой комплимент и, как любой комплимент, конечно, незаслуженный, но мне приятно. А что касается совместного сейшена, думаю, что и Дэвиду без меня будет лучше, и мне без него будет лучше. Я думаю, что нам лучше играть по-отдельности, что бы я мог послушать его, а он - меня.
ДД: Нет, Боренька, ты же не понял! Это же был образец многослойного построения вопроса: "Правда ли, что ты дал жизнь Чижу, хотя не хотел бы ты выступить с Боуи, а, кстати, правда ли ли, что ты плейбой мира?" Это, по-моему, черезвычайно три связных вещи.
БГ: Хм... нет, я не могу уловить до конца связи, но мне приятно, спасибо.
ДД: Давай еще послушаем. Алло!
Зритель: Алло!(зритель явно тормозил, поэтому вопросы передать трудно).
ДД: Здравствуйте! Алло! Так-так-так-так....
З: Вас беспокоит Уфа (пауза)
ДД: Беспокойте, Уфа
З: Для тех, кто не знает, это - родина Шевчука.
БГ: Добрый день, Уфа. Или добрый вечер.
З: Я к вам обращаюсь как к гуру. Я занимаюсь давно перкуссией (пауза)
БГ: Я вас слушаю, слушаю. Говорите.
З: Я к вам отношусь всегда как к учителю, как к человеку, который в нашей русской культуре стал олицитворением духовности. (Трудно передать в тексте то, что зритель говорил, хотя слушать было еще труднее :))
БГ: Давайте перестанем делать мне комплименты, вы скажите, чем мы можем сейчас вам помочь или как-то еще посодействовать?
З: Я хочу играть с вами.
БГ: Знаете, у нас уже есть перкуссионист, с которым мы давно играем. Я очень рекомендую вам либо создать собственный коллектив, либо что-нибудь просто сделать. Чем больше будет хороших групп, тем лучше.
З: Уже есть коллектив.
БГ: Если вам нравится то, что мы делаем, так сделайте что-нибудь совсем свое, другое, но с тем же зарядом.
Дибров прерывает зрителя...
ДД: Знаете что, давайте лучше поблагодарим нашего уфимского зрителя за это проникновенное обращение и отметим изумительную проницательность Бориса, который сразу понял, что человеку надо лучше всего помочь. И попросим Бориса помочь этому человеку своей песней.
БГ: Спасибо за звонок! На самом деле место это у нас уже занято, делайте что-то свое. И чем больше люди будут делать свое, те, кто нас слышат сегодя и видят... Правда, так мало хороших групп, сделайте что-нибудь новенькое! Пожалуйста! Мы скучаем, нам скучно без большого количества хороших и разных групп. (К Диброву) А ты все время хвастался, что у тебя пейджер есть?
ДД: Есть-то он есть, да мало показывают его номер, такое ощущение, будто все его знают! Да его никто не знает! Ну пишут... надоело... ну... "Где гуру?", подпись Катя. Хочешь это снова? Нет-нет, давай, лучше пой!
Сакмаров: Я, в свою очередь, хотел порекомендовать коллеге из Уфы замечательный инструмент перкуссии. Вот у меня в руках
ДД: Да у тебя в руках яйцо
Сакмаров: Это не яйцо. Это музыкальный инструмент, который замечательно звучит и используется во многих песнях "Аквариума".
БГ: Я все время смущаюсь слова "гуру". Неужели я похож на индуса?
ДД: :-). Нет, ты похож на человека, который знает то, до чего многие должны доходить собственными усилиями. Чего не хочется делать
БГ: Совершенно не до всего должно доходить собственными усилиями!
ДД: Хотят все у тебя услышать и потом все сразу понять в раз.
БГ: Нет, это нужно пережить. Нет, ладно. Вот тут мы уже подвели к песне...

Песня "Стоп машина"

ДД: Слушай, могу я тебе сказать? Вот ты, все-таки, Гуру, Боря! Это почти также здорово, как "Древнерусская тоска" и "Дубровский". Это... пфуууууу... недостижимо просто, ну ни кем другим!
БГ: Никогда не знал, как вот реагировать на такие рода провокации с его стороны!
ДД: Да? Тогда, хорошо, алло!
З: Здравствуйте!
ДД: Здравствуйте!
З: Во-первых, большое спасибо, Борис Борисович (я - один из ваших поклонников из Питера).
БГ: Надеюсь, что не меня, и даже не "Аквариума", а наших песен. ;-)

З: Да, конечно, вы же коллектив, который играет музыку...
ДД: Разве?
БГ: Иногда, в свободное от песен время ;-)
ДД: Вы действительно называете это музыкой?
З: Знаете, может, мой вопрос будет несколько провокационным.
БГ: Ой, давайте, давайте! Чем больше, тем лучше!
З: Каким вы себя человеком считаете: питерским, московским, российским или гражданином мира?
БГ: Вы знаете, по счастью, мне никогда не приходилось на этот вопрос реально отвечать. Я люблю ездить по очень разным местам, и в очень многих местах на земле мне очень комфортно. И везде по-разному. И по этому, положа руку на сердце, я искренне клянусь, что я не знаю, как ответить на этот вопрос. Но люблю я очень много мест на земле.

(окончание будет :-))

Вопросы, пожелания, Ваши новости и т.п. можно и нужно ;-) слать ведущему рассылки по адресу внизу. Всех благ :-)


Сергей Варюшкин, e-mail: aquarium@da.ru, ICQ 7837257