Пустые места группы
"Аквариум" (26)
23 декабря
Прошу прощения, но в прошлом выпуске рассылки за 19 декабря по "техническим
причинам" была допущена неточность. Козебар Мат "выдвигается" не 15 ноября 1999
года, а ровно годом раньше, т.е. 15 ноября 1998 года.
"Те, кто знают о чем я - те навсегда
одни". ;-)
И еще по поводу ошибок в орфографии и пунктуации. Объявляется
конкурс! Каждого, кто обнаружит, начиная с этого выпуска в тексте "Пустых мест"
десять ашипок и неточностей, ждет приз! Хе-хе :)))
НОВОСТИ:
Вышедший недавно альбом "Пси" и концерты группы "Аквариум" в Москве являются
главной новостью сегодня не только для данной рассылки, но, похоже, и для всех
средств массовой информации :-). Включаешь радио - там "Маша и медведь",
слушаешь новости по ТВ - опять Аквариум, щелкаешь пультом на музыкальный канал,
где ну никак
не могут звучать песни Бориса
Гребенщикова... ба - он! :-) Газеты тоже как сговорились. Более того, заходишь
на IRC канал #aquarium.ru (что на DALnet), на котором разговоры аквариумной
тематики являются чуть ли не признаком дурного тона, ;-))) - там обсуждают новый альбом и сплетничают по поводу!!!
"Мы уже победили, просто это еще не так заметно".
Новости от радио "Максимум":
"Встреча
Бориса Гребенщикова с журналистами по случаю выхода нового альбома "Аквариума"
под названием "Пси" состоялась в клубе "Оракул божественной бутылки" 17 декабря.
Пораздавав индивидуальные интервью, лидер "Аквариума" предложил собравшимся
послушать альбом, "как и мы обычно это делаем - при свечах".
Стиль
пресс-конференции в маленьком заведении (которое Борис выбрал, потому что
просто любит тут бывать) БГ назвал "типичным
базаром на кухне" и соглашался "базарить" буквально обо всем. Альбом "Пси" был
написан за последний год, а запись началась 1 июня в домашней студии "Аквариума"
на Пушкинской, 10 (СПб) и закончилась осенью ("Говорят, было лето, но я его не
заметил", - охарактеризовал погруженность в процесс Борис Борисыч). Когда же
дело дошло до сведения, пришел факс из Лондона от Дейва Стюарта, предложившего
г-ну Гребенщикова по дружбе (то есть даром) свести диск у него в
студии. Это обстоятельство
позволило привлечь к работе Александра Титова, который постоянно проживает в
Англии, а также нескольких английских музыкантов. Основную же работу над "Пси"
проделали трое - БГ, Борис Рубекин и Олег Сакмаров. Название пришло к лидеру
"Аквариума" практически в самом начале записи альбома, причем сначала ему просто
понравился знак "пси", и лишь потом г-н Гребенщиков узнал, что у "пси" порядка
двадцати значений - греческая буква, скандинавская руна, символизирующая защиту,
термин из ядерной физики и т.д. О работе над
песнями БГ вспоминал тепло. Так, композиция "Сварог", по его мнению, "прокралась
из русско-абиссинского оркестра", "Стоп, машина" после записи, уже в концертном
исполнении, вдруг поменяла часть текста, а финальную "Цветы Йошивары" Борис по
старинке попытался записать "настолько вживую, что даже не надел
наушники".
После прояснения вопроса, почему "Аквариум" будет выступать 22 и
23 декабря в Театре Оперетты ("Хотя я никогда раньше там не был, думаю, что
"Аквариум" как типичный цыганский табор там вполне уместен"), беседа
перекинулась на литературные (обсуждение Пелевина), музыкальные (любовь к этнике
всех стран и народов и отношение БГ к молодым группам) и религиозные взгляды
Гребенщикова."
Новости сайтов:
1.
На сервере Игоря Сокооловского "Бобовщина"
Пси выложен в RealAudio по адресу: http://bob.protres.ru/Psi.htm
Там
же в разделе "Ворох газет" опубликовано
интервью с Ириной Гребенщиковой (спасибо Ольге
Дьяченко).
2. На
официальном сервере Аквариума появилась полная информация о новом альбоме,
включая тексты.
3.
Обновления в Справочном пособии для БГ-ологов и аквариумофилов. Даже писать об этом
неудобно как-то, у Павла Северова там чуть ли ни каждый день появляются новые
материалы.
4. "Ворох старых
газет" Вадима Шестерикова
пополнился новыми статьями. Любители почитать и поностальгировать
приглашаются.
Вчера состоялся концерт Аквариума в московском Театре
Оперетты, а сегодня состоится еще одно выступление группы в этом же зале. На
барабанах и перкуссии вновь появился Олег Шар, на басу - Володя Кудрявцев.
Первый концерт по свидетельствам очевидцев длился чуть ли не два с половиной
часа!
Отзывы на концерты в Москве почти готовы и появятся в следующем выпуске
"Пустых мест".
КОНЦЕРТЫ
А первый отклик появился уже сегодня на гостевых книгах двух главных
аквариумных сайтов. Пишет Алексей Ходорыч:
22 декабря 1999 года. Москва, Театр
Оперетты.
"Всего доброго", - сказала мне Таня.
На улице оживление. Мужичок
уголовного вида в кепке увлеченно говорит двум девицам лет 14-ти:
- Вы
видели, Боря вспотел и тот... на контрабасе!
- Да нет, - говорит девушка, -
на контрабасе не вспотел, я видела.
Впереди них идут два парня.
- Вот этот
вот Интерпол, таможня - это все из "Навигатора".
- Да, пробивает иногда Борю.
Настоящий рок-н-ролл!
Таня - это знакомая Ирки Воронежской, которая
совершенно случайно подсела рядом. И это после того, как я битых полчаса искал
знакомых и не нашел! Концерт... Я такого концерта и не видел никогда раньше.
Понимаю, что тому, кто не был там, мое восхищение ни о чем не скажет. Поэтому
попытаюсь логически.
1. Крайне удачное начало, которое задало тон всему
концерту. Пожалуй, впервые, Гребенщиков привнес в это игру.
Песня "Сын
плотника". Первые аккорды. Только акустическая гитара. И Борино лицо в свете
прожектора. Потом луч света становится шире. И мы видим шесть улыбающихся во
весь рот мужчин, которые в такт песне щелкают пальцами секунд двадцать. Ну а
потом начинается полномасштабная музыка со всеми инструментами.
2. Чудесный
подбор песен. "Пси"; обычный набор неизданных, но относительно новых песен
("Хождение за три моря" и проч.); много из "Лилит" и "Навигатора"; "Скорбец" с
дьявольским антуражем, "Ихтиология" (?), что-то еще из старого, ну и обычный
набор реггей (пояснения не нужны). Кстати, я понял критерий, по которому можно
определить альбомы, которые нравятся самому БГ - это
альбомы, песнями из которых он активно разбавляет
выступление. Когда-то это был "Русский альбом". Вчера это были "Навигатор" и
"Лилит" (альбомы, которые я лично считаю самыми лучшими).
3. Очень порадовало
то, что спев в "конце" цепочку реггей "Вавилон"-"Я сижу на
крыше"-"Иван-и-Данило" и удалившись, БГ, тем не менее, вернулся. Такого, честно
признаюсь, не помню. Нет, он возвращался иногда. Но после этой цепочки - ни
разу.
4. Зал - он тихо бесновался. В том смысле, что в Оперетте-то особо не
потанцуешь. Но сдерживаемая энергия накачивала всех еще больше. Хорошо тем, кто
находился в отдельных ложах. Они отрывались на полную. Правда, не всех Оперетта
сдерживала. Две девочки лет по 10-12 на первом ряду тоже танцевали, вызывая
умиление у всего зала.
5. Когда БГ удалился минут на пять, музыканты здорово
сыграли какую-то древнеанглийскую вещь.
6. Что касается "Пси" - тот самый
случай, когда концертная аранжировка на голову лучше той, которая есть на
альбоме. Многие со мной не согласятся, и обычно это не так. Взять ту же "Лилит"
- альбом заводит, а концерты не очень. Кстати, вчерашняя "Лилит" была сыграна
почти так, как на альбоме.
7. Ну и конечно, воодушевление БГ. Я его в таком
состоянии не видел с питерского концерта (с того, куда мы все ездили прошлой
осенью).
КАК ЭТО БЫЛО:
Скорбец, 1999 (сингл)
1. Скорбец (Radio edit)
2. Скорбец (PK + Samsonik Mix)
3. Скорбец
(Alternative Mix)
4. Скорбец (video)
Песня написана Борисом более года
назад и игралась ещe: в программе "Лилит" с Ляпиным, тогда же - весной 98-го -
ее пробовали записывать с тем же Ляпиным на Добролe:те. Не вышло, всe: получался
электро - блюз такой, гоморок одним словом (GOD BLESS Дусер :) ). Потом начался
Электрический ПE:С, новый бэнд, попытки новых подходов к музицированию и
звукозаписи. Однажды испробовав новые (для себя:) технологии в работе над Б.Г. и
DEADушки, Борис гораздо естественнее стал смотреть на возможность плотного
взаимодействия с компьютером при создании оригинальных, своих собственных
произведений, благо в составе "Аквариума" к тому моменту появился домашний
компьютерный гений - Борис Рубекин, клавишник концертного состава по
совместительству. После очередной, третьей или четвe:ртой, попытки записать
"живаго" Скорбеца на Добролe:те два Бориса и Сакмаров
взяли несведe:нную многоканальную фонограмму, сбросили
еe: поканально в Борькин (Рубекина) компьютер и стали резать и кроить. С точки
зрения технологии записи это была попытка точного воспроизведения DEADушек,
посему появление Кендалла было фактически предрешe:нным.
Слова и музыка:
Б.Гребенщиков
Программирование и аранжировка:
Б.Рубекин, О.Сакмаров -
1
Б.Рубекин, О.Сакмаров, А.Самсонов - 2,3
Записано в январе 1999 г. в
студии "Мелодия" (С.-Петербург),
звукорежиссe:р - А.Докшин.
Сведено в январе 1999 г. в студии Sound
Suite (London, England),
звукорежиссe:р - Пол Кендалл.
Sound Suite (London, England) - это
такая ма-а-ленькая студия в Кэмдене, где Пол любит сводить и которую он нам
предложил использовать, потому что она а) дешева б) удобна для работы лично Полу
в) находится в исключительно приятном месте.
Дополнительный инжиниринг:
А.Самсонов.
Андрей сделал для Скорбеца очень много, но по соображениям
политического свойства об этом позже.
Исполнительный продюсер: Стас
Гагаринов
В записи принимали участие: Б.Гребенщиков - голос,
Б.Рубекин
- клавишные,
О.Сакмаров - клавишные,
А.Пономарe:в - гитара,
И.Каим -
гитара (3),
Д.Веселов - перкуссия,
О.Шавкунов - перкуссия,
Е.Фe:доров -
бас.
Женька, помимо нежного и трепетного отношения к нему со стороны
Бориса, появился в качестве настоящего
басового животного, ибо перерыв огромное количество звуков баса в библиотеках,
творцы Скорбеца не нашли ничего подходящего.
Видео снято в Москве в
феврале 1999 г.,
режиссe:р-постановщик - А.Новосe:лов, оператор-постановщик - М.Кричман.
РЕДКАЯ ПЛАСТИНКА
"Для коллекционеров и
сумасшедших"
Сборник "Зоопарк Русского Рока" выпущен в 1998 году отделением "Выход",
которое причастно, кроме всего прочего, к изданию аквариумных концертников
"Арокс и Штер" и "Электрошок". Мастеринг - Евгений Гапеев, составление сборника
- Олег Коврига. У меня этот сборник есть в фонотеке благодаря Вадиму
Шестерикову, но только на кассете (B 029). Если кто-то имеет аналогичный CD,
откликнитесь, пожалуйста. А был ли такой компакт вообще?
Не лишним будет
отметить, что в разделе "Свальный грех" официальной дискографии Аквариума
"Зоопарк русского рока" никоим образом не упоминается.
Аквариум на кассете
представлен песней "Немое Кино" (на обложке написано "10 лет"), фонограмма взята
из московского квартирника, состоявшегося летом 1982 года. Любители со стажем
несомненно имеют запись этого концерта полностью :-). Состав музыкантов: Борис
Гребенщиков - голос, гитара; Андрей "Дюша" Романов - маракасы, второй голос;
Михаил Файнштейн-Васильев - перкуссия. Из других групп и исполнителей,
составивших компанию Аквариуму на сборнике, присутствуют: СашБаш, Умка, Хвост и
Аукцыон, М. Ляшко, Выход, Ноль, Пекин Роу-Роу, Среднерусская Возвышенность,
Облачный Край, Россияне, Сергей Рыженко с Футболом, Айгуль, О. Чехов, Свинья,
Зоопарк.
Вот такое комтугеза, дорогие мои забриски :).
Сергей Варюшкин, e-mail:
aquarium@da.ru, ICQ
7837257