Пустые места группы "Аквариум" (34)
14 января
НОВОСТИ
ЦИТАТЫ ПО ПОВОДУ
Большой временной перерыв между выпусками рассылки связан с разными причинами, основную из которых Вы поймете, прочитав следующую цитату из книги Ольги Сагаревой "Аквариум. 1972-1992" (говорит, естественно, Б. Гребенщиков):
...все интервью, которые были у любого из нас, это... воспоминания опилок о магнитном поле, в котором они когда-то находились. Там какие-то изменения в их структуре происходят - это физика. Это - в лучшем случае. А в худшем - это описание жизни опилок... Главным в том, что мы называем "Аквариумом", всегда было то, что напрямую передается через музыку. То, для чего музыка, слова и все остальные вещи, которые вокруг этого есть, служат только оберткой, покрывалом, корзинкой. Истинно
- то, что было внутри, есть внутри и будет. Внутри всей этой музыки. Почему, собственно, люди до сих пор помнят об этом и любят это. И я сам об этом помню и люблю. Именно потому, что внешняя сторона - это вещь несущественная. Банд шалопаев, которые проводили время так же, как и мы, или еще более отвязно, - я думаю, достаточно. Когда речь идет об АКВАРИУМе, речь идет именно о том, что люди ухитрялись участвовать в каком-то фантастически интересном процессе, и при этом как-то себя еще и вели. И почти все, что пишут, пишут про то, как они себя вели...Думал я, думал... Да - Музыка не требует комментариев, и об этом словами человеческими сказать невозможно или очень сложно. Факт... Фиг с ним - пускай опилки, а если распирает в этом самом "внутри"? А? Так недолго и о "смысле жизни" задуматься, заболеть можно ;-)). Так что - продолжим пока,
если вы не против.Борис Гребенщиков об альбоме Аквариума 1983 года...
...В свое время у нас с Курехиным была такая идея - называть наши общие проекты - "Радио Африка", потом мы отказались от них, но название осталось...
КАК ЭТО БЫЛО
Все нижеследующее, как и все выпуски рассылки "Пустые места" читать с поправкой на телегу о "воспоминаниях опилок о магнитном поле", не забывая при этом слушать. И необязательно только ушами :-).
Альбом "Радио Африка", 1983 год.
Газета "Живой звук", март 1997 года. Набрал Иосиф Бахмутский.
Источников вдохновения у "Радио Африка" было множество: от "Talking Heads" до
ретро тридцатых годов; даже Брюс Ли оказал влияние на БГ, об этом -
позднее.
"Нам хотелось создать некий гобелен, - вспоминает Гребенщиков, -
воткнув в него все то, что мы знаем о звуке".
Возможно, именно
джазово-авангардистским экспериментам лидера "Аквариума" альбом обязан своей
исключительностью. В начале 80-х Гребенщиков в тесном содружестве с Курехиным
строил какие-то немыслимые проекты, придумывал новые гармонии, записывал
странноватые импровизационные опусы.
"У нас был приятель, который
работал хранителем органов в Мариинском театре, - вспоминал впоследствии
Курехин. - Однажды, поддавшись его соблазнам, мы с Гребенщиковым в состоянии
сильнейшего алкогольного опьянения приехали ночью в театр "поиграть джаз".
Пустое здание
содрогалось от визгов органа и гитары, включенной прямо в
пульт. Друг друга мы абсолютно не слышали. Весь этот бред записывался на
двухдорожечный магнитофон, и, когда мы прослушали это оголтелое безумие, нам
неожиданно понравилось - как иллюстрация двух параллельных сознаний, которые
внезапно смыкаются".
Спустя несколько лет данная сессия материализовалась в
пластинку, вышедшую в Англии на фирме Leo Records. Солидные западные издания
писали о том, что данная работа вообще не попадает ни под какие критерии, и,
скорее всего, это "проявление русского независимого сознания на авангардистской
сцене".
"Аквариум" тем временем бездействовал, ревниво ожидая завершения
оккультных экспериментов, во время которых Гребенщиков начал создавать какие-то
свои проекты с Валентиной Пономаревой, играть на гитаре электрической бритвой
(на альбоме с Курехиным и Чекасиным) и т.д. Тем не менее, где-то с конца зимы
1983 года в Доме юного техника в студии у Андрея Тропилло начали
готовиться
предварительные наброски и "болванки" нового альбома "Аквариума".
Последствия
авангардистских поисков Гребенщикова - Курехина не могли не сказаться на саунде.
По инициативе Гребенщикова в студии начали применяться нетипичные для предыдущих
альбомов "Аквариума" звуки - от допотопных квази-клавиш ("Время Луны") до
экзотических на тот момент японских электронных барабанов.
Увлечение Востоком
и, в частности, Китаем, просматривалось как в иероглифах на обложке (написанных
китаеведом Сергеем Пучковым, впоследствии обучавшим группу "Кино" приемам
"кунг-фу"), так и на вторых планах сразу нескольких композиций. В это время
Гребенщиков легко поддавался на всевозможные стилистические соблазны, пытаясь
наполнить будущий альбом наибольшим количеством различных музыкальных сюрпризов.
К примеру, находясь под сильным
впечатлением после многократного просмотра на
видео боевика "Enter the dragon" с Брюсом Ли, "Аквариум" воспроизвел хор
шаолиньских монахов ("амито-бо, амито-бо") в финале композиции "Еще один упавший
вниз".
Количество музыкальных цитат на "Радио Африка" и источники их
заимствования не поддавались традиционной рокерской логике. Композиция "Песни
вычерпывающих людей" возникла под влиянием романса "Счастье мое". В "Твоей
звезде" - ассоциации от мелодической линии романса Вертинского "Ты успокой
меня".
"С утра шел снег" и "Время Луны" создавались во время утренних походок
Гребенщикова из дома в гараж, который, по идее, он должен был охранять ночью.
"Мальчик Евграф" был придуман на квартире у Цоя во время совместных
дегустаций
Сергей Варюшкин, e-mail:
aquarium@da.ru, ICQ 7837257