Пустые места группы "Аквариум" (57)
25 мартаНОВОСТИ
Концерты АКВАРИУМа на Украине:
9 апреля,
воскресенье - г. Киев ДК КПИ
16 апреля, воскресенье
- г. Харьков
Сообщает Андрей Романов:
"Мой концерт случится
в "Перекрестке" 26-го марта, предположительный адрес которого
выглядит так: Плехановская Академия, Стремянный, 36, м. Серпуховская. Это
небольшой театр-клуб в Москве, где играют акустику. Вот туда я один и заеду. С
"акустикой". Больше ничего не знаю Подробности можно узнать у моего московского
администратора Тимофея по тел. 421-68-64
Всего
хорошего!
DUSHA".
Кстати, Дюша подтвердил совместный концерт под
названием "Петроакустика" с Федором Чистяковым и Силей 6-го
апреля (четверг) в ЦДРИ на Пушкинской, 9.
На сайте
"Набережная Житинского" открыт он-лайн магазин Art Shop, где, в
частности, можно купить альбом Vermicelli Orchestra
"Anabasis", некоторые альбомы БГ и АКВАРИУМа, Курехина, Ольги
першиной... По всей видимости, именно в Art Shop в скором времени будут
выставлены новоизданные книги и переводы Бориса Гребенщикова - сделайте
закладку. :)
Все время забываю сказать, что дополнена составленная мной Дискография АКВАРИУМа - в ней больше нет пустых мест. Не согласны? ;-) Кстати, напоминаю, что я постарался в этой Дискографии дать максимальное количество ссылок на тот или иной альбом, включая записи в mp3-формате.
Из новостей от "Радио
Максимум" (опаньки!):
"БГ ПОГОСТИТ В БУДУЩЕМ
Борис Гребенщиков и
группа "Гости из будущего" запишут совместную композицию - переговоры, шедшие в
течение долгого времени, увенчались успехом. Теперь, когда согласие по этому
вопросу достигнуто, вероятнее всего, уже в мае месяце артисты приступят к
записи. Трек войдет в новый альбом группы "Гости из будущего" и, по всей
вероятности, в диск БГ".
На прибалтийской странице об АКВАРИУМе опубликованы статьи из эстонских газет.
Сообщает Вадим Шестериков: "Вот и случилось пройден первый
рубеж: в "Ворохе Старых Газет"
появилось СОТАЯ статья! Это оказалось интервью "Урлайту" за 1989 год, прислал
его неутомимый Анатолий Сухарев, за что ему
огромная благодарность от меня, да и от остальных читателей.
Кроме этого я
наконец-то решился выложить старинные хит-парады - мне показалось забавным, что
вкусы у нашего народа практически не изменились...
Немного изменена
навигация, будем надеятся, что она окажется удобной.
Но на 100 статье я
решил не останавливаться, а не откладывая время взяться за вторую сотню, - это
совсем свежее интервью с А. Самсоновым (он сводил "Пси").
P.S. Не забудьте
ознакомиться с новым интернет-альбомом БГ".
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
"А песни принадлежат не нам, а тем, кто их слушает. Они -
ваши, а не наши".
(Из "БГ. Песни", издательство "Леан", 1997 год, стр.
527)
"Музыка должна быть бесплатной..."
(с) БГ, 2000
КОНЦЕРТ
Еще один отчет о концерте в Горбушке 17-го марта (украдено из "Справочника" П. Северова). Мнение автора совсем не совпадает с мнением другого автора, опубликованном в 55-ом выпуске "Пустых Мест". ;-)
Программа - "СтопМашина". Билет стоил 300р, можно было либо близко
встать, либо далеко сесть (балкон). Я выбрал первое, хотя у второго варианта
тоже были определенные преимущества.
У сцены с диктофонами почти никого не
было, только один человек записал, возможно, песен пять, и с ним стали
разбираться security.
Двое с мобильниками вели прямую трансляцию концерта
неизвестно куда (их никто не трогал). БГ, как мне показалось, был на редкость
неразговорчив, и кроме слов "Спасибо, Пси, Добрый вечер, До свиданья, Аквариум"
я ничего не запомнил. Даже не сказал, что он (мы-Аквариум) вас любим - простите,
если я это упустил.
Как всегда, в Горбушке много пили и курили, вследствие
чего после концерта на полу обнаружилось очень много пластмассовых емкостей по
0,5. Кто-то постоянно кричал: "Молодая шпана". Я так понял, что программа не
была неожиданной и непредсказуемой для зала, поэтому названия песен
выкрикивались из зала до начала их исполнения, многие поговаривали о Дне Святого
Патрика, но БГ и об этом ничего не сказал.
Всe: же Горбушка - это из
московских залов не самое подходящее место для Аквариума. Я полагаю, что это
понятно и самому Аквариуму.
Обратите внимание, что на билете гитара у БГ
повернута влево. Тот, кто делал билет и афиши, положил негатив обратной
стороной, и получилась такая глупость, висевшая по всей Москве (простите за
категоричность).
Георгий Степанов
РЕДКАЯ ПЛАСТИНКА
Пролжение рассказа о сотрудниичестве Джоанны Стингрей и Бориса Гребенщикова
"Гитариста группы КИНО Юрия Каспаряна, - вспоминает Джоанна, - я
встретила на Ленинградском рок-фестивале. Вообще-то в то время иностранцам
попасть на. такие концерты было очень непросто. Ленинградские друзья меня всегда
предупреждали: "В зале не говори по-английски".
"КГБ следит за Джоанной, а ее
друзей-музыкантов допрашивают и велят держаться подальше от американской
"шпионки"... Джоанна планирует выступить со своими друзьями во время их
концертов, но всякий раз концерт срывается, либо под угрозами музыканты не
решаются выпустить ее на сцену..."
В свете того, что нам уже известно из
предшествующих глав, каждая фраза этой шпионской истории вызывает вопросы. С
чего бы это официальное профсоюзное учреждение оказалось "андерграундом"? Почему
"друзья-музыканты" вдруг перестали слушаться своих кураторов в одном
единственном вопросе, причем таком серьезном, как американский шпионаж? Почему
"шпионка", настолько опасная, что ее, не говорящую по-русски, нельзя на три
минуты выпустить на сцену, продолжает совершать челночные поездки "США -
СССР"?
Между тем, в середине 80-х на Западе уже появляется информация о
странном заведении, "...где неофициальные музыканты могут выступать под
бдительным оком КГБ".
Новому цензору ЛМДСТ Нине Барановской (приятельнице
Тропилло, которую Гребенщиков, Кинчев и Житинский в один голос хвалят за
либерализм) приходится специально отвечать на "измышления" корреспондентки
лондонского журнала "Cити Лимитед" Тессы Дарк. Англичанке привиделись
"милицейские фургоны" на улице Рубинштейна во время концерта: "западный
читатель, далекий от реального положения дел, может принять за чистую монету,
что самодеятельные музыканты в СССР... будто бы подвергаются давлению, запрету и
преследованию". Достается и "Обсерверу", который мало компетентен не только в
политике, но и в музыке: сравнил Гребенщикова с Дэвидом Боуи. "Вы знаете, я уже
устал от этих аналогий, - говорит Гребенщиков (в пересказе Н. Барановской). - Мы
идем своим, отличным от Запада путем". (На самом деле в "Observer magazine"
сказано: "Он восхищается Давидом Боуи и, подобно ему, появляется на сцене в
разных обличиях" - чистая правда и ничего обидного).
И вот среди западных
журналистов, которые "могут себе позволить импровизировать только в узких рамках
заданной темы антисоветизма", появляется "начинающая певица из Калифорнии" со
своим собственным взглядом на вещи - свежим и поэтичным. Поэзия стоит того,
чтобы привести один из текстов Джоанны Стингрей целиком:
РОК
КЛУБ
(Посвящение Ленинградскому Рок-клубу)
Куда ты идешь, милый, покажи
куда?
Дай мне руку, и я пойду за тобой.
Солнце светит на небе и, милый,
ветер такой сильный.
У нас нет времени на раздумья.
припев:
День
переходит в ночь, пойдем же.
Темнота сменяет свет - нас нет.
Улицы длинны
- все ушли
В Рок-клуб.
Дикий прилив сил, чувствуешь прямо что-то
святое,
Слушая, как лабают живые легенды рок-н-ролла.
Как на седьмом небе,
милый, и ритм так пробирает,
Что мы просто отлетаем.
Джоанна
ввозит в СССР инструменты, которые дарит "друзьям-музыкантам". Рок-клубовский
быт разнообразят сцены, напоминающие первые появления Миклухо-Маклая в
папуасских деревнях. Именно через Джоанну в жизни АКВАРИУМа появляется в 1984
году очередная гитара - "Stratokaster Esquire", подарок от вышеупомянутого
Дэвида Боуи. Гитара вызвала дополнительный конфликт Гребенщикова с Ляпиным,
который, по версии БГ, продал "Стратокастер" гораздо дешевле, чем он стоил.
"Жить не на что было".
Нелишним будет отметить, что даже процветающим
официальным музыкантам из ВИА приходилось напряженно работать, чтобы приобретать
такие подарки. И таможенникам не нужны были никакие "мыслемеры", чтобы
обнаружить в багаже 25-летней туристки дорогую электронику, которая ввозится, но
не вывозится обратно.
В обратном направлении - из Ленинграда в Лос-Анжелес -
транспортируются записи звезд ленинградского рок-клуба, и на основе их
малоизвестная доселе компания "Big Time Records" 27 июня 1986 года выпускает
двойной альбом "Red Wave - 4 underground bands from the USSR" ("Красная волна: 4
подпольные группы из СССР"/ АКВАРИУМ, КИНО, АЛИСА и СТРАННЫЕ ИГРЫ представлены
каждая шестью песнями на одной стороне пластинки. Вклад АКВАРИУМа: "Сегодня
ночью кто-то ждет нас", "Пепел", "Сны о чем-то большем", "Танцы на грани весны",
"Рок-н-ролл мертв". Включив в подборку старые хиты, а не только композиции из
последних альбомов АКВАРИУМа, Джоанна оказала большую услугу и музыкантам, и их
американским слушателям, которых планировалось то ли 10, то ли все 20 тысяч -
данные о тираже "Красной волны" разнятся.
В одночасье Стингрей становится
ведущим специалистом по молодежной музыке в той самой России, которая как раз
входит в моду. "Надо же, в стране медведей умеют играть на электрогитарах!"
Собственно, в этой сенсации не было ничего сенсационного, поскольку из России на
Запад эмигрировали десятки музыкантов во главе со знаменитым ведущим Би-Би-Си
Севой Новгородцевым. Но никто из них не располагал такими ресурсами одновременно
по обе стороны обветшалого железного занавеса.
Однако влиятельные эстрадные
круги в Москве сами были заинтересованы в "культурном обмене" с Западом на
богато унавоженной почве молодежной музыки. Д. Стингрей со своей
джеймс-бондовской легендой: "в это не мог поверить КГБ, в это даже не могли
поверить в ЦРУ и ФБР" - откровенно ломала их планы. "Колумба из Америки" (так
прозвал ее основатель АЛИСЫ Святослав Задерий) настолько уверовала в собственную
неуязвимость, что начала публично комментировать ту советскую молодежную музыку,
которую предлагали конкуренты: "Музыка АВТОГРАФа была настолько неактуальной...
Можно было подумать, что это группа из какого-то коктейль-бара..."
Но за
каждым экспортным проектом стояли серьезные люди. И в жизни Джоанны начинается
черная полоса на красной волне: "В октябре услышала, что мною недовольны
организации в Москве". Советская монополия в области авторских прав - Всесоюзное
Агенство Авторских Прав (ВААП) - предъявляет ей претензии по поводу того, что
своим альбомом Джоанна якобы нарушила права советских музыкантов. Забавно само
по себе, поскольку до того момента ВААП не слишком интересовалось гонорарами
рок-музыкантов, а также вопросом о том, не нарушаются ли в процессе "литования"
их право на неприкосновенность произведения, установленное советским законом. Да
и зарегистрирован был в ВААП на тот момент один Гребенщиков - как кино- и
театральный композитор. Противники Джоанны всячески муссируют тот факт, что на
обложке "Red Wave" ленинградские рок-группы названы "подпольными" - в чем
усматривают проявление антисоветизма, хотя понятно, что со стороны издателей это
совершенно необходимый рекламный ход. Именно тогда - не в мрачные 1984-85 гг., а
в начале горбачевской либерализации - у Джоанны Стингрей начинаются проблемы с
пересечением границы. Она намерена выйти замуж за гитариста КИНО Юрия Каспаряна.
Естественно, мы не вправе объяснять эту перемену в личной жизни какими-то
прагматическими соображениями (визы, таможня, етс). Просто обращаем внимание на
то, что регистрация брака назначена в самый разгар скандала с "Красной волной",
а в 1990 г. он был расторгнут.
В довершение всех юридических неприятностей на
калифорнийку обрушивается советская пресса. В "Огоньке" и "Комсомольской правде"
появляются статьи, в которых ее деятельность трактуется как один из пережитков
холодной войны, "Красной волне" на мутной воде" противопоставляются
многочисленные примеры "правильной" политики в области пропаганды советской
музыки на Западе, связанные в основном с богатыми столичными ВИА старого
образца.
Лишенная визы, она "через Финляндию тайком пробирается в Ленинград и
проводит 7 часов со своими друзьями". Казалось бы, девушку поставили на
место.
Но оказывается, эта девушка имеет больше влияния (и лучше
ориентируется) в советских бюрократических структурах, чем все ее конкуренты.
Стингрей и Гребенщиков в Москве посещают Виталия Коротича - главного редактора
"Огонька" и одного из влиятельнейших горбачевских идеологов.
"Видите ли, -
первой начала Джоанна, - я хочу принести свои извинения..." Оказывается,
западная пресса извратила ее позицию. "Что ж, таковы нравы "свободной" прессы
Запада, - с грустью замечает "Огонек", - некоторые газеты и журналы
прокомментировали его (альбом "Красная волна" - И. С.) в духе злобного
антисоветизма и откровенной лжи". Получается, что шпионские страсти вокруг
поездок Джоанны в Ленинград нагнетала не она сама, а абстрактные силы мирового
"антисоветизма". Кроме того, Стингрей признает свою вину и перед советской
монополией - ВААП, даже выплачивает ей некий штраф в размере 500 долларов. ("Ни
цента из этих денег до музыкантов не дошло").
В дальнейшем она хотела бы
заручиться содействием других бюрократических монополий: "Мелодии" и
внешнеторгового объединения "Международная книга", ответственного за
импорт-экспорт готовых фонограмм и пластинок. Над всей этой творческой
программой в "Огоньке" помещена фотография. Впоследствии подобные фото:
Гребенщиков с тоскливыми глазами и жизнерадостная Стингрей - будут появляться в
СМИ по всей Руси Великой и за ее пределами.
Битва при "Экспорте-импорте"
популярной музыки продолжается еще полгода. Джоанну однажды даже не пускают в
Ленинград на ее же собственную свадьбу. Но в конечном итоге она оказывается
победительницей. В ноябре 1987 г. торжественно регистрирует свой брак с
Каспаряном. Свидетель - Виктор Цой. Теперь все признают ее и крупной
рок-певицей, с ней работают в соавторстве ведущие ленинградские рок-музыканты.
Таким образом появляются песни "слова и музыка Д. Стингрей и Б. Гребенщикова"
(пластинка "Доживем до понедельника" - С.В), произведения по-своему любопытные.
(До этого соавтором БГ был, если помните, Майк Науменко.)
Он спускается
купить сигарет.
Он никогда не возвращается,
Be правда ли, странно,
Что
улицы полны странными устройствами?
Пораженный, он идет дальше.
Тонкая
грань между тем, что мед, и тем, что металл.
Солнце плавит лед в его
руках.
Смотришь ли ты за ним самим или его тенью?
Я не помню, говорил ли я
тебе об этом?
Такое впечатление, что собрание старых песен АКВАРИУМа
запустили в компьютер и запрограммировали на то, чтобы он продолжил "дело
мастера" еще несколькими композициями. Формулировки безошибочно узнаваемы:
"спускается купить сигарет", "тонкая грань между тем, что мед, и тем, что
металл", "плавит лед в его руках" еtс, но все вместе совершенно безжизненно. Это
не самопародия (в пародии есть жизнь) и не профанация (профанация предполагает
подгонку собственного творчества под какой-то внешний стандарт, чужое
прокрустово ложе). Наиболее подходящее определение - мумификация.
Описывая
творческое сотрудничество Гребенщикова со Стингрей, мы, безусловно, забегаем
вперед - в новую перестроечную эпоху. Но шпионский детектив, стартовавший в
черненковском 84-м году, хотелось бы досказать до конца, не прерывая в самом
интересном месте.
Полагаю, что о деятельности спецслужб трудно выносить
какие-то определенные суждения, даже располагая всеми их документами. Ведь
многоступенчатая дезинформация и "виртуальные реальности" в несколько слоев
стали неотъемлемой составляющей их "образа жизни" задолго до того, как слово
"виртуальный" вместе с компьютерами вошло в обиход. Если мы знаем, что в
кабинетах Лубянки или ленинградского Большого Дома документировались целые главы
истории, которой не было, и многолюдные партии, не существовавшие в природе - то
как можем мы рассматривать через это "зазеркалъе" (термин Д. Ле Карре),
населенное "тенями" (Маркус Вольф), лица конкретных людей? Вся кампания с
"выявлением агентов" КГБ, "штази", етс в бывших странах Варшавского договора -
балаган, не имеющий никакого отношения к поиску истины, скорее к политическим
амбициям, сведению личных счетов и округлению банковских счетов профессиональных
шантажистов. За несколько лет журналистских сенсаций: "Ага! Такой-то - агент
КГБ!" только однажды на моей памяти прозвучал простой вопрос: а чем, собственно,
работа в КГБ принципиально отличалась от работы, например, на телевидении или в
комсомольских газетах?
Судить о взаимоотношениях человека с властью можно
только в общем контексте его жизненного пути.
Смысл и суть того, чему
посвятила себя Джоанна Стингрей, с исчерпывающей полнотой раскрыт в
пресс-релизе, распространенном в Москве по случаю 10-летия ее творческой
деятельности:
"Три победителя конкурса "Один день с Джоанной" приезжают в
Москву, чтобы провести день с Джоанной. День включает в себя обед в ресторане
Макдональдс, экскурсию по Москве, посещение кегельбана и ужин в Пицца-Хат... На
вечеринке будут выставлены на аукцион костюмы Джоанны...
Будет также проведен
конкурс двойников Джосшны под названием 'Стингрешка: Плавным призом станет кукла
типа матрешки с изображением Стингрей..."
Из книги Ильи Смирнова "Прекрасный дилетант", издательство
"Леан", Москва, 1999 год.
Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
http://www.citycat.ru/ E-mail: citycat@citycat.ru |
Relayed by Corbina |