Пустые места группы "Аквариум"
68-й выпуск, 3 мая 2000 годаНОВОСТИ
"А зачем это рекламные кнопки тут понавесили?" - спросит возмущенный подписчик. А затем, что все это аквариумные интернет-проекты Павла Северова, у которого сегодня День Рождения. Итак, основная новость сегодняшнего выпуска:
3 мая 1962 года - родился Павел Северов - главный аквариумный Гуру (или Аятолла?) всех времен и народов. /me чокается с Пашей в экран монитора. :-)
По адресу http://severov.atom.ru/guests/matros/krukoobraznost/ опубликованы стихи Анатолия "Джоржа" Гуницкого из книги "Крюкообразность - Мой Девиз". Павел Северов: "Стихи печатаются с разрешения автора. При подготовке текста использовалась одноименная книга питерского издательства "Красный Матрос". В настоящую публикацию включены только малоизвестные стихи Джорджа, не ставшие еще текстами песен "Аквариума" (это составляет примерно половину от оригинального издания). Полную книгу ищите на книжных прилавках. Адреса магазинов - на сайте издательства".
ТЕРРИТОРИЯ
Как
известно, вскоре выходит первый общемировой авторизированный "THE BEST OF
AQUARIUM" c максимальным количеством добавленных треков. Специально для этого
альбома (предварительное название - "Территория") записаны и перезаписаны многие
неожиданные песни. Читатели рассылки первыми узнают, какие именно песни и в
каком варианте войдут в этот CD. Начиная с этого выпуска, "Пустые Места" будут
публиковать рассказ о каждой песне в отдельности.
ГОРОД
Итак, первая песня, которую мы с
компанией RuBel Records
:) хотели бы представить вашему вниманию - песня "Город", приобретшая в середине
80-х годов прошлого века благодаря АКВАРИУМУ просто фантастическую популярность
(авторами текста являются Алексей Хвостенко и Анри Волохонский, музыки -
композитор XVI века Франческо ди Милано). Канонический вариант песни был записан
в Доме Радио в 1985 году и входит в альбом "Десять Стрел". Специально для
"германского" альбома нынешний состав
АКВАРИУМА в этом году заново записал
"Город".
Алексей "Хвост"
Хвостенко:
"Сначала меня очень удивило, что молодежь
меня знает и помнит мои песни. Конечно, в первую очередь, я должен благодарить
за это Бориса Гребенщикова, который в течение долгих лет пел мою песню "Город
Золотой"... вообще-то она называется "Рай" (из интервью Анатолию Гуницкому,
апрель 1999 года, журнал FUZZ).
Из
книги Ильи Смирнова "Прекрасный дилетант":
Вернувшись в Питер, Эрик
Горошевский ставит... в новой студии на Васильевском острове (в жилконторе
напротив фабрики "Красный октябрь") "Сида" (1976). Самодеятельная Мельпомена еще
успела обогатить репертуар АКВАРИУМА "Городом золотым" Алексея Хвостенко, Анри
Волохонского и Франческо ди Милано. На Васильевском острове Сида играл Дюша,
дона Гомеса - Джорж, а песню эту пел Леонид Тихомиров из группы "За",
впоследствии актер театра Музыкальной комедии. Борис услышал и запомнил. Спустя
много лет, восстанавливая песню по памяти и не имея возможности связаться с
авторами (Волохонский и Хвостенко эмигрировали, а Ф. ди Милано много столетий
как умер), БГ исказил первый куплет: спел "под небом" вместо "над небом".
Небесная утопия, таким образом, заземлилась. (Издательство "Леан", 1999 год,
стр. 37)
Из примечания Бориса
Гребенщикова к песне в сборнике "Дело Мастера Бо":
Текст
не до конца совпадает с авторским текстом А. Волохонского и А. Хвостенко. Мы
просим прощения у авторов - это то, в каком виде мы услышали эту песню и приняли
ее (ТТ "Сестра", 1991 год, стр. 184).
Город
(А. Волохонский, А.
Хвостенко - Ф. ди Милано)
Под небом голубым есть город золотой,
С
прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, все травы да
цветы;
Гуляют там животные невиданной красы.
Одно - как желтый
огнегривый лев,
Другое - вол, исполненный очей;
С ними золотой орел
небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом горит
одна звезда;
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим,
кто светел, тот и свят;
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный
сад.
Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный
очей;
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор
незабываемый.
Некоторые
альбомы, в которых звучит "Город" в исполнении
АКВАРИУМА: (будут
линки)
Десять
стрел, 1986
Асса
Хрестоматия
(1980-87)
Музыка
кино Сергея Соловьева
Легенды
Русского Рока. "Аквариум"
20
лучших песен
Лучшие
песни на 3CD
Аккорды:
1,2.[{a(5),a(5)+c,hag#a
>hca},{e(4),e(4)+e(1),dchc >cde} |
{a,d(4)+f(1),edchcd},{fedcdh
>g#eh}] - 2 раза.
R.[{a(6)+c#(5)+g(4),g(4)a(6)c#(5)ggfef(все-4)a(3)}
|
{g(6)+h(5)+f(4),f(4)g(6)h(5)ffed#e(все-4)g(3)}
|
{def(все-4)a(3)dch(все-2)aag#(все-3)} | {defadchaag#a(струны
аналогично)}]
Продолжение следует...
Не забудьте о конкурсе на лучший проект обложки для нового CD, проводимого АКВАРИУМом для всех интернет-шатающихся (и не только) поклонников своего творчества (и не только). :-)
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
Журнал
FUZZ:
"Архив Павла Северова существует в сети с 1996
года. Но начало свое берет в середине восьмидесятых. Если вы считаете себя
аквариумистом, и к вам в руки никогда не попадали распечатки архивов Северова,
значит, вы интересуетесь не группой АКВАРИУМ, а разведением гупий и сомиков.
Особого внимания заслуживает архив записей, которые находятся на сервере: это
уникальные записи квартирных концертов. Вместе с тем, архив и сопутствующие ему
проекты (а их наберется добрый десяток) - почти единственные известные сетевые
работы Павла. В обычной жизни он работает системным администратором,
автоматизируя весьма отдаленный от его хобби бизнес".
Из той же статьи в
журнале FUZZ под названием "Аквариум в Сети"(интервью берет Соня
Соколова):
П.Северов
Впервые я услышал АКВАРИУМ в 82 году. Это были "Треугольник" и "Акустика", а
осознал я себя собирателем в 86 году. Тогда я уже работал с компьютерами, у меня
была такая большая машина БЭСМ-6 , которая учитывала весь мой фонд из 15 кассет,
могла распечатать какую-то ерунду. Первое, что я сделал, был архив в текстовом
формате. Потом появился вариант в WinWord'e, потом я познакомился с Максимом
Мошковым, а как известно все, к чему прикасается Максим рано или поздно
становится Интернетом. Его отношение ко мне сильно повлияло на мое отношение к
тем, кто сейчас начинает заниматься тем же самым: очень радостно, когда удается
помочь хорошему начинанию. До начала 96 года веб-сервер вообще ни коим образом
не укладывался в моем сознании. В 95 году, осенью, я уехал в командировку в
Новосибирск. Для меня это была своего рода фольклорная экспедиция: я знал, что в
Новосибирске три-четыре раза выступал АКВАРИУМ, и искал записи. Прожил там почти
месяц, ничего не нашел, и вдруг в финале возникает главный навигатор по
АКВАРИУМУ в Интернет Андрей Сабельфельд. Я его не искал, он сам меня нашел в
Новосибирске, от того, что главный аквариумист Германии, Крис Ваксмут, позвонил
мне в Москву, узнал у моей жены, что я в Новосибирске, и написал об этом e-mail
Сабельфельду. Я вернулся домой с кучей записей и острым сознанием своей
отсталости в плане интернета.
О том, зачем вообще все это
нужно:
С. Чего тебе не
хватает в жизни для создания сервера? Оцениваешь ли ты эту задачу просто как
трудозатраты одного человека на пять рабочих дней в неделю?
П.С. Сейчас, в связи с кризисом, у меня
появилась такая сладкая, порочная мечта: вот выгонят меня с работы, будет время,
я засяду и добью справочник. У меня просто не будет другого выхода. С другой
стороны, если бы были какие-то дополнительные деньги это могло стать хорошим
оправданием для семьи. Мои близкие - не фанаты
АКВАРИУМА, они жертвуют в
некоторой степени собой, ради моих увлечений, но если они будут знать, что за
это я получаю деньги, то, конечно, будут иначе относиться к тому, что я
делаю.
С. А каково - и насколько
важно - отношение самой группы?
П.С. Участие самих музыкантов в проекте
безусловно способствует раскрутке сайта. Вот если бы господин Гребенщиков чаще
отвечал на "письма слушателей", интенсивно писал какие-нибудь заметки... он
вообще-то это делает иногда... может быть, это больше способствовало бы
раскрутке. С другой стороны, мне кажется, что это было бы вредно. На самом деле,
Борис уделяет этому ровно столько внимания, сколько должен уделять. Потому что
его основная задача - писать песни. А все остальное - постольку-поскольку. Ты
себе представляешь - Борис Гребенщиков, который старательно раскручивает свой
сайт?
С. Я считаю, что есть
коммерческая и некоммерческая ценность сайта. Понятно, что на данный момент
сшибать деньги в сети могут только пофессионалы. Чаще сайт заводят для пафоса.
Ты согласен с этим?
П.С. Я думаю,
что это, в принципе, возможно, только надо соблюдать баланс между коммерцией
(попсой) и хорошей музыкой, зарабатывать деньги на чем-то и одновременно
продвигать нормальные проекты.
С.
А применительно к группам, которые уже зарекомендовали себя, как некоммерческие?
Чем может им помочь сеть?
П.С.
Создатель сайта может нести просвещение в массы, сплачивать вокруг себя
единомышленников. Но брать за это деньги... Все усилия сразу аннигилируются. У
меня, вообще-то, нет цели создать что-то серьезное. Пока это приносит
удовольствие тебе и друзьям - это хорошо. А деньги... Хотелось бы, конечно,
чтобы это кого-то кормило, но мне кажется, в нашу эпоху это невозможно. Может
быть, на деньги какого-нибудь Сороса, разве что - фонд пожелает пожертвовать
несколько тыщ баксов на отражение российского рок-н-ролльного пласта. Я, да и
другие, не обладаю сверхъестественными возможностями по вбивке данных и
собиранию записей. Если я буду брать деньги с тех, кто приходит ко мне в гости,
я потеряю источник пополнения материала. Добровольцы найдутся в другом месте. А
я уже свыкся с ролью этакого гуру, мне это нравится. Когда к тебе с интересом и
уважением относятся люди, это ценно. К тому же, много людей принимало участие в
создании этих проектов. Одной из своих целей я считаю поддержание этого
виртуального сообщества.
С. Твое
нежелание редактировать поступающие материалы - это сознательное нежелание
задевать людей, которые дают материал, или просто от нехватки времени?
П.С. И то, и другое. Можно было бы
причесать все это, выпустить в глянцевой обложке с золотом, но это что-то
неизбежно убьет.
О фонограммах в сети:
С. Как давно лежат на твоем сервере записи
АКВАРИУМА?
П.С. Я начал помещать
их не так давно, скоро будет год (интервью конца 1998 года - С.В.).
Это т.н. "Песни из Коллекции". Просто я в какой-то момент понял, что могу начать
знакомить людей с тем, что записал. Я считаю, что знакомство с
АКВАРИУМОМ делает
людей лучше. Естественное желание человека: если тебе что-то нравится - это так
приятно, кого-нибудь заразить..
С. Но ведь обычно для того, чтобы
заразить, ставят какой-нибудь самый хитовый компакт, а не архивные
записи...
П.С. Это правильно. Но
дело в том, что у меня есть такое свойство - люблю раскладывать все по полочкам.
Записал один концерт, записал второй - песня повторяется, что делать -
выкидывать? Потом я понял, что собирать надо все. Раньше не хватало кассет, я
старался покупать по дешевке, потом стало не хватать времени. Я - программист,
мне хочется формализовать действительность, разложить по полочкам и все учесть.
Жизнь, конечно, сопротивляется, не хочет ложиться в Прокрустово ложе... Вечная
борьба.
С. Если бы тебе сказали:
"Паша, давай, ты будешь платить за право выставить RA-треки..."
П.С. Я бы отказался, хотя я себе плохо
представляю такой вариант. Слава Богу, Гребенщиков достаточно мудр, чтобы не
тормозить то, что приносит всем удовольствие и не отнимает ни у кого денег. Он
правильный человек. Пока я выкладываю звуковые файлы, БГ ни разу не высказывал
никаких претензий.
С.
Коммерциализация остановит энтузиастов?
П.С. Коммерциализация породит взрыв
пиратства. Найдется множество людей, которые скажут: "А мне плевать, и если вы
просите деньги за MP3, то Вася Пупкин из Урюпинска выложит это у себя совершенно
бесплатно, и все будут качать у него. И им не будет никакого дела до финансового
положения группы АКВАРИУМ и Гребенщикова. Люди найдут лазейку.
Об
идеальном сервере:
С.
Какой джентльменский набор данных должен быть на сайте любой группы?
П.С. Тексты, фотографии. Еще - записи,
дискография, место для общения поклонников - чат, гостевая книга,
news-сервер.
С. Ты не находишь,
что такой архив рассчитан не на человека, который впервые встречается с группой,
а на человека, который уже немного продвинут?
П.С. Правильно. На мой сайт приходят,
остаются на нем и посещают снова люди, конкретно задвинутые на
АКВАРИУМе.
С. Чего сейчас не
хватает в сети про АКВАРИУМ?
П.С.
Мне кажется, что уже в нынешней ситуации совокупности существующих основных
сайтов вполне достаточно. А чего-то большего я даже представить себе не
могу.
О Посетителях:
П.С. Я сужу, в основном, по Guest-book'ам.
Есть люди по-настоящему талантливые: профессор физики Орлов из Америки, Артем
Каждый из Ростова... там, в общем, примерно поровну россиян из России и
зарубежья, с примесью иностранцев, врубившихся, вот как Крисушка Ваксмут из
Берлина, американцев несколько... Многие из них изучали русский язык Но те, кто
ходит поболтать и пишут в гостевые книги и те, кто присылают материалы - это две
разные группы. И они почти не пересекаются.
ЛИКБЕЗ
Я заметил, что Борис Гребенщиков в последнее время очень часто упоминает книгу Владимира Шинкарева "Максим и Федор". "Неспроста это", - подумалось мне, хоть и не упоминается это произведение митьковской литературы в специальном разделе на сервере АКВАРИУМа. А я, к стыду своему признаться, не читал его, хоть и, что называется, "аквариумист" со стажем. ;-) Вернее, видеть - видел, глазами пробегал,но... не читал. ;) Если подписчики не против, то начиная с этого номера рассылки, "Пустые Места" будут содержать главы из "Максима и Федора".
Владимир Шинкарев МАКСИМ И ФЕДОР
МЫСЛИ (афоризмы, Максимы, Федоры)
* * *
Один Максим отрицал величие
философии марксизма. Однако, когда его вызвали куда надо, отрицал там свое
отрицание, убедившись тем самым в справедливости закона отрицания отрицания.
* * *
Максим презирал безграмотность и
невысокие интеллектуальные данные своего друга Федора и любил подчеркнуть, что
они друг с другом - полная противоположность. Нередко на этой почве между ними
разворачивалась ругань и даже драка. Как-то раз, крепко вломив Федору, Максим с
удовлетворением отметил, что овладел законом единства и борьбы
противоположностей.
* * *
Вскоре Максим с
такои силой овладел философией марксизма, что мог без труда изобретать новые
непреложные законы развития человеческого общества.
Так, глядя на своего
друга Федора, да и просто так, допивая вторую бутылку портвейна, Максим часто
говорил :"ОДИНАКОВОЕ ОДИНАКОВОМУ РОЗНЬ!"
* *
*
У Максима было много сильных мыслей, даже трудно специально
выделить. Так, например, его часто посещала необыкновенной силы мысль: "ГДЕ
ЗАНЯТЬ ЧЕТВЕРТНОЙ ?"
* * *
Случалось, что и
Федор мог кое-чему научить Максима. Так, однажды, Максим дал Федору почитать
книгу. Федор пошел на бульвар почитать, однако, замечтался , попил пивка - да и
не заметил, как посеял книгу.
- А где книга? - осведомился Максим вечером.
- Посеял, - отвечал Федор.
Максим осыпал Федора бранью, однако тот, не
сплошав, спросил :
- А что, книга была хороша?
Максим в ответ лишь
заскрежетал зубами. Тогда Федор продекламировал строки Некрасова :
"Сейте
разумное, доброе, вечное!
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русскии
народ!"
Максим, не зная как возразить, лишь скрежетал зубами.
* * *
На алтарь мысли Максим мог положить все, даже
предметы первой необходимости. Так, однажды он сказал :
- Когда я думаю, что
пиво состоит из атомов, мне не хочется его пить.
* *
*
Знакомый Максима, Петр, любил порассуждать в том смысле, что
человеку все доступно, и прочая... Максим, хмуро прослушав эти рассуждения,
подобно баснописцу Эзопу молвил :
- Тогда выпей из дуршлага! - и, хлопнув
дверью, вышел.
* * *
Заметив, что Максим пьет
не закусывая, Федор осведомился, не объясняется ли это тем, что Максим вспомнил
о молекулярной и атомной структуре закуски. Максим гордо помотал головои и
сказал:
- Кто не работает - тот не ест!
Продолжение следует...
[ предыдущий выпуск ] [ следующий выпуск ]
Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257