Пустые места группы "Аквариум"
68-й выпуск, 3 мая 2000 годаНОВОСТИ
"А зачем это рекламные кнопки тут понавесили?" - спросит возмущенный подписчик. А затем, что все это аквариумные интернет-проекты Павла Северова, у которого сегодня День Рождения. Итак, основная новость сегодняшнего выпуска:
3 мая 1962 года - родился Павел Северов - главный аквариумный Гуру (или Аятолла?) всех времен и народов. /me чокается с Пашей в экран монитора. :-)
По адресу http://severov.atom.ru/guests/matros/krukoobraznost/ опубликованы стихи Анатолия "Джоржа" Гуницкого из книги "Крюкообразность - Мой Девиз". Павел Северов: "Стихи печатаются с разрешения автора. При подготовке текста использовалась одноименная книга питерского издательства "Красный Матрос". В настоящую публикацию включены только малоизвестные стихи Джорджа, не ставшие еще текстами песен "Аквариума" (это составляет примерно половину от оригинального издания). Полную книгу ищите на книжных прилавках. Адреса магазинов - на сайте издательства".
ТЕРРИТОРИЯ
Как 
известно, вскоре выходит первый общемировой авторизированный "THE BEST OF 
AQUARIUM" c максимальным количеством добавленных треков. Специально для этого 
альбома (предварительное название - "Территория") записаны и перезаписаны многие 
неожиданные песни. Читатели рассылки первыми узнают, какие именно песни и в 
каком варианте войдут в этот CD. Начиная с этого выпуска, "Пустые Места" будут 
публиковать рассказ о каждой песне в отдельности.
ГОРОД
Итак, первая песня, которую мы с
компанией RuBel Records 
:) хотели бы представить вашему вниманию - песня "Город", приобретшая в середине 
80-х годов прошлого века благодаря АКВАРИУМУ просто фантастическую популярность 
(авторами текста являются Алексей Хвостенко и Анри Волохонский, музыки - 
композитор XVI века Франческо ди Милано). Канонический вариант песни был записан 
в Доме Радио в 1985 году и входит в альбом "Десять Стрел". Специально для 
"германского" альбома нынешний состав
АКВАРИУМА в этом году заново записал 
"Город". 
Алексей "Хвост" 
Хвостенко:
"Сначала меня очень удивило, что молодежь 
меня знает и помнит мои песни. Конечно, в первую очередь, я должен благодарить 
за это Бориса Гребенщикова, который в течение долгих лет пел мою песню "Город 
Золотой"... вообще-то она называется "Рай" (из интервью Анатолию Гуницкому, 
апрель 1999 года, журнал FUZZ). 
Из 
книги Ильи Смирнова "Прекрасный дилетант":
Вернувшись в Питер, Эрик 
Горошевский ставит... в новой студии на Васильевском острове (в жилконторе 
напротив фабрики "Красный октябрь") "Сида" (1976). Самодеятельная Мельпомена еще 
успела обогатить репертуар АКВАРИУМА "Городом золотым" Алексея Хвостенко, Анри 
Волохонского и Франческо ди Милано. На Васильевском острове Сида играл Дюша, 
дона Гомеса - Джорж, а песню эту пел Леонид Тихомиров из группы "За", 
впоследствии актер театра Музыкальной комедии. Борис услышал и запомнил. Спустя 
много лет, восстанавливая песню по памяти и не имея возможности связаться с 
авторами (Волохонский и Хвостенко эмигрировали, а Ф. ди Милано много столетий 
как умер), БГ исказил первый куплет: спел "под небом" вместо "над небом". 
Небесная утопия, таким образом, заземлилась. (Издательство "Леан", 1999 год, 
стр. 37)
Из примечания Бориса 
Гребенщикова к песне в сборнике "Дело Мастера Бо":
Текст 
не до конца совпадает с авторским текстом А. Волохонского и А. Хвостенко. Мы 
просим прощения у авторов - это то, в каком виде мы услышали эту песню и приняли 
ее (ТТ "Сестра", 1991 год, стр. 184). 
Город 
(А. Волохонский, А. 
Хвостенко - Ф. ди Милано)
Под небом голубым есть город золотой,
С 
прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, все травы да 
цветы;
Гуляют там животные невиданной красы.
Одно - как желтый 
огнегривый лев,
Другое - вол, исполненный очей;
С ними золотой орел 
небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом горит 
одна звезда;
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, 
кто светел, тот и свят;
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный 
сад.
Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный 
очей;
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор 
незабываемый.
Некоторые 
альбомы, в которых звучит "Город" в исполнении
АКВАРИУМА: (будут 
линки)
Десять 
стрел, 1986
Асса
Хрестоматия 
(1980-87)
Музыка 
кино Сергея Соловьева
Легенды 
Русского Рока. "Аквариум"
20 
лучших песен
Лучшие 
песни на 3CD
Аккорды:
1,2.[{a(5),a(5)+c,hag#a 
>hca},{e(4),e(4)+e(1),dchc >cde} |
{a,d(4)+f(1),edchcd},{fedcdh 
>g#eh}] - 2 раза.
R.[{a(6)+c#(5)+g(4),g(4)a(6)c#(5)ggfef(все-4)a(3)} 
|
{g(6)+h(5)+f(4),f(4)g(6)h(5)ffed#e(все-4)g(3)} 
|
{def(все-4)a(3)dch(все-2)aag#(все-3)} | {defadchaag#a(струны 
аналогично)}]
Продолжение следует...
Не забудьте о конкурсе на лучший проект обложки для нового CD, проводимого АКВАРИУМом для всех интернет-шатающихся (и не только) поклонников своего творчества (и не только). :-)
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
Журнал 
FUZZ:
"Архив Павла Северова существует в сети с 1996 
года. Но начало свое берет в середине восьмидесятых. Если вы считаете себя 
аквариумистом, и к вам в руки никогда не попадали распечатки архивов Северова, 
значит, вы интересуетесь не группой АКВАРИУМ, а разведением гупий и сомиков. 
Особого внимания заслуживает архив записей, которые находятся на сервере: это 
уникальные записи квартирных концертов. Вместе с тем, архив и сопутствующие ему 
проекты (а их наберется добрый десяток) - почти единственные известные сетевые 
работы Павла. В обычной жизни он работает системным администратором, 
автоматизируя весьма отдаленный от его хобби бизнес".
Из той же статьи в 
журнале FUZZ под названием "Аквариум в Сети"(интервью берет Соня 
Соколова):
П.Северов 
Впервые я услышал АКВАРИУМ в 82 году. Это были "Треугольник" и "Акустика", а 
осознал я себя собирателем в 86 году. Тогда я уже работал с компьютерами, у меня 
была такая большая машина БЭСМ-6 , которая учитывала весь мой фонд из 15 кассет, 
могла распечатать какую-то ерунду. Первое, что я сделал, был архив в текстовом 
формате. Потом появился вариант в WinWord'e, потом я познакомился с Максимом 
Мошковым, а как известно все, к чему прикасается Максим рано или поздно 
становится Интернетом. Его отношение ко мне сильно повлияло на мое отношение к 
тем, кто сейчас начинает заниматься тем же самым: очень радостно, когда удается 
помочь хорошему начинанию. До начала 96 года веб-сервер вообще ни коим образом 
не укладывался в моем сознании. В 95 году, осенью, я уехал в командировку в 
Новосибирск. Для меня это была своего рода фольклорная экспедиция: я знал, что в 
Новосибирске три-четыре раза выступал АКВАРИУМ, и искал записи. Прожил там почти 
месяц, ничего не нашел, и вдруг в финале возникает главный навигатор по
АКВАРИУМУ в Интернет Андрей Сабельфельд. Я его не искал, он сам меня нашел в 
Новосибирске, от того, что главный аквариумист Германии, Крис Ваксмут, позвонил 
мне в Москву, узнал у моей жены, что я в Новосибирске, и написал об этом e-mail 
Сабельфельду. Я вернулся домой с кучей записей и острым сознанием своей 
отсталости в плане интернета. 
О том, зачем вообще все это 
нужно:
С. Чего тебе не 
хватает в жизни для создания сервера? Оцениваешь ли ты эту задачу просто как 
трудозатраты одного человека на пять рабочих дней в неделю?
П.С. Сейчас, в связи с кризисом, у меня 
появилась такая сладкая, порочная мечта: вот выгонят меня с работы, будет время, 
я засяду и добью справочник. У меня просто не будет другого выхода. С другой 
стороны, если бы были какие-то дополнительные деньги это могло стать хорошим 
оправданием для семьи. Мои близкие - не фанаты
АКВАРИУМА, они жертвуют в 
некоторой степени собой, ради моих увлечений, но если они будут знать, что за 
это я получаю деньги, то, конечно, будут иначе относиться к тому, что я 
делаю.
С. А каково - и насколько 
важно - отношение самой группы?
П.С. Участие самих музыкантов в проекте 
безусловно способствует раскрутке сайта. Вот если бы господин Гребенщиков чаще 
отвечал на "письма слушателей", интенсивно писал какие-нибудь заметки... он 
вообще-то это делает иногда... может быть, это больше способствовало бы 
раскрутке. С другой стороны, мне кажется, что это было бы вредно. На самом деле, 
Борис уделяет этому ровно столько внимания, сколько должен уделять. Потому что 
его основная задача - писать песни. А все остальное - постольку-поскольку. Ты 
себе представляешь - Борис Гребенщиков, который старательно раскручивает свой 
сайт?
С. Я считаю, что есть 
коммерческая и некоммерческая ценность сайта. Понятно, что на данный момент 
сшибать деньги в сети могут только пофессионалы. Чаще сайт заводят для пафоса. 
Ты согласен с этим?
П.С. Я думаю, 
что это, в принципе, возможно, только надо соблюдать баланс между коммерцией 
(попсой) и хорошей музыкой, зарабатывать деньги на чем-то и одновременно 
продвигать нормальные проекты.
С. 
А применительно к группам, которые уже зарекомендовали себя, как некоммерческие? 
Чем может им помочь сеть?
П.С. 
Создатель сайта может нести просвещение в массы, сплачивать вокруг себя 
единомышленников. Но брать за это деньги... Все усилия сразу аннигилируются. У 
меня, вообще-то, нет цели создать что-то серьезное. Пока это приносит 
удовольствие тебе и друзьям - это хорошо. А деньги... Хотелось бы, конечно, 
чтобы это кого-то кормило, но мне кажется, в нашу эпоху это невозможно. Может 
быть, на деньги какого-нибудь Сороса, разве что - фонд пожелает пожертвовать 
несколько тыщ баксов на отражение российского рок-н-ролльного пласта. Я, да и 
другие, не обладаю сверхъестественными возможностями по вбивке данных и 
собиранию записей. Если я буду брать деньги с тех, кто приходит ко мне в гости, 
я потеряю источник пополнения материала. Добровольцы найдутся в другом месте. А 
я уже свыкся с ролью этакого гуру, мне это нравится. Когда к тебе с интересом и 
уважением относятся люди, это ценно. К тому же, много людей принимало участие в 
создании этих проектов. Одной из своих целей я считаю поддержание этого 
виртуального сообщества.
С. Твое 
нежелание редактировать поступающие материалы - это сознательное нежелание 
задевать людей, которые дают материал, или просто от нехватки времени?
П.С. И то, и другое. Можно было бы 
причесать все это, выпустить в глянцевой обложке с золотом, но это что-то 
неизбежно убьет.
О фонограммах в сети:
С. Как давно лежат на твоем сервере записи
АКВАРИУМА?
П.С. Я начал помещать 
их не так давно, скоро будет год (интервью конца 1998 года - С.В.). 
Это т.н. "Песни из Коллекции". Просто я в какой-то момент понял, что могу начать 
знакомить людей с тем, что записал. Я считаю, что знакомство с
АКВАРИУМОМ делает 
людей лучше. Естественное желание человека: если тебе что-то нравится - это так 
приятно, кого-нибудь заразить..
С. Но ведь обычно для того, чтобы 
заразить, ставят какой-нибудь самый хитовый компакт, а не архивные 
записи...
П.С. Это правильно. Но 
дело в том, что у меня есть такое свойство - люблю раскладывать все по полочкам. 
Записал один концерт, записал второй - песня повторяется, что делать - 
выкидывать? Потом я понял, что собирать надо все. Раньше не хватало кассет, я 
старался покупать по дешевке, потом стало не хватать времени. Я - программист, 
мне хочется формализовать действительность, разложить по полочкам и все учесть. 
Жизнь, конечно, сопротивляется, не хочет ложиться в Прокрустово ложе... Вечная 
борьба.
С. Если бы тебе сказали: 
"Паша, давай, ты будешь платить за право выставить RA-треки..."
П.С. Я бы отказался, хотя я себе плохо 
представляю такой вариант. Слава Богу, Гребенщиков достаточно мудр, чтобы не 
тормозить то, что приносит всем удовольствие и не отнимает ни у кого денег. Он 
правильный человек. Пока я выкладываю звуковые файлы, БГ ни разу не высказывал 
никаких претензий.
С. 
Коммерциализация остановит энтузиастов?
П.С. Коммерциализация породит взрыв 
пиратства. Найдется множество людей, которые скажут: "А мне плевать, и если вы 
просите деньги за MP3, то Вася Пупкин из Урюпинска выложит это у себя совершенно 
бесплатно, и все будут качать у него. И им не будет никакого дела до финансового 
положения группы АКВАРИУМ и Гребенщикова. Люди найдут лазейку.
Об 
идеальном сервере:
С. 
Какой джентльменский набор данных должен быть на сайте любой группы?
П.С. Тексты, фотографии. Еще - записи, 
дискография, место для общения поклонников - чат, гостевая книга, 
news-сервер.
С. Ты не находишь, 
что такой архив рассчитан не на человека, который впервые встречается с группой, 
а на человека, который уже немного продвинут?
П.С. Правильно. На мой сайт приходят, 
остаются на нем и посещают снова люди, конкретно задвинутые на 
АКВАРИУМе.
С. Чего сейчас не 
хватает в сети про АКВАРИУМ?
П.С. 
Мне кажется, что уже в нынешней ситуации совокупности существующих основных 
сайтов вполне достаточно. А чего-то большего я даже представить себе не 
могу.
О Посетителях:
П.С. Я сужу, в основном, по Guest-book'ам. 
Есть люди по-настоящему талантливые: профессор физики Орлов из Америки, Артем 
Каждый из Ростова... там, в общем, примерно поровну россиян из России и 
зарубежья, с примесью иностранцев, врубившихся, вот как Крисушка Ваксмут из 
Берлина, американцев несколько... Многие из них изучали русский язык Но те, кто 
ходит поболтать и пишут в гостевые книги и те, кто присылают материалы - это две 
разные группы. И они почти не пересекаются.
ЛИКБЕЗ
Я заметил, что Борис Гребенщиков в последнее время очень часто упоминает книгу Владимира Шинкарева "Максим и Федор". "Неспроста это", - подумалось мне, хоть и не упоминается это произведение митьковской литературы в специальном разделе на сервере АКВАРИУМа. А я, к стыду своему признаться, не читал его, хоть и, что называется, "аквариумист" со стажем. ;-) Вернее, видеть - видел, глазами пробегал,но... не читал. ;) Если подписчики не против, то начиная с этого номера рассылки, "Пустые Места" будут содержать главы из "Максима и Федора".
Владимир Шинкарев МАКСИМ И ФЕДОР
МЫСЛИ (афоризмы, Максимы, Федоры)
* * *
Один Максим отрицал величие 
философии марксизма. Однако, когда его вызвали куда надо, отрицал там свое 
отрицание, убедившись тем самым в справедливости закона отрицания отрицания. 
* * *
Максим презирал безграмотность и 
невысокие интеллектуальные данные своего друга Федора и любил подчеркнуть, что 
они друг с другом - полная противоположность. Нередко на этой почве между ними 
разворачивалась ругань и даже драка. Как-то раз, крепко вломив Федору, Максим с 
удовлетворением отметил, что овладел законом единства и борьбы 
противоположностей. 
* * *
Вскоре Максим с 
такои силой овладел философией марксизма, что мог без труда изобретать новые 
непреложные законы развития человеческого общества. 
Так, глядя на своего 
друга Федора, да и просто так, допивая вторую бутылку портвейна, Максим часто 
говорил :"ОДИНАКОВОЕ ОДИНАКОВОМУ РОЗНЬ!" 
* * 
*
У Максима было много сильных мыслей, даже трудно специально 
выделить. Так, например, его часто посещала необыкновенной силы мысль: "ГДЕ 
ЗАНЯТЬ ЧЕТВЕРТНОЙ ?" 
* * *
Случалось, что и 
Федор мог кое-чему научить Максима. Так, однажды, Максим дал Федору почитать 
книгу. Федор пошел на бульвар почитать, однако, замечтался , попил пивка - да и 
не заметил, как посеял книгу. 
- А где книга? - осведомился Максим вечером. 
- Посеял, - отвечал Федор. 
Максим осыпал Федора бранью, однако тот, не 
сплошав, спросил : 
- А что, книга была хороша? 
Максим в ответ лишь 
заскрежетал зубами. Тогда Федор продекламировал строки Некрасова : 
"Сейте 
разумное, доброе, вечное!
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русскии 
народ!" 
Максим, не зная как возразить, лишь скрежетал зубами. 
* * *
На алтарь мысли Максим мог положить все, даже 
предметы первой необходимости. Так, однажды он сказал : 
- Когда я думаю, что 
пиво состоит из атомов, мне не хочется его пить. 
* * 
*
Знакомый Максима, Петр, любил порассуждать в том смысле, что 
человеку все доступно, и прочая... Максим, хмуро прослушав эти рассуждения, 
подобно баснописцу Эзопу молвил : 
- Тогда выпей из дуршлага! - и, хлопнув 
дверью, вышел. 
* * *
Заметив, что Максим пьет 
не закусывая, Федор осведомился, не объясняется ли это тем, что Максим вспомнил 
о молекулярной и атомной структуре закуски. Максим гордо помотал головои и 
сказал: 
- Кто не работает - тот не ест!
Продолжение следует...
[ предыдущий выпуск ] [ следующий выпуск ]
Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257