Пустые места группы "Аквариум"

68-й выпуск, 3 мая 2000 года

Справочное ПособиеПесня из Коллекции

 

АнБГлийские песни Нью!

НОВОСТИ

"А зачем это рекламные кнопки тут понавесили?" - спросит  возмущенный подписчик. А затем, что все это аквариумные интернет-проекты Павла Северова, у которого сегодня День Рождения. Итак, основная новость сегодняшнего выпуска:

3 мая 1962 года - родился Павел Северов - главный аквариумный Гуру (или Аятолла?) всех времен и народов. /me чокается с Пашей в экран монитора. :-)

По адресу http://severov.atom.ru/guests/matros/krukoobraznost/ опубликованы стихи Анатолия "Джоржа" Гуницкого из книги "Крюкообразность - Мой Девиз". Павел Северов: "Стихи печатаются с разрешения автора. При подготовке текста использовалась одноименная книга питерского издательства "Красный Матрос". В настоящую публикацию включены только малоизвестные стихи Джорджа, не ставшие еще текстами песен "Аквариума" (это составляет примерно половину от оригинального издания). Полную книгу ищите на книжных прилавках. Адреса магазинов - на сайте издательства".

ТЕРРИТОРИЯ

Как известно, вскоре выходит первый общемировой авторизированный "THE BEST OF AQUARIUM" c максимальным количеством добавленных треков. Специально для этого альбома (предварительное название - "Территория") записаны и перезаписаны многие неожиданные песни. Читатели рассылки первыми узнают, какие именно песни и в каком варианте войдут в этот CD. Начиная с этого выпуска, "Пустые Места" будут публиковать рассказ о каждой песне в отдельности.

ГОРОД

Итак, первая песня, которую мы с компанией RuBel Records :) хотели бы представить вашему вниманию - песня "Город", приобретшая в середине 80-х годов прошлого века благодаря АКВАРИУМУ просто фантастическую популярность (авторами текста являются Алексей Хвостенко и Анри Волохонский, музыки - композитор XVI века Франческо ди Милано). Канонический вариант песни был записан в Доме Радио в 1985 году и входит в альбом "Десять Стрел". Специально для "германского" альбома нынешний состав АКВАРИУМА в этом году заново записал "Город".

Алексей "Хвост" Хвостенко:
"Сначала меня очень удивило, что молодежь меня знает и помнит мои песни. Конечно, в первую очередь, я должен благодарить за это Бориса Гребенщикова, который в течение долгих лет пел мою песню "Город Золотой"... вообще-то она называется "Рай" (из интервью Анатолию Гуницкому, апрель 1999 года, журнал FUZZ).

Из книги Ильи Смирнова "Прекрасный дилетант":
Вернувшись в Питер, Эрик Горошевский ставит... в новой студии на Васильевском острове (в жилконторе напротив фабрики "Красный октябрь") "Сида" (1976). Самодеятельная Мельпомена еще успела обогатить репертуар АКВАРИУМА "Городом золотым" Алексея Хвостенко, Анри Волохонского и Франческо ди Милано. На Васильевском острове Сида играл Дюша, дона Гомеса - Джорж, а песню эту пел Леонид Тихомиров из группы "За", впоследствии актер театра Музыкальной комедии. Борис услышал и запомнил. Спустя много лет, восстанавливая песню по памяти и не имея возможности связаться с авторами (Волохонский и Хвостенко эмигрировали, а Ф. ди Милано много столетий как умер), БГ исказил первый куплет: спел "под небом" вместо "над небом". Небесная утопия, таким образом, заземлилась. (Издательство "Леан", 1999 год, стр. 37)

Из примечания Бориса Гребенщикова к песне в сборнике "Дело Мастера Бо":
Текст не до конца совпадает с авторским текстом А. Волохонского и А. Хвостенко. Мы просим прощения у авторов - это то, в каком виде мы услышали эту песню и приняли ее (ТТ "Сестра", 1991 год, стр. 184).

Город
(А. Волохонский, А. Хвостенко - Ф. ди Милано)

Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, все травы да цветы;
Гуляют там животные невиданной красы.

Одно - как желтый огнегривый лев,
Другое - вол, исполненный очей;
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

А в небе голубом горит одна звезда;
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят;
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей;
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

Некоторые альбомы, в которых звучит "Город" в исполнении АКВАРИУМА: (будут линки)
Десять стрел, 1986
Асса
Хрестоматия (1980-87)
Музыка кино Сергея Соловьева
Легенды Русского Рока. "Аквариум"
20 лучших песен
Лучшие песни на 3CD

Аккорды:
1,2.[{a(5),a(5)+c,hag#a >hca},{e(4),e(4)+e(1),dchc >cde} |
{a,d(4)+f(1),edchcd},{fedcdh >g#eh}] - 2 раза.
R.[{a(6)+c#(5)+g(4),g(4)a(6)c#(5)ggfef(все-4)a(3)} |
{g(6)+h(5)+f(4),f(4)g(6)h(5)ffed#e(все-4)g(3)} |
{def(все-4)a(3)dch(все-2)aag#(все-3)} | {defadchaag#a(струны аналогично)}]

Продолжение следует...

Не забудьте о конкурсе на лучший проект обложки для нового CD, проводимого АКВАРИУМом для всех интернет-шатающихся (и не только) поклонников своего творчества (и не только). :-)

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Журнал FUZZ:
"Архив Павла Северова существует в сети с 1996 года. Но начало свое берет в середине восьмидесятых. Если вы считаете себя аквариумистом, и к вам в руки никогда не попадали распечатки архивов Северова, значит, вы интересуетесь не группой АКВАРИУМ, а разведением гупий и сомиков. Особого внимания заслуживает архив записей, которые находятся на сервере: это уникальные записи квартирных концертов. Вместе с тем, архив и сопутствующие ему проекты (а их наберется добрый десяток) - почти единственные известные сетевые работы Павла. В обычной жизни он работает системным администратором, автоматизируя весьма отдаленный от его хобби бизнес".

Из той же статьи в журнале FUZZ под названием "Аквариум в Сети"(интервью берет Соня Соколова):
П.Северов Впервые я услышал АКВАРИУМ в 82 году. Это были "Треугольник" и "Акустика", а осознал я себя собирателем в 86 году. Тогда я уже работал с компьютерами, у меня была такая большая машина БЭСМ-6 , которая учитывала весь мой фонд из 15 кассет, могла распечатать какую-то ерунду. Первое, что я сделал, был архив в текстовом формате. Потом появился вариант в WinWord'e, потом я познакомился с Максимом Мошковым, а как известно все, к чему прикасается Максим рано или поздно становится Интернетом. Его отношение ко мне сильно повлияло на мое отношение к тем, кто сейчас начинает заниматься тем же самым: очень радостно, когда удается помочь хорошему начинанию. До начала 96 года веб-сервер вообще ни коим образом не укладывался в моем сознании. В 95 году, осенью, я уехал в командировку в Новосибирск. Для меня это была своего рода фольклорная экспедиция: я знал, что в Новосибирске три-четыре раза выступал АКВАРИУМ, и искал записи. Прожил там почти месяц, ничего не нашел, и вдруг в финале возникает главный навигатор по АКВАРИУМУ в Интернет Андрей Сабельфельд. Я его не искал, он сам меня нашел в Новосибирске, от того, что главный аквариумист Германии, Крис Ваксмут, позвонил мне в Москву, узнал у моей жены, что я в Новосибирске, и написал об этом e-mail Сабельфельду. Я вернулся домой с кучей записей и острым сознанием своей отсталости в плане интернета.
О том, зачем вообще все это нужно:
С. Чего тебе не хватает в жизни для создания сервера? Оцениваешь ли ты эту задачу просто как трудозатраты одного человека на пять рабочих дней в неделю?
П.С. Сейчас, в связи с кризисом, у меня появилась такая сладкая, порочная мечта: вот выгонят меня с работы, будет время, я засяду и добью справочник. У меня просто не будет другого выхода. С другой стороны, если бы были какие-то дополнительные деньги это могло стать хорошим оправданием для семьи. Мои близкие - не фанаты АКВАРИУМА, они жертвуют в некоторой степени собой, ради моих увлечений, но если они будут знать, что за это я получаю деньги, то, конечно, будут иначе относиться к тому, что я делаю.
С. А каково - и насколько важно - отношение самой группы?
П.С. Участие самих музыкантов в проекте безусловно способствует раскрутке сайта. Вот если бы господин Гребенщиков чаще отвечал на "письма слушателей", интенсивно писал какие-нибудь заметки... он вообще-то это делает иногда... может быть, это больше способствовало бы раскрутке. С другой стороны, мне кажется, что это было бы вредно. На самом деле, Борис уделяет этому ровно столько внимания, сколько должен уделять. Потому что его основная задача - писать песни. А все остальное - постольку-поскольку. Ты себе представляешь - Борис Гребенщиков, который старательно раскручивает свой сайт?
С. Я считаю, что есть коммерческая и некоммерческая ценность сайта. Понятно, что на данный момент сшибать деньги в сети могут только пофессионалы. Чаще сайт заводят для пафоса. Ты согласен с этим?
П.С. Я думаю, что это, в принципе, возможно, только надо соблюдать баланс между коммерцией (попсой) и хорошей музыкой, зарабатывать деньги на чем-то и одновременно продвигать нормальные проекты.
С. А применительно к группам, которые уже зарекомендовали себя, как некоммерческие? Чем может им помочь сеть?
П.С. Создатель сайта может нести просвещение в массы, сплачивать вокруг себя единомышленников. Но брать за это деньги... Все усилия сразу аннигилируются. У меня, вообще-то, нет цели создать что-то серьезное. Пока это приносит удовольствие тебе и друзьям - это хорошо. А деньги... Хотелось бы, конечно, чтобы это кого-то кормило, но мне кажется, в нашу эпоху это невозможно. Может быть, на деньги какого-нибудь Сороса, разве что - фонд пожелает пожертвовать несколько тыщ баксов на отражение российского рок-н-ролльного пласта. Я, да и другие, не обладаю сверхъестественными возможностями по вбивке данных и собиранию записей. Если я буду брать деньги с тех, кто приходит ко мне в гости, я потеряю источник пополнения материала. Добровольцы найдутся в другом месте. А я уже свыкся с ролью этакого гуру, мне это нравится. Когда к тебе с интересом и уважением относятся люди, это ценно. К тому же, много людей принимало участие в создании этих проектов. Одной из своих целей я считаю поддержание этого виртуального сообщества.
С. Твое нежелание редактировать поступающие материалы - это сознательное нежелание задевать людей, которые дают материал, или просто от нехватки времени?
П.С. И то, и другое. Можно было бы причесать все это, выпустить в глянцевой обложке с золотом, но это что-то неизбежно убьет.
О фонограммах в сети:
С. Как давно лежат на твоем сервере записи АКВАРИУМА?
П.С. Я начал помещать их не так давно, скоро будет год (интервью конца 1998 года - С.В.). Это т.н. "Песни из Коллекции". Просто я в какой-то момент понял, что могу начать знакомить людей с тем, что записал. Я считаю, что знакомство с АКВАРИУМОМ делает людей лучше. Естественное желание человека: если тебе что-то нравится - это так приятно, кого-нибудь заразить..
С. Но ведь обычно для того, чтобы заразить, ставят какой-нибудь самый хитовый компакт, а не архивные записи...
П.С. Это правильно. Но дело в том, что у меня есть такое свойство - люблю раскладывать все по полочкам. Записал один концерт, записал второй - песня повторяется, что делать - выкидывать? Потом я понял, что собирать надо все. Раньше не хватало кассет, я старался покупать по дешевке, потом стало не хватать времени. Я - программист, мне хочется формализовать действительность, разложить по полочкам и все учесть. Жизнь, конечно, сопротивляется, не хочет ложиться в Прокрустово ложе... Вечная борьба.
С. Если бы тебе сказали: "Паша, давай, ты будешь платить за право выставить RA-треки..."
П.С. Я бы отказался, хотя я себе плохо представляю такой вариант. Слава Богу, Гребенщиков достаточно мудр, чтобы не тормозить то, что приносит всем удовольствие и не отнимает ни у кого денег. Он правильный человек. Пока я выкладываю звуковые файлы, БГ ни разу не высказывал никаких претензий.
С. Коммерциализация остановит энтузиастов?
П.С. Коммерциализация породит взрыв пиратства. Найдется множество людей, которые скажут: "А мне плевать, и если вы просите деньги за MP3, то Вася Пупкин из Урюпинска выложит это у себя совершенно бесплатно, и все будут качать у него. И им не будет никакого дела до финансового положения группы АКВАРИУМ и Гребенщикова. Люди найдут лазейку.
Об идеальном сервере:
С. Какой джентльменский набор данных должен быть на сайте любой группы?
П.С. Тексты, фотографии. Еще - записи, дискография, место для общения поклонников - чат, гостевая книга, news-сервер.
С. Ты не находишь, что такой архив рассчитан не на человека, который впервые встречается с группой, а на человека, который уже немного продвинут?
П.С. Правильно. На мой сайт приходят, остаются на нем и посещают снова люди, конкретно задвинутые на АКВАРИУМе.
С. Чего сейчас не хватает в сети про АКВАРИУМ?
П.С. Мне кажется, что уже в нынешней ситуации совокупности существующих основных сайтов вполне достаточно. А чего-то большего я даже представить себе не могу.
О Посетителях:
П.С. Я сужу, в основном, по Guest-book'ам. Есть люди по-настоящему талантливые: профессор физики Орлов из Америки, Артем Каждый из Ростова... там, в общем, примерно поровну россиян из России и зарубежья, с примесью иностранцев, врубившихся, вот как Крисушка Ваксмут из Берлина, американцев несколько... Многие из них изучали русский язык Но те, кто ходит поболтать и пишут в гостевые книги и те, кто присылают материалы - это две разные группы. И они почти не пересекаются.

ЛИКБЕЗ

Я заметил, что Борис Гребенщиков в последнее время очень часто упоминает книгу Владимира Шинкарева "Максим и Федор". "Неспроста это", - подумалось мне, хоть и не упоминается это произведение митьковской литературы в специальном разделе на сервере АКВАРИУМа.  А я, к стыду своему признаться, не читал его, хоть и, что называется, "аквариумист" со стажем. ;-) Вернее, видеть - видел, глазами пробегал,но... не читал. ;) Если подписчики не против, то начиная с этого номера рассылки, "Пустые Места" будут содержать главы из "Максима и Федора".

Владимир Шинкарев МАКСИМ И ФЕДОР

МЫСЛИ (афоризмы, Максимы, Федоры)

* * *
Один Максим отрицал величие философии марксизма. Однако, когда его вызвали куда надо, отрицал там свое отрицание, убедившись тем самым в справедливости закона отрицания отрицания.
* * *
Максим презирал безграмотность и невысокие интеллектуальные данные своего друга Федора и любил подчеркнуть, что они друг с другом - полная противоположность. Нередко на этой почве между ними разворачивалась ругань и даже драка. Как-то раз, крепко вломив Федору, Максим с удовлетворением отметил, что овладел законом единства и борьбы противоположностей.
* * *
Вскоре Максим с такои силой овладел философией марксизма, что мог без труда изобретать новые непреложные законы развития человеческого общества.
Так, глядя на своего друга Федора, да и просто так, допивая вторую бутылку портвейна, Максим часто говорил :"ОДИНАКОВОЕ ОДИНАКОВОМУ РОЗНЬ!"
* * *
У Максима было много сильных мыслей, даже трудно специально выделить. Так, например, его часто посещала необыкновенной силы мысль: "ГДЕ ЗАНЯТЬ ЧЕТВЕРТНОЙ ?"
* * *
Случалось, что и Федор мог кое-чему научить Максима. Так, однажды, Максим дал Федору почитать книгу. Федор пошел на бульвар почитать, однако, замечтался , попил пивка - да и не заметил, как посеял книгу.
- А где книга? - осведомился Максим вечером.
- Посеял, - отвечал Федор.
Максим осыпал Федора бранью, однако тот, не сплошав, спросил :
- А что, книга была хороша?
Максим в ответ лишь заскрежетал зубами. Тогда Федор продекламировал строки Некрасова :
"Сейте разумное, доброе, вечное!
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русскии народ!"
Максим, не зная как возразить, лишь скрежетал зубами.
* * *
На алтарь мысли Максим мог положить все, даже предметы первой необходимости. Так, однажды он сказал :
- Когда я думаю, что пиво состоит из атомов, мне не хочется его пить.
* * *
Знакомый Максима, Петр, любил порассуждать в том смысле, что человеку все доступно, и прочая... Максим, хмуро прослушав эти рассуждения, подобно баснописцу Эзопу молвил :
- Тогда выпей из дуршлага! - и, хлопнув дверью, вышел.
* * *
Заметив, что Максим пьет не закусывая, Федор осведомился, не объясняется ли это тем, что Максим вспомнил о молекулярной и атомной структуре закуски. Максим гордо помотал головои и сказал:
- Кто не работает - тот не ест!

Продолжение следует...

[ предыдущий выпуск ]   [ следующий выпуск ]

 Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257