Пустые места группы "Аквариум"
69-й выпуск, 8 мая 2000 годаНОВОСТИ
Все новости разбежались по рубрикам этого выпуска. :-)
Ближайшие концерты АКВАРИУМа:
9 мая, вторник - Минск
10 мая, среда -
Вильнюс
11 мая, четверг - Клайпеда
12 мая, пятница - Калининград
20
мая, суббота - Москва, ДК "Меридиан"
1-2 июня, четверг-пятница - СПб, ДК
Ленсовета
5 июня, понедельник - Комсомольск-на-Амуре
6 июня, вторник -
Хабаровск
8 июня, четверг - Владивосток
10 июня, суббота -
Южно-Сахалинск
Во всех вышеперечисленных городах совершенно точно есть
подписчики "Пустых Мест" - откликнитесь, пожалуйста. :-)
СЛУХИ
Ходят слухи, что БГ вездесущ и 9-го мая выступит сразу с двумя концертами, причем примерно в одно и то же время - соло в московском клубе "Метелица" и с АКВАРИУМОМ в городе Минске. А вот в Лондон, по слухам, Борис Гребенщиков 6-го мая так и не добрался.
АКЦИЯ
Есть безумная идея (пока в зародышевом
состоянии) собраться сетевым слушателям
АКВАРИУМА в Питере 1-2 июня во время
концертов в ДК им. Ленсовета и организовать... Впрочем, что именно организовать
- это вопрос, который обсуждается в аквариумной конференции aquarium.talks на
news.atom.ru. Ваши предложения и согласие принять участие в Акции можете
присылать мне. Идея включает в себя в том
числе что-то вроде послеконцертной неформальной пресс-конференции с музыкантами
АКВАРИУМА - Борис Гребенщиков перед концертами в Рязани и Туле сам выступил
инициатором подобного "общения с поклонниками", посетителями www.aquarium.ru, так почему бы не
устроить это в СПб? :-) Предварительно на концерте и т.д. (не)точно будут
следующие товарищи: :-)
Алексей Захаров alx@mts.kis.ru, г.
Нижний Новгород, ICQ 61513156
Shaposhnikov, sisam@farlep.net
Борис Сагайдак, boris@telegraph.spb.ru, СПб, ICQ
356271
Вадим Шестериков аkа VVS, vvs_49@chat.ru, СПб,
ICQ 9845331
Евгений Гапеев, music@ilm.net, г.
Москва, ICQ 65655476
Сергей Варюшкин, varyushkin@mail.ru, г. Тольятти, ICQ
7837257
Присоединяйтесь! :)
Внимание: требуется житель (жители)
Санкт-Петербурга, готовый (готовые) взять на себя функции организатора тусовки и
веселого времяпровождения.
ТЕРРИТОРИЯ
Как
известно, вскоре выходит первый общемировой авторизированный "THE BEST OF
AQUARIUM" c максимальным количеством добавленных треков. Специально для этого
альбома (предварительное название - "Территория") записаны и перезаписаны многие
неожиданные песни. Читатели рассылки первыми узнают, какие именно песни и в
каком варианте войдут в этот CD. Начиная с 68-го выпуска, "Пустые Места"
совместно с звукозаписывающей компанией RuBel Records
публикуют рассказ о каждой песне в отдельности.
ВЕЛИКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СИМФОНИЯ
Я учился быть ребенком, я искал себе причал,
Я разбил свой
лоб
в щебенку об начало всех начал.
Ох нехило быть духовным - в голове одни
кресты,
А по свету мчится поезд, и в вагоне едешь ты.
Молодым на небе нудно, да не влезешь, если стар.
По Голгофе
бродит Будда и кричит "Аллах Акбар".
Неизвестно где мне место, раз я в
этой
стороне,
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.
Есть края, где нет печали, есть края, где нет тоски.
Гроб
хрустальный со свечами заколочен в три доски
Да порою серафимы раскричатся по
весне.
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.
В мире все непостоянно, все истлеет - вот те крест.
Я б любил
всю флору-фауну - в сердце нет свободных мест.
Паровоз твой мчит по кругу,
рельсы тают как во сне,
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.
Второй песней из CD "Территория", которой сегодня посвящен этот раздел рассылки, является "Великая Железнодорожная Симфония", прописанная в альбоме АКВАРИУМА 1996 года под названием "Снежный Лев". Борис Гребенщиков обычно всячески уклоняется от вопросов типа: "Какие, по вашему мнению, песни отражают "Аквариум, как он есть"? Есть ли песни, которые вам лично нравятся больше всего?" :-) Но один раз БГ таки "прокололся", и произошло это в программе Дмитрия Диброва "Антропология" (1997 год), где у него вырвалась фраза о том, что главная песня по его ощущению, которую он написал с АКВАРИУМОМ, - это как раз эта самая "Великая Железнодорожная Симфония". Вот. :)
Борис Гребенщиков (из
"Краткого отчета о 16-ти годах зкукозаписи"):
Приступ писания песен,
давший "Навигатора", им совсем не исчерпался (все та же деревня принесла мне в
подоле "Истребителя", а прогулки по неземной жаре и тишине Долины Царей отлились
в "Древнерусскую Тоску"). Поначалу казалось, что нужно сделать хулиганское lo-fi
продолжение "Навигатора" и, естественно, назвать его "Аллигатор". Но демо
показали, что дело обстоит гораздо серьезнее и пора снова снимать Livingston
Studio. А тут, к тому же, в самолете Петербург-Москва ко мне подошел симпатичный
бородатый поэт и подарил книжку своих стихов. Обычно я испытываю сильнейшую
аллергию на почти любую поэзию - но тут книжка раскрылась сама, и мне на глаза
попались две строчки. Через неделю я понял, что мне от них никуда не деться. Я
позвонил по записанному в книжке телефону и признался, что строчки попали в цель
и, похоже, стали песней. Совершенно дурацкая ситуация. Но он, похоже, понял и
дал свое согласие. Поэта звали Андрей Чернов. Строчки были: "Машинист и сам
не знает, Что везет тебя ко мне". Короче, мы снова оказались в Лондоне. А
Меллотрон (это то самое, что играет в самом начале "Железнодорожной Симфонии")
ждал нас в студии еще со времен "Навигатора".
Внимательно слушая
происходящее, Джерри сказал: "Я, кажется, понимаю, как это должно звучать", - и
где-то разыскал старинные аппараты звукообработки, покрытые пылью с конца 68-го
года. Пришла семья индусов с ситарами и танпурами; пришла женщина с кельтской
арфой, хихикавшая характерным ведьминским смешком; пришел немолодой спокойный
бородач с Uillean Pipes (древняя ирландская волынка), послушал записанное и
спросил: "Здесь нужно сыграть что-то специально написанное, или то, что я
слышу?" Я сказал: "Музыку богов". "Я знаю", - сказал он, сыграл и ушел...
(издательство "Леан", 1997 год, стр. 524-525).
АЛЬБОМЫ: |
Снежный
Лев Легенды Русского Рока. "Аквариум" Сезон Для Змей |
ПЕРЕВОДЫ: | The Great Railroad Symphony |
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
Артемий Троицкий о песне
АКВАРИУМА "Сакэ" (в
контексте хит-парада "Нашего Радио"):
Ну, это совсем
печальный случай. У Бориса Гребенщикова на альбоме "Пси" довольно много
интересных текстов, и я считаю, что с точки зрения его обычного словоблудия, тут
Боря напрягся и сфокусировал все, и сочинил некоторое количество впечатляющих
образов и метафор. В частности, песня "Маша и Медведь" мне очень нравится, если
говорить о ее стихотворной стороне. Но, конечно, полный пролет по музыке. Там
есть первые две песни на альбоме, кажется, "Луна, Успокой Меня" и еще что-то,
которые слушать интересно. А потом идет практически неотличимые клоны старых
песен. В частности, песня "Сакэ" - это уже, наверное, третий или четвертый клон
песни "Мальчик Евграф" с альбома "Радио Африка".
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Владимир Шинкарев МАКСИМ И ФЕДОР (...продолжение)
ТУДА-ОБРАТНО (дзен-буддистские притчи и коаны)
* * *
Как-то утром Максим, будучи в
сильном похмелье, сидел, обхватив голову руками и раскачиваясь из стороны в
сторону.
К нему подошел Федор и обратился с вопросом:
- В чем смысл
буддизма?
- Да иди ты в жопу со своим буддизмом! - слабо закричал Максим.
Федор, пораженныи, отошел.
* * *
Один юноша,
Петр, наслышавшись о философских достижениях Максима, пришел к нему домой и
обратился к Федору, которого по ошибке принял за Максима, с вопросом:
- В
чем смысл прихода боддисатвы с юга?
Подумав немного, Федор спокоино ответил:
- А @#$% его знает.
В это время в разговор вмешался Максим и сказал:
- А пошел ты в жопу со своим боддисатвой!
Пораженный Петр, славя Максима
и Федора, ушел.
* * *
Ученик Василий
подарил Федору книгу Даисецу Судзуки "Жизнь по дзену". Федор спросил Максима,
как бы ему поступить с подарком.
- Хоть в сортир вешай! - отвечал Максим.
Просветленный Федор так и поступил.
* *
*
Однажды Федор осведомился у Максима:
- В чем смысл
дзен-буддизма?
Тот исподлобья глянул на Федора и звезданул его по больному
уху. Федор, не утерпев, ответил ударом в поддыхало. Максим, превозмогая боль,
продолжил урок - дал Федору в глаз, сделал ему шмазь и напоследок, когда Федор
уже повернулся, чтобы уйти, дал ему поджопник. Просветленныи Федор вышел.
* * *
Как-то ночью, проснувшись с сильного
похмелья, Федор очень захотел пить. Не зажигая света, он вышел на кухню, нащупал
на полке бутыль и начал пить. Сделав глоток, он понял, что ошибся, и в бутылке
не вода, а керосин. Однако Федор с такой силой овладел дзен-буддизмом, что нашел
в себе мужество не исправлять ошибку, и спокойно допил бутылку до конца.
* * *
Федор, когда бывал пьян, любил поиграть
с котом. Однажды утром, проснувшись с сильного похмелья, он обнаружил, что
вчера, играючи, засунул кота в бутылку, откуда извлечь последнего нет никакой
возможности. Разбивать же бутылку, конечно, жалко.
Однако, уроки
дзен-буддизма не прошли даром - Федор нашел правильное решение и сдал бутылку
вместе с котом.
* * *
Федор , когда испытывал
просветление , сильно радовался и кричал. Соседи часто упрекали его за это, а
однажды написали заявление куда следует. Федору пришло приглашение явиться в
нарсуд. Федор осведомился у Максима, что делать с повесткой.
- Хоть задницу
вытирай! - был ответ Максима.
Федор так и сделал.
* * *
При входе в дом Максима и Федора лежала деревянная
калабаха. Федор, проходя мимо, всякии раз говорил:
- Во, калабаха!
Петр,
ученик Максима, однажды вскричал:
- Да что ты каждый раз говоришь? Я давно
знаю, что это калабаха!
Шедший рядом Максим поднес кулак к носу Петра и
сказал:
- А это ты видел?
Пораженный Петр все видел и отчалил.
* * *
Петр заметил, что у Федора есть странная привычка:
отстояв длинную очередь у пивного ларька, тот в последнии момент не брал пиво, а
отходил, правда, с заметным усилием. Петр заинтересовался, зачем Федор это
делает, если через пять минут все равно возвращается и встает в очередь. Федор
твердо ответил:
- Чтобы творение оставалось в вечности, не нужно доводить
его до конца.
Петр хлопнул себя по лбу и удалился, славя Федора.
* * *
Один раз Максим спросил, в чем, по мнению Петра,
заключается смысл дзена.
- Дзен, - сказал Петр, любивший сравнения изящные,
но недалекие, - это умение разлить два полных стакана водки из однои
четвертинки.
- Из пустой, - добавил Василий.
Максим перевел взгляд на
Федора.
- И водку не выпить, - молвил Федор.
Максим удовлетворенно
кивнул головой, сказав:
- И в стаканы не разливать.
Продолжение следует...
НОВАЯ ПЛАСТИНКА (представляет Триарий)
Для коллекционеров и сумасшедших...
АКВАРИУМ
: ФИЛЬМОГРАФИЯ
Взаимопроникновение БГ и кинематографа
АССА
01. Здравстуй
мальчик Бананан
02. Иду на ты
03. ВВС
04. Мочалкин Блюз
05.
Плоскость
06. Старик Козлодоев
07. Город
08.
Чудесная страна
09. Хочу перемен
О соловьевских фильмах можно судить как угодно, но нельзя не
согласиться с тем, что а) сотрудничество с этим режиссером является неотъемлемой
частью последней эпохи Аквариума , и б) это было удивительное время.
Сюжет
Ассы во многом традиционен по своему жанру, но роль этого фильма в истории
русской культуры второй половины 80-х невозможно переоценить. Не просто потому,
что под небом голубым есть город золотой - над задумчивым пейзажем зимней Ялты,
где пальмы в снегу и заснеженное море (не бред, а впечатление именно такое).
Сейчас мы с улыбкой вспоминаем о конфликте папика Крымова (С.Говорухин) и
молодого музыканта без определенных занятий ( Африка Бугаев, легендарный в своем
роде персонаж для тусовки), сраженного рукой подкупленной мафии - нечего было
отказываться от рубля, данного по ошибке на чай . Кстати, герой, собственно, и
не отказывался, напротив - в этом моменте фильма очень четко отражена честная
богемная логика: Вы что, хотите, чтобы я его Вам вернул? Фильм все-таки не
совсем о том, что, простите за банальность, нечто подлинно человеческое, любовь
- не продается и не покупается ( Сколько тебе дать, чтобы ты отвалил? ); а
девушка, чувствующая, наверное, в этот момент уже слишком многое, чтобы в словах
это определять, под конец пытается восстановить справедливость и попадает (уже
за кадром) в тюрьму. Кстати, подобного свойства устройство сюжета повторится еще
в нескольких фильмах того периода времени.
Сегодня гостила в чудесной стране,
там плещутся рифы в янтарной волне - это все далеко, за кадром; но, по замыслу
героя, должно было прозвучать в конце, когда тебе будет очень плохо . Финальный
вывод - закадровый и недосягаемый.
Проще - меня ты поймешь становится
лейтмотивом фильма и времени.
С улыбкой поглядывали на увлекшегося молодежной
культурой известного режиссера, занимавшего какой-то пост в Союзе
кинематографистов. Но, между прочим, Асса является абсолютно естественным
продолжением всей предыдущей деятельности Сергея Соловьева. Если отбросить
словарик тусовочных слов и краткую биографию Гребенщикова, титрами пробегающие
временами по кадру, убрать наносной слой Мочалкина блюза и якобы перестроечной
Мы ждем перемен , ставшей гимном времени, останется то же самое, что в Ста днях
после детства , немного по-другому - в Спасателе . Так что Асса - это абсолютный
Соловьев; фильм очень показательно соединяет прежнюю и грядущую (на тот момент)
части творческого пути режиссера.
Поскольку мы все же пытаемся говорить об
Аквариуме , следует, видимо, более всего вспоминать эпоху. О роли Соловьева есть
и должно быть множество неоднозначных мнений, но на этапе Ассы это было одной из
характеристик времени.
Справка. В фильме Асса звучат песни Мочалкин блюз ,
Старик Козлодоев , Иду на ты - в исполнении героев фильма (голосовая дорожка в
первых двух - Сергей Рыженко), Город золотой - в исполнении Б.Гребенщикова и
звуковая дорожка (на протяжении всей картины), записанная Аквариумом . Для
пластинки все вещи записаны в исполнении группы. Период записи музыки к фильму -
лето 1987 года. О своем решении снимать фильм с Африкой в главной роли и
Гребенщиковым в роли композитора Сергей Соловьев объявил где-то весной 1986
года. Уже через год идея была претворена в жизнь. Очевидцы помнят шумные съемки
ассовского финала в июне 1987 года в Зеленом театре ЦПКиО им.Горького. Самую
пеструю и дикую публику размещали в первых рядах, а съемочная группа велела
зрителям жечь на местах спички и факелы из газет, в результате чего
суперперестроечное мероприятие чуть было не закончилось пожаром.
Несколько
поколений советских людей всегда будут плакать, видя одну из эпох своей жизни в
финале Ассы .
Этого - уже не отнять. А прочее - тема для совсем другого
разговора.
Черная Роза - Эмблема Печали,
Красная Роза - Эмблема Любви
01. Ангел и два ее козла
02. Марш
03. На горной тропе Далай Лама встречает Кама Сутру
04.
Сарданапал
05. Тайна КПСС 3
06. Капитан Воронин
07. Орел, телец и
лев
08. Пленение И.В.Сталина ирландским героем Фер Диадом
09. К друзьям
10. Легенда о падшей пионерке Насте
11. Комиссар
12. Народный герой
думает об основании династии
13. Рыбаки обсуждают закат солнца
14.
Король уродов
15. Поезд в огне
16. Проснувшись, друид идет за пивом
17. Серебро Господа моего
18. Лой быканах
Роза видится страницей более сумбурной
и печальной. Альянс Сергея Александровича и Бориса Борисовича достиг
выпендрежного апогея.
После премьеры спорили: что это - новое слово или тупой
фарс в жанре студенческого капустника? Что являет собой главный герой -
традиционного сумасшедшего советской эпохи или собирательный образ нескольких
поколений наших людей времен застоя? Было замечено, что коммунальная квартира,
на территории которой происходит все действие фильма, собирает в себе (в
буквальном смысле слова) все типы - социальные и психологические - людей этого
места и времени (в широком понятии). Ощущение было таким: мы прожили эпоху. Вот
- краткий вывод, схематичное обобщение: В Мухосранске работать некому! - шутка,
анекдот, как и было в жизни. Пятнадцатилетний пионер, наследник абстрактных
миллионов, сумасшедший сосед Толик - пародия на диссидента: утро начинается
(утро нашей, то есть той, эпохи) с выстрела Авроры , потом - сообщение о смерти
товарища Сталина (этапы жизни), потом - банка самогона, машущая в сновидениях
резиновой перчаткой с трибуны мавзолея с надписью ТОЛИК , потом - разговоры на
кухне с чужими гостями, видение падшей пионерки (в обнаженном виде): - Ой, ты
кто? - Кто-кто? Конь в пальто! И - полет на связке воздушных шариков по коридору
под национальную ушельскую музыку ( Русско-Абиссинский Оркестр - самое его
начало, видимо). Состоятельный модельер, скрывающий от жены и двух детей свои
приключения в коммунальной квартире, куда случайно попадает его любовница -
молодая особа по имени Александра, которая не хочет учиться и поступать в
мединститут (с коей целью и посажена под замок), а, нарядившись в фуражку,
ордена и медали, влезает, пройдя по крыше, в окно квартиры напротив - я только
на минуточку, позвонить - поскольку телефонный провод в апартаментах, где
заперта она, обрезан традиционным отцом - Как Вы намерены поступить с моей
дочерью? - в следующий раз появляющийся в паре с матерью-балериной ( Ах! - и в
обморок упала )
Кстати! Видение загадочной соседки на гребне крыши,
являющееся пионеру-миллионеру, есть не что иное, как абсолютно такая же сцена из
уже упоминавшегося фильма Сто дней после детства . Та же Татьяна Друбич. Так что
все не так просто, опять же - Роза для Соловьева - не просто сумасшедший дом,
как было воспринято многими.
Опекун юного наследника миллионов - дядя Кока из
Люберец, и даже его супруга, в конце фильма ощущающие необходимость креститься в
православие (время такое) - короче, полная чума, тем более, что это - еще не
все.
Кому достанутся миллионы покойного белого генерала, неясно, так как
пионер женится на беременной Александре, дабы не поставить под удар модельера
Володю. Но на самом деле пионер-то хочет поступить в нахимовское училище, и ему
снится, что сам Сталин зачисляет его туда, а рядом - молодой Брежнев и
секретарша в образе булгаковской Геллы. Неужели такой гений как Сталин тоже
какает?! - все еще не могут решить для себя герои фильма, а режиссер помогает им
своей версией (положа руку на сердце - в духе тогдашней моды); но в сборе еще не
все, и под конец, когда все вроде хорошо, приезжает зять Володи, уговаривает его
вернуться в семью, не позорить - генерал с орденами и медалями (или посол?
Кто-то их них точно посол чего-то где-то, но, бьюсь об заклад, ни один зритель
этого не запомнил) - Батя, а в Мухосранске-то работать некому, а мы тут - пьет
водку на кухне с Толиком, и кажется, очередным дружественным негром (см. Ассу
).
Вообще, если бы не Толик, пионер, наверное, сошел бы с ума, или вообще
непонятно, что было бы - Толик нейтрализует все действующие силы.
Вдруг Толик
умирает - судя по всему, уходит вместе с эпохой. В первом варианте фильма была
сцена, исключенная впоследствии - похороны Толика: шутовская процессия из дюжины
растерянных собутыльников и знакомых шла по безмолвному кладбищу за гробом, к
которому были привязаны воздушные шарики, стремившиеся куда-то в небо.
Этот
эпизод не вошел в Розу , но стал (по идее) лейтмотивом следующей, заключительной
части трилогии - Дома под звездным небом .
Справка. С точки зрения Аквариума
.
В фильме Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви звучат
в исполнении группы Аквариум песни Марш ( Хочу я стать совсем слепым ),
Сарданапал (играющая здесь, если присмотреться, такую же роль, как Город золотой
в Ассе , только она менее выражена), и - в финале - Лой быкканах (в исполнении
Русско-Абиссинского Оркестра ), а также большое количество закадровых
инструменталов, которым на пластинке музыки к фильму даны замысловатые названия.
Некоторые из фигурирующих на двойном альбоме вещей в фильме не звучат вовсе.
Заглавная песня фильма (народная) в альбом не вошла. По сюжету Ах черная роза,
эмблеме печали, а красная роза - эмблема любви, про черную розу нам черти
кричали, про красную розу поют соловьи - опять же, то же самое, что в сюжете
Ассы - аквариумная Иду на ты .
На первый взгляд, выбиваются из картины
исторического маразма (соловьеское определение жанра данного фильма и всей
трилогии) Капитан Воронин , Орел, телец и лев , Комиссар (говорят,
планировавшийся для нахимовского финала фильма), Поезд в огне и Серебро Господа
моего . Но это - другая сторона истории, если можно так выразиться. Возможно,
этот период студийной работы Аквариума может быть назван одним их самых
плодотворных в истории группы. Если бы этих записей не было, это, вероятно,
весьма обеднило бы историю русского рок-н-ролла. Во всем этом, в частности,
большая заслуга звукорежиссера Владимира Венгеровскго, работавшего с Аквариумом
.
Черная роза сама по себе и эта пластинка - своего рода кульминация
сотрудничества Гребенщикова и Соловьева, и все возможности этого сотрудничества
были, в общем-то, исчерпаны именно на этом этапе.
На развороте первого
издания диска помещены объяснения самих Соловьева и Гребенщикова. Первое -
весьма лирично:
Да это наше с ним облако, ребята! Это именно оно плыло над
нашими головами, пока мы работали: и в беспечальные полдни удач, и в дни, когда
оно перилось и завихрялось, пугая исчезновением под силой ветреных и вечных
российских вопросов, а то вдруг внезапно чернело и набухало в предчувствии
неминуемых ночных грез. А мы, с его стороны кажущиеся такими маленькими,
полураскрыв рты, всего лишь следили, как оно там меняется, мается, но все-таки
плывет, плывет Потом оно рассеялось, а память осталась .
Кульминация Розы -
Корабль уродов . Корабль уродов - что ты готовишь мне, гибель в морской волне
или свободу? - на самом деле, наиболее точное отражение тогдашней российской
ситуации и наиболее точная формулировка повисшего в тот момент в воздухе
вопроса. Этот музыкальный номер - как бы центральная часть композиции фильма,
доведенного до полного сумасшедшего дома, и уже не измыслить другой, хотя бы
частичной, развязки, чем фарсовый мюзикл с конфетти, серпантином, льющимся рекой
шампанским, танцами на столах, летающими тортами, и, вдобавок к пестрому
собранию героев эпохи фильма - группой Аквариум , вылезающей из платяного шкафа
(хотя герои, заметит внимательный зритель, и пытаются снаружи удержать дверь).
Это не потому, что группу Аквариум тоже надо было куда-то присобачить - какая же
эпоха застоя без рок-н-рольщиков, помилуйте? Где-то на момент, когда работа над
фильмом была завершена, в 89-м, Россия находилась именно в такой стадии и в
таком состоянии, как этот отрывок Черной розы .
Тогда фильм воспринимался
иначе. А Корабль уродов - продолжение снов Бананана, главного героя Ассы - да и
художники те же, и тот же Африка картинки рисовал.
Было ощущение, что некая
заданная идея выражена в картине не полностью, недостаточно, и фильм получился
каким-то не то, чтобы кустарным, но именно капустником. Он был каким-то
ненастоящим, и это отталкивало. Наверное, этакая утрированная притча. Но
реальным это все не чувствовалось, и Розу из-за этого полюбило куда меньше
людей, чем Ассу .
Зато там очень красивый финал - вполне соловьевский, но
лишь первая его часть похожа на весь фильм.
Сначала - рождественская елка с
теплыми огоньками в окне, и нам уже не заглянуть туда (хотя заглянуть-то хочется
именно в этот момент), там - уже другая, внутренняя жизнь. А мы видим
черно-белый парусник, и недавний герой фильма, ныне нахимовец, на ветру
привязывает что-то на бешеной высоте одной их верхних перекладин мачты. Немного,
кажется нам, оступается - ничего не случилось, но - взгляд вниз, где в сотне
метров возможного падения уже не крохотная палуба, а глухая и бесконечная бездна
темной, черной воды.
И нам начинает казаться, что не нужен перевод финальной
песни, и каким-то внутренним чувством мы хорошо понимаем и знаем, что значит
вышли хлаи, лои быкканах . Конечно, понимаем.
Дом Под Звездным
Небом
01. Святой князь Герман
02. Утро в сосновом
лесу
03. Мир, как мы его знали
04. Америка
05. Не стой на пути у высоких чувств
06. На
полпути к горе к горе Серияпеть
07. О лебеде
08. Городская птица
09.
Голубой дворник
10. Реквием
11. Бонус трек: Горный хрусталь
Черная роза будет забыта быстрее, чем Асса . Третья часть обещанной
забойной трилогии Дом под звездным небом , можно сказать, уже забыта. Кажется
даже, что фильм должен был быть забыт заранее - подобру-поздорову, из какого-то
суеверия. Немного живодерски задуманный в 1989 году как триллер-боевик с
рэкетом, где всех убивают и все выжигают дотла, спустя год-два фильм вообще не
состоялся. Уже в 90-м не получилось того, что могло бы быть в 89-м, потому что
было, проще говоря, уже не до шуток, а зимой 91-92-го, когда фильм появился, он
уже вызвал просто недоумение. Неплохо обойдясь с эпохой застоя и начала
перестройки, Серей Соловьев явно махнулся с попыткой отразить текущий момент
времени, не укладывавшийся в обозначенный жанр исторического маразма . Как
пророчество фильм тоже не очень проканал , однако оказалось, что такие вещи
способны производить мистический эффект.
К тому же, в первоначальном варианте
сценария некая темная сила была скорее сверхъестественным собирательным образом,
воплощенным во вполне приземленную банду диковатых рэкетиров, а в фильме
получилось какое-то всесильное КГБ-ЦРУ, почему-то совершающее естественным
образом десятиминутные перемещения между континентами (как будто это шутка,
детская фантастика). Кстати, герои улетали в Америку как в некое далекое и
безопасное место, поскольку речь шла о проблемах нынешней ситуации в России и
попытках бежать от них, а окончательный вариант фильма начинается с того, что
оборотень Компостеров, переодетый в навязчивую проститутку, гонится по вечернему
Нью-Йорку за еще ничего не подозревающей будущей жертвой.
Что-то у Соловьева
- то аллегорическая квартира, то - просто дом. Да нет, имеется в виду
обыкновенный дом, дача. Где люди живут.
Почему-то казалось, что фильм этот
делать не следует.
Казалось бы, чума - героине в ногу впивается подаренная
недоброжелателем статуэтка Циолковского, вытащить которую, извините за
натурализм, невозможно.
10 ноября 1991 года, в Москве, на премьере фильма,
гости еще не знали о том, что Дом под звездным небом продолжается - перед
кинотеатром Россия происходило уличное действо с запуском воздушного шара; за
час до начала премьеры от воздушного шара оторвалась какая-то деталь, при
падении вниз сбила кусок барельефа с одного из фонарей перед кинотеатром, а
именно - массивный лепной серп и молот. Серп и молот упал на голову кому-то из
зрителей, пострадавший был доставлен с проломленным черепом в реанимацию, где
скончался через несколько часов - пока в зале кинотеатра шел фильм, публике это
еще не было известно.
Журналисты на пресс-коференции надрывались: Скажите,
где этот дом? Он настоящий?
Право, бросьте - все мы под звездным
небом.
Е.Литовцева
Постскриптум.
Это еще не все, и не одна премьера
была у этого фильма. Разбирать его не имеет смысла - конечно, фильм слабоват,
музыка скорее, никакой особой музыки там и нет. Альянс Гребенщиков - Соловьев
исчерпал себя. Нет, что-то там звучит - Голубой дворник , О лебеде исчезнувшем с
кришнаитской концовкой (вместо нагорной проповеди, предполагавшейся в финале
фильма), даже еще что-то звучит, но
Что до Розы и до того, что этот период
сотрудничества с Соловьевым многие критики считали застойным для Гребенщикова,
то - я понимаю Сергея Соловьева, по крайней мере - в двух первых
фильмах.
Пусть не соглашаюсь - но понимаю. Математически я даже понимаю
третий фильм - но не соглашаюсь еще больше.
Три песни о Родине не удались
режиссеру - не о разных аспектах жизни этой Родины, не о разных временах, а
как-то все невыразительно. Пусть меня простит Сергей Александрович и все, кто не
согласится - о третьем фильме стоит забыть.
Пусть сохранятся навсегда у
каждого из нас где-нибудь на-сто-лет-не-надеванных куртках и старых записных
книжках значки и наклейки Я люблю АССУ - еще можно временами встретить людей в
футболках с эмблемой объединения Круг , и вспомнить, как различались в недавнем
88-м году настоящие майки, купленные на премьере в ДК МЭЛЗ, и поддельные ,
кооперативные. Это было удивительное время. Время Черной Розы - время
внутреннее. И я хочу знать, что времени Дома под звездным небом никогда не было.
Я хочу верить, что это время никогда не наступит.
Архив Джоанны
Стингрей
Джоанна Стингрей - диковинная фигура в истории
российского рока. Энергичная американка, пытавшаяся доказать что в Союзе тоже
есть рок, снимала на редкое в конце 80-х видео практически всех, кого мы сейчас
называем легендами - от Цоя до Странных Игр. В еe: архиве, конечно, оказалось
много записей Аквариума - квартирники, репетиции, концерты в рок-клубе.
Сохранились многочисленные интервью с Гребенщиковым - к сожалению ,они на
английском, и мы решили не включать их в этот сборник.
Всего на диске можно увидеть
(и услышать!) :
* квартирник,
май 1986
* квартирник, май
1986
* 10 стрел, май 1986
* Горный Хрусталь - репетиция
с Куссулем, Титовым и
*
Дядюшка Томсон - концерт в ЛДМ
* Rock'n'roll is dead
Предупреждаем - качество
записи не соответствует современным стандартам! Нужно учесть, что записям скоро
15 лет, а для нашего времени в технике это несколько поколений. В конце концов,
мы обсуждаем не достоинства магнитной ленты, а пытаемся донести до зрителей дух
прошедшей эпохи, определившей музыкальные пристрастия не одного поколения.
Я ЗНАЮ МЕСТА
[ предыдущий выпуск ] [ следующий выпуск ]
Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257