Пустые места группы "Аквариум"  

69-й выпуск, 8 мая 2000 года

НОВОСТИ

Все новости разбежались по рубрикам этого выпуска. :-)
Ближайшие концерты АКВАРИУМа:
9 мая, вторник - Минск
10 мая, среда - Вильнюс
11 мая, четверг - Клайпеда
12 мая, пятница - Калининград
20 мая, суббота - Москва, ДК "Меридиан"
1-2 июня, четверг-пятница - СПб, ДК Ленсовета
5 июня, понедельник - Комсомольск-на-Амуре
6 июня, вторник - Хабаровск
8 июня, четверг - Владивосток
10 июня, суббота - Южно-Сахалинск 
Во всех вышеперечисленных городах совершенно точно есть подписчики "Пустых Мест" - откликнитесь, пожалуйста. :-)

СЛУХИ

Ходят слухи, что БГ вездесущ и 9-го мая выступит сразу с двумя концертами, причем примерно в одно и то же время - соло в московском клубе "Метелица" и с АКВАРИУМОМ в городе Минске. А вот в Лондон, по слухам, Борис Гребенщиков 6-го мая так и не добрался.

АКЦИЯ

Есть безумная идея (пока в зародышевом состоянии) собраться сетевым слушателям АКВАРИУМА в Питере 1-2 июня во время концертов в ДК им. Ленсовета и организовать... Впрочем, что именно организовать - это вопрос, который обсуждается в аквариумной конференции aquarium.talks на news.atom.ru. Ваши предложения и согласие принять участие в Акции можете присылать мне. Идея включает в себя в том числе что-то вроде послеконцертной неформальной пресс-конференции с музыкантами АКВАРИУМА - Борис Гребенщиков перед концертами в Рязани и Туле сам выступил инициатором подобного "общения с поклонниками", посетителями www.aquarium.ru, так почему бы не устроить это в СПб? :-) Предварительно на концерте и т.д. (не)точно будут следующие товарищи:   :-)
Алексей Захаров alx@mts.kis.ru, г. Нижний Новгород, ICQ 61513156
Shaposhnikov, sisam@farlep.net   
Борис Сагайдак, boris@telegraph.spb.ru, СПб, ICQ 356271
Вадим Шестериков аkа VVS, vvs_49@chat.ru, СПб,   ICQ 9845331
Евгений Гапеев, music@ilm.net, г. Москва, ICQ 65655476
Сергей Варюшкин, varyushkin@mail.ru, г. Тольятти, ICQ 7837257
Присоединяйтесь! :)
Внимание: требуется житель (жители) Санкт-Петербурга, готовый (готовые) взять на себя функции организатора тусовки и веселого времяпровождения.

ТЕРРИТОРИЯ

Как известно, вскоре выходит первый общемировой авторизированный "THE BEST OF AQUARIUM" c максимальным количеством добавленных треков. Специально для этого альбома (предварительное название - "Территория") записаны и перезаписаны многие неожиданные песни. Читатели рассылки первыми узнают, какие именно песни и в каком варианте войдут в этот CD.  Начиная с 68-го выпуска, "Пустые Места" совместно с звукозаписывающей компанией RuBel Records публикуют рассказ о каждой песне в отдельности.

ВЕЛИКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СИМФОНИЯ  

Я учился быть ребенком, я искал себе причал,
Я разбил свой лоб в щебенку об начало всех начал.
Ох нехило быть духовным - в голове одни кресты,
А по свету мчится поезд, и в вагоне едешь ты.

Молодым на небе нудно, да не влезешь, если стар.
По Голгофе бродит Будда и кричит "Аллах Акбар".
Неизвестно где мне место, раз я в этой стороне,
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.

Есть края, где нет печали, есть края, где нет тоски.
Гроб хрустальный со свечами заколочен в три доски
Да порою серафимы раскричатся по весне.
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.

В мире все непостоянно, все истлеет - вот те крест.
Я б любил всю флору-фауну - в сердце нет свободных мест.
Паровоз твой мчит по кругу, рельсы тают как во сне,
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.

Второй песней из CD "Территория", которой сегодня посвящен этот раздел рассылки, является "Великая Железнодорожная Симфония", прописанная в альбоме АКВАРИУМА 1996 года под названием "Снежный Лев". Борис Гребенщиков обычно всячески уклоняется от вопросов типа: "Какие, по вашему мнению, песни отражают "Аквариум, как он есть"? Есть ли песни, которые вам лично нравятся больше всего?" :-) Но один раз БГ таки "прокололся", и произошло это в программе Дмитрия Диброва "Антропология" (1997 год), где у него вырвалась фраза о том, что главная песня по его ощущению, которую он написал с АКВАРИУМОМ, - это как раз эта самая "Великая Железнодорожная Симфония". Вот. :)

Борис Гребенщиков (из "Краткого отчета о 16-ти годах зкукозаписи"):
Приступ писания песен, давший "Навигатора", им совсем не исчерпался (все та же деревня принесла мне в подоле "Истребителя", а прогулки по неземной жаре и тишине Долины Царей отлились в "Древнерусскую Тоску"). Поначалу казалось, что нужно сделать хулиганское lo-fi продолжение "Навигатора" и, естественно, назвать его "Аллигатор". Но демо показали, что дело обстоит гораздо серьезнее и пора снова снимать Livingston Studio. А тут, к тому же, в самолете Петербург-Москва ко мне подошел симпатичный бородатый поэт и подарил книжку своих стихов. Обычно я испытываю сильнейшую аллергию на почти любую поэзию - но тут книжка раскрылась сама, и мне на глаза попались две строчки. Через неделю я понял, что мне от них никуда не деться. Я позвонил по записанному в книжке телефону и признался, что строчки попали в цель и, похоже, стали песней. Совершенно дурацкая ситуация. Но он, похоже, понял и дал свое согласие. Поэта звали Андрей Чернов. Строчки были: "Машинист и сам не знает, Что везет тебя ко мне". Короче, мы снова оказались в Лондоне. А Меллотрон (это то самое, что играет в самом начале "Железнодорожной Симфонии") ждал нас в студии еще со времен "Навигатора".
Внимательно слушая происходящее, Джерри сказал: "Я, кажется, понимаю, как это должно звучать", - и где-то разыскал старинные аппараты звукообработки, покрытые пылью с конца 68-го года. Пришла семья индусов с ситарами и танпурами; пришла женщина с кельтской арфой, хихикавшая характерным ведьминским смешком; пришел немолодой спокойный бородач с Uillean Pipes (древняя ирландская волынка), послушал записанное и спросил: "Здесь нужно сыграть что-то специально написанное, или то, что я слышу?" Я сказал: "Музыку богов". "Я знаю", - сказал он, сыграл и ушел... (издательство "Леан", 1997 год, стр. 524-525).

АЛЬБОМЫ:

Снежный Лев
Легенды Русского Рока. "Аквариум"
Сезон Для Змей
ПЕРЕВОДЫ: The Great Railroad Symphony

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Артемий Троицкий о песне АКВАРИУМА "Сакэ" (в контексте хит-парада "Нашего Радио"):
Ну, это совсем печальный случай. У Бориса Гребенщикова на альбоме "Пси" довольно много интересных текстов, и я считаю, что с точки зрения его обычного словоблудия, тут Боря напрягся и сфокусировал все, и сочинил некоторое количество впечатляющих образов и метафор. В частности, песня "Маша и Медведь" мне очень нравится, если говорить о ее стихотворной стороне. Но, конечно, полный пролет по музыке. Там есть первые две песни на альбоме, кажется, "Луна, Успокой Меня" и еще что-то, которые слушать интересно. А потом идет практически неотличимые клоны старых песен. В частности, песня "Сакэ" - это уже, наверное, третий или четвертый клон песни "Мальчик Евграф" с альбома "Радио Африка".

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Владимир Шинкарев МАКСИМ И ФЕДОР (...продолжение)

ТУДА-ОБРАТНО (дзен-буддистские притчи и коаны)

* * *
Как-то утром Максим, будучи в сильном похмелье, сидел, обхватив голову руками и раскачиваясь из стороны в сторону.
К нему подошел Федор и обратился с вопросом:
- В чем смысл буддизма?
- Да иди ты в жопу со своим буддизмом! - слабо закричал Максим. Федор, пораженныи, отошел.
* * *
Один юноша, Петр, наслышавшись о философских достижениях Максима, пришел к нему домой и обратился к Федору, которого по ошибке принял за Максима, с вопросом:
- В чем смысл прихода боддисатвы с юга?
Подумав немного, Федор спокоино ответил:
- А @#$% его знает.
В это время в разговор вмешался Максим и сказал:
- А пошел ты в жопу со своим боддисатвой!
Пораженный Петр, славя Максима и Федора, ушел. 
* * *
Ученик Василий подарил Федору книгу Даисецу Судзуки "Жизнь по дзену". Федор спросил Максима, как бы ему поступить с подарком.
- Хоть в сортир вешай! - отвечал Максим.
Просветленный Федор так и поступил.
* * *
Однажды Федор осведомился у Максима:
- В чем смысл дзен-буддизма?
Тот исподлобья глянул на Федора и звезданул его по больному уху. Федор, не утерпев, ответил ударом в поддыхало. Максим, превозмогая боль, продолжил урок - дал Федору в глаз, сделал ему шмазь и напоследок, когда Федор уже повернулся, чтобы уйти, дал ему поджопник. Просветленныи Федор вышел.
* * *
Как-то ночью, проснувшись с сильного похмелья, Федор очень захотел пить. Не зажигая света, он вышел на кухню, нащупал на полке бутыль и начал пить. Сделав глоток, он понял, что ошибся, и в бутылке не вода, а керосин. Однако Федор с такой силой овладел дзен-буддизмом, что нашел в себе мужество не исправлять ошибку, и спокойно допил бутылку до конца. 
* * *
Федор, когда бывал пьян, любил поиграть с котом. Однажды утром, проснувшись с сильного похмелья, он обнаружил, что вчера, играючи, засунул кота в бутылку, откуда извлечь последнего нет никакой возможности. Разбивать же бутылку, конечно, жалко.
Однако, уроки дзен-буддизма не прошли даром - Федор нашел правильное решение и сдал бутылку вместе с котом.
* * *
Федор , когда испытывал просветление , сильно радовался и кричал. Соседи часто упрекали его за это, а однажды написали заявление куда следует. Федору пришло приглашение явиться в нарсуд. Федор осведомился у Максима, что делать с повесткой.
- Хоть задницу вытирай! - был ответ Максима.
Федор так и сделал. 
* * *
При входе в дом Максима и Федора лежала деревянная калабаха. Федор, проходя мимо, всякии раз говорил:
- Во, калабаха!
Петр, ученик Максима, однажды вскричал:
- Да что ты каждый раз говоришь? Я давно знаю, что это калабаха!
Шедший рядом Максим поднес кулак к носу Петра и сказал:
- А это ты видел?
Пораженный Петр все видел и отчалил.
* * *
Петр заметил, что у Федора есть странная привычка: отстояв длинную очередь у пивного ларька, тот в последнии момент не брал пиво, а отходил, правда, с заметным усилием. Петр заинтересовался, зачем Федор это делает, если через пять минут все равно возвращается и встает в очередь. Федор твердо ответил:
- Чтобы творение оставалось в вечности, не нужно доводить его до конца.
Петр хлопнул себя по лбу и удалился, славя Федора.
* * *
Один раз Максим спросил, в чем, по мнению Петра, заключается смысл дзена.
- Дзен, - сказал Петр, любивший сравнения изящные, но недалекие, - это умение разлить два полных стакана водки из однои четвертинки.
- Из пустой, - добавил Василий.
Максим перевел взгляд на Федора.
- И водку не выпить, - молвил Федор.
Максим удовлетворенно кивнул головой, сказав:
- И в стаканы не разливать.

Продолжение следует...

НОВАЯ ПЛАСТИНКА (представляет Триарий)

Для коллекционеров и сумасшедших...

АКВАРИУМ : ФИЛЬМОГРАФИЯ

Взаимопроникновение БГ и кинематографа

Купить

 

 

АССА
01. Здравстуй мальчик Бананан
02. Иду на ты
03. ВВС
04. Мочалкин Блюз
05. Плоскость
06. Старик Козлодоев
07. Город   
08. Чудесная страна
09. Хочу перемен

О соловьевских фильмах можно судить как угодно, но нельзя не согласиться с тем, что а) сотрудничество с этим режиссером является неотъемлемой частью последней эпохи Аквариума , и б) это было удивительное время.
Сюжет Ассы во многом традиционен по своему жанру, но роль этого фильма в истории русской культуры второй половины 80-х невозможно переоценить. Не просто потому, что под небом голубым есть город золотой - над задумчивым пейзажем зимней Ялты, где пальмы в снегу и заснеженное море (не бред, а впечатление именно такое). Сейчас мы с улыбкой вспоминаем о конфликте папика Крымова (С.Говорухин) и молодого музыканта без определенных занятий ( Африка Бугаев, легендарный в своем роде персонаж для тусовки), сраженного рукой подкупленной мафии - нечего было отказываться от рубля, данного по ошибке на чай . Кстати, герой, собственно, и не отказывался, напротив - в этом моменте фильма очень четко отражена честная богемная логика: Вы что, хотите, чтобы я его Вам вернул? Фильм все-таки не совсем о том, что, простите за банальность, нечто подлинно человеческое, любовь - не продается и не покупается ( Сколько тебе дать, чтобы ты отвалил? ); а девушка, чувствующая, наверное, в этот момент уже слишком многое, чтобы в словах это определять, под конец пытается восстановить справедливость и попадает (уже за кадром) в тюрьму. Кстати, подобного свойства устройство сюжета повторится еще в нескольких фильмах того периода времени.
Сегодня гостила в чудесной стране, там плещутся рифы в янтарной волне - это все далеко, за кадром; но, по замыслу героя, должно было прозвучать в конце, когда тебе будет очень плохо . Финальный вывод - закадровый и недосягаемый.
Проще - меня ты поймешь становится лейтмотивом фильма и времени.
С улыбкой поглядывали на увлекшегося молодежной культурой известного режиссера, занимавшего какой-то пост в Союзе кинематографистов. Но, между прочим, Асса является абсолютно естественным продолжением всей предыдущей деятельности Сергея Соловьева. Если отбросить словарик тусовочных слов и краткую биографию Гребенщикова, титрами пробегающие временами по кадру, убрать наносной слой Мочалкина блюза и якобы перестроечной Мы ждем перемен , ставшей гимном времени, останется то же самое, что в Ста днях после детства , немного по-другому - в Спасателе . Так что Асса - это абсолютный Соловьев; фильм очень показательно соединяет прежнюю и грядущую (на тот момент) части творческого пути режиссера.
Поскольку мы все же пытаемся говорить об Аквариуме , следует, видимо, более всего вспоминать эпоху. О роли Соловьева есть и должно быть множество неоднозначных мнений, но на этапе Ассы это было одной из характеристик времени.
Справка. В фильме Асса звучат песни Мочалкин блюз , Старик Козлодоев , Иду на ты - в исполнении героев фильма (голосовая дорожка в первых двух - Сергей Рыженко), Город золотой - в исполнении Б.Гребенщикова и звуковая дорожка (на протяжении всей картины), записанная Аквариумом . Для пластинки все вещи записаны в исполнении группы. Период записи музыки к фильму - лето 1987 года. О своем решении снимать фильм с Африкой в главной роли и Гребенщиковым в роли композитора Сергей Соловьев объявил где-то весной 1986 года. Уже через год идея была претворена в жизнь. Очевидцы помнят шумные съемки ассовского финала в июне 1987 года в Зеленом театре ЦПКиО им.Горького. Самую пеструю и дикую публику размещали в первых рядах, а съемочная группа велела зрителям жечь на местах спички и факелы из газет, в результате чего суперперестроечное мероприятие чуть было не закончилось пожаром.
Несколько поколений советских людей всегда будут плакать, видя одну из эпох своей жизни в финале Ассы .
Этого - уже не отнять. А прочее - тема для совсем другого разговора.

Черная Роза - Эмблема Печали, Красная Роза - Эмблема Любви
01. Ангел и два ее козла
02. Марш
03. На горной тропе Далай Лама встречает Кама Сутру
04. Сарданапал
05. Тайна КПСС 3
06. Капитан Воронин
07. Орел, телец и лев
08. Пленение И.В.Сталина ирландским героем Фер Диадом
09. К друзьям
10. Легенда о падшей пионерке Насте
11. Комиссар
12. Народный герой думает об основании династии
13. Рыбаки обсуждают закат солнца
14. Король уродов
15. Поезд в огне
16. Проснувшись, друид идет за пивом
17. Серебро Господа моего
18. Лой быканах 

Роза видится страницей более сумбурной и печальной. Альянс Сергея Александровича и Бориса Борисовича достиг выпендрежного апогея.
После премьеры спорили: что это - новое слово или тупой фарс в жанре студенческого капустника? Что являет собой главный герой - традиционного сумасшедшего советской эпохи или собирательный образ нескольких поколений наших людей времен застоя? Было замечено, что коммунальная квартира, на территории которой происходит все действие фильма, собирает в себе (в буквальном смысле слова) все типы - социальные и психологические - людей этого места и времени (в широком понятии). Ощущение было таким: мы прожили эпоху. Вот - краткий вывод, схематичное обобщение: В Мухосранске работать некому! - шутка, анекдот, как и было в жизни. Пятнадцатилетний пионер, наследник абстрактных миллионов, сумасшедший сосед Толик - пародия на диссидента: утро начинается (утро нашей, то есть той, эпохи) с выстрела Авроры , потом - сообщение о смерти товарища Сталина (этапы жизни), потом - банка самогона, машущая в сновидениях резиновой перчаткой с трибуны мавзолея с надписью ТОЛИК , потом - разговоры на кухне с чужими гостями, видение падшей пионерки (в обнаженном виде): - Ой, ты кто? - Кто-кто? Конь в пальто! И - полет на связке воздушных шариков по коридору под национальную ушельскую музыку ( Русско-Абиссинский Оркестр - самое его начало, видимо). Состоятельный модельер, скрывающий от жены и двух детей свои приключения в коммунальной квартире, куда случайно попадает его любовница - молодая особа по имени Александра, которая не хочет учиться и поступать в мединститут (с коей целью и посажена под замок), а, нарядившись в фуражку, ордена и медали, влезает, пройдя по крыше, в окно квартиры напротив - я только на минуточку, позвонить - поскольку телефонный провод в апартаментах, где заперта она, обрезан традиционным отцом - Как Вы намерены поступить с моей дочерью? - в следующий раз появляющийся в паре с матерью-балериной ( Ах! - и в обморок упала )
Кстати! Видение загадочной соседки на гребне крыши, являющееся пионеру-миллионеру, есть не что иное, как абсолютно такая же сцена из уже упоминавшегося фильма Сто дней после детства . Та же Татьяна Друбич. Так что все не так просто, опять же - Роза для Соловьева - не просто сумасшедший дом, как было воспринято многими.
Опекун юного наследника миллионов - дядя Кока из Люберец, и даже его супруга, в конце фильма ощущающие необходимость креститься в православие (время такое) - короче, полная чума, тем более, что это - еще не все.
Кому достанутся миллионы покойного белого генерала, неясно, так как пионер женится на беременной Александре, дабы не поставить под удар модельера Володю. Но на самом деле пионер-то хочет поступить в нахимовское училище, и ему снится, что сам Сталин зачисляет его туда, а рядом - молодой Брежнев и секретарша в образе булгаковской Геллы. Неужели такой гений как Сталин тоже какает?! - все еще не могут решить для себя герои фильма, а режиссер помогает им своей версией (положа руку на сердце - в духе тогдашней моды); но в сборе еще не все, и под конец, когда все вроде хорошо, приезжает зять Володи, уговаривает его вернуться в семью, не позорить - генерал с орденами и медалями (или посол? Кто-то их них точно посол чего-то где-то, но, бьюсь об заклад, ни один зритель этого не запомнил) - Батя, а в Мухосранске-то работать некому, а мы тут - пьет водку на кухне с Толиком, и кажется, очередным дружественным негром (см. Ассу ).
Вообще, если бы не Толик, пионер, наверное, сошел бы с ума, или вообще непонятно, что было бы - Толик нейтрализует все действующие силы.
Вдруг Толик умирает - судя по всему, уходит вместе с эпохой. В первом варианте фильма была сцена, исключенная впоследствии - похороны Толика: шутовская процессия из дюжины растерянных собутыльников и знакомых шла по безмолвному кладбищу за гробом, к которому были привязаны воздушные шарики, стремившиеся куда-то в небо.
Этот эпизод не вошел в Розу , но стал (по идее) лейтмотивом следующей, заключительной части трилогии - Дома под звездным небом .
Справка. С точки зрения Аквариума .
В фильме Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви звучат в исполнении группы Аквариум песни Марш ( Хочу я стать совсем слепым ), Сарданапал (играющая здесь, если присмотреться, такую же роль, как Город золотой в Ассе , только она менее выражена), и - в финале - Лой быкканах (в исполнении Русско-Абиссинского Оркестра ), а также большое количество закадровых инструменталов, которым на пластинке музыки к фильму даны замысловатые названия. Некоторые из фигурирующих на двойном альбоме вещей в фильме не звучат вовсе. Заглавная песня фильма (народная) в альбом не вошла. По сюжету Ах черная роза, эмблеме печали, а красная роза - эмблема любви, про черную розу нам черти кричали, про красную розу поют соловьи - опять же, то же самое, что в сюжете Ассы - аквариумная Иду на ты .
На первый взгляд, выбиваются из картины исторического маразма (соловьеское определение жанра данного фильма и всей трилогии) Капитан Воронин , Орел, телец и лев , Комиссар (говорят, планировавшийся для нахимовского финала фильма), Поезд в огне и Серебро Господа моего . Но это - другая сторона истории, если можно так выразиться. Возможно, этот период студийной работы Аквариума может быть назван одним их самых плодотворных в истории группы. Если бы этих записей не было, это, вероятно, весьма обеднило бы историю русского рок-н-ролла. Во всем этом, в частности, большая заслуга звукорежиссера Владимира Венгеровскго, работавшего с Аквариумом .
Черная роза сама по себе и эта пластинка - своего рода кульминация сотрудничества Гребенщикова и Соловьева, и все возможности этого сотрудничества были, в общем-то, исчерпаны именно на этом этапе.
На развороте первого издания диска помещены объяснения самих Соловьева и Гребенщикова. Первое - весьма лирично:
Да это наше с ним облако, ребята! Это именно оно плыло над нашими головами, пока мы работали: и в беспечальные полдни удач, и в дни, когда оно перилось и завихрялось, пугая исчезновением под силой ветреных и вечных российских вопросов, а то вдруг внезапно чернело и набухало в предчувствии неминуемых ночных грез. А мы, с его стороны кажущиеся такими маленькими, полураскрыв рты, всего лишь следили, как оно там меняется, мается, но все-таки плывет, плывет Потом оно рассеялось, а память осталась .
Кульминация Розы - Корабль уродов . Корабль уродов - что ты готовишь мне, гибель в морской волне или свободу? - на самом деле, наиболее точное отражение тогдашней российской ситуации и наиболее точная формулировка повисшего в тот момент в воздухе вопроса. Этот музыкальный номер - как бы центральная часть композиции фильма, доведенного до полного сумасшедшего дома, и уже не измыслить другой, хотя бы частичной, развязки, чем фарсовый мюзикл с конфетти, серпантином, льющимся рекой шампанским, танцами на столах, летающими тортами, и, вдобавок к пестрому собранию героев эпохи фильма - группой Аквариум , вылезающей из платяного шкафа (хотя герои, заметит внимательный зритель, и пытаются снаружи удержать дверь). Это не потому, что группу Аквариум тоже надо было куда-то присобачить - какая же эпоха застоя без рок-н-рольщиков, помилуйте? Где-то на момент, когда работа над фильмом была завершена, в 89-м, Россия находилась именно в такой стадии и в таком состоянии, как этот отрывок Черной розы .
Тогда фильм воспринимался иначе. А Корабль уродов - продолжение снов Бананана, главного героя Ассы - да и художники те же, и тот же Африка картинки рисовал.
Было ощущение, что некая заданная идея выражена в картине не полностью, недостаточно, и фильм получился каким-то не то, чтобы кустарным, но именно капустником. Он был каким-то ненастоящим, и это отталкивало. Наверное, этакая утрированная притча. Но реальным это все не чувствовалось, и Розу из-за этого полюбило куда меньше людей, чем Ассу .
Зато там очень красивый финал - вполне соловьевский, но лишь первая его часть похожа на весь фильм.
Сначала - рождественская елка с теплыми огоньками в окне, и нам уже не заглянуть туда (хотя заглянуть-то хочется именно в этот момент), там - уже другая, внутренняя жизнь. А мы видим черно-белый парусник, и недавний герой фильма, ныне нахимовец, на ветру привязывает что-то на бешеной высоте одной их верхних перекладин мачты. Немного, кажется нам, оступается - ничего не случилось, но - взгляд вниз, где в сотне метров возможного падения уже не крохотная палуба, а глухая и бесконечная бездна темной, черной воды.
И нам начинает казаться, что не нужен перевод финальной песни, и каким-то внутренним чувством мы хорошо понимаем и знаем, что значит вышли хлаи, лои быкканах . Конечно, понимаем.

Дом Под Звездным Небом
01. Святой князь Герман
02. Утро в сосновом лесу
03. Мир, как мы его знали   
04. Америка
05. Не стой на пути у высоких чувств
06. На полпути к горе к горе Серияпеть
07. О лебеде
08. Городская птица
09. Голубой дворник
10. Реквием
11. Бонус трек: Горный хрусталь

Черная роза будет забыта быстрее, чем Асса . Третья часть обещанной забойной трилогии Дом под звездным небом , можно сказать, уже забыта. Кажется даже, что фильм должен был быть забыт заранее - подобру-поздорову, из какого-то суеверия. Немного живодерски задуманный в 1989 году как триллер-боевик с рэкетом, где всех убивают и все выжигают дотла, спустя год-два фильм вообще не состоялся. Уже в 90-м не получилось того, что могло бы быть в 89-м, потому что было, проще говоря, уже не до шуток, а зимой 91-92-го, когда фильм появился, он уже вызвал просто недоумение. Неплохо обойдясь с эпохой застоя и начала перестройки, Серей Соловьев явно махнулся с попыткой отразить текущий момент времени, не укладывавшийся в обозначенный жанр исторического маразма . Как пророчество фильм тоже не очень проканал , однако оказалось, что такие вещи способны производить мистический эффект.
К тому же, в первоначальном варианте сценария некая темная сила была скорее сверхъестественным собирательным образом, воплощенным во вполне приземленную банду диковатых рэкетиров, а в фильме получилось какое-то всесильное КГБ-ЦРУ, почему-то совершающее естественным образом десятиминутные перемещения между континентами (как будто это шутка, детская фантастика). Кстати, герои улетали в Америку как в некое далекое и безопасное место, поскольку речь шла о проблемах нынешней ситуации в России и попытках бежать от них, а окончательный вариант фильма начинается с того, что оборотень Компостеров, переодетый в навязчивую проститутку, гонится по вечернему Нью-Йорку за еще ничего не подозревающей будущей жертвой.
Что-то у Соловьева - то аллегорическая квартира, то - просто дом. Да нет, имеется в виду обыкновенный дом, дача. Где люди живут.
Почему-то казалось, что фильм этот делать не следует.
Казалось бы, чума - героине в ногу впивается подаренная недоброжелателем статуэтка Циолковского, вытащить которую, извините за натурализм, невозможно.
10 ноября 1991 года, в Москве, на премьере фильма, гости еще не знали о том, что Дом под звездным небом продолжается - перед кинотеатром Россия происходило уличное действо с запуском воздушного шара; за час до начала премьеры от воздушного шара оторвалась какая-то деталь, при падении вниз сбила кусок барельефа с одного из фонарей перед кинотеатром, а именно - массивный лепной серп и молот. Серп и молот упал на голову кому-то из зрителей, пострадавший был доставлен с проломленным черепом в реанимацию, где скончался через несколько часов - пока в зале кинотеатра шел фильм, публике это еще не было известно.
Журналисты на пресс-коференции надрывались: Скажите, где этот дом? Он настоящий?
Право, бросьте - все мы под звездным небом.
Е.Литовцева
Постскриптум.
Это еще не все, и не одна премьера была у этого фильма. Разбирать его не имеет смысла - конечно, фильм слабоват, музыка скорее, никакой особой музыки там и нет. Альянс Гребенщиков - Соловьев исчерпал себя. Нет, что-то там звучит - Голубой дворник , О лебеде исчезнувшем с кришнаитской концовкой (вместо нагорной проповеди, предполагавшейся в финале фильма), даже еще что-то звучит, но
Что до Розы и до того, что этот период сотрудничества с Соловьевым многие критики считали застойным для Гребенщикова, то - я понимаю Сергея Соловьева, по крайней мере - в двух первых фильмах.
Пусть не соглашаюсь - но понимаю. Математически я даже понимаю третий фильм - но не соглашаюсь еще больше.
Три песни о Родине не удались режиссеру - не о разных аспектах жизни этой Родины, не о разных временах, а как-то все невыразительно. Пусть меня простит Сергей Александрович и все, кто не согласится - о третьем фильме стоит забыть.
Пусть сохранятся навсегда у каждого из нас где-нибудь на-сто-лет-не-надеванных куртках и старых записных книжках значки и наклейки Я люблю АССУ - еще можно временами встретить людей в футболках с эмблемой объединения Круг , и вспомнить, как различались в недавнем 88-м году настоящие майки, купленные на премьере в ДК МЭЛЗ, и поддельные , кооперативные. Это было удивительное время. Время Черной Розы - время внутреннее. И я хочу знать, что времени Дома под звездным небом никогда не было. Я хочу верить, что это время никогда не наступит.

Архив Джоанны Стингрей
Джоанна Стингрей - диковинная фигура в истории российского рока. Энергичная американка, пытавшаяся доказать что в Союзе тоже есть рок, снимала на редкое в конце 80-х видео практически всех, кого мы сейчас называем легендами - от Цоя до Странных Игр. В еe: архиве, конечно, оказалось много записей Аквариума - квартирники, репетиции, концерты в рок-клубе. Сохранились многочисленные интервью с Гребенщиковым - к сожалению ,они на английском, и мы решили не включать их в этот сборник.
Всего на диске можно увидеть (и услышать!) :
   *  квартирник, май 1986
   *  квартирник, май 1986
   *  10 стрел, май 1986
   *  Горный Хрусталь - репетиция с Куссулем, Титовым и
   *  Дядюшка Томсон - концерт в ЛДМ
   *  Rock'n'roll is dead
Предупреждаем - качество записи не соответствует современным стандартам! Нужно учесть, что записям скоро 15 лет, а для нашего времени в технике это несколько поколений. В конце концов, мы обсуждаем не достоинства магнитной ленты, а пытаемся донести до зрителей дух прошедшей эпохи, определившей музыкальные пристрастия не одного поколения.

Я ЗНАЮ МЕСТА

СПб: Старая квартира БГ (подворотня Софьи Перовской 5)

я знаю места...
Старая квартира БГ (подворотня)
Что такое старая квартира БГ? У каждого ценителя творчества Аквариума собственные представлени о ней и ее значимости. И, надеюсь, никто из них не скажет, что это совершенно не имеющее ценности место Санкт-Петербурга.
Маршрут: от метро "Невский проспект" (выход на канал Грибоедова) идете по Невскому 5 минут на запад (в сторону Адмиралтейства). Поворачиваете направо на Малую Конюшенную (бывшая ул. Софьи Перовской). Улица пешеходная. Идете до дома #5. Заодно, раз уж все равно рядом, осмотрите ступени Казанского собора. ("Казань" - одно из хипповых мест Питера). Классно получается - поехал в Питер, взглянуть на старое парадное БГ, заодно и на Казанский собор посмотрел! Указал путь: Вениамин Славицкий.
фото:
Митрич, апрель 1998

[ предыдущий выпуск ]   [ следующий выпуск ]

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257