Пустые места группы "Аквариум"

75-й выпуск, 24 мая

НОВОСТИ

Сегодня такой... экспресс-выпуск. Я, честно говоря, занят шибко - надо подчистить все "хвосты" перед тем как отравиться в питерский вояж. :-) Концерты в Нью-Йорке и в Москве в ночном клубе "Метелица" и КЦ "Меридиан" - читайте рубрику "Глазами очевидцев".

Альбом ТЕРРАРИУМА "Пятиугольный Грех" уже поступил в оптовую продажу, а это значит, что скоро его можно будет увидеть на прилавках музыкальных магазинов. Пятиугольник будет продаваться в двух вариантах - "упрощенном" и "коллекционном". Надеюсь, что все уже привыкли к таким релизам, и объяснять разницу между этими вариантами нет необходимости.  На обложке CD выражена благодарность Господу Богу, Аллаху, Махашуньяту, Брахману, Максу Ланде, Вадиму Рубекину и Ступе Боднатх. Кстати, фрагмент песни "Гибралтар, Лабрадор" в исполнении Бутусова действительно звучит в фильме "Брат-2" - я на днях имел удовольствие посетить кинотеатр и самолично убедиться в этом. :-)  Очень смешное, кстати, кино - рекомендую. Информация для коллекционеров - саундтрек к фильму "Брат-2" будет издан на CD, так что...

СЛУХИ

В ответ на слухи в предыдущем номере "Пустых Мест" ;-) пришли слухи о том, что Борис Гребенщиков в пятницу возвращается в Россию, и запланированные на июнь концерты непременно состоятся.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

19 мая 2000 года, г. Москва, клуб "Метелица"

Оля, г. Москва
Очень посмеялась, прочитав последний выпуск, в частности, негативный отзыв о концерте в "Меридиане". На самом деле, концерт был хорош, не хуже, чем в Горбушке и в Рязани. От себя хотелось бы добавить еще об одном концерте, про который в рассылке не было ни слова. Он внезапно состоялся в "Метелице" 19 мая (вернее, уже 20-го) в 1 ночи. Клуб этот очень жлобский, цены там космические (для примера: миска с фисташками стоит 280 рублей). Но мы не пожалели денег, выпили-таки пива и съели, давясь, эти несчастные фисташки. И с огромным удовольствием послушали в очередной раз эту замечательную программу. А весь народ (в этот клуб ходят московские богатеи - любители казино) сидел за столиками и вяло внимал бориным откровениям, приглашая своих дам на медленные танцы во время спокойных песен типа Цветов Йошивары. На забойных песнях танцевали только несколько человек у сцены (две-три девушки). Программа была урезана, но основные хиты были исполнены - в частности, и Никитин, и Скорбец, и Я - Змея, и даже Песенка о Ваньке Морозове. В общем, у нас остались самые хорошие впечатления от этого концерта, так как Боря, несмотря на спокойный прием (это мягко сказано), был явно на подъеме, и от всей группы исходил положительный энергетический заряд.
К сожалению, и диктофон, и фотоаппарат у нас отобрали при входе, так что никаких документальных подтверждений не осталось.

23 мая 2000 года, г. Нью-Йорк, Desmond Tavern

Юрий Довбня, NJ, yuridovbnya@erols.com , ICQ 13822153
Посетил культурное мероприятие "Вторник с БГ" (слава Богу, нашлось время утром прочитать "Пустые Места" - 74). Позвонил на всякий случай в этот клуб - да, говорят, будет сегодня такой певец из России, билеты у входа по $20 (чуть дороже чем кино сходить). До конца не веря в подарок судьбы, подался на Манхэтн за час до назначенного времени.
Самое удивительное, что БГ там уже присутствовал - сидел за столом, покуривал, общался. Все столы и стулья уже заняты, местные бармены похоже озадачены таким количеством посетителей.
Итак, началось ровно в 8! БГ взобрался на сцену, пококетничал, что любит играть в провинциальных городах, сообщил, что специально для этого случая купил две губные гармошки ... и понеслось...
1. Сын плотника - неплохо для начала, драйв, неожиданно хороший звук (кстати, с микшерского пульта не писали, только с воздуха).
2. Из Калинина в Тверь (вопреки тексту, одет Борис Борисович был весьма аутентично - пацифик на штанине и некая вязаная разноцветная шляпа).
3. Дорога 21 - была воспринята публикой с живой благодарностью.
4. Мой друг доктор - слова сильно отличались от классического варианта с Лилит, мне даже больше понравилось.
5. Солнце в холодной воде - перед исполнением было заявлено, что в зале полно интернетчиков ("Пустые Места" упомянул в этой связи), и опять, дескать, будут говорить, что поет одно и тоже, так вот вам нечто необычное (я, правда, не въехал - в чем тут новость, вроде, на недавнем самарском интернет-альбоме эта песня имеется).
6. Стоп-машина - полный кайф. Не ожидал такой реакции. На Пси слушал - нравилось, на записях последних концертов - тоже нехило, но вживую - пронимает до мурашек с последующим трансом. (Кстати, никаких "f...k it", исключительно skip it...)
7. Цветы Йошивары.
8. Афанасий Никитин буги - ну, ясное дело, с таким финалом да не спеть в Нью-Йорке - принялось на ура.
9. Скорбец.
10. Боже, помилуй полярников.
11. Не стой на пути (матросы упорно продолжают торговать травой)
12. Почему не падает небо (с пройгрышем на гармошке)
13. Рыба.
14. Та, которую я люблю.
15. Ключи от ее дверей - похоже, предупреждение друзей о том, что здесь нельзя бросать "якорей" (проклятые падежи :)) прочно сменило их намерение сварить суп из его зверей, хотя канонический вариант кажется мне более органичным.
Тут БГ поразговаривал - сказал, что провел утро в студии, несколько часов записывал новый альбом, поэтому голос подсел,
что "Пятиугольный грех" забыл захватить с собой для особо страждующих, и ... исполнил песню, "которую никто еще не слышал" (я действительно не слышал):
16. ...Я мальчик "золотое кольцо"... (Мы увидимся на той стороне) - мне почему-то показалось, что так она называется. Понравилось.
17. Чкалов.
18. С утра шел снег.
За сим - "...спасибо что пришли, а вообще, когда мы вместе - мы звучим лучше, так что по осени приедем группой, ждите...". (Будем ждать, и не столько ждали.)
На крики "Боря, Пса давай !", - шутливый ответ: "Да бери ты своего пса".
Все длилось час 10 минут, затем Борис возвратился за свой столик к друзьям. А у меня начался новый отсчет, как после "Движения в сторону весны" в 1987 или "25 лет Аквариуму" в 1997...

Diletant, diletant22@yahoo.com
Только что вернулся с концерта БГ в "Desmonds Tavern" (ирландский паб на Park Avenue). Рекламы, как таковой, не было, и слава Богу! Маленькая пивнушка за полчаса до объявленного начала (20.00) была забита под завязку представителями всех возрастных групп - от 6-8 до 60 лет, что меня, признаться, удивило. БГ сидел у маленькой сцены-треугольника-уголка в компании друзей. Выглядел уставшим, потягивал что-то из коньячной рюмки, курил и выступал в роли пишущего робота - беспрерывно давал автографы и разршал с собой фотографироваться.
Примерно в 8:15 начался собственно сам концерт. БГ - в углу на барном высоком стуле с губной гармошкой (-ами), акустической гитарой и одним микрофоном. По духу это должно было быть наиболее близко к светлой памяти "квартирникам", если бы не мешало скопление, опять же, близких по духу, но совсем не бестелестных "аквариумистов" и сочувствующих, стоявщих плотной стеной вокруг и между десятка столиков у сцены и приводивших в отчаянье двух официанток, пытавшихся пробиться с подносами с пивом к счастливцам за столиками. Бейсболл (без звука) по TV в углу и бар у входа (со звуком) атмосферу не улучшали, так что действо прошло довольно вяло - завести народ не удалось, и после часа с хвостиком - около 15 песен, пол-сигареты и глотка из упомянутой рюмки - БГ поблагодарил пришедших и откланялся - пересел на старое место у сцены.
Итог: встреча двух "старых коллекционеров", возможность посмотрет на "живого БГ" и послушать несколько старых песен в звучании, близком первоисточникам по качеству. Список песен (за точность не ручаюсь!): Скорбец, Чай, С утра шел снег, Цветы Йошивары, Джульетта, Ключи от ее дверей, Рыба, Сын плотника... остальные не помню.
Хочется надеяться, что БГ в New York'e будет частым гостем, и следующий концерт будет скоро и лучше. Но главное - будет!

20 мая 2000 года, г. Москва, КЗ "Меридиан"

Виктор Саргин, vvs@ai.ru, ICQ 63905374
То ли благодаря некоторой камерности "Меридиана", то ли благодаря уже появившейся камерности у самого Аквариума, в городе ощущения такого События, как концерт этого легендарного коллектива, не чувствовалось. Не было "раскрутки" по телевизору и больших рекламных щитов, как перед концертами в "России" и театре Оперетты. Предварительно почитав в "Пустых местах" отзывы о предыдущих концертах, и основываясь на собственных впечатлениях с тех, на которых я был, я предположил, что меня ожидает несколько "проходной" концерт очень спокойной "выросшей" группы (Честно признаюсь, что последним виденным мною был концерт в зале Чайковского 13 января 1999г, куда люди приходили семьями, с детьми). Так что ничего эпохального не ожидалось.
В метро только на станции Калужской, около которой расположен КЗ, было заметно некоторое оживление. На улице народ в ожидании начала действа располагался с пивом на газонах около здания - благо, теплая и солнечная погода позволяла. Внутри - стандартная меридиановская обстановка: молодые скромные секьюрити на входах в фойе и зрительный зал, торговля компакт-дисками и книгами. Компакты были двух сортов: дорогие - по 150-250р, и дешевые - по 80. Содержание - почти все привычное творчество. Новинка - альбом "Пятиугольный грех". Книги - тоже стандартные: "Прекрасный дилетант", "Аквариум - 20 лет", несколько сборников текстов с аккордами различных групп. В буфете - баночное пиво и джин-тоник по городским ценам. Нигде никакой давки, полное спокойствие. "Все было неестественно мирно" - как будто выступать должен местный коллектив самодеятельности, а не известнейший певец с более чем 20-летним стажем. Стало даже как-то грустно. Когда я был здесь же на концерте Аквариума в сентябре 1998г, то в воздухе витало большее ощущение "глобальности" и важности предстоящего события. Но в зале свободных мест не было или почти не было. В проходах у сцены были поставлены стулья для "особо приближенных". Раньше перед сценой, кажется, были еще и стоячие места, но на этот раз их не было. Я подумал, что для прослушивания нынешнего Аквариума они и не нужны. Слава Богу, я ошибся. Концерт, как всегда, ровно в семь не начался; зная это, публика медленно расползалась по местам под мантры и наблюдала за очень колоритным дедулей с хвостиком седых волос и в кожаной жилетке на голом теле, зажигавшем и расставлявшем на сцене палочки благовоний. Вентиляция там устроена так, что потоки воздуха идут от сцены в зал, поэтому больше всего досталось партеру. Я сидел в пятом ряду, и, думаю, это было бы более приятно в чуть меньших количествах. Сама публика была абсолютно разношерстной - от молодых хиппи до солидных упитанных дядей с "ролексами". Прекрасная половина человечества в данной точке пространства явно преобладала. Вообще, на мой взгляд, в зале можно было выделить две большие категории слушателей - молоденькие девушки от 15 до 25 лет и взрослые мужчины старше 30 лет. Действие началось с пятнадцатиминутной задержкой. БГ вышел на сцену и сдавленным охрипшим голосом произнес какое-то короткое приветствие, типа "Эй...". Зал достаточно сдержанно отреагировал. "Ну, точно, всe: будет спокойным и размеренным", - решил я. Единственное, что меня насторожило, но и порадовало, это внешний вид БГ (джинсы с блестками в обтяжку и черная футболка с красными отсвечивающими наплечниками и таким же квадратиком на груди) - явно специальная концертная одежда, мне это чем-то напомнило добрые рок-н-ролльные времена конца восьмидесятых - тогда внешнему виду все певцы придавали больше значения, нежели сейчас. Недавно и у БГ был период "простой" концертной одежды - может быть, он закончился? Так что отход БГ к старым добрым традициям вызвал только положительные эмоции. Порадовало и количество музыкантов на сцене - семь человек. Были времена, когда Аквариум выступал (в том же Меридиане) втроем - явный плюс нынешнему концерту. Вообще, звук был богатый и вовсе не такой, как на студийных записях. Не лучше или хуже, а просто другой.
Теперь о главном - о песнях и состоянии души. Я не буду приводить их последовательность - честно, я за нею не следил. Основное впечатление - БГ сделал то, чего от него я не ожидал, и, видимо, уже не ожидали многие другие. Спавший много лет дракон (период с "Костромы..." до "Пси") проснулся и расправил крылья. И показал всем, что он жив. И рок-н-ролл тоже жив. В исполнении песен не было спокойствия, как на концертах "Навигатора", "Снежного льва", "Лилита", "Электрического пса"; даже "Скорбец", "Афанасий Никитин-буги" и "Девушки танцуют одни" звучали жестче и быстрее, чем раньше, год назад. Кажется, единственной более-менее медленной была "Песенка о Ваньке Морозове" Б.Окуджавы.
Старые песни - "Таможенный блюз", "Не стой на пути...", "Рок-н-ролл мертв", и даже цоевская "Анархия" удачно вписывались в общую направленность концерта. Честно, я ожидал чего-то более медленного и скучного. То, что я увидел, меня очень и очень порадовало. Я потом дома посмотрел видеозапись "Навигатора" - "Таможенный блюз" там не идет ни в какое сравнение с нынешним зажигательным вариантом.
Отдельно нужно сказать о песнях с альбома "Пси". Первый раз я пытался послушать этот альбом в плеере в метро - не прошло. Но дома в праздничной новогодней обстановке он воспринимался гораздо лучше, как расслабляющее и успокаивающее средство. На концерте же это было совсем другое "Пси" - более эмоциональное, шумное. Может, такой вариант нельзя слушать дома, но для концертного исполнения он подходил абсолютно.
Каждая песня из этого концерта - не просто набор зарифмованных слов, а выброс эмоций, энергии. Огонь. Можно сказать, крик души. БГ не только эмоционально пел, но и вел себя также. Либо это шло от души, либо было очень грамотно спланировано - курение, махание зажигалкой, прыжки на окурок и швыряние тяжелых предметов. Некоторая манерность в хорошем смысле этого слова была у БГ всегда, но в какой-то момент стала сходить на нет. А здесь она снова вернулась. Да, понятно, когда себя так ведет молодой исполнитель, которого слушают такие же молодые слушатели. Но когда это делает человек 53 года рождения, обладатель премии "Триумф" за 1997г, то это уже нонсенс. И прекрасный нонсенс. Кстати, тут как раз произошел некоторый дисбаланс группы и зала - явно многие не ожидали от БГ такой прыти. Обычно самой активной частью зала являются люди, стоящие у самой сцены. А здесь партер весь сидел и состоял в большинстве своем из солидных дядей, так что шумел в основном "более молодой" бельэтаж. И когда БГ начинал петь быстрые песни, то видно было, что не все в партере чувствуют себя в своей тарелке - вроде, не пристало серьезным дядькам прыгать и хлопать. Даже я чувствовал себя неуютно - это был первый концерт БГ, когда я пожалел о том, что сижу и не могу поплясать и попрыгать. Хотя где-то после середины представления свои эмоции проявляли открыто все, не взирая на возраст - даже самые "взрослые". Энергия Аквариума не ушла в космос, зал на нее отреагировал :). Народ повалил из рядов в проходы по бокам - там можно было вести себя как на "обычном" рок-концерте. Охрана этому не препятствовала. Зажигалками никто не махал - медленных-то песен не было. Дарения цветов БГ, кажется, не прибавили радости ни той, ни другой стороне - приносившие их девушки обязательно пытались поцеловать БГ, взять автограф, сказать какую-то длинную фразу и т.д. БГ учтиво кланялся всем, не отрывая рук от грифа. Одна дама уже далеко не юного возраста выходила дарить цветы аж два раза - ей хотелось, чтобы он взял букет из ее рук лично. Первый раз это закончилось тем, что она запустила букет в БГ и попала в деку. Второй раз БГ хотел взять букет, но дама не отдавала его и чего-то требовала взамен, пока тормозная охрана не увела ее оттуда. Бориса Борисовича мне было по-человечески жалко.
Одна "цыпочка" из первого ряда подарила огромный букет роз Шару - спокойно подошла к нему, коротко поблагодарила его и с достоинством удалилась - сам по себе момент был не только красивый внешне, но и с неким смыслом, так что зал, кажется, наградил этот поступок аплодисментами.
Шар этот букет заслужил, он просто молодец. Раньше только Сакмаров немного приплясывал в такт, но достаточно плавно в силу своей конституции. А жилистый Шар отрывался "на полную" - прыгал, плясал, подбрасывал бубен, в какой-то момент подошел к БГ, и, видимо, спросил разрешения закурить. Стащил из пачки БГ сигарету и прикурил у кого-то из слушателей, за что тоже был награжден аплодисментами зала. Приятно видеть, что человека радует та музыка, которую он играет. При этом свою партию играл он очень и очень неплохо. Правда, остальная часть коллектива вела себя более сдержанно - может быть, если бы все держались пораскованней, вышло бы еще интереснее?
Аквариум доказал всем свою жизнеспособность, и в который раз продемонстрировал свою непредсказуемость - не все молодые так могут.
Когда я выходил из "Меридиана" у меня было прекраснейшее настроение, я абсолютно уверен в том, что этот концерт был лучшим из всех виденных мною, и даже, может быть, этот концерт (или серия концертов этой весны) был рождением новой эпохи в жизни Аквариума.
P.S.А песню "Девушки танцуют одни" надо все-таки выпустить на каком-нибудь носителе - уж больно хороша. 

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257

[ предыдущий выпуск ]   [ следующий выпуск ]