Пустые места группы "Аквариум"

76-й выпуск, 27 мая

НОВОСТИ

01 июня 1956 года - родился Ляпин Александр Сергеевич, в Интернете известный как Wirm или LiaPin. А еще это очень хороший гитарист (вместо слова "хороший" можете употребить любой синоним  в превосходной форме - он подойдет :-)).

В связи с открытием сайта Санкт-Петербургского ДК имени Ленсовета по адресу www.reserve.sp.ru/lensovet/ и проведением традиционного летнего концерта группы АКВАРИУМ в Питере 1 и 2 июня прошу обратить внимание всех заинтересованных лиц на факт открытия сайта ДК и возможности бронирования мест с него на концерты АКВАРИУМА.

21.05.00 Ключи от ее дверей (1137 kb)
Концерт в ДК "Меридиан". Москва. 20 мая 2000.

СПРАВКА

Родился в 1956 году.
Играл в школьной группе вместе с А. Романовым. Позже играл на гитаре и скрипке в группе "Ну, Погоди".
Периодически сотрудничал с Аквариумом в течении 80-х годов (альбомы Табу, Радио Африка, День Серебра, Дети Декабря, Равноденствие, концертник "Арокс и Штер"). Играл также в "Опытах Александра Ляпина", ........, ДДТ.
Альбомы : "........"
Вновь воссоединился с БГ на концертный сезон 97-98 годов в программе "Лилит".

АКЦИЯ

Напоминание!
1-я встреча участников Акции назначена на Московском вокзале (удобно приезжающим) - в 11.00 в центре зала ожидания около памятника Петру Первому.
2-й раз встречаемся в 18.00 перед концертом справа от ДК Ленсовета на углу Каменноостровского и Малого проспектов.

В первый день Акции перед концертом в ДК Ленсовета намечается экскурсия по А и БГ местам с осмотром по пути остальных :-) достопримечательностей Санкт-Петербурга (Ленинграда); экскурсоводами назначаются Вадим Шестериков и Вениамин Славицкий. Примерный маршрут нанесен на карте, вот он вкратце (составил Вадим):
1. Пушкинская, 10.
2. Проход мимо забора, которым обнесен старый "Сайгон", Рок-Клуб на Рубинштейна 13, Аничков мост.
3. Казанский собор, с заходом на ул. Софьи Перовской ("старая квартира БГ").
4. Заход в новый "Сайгон", если это кому-нибудь будет нужно. ;-)
5-8. Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Исакиевский собор, Медный всадник.
9. После прогулки по набережной - посещение Летнего Сада;
10. Ступеньки Инженерного замка - тут можно сделать первый привал. ;-)
11. Если народу будет интересно взглянуть на забитые окна гастронома на улице Ракова, то почему бы и нет;-)
12. "Аббатская дорога"
13. Маленькая передышка (поездка на попутном транспорте) - и вот он Смольный собор.
14. "Все братья - сестры" и все такое...
15. Прекрасный Охтинский мост.
16. Остановка на Свердловской набережной, любование красотами...
17. Дом юного техника, "Треугольник", кафе на Охте, где музыканты ждали вечно опаздывавшего Тропиллу...
18-19. Поездка на Петроградскую сторону, "что тебе сниться крейсер "Аврора"...
20. Домик Петра Первого - я надеюсь, что с ним не поступили как с Лениным в п.1 общего сбора.
21. Петропавловская крепость - здесь я запланировал бы нечто вроде пикничка. ;-)
22. Собираемся в 18.00 справа от ДК Ленсовета на углу Каменноостровского проспекта и Малого проспекта. Пароль придумайте сами. Отзыв - тоже любой.

Желающие могут присоединиться к нам на любом из этих этапов, благо нашу толпу, я надеюсь можно будет отличить от других праздношатающихся граждан. ;-) Если у кого-нибудь есть предложения по поводу изменения маршрута - пишите!

Список участников "нечто вроде неформальной пресс-конференции с БГ и музыкантами АКВАРИУМА": Каллиников Павел, Осадчий Евгений, Кузьмичев Геннадий, Данильченко Вячеслав, Наталья Равдина, Андрей Уланов, Оксана Смирнова, Юрий Васильев, Кирилл Евсеев, Александр Зайцев, Маслов Андрей, Анисимова Людмила, Сагайдак Борис, Королькова Надежда, Вадим Шестериков, Д. Маркелов, Евгений Осадчий, Александр Зайцев, Евгений Жицкий, Татьяна Жицкая, Сергей Еремин, Денис Борняков, Елена Иванова, Люлин Сергей, Макиевский Дмитрий, Ирина Иванова, John Frederick Bailyn, Андрей Федоров, Михаил Зотов, Andrei Sabelfeld, Игорь Голик, Александр Чепель, Денис Ожигин, Евгений Булатов, Денис Думин, Николай Курчанов, Алексей Ходорыч, Григорий Григорьев, Вениамин Славицкий, Меликова Мария, Сергей Варюшкин, Венера Варюшкина, Евгений Гапеев, Алексей Захаров, Адамант (?) Олег.
Ты чувствуешь сквозняк от того, что это место свободно? Срочно сообщи свои имя и фамилию!

ТЕРРИТОРИЯ

Как известно, вскоре выходит первый общемировой авторизированный "THE BEST OF AQUARIUM". Специально для этого альбома (предварительное название - Территория) будет записано несколько новых версий песен, либо не записывавшихся в студии ранее, либо записанных со слишком сильным дефицитом. Читатели рассылки первыми узнают, какие именно треки и в каком варианте войдут в этот CD.  Начиная с 68-го выпуска, "Пустые Места" совместно с звукозаписывающей компанией RuBel Records публикуют рассказ о каждой песне в отдельности.

Песня "Стоп, Машина" или СтопМашина, как пишут на афишах  АКВАРИУМа, имея в виду название концертной программы, по всей вероятности, войдет в новый альбом в другом варианте, отличном от того, что можно услышать на альбоме Y

Цитата из  рубрики "Глазами очевидцев": "СтопМашина - полный кайф. Не ожидал такой реакции. На Пси слушал - нравилось, но... на записях последних концертов - совсем другое дело, а вживую - пронимает до мурашек с последующим трансом".

Стоп Машина

Стоп машина, мой свет - в этом омуте нечего слышать
Стирай свой файл, выбрось винчестер в кусты.
Я хочу познакомить тебя с теми, кто все еще дышит;
Я до сих пор не видел на этой земле кого-либо прекрасней, чем ты.

Изумленных здесь нет. Здесь все, кто рожден, уже в курсе.
И Никола-С-Ларьком так невесело курит во мгле:
Все святые места давно разворованы, в них теперь пусто -
Но, знаешь, даже сам Нестор Махно бледнеет, когда ты в седле.

И чем больше мы выпьем за первый присест, тем останется меньше.
Чем ближе каменный гость, тем дешевле бриллианты в колье -
Но если я тот, про кого был написан мой паспорт,
Скажи, зачем я танцую на самом краю в этом вышитом нижнем белье?

Эпоха первородного греха имела свои моменты,
Но похоже Атлантида и Му уже пляшут на наших костях.
Улыбка под этой юбкой заставляет дрожать континенты -
Так на что нам сдались эти зомби в правительственных новостях?

И чем больше мы выпьем за первый присест, тем останется меньше.
Чем ближе каменный гость, тем дешевле бриллианты в колье -
Но если мы те, про кого был написан наш паспорт,
Скажи - зачем? Зачем? Зачем? Зачем?
Skip it. Skip it. Delete. Delete. Delete.

Скажи, зачем мы танцуем на самом краю в этом вышитом нижнем белье?

Skip it up.

Борис Гребенщиков (из радио-презентации альбома Y на "Нашеи Радио"):
"Стоп, Машина" была написана в совершенно махновском железнодорожном вагоне. Мы ехали из одного города в другой... в России... и нам начальник железной дороги отдал свой вагон, чтобы мы ехали с комфортом. Это как ставка батьки Махно в бронепоезде: огромный вагон с четырехметровыми постелями, какими-то столами... Натуральный бардак. Причем, по-моему, там даже бархатные и золотые украшения были, я этого уже всего не помню... Почему я эту песню написал, я не знаю. Она на этом перегоне написалась, а потом так же непонятно для меня трансформировалась в реггей.
Мы были все это количество лет тому назад чуть ли не первыми, кто реггей играл в России, почему это произошло тоже непонятно... но как-то мы тогда затащились... в 80-м году... в 79-80-м на реггей. Более того, был тогда фестиваль "Джаз над Волгой", куда нас пригласил Артем Троицкий... был джазовый фестиваль, и мы как побочное явление должны были на этом фестивале сыграть. Мы сыграли, но Артем не учел того, что мы люди увлекающиеся, и мы сыграли всю эту программу... там полтора часа акустического реггей... что привело Артема в безумную ярость. Публика тоже ничего не поняла. Но мы оттянулись по полной. Когда входишь в это состояние, уже ничего другого не помнишь.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

23 мая 2000 года, г. Нью-Йорк, Desmonds Tavern

КVE, kve@yahoo.com
Мы пришли на концерт около 7:30 pm. Desmond's Tavern (это название пишется именно так) оказался таким простеньким баром без всяких наворотов. При входе - барная стойка, тут же собирали деньги и выдавали (зачем?) билетики. Вход стоил $20 (чуть больше стоимости 2-билетов в среднем кинотеатре вечером или 4-х - днем). Пройдя глубже, мы оказались в основном зале, отделенном от бара решетчатой стенкой. Правая стена была зеркальной. В дальнем правом углу была маленькая сцена. Все столики уже были заняты, за одним из них рядом со сценой сидел Борис с какими-то людьми - раздавал всем автографы и фотографировался с желающими.

На нем был какой-то растаманский беретик и круглые темные очки. Там же сидела его жена и еще кто-то митьковского вида. Звучала музыка, по телевизору показывали baseball -  играли, кажется, NY Mets с Padres. Когда закончилось это безобразие (где-то посередине концерта), началась передача про golf - судя по всему телевизор был нстроен на какой-то спортивный канал. Хорошо, что без звука. Концерт начался в 8:03 pm (согласно моей записи). Люди сидели и стояли на стульях и столах. Официантки протискивались через абсолютно жуткую толпу с криками "Excuse Me!", неся круглые подносы со стаканами и бутылками. Люди у бара постоянно трепались, создавая какой-то странный фон. Многие пришли просто потрепаться, судя по всему, так как они не затыкались весь концерт. Кто-то разговаривал по телефону... Извините, но зачем вы здесь?  Похоже, это становится нормой. :-(
Какой-то "мальчик" стоял перед самой сценой и очень сильно "тащился". Кто-то пел. Кстати, петь - это хорошо. Пойте, если хотите. Но все пришли сюда слушать явно не вас, поэтому, пойте лучше дома. Мне повезло, и со мной рядом "певцов" не было. Народу было столько, что временами было легче смотреть на отражение БГ в правой стене, чем просто на него. Звук был так себе... Очень много низких частот и недостаточно высоких. После концерта в Корове в 97-ом я понял, что ходить с фотоаппаратом на концерт просто не нужно - потом все и так будет в Интернете. Похоже, каждый 3-й на этом концерте был с какой-нибудь камерой. Я не видел никого с видео, но,
наверное, кто-то был и с этим. Не знаю сколько человек записывало на аудио... Профессиональной записи не было.
1. Login - Сын Плотника
"Спасибо. Меня часто спрашивают: "А как вам нравятся провинциальные города?" Я хочу сказать, что все в порядке. Я провинциальные города люблю гораздо больше чем (?). Мне у вас очень..."
2. По Пути Из Калинина В Тверь
"Спасибо. Специально для концерта купил 2 гармошки. Чтобы вам было веселее."
3. Дорога 21
4. Мой Друг Доктор
"Меня предупредили, что здесь много "интернетчиков". Я понимаю, что завтра будет висеть рецензия на меня ... в Пустых Местах или где-то еще. Поэтому приходится вертеться - придумывать, что спеть, чтобы завтра не было написано: "Опять он поет одно и то же!"
5. Солнце В Холодной Воде
6. Стоп Машина
"Спасибо".
Кто-то крикнул: "Пса Электрического!"
БГ: "Он уже стал акустическим."
"Даже слезы пробивают", - БГ вытерся платком. В зале была ужасная жара. Так как сцена находится на некотором возвышении, то весь сигаретный дым был как раз на уровне лица БГ. Как он вообще и поет, и дышет? Неужели никто этого не осознает? К концу концерта мне не хватало чистого воздуха.
7. Цветы Йошивары
"Спасибо"
8. Афанасий Никитин Буги Или Хождение За Три Моря Два
9. Скорбец
10. Боже Помилуй Полярников
11. Не Стой На Пути У Высоких Чуств
"Спасибо"
12. Почему Не Падает Небо
13. Рыба
14. Та, Которую Я Люблю
15. Ключи От Ее Дверей
Тут Борис стал показывать близ сидящим, что ему надо пить. Голос у него заметно сел. Кто-то стал спрашивать про воду, а еще кто-то пытался попросить кого-то заказать коньяк на сцену. "Я прошу прощения. У меня голос начинает уже сдавать, потому что я уже сегодня в студии ... отработал ... несколько часов и ... мы пишем новый альбом здесь... А вообще говоря, я должен сказать я даже привез с собой новую пластинку и забыл принести сюда. У нас только что вышел новый альбом.
Собственно даже не Аквариума, а Террариума - Аквариум плюс друзья. Вот на прошлой неделе вышел альбом Пятиугольный Грех. Так что ждите. Если кто-то хочет, я могу потом просто оставить эти пластинки. Сами меж собой разберетесь. С нового альбома к сожалению спеть ничего нельзя. Он принципиально такой, что с него никто никогда петь ничего не будет".
"Садимся (?) на компромиссы. Давайте я вам спою, чего еще никто нигде не слышал".
16. Увидимся На Той Стороне ( Я Мальчик-Золотое Кольцо)
Тут принесли поднос с водой и коньяком. "Ваше здоровье! Вообще-то в принципе, я на концертах никогда не пью. Перед концертами - тем более... В путешествии из Лондона в Минск меня в сильно продуло. На концертах там я вообще потерял голос и пришлось пить"... Что-то еще про привычку добавил...
17. Чкалов
"Спасибо, что пришли сегодня".
18. Чай
"Ребята (?), на самом деле спасибо. Боюсь, что голоса у меня уже нет. Он ушел весь. Правда-правда. Но просто так я уйти тоже не могу, придется спеть чего-нибудь без голоса... Well, well, well"...
Кто-то крикнул: "Пса давай!"
БГ: "Бери! Бери пса, только не заставляй меня его петь".
19. С Утра Шел Снег
"Спасибо. Спасибо, что пришли сегодня. Выпейте за мое здоровье, я выпью за ваше. И будет иметь смысл, если вы позовете нас вместе с Аквариумом. Все вместе мы звучим лучше. Надеюсь, что осенью это случится? Спасибо и всего доброго".
Весь концерт длился 65 минут. После концерта я решил подойти ближе к столу, где  сидел БГ. Думал попросить автограф. Когда я подошел к столу, Борис выглядел не просто усталым, а до предела измотанным - сидел как статуя. И я решил, что мне все это не так уж сильно надо. От концерта остались какие-то смутные впечатления. Вины БГ в этом нет.

Alexey Einor, AEinor@hotmail.com
Теперь, когда прошло достаточно времени, и все страсти улеглись, можно спокойно обдумать, а что все-таки произошло...
А произошло следующее. Не минуло и месяца после того, как я с друзьями и своей девушкой посетил концерт Аквариума в Киеве, где получил море удовольствия и массу положительных эмоций, как я опять попал на сольный концерт БГ. Все бы ничего, только вот второй концерт проходил в Нью-Йорке, в кабачке под названьицем Desmonds Tavern 23 мая 2000 года...
Лишним будет, наверное, сказать, что к самой персоне Борис Борисыча и к его творчеству я питаю самые, что ни на есть, теплые чувства. Так что, когда я в понедельник увидел в рассылке новостей заметку о том, что во вторник Гребенщиков будет петь непосредственно в Штатах, Нью-Йорке и даже в Манхеттене - я офигел... (1-й раз). Так как на следующий день я был по делам в том районе, то даже не поленился и зашел в этот бар. Он представлял собой типичный (наверное) ирландский паб, с баром у входа и с небольшой залой, наполненной множеством столиков в глубине помещения. В одном из дальних углов было сделано возвышение, которое несло на себе функцию сцены или чего-то вроде этого. Тогда же мне удалось пообщаться с человеком, который все это действо устраивал. Паша (а его звали именно так) сказал, что все это действительно не слух, что он (БГ) записывает тут какую-то пластинку и сегодня в восемь вечера будет здесь в натуре... то есть живьем. :-) Еще сказал, что здесь часто устраиваются подобные мероприятия, вот недавно Шевчук был, а скоро и Чиж приедет. Я начинал потихоньку офигевать все больше и больше...
...Как и ожидалось, еще минут за сорок зал (если его так обозначить) был полон. Вход в клуб стоил двадцатку, что в общем-то еще нормально. Брали бы больше все равно народ пошел бы. При полном (практически) отсутствии рекламы, публики было раза в три больше, чем расчитывали увидеть хозяева бара. Бедные две официантки были в шоке и потом уже не удивлялись, когда не получали реакции на сказанное на чистом английском языке Excuse Me, что означало просьбу пропустить девушку с подносом, которые со всеми бокалами и кружками весил килограм 6. К счастью, помощь приходила от рядом стоящего посетителя, который зачаровано касался отвлекшегося брата по разуму и переводил просьбу неуловимым движением глаз.
Пробившись к входу в зал, по дороге отоварившись бутылочкой Хайникена за 3,75$ - дальше протискиваться у меня не было ни сил ни желания - я офигел во второй раз. В 5 метрах от меня сидел и пил коньяк простой советский парень Боря Гребенщиков. :-) На радостях я даже кинулся фотографировать, но не разобрался с техникой и забыл вытащить вспышку. :( Так что пять кадров ушли коту в... под хвост, короче, они ушли.
Начался концерт, на удивление, вовремя. Я даже подумал, что это такой прикол. Перечислять спетые песни не буду, скажу только, что назло интернетчикам БГ спел Солнце в холодной воде , что как бы выходило за рамки устоявшейся программы. Пел хорошо, душевно, только уже через полчаса начались явные проблемы с голосом. БГ объяснил, что все утро сидели в студии, - вот голос и сел. Объяснил и заказал еще рюмку коньяка.
Видимо из-за голоса, а также из-за заметной усталости, концерт был урезан - вместо обещанных полутора часов, БГ отыграл где-то час, а потом, поблагодарив публику, вернулся на свое место в первом ряду. В общем, обстановка была достаточно доброжелательная, и после небольшого перерыва БГ начал давать направо и налево автографы и фотографироваться. Мне удалось и первое, и второе, отчего я офигел в третий раз. :-) Даже удалось переброситься парой слов - я его поблагодарил еще за киевский концерт, а он передал привет Пустым Местам. Вот так.

Фото: Sergey Dagayev, ogousa@earthlink.net

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Юрий Шевчук, "Милиционер в рок-клубе Desmonds Tavern", 1991 год:
А я торчу на Алисе, ДДТ и Кино, на живого БГ посмотреть давно я хочу - я знаю ОН будет там! О, Боже, как повезло всем нам!

А. и Б. Стругацкие, "Град Обреченный":
- В чем задача Эксперимента? Вот вопрос! Вот ты мне что скажи.
- Я уже сказал: создать модель коммунистического общества!
- Да на кой ляд Наставникам модель коммунистического общества, посуди ты сам, голова садовая!
- А почему нет? Почему?
- Я все-таки полагаю так, - сказал дядя Юра, - что Наставники - это не настоящие люди... Посадили нас в Аквариум... и смотрят, что получится.
- Это вы сами придумали, Юрий Константинович? - с огромным интересом повернулся к нему Изя.
Дядя Юра пощупал правую скулу и неопределенно ответил:
- В спорах родилось.

Я ЗНАЮ МЕСТА  

NYC: между Блекер и Макдугал.
я знаю места...
Между Bleecker и Macdougal много маленьких кафе...
Как добиратся до сего замечательного места не ясно. Самое простое, очевидно, попросить любого Нью-Йоркского таксиста доставить вас на перекресток этих улиц (если с английским проблемы -- распечатайте и покажите эту картинку).
фото: Вениамин Славицкий. декабрь 1998

КАК ЭТО БЫЛО

Александр Ляпин: Мы познакомились с Борисом благодаря Дюше Романову, с которым я учился в одном классе, в 1972 году. Тогда еще АКВАРИУМА, как такового не было, была тусовка вокруг Бориса Борисовича. Да и он был просто Борька, как и сейчас для многих близких ему людей. Познакомились, пели песни, играли. Когда образовался АКВАРИУМ, я уже играл профессионально в разных ансамблях, но продолжал дружить с ребятами и мне было интересно, что делает АКВАРИУМ, я радовался любой возможности вместе поиграть.
А плотно я вошел в группу вскоре после тбилисского фестиваля. Несколько лет, с 1980 года, мы очень тесно сотрудничали. А в дальнейшем я периодически то отходил, то опять возвращался. Делал свои сольные проекты, например ТЕЛЕ У, что несколько мешало целиком отдавать себя АКВАРИУМУ и не очень, наверное, нравилось Борису. Но с самим собой трудно совладать. Мне хотелось экспериментировать и я это делал. Потом в группе начались большие перемены..
Но я до сих пор считаю, что я в АКВАРИУМЕ, потому что за столько лет мы стали родными, близкими друг другу людьми.

- Какой альбом АКВАРИУМА тебе кажется наиболее удачным, очень интересным?
А.Л. Охо-хо-хо... Конечно, ближе всего мне альбом Табу , это первый альбом АКВАРИУМА, в записи которого я участвовал. Я всю жизнь придерживался ритм-энд-блюзовой ориентации, а Табу по своему музыкальному содержанию близок этому стилю и, может быть, наиболее американизированный. Кстати, американцам, из числа наших общих знакомых, он очень нравился. Но он очень плохо был записан и я эту программу с удовольствием переписал бы вместе с Борисом и со всеми остальными. Если у нас такая идея возникнет, то было бы очень здорово сделать ремикс тех песен с современным звуком на хорошей студии. И очень мне нравится Равноденствие . Такой умиротворенный, в самом деле равноденствующий альбом.

- Помнится, иногда во время концертов АКВАРИУМА ты очень увлекался собственным соло...
А.Л. С моей стороны это было порой не очень тактично. Хотя мне не кажется, что это могло быть поводом для конфликтов.

...Из интервью с Александром Ляпиным (1997 год).

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257

[ предыдущий выпуск ]   [ следующий выпуск ]