Пустые места группы "Аквариум"

77-й выпуск, 28 мая

НОВОСТИ

CD "Пятиугольный Грех"   ТЕРРАРИУМА появился в продаже. На Горбушке примерная стоимость "коллекционного варианта" - 200 рублей. Более того - есть уже нечто вроде рецензии (вернее - первые впечатления, т.к. Пустые Места не публикуют ;-) критических материалов - см. ниже) на  новый альбом.

Продолжается конкурс обложек для нового альбома АКВАРИУМА с рабочим названием "Территория":

Нарисуй свой АКВАРИУМ!

На днях в Нью-Йорке БГ вместе с Габриэллой Рот и ее Зеркалами переписал заново 6 песен из репертуара Русско-Абиссинского Оркестра. Альбом может быть готов к концу года.
Заодно был сыграл маленький концертик в одной таверне...

Ближайшие концерты:
1 и 2 июня, чеверг и пятница - СПб, ДК Ленсовета (можно заказать билеты)
16 июня, пятница - Москва, "Manhatten Express"
17 июня, суббота - Москва, фестиваль

Это были хорошие новости выпуска. Теперь плохая новость: "С печалью сообщаем, что дальневосточные организаторы неожиданно отказались от наших концертов. Не до конца понятно, зачем так поступать как со слушателями, так и с музыкантами, но - увы... жалко", - из "Новостей группы" официального сервера.

СЛУХИ

Ходят слухи, что в конце июня АКВАРИУМ посетит Оренбург, Самару и Тольятти. Очень хочется надеяться, что организаторы концертов на этот раз постараются и не обломают ожиданий в первую очередь тольяттинцев ;-), где АКВАРИУМ и БГ не были уже более двух лет.

АКЦИЯ

АКЦИЯ ПЕРЕСТУПАЕТ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЛЫ
В силу интернетовской природы АКЦИИ было бы неверно оставить без возможности задать вопрос любителей АКВАРИУМА, которые не могут материализоваться 1-го июня в питерском ДК Ленсовета. Поэтому присылайте свои вопросы о том, что вы всегда хотели знать об Аквариуме, но не имели шанса спросить, ведущему рассылки или напрямую Андрею Сабельфельду <andrei@cs.chalmers.se>, который будет координировать поток вопросов и ответов и сможет задать ваши вопросы в течение пресс-конференции. Стенограмма нечто вроде пресс-конференции с БГ и музыкантами АКВАРИУМА будет, естественно, опубликована.

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Из предисловия к стихам Б. Гребенщикова в Антологии Агеносова и Анкудинова "Современные русские поэты", 1998 год:
Борис Борисович Гребенщиков - поэт. Окончил факультет прикладной математики ЛГУ. с 1976 по 1990 гг. возглавлял группу Аквариум. С 1991 имеет собственную "Группу Бориса Гребенщикова".
Типологически корни поэзии Г. связаны с современной западной культурой. Особенно серьезное влияние на поэтику Г. оказал Боб Дилан. В песнях поэта встречается значительное количество отсылок к индийской, китайской, японской, кельтской традициям, к героям мифологии различных народов, к произведениям многочисленных авторов. Первые вещи Г. построены на сложной символике: каждый образ несет в себе конкретное философское начало (связанное с восточной или западной культурой) или несколько толкований сразу, хотя может и не нести толкований вообще. В этот период Г. часто употребляет сложные, рассчитанно абсурдные образы (типа "железнодорожные воды"). Смысловая сторона для раннего Г. носит второстепенное значение: решающая роль принадлежит неповторимой интонации, выстроенной на сложноподчиненных конструкциях. Поэт часто пользуется сочетаниями типа "тот, который", "те, кто". Это придает персонажам его поэзии некоторую расплывчатость, неопределенность.
Г. - создатель новаторской ритмической системы, соответствующей музыкальной основе рок-искусства. Им разработан акцентный стих особого рода, позволяющий вмещать в строку сложные синтаксические обороты без переноса их в следующую строку. Этот стих близок силлабике (построен не на количестве слогов в стопе, а на количестве ударений в строке).
Синтаксические конструкции многих оборотов его песен максимально сближены с конструкциями английского языка (например, вместо "я иду к весне" - "я начинаю движение в сторону весны").
После непродолжительного, но достаточно четко выраженного увлечения "перестроечной публицистикой" ("Поколения дворников и сторожей", "Поезда в огне") поэт приблизился к системе традиционной поэзии. Во многих произведениях он отказывается от акцентной рок-ритмики. Нарочитая интонационная рыхлость стиха сменяется его "выстроенностью" ("Ласточка"). Возрастает интерес поэта к православию ("Русский альбом," "Кострома мон амур"). Подобная эволюция вызвала споры среди поклонников поэта. Если одни восприняли происшедшие в поэзии Г. изменения как рост, то другие упрекали его в потере самобытности, измене рок-поэзии.
(Смешную цитату прислала Анна Воронина.)

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

20 мая 2000 года, г. Москва, КЦ "Меридиан"

...И когда Ты помилуешь их
И воздашь за любовь и честь,
Удвой им выдачу спирта
И оставь их как они есть
.

Анна Воронина <begeolog@yahoo.com>
...Года три назад Борис играл в "Не бей копытом" в Раменках; когда концерт кончился, было уже весьма поздно, и в автобус, шедший к метро, сели только те, кто вышел из зала. Конечно, автобус - не трамвай-там-где-не-было-рельсов, но эти несколько минут были как бы не из этого времени; кто-то джазовым голосом затянул "О лебеде исчезнувшем". Неподалеку разговаривали двое - "А вот представь, едет по Москве целый автобус одних аквариумистов; если на нас точечно сбросят какую-нибудь бомбу, сколько хороших людей разом положат. Вот такой целенаправленный интеллектуальный геноцид..."
Ну, это было давно. Нынче весна, забавно думать, что есть еще люди, у которых все впереди; желательно помнить, что есть только сейчас. Молодой человек, подвозивший меня к Меридиану, осторожно спросил, что такое "Гарсон # 2"; я как могла объяснила, и мы распрощались, довольные друг другом. В Меридиане продавался - среди прочего - сингл "Пятиугольного Греха" и книга Тулку Ургъена Ринпоче "Нарисованное радугой". Отчего-то ликвидировали оркестровую яму, вместо нее поставили стулья в несколько рядов - для гостей; народ стоял в проходах вдоль по стенке. Люди, пришедшие на концерт, практически все те же. У меня, например, вновь были соседями телохранители с подопечными.
             Стучаться В Двери Травы
             Телохранитель

"С полнолунием вас прошедшим..."
             Пока Несут Сакэ
             СтопМашина

Умная и резкая любовь (к свободе, в том числе не только своей) - в двух-трех строках.
             Цветы E:щивары
             Имя Моей Тоски
             Я Змея

Наряд у Гребенщикова разлагал на молекулы нравственность и логическое мышление; большинству определенно понравилось.
            Песенка О Ваньке Морозове
Борис редко поет Окуджаву на концертах; после песни из зала донесся громкий крик: "Я люблю тебя, Боб!" У меня на диктофонной записи остался обмен мнениями: "Кошмар какой. - Глас народа!"
             С Утра Шел Снег
             Если Бы Не Ты

На "Лилит" эта песня звучит не столь аквариумно, что неудивительно, well, anyway - здесь лучше. Шар ("как беззаконная комета") перетягивал внимание на себя, подбрасывая бубен, энергично прыгая и маша руками. Множество прекрасных дам с удовольствием смотрело на него; одна из них все ж таки выбежала на сцену и вручила ему большой букет роз. На Бориса в это время с объятиями налетела другая девушка.
             Гиневер
Во время "Гиневер" Борис не ушел со сцены, а взобрался на какое-то возвышение (в темноте было не разобрать) возле ударника, напоминая собой любимую Господом химеру Нотр Дам де Пари, размахивал горящей зажигалкой, курил и отвлекал от ленинградского средневековья.
            Афанасий Никитин-Буги
После "Большого барьерного рифа" Борис жестоко затоптал окурок, бросил на него что-то тяжелое, схватил микрофонную стойку и допевал, быстро перемещаясь по сцене. В результате брошенная стойка упала на пол... Повторю за многими присутствовавшими на концертах A: это надо было видеть. Что мне понравилось - последняя фраза о загранице потеряла категоричность и приобрела интонацию "кто же этого не знает".
             Скорбец
             Боже, Храни Полярников
             Таможенный Блюз
             Не Стой На Пути У Высоких Чувств

Я люблю концерты Аквариума в Меридиане - каждый раз все получается удивительно хорошо, и спокойно, и воодушевляюще; в случае с этой группой не самый большой парадокс. Как мне сказали, ночью Аквариум играл в "Метелице", усталость была бы самым закономерным состоянием, но обстановка в Меридиане, как меня уверяли знакомые, была "совершенно нереальной - зал стоял на ушах". Плотный дым от палочек плыл в партер, волосы у меня пропахли этим дымом.
             Сын Плотника
             Маша И Медведь
             Сутра Ледоруба
             Девушки Танцуют Одни

Перед "Девушками" на фоне лилово-золотого переливающегося круга Борис являл собой танку некоего бога; зрелище внушительное. Если бы кто-нибудь еще присовокупил фотографию.
             Рок-н-ролл Мертв
Последний раз в Москве эта песня звучала три года назад на двадцатипятилетии Аквариума; здесь, может быть, ей не хватало гитары, но дело в другом: с подобными песнями неизбежно связан вопрос, как именно (и почему) они звучат сегодня. Рискну ответить - звучит она все так же: смысл не поменялся.
             Ключи От Ее Дверей
             Рыба
             Странный Вопрос
             Мама-Анархия

Люди танцевали на рядах и в проходах; очевидцы рассказывали, что боялись, как бы не обвалился балкон.
             Вавилон
             Аристократ

"Спасибо, мы вас любим". Как хорошо, что не только Москва, но и Киев, Самара, Париж и Воронеж etc. могут похвастаться этим.
Аквариум играл два часа с лишним, хорошего много не бывает... В холле сильно веселый Вадим Смоленский бурно пытался познакомиться с моей подругой, приняв ее, соответственно, за меня; потом, разобравшись, трогательно поцеловал мне руку. Не правда ли, Аквариум сближает не только в рамках одного города. :о)

НОВАЯ ПЛАСТИНКА

Автор - Алексей Бурзянцев, ab-trek@mail.ru, г. Москва

"ПЯТИУГОЛЬНЫЙ ГРЕХ", ТЕРРАРИУМ, 2000 год, "Квадро-Диск"

Отличия коллекционного варианта "Пятиугольного Греха":
1. картонный чехол (типа Ихтиологии, т.е. оформление обложек различное: внешняя см: www.aquarium.ru + серебряные квадратики с названием группы и альбома, внутренняя см: http://www.quatro.ru/qindex.html, если там ничего не изменилось);
2. буклет с текстами + подробнейшим списком исполнителей по каждой песне в отдельности и списком участников пятиугольного_квартета и пятиугольного_хора + фото-коллажи с участниками альбома во время записи - в рамке из оранжевых цветов, + примечание об изменениях текста.
Первое, второе и пока единственное впечатление - ЭТО КАЙФ - все вместе и каждая песня в отдельности. Понравилось сразу и навсегда.
Я не буду даже пытаться интерпретировать тексты Джоржа - толкователи снов не заставят нас ждать, но это то, без чего не было бы "Аквариума" всех времен и народов как такового... Некоторые тексты из вошедших в альбом песен можно найти здесь: http://severov.atom.ru/guests/matros/krukoobraznost/ - хотя некоторые под другими названиями или же вовсе без оных. На коллекционном варианте есть по этому поводу следующее примечание: "Изменения в тексты песен внесены авторами музыки по неизвестным для них и не зависящим от них причинам".
Ни в коей мере не претендую на роль критика - это просто спонтанные впечатления в двух словах от прослушивания .
1. Январский Романс - вполне мог бы оказаться в "Любимых Песнях Рамзеса 4" на месте "Науки Юношей", если бы исключить шкодно-механически-детский малоразборчивый лепет в начале и в конце песни.
2. Не Синхрон = Полина Дороти - почему-то у нас с женой возникла одна и та же ассоциация с данной обработкой - "The Beatles". Наверное, благодаря подпевкам экс-бит-квартетника Леонидова Максима.
3. Моллой Пришел ("Где катафалк не проползет ...") - русско-кельтская народная походная песня, чем-то напоминающая по мелодике "Русскую Симфонию" в современной обработке - при первом прослушивании наиболее понравившаяся ... Прошлым летом в июне в Петродворце мы заворожено прослушали несколько песен в исполнении Алексея Петродворцового: "Strawberry Fields", "Мишель", еще что-то Beatles, Аквариум ("Город Золотой") - он играл их на большой пиле смычком - эх, не додумались взять автограф, а он играет в данной композиции также на пиле.
4. Вести с Огорода - медитативный романс с голосом чистого пространства от Насти.
5. Зоя и Соня - в рамках моих познаний о современной музыке это больше всего похоже по духу на Traveling Wilburys (как впрочем, и весь альбом в целом - я имею в виду саму идею альбома) - поет Леонидов, он же, подозреваю,- и автор музыки.
6. Пятиугольный Грех - женский хорал практически a cappella в течении 28 секунд.
7. Электрическая Птица - кислотный рэп от БГ с восточными заворотами, трансовыми барабанами и прочими звуковыми эффектами - это может стать радио-хитом.
8. География ("География кончается вчера") - еще один марш от БГ - запросто подойдет к финалу какого-нибудь кинофильма.
9. Гибралтар/Лабрадор - думаю, что даже если бы Бутусов и не запел, авторство его музыки не подверглось бы сомнению - Наутилус 100%, а вот проигрыш чем-то напомнил, приношу свои извинения, Юрия Антонова или Серова, звать которого не знаю как. Говорят, эту песню уже заездили по радио - к счастью, я практически не слушаю радио, но думаю, впечатлений мне бы это не испортило.
10. Креол - романс конца прошлого века с хоровым пением от Леонидова и клавишами Рубекина.
11. Китайцы не Хотят (Войны) ("Древнеяпонская страна") - Парижское-аргентинское танго от главного СПЛИНА.
12. По Крайней Мере ("Размышления") - просто очень красивая песня с вступлением от "Темуджин"...
Ну вот и все - опять ждать чего-нибудь нового... или можно еще раз поставить "Пятиугольник" и найти  кучу новых впечатлений, только чуть позже... а пока, мы будем пить чай.

Я ЗНАЮ МЕСТА

IMHO неплохое место для второго дня Акции Нечто Вроде... ;-)

СПб: Солнечное
я знаю места...
Солнечное
"Железнодорожная вода" была написана в поезде Ленинград-Солнечное..." (из "Краткого отчета о 16-ти годах звукозаписи").
маршрут: В Солнечное можно доехать электричкой с Финляндского вокзала (метро "Площадь Ленина"). Обратите внимание на дачные кооперативы, в одном из которых когда-то жил БГ. Может кто-нибудь в курсе - в каком?

Маршрут указал: Вениамин Славицкий
фото: Наталья Равдина. июль 1998

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257

[ предыдущий выпуск ]   [ следующий выпуск ]