Пустые места группы "Аквариум"
77-й выпуск, 28 маяНОВОСТИ
CD "Пятиугольный Грех" ТЕРРАРИУМА появился в продаже. На Горбушке примерная стоимость "коллекционного варианта" - 200 рублей. Более того - есть уже нечто вроде рецензии (вернее - первые впечатления, т.к. Пустые Места не публикуют ;-) критических материалов - см. ниже) на новый альбом.
Продолжается конкурс обложек для нового альбома АКВАРИУМА с рабочим названием "Территория":
На днях в Нью-Йорке БГ вместе с Габриэллой Рот
и ее Зеркалами переписал заново 6 песен из репертуара Русско-Абиссинского
Оркестра. Альбом может быть готов к концу года.
Заодно был сыграл маленький
концертик в одной таверне...
Ближайшие концерты:
1 и 2 июня, чеверг и пятница - СПб, ДК
Ленсовета (можно заказать билеты)
16 июня, пятница - Москва,
"Manhatten Express"
17 июня, суббота - Москва, фестиваль
Это были хорошие новости выпуска. Теперь плохая новость: "С печалью сообщаем, что дальневосточные организаторы неожиданно отказались от наших концертов. Не до конца понятно, зачем так поступать как со слушателями, так и с музыкантами, но - увы... жалко", - из "Новостей группы" официального сервера.
СЛУХИ
Ходят слухи, что в конце июня АКВАРИУМ посетит Оренбург, Самару и Тольятти. Очень хочется надеяться, что организаторы концертов на этот раз постараются и не обломают ожиданий в первую очередь тольяттинцев ;-), где АКВАРИУМ и БГ не были уже более двух лет.
АКЦИЯ
АКЦИЯ ПЕРЕСТУПАЕТ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЛЫ
В силу интернетовской
природы АКЦИИ было бы неверно оставить без возможности задать вопрос любителей
АКВАРИУМА, которые не могут материализоваться 1-го июня в питерском ДК
Ленсовета. Поэтому присылайте свои вопросы о том, что вы всегда хотели знать об
Аквариуме, но не имели шанса спросить, ведущему рассылки или напрямую Андрею Сабельфельду
<andrei@cs.chalmers.se>, который будет координировать
поток вопросов и ответов и сможет задать ваши вопросы в течение
пресс-конференции. Стенограмма нечто вроде пресс-конференции с БГ и музыкантами
АКВАРИУМА будет, естественно, опубликована.
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
Из предисловия к стихам Б. Гребенщикова в Антологии Агеносова
и Анкудинова "Современные русские поэты", 1998 год:
Борис Борисович
Гребенщиков - поэт. Окончил факультет прикладной математики ЛГУ. с 1976 по 1990
гг. возглавлял группу Аквариум. С 1991 имеет собственную "Группу Бориса
Гребенщикова".
Типологически корни поэзии Г. связаны с современной западной
культурой. Особенно серьезное влияние на поэтику Г. оказал Боб Дилан. В песнях
поэта встречается значительное количество отсылок к индийской, китайской,
японской, кельтской традициям, к героям мифологии различных народов, к
произведениям многочисленных авторов. Первые вещи Г. построены на сложной
символике: каждый образ несет в себе конкретное философское начало (связанное с
восточной или западной культурой) или несколько толкований сразу, хотя может и
не нести толкований вообще. В этот период Г. часто употребляет сложные,
рассчитанно абсурдные образы (типа "железнодорожные воды"). Смысловая сторона
для раннего Г. носит второстепенное значение: решающая роль принадлежит
неповторимой интонации, выстроенной на сложноподчиненных конструкциях. Поэт
часто пользуется сочетаниями типа "тот, который", "те, кто". Это придает
персонажам его поэзии некоторую расплывчатость, неопределенность.
Г. -
создатель новаторской ритмической системы, соответствующей музыкальной основе
рок-искусства. Им разработан акцентный стих особого рода, позволяющий вмещать в
строку сложные синтаксические обороты без переноса их в следующую строку. Этот
стих близок силлабике (построен не на количестве слогов в стопе, а на количестве
ударений в строке).
Синтаксические конструкции многих оборотов его песен
максимально сближены с конструкциями английского языка (например, вместо "я иду
к весне" - "я начинаю движение в сторону весны").
После непродолжительного,
но достаточно четко выраженного увлечения "перестроечной публицистикой"
("Поколения дворников и сторожей", "Поезда в огне") поэт приблизился к системе
традиционной поэзии. Во многих произведениях он отказывается от акцентной
рок-ритмики. Нарочитая интонационная рыхлость стиха сменяется его
"выстроенностью" ("Ласточка"). Возрастает интерес поэта к православию ("Русский
альбом," "Кострома мон амур"). Подобная эволюция вызвала споры среди поклонников
поэта. Если одни восприняли происшедшие в поэзии Г. изменения как рост, то
другие упрекали его в потере самобытности, измене рок-поэзии.
(Смешную
цитату прислала Анна Воронина.)
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
20 мая 2000 года, г. Москва, КЦ "Меридиан"
...И когда Ты помилуешь их
И воздашь за любовь и
честь,
Удвой им выдачу спирта
И оставь их как они есть.
Анна Воронина <begeolog@yahoo.com>
...Года три
назад Борис играл в "Не бей копытом" в Раменках; когда концерт кончился, было
уже весьма поздно, и в автобус, шедший к метро, сели только те, кто вышел из
зала. Конечно, автобус - не трамвай-там-где-не-было-рельсов, но эти несколько
минут были как бы не из этого времени; кто-то джазовым голосом затянул "О лебеде
исчезнувшем". Неподалеку разговаривали двое - "А вот представь, едет по Москве
целый автобус одних аквариумистов; если на нас точечно сбросят какую-нибудь
бомбу, сколько хороших людей разом положат. Вот такой целенаправленный
интеллектуальный геноцид..."
Ну, это было давно. Нынче весна, забавно
думать, что есть еще люди, у которых все впереди; желательно помнить, что есть
только сейчас. Молодой человек, подвозивший меня к Меридиану, осторожно спросил,
что такое "Гарсон # 2"; я как могла объяснила, и мы распрощались, довольные друг
другом. В Меридиане продавался - среди прочего - сингл "Пятиугольного Греха" и
книга Тулку Ургъена Ринпоче "Нарисованное радугой". Отчего-то ликвидировали
оркестровую яму, вместо нее поставили стулья в несколько рядов - для гостей;
народ стоял в проходах вдоль по стенке. Люди, пришедшие на концерт, практически
все те же. У меня, например, вновь были соседями телохранители с
подопечными.
Стучаться В Двери
Травы
Телохранитель
"С полнолунием вас
прошедшим..."
Пока Несут
Сакэ
СтопМашина
Умная и резкая любовь (к свободе, в том числе не только
своей) - в двух-трех
строках.
Цветы
E:щивары
Имя Моей Тоски
Я
Змея
Наряд у Гребенщикова разлагал на молекулы нравственность и
логическое мышление; большинству определенно
понравилось.
Песенка О Ваньке Морозове
Борис редко поет Окуджаву на концертах; после
песни из зала донесся громкий крик: "Я люблю тебя, Боб!" У меня на диктофонной
записи остался обмен мнениями: "Кошмар какой. - Глас
народа!"
С Утра Шел
Снег
Если Бы Не Ты
На "Лилит" эта песня звучит не столь аквариумно, что
неудивительно, well, anyway - здесь лучше. Шар ("как беззаконная комета")
перетягивал внимание на себя, подбрасывая бубен, энергично прыгая и маша руками.
Множество прекрасных дам с удовольствием смотрело на него; одна из них все ж
таки выбежала на сцену и вручила ему большой букет роз. На Бориса в это время с
объятиями налетела другая девушка.
Гиневер
Во время "Гиневер" Борис не ушел со сцены, а взобрался на
какое-то возвышение (в темноте было не разобрать) возле ударника, напоминая
собой любимую Господом химеру Нотр Дам де Пари, размахивал горящей зажигалкой,
курил и отвлекал от ленинградского средневековья.
Афанасий
Никитин-Буги
После "Большого барьерного рифа" Борис жестоко затоптал
окурок, бросил на него что-то тяжелое, схватил микрофонную стойку и допевал,
быстро перемещаясь по сцене. В результате брошенная стойка упала на пол...
Повторю за многими присутствовавшими на концертах A: это надо было видеть. Что
мне понравилось - последняя фраза о загранице потеряла категоричность и
приобрела интонацию "кто же этого не
знает".
Скорбец
Боже, Храни
Полярников
Таможенный
Блюз
Не Стой На Пути У Высоких Чувств
Я люблю концерты Аквариума в Меридиане
- каждый раз все получается удивительно хорошо, и спокойно, и воодушевляюще; в
случае с этой группой не самый большой парадокс. Как мне сказали, ночью Аквариум
играл в "Метелице", усталость была бы самым закономерным состоянием, но
обстановка в Меридиане, как меня уверяли знакомые, была "совершенно нереальной -
зал стоял на ушах". Плотный дым от палочек плыл в партер, волосы у меня пропахли
этим
дымом.
Сын
Плотника
Маша И
Медведь
Сутра
Ледоруба
Девушки Танцуют Одни
Перед "Девушками" на фоне лилово-золотого
переливающегося круга Борис являл собой танку некоего бога; зрелище
внушительное. Если бы кто-нибудь еще присовокупил фотографию.
Рок-н-ролл Мертв
Последний раз в Москве эта песня звучала три года назад
на двадцатипятилетии Аквариума; здесь, может быть, ей не хватало гитары, но дело
в другом: с подобными песнями неизбежно связан вопрос, как именно (и почему) они
звучат сегодня. Рискну ответить - звучит она все так же: смысл не
поменялся.
Ключи От Ее
Дверей
Рыба
Странный
Вопрос
Мама-Анархия
Люди танцевали на рядах и в проходах; очевидцы
рассказывали, что боялись, как бы не обвалился
балкон.
Вавилон
Аристократ
"Спасибо, мы вас любим". Как хорошо, что не только Москва, но
и Киев, Самара, Париж и Воронеж etc. могут похвастаться этим.
Аквариум играл
два часа с лишним, хорошего много не бывает... В холле сильно веселый Вадим
Смоленский бурно пытался познакомиться с моей подругой, приняв ее,
соответственно, за меня; потом, разобравшись, трогательно поцеловал мне руку. Не
правда ли, Аквариум сближает не только в рамках одного города. :о)
НОВАЯ ПЛАСТИНКА
Автор - Алексей Бурзянцев, ab-trek@mail.ru, г. Москва
"ПЯТИУГОЛЬНЫЙ ГРЕХ", ТЕРРАРИУМ, 2000 год, "Квадро-Диск"
Отличия коллекционного варианта "Пятиугольного
Греха":
1. картонный чехол (типа Ихтиологии, т.е. оформление обложек
различное: внешняя см: www.aquarium.ru + серебряные квадратики с названием
группы и альбома, внутренняя см: http://www.quatro.ru/qindex.html, если там ничего не
изменилось);
2. буклет с текстами + подробнейшим списком исполнителей по
каждой песне в отдельности и списком участников пятиугольного_квартета и
пятиугольного_хора + фото-коллажи с участниками альбома во время записи - в
рамке из оранжевых цветов, + примечание об изменениях текста.
Первое, второе
и пока единственное впечатление - ЭТО КАЙФ - все вместе и каждая песня в
отдельности. Понравилось сразу и навсегда.
Я не буду даже пытаться
интерпретировать тексты Джоржа - толкователи снов не заставят нас ждать, но это
то, без чего не было бы "Аквариума" всех времен и народов как такового...
Некоторые тексты из вошедших в альбом песен можно найти здесь: http://severov.atom.ru/guests/matros/krukoobraznost/ -
хотя некоторые под другими названиями или же вовсе без оных. На коллекционном
варианте есть по этому поводу следующее примечание: "Изменения в тексты песен
внесены авторами музыки по неизвестным для них и не зависящим от них
причинам".
Ни в коей мере не претендую на роль критика - это просто
спонтанные впечатления в двух словах от прослушивания .
1. Январский Романс -
вполне мог бы оказаться в "Любимых Песнях Рамзеса 4" на месте "Науки Юношей",
если бы исключить шкодно-механически-детский малоразборчивый лепет в начале и в
конце песни.
2. Не Синхрон = Полина Дороти - почему-то у нас с женой возникла
одна и та же ассоциация с данной обработкой - "The Beatles". Наверное, благодаря
подпевкам экс-бит-квартетника Леонидова Максима.
3. Моллой Пришел ("Где
катафалк не проползет ...") - русско-кельтская народная походная песня, чем-то
напоминающая по мелодике "Русскую Симфонию" в современной обработке - при первом
прослушивании наиболее понравившаяся ... Прошлым летом в июне в Петродворце мы
заворожено прослушали несколько песен в исполнении Алексея Петродворцового:
"Strawberry Fields", "Мишель", еще что-то Beatles, Аквариум ("Город Золотой") -
он играл их на большой пиле смычком - эх, не додумались взять автограф, а он
играет в данной композиции также на пиле.
4. Вести с Огорода - медитативный
романс с голосом чистого пространства от Насти.
5. Зоя и Соня - в рамках моих
познаний о современной музыке это больше всего похоже по духу на Traveling
Wilburys (как впрочем, и весь альбом в целом - я имею в виду саму идею альбома)
- поет Леонидов, он же, подозреваю,- и автор музыки.
6. Пятиугольный Грех -
женский хорал практически a cappella в течении 28 секунд.
7. Электрическая
Птица - кислотный рэп от БГ с восточными заворотами, трансовыми барабанами и
прочими звуковыми эффектами - это может стать радио-хитом.
8. География
("География кончается вчера") - еще один марш от БГ - запросто подойдет к финалу
какого-нибудь кинофильма.
9. Гибралтар/Лабрадор - думаю, что даже если бы
Бутусов и не запел, авторство его музыки не подверглось бы сомнению - Наутилус
100%, а вот проигрыш чем-то напомнил, приношу свои извинения, Юрия Антонова или
Серова, звать которого не знаю как. Говорят, эту песню уже заездили по радио - к
счастью, я практически не слушаю радио, но думаю, впечатлений мне бы это не
испортило.
10. Креол - романс конца прошлого века с хоровым пением от
Леонидова и клавишами Рубекина.
11. Китайцы не Хотят (Войны) ("Древнеяпонская
страна") - Парижское-аргентинское танго от главного СПЛИНА.
12. По Крайней
Мере ("Размышления") - просто очень красивая песня с вступлением от
"Темуджин"...
Ну вот и все - опять ждать чего-нибудь нового... или можно еще
раз поставить "Пятиугольник" и найти кучу новых впечатлений, только чуть
позже... а пока, мы будем пить чай.
Я ЗНАЮ МЕСТА
IMHO неплохое место для второго дня Акции Нечто Вроде... ;-)
Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
[ предыдущий выпуск ] [ следующий выпуск ]