Пустые места группы "Аквариум"

79-й выпуск, 08 июня

НОВОСТИ

 Расписание концертов АКВАРИУМА на июнь:
9 и 10 июня, пятница и суббота - Смоленск
16 июня, пятница - Москва, "Manhatten Express"
17 июня, суббота - Москва, фестиваль "Крылья" в Тушино
18 июня, воскресенье - Омск
20 июня, вторник - Тюмень
22 июня, четверг - Челябинск
25 июня, воскресенье - Оренбург

Концерт "Оркестра Вермишель" в Москве:
09 июня, суббота, 22:00 - "SCHWEIN", Лефортовский переулок, дом 12; (М) Бауманская, тел. 267-4504.

Еще одно добавление (ссылка не перевод) в "Списке Существенных Книг" на сервере АКВАРИУМа:   Eternal Champion Cycle by Michael Moorcock - переводы.

Павел Северов, наконец-таки, выложил в "Песне из коллекции" mp3 цоевской "Анархии"  (704 kb) в исполнении АКВАРИУМА - запись с концерта в КЗ "Меридиан", г. Москва, 20 мая 2000 года.

Как сообщается на http://www.rbcmp3.com/, лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков подтвердил информацию о своем возможном совместном проекте с дуэтом "Гости из будущего", к которому он "испытывает глубочайшее уважение". Как рассказал БГ, однажды к нему в студию
зашел "молодой человек из "Гостей" и предложил вместе записаться. "Признаться, этим он поставил меня в тупик", - сообщил г-н Гребенщиков. Юрий Усачев так мотивировал необходимость совместной работы: "Вы часто летаете самолетами, которые иногда разбиваются, поэтому надо записаться как можно быстрее". "Аргументация была столь убийственной, что я почти согласился", - прокомментировал Борис Гребенщиков. Никаких конкретных очертаний проект пока не приобрел, потому что Юрий Усачев и Ева Польна ("Гости из будущего") слишком заняты гастролями. "Но эта идея мне очень нравится, хотя по-прежнему вызывает изумление", - подытожил БГ. 

Как уже сообщалось, в Чехии в конце июля состоятся концерты АКВАРИУМа, а конкретнее:
28 июля, пятница - Прага, Выставочный комплекс Vistavisne
30 июля, воскресенье - Карловы Вары,(Hotel Thermal
По вопросам виз и организации поездки (с покупкой билетов на концерты) можно звонить по телефону в Москве +7 (095) 912-5815 (Мария Мусина или Александр Тимофеев) или 767-1532 (моб. - А. Тимофеев). В Чехии все организует компания Art Promotion. Кроме московских можно звонить по чешскому телефону: +42-06-03-586946 - Андрей Ильинич.
Ниже публикуется статья, специально подготовленная к этим гастролям...

Для молодежного журнала типа "Мана", Прага.

ВСЕ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

В конце восьмидесятых радиоприемники принесли в дома русских людей внезапные странные слова, нежные до пронзительности ритмы. Эти слова были ни о чем конкретно, но о чем-то настолько важном... О чем-то за Перестройкой, за любым социальным строем, за человеческой идеологией и культурой... Услышав чуть вибрирующий, как дрожание свечи, голос, школьники откладывали учебники, домохозяйки опускали трудолюбивые руки, поэты комкали исписанные листы.
"Ты знаешь, небо
становится ближе, -
неторопливо, глубоко и без сомнений сообщал голос, -
с каждым днем".

Что-то потревожило человеческий сон...
Но потревожило его настолько бережно...
Эта нежная рука, коснувшаяся спящего сознания, передала колоссальную энергию. Захотелось видеть то иное, на что намекал голос. Воспринимать это "иное" - и иначе, чем через зрение. Быть ИНЫМ. Новое, неизвестное, лишенное всех знакомых характеристик, вызывало восхищение и притягивало...
Голос, подрагивающий, как свеча, передал импульс. Нечто начало становиться ближе... С каждым днем.
Без рекламы, без официальных концертов, без интервью в газетах и журналах имя автора музыки и текстов стало повсеместно известно. Почти сразу его полное звучание Борис Гребенщиков сократилось до краткого символа БГ.
...В конце следующих лет - девяностых один из журналистов задаст Борису Гребенщикову нелепый, казалось бы, вопрос: "А Вы себя слушаете?" "Я что, сумасшедший?" прямолинейно удивится БГ, но вопрос исчерпывающе характеризует ситуацию: молодое поколение русских интеллектуалов слушает им созданную группу - "Аквариум", иногда и только "Аквариум". Они искренне недоумевают: "Что может на русском языке слушать человек, написавший на этом языке лучшее?"

* * *
...Группа начинает формироваться еще в семидесятые, еще в старших классах школы - из друзей и одноклассников Бориса. Она совмещает много лиц: это и музыкальный ансамбль, и авангардный театр, и экспериментальное сообщество - островок новой цивилизации.
Первые концерты происходят на ступенях широкой лестницы Инженерного замка, обращенного к Неве. Гребенщиков поет своим друзьям, случайным прохожим, просто Ленинграду, высокому северному небу и каким-то невидимым существам, с которыми с самого начала ведет в своих текстах диалог.
Приходят выступления на квартирах, затем без разрешения и рекламы - в маленьких Домах Культуры. Очарованные звукооператоры записывают и копируют первые пленки, пленки начинают расползаться по стране. С каждой копии в каждом городе делаются следующие копии. В начале восьмидесятых еще далеко не у всех есть магнитофоны, но количество пленок Аквариума растет как лавина.
Людей поражает то, что они слышат:

"Сын человеческий, где ты?
Скажи мне еще один раз,
Скажи мне прямо: кто мы теперь?
Скажи мне истинно:
где мы сейчас?"


Эти слова несут необратимые перемены в сознании. Они "снимают рашпилем грим". Они передают бесстрашный взгляд на суть.
Эти слова приближают напрямую.

"Моя работа проста я смотрю на свет.
Ко мне приходит мотив я отбираю слова.
Но каждую ночь, когда восходит звезда,
Я чувствую плеск волн, которых здесь нет".


Это диалог с главным.
"Здравствуй, моя смерть, я рад, что мы говорим на одном языке".

Это безграничная радость:
"Я проснулся, смеясь,
я спустился вниз, я вернулся назад;
я проснулся, смеясь
над тем, какие мы здесь".


Мелодичная музыка завораживает.
"На нашем месте должна быть звезда, ты чувствуешь сквозняк оттого, что это место свободно".

* * *
Переломным для всей русской рок-музыки становится 1987 год, группа "Аквариум" выводит ее из подполья. На риск идет центральное телевидение предлагает всей стране музыкальную передачу с русскими лидерами еще запретной рок-стихии. Посвященные - единицы в провинции, десятки в крупных городах, сотни в Москве и Петербурге затаив дыхание следят за ответами Бориса Гребенщикова и других участников группы и ожидают реакции советского общества. И запуганное советское общество, которому пропаганда навязывала образ рок-музыканта как скандального аморального чудища, расслабилось: "Какие милые, глубокие, интеллигентные люди!" Рок-н-роллу в России официально разрешено существовать.
"Тронулся лед так часто бывает весной;
живущим на льдинах никто не сказал,
что может быть так..."

Весной этого же года выходит первая пластинка группы. В последующие годы она переиздается снова и снова, пока общий тираж не приблизится к двум миллионам экземпляров.
Летом "Аквариум" приезжает в Москву. Впервые концерт должен состояться на стадионе - в Центральном Парке Культуры и Отдыха. Музыканты, милиция, сама публика шокированы происходящим: желающие попасть на концерт представляют собой бесконечную очередь вокруг всей ограды парка. Автобус с музыкантами окружает толпа, сквозь которую он пробирается полчаса. Под огромной сценой беснуется десять тысяч человек, размахивает транспарантами и флагами, скандирует лозунги. За собственным шумом им не слышно музыки и слов, но в этой ситуации концерт уже не важен, Борис Гребенщиков может стоять на сцене молча. Люди празднуют нечто, что реализовалось, что нашло путь в их мир. Волнение распространяется и на атмосферу. Темнеет и начинается гроза. Людей промывает ливневым дождем, в черном небе сверкают молнии.
Вокруг "Аквариума" бушует буря.
Несколько лет подряд на концертах в огромных Домах Культуры и Дворцах Спорта публика сметает кордоны, выламывает входные двери и выбивает окна, а к окнам второго этаже приставляет лестницы. Выступления задерживаются, потому что музыканты не могут пробраться в здание сквозь толпу.
Первый видеоклип показывают по телевидению иногда по три раза в день.
Концерты и пластинки, фильмы и книги, гастроли по Волге, по Сибири, Прибалтике...
Журналисты отмечают: "В стране едва ли осталось пять человек любого пола и возраста, не знающих, кто такой Борис Гребенщиков".
Приходит фанатичная популярность и... глубокая тоска по истинному пониманию. БГ снова и снова пытается заговорить с журналистами и публикой оттуда, где он есть "с той стороны прозрачного стекла"... Но люди еще не умеют отразить в нужных словах бытие "по ту сторону", которое их настолько привлекает. В интуитивных попытках приблизиться к этому они снова и снова задают вопросы о внешнем, они стремятся по привычке поклоняться форме, они пытаются склеить идола... БГ взрывает и собственную легенду, и всю стремящуюся его интегрировать привычную реальность: "Вот они фанера и клей".
Он отказывается давать ответы журналистам на многие вопросы. Он пытается изолироваться от докучающего внимания. Его тяготит вербальное общение.
Но популярность растет. Стены всех семи этажей лестницы в доме на пути к его комнате покрываются надписями: "БГ бог".

* * *
Признание становится сверхмассовым, но остается все еще не коммерческим.
По-прежнему в квартире-коммуналке, населенной многими семьями, нет возможности играть на гитаре, и БГ играет над квартирой - на крыше семиэтажного старинного дома.
По-прежнему еще остаются материальные проблемы. Но какой-то частью себя БГ этого не замечает. Какой-то частью и значительной - его "здесь" нет. И никогда не было.
Над "реальными" сумрачными русскими городами разливается щемящая вибрация "города золотого", "с прозрачными воротами и ясною звездой".
Гребенщиков рассказывает, где он бывает, где он живет. Это комплексно иной мир.
Там "гранитные поля и шары из хрусталя". Там голубые и пурпурные снега. Там города-сады: "все травы да цветы". Синеглазые волки и серебряные единороги, кони из огня с уздой изо льда... "Лебединые дни" и "утра накануне чудес".
Там слышна "музыка серебряных спиц".
Там взлетают птицы из пепла. В надвездной тишине плывет матрос с берегов Ориона. "Реет черный истребитель, весь в парче и жемчугах... на пилотах чадра, ты узнаешь их едва ли, но если честно сказать: те пилоты мы с тобой".
Это полноценная иная реальность, которая лишь для восприятия изнутри линеарного времени фрагментарна. Слова и ритмы вызывают стереоэффект иной мерности и иных возможностей времени, текущего вольно во всех направлениях, плавно вращающегося и растворяющегося. Гребенщиковские символы и мифические герои не несут в себе негативных или позитивных характеристик, они вне этого, они за дуализмом мышления, они на грани взаимного перетекания и растворения...
Таково его отношение и к тому состоянию сознания, которое приносит людям иллюзию ограничивающего материального мира. Для БГ это состояние ни на миг не является авторитетным, он свободен видеть вещи так, как ему нравится, как им этим вещам нравится. В своих песнях он позволяет экстатически встретиться разнообразным явлениям в наслаждении друг другом.
"С мерцающей цвезды нисходит благодать... Закрытых глаз таинственное братство зовет нас в игры странные играть..."
Быть может, Гребенщиков и не воспринимает никакого человечества, лишь "таинственное братство", никакого "реального" мира, который люди имеют в виду как свое место обитания, - лишь "игры странные". Быть может, для него "этот мир" и не существует. Тем более, что он и не существует.

* * *
"Я одно могу сказать, - делится в интервью своим видением один из музыкантов группы: - от техники перебирания пальцами не зависит вообще ничего. Прежде всего душа должна быть организована таким образом, чтобы из нее выходили необходимые звуки, и сколько их будет, и как они будут сыграны она сама определит... Мы же все всегда очень сильно ориентировались на магию процесса в наших концертных выступлениях. Для нас это было чуть ли не самым главным."
О композиции "Мы никогда не станем старше рассказывает иной музыкант группы: "Я даже бога почувствовал, не побоюсь этого. На этой песне на концерте в ДК Ленсовета было нечто, что я отказываюсь объяснять и понимать. Со мной чуть ли не истерика была". На этой песне кто-то плакал, кто-то выбегал из зала... Это был сеанс экзорцизма изгнания демонов, это был обряд причастия к Главному. Никогда не станут старше души, и прямой опыт отождествления с ними оставлял в психике слушателей незабываемый след.
"Люди, большей частью, не поняли последний концерт.., - замечает журналистка в одном из лучших интервью с лидером группы. Борис Гребенщиков отвечает: "Мы играли не для людей".
В этом разговоре он пытается подробнее определить происходящее:
"Я отказываюсь от какой-либо причастности ко всему, что было написано и сказано об "Аквариуме", включая все интервью, которые давались ни одно из них правильным не было, даже самые глубокие... Не было правильным с моей стороны. Никто из журналистов - не по своей вине, естественно не знал о чем нужно спрашивать, чтобы получить более или менее истинный ответ... Настоящее я не знаю, может ли быть описано, я не уверен. Но оно настолько ясно для всех, кто это слушает не сознанием, а чем-то внутри, каким-то внутренним слухом...
Главным в том, что мы называем Аквариумом , всегда было то, что напрямую передается через музыку. То, для чего слова и все остальные вещи, которые вокруг этого есть, служат только оберткой... Истинно то, что было внутри, есть внутри и будет. Внутри всей этой музыки... То, что на самом деле делалось и продолжает делаться, это не требует комментариев.
"Аквариум" a priori такой сияющий "Аквариум" вне времени, он все равно виден мне, виден с любой точки...
Несколько лет назад я увидел такую картинку: мы стоим перед стеклянной стеной, и вместе через нее не пройти через нее проходят все по отдельности".
"А когда станет понятно, кто прошел, а кто нет? спрашивает журналистка. - Встретятся ли все по ту сторону стены?" "Это станет ясно только для каждого отдельного человека", - отвечает БГ.
По сути, это не люди те, кто проходят. Это свободные и вечные космические существа. Они проходят каждым мгновением и всеми ощущениями своего существования. Нет ничего иного, кроме этого прохождения, кроме освобождающего движения в себе. Весь этот трехмерный и прочие миры это мягкое стекло безмерно большой ширины и безмерно малой тонкая пленочка напряжения в сознании.
По обе стороны стекла и играет "Аквариум" - для всех существ, заблудившихся в мирах как позиции сознания. Он играет не для людей.

* * *
В девяностые года БГ часто вылетает за границу и записывает там свои пластинки с участием известных западных музыкантов, легендарных звезд рока, творческий потенциал которых пытается переплести с тем новым, что родится в нем.
БГ носит с континента на континент искру, котрую стремится привить в залах к восприятию людей, в силовых зонах к информационным полям планеты. В Англии он проводит медитации в кельтских священных местах, Америку он пересекает от Нью-Йорка до Калифорнии.
После возвращения Гребенщикова из поездок по англоязычным странам один из тележурналистов задает вопрос: "Так где же Родина рок-н-ролла в Америке, Англии или в России?" В ответ Борис указывает на сердце: "Здесь".
В России он объезжает наиболее открытые вольному небу монастыри пока за ним не увязываются паломники, которых волнуют не мощи христианских святых, но присутствие "живого БГ" (энтузиасты отправились вслед за ним даже на Соловки, суровый монастырь на далеком острове в холодном Белом море). Журналисты спешно готовят интервью о православии. С уважением и мягкостью к любым, и очень странным, потребностям человеческого сознания, БГ кратко отмечает позитивные стороны этой религии, но ясно отмежевывается от попыток искать в его пути и творчестве интерес к православию.
Но публике ясно, что деятельность Гребенщикова вышла за рамки рока, и публика пытается принимать через отождествление. Истины, которые он несет, нуждаются для понимания в дополнительных расшифровках.
А БГ ищет покоя, ясности и исчерпывающей глубины. Его притягивает возможность невербальной коммуникации и более вольного пространства для пробужденной мысли. Он уезжает в Тибет. Возвращается и уезжает снова. Русские журналисты спрашивают с надеждой при расставании: "Вернешься?" Ламы с улыбкой произносят при расставании: "Вернешься"...
В песнях появляются мантры. Мантры выходят отдельным альбомом. Среди поклонников "Аквариума" ширится итерес к буддизму и восточным философским системам. Лидер группы медитирует, участвует в обрядах бхо-вы, в интервью говорит о вегетарианстве. Его одухотворяющее влияние на культуру уже настолько велико, что журналисты находят ему характеристику, прочно укрепляющуюся в сознании множества людей - "всенародный гуру". Публика проживает откровение, что каждый альбом и каждая отдельная песня "Аквариума" по сути, медитация, каждый концерт обряд бхо-вы, обряд умирания. Или рождения. Обряд трансформации на пути бесконечных трансформаций.
В Борисе Гребенщикове видят ламу, готовящего души к освобождению от плотных оболочек - тел. Становится ясно, что многое спето не для ограниченного рационального сознания, а напрямую для освобожденного, способного реконструировать главное, все мудрые советы и ясные рекомендации, как БЫТЬ вне опоры на время и вращение сансарной суеты.
При всей глубине отношения к буддизму, изучать который Борис начал со своих пятнадцати лет, когда познакомился с первыми советскими буддистами и получил от них самиздатовские и англоязычные книги, он избегает серьезной идентификации с Востоком элегантнейшим образом юмором:
"Если поймешь, что сансара нирвана, то всяка печаль пройдет".
Песни этого периода, наполненные буддистской и индуистской символикой, пронизаны мягкими, теплыми шутками, в силу своей парадоксальности оживляющими каждый образ силой и объемностью.
На горизонте новая волна массовое увлечение шаманизмом, растениями силы, энергетическими и "сновыми" практиками. И обнаруживается, что и эту тенденцию в России Гребенщиков уже давно возглавляет, читателям и слушателям становятся более близки его упоминания о тотемных животных, "растениях-союзниках" и необходимости проснуться во сне. Журналисты, вдохновленные новым течением, соответственно строят вопросы в интервью: энергетическое действо на концертах им открывается как форма шаманского ритуала. Появляется длинное, подобное лекции или списку рекомендаций, интервью с названием "Русский путь? Ни фига, путь Духа!"
Почитатели начинают искать прямой смысл в старых текстах типа:
"Глубоко в жунглях, куда я вернусь, когда кончу дела"...
В ответ им звучит новый текст: "Я тоже шаман, но другой!"
Новое поколение поклонников острее видит, что Борис Гребенщиков практически не пишет песен о чем-то. Все его песни о главном. Самые младшие слушатели не удивляются его пронзительному знанию, его всеобъемлющему присутствию. Множеству юных русских шаманов кажется, что БГ создает для них навигационные карты путешествий по внутренним измерениям. Все его вибрации слов и музыкальных инструментов - обращены к сознанию. К сознанию, которое в телах в "реальном" человеческом мире порой ощущает себя отрезанными от знания о себе, запертым в безнадежно прочную глухую коробку, - для Бориса Гребенщикова это аквариум, в котором играют цветные рыбки, золотые рыбки исполнительницы собственных желаний. Все они когда-то проступят стенами игр и барьерами желаний. Растворят прозрачные стекла аквариума навстречу океану свободы.

* * *
Экстрасенсы и ясновидцы пытаются провозгласить Гребенщикова "своим", в текстах выискиваются кокретные данные: упоминаемые цифры интерпретируются как даты кардинальных перемен, такие фразы, как "Я вижу пепел" истолковываются как прямые пророчества.
Учителя эзотерических школ дают ученикам домашнее задание: "Слушайте Гребенщикова, там все сказано".
Многим становится интуитивно понятно, что творчество "Аквариума" происходит вне времени, просто просвечивает из того состояния, в котором реализуется.
С точки зрения Гребенщикова, с его позиции видения, происходит то, что и всегда происходило исполняется "баланс вечности".
И трепетный голос, подобный голосам мистических птиц, зовущим в бесконечную даль, поет необъяснимые слова:
"Пусть идет дождь, пусть горит снег,
Пускай поет смерть над густой травой.
Я хочу знать; просто хочу знать,
Будем ли мы тем, что мы есть, когда пройдет боль".

Голос манит будто откуда-то издалека:
"Видел ли ты летающую тарелку, над крышей твоей светящую, будто звезда?"
И обращается к слушателю так, что это необъяснимо близко, - прямо изнутри его восприятия:
"И когда мы приходим,
Мы смотрим на небо;
Мы смотрим на небо,
Мы смотрим в него так долго.
И может быть, это картина,
Иллюзия и картина.
Но, может быть, это правда;
Скорее всего, это правда".

Рациональный разум слушателя, наконец, останавливается, просто чувствуя, уже не ища объяснений.
К концу двадцатого века, к концу старого света, концу времени человечество близится к состоянию, о котором речь. И без драматических трансформаций все проступят тем "зеркальным стеклом", которое напоминает о себе во множестве гребенщиковских текстов, той стеной аквариума, той тонкой пленочкой, что отделяет рядового человеческого гуманоида, бредущего в темнотах, от спокойного, мудрого и искрящегося радостью знания о неограниченном вечном себе.
Борис Гребенщиков ждет и встречает. Освободившихся, просветлившихся, проснувшихся, освободивших свою мысль, оторвавшихся от программ Матрикс. Отвергнувших привычки старого человечества, насилие к людям и умрщвление животных, коварные игры эго и псевдоценности истории и культуры. Преодолевших зависимости всех видов и овладевших энергией мысли. Слышащих друг друга на любом расстоянии, чувствующих океан жизни за пределами органической материи, сияющих в совершенстве всех своих мыслеформ. Живых. Бессмертных. Всех. Таких, какие вы есть, но не видите этого. Он видит и снова и снова рассказывает вам о вас.
Он видит правильно.
Не будем его подводить.
"Все, что есть у нас это радость и страх,
Страх, что мы хуже, чем можем,
И радость того, что все в надежных руках..."

Не будем хуже, чем можем, -
все в надежных руках.

СЛУХИ

Ходят слухи, что кроме возможного появлением новом сезоне в составе АКВАРИУМА гитариста, в группу может вернуться Сергей Щураков.

Говорят, обнаружился паспорт Бориса Гребенщикова, который был украден у него вместе с кожаной курткой на ночном концерте-дискотеке в 1992 году в ДК Юбилейный г. Тольятти. Паспорт нынешние его обладатели возможно попытаются "продать через on-line аукцион", а ведущий рассылки питает надежду встретиться сегодня с "продавцами", чтобы лицезреть указанный артефакт и... Не будем загадывать.

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Появилась новая порция вопросов и ответов на официальном сайте АКВАРИУМа. Напоминаю, что вопросы Борису Гребенщикову можно присылать или напрямую на bg@aquarium.ru, или web-мастерице www.aquarium.ru Ирке Воронежской - ireneutd@mail.ru (так лучше - можно быть уверенным, что ваш вопрос не затеряется ;-))
Итак...

* Расскажите о вашем участии в "Детском Альбоме" С.Курехина.
Летом '91 года (в самый разгар концертов "Русского Альбома") мы с Сергеем заперлись почти на месяц в студии "Мелодии" для написания - прямо в студии - совместного альбома. Плодом работы явилось около десяти заготовок песен в разной степени написанности. Все они были на английском языке. Предполагалось, что мы продолжим над ними работу в самом ближайшем будущем. К сожалению, у меня вновь начались гастроли - а поскольку мы оба остались недовольны записями, идея зависла. К тому же из студии пропали несколько пленок с материалами. Время от времени Сергей возвращался к этим записям, а один раз (где-то году в 95-м?) мы предприняли еще один штурм этой высоты, и я перепел две песни по-русски. Но и эта попытка сдвинуть все с места толком ничем не увенчалась. Потом до меня доходили слухи о Сережкиных новых попытках продолжить работу (хотя никто не рассказывал, что он решил перепеть часть песен сам и написал новые тексты песен), но - насколько мне известно - он продолжал оставаться неудовлетворенным, а альбом продолжал оставаться невыпущенным. После смерти Сергея, его вдова Настя Курехина выпустила последние (по времени) варианты этих песен и назвала получившееся "Детский Альбом".

* Дюша Романов и Сева Гаккель не раз говорили, что нынешний Аквариум не имеет права на это название - без тех, кто играл в группе первые 20 лет. А что, по-Вашему, требуется, чтобы называть группу "Аквариум"?
Они имеют полное право так считать (хотя название Аквариум появилось, когда их еще не было в группе). Я считаю, что Аквариум - это не название группы людей, а характеристика определенного типа музыки (вернее, подхода к музыке) - или уровня музыкального и словесного вкуса. Когда "образ жизни" (и отношения людей в группе, живущих этой жизнью) соответствует, музыка начинает происходить на правильном уровне. Это и есть Аквариум.

* Кому и зачем все, что Вы делаете, нужно?
Мы не исполняем соцзаказ, поэтому не обсчитываем перед тем, как что-то сделать - кому и зачем это нужно. Печальна судьба человека, исполняющего в искусстве соцзаказ - это как любить по приказу партии (или корпорации). Если мы что-то делаем, мы это делаем, потому что нам нравится это делать и мы хотим, чтобы то прекрасное, что может быть сделано нами, появилось на свет. И каким-то образом находятся те, кому это нужно. Кто они и зачем им это нужно, мы можем только догадываться.

* Как Вы воспринимаете Сатья Саи Бабу ? Кто он для Вас ? Аватар, святой, просветлe:нный или просто клевый чувак ?
За неимением лучших слов, не повредит считать его аватаром, т.е воплощением Бога, появившегося на земле для того, чтобы в наше время восстановить и поддержать дух религии.

* Какую школу Буддизма Вы практикуете?
Основные мои учителя практикуют Кагъю и Ньингма.

* Есть ли у вас любимая собственность? Что это?
Не может быть "любимой собственности" у существ, которые ничем не владеют. А мы, люди, именно таковы. Нелепо думать, что вещи - одежда, машина, дом, предметы - с которыми мы соприкасаемся чаще других, являются нашей собственностью. Мы можем привязаться к ним, но это будет говорить только о нашей глупости. Деньги? Лишь эквивалент энергии, свойственной нам на данном этапе. Мы не владеем даже своим телом - болезни, старение, безусловные рефлексы и вообще "невольное" поведение тела ясно свидетельствует об этом. Тело неподвластно нашим желаниям - о каком же владении можно говорить? Даже большинство наших желаний - не наши, а желания тела, генетические и пр. Нашим в жизни является только одно - наше отношение к происходящему, наш вкус, наша эстетика. А это - не наша "собственность", а, скорее, наше свойство. Так что радуйтесь - мы свободны от уз собственности. У нас нет ничего, что держало бы нас в плену.

* Есть ли у БГ и остальных участников группы любимые художники и вообще каково отношение к этому виду искусства?
Отношение самое лучшее. Мой диапазон - от Магритта до Шишкина. Но я подумаю серьезнее. И спрошу остальных.

* Что у вас произошло Сашей Титовым, почему он покинул группу?
Решение Саши и Алены (его жены) остаться в Лондоне было сюрпризом для членов группы, они ушли не попрощавшись. Позже я много раз видел Александра в Лондоне; похоже, что причиной его ухода из группы и страны было просто желание жить и воспитывать ребенка по-человечески в цивилизованном месте.

* Почему пива нет в списке любимых напитков? Не достойно?
Я редко пью пиво и совсем в нем не разбираюсь.

* Всегда ли Вы соблюдаете пост?
Пост - личное дело каждого. Соответственно - и мое личное дело. No comments.

АКЦИЯ НЕЧТО ВРОДЕ

Акция и вправду состоялась, вот свидетельства:
http://kolibry.astroguru.com/temp/SomethingAbout/index.html - фотоотчет Павла (Kolibry) Каллиникова;
http://caisy.peternet.com/1251/main.htm- фотографии Евгения (Сaisy) Булатова;
http://album.newmail.ru/aqua/action - Нечто Вроде странички Вадима (VVS) Шестерикова об Акции; :-)
http://zax.nnov.ru/nv/index.html - черновик отчета Алексея (Zax) Захарова;
http://www.geocities.com/SoHo/Den/2461/ - фотографии Натальи Равдиной
Скоро будет подготовлена специальная web-страничка, объединяющая эти и другие ресурсы. Для истории. ;-) Надеюсь, Миша Морозов найдет для нее место на "Планете Аквариум". :-)

НОВАЯ ПЛАСТИНКА

Для нормальных слушателей...

Пресс-конференция по поводу выхода на фирме "Квадро-диск" альбома "Пятиугольный грех" проекта "Террариум" прошла в гостинице "Шератон-Палас" 30 мая. В ней приняли участие Борис Гребенщиков, Александр Васильев ("Сплин"), Анатолий "Джордж" Гуницкий и др. Проект "Террариум" это группа "Аквариум", слегка видоизмененная для записи диска на стихи г-на Гуницкого.
В пластинку вошло 12 песен на стихи Анатолия "Джорджа" Гуницкого, одного из основателей группы "Аквариум". Продюсером проекта выступил Борис Гребенщиков, сочинивший львиную долю музыки и пригласивший для работы над альбомом других питерских музыкантов. Вячеслав Бутусов спел композицию "Лабрадор/Гибралтар", уже известную по радиоэфирам, кроме того, пластинка содержит ряд дуэтов Бориса Гребенщикова. Песню "Моллой пришел" он спел вместе с Чижом, "Зою и Соню" с Максимом Леонидовым, "Вести с огорода" с Настей Полевой, "Китайцы не хотят" с Александром Васильевым. Композиция "Пятиугольный грех" исполнена специально собранным "Пятиугольным хором", струнные партии принадлежат так называемому "Пятиугольному квартету". Остальные инструменты записали Борис Рубекин (клавишные), Альберт Потапкин (барабаны), Олег "Дед Василий" Сакмаров (кастаньеты, саксофон), Егор Белкин (гитара), Владимир Кудрявцев (бас), Алексей Силютин (фагот), а также ансамбль "Темуджин" и "Утренний хор каннибалов". Звукорежиссеры "Пятиугольного греха" Борис Рубекин и Олег Гончаров, оформил диск Марк Титов. Анатолий Гуницкий на обложке предстает в виде разноцветного сфинкса.
Помимо БГ в проекте приняли участие Максим Леонидов и Вячеслав Бутусов (как композиторы и певцы), Сергей "Чиж" Чиграков, Настя Полева, Александр Васильев (просто как певцы) и др. Песни из репертуара проекта "Террариум", по словам Бориса Гребенщикова, никогда не будут звучать со сцены. "Пятиугольный грех" существует только в виртуальном пространстве", весомо произнес БГ. В это самое пространство участники пресс-конференции поминутно уносились, выдавая вычурные "загрузные" прогоны о родстве Ленина с Тупаком Шакуром (Тупак родной внук Ильича), разных уровнях пятиугольного греха, далай-ламе и о том, что лучший наркотик это валерьянка. "Три капсулы, запивать питьевой водой. Мы все кавалеры Ордена пятиугольного греха", вещал Борис Борисович. Пресса притихла, пораженная ходом мысли гения. "Вы не бойтесь, спрашивайте дальше", со смиренной улыбкой предлагал Гребенщиков. Удалось выяснить, почему альбом считается благотворительным он, как свидетельствует надпись в буклете, направлен "во благо всем существам", в том числе и Джорджу. Конкретный вопрос, куда пойдут деньги, БГ осветил так: "Деньги уже ушли". Лидер "Аквариума"-"Террариума" не смог объяснить механизм подбора участников проекта: "Они собрались естественным образом". На некоторые "общие" вопросы БГ отвечал молниеносно, словно только их и ждал. Г-н Гребенщиков не стыдится ничего из сделанного в творчестве и в жизни и гордится, что последние 28 лет занимается только тем, чем хочет, и очень счастлив по этому поводу. Обсудили также новые политические реалии в стране. "Вы ведь вместе с Путиным учились в университете?" спросила пресса Бориса, сопоставив возраст музыканта и президента. Гребенщиков студента Путина явно не помнил, поэтому возникла неловкость. "Во всяком случае, в "Аквариуме" он точно не играл, выкрутился БГ. Если бы президентом России стал человек, игравший в "Аквариуме", я бы не поручился за судьбу этой страны".

Информация предоставлена агентством InterMedia


Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257

[ предыдущий выпуск ]   [ следующий выпуск ]