Пустые места группы "Аквариум"

91-й выпуск, 7 августа

НОВОСТИ

Здравствуйте! АКВАРИУМ в отпуске, но скоро, очень скоро закончится лето, и начнется новый концертный сезон. Нет худа без добра, как говорится.

Хочется сказать спасибо всем, кто прислал мне свои варианты баннеров для "Пустых Мест". Извините, если не каждому ответил лично на e-mail - просто физически не смог этого сделать в силу навалившихся вдруг дел в невиртуальной жизни. Спасибо. Больше всех мне пока понравился баннер, сделанный Василием Власовым из Перми - он в меру пошлый, веселый и все такое. :-) Если кто-то решит разместить на своей страничке ссылку на рассылку, то можно использовать его.

Черновик рубрики Архив странички ПУСТЫЕ МЕСТА

 

АКЦИЯ

По "многочисленным заявкам" попробуем предпринять очередную Акцию - на этот раз исключительно виртуального характера. Идея не нова, но IMHO результаты на этот раз могут получиться довольно интересными, если_каждый_подписчик не поленится кликнуть на varyushkin@mail.ru и назвать одну самую-самую ;-) песню Аквариума и БГ и лучший альбом этого же коллектива (исполнителя). Повторюсь: только одну песню и только один альбом. Результаты "Хит-парада", естественно, будут опубликованы в одном из ближайших выпусков рассылки. Жду ваших писем!

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

26.06.2000. Интервью, данное Дюшей 26 июня в программе "Ахуна Матата" радио "Теос" оказалось последним в его жизни. 29 июня Андрей Романов (Дюша) скончался на сцене питерского клуба "Спартак" от инфаркта..

Скажи мне честно, вот как бы ты сам себя охарактеризовал - кто ты: музыкант, поэт, философ; ты хороший или плохой человек?

Ну, во-первых я с двумя ушами, а не с одним, во-вторых я в желтых очках, в-третьих, у меня есть желание рассказать много, поэтому я буду конкретным...

Ты играешь, сколько себя помнишь?

Я себя помню несколько раньше, чем с 13-ти лет, но перед этим я поступил в музыкальную школу. С тринадцати лет начинается моя несколько абстрактная рок-н-ролльная деятельность. С Сашкой Ляпиным, как гитаристом. Сам я играл на клавишах и пел. Пел, пел и в общем допелся до того, что спустя несколько лет очутился в "Аквариуме". Вот с 72 года примерно до 91-92 года, то есть лет 20 я в этом коллективе участвовал. Я стараюсь, чтобы то, что я делал последние 10 лет и что буду делать в даль-нейшем, ассоциировалось только бы с Дюшей, с Андреем Романовым, то есть, со мной, а не конкретно с "Аквариумом", потому что я, когда в любую компанию прихожу, мне все говорят: "Вот это Дюша, он играл в "Аква-риуме!" Слушайте, ребята, я свою музыку пишу, вот это - моя задача. Я написал книгу об "Аквариуме", о том, что мы делали, как проводили время... Как только я эту книгу написал - все: тяжесть, груз, и то, что за мной тянулось эти 10 лет, спало: теперь я свободен, я дальше двигаюсь, как новорожденный.

Ты сейчас поддерживаешь отношения с БГ?

Без всякого сомнения - мы дружим семьями.

А это правда, что Боря принял буддизм?

Он принял прибежище и, так сказать, исповедует конкретно эту религию буддистскую, но он также и по рождению крещен, что не мешает ему посещать православные храмы.

Я хотел бы поговорить о разносторонности твоих интересов - в конце концов, ты музыкой не ограничиваешься. Я знаю, что ты занимался Домом Надежды на Горе, начинал это дело, расскажи немножко об этом.

Ну, скажем, начинал не я, а 65 лет тому назад пара американских алкоголиков допились до того, что стали друг другу помогать не пить, - вот так, скажем, вкратце. "Эта система" 12-ти шагов началась банально с того, что они стали не медикаментозным способом пытаться вернуть себе здравомыслие - и получилось! И сейчас по этому самому методу, по системе 12-ти шагов, люди излечиваются от всякой такой химической зависимости: от алкоголя, от наркомании, от чего угодно:

Почему ты стал этим заниматься - это твой собственный как бы почин или это была твоя проблема?

Ты знаешь, я дошел до такого состояния, что использование алкогольных напитков приводило меня в постоянное уныние. И я захотел поэкспериментировать с такой абсолютной трезвостью, которая в конечном итоге доставляет мне сегодня такое неограниченное удовольствие. Я смотрю на многие вещи просто свежими глазами, новыми, которые мне были доселе неизвестны. Сейчас модно исследовать себя с позиции трезвой: А вот Дом на Горе как раз помогает людям, которые уже не могут вернуться в нормальное состояние. Система, та, которая исполь-зуется в Доме на Горе - это система 12-ти шагов. Первый шаг звучит так: я признал свое бессилие перед алкоголем и признал, что теряю контроль над собой, и только Высшая Сила может вернуть мне здравомыслие.

А есть вообще разница - какая это Высшая Сила?..

А ты знаешь, это - кто как понимает. Агностики это понимают как некую Высшую Силу, люди верующие понимают, что отдали себя в руки Господни исключительно и Его провидением пользуются:

Получается, у тебя такой внутренний настрой, которым ты себя сам начинаешь стимулировать.

Мы выводим себя из под удара. Мы считаем, что мы не спились; вот все вокруг спились, а мы нет. Со мной этого не случится, я никогда в жизни не сопьюсь: Это самая основная ошибка, потому что тут от трезвости до полного безумия всего один шаг (смеется), который человек очень легко в состоянии не заметить. Так вот, возвращение здравомыслия посредством Высшей Силы - это и есть основа работы в Доме на Горе.

Скажи, а что для тебя свобода? Вот ты - свободный человек?

Свобода - это одна из степеней ограничения, какие существуют. Пьянство - это тоже свобода, но она, извините, привязана к бутылке: нет бутылки - нет пьянства, нет свободы.

Существует совершенная свобода?

Бессмысленное заявление абсолютно. Совершенного в этом мире, кроме Господа Бога, ничего не существует. И когда ты Его в себе раскрываешь, ты как бы максимально приближаешься к Тому единому, естественному и совершенному.

То есть понятие свободы - относительное и очень субъективное?

Вне всякого сомнения. Была советская свобода, была капиталистическая свобода, была рабовладельческая свобода, а бывает свобода зверей - понимаешь? Это возможность бегать, жрать все вокруг, и чтоб тебя при этом никто не ел. (Смеется). Нет, так, батенька, не бывает. Если ты не съешь, тебя съедят:

А вдохновение - откуда оно берется?

Вдохновение - это искра Божья, которая нисходит к творческой личности, и в то мгновение, когда контакт между этой Божьей искрой и творческой личностью происходит, появляется на свет его плод - произведение искусства: картина, стихотворение, мелодия, - все что угодно. Все: То есть дальше уже начинается техника, понимаешь? Вот искра Божья нисходит к пианисту, и он начинает на фортепиано играть.

Скажи пожалуйста, когда у тебя нет ни мужества, ни сил: ну вот такое тягостное состояние - как из него выходить? С чего начать?

С чего начать?.. Влюбиться! Вот взять просто и влюбиться. И в ситуации вот этой бесконечной влюбленности, поверь, все тебе удастся. Чем бы ты ни занимался, от простого рабочего, скажем, который тачает болванку, до человека, творящего гимн государству, что дело тоже, в общем то, достаточно творческое, - все получится. Я имею в виду слово "влюбленность" в самом высшем понимании этого значения.

Вот как считаешь, есть творчество - как воссоединение с небом, со звездным небом, а есть творчество, которое: только в кавычках может использоваться это слово.

Да, но кто это определил - кто это в состоянии определить, где воссоединение с небом, а где: Где критерий?

Ну действительно, вопрос-то в этом и заключается: как определить, что есть истинное, настоящее, высокое творчество?

В принципе, "а судьи кто?" - вот цитата, известная еще со школьной скамьи. В свое время Дмитрий Шостакович, с точки зрения тогдашних критиков, тоже творил невесть что, а в конечном итоге он оказался самым гениальным симфоническим композитором двадцатого столетия. Поэтому при жизни мы все равно оценки своей не достигаем. Самый простой расхожий пример: Владимир Семенович Высоцкий стал героем всенародным только после своей смерти. То есть при жизни у нас, в нашей России, очень трудно добиться не только признания, а быть правильно оцененным. И по жизни мы не получаем тех благ, которые могли бы спокойно получить на Западе. Мы поэтому живем тем, что есть. Понимаешь, у нас в России с голоду никто не умирает. Обязательно кто-нибудь подаст на краюху хлеба. Но ведь это неправильно с точки зрения оценки творчества. Поэтому: ну, что за творчество в кавычках? Вот, например, памятник в центре Москвы, Петру Первому?

Ну, это тоже, можно сказать, произведение.

Стоит такой мореход. Натворили, с одной точки зрения, а с другой - ведь Москва этого заслуживает. А? Как ты считаешь?.. (Смеется). Москва вполне заслуживает своих скульпторов, своих памятников, более того - даже персонаж то какой: Петр Первый! Между прочим (смеется) - ведь сколько лет там провел, пока не выехал оттуда и не построил этот город, в котором вот я живу, в котором я родился, как старый, истинный, коренной петербургский житель. Так что все на самом деле достаточно относительно, и слава Богу, если судят только словами, а не действиями, понимаешь, - не плетьми, не годами тюремного заключения, не лишением свободы: или просто побоями.

Конечно, не судите, да не судимы будете.

Вот-вот, ты сам ответил на два своих вопроса - видишь, как получилось.

Скажи пожалуйста, а вот ты сам бываешь когда-нибудь удовлетворен...

Нет! Сразу же скажу - нет!

...cвоей работой?..

Я всегда подвергаю жесточайшей критике все, мною созданное, поэтому я в принципе никогда не слушаю своей музыки, никогда не смотрю никаких фильмов и спектаклей, в которых я принимал участие. Вообще я стараюсь не смотреть на то, что я сделал, потому что я начинаю это страшно переделывать, меня это все время не устраивает. А дело в том, что лучшее - враг хорошего, понимаешь? (Смеется).

А это не связано с мнительностью?

Э-э, нет. Мнительность - это заболевание. Мы говорим о здоровых людях.

Выходит, просто: ну, самокритичен ты?

Да. Самокритичность и мнительность - это абсолютно разные категории.

Исходя из этого, я так понял, что для тебя самое главное - сам процесс творчества.

Бесспорно. Влюбленность еще - без нее также ни шагу!..

Я хотел бы вернуться к тому вопросу, вот как выйти из творческого застоя? Ты говоришь, что надо влюбиться, но мне все ж таки непонятно, поясни: во что или в кого? И - как? Правильно ли тебя я понял, что надо просто полюбить саму жизнь?

О!!! Видишь как!.. Как лихо ты сформулировал ответ на собственный же свой вопрос! Да, надо полюбить жизнь. А это: помните, было: "Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново". Вот в этой строчке одновременно и вопрос, и ответ на этот вопрос. На самом деле, любить - да; любить жизнь - это и есть на самом деле божественное провидение. Это означает и отсутствие зла, и отсутствие фальши, и отсутствие желания получить того, чего ты, в общем-то, и не заслуживаешь, а может быть, тебе и не нужно все-таки.

(Прощаясь - радиослушателям): - Спасибо. Спасибо за то, что мы с вами встретились. Две тысячи лет от Рождества Христова прошли, закончились, начинается третье тысячелетие - по всем математическим правилам, оно наступит как раз в 2001-м году. Не нам придется оценивать события, происходившие в 20-м столетии, но слава Богу, что мы дожили до того момента, когда можно будет попробовать себя в новом качестве - в качестве жителя третьего тысячелетия. Почему бы не бросить все свои дела и не попробовать пожить жителем третьего тысячелетия? Так давайте вот и живите! (Смеется)...

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

28 июля, г. Прага, Vystviste

Denis Batalenko, amberman@pdc.ru
Не подумайте, что я поехал в Прагу специально на концерт Аквариума!.. Хотя именно так оно и было. :) Просто я собирался в Прагу в конце лета - начале осени, а тут и концерт подвернулся под руку. Вообще сама мысль "сходить на Аквариум в Праге" очень грела.
Кстати, пользуясь случаем, хочется выразить благодарность организаторам этого события - все было замечательно. На мой взгляд, даже более чем. Огромное спасибо за праздник! Если это было так здорово для меня (а я хожу на Аквариум довольно часто), я представляю, как хорошо было людям, постоянно живущим в Праге и не бывающим в России.
Прага просто сплошь была заклеена афишами с рекламой предстоящего концерта. Кроме того, БГ показывали по чешскому телевидению и песни постоянно крутили по радио. Надпись на афише впечатляла: "Впервые в Чехии Борис Гребенщиков и группа Аквариум в рамках мирового турне Стоп-Машина". 8-) Эва как! Аж мировое турне... А мы и не знали. :)
Сначала о месте проведения концерта. Происходило все это безобразие на пражской ВДНХ под названием Vystviste. А сам концерт был в длинном павильоне, видимо центральном, под названием Prumyslovy Palac. Типа, Дворец Ремесел. Внутри оно сильно напоминает старые европейские вокзалы, на что обратил внимание и сам БГ во время концерта. В нем поставили что-то около 30-ти рядов стульев приблизительно по 30 штук в ряду. У нас были места 23, 24 и 25 в первом ряду. Билет в первый ряд стоил $30. Также внутри висело несколько реклам пива Staropramen, и само оно продавалось в разливном варианте.
Народ на концерт собрался преимущественно русский. Были и чехи, но они, по-моему, особо не прониклись, и к середине концерта образовалось некоторое количество пустых мест в зале.
На концерт мы с женой захватили с собой нашего друга - австралийца Энтони, прилетевшего в Прагу, чтобы повидаться с нами и погулять. Как ни странно, Аквариум ему очень понравился, не смотря на то, что русского он не знает вообще. Из происходящего он понял только "Skip it! Fuck it" и одну песню на английском языке, спетую в самом конце. :) По ходу концерта, записывая названия песен для этого отчета, я заодно на той же бумажке писал английский перевод названий песен для Энтони, в тех случаях когда название можно было перевести - занятие, надо сказать, очень забавное. :)
Перед концертом все было как всегда: благовония, песнопения и ожидание. Начался концерт с опозданием на 25 минут.
1. Двери Травы
Забавное начало. Тем более, что песня была в весьма интересной аранжировке с веселенькими сакмаровскими проходами на саксофоне.
2. Телохранитель
3. Пока Несут Сакэ
4. Стоп Машина
5. Имя Моей Тоски
6. Я - Змея
7. Маша и Медведь
8. Цветы Йошивары
Стандартная программа с Пси с перерывом на Змею. Все очень спокойно и мило.
9. Гинивер
Это уже тоже стало стандартным ходом: gока играется Гинивер БГ уходит и возвращается с сигаретой. А дальше убойная связка:
10. Афанасий Никитин Буги
11. Скорбец
АН Буги особенно прикольно слушать за границей. Нам, русским... Эх! :)
Практически весь Скорбец поется лежа на сцене головой к публике, причем так, что голова свешивается со сцены. Зрелище незабываемое. :) На проигрыше после последнего куплета БГ садится и сидит лицом к музыкантам, спиной к залу. Когда песня заканчивается, он встает, берет гитару, и пока одевает ее на себя, произносит следующую речь: "Знаете, у меня сейчас были очень интересные переживания. Я сидел на сцене спиной к вам и лицом к этим... (длинная пауза)... героям и думал: "Неужели это то, чем я хотел заниматься всю жизнь?" И я со всей отчетливостью понял - да!" И дальше после небольшой паузы: "Меня не покидает ощущение, что мы с вами находимся на вокзале и ждем поезда. Он пришел". :)
12. Полярники
13. Таможенный Блюз
14. Не Стой На Пути у Высоких Чувств
15. Рутман
Однако... Это уж было совсем неожиданно. Я даже подумал о том, что БГ "Дверями Травы" и "Рутманом" решил подчеркнуть достаточно демократичное отношение властей в Праге к мягким наркотикам.
16. Если Бы Не Ты
17. Сын Плотника
18. Девушки Танцуют Одни
19. Рок-н-ролл Мертв
Лично я Девушек люблю уже намного больше, чем Рок-н-ролл. Но для народа, неизбалованного концертами Аквариума, "Рок-н-ролл Мертв" был, видимо, приятней и родней. В любом случае, и то, и другое порадовало.
Далее музыканты удаляются со сцены, возвращаются, как всегда, через несколько минут, и праздник продолжается.
20. Жаль Подмога Не Пришла
Гм. Даже и не знал, как реагировать на это вначале. :) Жена пребывала в легком шоке, австралийцу Энтони я объяснил, что песня эта очень "груба". Как подсказал уважаемый ведущий рассылки, сей шедевр принадлежит группе ХЗ. В исполнении БГ песня звучала настолько благородно, насколько она так вообще может звучать.В общем, надо сказать, что песня порадовала. И меня, и весь окружающий народ. Закончив песню, БГ говорит что-то типа: "А теперь немного о духовном". На что из зала раздаются крики: "А это о чем было?"
21. Вперед, Бодхисаттва!
Слышал раньше только название, саму песню слышал в первый раз. Впечатления самые положительные - еще один забойный хит, который явно полюбят в народе. :)
22. Моей Звезде
23. Рыба
Хорошие старые песни. В зале шквал оваций.
24. Что-то на английском
Не знаю, что это была за вещичка. По-моему, это не БГ. В песне есть слова типа "…but your beauty is broken (или stolen?)". Очень приятная, мелодичная.
Ну, и традиционное окончание концерта:
25. Вавилон / Аристократ
Народ явно хотел, чтобы играли еще. В общем, так бывает всегда, но тут место и событие было уж слишком особенное. Долго хлопали, свистели, пытались наезжать на техников, которые начали разбирать аппаратуру, но, к сожалению, все закончилось…
На обратном пути на трамвайной остановке собралась огромная толпа русских, слышались разговоры, типа: "Ну вот, здесь хоть по-русски можно поговорить, а то каждый день с этими чехами… Достало уже"...
Итог - все было просто супер. Мы были очень рады, что смогли выбраться на этот концерт. Местный народ был более чем доволен, по крайней мере мне так показалось. А группа "Аквариум" приобрела еще одного поклонника в лице австралийского парня Энтони, который так проникся, что после концерта попросил меня прислать ему дисков этой замечательной группы. Я дал ему ссылки на официальный английский сайт и на альбомы "Radio Silence" и "Radio London" - пускай приобщается к творчеству БГ сначала на английском языке. :)
Еще раз спасибо организаторам и, конечно же, огромное спасибо Аквариуму - праздник получился.

НОВАЯ ПЛАСТИНКА

Для коллекционеров и сумасшедших...

Сборник из 4-х CD "Фильмография" действительно, с моей точки зрения, может быть интересен только коллекционерам и сумасшедшим. Два первых CD ("Асса" и "Роза") выходили ранее - причем в более наполненных вариантах. Только две песни с третьего диска - "Мир, Как Мы Его Знали" и "Блюз Влюблен" - не издавались ранее на аудио-CD... Видео из коллекции Джоанны Стингрей на CD-ROM лично я посмотрел один раз, и, думаю, больше у меня желания его смотреть не возникнет - уж больно пугает качество после оцифровки. Но если вам все-таки хочется иметь в коллекции "Фильмографию", то сообщу приятную новость: "Триарий" высылает ее наложенным платежом по 500 рублей. (~ $18). Надо только написать им заявку в произвольной форме на e-mail triarios@aha.ru. Мой заказ был выполнен в течение двух недель, почтовые расходы до Тольятти (1000 км от Москвы) составили 40 рублей. Замечу, что на Горбушке "Фильмографию" продают по 650 рублей.

Я ЗНАЮ МЕСТА

Великие тоже любят пошутить. Но делают это, как и подобает Великим, элегантно, с бездной вкуса, изысканно и ... (дальше эпитеты можете добавить сами). "Террариум" мне чем-то напомнил Travelling Willburys - где-то из-за музыки, но в основном по идее. Борис Борисович может себе позволить такие выкрутасы - все, что бы он ни делал, все равно будут слушать и покупать.А здесь и возможность повеселиться с друзьями-музыкантами (Леонидовым, Бутусовым, Чижом, Васильевым, Настей Полевой), и способ помочь Анатолию "Джорджу" Гуницкому, незаслуженно подзабытому, дать жизнь его виршам - гимнам сюрреализма, даадаизма и абсурда.
Высказывать здесь какие-либо критические замечания не имеет смысла - есть опасность прослыть неврубающимся дятлом. Поэтому сострою серьезную мину и произнесу многозначительно: "Занятно!.." Музыкально есть отсылы к группам любимого БГ лейбла 4AD, в частности, Cocteau Twins в подпевках песни "Вести с Огорода", а так же к Энио Морриконе с его спагетти-вестернами вперемешку с The Ventures ("Моллой пришел"). Незатейливые запоминающиеся мелодии - марши, вальсочки, романсы, экзотические инструменты - калимба, рубаб, флейты всякие различны и кларнеты с габоями (ударение на -я-). Все это возвращает нас к временам "Треугольника" (особенно "Пятиугольный грех", "Электрическая птица" и "Креол"). Только тогда, мне кажется, музыкантами двигало желание сделать что-нибудь оригинальное, отличное от других, а сейчас - поприкалываться, говоря молодежным языком, повеселиться от души. Это не упрек, а констатация факта, потому как если веселье получается, то почему бы нет ?! "Пятиугольный грех" в общем и целом получился. Милая вещица.
Собственные привязаннасти: "Гибралтар/Лабрадор", конечно, неплохая песня, но мне больше по душе "Моллой пришел" и "Китайцы не хотят".

А.Устинов

А что? Мне понравилось. Особенно музыка. Отличие Террариума 2000 года от Треугольника 1981 года в том, что первый грамотно записан при помощи современной техники и людей, умеющих играть на электромузыкальных инструментах. И если музыка песен "География"и "Китайцы не хотят" нигде не заимствована, то я говорю "браво" и "бис" ее авторам. Пьеса в исполнении Славы Бутусова "Лабрадор/Гибралтар" (хорошая тренировка для произношения нерадивым ди-джеям) - это просто Наутилиус-Помпилиус, даже в Свердловск ехать не надо.
На первый взгляд (прослушивания) тексты Джорджа Гуницкого кажутся патологией, но затем это чувство сменяет уверенность, что все зарифмованные фразы ни что иное, как обрывки снов, мыслей, наблюдений и просто иронии над происходящим. И не надо искать смысл там, где его нет. Твердая четверка с плюсом.
Ах да ! Чуть самое главное не забыл: "Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах, то под дверь его положит, то заплачет как дитя" ©

В.Жук

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"