Пустые места группы "Аквариум"
91-й выпуск, 7 августаНОВОСТИ
Здравствуйте! АКВАРИУМ в отпуске, но скоро, очень скоро закончится лето, и начнется новый концертный сезон. Нет худа без добра, как говорится.
Хочется сказать спасибо всем, кто прислал мне свои варианты баннеров для "Пустых Мест". Извините, если не каждому ответил лично на e-mail - просто физически не смог этого сделать в силу навалившихся вдруг дел в невиртуальной жизни. Спасибо. Больше всех мне пока понравился баннер, сделанный Василием Власовым из Перми - он в меру пошлый, веселый и все такое. :-) Если кто-то решит разместить на своей страничке ссылку на рассылку, то можно использовать его.
АКЦИЯ
По "многочисленным заявкам" попробуем предпринять очередную Акцию - на этот раз исключительно виртуального характера. Идея не нова, но IMHO результаты на этот раз могут получиться довольно интересными, если_каждый_подписчик не поленится кликнуть на varyushkin@mail.ru и назвать одну самую-самую ;-) песню Аквариума и БГ и лучший альбом этого же коллектива (исполнителя). Повторюсь: только одну песню и только один альбом. Результаты "Хит-парада", естественно, будут опубликованы в одном из ближайших выпусков рассылки. Жду ваших писем!
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
26.06.2000. Интервью, данное Дюшей 26 июня в программе "Ахуна Матата" радио "Теос" оказалось последним в его жизни. 29 июня Андрей Романов (Дюша) скончался на сцене питерского клуба "Спартак" от инфаркта..
Скажи мне честно, вот как бы ты сам себя охарактеризовал - кто ты: музыкант, поэт, философ; ты хороший или плохой человек?
Ну, во-первых я с двумя ушами, а не с
одним, во-вторых я в желтых очках, в-третьих, у
меня есть желание рассказать много, поэтому я
буду конкретным...
Ты играешь, сколько себя помнишь?
Я себя помню несколько раньше, чем с 13-ти лет, но
перед этим я поступил в музыкальную школу. С
тринадцати лет начинается моя несколько
абстрактная рок-н-ролльная деятельность. С
Сашкой Ляпиным, как гитаристом. Сам я играл на
клавишах и пел. Пел, пел и в общем допелся до того,
что спустя несколько лет очутился в
"Аквариуме". Вот с 72 года примерно до 91-92
года, то есть лет 20 я в этом коллективе
участвовал. Я стараюсь, чтобы то, что я делал
последние 10 лет и что буду делать в даль-нейшем,
ассоциировалось только бы с Дюшей, с Андреем
Романовым, то есть, со мной, а не конкретно с
"Аквариумом", потому что я, когда в любую
компанию прихожу, мне все говорят: "Вот это
Дюша, он играл в "Аква-риуме!" Слушайте,
ребята, я свою музыку пишу, вот это - моя задача. Я
написал книгу об "Аквариуме", о том, что мы
делали, как проводили время... Как только я эту
книгу написал - все: тяжесть, груз, и то, что за
мной тянулось эти 10 лет, спало: теперь я свободен,
я дальше двигаюсь, как новорожденный.
Ты сейчас поддерживаешь отношения с БГ?
Без всякого сомнения - мы дружим семьями.
А это правда, что Боря принял буддизм?
Он принял прибежище и, так сказать, исповедует
конкретно эту религию буддистскую, но он также и
по рождению крещен, что не мешает ему посещать
православные храмы.
Я хотел бы поговорить о разносторонности твоих
интересов - в конце концов, ты музыкой не
ограничиваешься. Я знаю, что ты занимался Домом
Надежды на Горе, начинал это дело, расскажи
немножко об этом.
Ну, скажем, начинал не я, а 65 лет тому назад пара
американских алкоголиков допились до того, что
стали друг другу помогать не пить, - вот так,
скажем, вкратце. "Эта система" 12-ти шагов
началась банально с того, что они стали не
медикаментозным способом пытаться вернуть себе
здравомыслие - и получилось! И сейчас по этому
самому методу, по системе 12-ти шагов, люди
излечиваются от всякой такой химической
зависимости: от алкоголя, от наркомании, от чего
угодно:
Почему ты стал этим заниматься - это твой
собственный как бы почин или это была твоя
проблема?
Ты знаешь, я дошел до такого состояния, что
использование алкогольных напитков приводило
меня в постоянное уныние. И я захотел
поэкспериментировать с такой абсолютной
трезвостью, которая в конечном итоге доставляет
мне сегодня такое неограниченное удовольствие. Я
смотрю на многие вещи просто свежими глазами,
новыми, которые мне были доселе неизвестны.
Сейчас модно исследовать себя с позиции трезвой:
А вот Дом на Горе как раз помогает людям, которые
уже не могут вернуться в нормальное состояние.
Система, та, которая исполь-зуется в Доме на Горе -
это система 12-ти шагов. Первый шаг звучит так: я
признал свое бессилие перед алкоголем и признал,
что теряю контроль над собой, и только Высшая
Сила может вернуть мне здравомыслие.
А есть вообще разница - какая это Высшая Сила?..
А ты знаешь, это - кто как понимает. Агностики это
понимают как некую Высшую Силу, люди верующие
понимают, что отдали себя в руки Господни
исключительно и Его провидением пользуются:
Получается, у тебя такой внутренний настрой,
которым ты себя сам начинаешь стимулировать.
Мы выводим себя из под удара. Мы считаем, что мы не
спились; вот все вокруг спились, а мы нет. Со мной
этого не случится, я никогда в жизни не сопьюсь:
Это самая основная ошибка, потому что тут от
трезвости до полного безумия всего один шаг
(смеется), который человек очень легко в
состоянии не заметить. Так вот, возвращение
здравомыслия посредством Высшей Силы - это и есть
основа работы в Доме на Горе.
Скажи, а что для тебя свобода? Вот ты - свободный
человек?
Свобода - это одна из степеней ограничения, какие
существуют. Пьянство - это тоже свобода, но она,
извините, привязана к бутылке: нет бутылки - нет
пьянства, нет свободы.
Существует совершенная свобода?
Бессмысленное заявление абсолютно. Совершенного
в этом мире, кроме Господа Бога, ничего не
существует. И когда ты Его в себе раскрываешь, ты
как бы максимально приближаешься к Тому единому,
естественному и совершенному.
То есть понятие свободы - относительное и очень
субъективное?
Вне всякого сомнения. Была советская свобода,
была капиталистическая свобода, была
рабовладельческая свобода, а бывает свобода
зверей - понимаешь? Это возможность бегать, жрать
все вокруг, и чтоб тебя при этом никто не ел.
(Смеется). Нет, так, батенька, не бывает. Если ты не
съешь, тебя съедят:
А вдохновение - откуда оно берется?
Вдохновение - это искра Божья, которая нисходит к
творческой личности, и в то мгновение, когда
контакт между этой Божьей искрой и творческой
личностью происходит, появляется на свет его
плод - произведение искусства: картина,
стихотворение, мелодия, - все что угодно. Все: То
есть дальше уже начинается техника, понимаешь?
Вот искра Божья нисходит к пианисту, и он
начинает на фортепиано играть.
Скажи пожалуйста, когда у тебя нет ни мужества,
ни сил: ну вот такое тягостное состояние - как из
него выходить? С чего начать?
С чего начать?.. Влюбиться! Вот взять просто и
влюбиться. И в ситуации вот этой бесконечной
влюбленности, поверь, все тебе удастся. Чем бы ты
ни занимался, от простого рабочего, скажем,
который тачает болванку, до человека, творящего
гимн государству, что дело тоже, в общем то,
достаточно творческое, - все получится. Я имею в
виду слово "влюбленность" в самом высшем
понимании этого значения.
Вот как считаешь, есть творчество - как
воссоединение с небом, со звездным небом, а есть
творчество, которое: только в кавычках может
использоваться это слово.
Да, но кто это определил - кто это в состоянии
определить, где воссоединение с небом, а где: Где
критерий?
Ну действительно, вопрос-то в этом и
заключается: как определить, что есть истинное,
настоящее, высокое творчество?
В принципе, "а судьи кто?" - вот цитата,
известная еще со школьной скамьи. В свое время
Дмитрий Шостакович, с точки зрения тогдашних
критиков, тоже творил невесть что, а в конечном
итоге он оказался самым гениальным
симфоническим композитором двадцатого столетия.
Поэтому при жизни мы все равно оценки своей не
достигаем. Самый простой расхожий пример:
Владимир Семенович Высоцкий стал героем
всенародным только после своей смерти. То есть
при жизни у нас, в нашей России, очень трудно
добиться не только признания, а быть правильно
оцененным. И по жизни мы не получаем тех благ,
которые могли бы спокойно получить на Западе. Мы
поэтому живем тем, что есть. Понимаешь, у нас в
России с голоду никто не умирает. Обязательно
кто-нибудь подаст на краюху хлеба. Но ведь это
неправильно с точки зрения оценки творчества.
Поэтому: ну, что за творчество в кавычках? Вот,
например, памятник в центре Москвы, Петру
Первому?
Ну, это тоже, можно сказать, произведение.
Стоит такой мореход. Натворили, с одной точки
зрения, а с другой - ведь Москва этого
заслуживает. А? Как ты считаешь?.. (Смеется). Москва
вполне заслуживает своих скульпторов, своих
памятников, более того - даже персонаж то какой:
Петр Первый! Между прочим (смеется) - ведь сколько
лет там провел, пока не выехал оттуда и не
построил этот город, в котором вот я живу, в
котором я родился, как старый, истинный, коренной
петербургский житель. Так что все на самом деле
достаточно относительно, и слава Богу, если судят
только словами, а не действиями, понимаешь, - не
плетьми, не годами тюремного заключения, не
лишением свободы: или просто побоями.
Конечно, не судите, да не судимы будете.
Вот-вот, ты сам ответил на два своих вопроса -
видишь, как получилось.
Скажи пожалуйста, а вот ты сам бываешь
когда-нибудь удовлетворен...
Нет! Сразу же скажу - нет!
...cвоей работой?..
Я всегда подвергаю жесточайшей критике все, мною
созданное, поэтому я в принципе никогда не слушаю
своей музыки, никогда не смотрю никаких фильмов и
спектаклей, в которых я принимал участие. Вообще
я стараюсь не смотреть на то, что я сделал, потому
что я начинаю это страшно переделывать, меня это
все время не устраивает. А дело в том, что лучшее -
враг хорошего, понимаешь? (Смеется).
А это не связано с мнительностью?
Э-э, нет. Мнительность - это заболевание. Мы
говорим о здоровых людях.
Выходит, просто: ну, самокритичен ты?
Да. Самокритичность и мнительность - это
абсолютно разные категории.
Исходя из этого, я так понял, что для тебя самое
главное - сам процесс творчества.
Бесспорно. Влюбленность еще - без нее также ни
шагу!..
Я хотел бы вернуться к тому вопросу, вот как
выйти из творческого застоя? Ты говоришь, что
надо влюбиться, но мне все ж таки непонятно,
поясни: во что или в кого? И - как? Правильно ли
тебя я понял, что надо просто полюбить саму жизнь?
О!!! Видишь как!.. Как лихо ты сформулировал ответ
на собственный же свой вопрос! Да, надо полюбить
жизнь. А это: помните, было: "Я люблю тебя, жизнь,
что само по себе и не ново". Вот в этой строчке
одновременно и вопрос, и ответ на этот вопрос. На
самом деле, любить - да; любить жизнь - это и есть
на самом деле божественное провидение. Это
означает и отсутствие зла, и отсутствие фальши, и
отсутствие желания получить того, чего ты, в
общем-то, и не заслуживаешь, а может быть, тебе и
не нужно все-таки.
(Прощаясь - радиослушателям): - Спасибо. Спасибо за
то, что мы с вами встретились. Две тысячи лет от
Рождества Христова прошли, закончились,
начинается третье тысячелетие - по всем
математическим правилам, оно наступит как раз в
2001-м году. Не нам придется оценивать события,
происходившие в 20-м столетии, но слава Богу, что
мы дожили до того момента, когда можно будет
попробовать себя в новом качестве - в качестве
жителя третьего тысячелетия. Почему бы не
бросить все свои дела и не попробовать пожить
жителем третьего тысячелетия? Так давайте вот и
живите! (Смеется)...
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
28 июля, г. Прага, Vystviste
Denis Batalenko, amberman@pdc.ru
Не подумайте, что я поехал в Прагу специально на
концерт Аквариума!.. Хотя именно так оно и было. :)
Просто я собирался в Прагу в конце лета - начале
осени, а тут и концерт подвернулся под руку.
Вообще сама мысль "сходить на Аквариум в
Праге" очень грела.
Кстати, пользуясь случаем, хочется выразить
благодарность организаторам этого события - все
было замечательно. На мой взгляд, даже более чем.
Огромное спасибо за праздник! Если это было так
здорово для меня (а я хожу на Аквариум довольно
часто), я представляю, как хорошо было людям,
постоянно живущим в Праге и не бывающим в России.
Прага
просто сплошь была заклеена афишами с рекламой
предстоящего концерта. Кроме того, БГ показывали
по чешскому телевидению и песни постоянно
крутили по радио. Надпись на афише впечатляла:
"Впервые в Чехии Борис Гребенщиков и группа
Аквариум в рамках мирового турне Стоп-Машина".
8-) Эва как! Аж мировое турне... А мы и не знали. :)
Сначала о месте проведения концерта. Происходило
все это безобразие на пражской ВДНХ под
названием Vystviste. А сам концерт был в длинном
павильоне, видимо центральном, под названием
Prumyslovy Palac. Типа, Дворец Ремесел. Внутри оно сильно
напоминает старые европейские вокзалы, на что
обратил внимание и сам БГ во время концерта. В нем
поставили что-то около 30-ти рядов стульев
приблизительно по 30 штук в ряду. У нас были места
23, 24 и 25 в первом ряду. Билет в первый ряд стоил $30.
Также внутри висело несколько реклам пива Staropramen,
и само оно продавалось в разливном варианте.
Народ на концерт собрался преимущественно
русский. Были и чехи, но они, по-моему, особо не
прониклись, и к середине концерта образовалось
некоторое количество пустых мест в зале.
На концерт мы с женой захватили с собой нашего
друга - австралийца Энтони, прилетевшего в Прагу,
чтобы повидаться с нами и погулять. Как ни
странно, Аквариум ему очень понравился, не смотря
на то, что русского он не знает вообще. Из
происходящего он понял только "Skip it! Fuck it" и
одну песню на английском языке, спетую в самом
конце. :) По ходу концерта, записывая названия
песен для этого отчета, я заодно на той же бумажке
писал английский перевод названий песен для
Энтони, в тех случаях когда название можно было
перевести - занятие, надо сказать, очень забавное.
:)
Перед концертом все было как всегда: благовония,
песнопения и ожидание. Начался концерт с
опозданием на 25 минут.
1. Двери Травы
Забавное начало. Тем более, что песня была в
весьма интересной аранжировке с веселенькими
сакмаровскими проходами на саксофоне.
2. Телохранитель
3. Пока Несут Сакэ
4. Стоп Машина
5. Имя Моей Тоски
6. Я - Змея
7. Маша и Медведь
8. Цветы Йошивары
Стандартная программа с Пси с перерывом на Змею.
Все очень спокойно и мило.
9. Гинивер
Это уже тоже стало стандартным ходом: gока
играется Гинивер БГ уходит и возвращается с
сигаретой. А дальше убойная связка:
10. Афанасий Никитин Буги
11. Скорбец
АН Буги особенно прикольно слушать за границей.
Нам, русским... Эх! :)
Практически весь Скорбец поется лежа на сцене
головой к публике, причем так, что голова
свешивается со сцены. Зрелище незабываемое. :) На
проигрыше после последнего куплета БГ садится и
сидит лицом к музыкантам, спиной к залу. Когда
песня заканчивается, он встает, берет гитару, и
пока одевает ее на себя, произносит следующую
речь: "Знаете, у меня сейчас были очень
интересные переживания. Я сидел на сцене спиной к
вам и лицом к этим... (длинная пауза)... героям и
думал: "Неужели это то, чем я хотел заниматься
всю жизнь?" И я со всей отчетливостью понял -
да!" И дальше после небольшой паузы: "Меня не
покидает ощущение, что мы с вами находимся на
вокзале и ждем поезда. Он пришел". :)
12. Полярники
13. Таможенный Блюз
14. Не Стой На Пути у Высоких Чувств
15. Рутман
Однако... Это уж было совсем неожиданно. Я даже
подумал о том, что БГ "Дверями Травы" и
"Рутманом" решил подчеркнуть достаточно
демократичное отношение властей в Праге к мягким
наркотикам.
16. Если Бы Не Ты
17. Сын Плотника
18. Девушки Танцуют Одни
19. Рок-н-ролл Мертв
Лично я Девушек люблю уже намного больше, чем
Рок-н-ролл. Но для народа, неизбалованного
концертами Аквариума, "Рок-н-ролл Мертв" был,
видимо, приятней и родней. В любом случае, и то, и
другое порадовало.
Далее музыканты удаляются со сцены,
возвращаются, как всегда, через несколько минут,
и праздник продолжается.
20. Жаль Подмога Не Пришла
Гм. Даже и не знал, как реагировать на это вначале.
:) Жена пребывала в легком шоке, австралийцу
Энтони я объяснил, что песня эта очень
"груба". Как подсказал уважаемый ведущий
рассылки, сей шедевр принадлежит группе ХЗ. В
исполнении БГ песня звучала настолько
благородно, насколько она так вообще может
звучать.В общем, надо сказать, что песня
порадовала. И меня, и весь окружающий народ.
Закончив песню, БГ говорит что-то типа: "А
теперь немного о духовном". На что из зала
раздаются крики: "А это о чем было?"
21. Вперед, Бодхисаттва!
Слышал раньше только название, саму песню слышал
в первый раз. Впечатления самые положительные -
еще один забойный хит, который явно полюбят в
народе. :)
22. Моей Звезде
23. Рыба
Хорошие старые песни. В зале шквал оваций.
24. Что-то на английском
Не знаю, что это была за вещичка. По-моему, это не
БГ. В песне есть слова типа "…but your beauty is broken
(или stolen?)". Очень приятная, мелодичная.
Ну, и традиционное окончание концерта:
25. Вавилон / Аристократ
Народ явно хотел, чтобы играли еще. В общем, так
бывает всегда, но тут место и событие было уж
слишком особенное. Долго хлопали, свистели,
пытались наезжать на техников, которые начали
разбирать аппаратуру, но, к сожалению, все
закончилось…
На обратном пути на трамвайной остановке
собралась огромная толпа русских, слышались
разговоры, типа: "Ну вот, здесь хоть по-русски
можно поговорить, а то каждый день с этими
чехами… Достало уже"...
Итог - все было просто супер. Мы были очень рады,
что смогли выбраться на этот концерт. Местный
народ был более чем доволен, по крайней мере мне
так показалось. А группа "Аквариум"
приобрела еще одного поклонника в лице
австралийского парня Энтони, который так
проникся, что после концерта попросил меня
прислать ему дисков этой замечательной группы. Я
дал ему ссылки на официальный английский сайт и
на альбомы "Radio Silence" и "Radio London" - пускай
приобщается к творчеству БГ сначала на
английском языке. :)
Еще раз спасибо организаторам и, конечно же,
огромное спасибо Аквариуму - праздник получился.
НОВАЯ ПЛАСТИНКА
Для коллекционеров и сумасшедших...
Сборник из 4-х CD "Фильмография" действительно, с моей точки зрения, может быть интересен только коллекционерам и сумасшедшим. Два первых CD ("Асса" и "Роза") выходили ранее - причем в более наполненных вариантах. Только две песни с третьего диска - "Мир, Как Мы Его Знали" и "Блюз Влюблен" - не издавались ранее на аудио-CD... Видео из коллекции Джоанны Стингрей на CD-ROM лично я посмотрел один раз, и, думаю, больше у меня желания его смотреть не возникнет - уж больно пугает качество после оцифровки. Но если вам все-таки хочется иметь в коллекции "Фильмографию", то сообщу приятную новость: "Триарий" высылает ее наложенным платежом по 500 рублей. (~ $18). Надо только написать им заявку в произвольной форме на e-mail triarios@aha.ru. Мой заказ был выполнен в течение двух недель, почтовые расходы до Тольятти (1000 км от Москвы) составили 40 рублей. Замечу, что на Горбушке "Фильмографию" продают по 650 рублей.
Я ЗНАЮ МЕСТА
|
Сергей Варюшкин
(ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"