Пустые места группы "Аквариум"
94-й выпуск, 24 августаНОВОСТИ
Внимание! Осенью этого года выйдет написанная два года назад книга Дюши Романова "История АКВАРИУМА. Книга Флейтиста". Для оформления очень нужна первая афиша выступления "Трилистника" в ДК Связи осенью 1987 (?) года, на которой было написано: "АКВАРИУМ" п/у А.Романова". Просьба связываться по этому поводу с Анной Черниговской по e-mail: dusha@spb.cityline.ru.
* Ближайшие
известные концерты АКВАРИУМА:
24 сентября, четверг - ДК им.
Ленсовета, г. Санкт-Петербург. Организатор
концерта компания "Наш
Театр". Внимание! Концерт с 14-го
сентября перенесли на 24-е.
Кроме того, компания Real Records 9 сентября устраивает СК "Олимпийский" музыкально-кинематографическое шоу "Брат-2", посвященное одноименному фильму. В нем примут участие "Би-2", "Аквариум", "Чичерина", "Агата Кристи", "Смысловые Галлюцинации", "Танцы минус", Вадим Самойлов, Вячеслав Бутусов, Найк Борзов. Билеты уже продаются. А за день до шоу Real Records выпустит альбом "Брат-2. За кадром". На нем записаны песни, которые не вошли в фильм, в том числе и песня "Аквариума".
* Анонсы выступлениий
ОРКЕСТРА ВЕРМИШЕЛЬ в Москве:
07 сентября 2000, четверг
Концерт в клубе "Китайский летчик Джао Да" в Москве. Начало выступления в 22:30. Адрес: Лубянский проезд, 25/12 стр.1; (М) Китай-город. Телефон: (095) 924-5611.
08 сентября 2000, пятница
Концерт в клубе "Schwein" в Москве. Начало выступления в 22:30. Адрес: Лефортовский переулок, дом 12; (М) Бауманская. Телефон: (095) 267-4504.
09 сентября 2000, суббота
Концерт в клубе "Запасник" в Москве. Начало выступления в 22:00. Адрес: Старосадский переулок, дом 5; (М) Китай-город. Телефон: (095) 928-8745.
НОВОСТИ "Пустых Мест"
21 августа открылась страничка рассылки по e-mail "Пустые места гр. Аквариум". Страничка пока имеет статус under construction, но это ненадолго, смею вас уверить. :-) Смотреть тоже пока можно только с помощью Internet Explorer. В любом случае, вот адрес: /MESTA
Вы спросите, зачем нужен еще_один_сайт_про_АКВАРИУМ? Постараюсь ответить:
1. Тут будут действительно свежие аквариумные новости. Мне кажется, что многие подписчики могли убедиться, что это не пустые обещания. :-)
2. Мне стало обидно, что некоторые, на мой взгляд, очень интересные и в какой-то мере уникальные материалы об АКВАРИУМЕ и всех сопутствующих вещах зарыты где-то в архиве старых выпусков рассылки - где, я и сам не помню. На этой страничке их найти будет значительно проще - кликайте на ссылку того или иного раздела.
3. На сайте будут помещаться только те материалы, которые будут, во-первых, соответствовать критериям абсолютно субъективного характера, во-вторых, названию рассылки и странички, в третьих, материалы должны быть интересными и нескучными.
4. Одной из главных причин, побудивших меня сделать web-страницу "Пустых Мест", было желание выложить записи_всего_Аквариума_в_mp3 - это программа максимум. Т.е. я имею в виду все 120 с хвостиком альбомов АКВАРИУМА и БГ, включая раритеты, плюс концертные записи разных лет (это много, поверьте), плюс записи "на стороне" музыкантов АКВАРИУМА... Основные тормоза тут - это свободное время и нехватка пространства, выраженного в мегабайтах, отведенных на хостинг.
5. И так далее...
АКЦИЯ "Прикладная Математика"
Итоговые результаты. Всего в опросе приняло участие 1260 человек. Комментарии к "хит-параду" смотрите в предыдущем выпуске рассылки.
Рейтинг альбомов:
Место | Название альбома | Кол-во голосов | % голосов |
1 | Русский Альбом | 176 | 14% |
2 | Навигатор | 144 | 11,4% |
3 | Радио Африка | 108 | 8,6% |
4 | Акустика | 100 | 8% |
5-6 | День Серебра | 76 | 6% |
5-6 | Лилит | 76 | 6% |
7 | Равноденствие | 72 | 5,7% |
8 | Гиперборея | 50 | 4% |
9 | Треугольник | 41 | 3,3% |
10 | Дети Декабря | 36 | 2,9% |
10 | Треугольник | 36 | 2,9% |
10 | Снежный Лев | 36 | 2,9% |
Лучшие сорок песен:
Место |
Название песни |
Кол-во голосов |
Из альбома |
|
1 |
Аделаида |
40 |
3,2% |
Равноденствие |
2 |
Электрический Пес |
39 |
Синий Альбом |
|
3 |
Рок-н-ролл Мертв |
36 |
Радио Африка |
|
4 |
Серебро Господа |
35 |
Библиотека Вавилона (Роза) |
|
5 |
Юрьев День |
33 |
Пески Петербурга |
|
6-7 |
С Той Стороны Зеркального Стекла |
32 |
Акустика (С Той Стороны...) |
|
6-7 |
Гарсон №2 |
32 |
Навигатор |
|
8-9 |
Волки И Вороны |
29 |
Русский Альбом |
|
9-9 |
Капитан Африка |
29 |
Радио Африка |
|
10 |
Город |
26 |
Десять Стрел |
|
11 |
Для Тех, Кто Влюблен |
25 |
На Таганке (Исполнение…) |
|
12-13 |
Камни В Холодной Воде |
24 |
нет |
|
12-13 |
Кто Ты Теперь |
24 |
Электричество |
|
14-17 |
Десять Стрел |
23 |
Акустика (10 Стрел) |
|
14-17 |
День Радости |
23 |
Письма Капитана Воронина |
|
14-17 |
Сестра |
23 |
Библиотека Вавилона |
|
14-17 |
212-85-06 |
23 |
Дети Декабря |
|
18 |
Горный Хрусталь |
22 |
Кунсткамера |
|
19-20 |
Дубровский |
20 |
Снежный Лев |
|
19-20 |
Самый Быстрый Самолет |
20 |
1,6% |
Навигатор |
21-22 |
Капитан Воронин |
19 |
Черная Роза… |
|
21-22 |
Навигатор |
19 |
Навигатор |
|
23-26 |
Рыба |
18 |
Ихтиология |
|
23-26 |
С Утра Шел Снег |
18 |
Радио Африка |
|
23-26 |
Ты Нужна Мне |
18 |
Кострома Mon Amour |
|
23-26 |
Мы Никогда Не Станем Старше |
18 |
Электрошок (Арокс И Штер) |
|
27 |
Сталь |
17 |
Акустика |
|
28-29 |
Шары Из Хрусталя |
16 |
Десять Стрел |
|
28-29 |
Скорбец |
16 |
Скорбец |
|
30-34 |
Тень |
15 |
Лилит |
|
30-34 |
Чкалов |
15 |
нет |
|
30-34 |
Прекрасный Дилетант |
15 |
Электричество (Deadушки) |
|
30-34 |
Мается |
15 |
Навигатор |
|
30-34 |
Песня Для Нового Быта |
15 |
Акустика |
|
35-40 |
Ключи От Моих Дверей |
14 |
Ихтиология |
|
35-40 |
Маша И Медведь |
14 |
Пси |
|
35-40 |
Деревня |
14 |
Дети Декабря |
|
35-40 |
Когда Пройдет Боль |
14 |
Архив, том III |
|
35-40 |
Луна, Успокой Меня |
14 |
Пси |
|
35-40 |
Бурлак |
14 |
1,1% |
Русский Альбом |
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
ДЯДЯ БОРЯ
(пьеса в одном действии)
Действие происходит в Петрозаводске, в зале Дома Актера. Накануне прошел концерт "Аквариума" в Русском театре. В середине зала стоит маленький журнальный столик, уставленный диктофонами. В отдалении - камеры, блокноты, готовые к автографам кассеты и календари с изображением Бориса Гребенщикова. На пресс-конференцию с последним и собрались присутствующие.
Действующие лица:
БГ - Борис Гребенщиков, лет 30-50. Бородка, перстни, тщательная непродуманность в одежде. Непрерывно курит свои и чужие сигареты. Устал. Снисходителен к окружающим.
ЮНОША, впервые оказался рядом с кумиром
ВОЛЬКА, молодой журналист без определенных целей
ДЕВУШКА 1, с телевидения
ДЕВУШКА 2, с другого телевидения
ДЕВУШКА 3, сидящая на подоконнике
КУЛЬТУРНЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, интересуется блюзом
ЖУРНАЛИСТ, СИДЯЩИЙ ДАЛЕКО, личность не идентифицируется
МУЗЫКАНТ, случайно оказавшийся в зале
В массовке принимают участие видео-операторы, фоторепортеры, различные молодые люди разного возраста, имеющие отдаленное отношение к средствам массовой информации. По ходу пьесы они молчат, смеются, радостно оборачиваются друг на друга.
БГ: Доброе утро. Ну, рассказывайте, зачем вы здесь собрались? Чего вы хотите?
Волька: Представьтесь, пожалуйста.
БГ: Юрий Шевчук. Группа "Машина времени". А какие у вас впечатления от концерта?
Голоса: Здорово. Лучше, чем в прошлый раз.
БГ: Слава Богу.
Девушка 1: А правда, у нас публика тормозная?
БГ: Нет. Те, кто плясали за сценой, были вполне нормальные.
А в театре по-другому, как я понимаю, люди не умеют себя вести. Конечно, было бы лучше, если бы все плясали.
Девушка 2: А кто выбирал зал? Или вы уже считаете себя классиком?
БГ: Нет не считаю. Зал выбираем не мы. (Пауза.) Это все вопросы?
Культурный молодой человек: Простите, можно задать такой вопрос… Несколько слов о культуре блюза вообще…
БГ: Любой человек, который про блюз будет говорить, уже
не прав по определению.
Культурный молодой человек: Это совершенно верно. Но все-таки…
БГ: Я уже сказал. Фильм "Перекресток" более или менее дает представление. Естественно, он не лучший, но кое-что для начинающих он дает.
Культурный молодой человек: А для неначинающих?
БГ: Неначинающим нужно уже играть. Вы знаете, один мой дальний приятель, джазмен черный, объяснял приблизительно так: когда все идет так херово, что уже дальше некуда, ты залезаешь на подоконник и смотришь, сколько этажей под тобой, и прикидываешь, что от тебя останется. Уже заносишь ногу и почти делаешь шаг. И в этот момент тебя пронизывает мысль, что это тоже бессмысленно. И ты спускаешься назад в комнату с ощущением того, что ты уже прыгнул. И после этого все смешно. Он где-то вот так вот объяснял.
Девушка 1: А что вас все время тянет к нам в Карелию? Энергетика какая-то?
БГ: Вы знаете, я не энергетик, поэтому я во всем этом ничего не понимаю.
Сказать, что я вижу ауру всех было бы неправдой.
Журналист, сидящий далеко: А энергия вас наполняет?
БГ: Энергия всех наполняет. Мы состоим из энергии. А тянет нас сюда потому, что нас приглашают.
Девушка 2: Билетов было не достать. Может, пора уже по два концерта?
БГ: Это не к нам., Если бы мы организовывали концерты, мы бы их не играли. Организовывают концерты другие люди. Мы-то с удовольствием хоть десять дадим.
(Длительная пауза.) Hello-о-о, waky-waky! Проснитесь! (Хлопает в ладоши.) Эй! Есть кто живой?
Юноша (волнуясь, отважно потея): Я думаю, вряд ли кто-то ждал от вашего альбома чего-то нового! Имеет ли смысл - кроме коммерческого - выпускать альбомы один похожий на другой?! И второй вопрос: какую книжку вы читаете сейчас или читаете в последнее время?
БГ: Ответ на первый вопрос очень простой. Он заключается в том, что для нас это все новое. Нам это делать интересно, а что думают другие люди - это их проблемы. А по поводу книжек… (Присвистывает.) По-моему, последнее, что я читал, было "Тайная жизнь природы". Книжка того же парня, который написал "Тайную жизнь растений". Очень интересно, рассказано много о природе Вселенной, как она есть на самом деле. Но книжка, по-моему, на русский не переводилась. Про дух природы, про все остальное.
Девушка 3: А как вы к Путину относитесь?
БГ: Кто это? (Общий смех.) Это новый начальник? Я к нему никак не отношусь. У меня нет по этому поводу информации.
Девушка 3: А телевизор вы смотрите?
БГ: Неа. Неинетересно.
Девушка 3: А фильмы какие-нибудь?
БГ: Фильмы смотрю. Последнее, что я смотрел в кино, естественно, Джеймс Бонд. Как только он вышел.
Девушка 2: А как вы к Джеймсу Бонду относитесь?
БГ: Любимый герой двадцатого века.
Журналист, сидящий далеко: Как вам Цирюльник?
БГ: Джеймс Бонд значительно лучше. Даже теперешний. Так смешно, что последнего Бонда снимал режиссер, который со мной фильм когда-то снимал, мой приятель, Майкл.
Девушка 1: А вы знаете, что на афише вашего концерта было написано "80-летию Республики Карелия посвящается"?
БГ: Я целиком за 80-летие Республики Карелия. Я поддерживаю это движение. (Пауза.) Ну?
Девушка 3: По поводу вашего интернетовского сайта. Вы лично к нему имеете
отншение имеете?
БГ: В общем, я его курирую, и каждые два дня
(хе-хе - выделено СВ) туда посылаю новую информацию. Мне неинтересны сайты, которые не меняются по полгода, по году, по два. Это живая вещь. Она должна меняться каждый день.
Журналист, сидящий далеко: Почту сами читаете?
БГ: Естественно, а кто за меня будет читать?
Девушка 3: По-английски вы свободно, без словаря?
БГ: Да. И пою без словаря.
Девушка 1: А вы любите отдыхать? Если да - то как?
БГ: Вот сегодня поутру я отдыхал - я спал.
Юноша: Раньше вы говорили, что к Тибету у вас особое чувство …
БГ: К Тибету есть особое чувство как к стране древней культуры, полностью уничтоженной сейчас китайцами.
Юноша: А с тем, что связано с Тибетом в духовном смысле?
БГ: Хорошо отношусь. Как же можно плохо относиться?
Юноша: Вы не считаете, что простую вещь гораздо сложнее написать, чем что-нибудь квазимудрое?
БГ: Естественно. Про это еще Пушкин писал.
Юноша: Почему же у вас так много заумных песен?
БГ: А у меня заумного нет ничего. У меня все проще пареной репы.
Девушка 3: Вы сейчас много гастролируете?
БГ: Мы последние десять лет много гастролируем. Шесть-восемь концертов в месяц по разным местам России. Дома бываем десять дней в месяц. За это время еще записи успеваем делать.
Журналист, сидящий далеко: Что вам кажется интересным в сегодняшнем роке?
БГ: Последнее хорошее, что мы слушали, - это африканская группа Джулука, но это не новое, она основана лет двадцать назад. Вышел сейчас новый тувинец с пластинкой, которая называется "Back Tuva Future". Но это все у нас на сайте на самом деле есть. (Закуривает.)
Девушка 3: Сколько сигарет в день курите?
БГ: Я не считаю.
Журналист, сидящий далеко: Те люди, которые входили в основной состав "Аквариума", сейчас чем занимаются?
БГ: Тит водит такси по Лондону и раз в месяц играет с женой по каким-то клубам. Кто еще интересует? Дюшка играет. Один ли? Не знаю, никогда не слышал. Наверное, не один. Ляпин играет блюз по клубам ленинградским.
Девушка 1: А что вы делали вчера после концерта?
БГ: Мы немножко пили, немножко танцевали, немножко веселились, а потом пришли в гостиницу и еще пели часа полтора. Песни.
Девушка 3: Что значит "танцевали"?
БГ: Ритмично двигали телом.
Девушка 3: Под какую музыку?
БГ: Конкретно там играла пластинка Палмера "Riding High".
Юноша: Вы читаете, что пишут о вас серьезные издания?
БГ: Что такое "серьезные издания"?
Юноша: Ну, не в районной прессе, в республиканской, допустим. В журналах, которые действительно читают люди. "Плейбой", "Вог", "Птюч", что угодно… (Общий смех в зале.)
БГ: Если что-то напечатали, и мне это дадут в руки, то я прочитаю. Если не дадут - не читаю.
Юноша: Кроме концертов и записей альбомов, есть вам еще чем заниматься? Телевидение там, какие-то проекты…
БГ: Зачем?
Юноша: Не знаю. Макаревичу интересно.
БГ: Макаревичу интересно. А мне нет.
Волька: А скажите, сколько вы за прошлый год заработали? И задекларировали ли свои доходы?
БГ: Вы знаете, не помню. Это нужно идти в налоговую полицию и у них спрашивать.
Волька: А декларацию вы сдали?
БГ: Приходится сдавать.
Волька: Легко ли справляетесь с заполнением?
БГ: Мне приходится выбирать время, около часа, полутора часов.
Волька: А как вы истратили сумму, которую вам вручили вместе с премией "Триумф"?
БГ: Я ее пропил.
Волька: Да вы что? И сколько времени это заняло?
БГ: Порядка семи месяцев. Мы с женой тоже удивились. Я не могу сейчас перечислить все вещи, которые мы пили. Хорошее красное вино 56-го года, в Париже. Шампанское хорошее. Много чего.
Волька: А просто водочку?
БГ: На нее так много не истратить.
Волька: А водочку не пьете, потому что силы уже не те?
БГ: Нет. Неинтересно.
Волька: А вообще как у вас с физическим состоянием? Возраст дает о себе знать?
БГ: Дает, естественно.
Волька: А на пенсию соберетесь как-нибудь?
БГ: Не дождетесь. Тут вы застрахованы.
Волька: Кстати, прошлогодняя пресс-конференция завершилась тем, что вы ушли пить шампанское…
БГ продолжительно кашляет. Журналисты смеются.
БГ: Прошу прощения, это не потому что я стесняюсь, а потому что грипп. (Кашляет снова.)
Волька: Как у вас отношения с наркотиками?
БГ: Очень положительные. Мы не трогаем друг друга. Мы друг другу неинтересны.
Юноша: А поете о кокаине…
БГ: Я пою о кокаине так же, как я пою обо всем остальном, что происходит вокруг. Кокаин - это любимый наркотик гангстеров.
Волька: А вот, кстати, журнал "Плейбой" по итогам 99-го года назвал вас в списке двадцати секс-символов России.
БГ: Почему России? Мира.
Волька: А там еще аннотации были, вы читали?
БГ: Артема?
Волька: Как у вас, кстати, с Артемом?
БГ: С Троицким? Очень хорошо.
Волька: Он сказал, что "Аквариум" в нынешнем составе - это уже все…
БГ: Артем много чего говорит.
Волька: То есть, ему нельзя верить на слово?
БГ: Когда он говорит, ему можно верить в ту секунду, когда он это говорит. Через пять минут у него может поменяться точка зрения. И мне кажется, в этом он прав.
Волька: А у вас часто меняется точка зрения?
БГ: Смотря на что. На некоторые вещи меняется каждую секунду. (Длительная пауза.) Ну, вымучивайте из себя еще вопросы. Мне приятно наблюдать за вашим замешательством.
Журналист, сидящий далеко: Расскажите анекдот.
БГ: Это не ко мне. Анекдоты рассказывает Миша Жванецкий.
Волька: А сколько у вас детей?
БГ: Физических или духовных? Много.
Волька: А они приходят, говорят: папа, дай денег?
БГ: Говорят.
Волька: Даете?
БГ: Даю. А кто ж им еще даст?
Девушка 3: Много ли просят?
БГ: А что, у вас возникают какие-нибудь интересные мысли по этому поводу?
Волька: Все может быть. Решил признаться…А вот давным-давно рассказывали такую байку, что вы выносили мусорное ведро, на вас напали два человека, влили бутылку портвейна, а потом по всему Питеру рассказывали, что "мы пили с Бобом".
БГ: Это эпизод из книжки Володи Шинкарева "Митьки".
Волька: Так это правда было?
БГ: Это_эпизод_из_книжки_Володи_Шинкарева. Я не в силах вмешиваться в мысль гения. Если он так написал, значит, это было. Только там был не портвейн, а коньяк.
(хм, самогон, IMHO - прим. СВ).
Волька: А сейчас у вас охрана какая-то есть?
БГ: Сильная. Ангел-Хранитель справа, Ангел-Хранитель слева. И ряд буддийских защитников вокруг.
Волька: А вообще на вас не бывает покушений?
БГ: Пока с божьей помощью не было. А что, есть мысли?
Девушка 2: Вы не собираетесь баллотировать в депутаты, в Государственную Думу?
БГ: Зачем? Не вижу в этом никакого смысла.
Девушка 1: Борис Борисович, а отчего вы так редки на телевидении? Не хотите, или денег мало предлагают?
БГ: Не хочу. Зачем? Мы, в принципе, занимаемся совсем другим, и, по-моему, вы нас любите именно за то, что мы занимаемся совсем другим. Мы играем музыку. На телевидении нам делать абсолютно нечего.
Юноша: Скажите, а какой религии вы соответствуете?
БГ: Мне все религии нравятся.
Юноша: А к чему душа больше лежит?
БГ: А ко всем лежит.
Юноша: А, скажем, если брать православие и буддизм?!
БГ: Отличные религии. И та, и другая.
Юноша: У вас есть строчка "Ах, Волга, Волга-матушка, буддийская река…"
БГ: Ну?…
Юноша: Это значит, что православие и буддизм во многом схожи?
БГ: Это значит, что они просто одно и то же. И все остальные религии тоже. Ну, ну, ну! Что-нибудь оригинальное?
Волька: А если бы вам предложили написать текст для Гимна Карелии?
БГ: Нет, я бы не взялся. Я не умею писать по заказу.
Музыкант: Борис, а вам нравится группа "Bonza Dog Band", Pen stations?
БГ: О-о-о-ооо!.. (Явно удивлен и тронут.) У нас сейчас в студии стоит коробка из четырех компактов, но этого там точно нет.
Музыкант: А хотите, я вам запишу?
БГ: Хочу.
Музыкант: Хорошо, я запишу и к поезду принесу. Вы нашим поездом уезжаете?
БГ: Я, по-моему, в одиннадцать уезжаю. Слушайте, это просто отлично. Я крайне рад…
Дальнейшая пресс-конференция теряет всякий смысл и потому заканчивается.
Записала Елена ФОМИНА, "пьеса" была
опубликована в петрозаводской газете "Город".
Прислал - Gorod <town@onego.ru>
КАК ЭТО БЫЛО
Артемий ТРОИЦКИЙ
РЕБЯТА ЛОВЯТ СВОЙ КАЙФ
Я познакомился с "А" при посредничестве А. Макаревича и пригласил их на фестиваль в Черниголовку. За три дня до намечавшегося открытия фестиваль был прикрыт. Сутки я не слезал с аппарата, вгоняя разохотившихся провинциальных битлов обратно в их норы, и не смог дозвониться только до "А". Карма сделала свое дело. Они вшестером приехали в Москву и выступили на 20 этаже комбината редакций "Молодая гвардия" с полуакустическим /полупанковым/ репертуаром.
Когда Гребенщиков запел:
Вчера я шел домой - Кругом была весна
Его я встретил на углу, и в нем не понял ни хрена.
Спросил он: "Быть или не быть?"
И я сказал: Иди ты на!
Я поежился от сладкого ощущения, что впервые слышу натуральный рок на русском языке. Не все было так хорошо у "А", но на роль луча света в царстве клонов "Машины времени" они очень даже годились. Я повез их в Тбилиси. Не знаю, был ли это звездный час "А", все случилось странно, сумбурно, глупо /по-"А"-ски/, но... некая старушка во мне со слезой шепелявит, что "такого уже не будет". За несколько минут до концерта я, пребывая в нетвердом состоянии, сломал гитару БГ, и ему пришлось терзать чужой "Телекастер", продираясь с ним сквозь "Марину", "Тарелку", "Минус 30", "Героев" еще в середине программы. А в конце был устроен форменный бардак /"Блюз свиньи в ушах"/, когда Сева перепиливал смычком лежащего на полу Борю /с гитарой/. Фагот лупил фаготом кого попало, Дюша как слепой кутенок, тыкался в ударную установку и т.п. Госфилармония такого не видела. Номера "А" в гостинице "Абхазия" стали главным местом паломничества участников и гостей фестиваля, а из дирекции доносились глухие упреки, в гомосексуализме почему-то. Потом еще было выступление в холодном цирке города Гори, которое записало и засняло финское ТВ. По возвращении в Питер грянули неприятности. Местные рок-функционеры /руководители плохих ансамблей "XX век" и "Кронверк"/ написали на "А" телегу, в результате чего БГ полетел отовсюду, где был и в чем состоял, коллектив лишился базы, аппаратуры етс. Ударник Губерман ушел в джаз. "А" заиграл акустику и реггей.
Эта смутная фаза длится и по сей день. БГ написал множество новых песен, "А" потерял джаз-ренегата и студента консерватории Фагота, записав
долгоиграющие пластинки /"Синий альбом", "Иванов и Ко" и др./. БГ одержим идеей тарифицироваться, и с этой целью навещал некоторые южные филармонии.
* * *
В заключение: несколько общих соображений /продолжая форму рассказа БГ/.
1/ Я уже давно отвык воспринимать "А" как музыкальный ансамбль. Скорее - это человеческое существо, своенравное, часто глупое, но симпатичное. Четвертушки его составляют сегодня абсолютно безвольный лидер БГ, болтливый, но таинственный /и томный/ Дюша, просветленный князь Мышкин
- Гаккель и Файнштейн, прямой и нормальный, в общем ввернутом контексте "А" - воспринимающийся со своей прямотой вдвойне гротесково. "А" очень легко поддается любому влиянию и блюдет себя со строгостью пьяной шлюхи. Вместе с тем, он абсолютно неуправляем, ибо органически не приемлет никаких стратегий, концепций, за исключением той, которая вынесена в заглавие. Это имеет преимущества и недостатки. Преимущество: "А" никогда, я думаю, не станет группой музыкальных карьеристов, гнущих определенную линию, и с этой целью хитроумно и цинично приспосабливающихся к неким, заведомо нехорошим условиям игры.
Наглядным примером "недостатков" может служить нынешнее помешательство группы на реггей. Мало кто вне "Аквариума" от этого в восторге, но переубеждать господ артистов бесполезно: пока Гребенщикову самому эта музыка не
опротивеет, они будут с энтузиазмом толкать фуфло.
2/ Основополагающим достоинством "А", поскольку речь идет о музыке и имидже, является, на мой взгляд, его гибкость, достаточно естественная, нескалькулированная способность балансировать на гребнях сменяющих друг друга "волн". Некоторые обвиняют "А" в хамелеонстве. В этом есть доля правды, и иногда случаются забавные накладки: скажем, друг за другом в концерте следуют готическая баллада, какой-нибудь фолк-диланизм и затем - убойный панк... Но это не так важно, ибо, во-первых, "А", бесспорно, обладает неким собственным поэтическим и звуковым почерком. /Кредо, на фоне которого развертываются музыкальные рекогносцировки/. А во-вторых, талантливое и базирующееся на подлинной осведомленности хамелеонство, мне кажется, в наших условиях уникально и очень полезно. Практически все наши ведущие рок-музыканты уже несколько лет пребывают в полном неведении относительно современного состояния своей родной музыки в метрополиях, и, что еще прискорбнее, и знать его не хотят, бренча год за годом по одной и той же клавише /как в том анекдоте/ с самодовольным фанатизмом. "Аквариум", погрязший в радиоприеме и второй свежести "Нью Мюзикл Экспрессах", в этом смысле - разительное исключение. Пожалуй, "Аквариум" можно определить просто как группу рок-фанов, старающихся авторски интерпретировать любимые ими в данный момент /и модные/ музыкальные /поэтические/ идеи.
3/ О поэзии Гребенщикова, как пупе "А" -ской вселенной. Я не вполне компетентен в данном вопросе, поэтому коротко. БГ, несомненно, талантливый поэт. Людям, объевшимся рифмованными проповедями Макаревича, стихи БГ пришлись как вино после парного молока. Сравнивая этих двух Гениев или еще кого-нибудь, можно сказать, что с точки зрения лексикона и стиля БГ, говоря его же словами, "выше его /Макаревича/ небес и ниже его глубин". С одной стороны - слэнг, легкая уличность и цинизм, с другой - наивыспреннейшие образцы высокого стиля. Поэтическая амплитуда "А" не менее широка, чем музыкальная. Однако, когда первое очарование прошло, обнаружились дыры и дырочки. Все же, БГ, как мне кажется, скорее поэт одной-двух строчек, чем целого стихотворения. У "А" очень немного стройных и цельных песен /"Иванов", "Мне было бы легче петь", "25 к 10"/. Большинство же произведений довольно сильно разбавлено всевозможными неясностями, общими местами и пр. безответственным словоблудием. Скажем, "Держаться корней": после острого конкретного начала /телевизоры, гастрономы, Нi-Fi, етс/ следует куплет совершенно невразумительной и логически /сюжетно-персонажно/ абсолютно с предшествующим не связанный:
Они /кто?/ говорят, что губы ее /кого?/
Стали сегодня как ртуть.
Что она ушла чересчур далеко, И ее уже не вернуть.
Но есть ли средь нас /кого?/
Хотя бы один, кто мог бы пройти ее путь. /Что за путь, мать вашу?/
Или сказать, чем мы обязаны ей?
/С какой стати? Или я дурак, или это - словесный понос/
Затем идут две первоклассные строчки:
Но чем дальше, тем будет быстрей,
Все помнят отцов, но зовут матерей.
И вновь полувнятный облом:
Но они говорят, что у них веселей,
В доме, в котором не гасят свечей.
И так, вверх-вниз, всю дорогу. Не знаю, как БГ избавится от косноязычия местоимений и кочующих из песни в песню рифм /"вино-кино", "ночь-помочь", "лица-конца" етс/; может быть, ему просто стоит поменьше писать и доводить свои продукты до более концентрированного состояния.
Вот, все. Таковы некоторые мои формалистические /смысла песен я намеренно не касался - это более широкая тема/ соображения по поводу творчества ансамбля ленинградских сторожей и дворников "Аквариум". Всего им наилучшего.
ЗЕРКАЛО № 2 /6/ 8 апреля 1981 года
ЖУРНАЛ КЛУБА "РОКУЭЛЛ КЕНТ"
Статья сохранена Владимиром Ивановым
P.S. Статья украдена из "Вороха Старых Газет".
Сергей Варюшкин
(ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"