Пустые места группы "Аквариум" 101-й выпуск, 16 сентября 2000
НОВОСТИ
* Мои сомнения в прошлом выпуске по поводу, что Аквариум не успеет дать за два дня два концерта - в Магнитогорске и Москве - развеяны. Успеет. Сбор всех москвичей и гостей столицы (подписчиков рассылки) назначается в пятницу в клубе "16 тонн" (Пресненский вал, 6, тел/факс: 253-5300, 253-0530, 253-6440) 29 сентября. :-) Вход на концерт с 21.00 для дам - 150 рублей, для господ-аквариумистов - 200 рублей.
* Пользуясь случаем, хотелось бы сделать маленькое заявление. Рассылка по e-mail "Пустые места гр. АКВАРИУМ" абсолютна субъективна, и всякие попытки обвинить ее в объективности несостоятельны и не имеют под собой никакой почвы. :-) Поэтому выскажу свое негативное отношение без объяснения причин к сообщению, помещенному ниже. Итак, цитата:
* "В
ближайшее время будут выпущены три новых двойных альбома Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум" из серии "Аквариум-2000". Наряду с музыкальными композициями альбомы также будут содержать качественное видео.
Данное событие является беспрецедентным в своем роде, поскольку финансирование выпуска осуществляется Интернет-сообществом. Любой пользователь Интернета может вложить свои средства в проект и впоследствии получить прибыль от издания или же приобрести выпущенные альбомы по льготной цене, и даже с личным автографом БГ.
Приглашаем всех желающих принять участие в финансировании этого уникального проекта. С подробностями можно ознакомиться на сайте интернет-биржи INDX (http://www.indx.ru).
Издание альбомов осуществляет студия "Триарий" - владелец эксклюзивных прав на выпуск альбомов "Аквариума". Подробности, связанные с выходом альбомов, будут отражаться на официальном сайте студии (http://www.triarios.ru).
С уважением.
Интернет-биржа INDX и студия "Триарий".
Конец цитаты. Некоторые музыкальные издания уже успели растиражировать эту новость с заголовками типа: "Аквариум" ищет денег в Ру-нете". /me представил себе картину, как БГ сидит и ставит автографы на всем тираже дисков, и ему поплохело :(
Подсчитаем. За оставшиеся три с половиной месяца уходящего тысячелетия нам предстоит потратить деньги на: тройной CD, куда войдут "Искушение Св. Аквариума", "Притчи Графа Диффузора" и "С Той Стороны Зеркального Стекла"; германская и "наша" "Территория"; регулярный альбом с Афанасием, Девушками и т.д. (выйдет ли?); к концу года должен выйти новый "Bardo", записанный весной БГ в Нью-Йорке... "Черный Ящик" по сообщению на официальном сервере тоже планируется в 2000 году. Очень скоро выйдет альбом "Киномания", куда войдет кавер-версия одной из песен Цоя в исполнении Аквариума; "Триарий" вот обещает еще три двойных альбома... Недавно вышел альбом "Брат-2", где тоже звучит музыка Аквариума. Кроме того, БГ записал музыку к спектаклю, осенью должны выйти два альбома Дюши Романова - "The Best" и "Продвинутые Сказки", плюс "Музыка для кино" издадут (?) на CD (недавно на Manchester Files вышел кассетный вариант этого альбома)... Сколько получилось?
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
Об авторском праве (журнал
"Компьютерра", 6 июня 2000, #19)
БГ: Да... к черту [в оригинале жестче] все авторские права [все смеются, но сказано на полном серьезе]. Музыка никому из людей не принадлежит вообще. Даже автору. Только Богу. Это он решил вложить мне в голову эту музыку, я ее пропустил через себя и выдал для всеобщего пользования. И мне на этом никак не нажиться. Да и не надо этого.
Да, вокруг любого автора постоянно тусуются люди, которые на его творчестве пытаются сделать деньги. И против этого я не возражаю. Но получается, что авторские права - это как раз их проблема, а не проблема автора. Не станет авторского права - что-то изменится только для этой тусовки, но не для автора. Поймите, пока есть две общности - авторы и их слушатели/потребители, - они друг другу с голоду помереть не дадут.
А. Мнацаканов (президент
звукозаписывающей компании "Триарий"): Когда мы с Борисом только начинали вместе работать, в начале девяностых, он на одной из пресс-конференций, где все обвиняли пиратов, сказал, мол, "ребята, а я за пиратов: они же тоже нас распространяют". Для всех, и для меня как для издателя, это был шок, а сейчас ничего, привык...
ТЕРРИТОРИЯ
В прошлом выпуске была опубликована статья про выходящий в Германии новый альбом Аквариума "Территория". Для тех, кто в школе учил немецкий, :-) выборочный перевод-изложение - без эпитетов в адрес Аквариума и лишних объяснений:
На альбоме записаны песни в оригинальном варианте ("Рок-н-ролл мертв"), перезаписанные специально для альбома ("Вавилон") и песни, которые не были записаны ранее ("Горный Хрусталь", "Чкалов", "НОвая песня о Родине").
"Для меня было важно оставить все сделанное и не тащить в будущее, " - говорит БГ, - "Таким образом, мы начинаем 2001 год с чистого листа.
Выбирая песни для альбома, Гребенщиков принимал во внимание голосование в "Пустых Местах": "Очевидно, что несколько песен не вошли в альбом, потому что невозможно было включать в него "Город" или "Серебро Господа" еще и еще раз."
Интересно, что в записи одной песни принимала участие (то, что по-английски называется featuring) Лидия Кавина (внучатая племянница Льва Термена), которая играл на терменвоксе. Терменвокс - это первый в мире электронный музыкальный инструмент, изобретенный в 1919 году. Играющий на терменвоксе водит над ним руками, одной регулируя тембр, а другой - громкость. "Это позор, что такой инструмент и такой музыкант не использовались в российской музыке", - сказал БГ, - "Она играла с Томом Вейтсом и другими, но никогда в России. Никто даже не знает ее внутри страны".
Идея альбома была предложена Крисом Ваксмутом - давнишним другом Аквариума, живущим в Берлине - во время прошлогоднего тура Аквариума по Германии, в организации которого он принимал участие. Компания RuBel Records, которая была основана в Берлине специально для выпуска этого альбома, должна выпустить альбом 25 октября, во время предстоящего тура.
По словам БГ, альбом будет продаваться на Amazon.com и CDNow.com. "Это наш первый шаг в этом направлении. Я хочу восполнить этот пробел, когда люди пишут мне из Монголии или Новой Зеландии и спрашивают: "Где я могу купить записи Аквариума?" - и я ничего не могу им ответить. Теперь я смогу сказать - вот веб-адрес".
"Когда вы слушаете "Хрестоматию", вы не получаете никакого цельного ощущения," - сказал БГ. "Я хочу сделать что-то вроде советского "Белого Альбома" - я под него убаюкивал своего сына и хорошо помню то ощущение. Он был таким ровным, но в то же время - многогранным. Я хочу записать альбом, который давал бы то же ощущение последовательности - без пробелов, дыр или случайных движений..."
КАК ЭТО БЫЛО
Концерт на
Большом Каретном
лето 1980 года
Суммарный размер всех файлов - 14,1 мегабайта. Использованы записи из коллекции Павла Северова, оцифровка - Георгий Степанов.
Александр
Липницкий - хозяин
легендарной квартиры на Каретном ряду, в
которой в восьмидесятых годах практически
постоянно жил не только "Аквариум", но
часто гостило множество ленинградцев, в том
числе группа "Кино" и другие. Эта штаб-квартира
ленинградского рок-н-ролла в Москве
увековечила тезис "в тесноте - да не в
обиде". В трехкомнатных апартаментах на
диване и кроватях спали по очереди, а на пол
в дни большого скопления народа стелили
матрацы, которых тоже на всех не хватало...
- И селились прямо у вас? Ведь квартира на
Каретном ряду - это уже одна из легенд 80-х
годов, в частности, легенда "Аквариума".
- Заселялись не сразу, постепенно, потому
что моя первая жена отчаянно боролась,
пытаясь сохранить семью и квартиру. Она
говорила: ну пусть один, два человека
переночуют. А там-то ведь уже очередь, ведь
приезжала всегда не просто группа, а еще
обоз, девушки...
- Человек под двадцать, в общем.
- Ну да. И постепенно процесс моего
освобождения от первого брака и желание "Аквариума"
жить во время гастролей в центре Москвы
совпали. Я остался без жены, а они - с
постоянной, можно сказать, пропиской. Году в
81-ом это как раз и определилось. Мы прожили с
женой еще несколько лет, но она
предпочитала уходить, когда приезжала "эта
банда"... [skip it] (Из книги О. Сагаревой "Аквариум,
1972-1992".)
Артемий
Троицкий об
одном из концертов АКВАРИУМА 1979 года:
"Траурная церемония по несбывшемуся
фестивалю... неожиданно вылилась в один из
лучших рок-концертов, какие когда-либо
знала Москва. Беспечная столица наконец-то
увидела и услышала то, о чем и мечтать не
могла, - советскую "новую волну"... [skip it]
...На сцену вышло шесть человек лет двадцати
пяти - двадцати шести: Боря с гитарой, ритм-секция,
виолончелист, флейтист и фаготист. Одеты
они были довольно мило и неряшливо - старые
джинсы, майки, мятые пиджаки. На сцене
держались свободно - хихикали,
пританцовывали, о чем-то болтали друг с
другом. Когда певец, настроив гитару, надел
узкие очки, зал затаил дыхание: все это
становилось похожим на пресловутый "панк"...
"Наш ансамбль состоит при Доме Культуры
Металлического завода. Мы играем для
рабочих. И им эта музыка нравится", - с
этого предисловия началось выступление..."
[skip it] (А. Троицкий "Рок в СССР".)
[ к другим записям ]
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Лао Цзы. Дао дэ Дзин
(продолжение)
11
Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты.
12
Пять цветов притупляют зрение. Пять звуков притупляют слух. Пять вкусовых ощущений притупляют вкус.(*) Быстрая езда и охота волнуют сердце. Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления. Поэтому совершенномудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи. Он отказывается от последнего и ограничивается первым.
---------
(*) Пять цветов - желтый, красный, синий, белый, черный; пять звуков - пять вариаций гаммы в китайской музыке; пять вкусовых ощущений - сладкий, кислый, горький, острый, соленый. Здесь Лао Цзы предостерегает от стремления к роскоши, призывает к умеренности и скромности.
13
Слава и позор подобны страху. Знатность подобна великому несчастью в жизни. Что значит, слава и позор подобны страху? Это значит, что нижестоящие люди приобретают славу со страхом и теряют ее также со страхом.
Что значит, знатность подобна великому несчастью в жизни? Это значит, что я имею великое несчастье, потому что я [дорожу] самим собой. Когда я не будудорожить самим собою, тогда у меня не будет и несчастья. Поэтому знатный, самоотверженно служа людям, может жить среди них. Гуманный, самоотверженно служа людям, может находиться среди них.
14
Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым.
Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его.
Придерживаясь древнего дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Это называется принципом дао.
15
В древности те, кто был способен к учености, знали мельчайшие и тончайшие [вещи]. Но другим их глубина неведома. Поскольку она неведома, [я] произвольно даю [им] описание: они были робкими, как будто переходили зимой поток; они были нерешительными, как будто боялись своих соседей; они были важными, как гости; они были осторожными, как будто переходили по тающему льду; они были простыми подобно неотделанному дереву; они были необъятными, подобно долине; они были непроницаемыми, подобно мутной воде.
Это были те, которые, соблюдая спокойствие, умели грязное сделать чистым.
Это были те, которые своим умением сделать долговечное движение спокойным, содействовали жизни. Они соблюдали дао и не желали многого. Не желая многого, они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового.
16
Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. [В мире] - большое разнообразие вещей, но [все они] возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности
называется постоянством. Знание постоянства называется [достижением] ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядку и [в результате] к злу. Знающий постоянство становится совершенным; тот, кто достиг совершенства, становится справедливым; тот, кто обрел справедливость, становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот,
кто следует небу, следует дао. Тот, кто следует дао, вечен, и до конца жизни такой государь не будет подвергаться опасности.
17
Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности.
18
Когда устранили великое дао, появились "человеколюбие" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников(*) в раздоре, тогда появляются "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и "верные слуги".(**)
------------
(*) Шесть родственников - отец, мать, старший и младший братья, муж, жена.
(**) Честные и преданные государственные деятели.
19
Когда будут устранены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во сто крат; когда будут устранены человеколюбие и "справедливость", народ возвратится к сыновней почтительности и отцовской любви; когда будут уничтожены хитрость и нажива, исчезнут воры и разбойники. Все эти три вещи [происходят] от недостатка знаний. Просто нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные [желания] и освобождаться от страстей.
20
Когда будет уничтожена ученость, тогда не будет и печали. Как ничтожна разница между обещанием и лестью и как велика разница между добром и злом! Надо избегать того, чего люди боятся.
О! Как хаотичен [мир], где все еще не установлен порядок. Все люди радостны, как будут присутствуют на торжественном угощении или празднуют наступление весны. Только я один спокоен и не вставляю себя на свет. Я подобен ребенку, который не явился на свет. О! Я несусь! Кажется, нет места, где мог бы остановиться. Все люди полны желаний, только я один
подобен тому, кто отказался от всего. Я сердце глупого человека. О, как оно пусто! все люди полны света. Только я один подобен тому, кто погружен во мрак.
Все люди пытливы, только я один равнодушен. Я подобен тому, кто несется в мирском просторе и не знает, где ему остановиться. Все люди проявляют свою способность, и только я один похож на глупого и низкого.
Только я один отличаюсь от других тем, что вижу основу в еде.
Сергей Варюшкин
(ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"