Пустые места группы "Аквариум"

103-й выпуск, 24 сентября 2000

НОВОСТИ 

* Внимание! По просьбе дзайбацу "Триарий" для выпуска в свет "доисторических альбомов" Аквариума разыскиваются:
- неиспорченная студийная запись "Блюза Свиньи В Ушах" с альбома "С Той Стороны Зеркального Стекла";
- относительно качественная копия "Искушения Св. Аквариума".
Остается предполагать, что тройник "Доисторический Аквариум" выходит еще не завтра.

* Участие Аквариума в Рок-клубовском концерте 21 октября маловероятно (транспортные проблемы).
Концерт в Магнитогорске (28.09) отменен его устроителями.

* Концерты в сентябре-октябре:

29 сентября, пятница - клуб "16 тонн", г. Москва. Пресненский вал, 6, тел/факс: 253-5300, 253-0530, 253-6440. Вход на концерт с 21.00 для дам - 150 рублей, для господ-аквариумистов - 200 рублей.

05 октября, четверг - Гродно
07 октября, суббота - Минск. В городе висят афиши, на которых значится лозунг "Новый образ - новые песни" (или наоборот). Чтобы это значило? ;-)
08 октября - Брест
14 октября, суббота - Москва, Свалка

В конце октября - начале ноября состоится тур Аквариума по Германии. Все подробности - на сайте организаторов.

* Ждем писем от питерцев о том, как пройдет сегодня внеочередной осенний концерт Аквариума в ДК Ленсовета.

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

...Хроника начинается с `80 года, ибо то, что было до этого, было временем неоформленной мифологии, скитания по инженерным замкам этого мира с гитарой, флейтой и виолончелью; период, ни в чем не запечатленный и не могущий бытьотраженным адекватно. Записи, сделанные в этот период, по праву принадлежат не музыковедению, но этнографии, ибо являются документом существования иной формы жизни (другими словами, их можно изучать, но нельзя слушать). В тот период ценность музыки заключалось не в том, чтобы ее можно было слушать, но в том, чтобы мы могли ее играть. Наше появление на фестивале в Таллине и последующие знакомства - сначала с "машиной Времени", а позже с Артемом Троицким - привело к концерту в Тбилиси и началу другой фазы жизни. О которой и повествует нижеследующее.
Хотя нужно бы добавить, что я вырос, слушая записи и радио, и - само собой - рок`н`ролл был для меня магической комбинацией звуков, исходящих из динамика. Эти звуки были чисто религиозным откровением (наподобие горящего куста) и навсегда отменяли пресный мир моих родителей - а вернее, мое пресное восприятие этого мира; никаких живых существ - например, музыкантов - за ними не угадывалось. Плохо переснятые фотографии Битлз, продававшиеся в школе на переменках, имели чисто умозрительную связь с оживляющим мертвых волшебством "I Want To Hold Your Hand", Поэтому попытки создать что-то, что можно слушать, как запись, начались у нас раньше, чем мы научились браться за гитару с рабочей стороны. "Искушение Св. Аквариума", записанное в 1973 году - прямая иллюстрация этого. Позже появились "Притчи графа Диффузора" и др. - но это все еще и рядом не лежало с тем, чего хотелось. Мы репетировали, писали песни, играли концерты и, сами того не зная, ждали чудес...
Борис Гребенщиков, из "Краткого отчета о 16-ти годах звукозаписи", 1997 год.

КАК ЭТО БЫЛО

ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АКВАРИУМА  ra.gif (436 bytes)

01. * * * #1
02. Мой Ум Сдох
03. * * * #3
04. Концепция 14
05. Бустер В Ночи
06. Река Оккервиль
07. "Как тяжело твоей касаться бахромы"
08. Мочалкин Блюз
09. Поэзия "Грустит сапог под желтым небом..."
10. "Париж. Квадрат в форме лица"
11. * * * #11
12. "Где твой разум?"
13. Он Пришел Из Туманной Дали
14. "У меня шузня"
15. Песня О Кайфе
16. * * * "...постель"
17. * * * #17
18. Упади На Песок
19. * * * #19
20. * * * #20
21. Я - Шизо
22. * * * #22
23. * * * (ля-ля)
24. "Фамилия" ("Париж-2")
25. "Во мне кто-то третий"
26. * * * #26
27. * * * #27
28. * * * #28

Запись, скорее всего, неполная, т.к. занимает 45 минут, а в те годы "основной единицей" было 30 минут или час. От (16) ("...постель") остался только кусочек...

Варианты содержания альбома

Из газеты "Арокс и штер. Вестник пост-Аквариума" #1, 1991. 
01. Мой Ум Сдох 
02. Концепция 14 
03. Бустер В Ночи 
04. Он Пришел Из Туманной Дали 
05. Мочалкин Блюз 
06. Я - Шизо 
07. Маленький Большой Водопад 
08. Поэзия 
09. Сказка О Двух Королях 
10. Груймлер Баш 
11. Песня О Кайфе 
12. Мой Ум Сдох 
13. Пение Птиц И Птичек На Могиле Сдохшего Ума 

Вариант по книге "14. Полный сборник текстов Аквариума и Б.Г." и "официальная версия":
01. Мой Ум Сдох 
02. Упади На Песок 
03. Я - Шизо 
04. Бустер В Ночи 
05. Поэзия 
06. Он Пришел Из Туманной Дали 
07. Река Оккервиль 
08. Менуэт Земледельцу 
09. Верблюд-Архитектор 
10. Я Знаю Места 

Из "Справочника" Павла Северова:
1974 январь - февраль 
Первый LP (БГ+Джордж). Записан во время студенческих каникул. 
Мнение БГ: "...альбом представлял из себя извращение двух идиотов (БГ и Джорджа), занимавшихся сюрреалистической "Аммагаммой": некоторый непонятные желудочные звуки, стуки, пленки задом наперед, петли, стихи, отдельные куплеты песен и фразы. Очень смешно, но очень плохо записано". 

Из переписки Павла Северова с "аппаратчиком Маратом" (Айрапетян Армен, armenh@forof.sci.am):
Все первые альбомы записывались в зале факультета прикладной математики ЛГУ (где мы с Борей тогда учились) в ужасных условиях и на фантастической аппаратуре (усилители УМ-1, микшерский пульт сборки Воробьева, который приходилось перепаивать три раза в час, самодельные колонки, и т.д.). Для любителей статистики - Боря играл на 12-струнной гитаре "Пирин". Помимо традиционных инструментов "А" (особенно на "Искушении" - весьма авангардном произведении) использовал массу других звукоиздающих устройств (детские дудки, пианино с воткнутыми в молоточки кнопками, пластиковый провод - капли расплавленного пластика со свистом проносились мимо микрофона).
"Искушение" было единственным альбомом, где Боря не доминировал - творческая энергия генерировалась Борей и Джорджем Гуницким в равной мере (единственное "произведение" не принадлежавшее им - "Пение птиц и птичек ..." - идея Марины Житковой).
После выхода "Искушения" у "А" появились первые не просто друзья, а поклонники. В перерывах между посещениями "Сайгона" (надеюсь, что история этого кафе уже написана кем-то) они толпами являлись в зал, мешая репетициям и записи, ломая аппаратуру и доводя Борю почти до слез. 
* * * 
У альбома была даже обложка, созданная Русланом Судаковым и изображавшая "Маленький Большой водопад". 

Как нашли запись "Искушения Св. Аквариума"
Вообще, история с альбомом "Искушение Св. Аквариума", вернее, с его находкой, была следующая (без упоминания действительных имен и претензией хоть на какую-то достоверность). Запись до относительно недавнего времени считалась безвозвратно утерянной, как и "Менуэт Земледельцу", который не найден до сих пор. Однажды, одна Молодая Особа женского рода в целях приобщения, так сказать, к прекрасному, доброму и вечному, попросила Известного Аквариумоведа записать для себя кое-что из "Аквариума", для чего составила список на листе бумаги. Прочитав этот список, Известный Аквариумовед хмыкнул, типа:
- А вот этого в природе не существует, - и ткнул пальцем на "Искушение...".
- Ну, - разочарованно сказала Молодая Особа, - я-то думала, что у тебя есть_все, а оказывается... Даже у моего друга - Волосатого Панка - этот альбом есть, правда качество - фигня полная, но у тебя-то должна же быть приличная копия, раз ты считаешься Известным Аквариумоведом. 
- У твоего друга, - ответило Уязвленное Самолюбие Известного Аквариумоведа, - нет записи "Искушения...", а таковой он считает, небось, "Пирог со свечами" Шамиля Абрярова или вообще какие-нибудь "Притчи Графа Диффузора". 
Тут надо сделать некоторое отступление. Волосатый Панк получил свое имя в этом рассказе по двум причинам: во-первых, он был действительно волосатым и всем своим видом походил на хиппи, а не на панка; Панком же его назвали (это - "во-вторых") исключительно благодаря внутренним убеждениям и пристрастию к музыке соответствующего направления.
Так вот, продолжим. "Ох-ох, какие мы гордые, как птица Мурабу *", - подумала Молодая Особа, разыскала Волосатого Панка и забрала у него пленку с "Искушением Св. Аквариума", которая оказалась записью "Искушения Св. Аквариума". Допрос с пристрастием в виде накачивания портвейном Волосатого Панка заставил поведать того следующую историю. Работал он одно время в качестве разнорабочего в известной квартире на улице Софьи Перовской (или Марата?), где во время описываемых событий делался "евро-ремонт", сносились стены и выносилась, в частности, старая ванна. А до этого там жили какие-то кельты целой колонией, а еще до этого жил, по выражению рассказчика, "Гребень с семьей". Как вы уже, наверное, поняли, ванна (точно так же как и при находке, кажется, "Ихтиологии") всплыла в нашем рассказе не случайно - ее довелось выламывать и выкидывать на помойку именно Волосатому Панку сотоварищи, в процессе чего было найдено несколько дефицитных по тем временам пленок. "Скажите спасибо, что я не стер эту муйню и не записал сверху мой любимый "Секс Пистолз", - сказал захмелевший Волосатый Панк в конце своей истории и, рыгнув, послал Известного Аквариумоведа на три буквы... 
Дальнейшая судьба первого альбома в истории "Аквариума", по-видимому, связана (по выражению У. Гибсона и БГ) с дзайбацу "Триарий", который с 1998 года обещает издать альбом на CD. 
Интернет-общественности запись стала известна в том же 1998 году благодаря прежде всего Наталье Равдиной, которая где-то нашла пленку, запись пошла по рукам и, в том числе, попала ко мне. Игорь Соколовский выложил PA-файлы у себя на "Бобовщине", правда, сейчас доступ к этим файлам невозможен по непонятным причинам - качайте с сервера "Пустых Мест".
Примечание:
* Птица Мурабу - африканское пернатое, которое имеет очень гордый вид, ходит по Африке и пинает говно, кому бы то ни принадлежало, хоть льву - пофиг.

Некоторые тесты есть тут: http://www.aquarium.ru/albums/iskushenie.html 

СЛУХИ

* 28 сентября Борис Гребенщиков посетит с дружественным визитом столицу Великобритании - город Лондон - с целью мастеринга альбома "Территория". Напомню, что выход российско-германского альбома намечен на 25 октября.

* Из http://www.ravenrecording.com/ravenrec.html:
...The second song, THE WAVE IV, is the 28-minute soundtrack of Gabrielle's brand new video, THE INNER WAVE. With music from the album BARDO (to be released in January 2001), this journey through the rhythms is set in the context of Stillness -- it is a deep, personal and meditative experience guided by Gabrielle...

 СПРАВКА

Gabrielle Roth
PORTRAIT
The Moving Center
WORKSHOP
SCHEDULE
Noted artist,
philosopher and
healer, Gabrielle Roth
has devoted her life to
exploring and communicating
the language of primal movement and
experimental theater. Over the past 35 years,
Gabrielle has taken thousands of people on a journey
from physical and emotional inertia to the freedom
of ecstasy, from the tyranny of the chattering
ego-mind to the blessed emptiness of stillness.
Her labs and retreats have an electric
intensity that mates contemporary
currents of rock music, modern
theater and poetry to the
ancient pulse of
shamanism.

Gabrielle Roth and The Mirrors

       Welcome to the world of rhythm. All of Gabrielle's music is built on percussion from around the world, layers of rhythms to make your feet dance and your heart sing.

     Gabrielle assembles different personnel for each album, many of whom are legends in the worlds of World, Pop and Rock music. The creative process is tribal. Each artist is given the freedom to make a unique contribution to the song developing from the basic rhythm tracks. Often, dancers in the recording studio itself inspire the musicians to keep it "in the feet."

     Members of The Mirrors have recorded with such popular artists as Sting, The Talking Heads, Marianne Faithful, Patti Smith, Herbie Hancock, Grace Jones, Miles Davis, and famed drum master, Baba Olatunji.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Лао Цзы. Дао дэ Цзин
(продолжение)

31
Хорошее войско - средство, [порождающее] несчастье, его ненавидят все существа. Поэтому человек, следующий дао, его не употребляет.
Благородный [правитель] во время мира предпочитает быть уступчивым [в отношении соседних стран] и лишь на войне применяет насилие. Войско - орудие несчастья, поэтому благородный [правитель] использовать его, он применяет его, только когда его к этому вынуждают. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять. Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране. Благополучие создается уважением, а несчастье происходит от насилия.
Слева строятся начальники флангов, справа стоит полководец. Говорят, что их нужно встретить похоронной процессией. Если убивают многих людей, об этом нужно горько плакать. Победу следует отмечать похоронной процессией.

32
Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может его подчинить себе. Если знать и государи могут его соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится.
При установлении порядка появились имена. Поскольку возникли имена, нужно знать предел [их употребления]. Знание предела позволяет избавиться от опасности. (*)
Когда дао находится в мире, [все сущее вливается в него], подобно тому, как горные ручьи текут к рекам и морям.
-------------
(*) Слишком много законов, с точки зрения Лао-Цзы, опасно для государства.

33
Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен. Знающий достаток богат. Кто действует с упорством, обладает волей. Кто не теряет свою природу, долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

34
Великое дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо, и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает [своего роста]. Оно совершает подвиги, но славы себе не желает. С любовью воспитывая все существа, оно не считает себя их властелином. Оно никогда не имеет собственных желаний, поэтому его можно назвать ничтожным. Все сущее возвращается к нему, но оно не рассматривает себя их властелином. Его можно назвать великим. Оно становится великим, потому что никогда не считает себя таковым.

35
К тому, кто представляет собой великий образ [дао], приходит весь народ. Люди приходят, а он им не причиняет вреда. Он приносит им мир, спокойствие, музыку и пищу. Даже путешественник у него останавливается. 
Когда дао выходит изо рта, оно пресное, безвкусное. Оно незримо, и его нельзя услышать. В действии оно неисчерпаемо.

36
Чтобы нечто сжать, необходимо прежде расширить его. Чтобы нечто ослабить, нужно прежде укрепить его. Чтобы нечто уничтожить, необходимо прежде дать ему расцвести. Чтобы нечто у кого-то отнять, нужно прежде дать ему. Это называется глубокой истиной. Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное. Как рыба не может покинуть глубину, так и государству не должно выставлять напоказ людям свои совершенные методы [управления]. 

37
Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало. Если знать и государи будут его соблюдать, то все существа будут изменяться сами собой. Если те, которые изменяются, захотят действовать, то я буду подавлять их при помощи простого бытия, не обладающего именем. Не обладающее именем - простое бытие - для себя ничего не желает. Отсутствие желания приносит покой, и тогда порядок в стране сам собой установится.

38
Человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен; человек с низшим дэ не оставляет [намерения] совершать добрые дела, поэтому он не добродетелен; человек с высшим дэ бездеятелен и осуществляет недеяние; человек с низшим дэ деятелен, и его действия нарочиты; обладающий высшим человеколюбием действует, осуществляя недеяние; человек высшей справедливости действует, и его действия нарочиты; человек, во всем соблюдающий ритуал действует, [надеясь на взаимность]. Если он не встречает взаимности, то он прибегает к наказаниям. Вот почему дэ появляется только после утраты дао; человеколюбие - после утраты дэ; справедливость - после утраты человеколюбия; ритуал - после утраты справедливости. Ритуал - это признак отсутствия доверия и преданности. [В ритуале] - начало смуты.
Внешний вид - это цветок дао, начало невежества. Поэтому [великий человек] берет существенное и оставляет ничтожное. Он берет плод, и отбрасывает его цветок. Он предпочитает первое и отказывается от второго.

39
Вот те, кто с давних времен находятся в единстве. Благодаря единству, небо стало чистым, земля - незыблемой, дух - чутким, долина - цветущей, и начали рождаться все существа. Благодаря единству знать и государи становятся образцом в мире. Вот что создает единство.
Если небо не чисто, оно разрушается; если земля зыбка, она раскалывается; если дух не чуток, он исчезает; если долины не цветут, они превращаются в пустыню; если вещи не рождаются, они исчезают; если знать и государи не являются примером благородства, они будут свергнуты.
Незнатные являются основой для знатных, а низкое - основанием для высокого. Поэтому знать и государи сами называют себя "одинокими", "сирыми" и "несчастливыми". Это происходит оттого, что они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь. Если разобрать
колесницу, от нее ничего не останется. Нельзя считать себя "драгоценным", как яшма, а нужно быть простым, как камень.
 

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"