Пустые места группы "Аквариум"

105-й выпуск, 01 октября 2000

ОБЪЯВЛЕНИЕ

АКВАРИУМ ищет молодого электрического гитариста, хорошо владеющего блюзовым слайдом, для возможной концертной работы.
Резюме присылать на e-mail: bg@aquarium.ru

P.S. (от ведущего рассылки): Ура! :-) Если найдется, конечно, достойная кандидатура...

НОВОСТИ

* "Территория" записана, мастеринг завершен. Альбом выйдет в двух вариантах - в Германии 25-го октября и, несколько позже, в России. "Большое Спасибо всем, кто прислал свои варианты обложки нового альбома. Выбрана обложка, сделанная неизвестным по имени BIO C".

Вот песни, которые войдут в новый альбом:
01. Горный Хрусталь
02. Под Мостом Как Чкалов
03. Последний Поворот
04. Рок-н-Ролл Мертв
05. Не Пей Вина, Гертруда
06. Волки и Вороны
07. Не Стой На Пути У Высоких Чувств
08. Кострома Mon Amour
09. 212-85-06
10. Самый Быстрый Самолет
11. Аделаида (2000)
12. Великая Железнодорожная Симфония
13. Гарсон № 2
14. Партизаны Полной Луны
15. Та, Которую Я Люблю
16. Вавилон (2000)
17. Новая Песня О Родине
В самые ближайшие дни mp3-файлы новых песен будут выставлены на официальном сайте для всеобщего употребления.

* 30 сентября - День рождения Анатолия "ДЖОРЖА" Гуницкого - отца основателя и прочая, прочая, прочая... :-) Дзынь!

* Борис Гребенщиков был остатуэчен в номинации "Голос Санкт-Петербурга" на церемонии вручения премий "Люди нашего города", которая состоялась 23 сентября в концертном зале "Гигант-холл" (СПб). БГ пришел на вручение с гитарой, наделав, как сообщает агенство "Интермедия", много шуму - "может, споет чего?", но "голос СПб" только скромно поблагодарил организаторов и был таков.

* Внимание! По просьбе дзайбацу "Триарий" для выпуска в свет "доисторических альбомов" Аквариума разыскиваются:
- неиспорченная студийная запись "Блюза Свиньи В Ушах" с альбома "С Той Стороны Зеркального Стекла";
- относительно качественная копия "Искушения Св. Аквариума".

* В ответ на инсинуации и панические слухи :-) в последних номерах рассылки "Пустые Места" Борис Гребенщиков написал опровержение [дальше]...

* Компания "Триарий" подготовила к изданию три двойных альбома "Аквариума" (в каждый альбом войдут аудио и видео диск): будут переизданы "Навигатор" и "Снежный Лев" и издан ранее не выходивший 2 CD "Визит в Москву". Более подробно об этих альбомах тут: http://www.indx.ru/content/bg.html

* Концерты АКВАРИУМА в октябре-ноябре:
07 октября, суббота - Минск
08 октября, воскресенье - Брест
New 13 октября, пятница - Москва, "Манхэттен Экспресс"
14 октября, суббота - Москва, Свалка
New 17 октября, вторник - Вологда
New 18 октября, среда - Ярославль
New 21 октября, суббота - Алма-Ата

АБОРИГЕНЫ, АУ-У-У!

Тур АКВАРИУМА по Германии в поддержку "Территории":
25 октября, среда - Berlin (БГ)
29 октября, воскресенье - Muenchen
02 ноября, четверг - Berlin
05 ноября, воскресенье - Kassel (предварительно)
08 ноября, среда - Leipzig
10 ноября, пятница - Hamburg

* Расписание концертов Вермишель Orchestra:
06 октября, пятница 20:00, Клуб JFC, Санкт-Петербург, Шпалерная улица, 33, (М) Чернышевская, 272-9850.
20 октября, пятница 19:00, Клуб ФОРПОСТ, Москва, Хамовнический вал 28, (М) Спортивная, 242 1654 доб.19
21 октября, суббота 19:00, Центральный Дом ЖУРНАЛИСТА, Москва, Никитский бул. 8а, (М) Арбатская, 421 6864
22 октября, воскресенье 19:00, Центр ДОМ, Москва, Б.Овчинниковский пер. 24 стр.4, (М) Новокузнецкая, 953 7236

* Напомню, что ведутся переговоры с компанией Real Records об издании The Best оф Дюша. Этот диск Дюша успел подготовить сам, т.е. отобрал для него песни и бонусы из более чем десятка своих альбомов. Скорее всего CD с лучшими песнями Андрея Романова поступит в продажу уже осенью этого года. Кроме того, уже около года находится в фирме "Триарий" и ждет своего часа другой альбом Дюши - "Продвинутые Сказки", который был записан в домашней студии сразу после юбилейных концертов "Аквариума" (летом 1997 года). На альбоме Дюша читает старинные восточные сказки под собственную музыку в стиле ambient.

Внимание!  Осенью этого года выйдет написанная два года назад книга Дюши Романова "История АКВАРИУМА. Книга Флейтиста". Для оформления книги очень нужна первая афиша выступления "Трилистника" в ДК Связи осенью 1987 (?) года, на которой было написано: "АКВАРИУМ" п/у А.Романова". Просьба связываться по этому поводу с Анной Черниговской по e-mail: dusha@spb.cityline.ru.

* Новости странички "Пустых Мест": БГ вспоминает о Майке; "Все Братья-Сестры - как это было"; "Фразы" - "В чем смысл жизни и что такое счастье?"; БГ, Unplugged - 22.03.97; концерт в "Бункере" - глазами очевидцев; Тупая чистая радость, Искушение Св. Аквариума, БГ #3...

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

В самом начале существования рассылки в одном из выпусков была опубликована статья, которую я решил еще раз "напечатать" еще раз сегодня по причине ее необычайной прикольности и полному соответствию моим мыслям и чувствам. ;)

Тупая чистая радость, или По-хорошему худой

Фрагменты речи давно влюбленного в деятеля музыки Гребенщикова Бориса Борисовича, записанные Курицыным Вячеславом Николаевичем

Главная цель успешного деятеля культуры - не стать "жирным". Речь не только о фунтах, пудах и килограммах, хотя, греха в кармане не утаишь, милые ребята, заработавшие первый... - не скажу "миллион", не банкиры все же, а творческая интеллигенция... - заработавшие первые настоящие деньги, тут же обрастают каскадом подбородков и вынуждены покупать джипы хотя бы потому, что в машину меньших габаритов трудно втиснуть раздувшиеся от пива и seafood животы. Базар о другом - о нравственном, так сказать, облике. Деньги портят - чего уж там.

В России люди, поднимающиеся на вершины, так отменно иллюстрируют китайскую пословицу о начальстве ("Чем выше обезьяна вскарабкивается на дерево, тем лучше виден ее зад"), что сам по себе незатейливый факт, что Борис Гребенщиков не скурвился и не пожирнел, позволяет говорить о его карьере в завистливых тонах.

Конечно, от иных юных рыцарей басовой струны и скрипичного ключа приходится слышать, что БГ - старая перечница. Эта пара ласковых ждет при возмужании всякого, кто хоть чего-нибудь стоит. Но о том, что он "предал идеалы" и "продался", услышать сложнее. Даже строгий "Чердак Офицера" высказывается вполне снисходительно:

И все на чем-нибудь торчат, такие дела,
На "Крематории" - детсад,
на "Примусе" - урла,
Сиповочки хипповые торчат на Бобе,
А Боб торчит на Боуи и сам на себе.

Торчит сам на себе и, похоже, вполне доволен собой. Самодовольствие имеет способность просачиваться на поверхность кожи в виде блестящих маслянистых пятен, и лицо БГ запросто бывает похоже на блин, обильно угвазданный маслом, но при этом ухитряется вовсе не вызывать отвращение. Я слышал, как один панк рассказывал другому панку:

- Стою типа на стрелке Васильевского, биксу сторожу... И тут на двух красных мотоциклах - такой чистяк, "тока-тока из шопа", блестят, как аська на солнце - БГ прируливает с такой длиннолягой чурлой, тормозят и медленно так засандаливают ельцинский косяк...

Тут, в общем, дан образ рая. Вот жизнь, прожитая не зря. Стрелка Васильевского, красная мотоциклетка "тока-тока из шопа", ельцинский (то есть очень большой) косяк, закат... Да, забыл, в байке поминался еще и закат. Закат над Невой это, ребя, нечто... И никакого надрыва - чистая радость.

Вот что такое БГ: тупая чистая радость.

Он с самого начала был спокойный какой-то. Даже в героический период, когда был похож на царского офицерика из нервных, вертелся на "Музыкальном ринге", как угорь на сковородке, и был называем А.А.Вознесенским (на обложке первого пласта "Мелодии": белого такого с маленькой черной картинкой) "по-хорошему худым, с "Пинк Флойдом" под мышкой" - даже тогда сквозила в нем иноческая отстраненность. Не каменно-холодная при этом, а очень, что ли, улыбчивая.

Сидящий на красивом холме и тракторист, лелеющий в кармане Жан Поль Сартра, - эти кренделя как-то хорошо устроились. Они доброжелательно не участвуют в нашей жизни, и если просто неучастие выбрасывает в плотные слои элиты, то встроенная, по типу модема, доброжелательность позволяет не оторваться, что называется, от народа. Не надо только париться химерами понимания и диалога. Гаспаров М.Л. четко высек, что диалога не бывает, что даже в самом искреннесердечном общении мы слышим только два "нашинкованных монолога". Для того, чтобы радоваться струению гребенщиковской песни, не обязательно понимать, что "положи меня в воду" отсылает к конкретной буддистской практике возгонки ученика по змеевику ритуала: это и само по себе убедительно, лечь в воду. И вовсе можно не ведать о сленговом питерском выражении "Жан Поль Сартр", означающем первоисточник фаллического символа экзистенциальной величины: песню можно слушать, полагая, что Сартр - только лишь нервный французский писатель. Важно, что с тобой разговаривают нежно, а что при этом срывается с уст - да хоть тополиный пух.

Гребенщиков, как известно, лауреат "Триумфа", самой жирной и блатной премии, которую Зоя Богуславская (при поддержке - ну так, деньгами чисто - Бориса Березовского) и ее друзья разруливают среди тех своих статусных друзей, которые ее еще не получили. Иногда дают относительно чужим - Астафьеву или вот БГ (в 1997). Пятьдесят тысяч баксов - вдоль и поперек. В день вручения ехидный тележурналист попытался пробить нашего Будду - не стремно, дескать, в таких мажорских раскладах? "Ты зато посмотри, какой пиджак, - с детской радостью похвастался БГ, - это же рок-н-ролл!" А этой весной, когда Березовского хотели арестовать, "Общая газета" допрашивала лауреатов - и как же теперь, денежки-то в крапинку... Никто Березу не сдал, ясное дело. Гребенщиков ответил так: "Я согласен с утверждением, что "деньги пахнут". Но не в данном случае. Мне совсем неинтересно, откуда Березовский брал эти средства. Все обвинения в его адрес просто смешны: сегодня Березовский такой же, как два или три года назад. Просто шакалы воют в ту сторону, куда дует ветер. Всем понятно, что случившееся с Березовским - очередная разборка между мафиями государственных структур..."

Ответ, мягко говоря, алогичный: пафос первого предложения противоречит двум следующим на девяносто градусов - или на пятьдесят тысяч долларов. Если деньги пахнут - то почему же в данном случае им потные железы отшибло? Но общий смысл ясен - оставьте шакалам шакалово. Сидеть надо на красивом холме, а не в государственных структурах. Где бы ты ни сидел, всегда найдутся охотники поделить твою шкуру без твоего участия, и вот уже в "Собеседнике" гребенщиковский Козлодоев перерабатывается в песенку о патроне "Триумфа": "Уволен с работы старик Березовский, пронырливый, как коростель. Сказал ему Ельцин: "Ступай, Березовский" - и рухнул обратно в постель..."

То, что он никого никогда не пытался ничему научить, - это ясно. Но более того - никогда даже не пытался ничего сказать. Музыка серебряных спиц, партизаны полной луны и танцы на грани весны - вот нормальная степень внятности его образов. Они легко открыты для ассоциаций (спицы шелестят перед глазами, как струи дождя, если представить землю шарообразной миной, вращающейся перед взрывом и прыскающей не газом, но водой; в полнолуние шаманы и психоделики выходят из шалаша и партизанят по тайным тропам своего сознания), но это открытость бесконечности и пустоты: может значить все что угодно, а скорее всего - не значит ничего. Как ни странно, Леонид Парфенов - еще в свою бытность худым - уловил смысл "музыки серебряных спиц" и "амальгамы заводных апельсинов": БГ объяснил молодежи, что поэзии не нужно быть понятной, что искусство - приятная штука в себе...

Он перепел последовательно все слова. Экзотические имена (Бодхидхарма да Сарданапал), воинские звания (майор, полковник...), цифры (два-двенадцать-восемьдесят пять...). Теперь он добрался до чистых тавтологий: "Я зашел сюда посредством двери, я пришел сюда с помощью ног". Строго говоря, и то, и другое, и третье переводится более-менее одинаково: "Я пою ртом, у меня работают альвеолы и небо, а вы меня слушаете, а значит, мы еще здесь". Божий дар в его случае - всего лишь тембр да интонация. Это самый волшебный дар. Это как ветер в листьях шумит. Вернее, листья в ветре.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

29 сентября 2000, г. Москва, клуб "16 тонн"

* StPtarmigan, http://www.chat.ru/~finnagain/cont1.htm 
Двери травы
Камчатка
Цветы Йошивары
СтопМашина
Аделаида (Перед этим сказал, что в "Территорию" войдет четыре или пять НОВЫХ песен. И вот, кстати... - "Новая песня", - ехидно заметила С. Аранжировка хорошая, впрочем. Бодро-мощная. Скрипку и флейту слышно почти не было (НИГДЕ), но это в порядке вещей. Зато прекрасно был слышен бас.)
Таможенный блюз (Спел две тысячи лет подряд во втором куплете; спел кровь - диэтилбромид, - или мне показалось?)
Вана Хойа (Аутентично, как в МЭЛЗе в феврале 91-го, например, - только без мантры в конце, конечно.)
Три сестры (Народ утверждал, что БГ перед исполнением этой песни спросил у Сакмарова или у Суротдинова, сколько времени. Полночь только-только наступила, - и, стало быть, можно было поздравлять Веру-Надежду-Любовь... и мать их Софью...)
Если бы не ты (вот единственное, что осталось сейчас от ЛИЛИТ.)
Не стой на пути
No Woman No Cry (Я впервые слышу, как он поет этот суперхит Боба Марли на концерте (студийная-то есть запись.))
Зал подпевал: everything's gonna be alright, something like this...
Вавилон + Аристократ (В 2001 году она уже не так будет петься.)
Сказал, что они опаздывают на поезд. Это уже традиция. :)

* Фотоотчет Колибри о концерте и тусовке в "16 тонн" тут: http://www.astroguru.com/oldruss/messages/10/861.html?120000640 , тут: http://www.astroguru.com/oldruss/messages/10/875.html?120000743  и тут: http://www.astroguru.com/oldruss/messages/10/880.html?120000753 

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Лао Цзы. Дао дэ Цзин
(продолжение)

41
Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению.
Человек средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает.
Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке. Если оно не подвергалось бы насмешке, не являлось бы дао. Поэтому существует поговорка: кто узнает дао, похож на темного; кто проникнет в дао, похож на отступающего; кто на высоте дао, похож на заблуждающегося; человек
высшей добродетели похож на простого; великий просвещенный похож на презираемого; безграничная добродетельность похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похожа на ее расхищение; истинная правда похожа на ее отсутствие. Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго изготовляется; сильный звук нельзя услышать; великий образ не имеет формы. Дао скрыто [от нас] и не имеет имени. Но только оно способно помочь всем существам и привести их к совершенству.

42
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа.(*) Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию. Люди не любят [имена] "одинокий", "сирый", "несчастливый". Между тем гуны и ваны (цари и князья) этими [именами] называют себя. Поэтому вещи возвышаются, когда их принижают, и принижаются, когда их возвышают.
Чему люди учат, тому обучаю и я: сильные и жестокие не умирают своей смертью. Этим я руководствуюсь в своем обучении. 
-------------
(*) Одно, по нашему мнению, означает хаос, состоящий из мельчайших частиц ци, как первоначальной формы существования дао. Два - это легкие и тяжелые ци, из которых возникли три - небо, земля, человек.

43
В Поднебесной самые слабые побеждают самых сильных. Небытие проникает везде и всюду. Вот почему я знаю пользу от недеяния. В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить с учением, не прибегающим к словам, и пользой от недеяния.

44
Что ближе - слава или жизнь? Что дороже - жизнь или богатство?
Что тяжелее пережить - приобретение или потерю? Кто многое сберегает, тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи. Кто знает предел, тот не будет подвергаться опасности. Он может стать долговечным.

45
Высшее совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но ее действие неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику. Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает порядок в мире.

46
Когда в стране существует дао, лошади унавоживают землю; когда в стране отсутствует дао, боевые кони пасутся в окрестностях. Нет больше несчастья, чем незнание границы своей страсти, и нет большей опасности, чем стремление к приобретению [богатств]. Поэтому, кто умеет удовлетворяться, всегда доволен [своей жизнью].

47
Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха.

48
Кто учится, с каждым днем увеличивает [свои знания]. 
Кто служит дао, изо дня в день уменьшает [свои желания].
В непрерывном уменьшении [человек] доходит до недеяния. Нет ничего такого, что не делало бы недеяние. Поэтому овладение Поднебесной всегда осуществляется посредством недеяния. Кто действует, не в состоянии овладеть Поднебесной.

49
Совершенномудрый не имеет постоянного сердца. Его сердце состоит из сердец народа. Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Таким образом и воспитывается добродетель. Искренним я верен и неискренним также верен. Таким образом и воспитывается искренность. Совершенномудрый живет в мире спокойно и в своем сердце собирает мнения народа. Он смотрит на народ, как на своих детей.

50
[Существа] рождаются и умирают. Из десяти человек три [идут] к жизни, три - к смерти. Из каждых десяти еще имеются три человека, которые умирают от своих деяний. Почему это так? Это происходит от того, что у них слишком сильно стремление к жизни.
Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру некуда наложить на него свои когти, а солдатам некуда поразить его мечом. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти. 

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"