Пустые места группы "Аквариум"
109-й выпуск, 19 октября 2000
НОВОСТИ
* Стала известна песня Цоя в исполнении Аквариума, которая войдет во второй CD "КИНО-Пробы". Это - "Генерал"... Фууу... правда? Лично мне "ждалась" "Мама-Анархия", и то, что эту песню "занял" какой-то "Наив", не может служить оправданием - IMHO "Наив" должен был уступить старшим. ;) Впрочем, это только мое сугубо субъективное мнение. :) Вторая часть трибьюта, для которой музыканты продолжают делать свои кавер-версии песен Цоя, выйдет 15 ноября, накануне концерта "КИНО-Пробы" в спорткомплексе "Олимпийский". Сам концерт пройдет в пятницу, 17 ноября, и выступят на нем большинство участников проекта.
* Расписание
концертов Вермишель Orchestra:
06 октября, пятница 20:00, Клуб JFC, Санкт-Петербург,
Шпалерная улица, 33, (М) Чернышевская, 272-9850.
20 октября, пятница 19:00, Клуб ФОРПОСТ,
Москва, Хамовнический вал 28, (М) Спортивная, 242 1654
доб.19
21 октября, суббота 19:00, Центральный Дом
ЖУРНАЛИСТА, Москва, Никитский бул. 8а, (М)
Арбатская, 421 6864
22 октября, воскресенье 19:00, Центр ДОМ,
Москва, Б.Овчинниковский пер. 24 стр.4, (М)
Новокузнецкая, 953 7236
* На сервере "Пустых Мест" оцифрованы и выложены еще кое-какие старые концерты Аквариума и некоторые "официальные" альбомы. Скоро сделаю отдельные странички для этих записей и обязательно вам сообщу. А пока тяните то, что ниже:
ТЕРРИТОРИЯ
* Ну... вот, наконец-то. Четыре песни с "Территории" можно укачать в мп3... Может, я что-то путаю, но это впервые - песни с еще невышедшего альбома автор выкладывает в сеть для всеобщего употребления. "Искусство должно принадлежать народу!" - (с) БГ, 2000 ("Нечто Вроде").
01. Горный
Хрусталь
02. Под
Мостом Как Чкалов
16. Вавилон
(2000)
17. Новая
Песня О Родине
ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ
From: Святослав Бирюлин <biryulin@mail.ru>
To: <varyushkin@mail.ru>
Sent: Sunday, October 15, 2000 4:55 PM
Subject: Вопрос
Скажите, а какова степень информационности Вашей
рассылки? Например, в МДМ прошла презентация
фильма "Под знаком Пси", а в рассылке об этом
- ни слуху, ни духу. Может, такого рода новости
можно получать где-то в другом месте? И в более
сжатом виде?
С уважением,
Святослав Бирюлин.
Конец цитаты. :-) Получать можно - мне не жалко. Разрешаю, в общем. А если серьезно, то степень информационности рассылки равна степени информированности тех, кто в нее пишет - если в рассылке не сказано, о каком-то событии (а вам о нем известно), то это не значит, что события не будет или не было, это значит, что вы должны немедленно о нем написать: varyushkin@mail.ru. Договорились? :)
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
Уже пару лет, если мне не изменяет память,
ходит по Интернету e-mail - "Тантра Счастья".
Подпись внизу - Борис Гребенщиков. Я эту тантру
получал уже раз этак десять - минимум.
Далее "комментарии" В. Курицына:
"Получаю вчера письмо от Наташи Перовой,
редактора журнала Glas, со странным сабжектом "очень
хорошая тантра". Открываю: дескать,
Гребенщиков велел тантру переслать, пересылай
дальше в течение 92, что ли, часов, а то помрешь.
Письмо счастья: ццц-бг-вариант. Тантра и впрямь
оказалась интересной: БГ ее с тибетского языка
перевел.
"13. Когда кто-либо задает Вам вопрос, на который
Вы не хотите ответить, с улыбкой спросите: "Почему
Вы хотите это знать?"
14. Помните, что великая любовь и огромные
достижения требуют большого риска.
17. Когда Вы проигрываете, не упускайте урок..."
Переслать велено не меньше чем в пять адресов, а
то будет колбасить, как мышку под Джагернаутом..."
Конец цитаты. Я почему-то так никому это письмо и
не переслал, и не смотря на то, что рок-н-ролл
мертв, я еще - нет. Тьфу-тьфу-тьфу.
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
Не знаю, можно ли считать, что подействовала критика в прошлом выпуске рассылки, ;-) но пришло два e-mail от москвича и москвички - очевидцев недавнего концерта А в "Свалке". Интересно еще и то, что оба, не сговариваясь, сделали одну и ту же приписку в письме (недословно, но суть - верна): "Надеюсь, что отчет получился не слишком восторженным". Ну да - все правильно, во все времена было нормой ругать Гребеншикова и Ко, а хвалить и восторгаться - это моветон. ;-)
14 октября 2000, г. Москва, клуб "Свалка"
Ирина Воронежская, ireneutd@mail.ru
За что я люблю концерты Аквариума
За отсутствие (не так давно пришедшее,
имхо) стремления кому-то что-то доказать. Играли
Камчатку, публика скакала и орала, БГ расплывался
в улыбке и строил девушкам глазки - без всякого
напряга от того, что это чужая песня 20-летней
давности. Важен лишь общий кайф от процесса.
За этот самый кайф - неизменный кайф,
испытываемый людьми на сцене от того, что они
делают. Зрелище столь же воодушевляющее, сколь и
прекрасное.
За зрелище. Не говоря уже о БГ с его "штучками" - это само собой. А вот еще за Шара, неутомимо скачущего за своими конгами. На каждом концерте всегда находится кто-то из моих или чужих :) знакомых, кто замечает его в первый раз - "Я раньше далеко стоял, его было не видно..." И радуюсь вместе с ними.
За праздничность, за яркость, за то, чего не видно на компактах. За вечно меняющиеся прически БГ, за вводящие пуритан в ступор штаны. За Дедовы тюбетейки, фески, банданы и бейсболки, рясы и майки с Бобом Марли на спине. За Сура, появившегося вчера в модном концертном фраке и фрачной рубашке - это надо видеть.
Да, да, за Суротдинова отдельно люблю. За его пленительную полуулыбку и за то, что он есть :) Когда летом 99-го он вернулся в Россию и в группу, к группе вернулся "Аквариумный" звук. Но это и понятно, струнные были всегда, и мы соскучились по ним за сезон "Нового Электрического Пса". Но вместе с ним вернулся и особый драйв! Легендарные Ляпинские "запилы" (в хорошем смысле :)) - вот, что мне напоминают скрипичные соло и дуэты последнего года.
За БГ с его способностью переключаться и оставаться искренним. Вот только что он размахивал руками и орал во все горло "У меня есть две фазы, мама!..", а через минуту он поет "Самый быстрый самолет" проникновенным голосом и с взглядом, устрелеменным ввысь - как будто в первый раз. А публика переключаться не умеет и оглашает зал нестройным хором сотни голосов "...не успеет за тобо-о-о-ё-о-ю..." :) Он не обижается, даже не ухмыляется, а сообщает после, что "меня как-то смущает, что вы так стоите столбами и слушаете все эти ромааансы... Давайте что-нибудь праздничное". Ха, ну попробовал бы сам поплясать и руками помахать в такой толпе :)
А где же про музыку-то, спросят коллекционеры и ценители? А что музыка... Музыка - на СД. А на концертах - то, что называют дурацким словом "энергетика". То, что заменяет усталость и загруженность рабочего дня (усугубленную ожиданием концерта под кельтские мелодии, сменившие мантры) на радость и любовь ко всем окружающим.
От эмоций - к фактам. Примерный список
песен:
Стучаться в двери травы
Камчатка
На той стороне ("Я мальчик золотое кольцо...")
- 26.03.00 На той стороне (название приблизительное)
(764 kb) Концерт в Доме ученых. Троицк. 18 марта 2000 - http://severov.atom.ru/sounds/na_toy_storone_3222.mp3
Пока несут саке
Стоп-машина
Башня
Влюбленные в белом купе
Вана Хойя
Не стой на пути
Таможенный блюз
Самый быстрый самолет
Рыба
No Woman No Cry
Мама - Анархия
Вавилон/Аристократ
* * * * *
Денис Ожигин aka Dows, dows@mail.ru
Как уже писали Пустые Места, концерт был
улетный.
Для создания образа: БГ был в шелковой красной
рубашке, Рубекин - в бархатистой красной рубашке,
Дед Василий - в бело-зеленой футболке, Шар был
одет в нечто разноцветное, остальные - в черном.
"Свалка", не смотря на название, оказалась не
самым плохим местом. Больше походила на свалку
старых автомобилей, из которых соорудили
уединенные столики. Кроме этого, привлекали
внимание различные плакаты коммунистического
содержания. Надо сказать, весьма занятное чтение
под пиво... Так как я пришел примерно за 2 часа до
начала, прочитать таких плакатов я успел много. А
Аквариум в это время в соседнем зале
настраивался...
За час до концерта всех запустили в зал. С первых
минут стало ясно: БГ где-то здесь. Он с группой
мирно сидел за двумя самыми темными столами.
Официантки носились особо рьяно, народ осторожно
прижимался поближе к столику, привлекающему
внимание... Затем особо смелые люди даже смогли
пообщаться с самим БГ.
Концерт начался в 23-30 - 23-40. К этому времени народу
набралось достаточно: даже в последних рядах (где
стоял я) толкались. Все началось традиционно: "Добрый
вечер. Поздравляем всех с праздником", - и
дальше сразу "Стучаться в двери травы"...
кажется. Вообще, набор песен достаточно
стандартный: была "Стоп Машина", "Рыба",
"Вавилон", "Анархия", "Таможенный
блюз" (!!!), "Не стой на пути…" и т.д. Порядок
не помню. Но было и нечто новое. Со словами "Мы
сами только сегодня это начали играть"
прозвучало то, что я не слышал. По-моему, там были
слова "…золотой мальчик…".
На одной из песен у БГ расшатался микрофон,
который он всю песню ловил и который, в конце
концов, отвернулся от него. Этот момент потом
после концерта озвучил маленький мальчик: "Свалка
она и есть свалка. Вон - даже микрофон был
расхлябанный".
Совершенно прозвучала "Башня" - после двух
куплетов Борис жестом заглушил группу, и минуты
две на одном аккорде выводил голосом такие
пируэты... Представьте себя на верхушке волны, на
доске. Вы нажимаете на передний край доски, чтобы
устремиться вниз. Но в этот момент ветер крепчает,
волна ускоряется, и вот вы катитесь на самом
гребне волны, которая не позволяет вам упасть
вниз. Так и Борис выделывал со звуком. Штормовое,
рок-н-ролльное начало, 2 минуты затишья и кайфа, и
затем классная концовка. Зал повизгивал от
удовольствия :))) Интересно, был ли Павел Северов
на концерте? И, если был, не записал ли он такой
вариант? Всем бы советовал послушать.
На "Таможенном блюзе" Борис Рубекин нечто
вытворял на клавишных. Было здорово.
Кажется, на "Вавилоне" Олег Сакмаров с
блаженной улыбкой размахивал над головой
молотком.
Домой возвращался в полтретьего ночи под дождем...
17 октября 2000, г. Вологда
Федор Краузе, г. Череповец, fkrause@mail.ru
В свой предыдущий приезд Вологду - в
сентябре 1998 - БГ был без А, зато привез нехилую
подборку свежих песен (Чкалов, Девушки Танцуют
Одни, Новая Песня О Родине, В Одну Из Этих Ночей),
которые только сейчас издаются на "Территории",
да и то не все. На этот раз приехал весь бэнд (Рубекин,
Кудрявцев, Дед, Суротдинов, Шар) со стандартным
репертуаром последнего времени - хорошо
обыгранным и до боли знакомым: песни из изрядно
поднадоевшего уже Пси вперемешку со старыми
вещами + Richard Marley, цоевские "Камчатка" и "Мама-Анархия".
Не обошлось и без приятностей: прозвучала песня,
которую по словам БГ еще никто не слышал (первые
слова - Мальчик Золотое Кольцо, рефрен, кажется, -
Увидимся На Той Стороне) - довольно энергичная, с
мощной ритм-секцией и Сакмаровым на саксе. Вообще,
звук был прескверный, если не знать текстов, то
вряд ли что-то можно было разобрать - это омрачало
впечатление, пожалуй, больше всего. Хотя нет, это
бы еще ничего: самое страшное - это, конечно,
газовая атака: где-то минут через 20 после начала
организаторы, видимо, вспомнили, что у них ведь
еще такой забавный дымовой спецэффект имеется, и
тут уж начали подбавлять
газку в полный рост. Несчастные музыканты
утирали слезы, но мужественно доиграли до конца,
время от времени показываясь из густых клубов
дыма. Больше всех радовался Шар, который был на
сей раз в дамской пижаме красных тонов. Борис
Борисыч тоже даст фору кому угодно: кожаный
ошейник с крупным кольцом, красная же рубаха,
широкие брюки спортивного типа, тяжелые шузы на
мощной платформе. Маэстро был, мягко говоря,
немногословен, выглядел несколько уставшим - как
и все, в общем-то.
Очень понравились Девушки (те, что танцуют одни) -
коллективными усилиями прозвучали неожиданно
мощно и проникновенно. БГ виртуозно исполнил
Самый Быстрый Самолет. В дуэте с мягким баском
Кудрявцева здорово (и выйгрышно) звучат старые
акустические песни. Реинкарнация
Вана-Хойи в нынешнем бодреньком темпе также, по-моему,
удачна.
Оглушительный театрализованный блок Афанасий-Скорбец
(БГ в маске a la Фантомас, дым, свет etc.) не
производит былого впечатления. Вообще
электронный долбеж в исполнении А по-прежнему
диковат и непривычен.
Хоть Рубекин, конечно, и славный парень, но ОЧЕНЬ
не хватает гитариста (ох, Алексей Палыч, где вы?).
Да и аккордеон бы не помешал... И дудочки тоже
разные. Но главное - опять-таки - хочется новых
песен. Может, Борис их упорно приберегает с тем,
чтобы потом все разом и выдать?
СПРАВКА
Ирина Воронежская, ireneutd@mail.ru:
"Кстати, об аристократах. Вот уже с год
сенсимилья в этой песне полностью или частично :)
заменена на... неужели бодхичитту? Трудно
расслышать и сложно поверить - какая интересная
замена... :)
Пусть кто-нибудь осведомленный расскажет нам,
что такое бодхичитта. А пока - отрывок из
документа, сходу нашедшегося Яндексом.
http://scil.npi.msu.su/pub/religion/dzogchen/lit/retr94.html
отрывок из учений Чогьяла Намкхая Норбу Ринпоче,
данных им на Дзогчен-ретрите в Москве в 1994 году.
В начале каждой практики идут Прибежище и
Бодхичитта. Многие полагают, что Прибежище
предназначено для того, чтобы стать буддистом, а
Бодхичитта - это свидетельство того, что человек
обладает состраданием. Но это не главное. Не
имеет значения, объявляете вы себя буддистом или
нет, чувствуете, что вы буддист или нет. Если вы
просветлены и проявляетесь как Будда, никто не
скажет, что вы не Будда. Однако если вы не
обладаете таким знанием, то просто объявив себя
Буддой, вы им не станете. Не стоит ограничивать
себя, гораздо более важно быть в состоянии знания.
То же относится и к состраданию: вовсе не
обязательно говорить и демонстрировать, что вы
обладаете большим состраданием. Если вы хотите
иметь сострадание, вам нужно хотя бы немного
разбираться в жизни и в вашей ситуации.
Поэтому необходимо наблюдать за собой, за тем,
каковы ваши намерения в повседневной жизни.
Часто наблюдая за собой, вы будете замечать свои
намерения, в особенности дурные, и обнаружите,
что если вы отвлекаетесь из-за этих дурных
намерений, то порождается негативная карма. Как
только вы будете замечать дурные намерения, вы
сможете их контролировать, либо превращать
дурные намерения в добрые. Это есть истинный
смысл знаменитого "взращивания" Бодхичитты.
Если вы вовремя заметите свое дурное намерение и
превратите его в благое, то такое развитие
Бодхичитты намного лучше, чем повторение
множества слов о Бодхичитте. Люди имеют привычку
произносить множество слов. Говоря о Прибежище и
Бодхичитте, они считают: нужно начитывать вслух
такие-то тексты. Эта система Бодхичитты
принадлежит такой-то традиции, а та - другой. Они
придают слишком много значения словам и формам,
но если они при этом не наблюдают за своими
намерениями, упускают из вида этот ключевой
момент, то Бодхичитта не будет развиваться. Само
по себе произнесение множества пусть даже
прекрасных слов не имеет особого смысла. Обычно
строки о Бодхичитте звучат так: "я хочу
принести благо всем живым существам". Вы их
начитываете и начитываете, но сами в это время
думаете о своих делах, или вас одолевают
завистливые мысли. Это называется искусственной
Бодхичиттой, которая нам не нужна. Гораздо важнее
понять, что такое истинная Бодхичитта,
понаблюдать за своими мыслями, намерениями и
сделать что-то полезное. Вот каков истинный смысл
Бодхичитты.
Существуют две Бодхичитты: "монпа" (smon.pa) -
Бодхичитта намерения и "джугпа" ('jug.pa) -
Бодхичитта действия. Выполняя практику, вы
вначале как бы напоминаете себе о том, как
следует поступать в повседневной жизни. Даже
если вы не делаете практику, а просто гуляете,
едите или занимаетесь чем-то другим -
постарайтесь наблюдать за собой и видеть, какие у
вас мысли и намерения. Это - истинная сущность
практики Махаяны".
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Лао Цзы. Дао дэ Цзин
(окончание)
71
Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот
выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что
знает, тот болен. Кто, будучи больным, считает
себя больным, тот не является больным.
Совершенномудрый не болен. Будучи больным, он
считает себя больным, поэтому он не болен.
72
Когда народ не боится могущественных, тогда
приходит могущество. Не тесните его жилища, не
презирайте его жизни. Кто не презирает [народа],
тот не будет презрен [народом]. Поэтому
совершенномудрый, зная себя, себя не выставляет.
Он любит себя и себя не возвышает. Он
отказывается от самолюбия и предпочитает
невозвышенное.
73
Кто храбр и воинственен - погибает, кто храбр и не
воинственен - будет жить. Эти две вещи означают:
одна - пользу, а другая - вред. Кто знает причины
того, что небо ненавидит [воинственных]?
Объяснить это трудно и совершенномудрому.
Небесное дао не боретсяс, но умеет побеждать. Оно
не говорит, но умеет отвечать. Оно само приходит.
Оно спокойно и умеет управлять [вещами]. Сеть
природы редка, но ничего не пропускает.
74
Если народ не боится смерти, то зачем же угрожать
ему смертью? Кто заставляет людей бояться
сметрти и считает это занятие увлекательным,
того я захвачу и уничтожу. Кто осмеливается так
действовать? Всегда существует носитель смерти,
который убивает. А если кто его заменит - это
значит заменить великого мастера. Кто, заменяя
великого мастера, рубит [топором], повредит свою
руку.
75
Народ голодает оттого, что власти берут слишком
много налогов. Вот почему [народ] голодает. Трудно
управлять народом оттого, что власти слишком
деятельны. Вот почему трудно управлять. Народ
презирает смерть оттого, что у него слишком
сильно стремление к жизни. Вот почему презирают
смерть. Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем
самым ценит свою жизнь.
76
Человек при своем рождении нежен и слаб, а при
наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и
растенияпри своем рождении нежные и слабые, а при
гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое - это то,
что погибает, а нежное и слабое -- это то, что
начинает жить. Поэтому могущественное войско не
побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и
могущественное не имеют того преимущества, какое
имеют нежное и слабое.
77
Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда
понижается его верхняя часть, поднимается нижняя.
Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в
нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и
отдает бедным то, что отнято. Человеческое же дао
- наоборот. Оно отнимают у бедных и отдает богатым
то, что отнято. Кто может отдать другим все лишнее?
Это могут сделать только те, которые следуют дао.
Поэтому совершенномудрый делает и не пользуется
тем, что сделано, совершает подвиги и себя не
прославляет. Он благороден потому, что у него нет
страстей.
78
Вода - это самое мягкое и слабое существо в мире,
но в преодолении твердого и крепкого она
непобедима, и нет ей на свете равного. Слабые
побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое.
Это знают все, но люди не могут это осуществлять.
Поэтому совершенномудрый говорит: "Кто принял
на себя унижение страны - становится государем, и
кто принял на себя несчастье страны - становится
властителем". Правдивые слова похожи на свою
противоположность.
79
После успокоения большого возмущения непременно
останутся его последствия. Как можно назвать это
добром? Поэтому совершенномудрый дает клятву,
что он не будет никого порицать. Добрые стремятся
к соглашению, а недобрые - к вымогательству.
Небесное дао относится ко всем одинаково, Оно
всегда на стороне добрых.
80
Пусть государство будет маленьким, а население -
редким. Если [в государстве] имеются различные
орудия, не надо их использовать. Пусть людям до
конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест].
Если [в государстве] имеются лодки и колесницы, не
надо их употреблять. Даже если имеются воины, не
надо их выставлять. Пусть народ снова начинает
плести узелки и употреблять их вместо письма.
Пусть его пища будет вкусной, одеяние красвым,
жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние
государства смотрят друг на друга, слушают друг у
друга пение петухов и лай собак, а люди до самой
старости и смерти не посещают друг друга.
81
Верные слова не изящны. Красивые слова не
заслуживают доверия. Добрый не красноречив.
Красноречивый не может быть добрым. Знающий не
доказывает, доказывающий не знает.
Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все
делает для людей и все отдает другим. Небесное
дао приносит всем существам пользу и им не вредит.
Дао совершенномудрого - это деяние без борьбы.
Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail:
varyushkin@mail.ru,
ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"