Пустые места группы "Аквариум"
111-й выпуск, 28 октября 2000
НОВОСТИ
* 2-го ноября рассылке "Пустые Места" исполняется ровно годик. Ура? Буду рад получить спам по этому поводу :)
* Группа Аквариум и издающая компания CD-Land перенесли выпуск альбома "Территория" на 01 ноября 2000 г. Кликнув на названия первых двух и последних двух песен из приведенного ниже списка, вы можете укачать соответствующие mp3-файлы. Кстати, "Вавилон-2000" уже становится радиохитом.
01. Горный
Хрусталь
02. Под Мостом Как
Чкалов
03. Последний Поворот
04. Рок-н-Ролл Мертв
05. Не Пей Вина, Гертруда
06. Волки и Вороны
07. Не Стой На Пути У Высоких Чувств
08. Кострома Mon Amour
09. 212-85-06
10. Самый Быстрый Самолет
11. Аделаида (2000)
12. Великая Железнодорожная Симфония
13. Гарсон № 2
14. Партизаны Полной Луны
15. Та, Которую Я Люблю
16. Вавилон (2000)
17. Новая Песня О
Родине
* Музыкальный интернет-магазин www.compactdisc.ru принимает заказы на "Территорию" - планируется отправить диск всем желающим в день релиза, в Москве и Питере - даже доставить с курьером в тот же день.
* Во второй диск трибьют-альбома "Кино", кроме "Генерала" в исполнении Аквариума, войдет песня "Электричка" в версии Дюши Романова. Эту песню Дюша исполнял практически постоянно сначала с "Трилистником", а потом с "Dusha-group" с января-февраля 1997 года и до... В свое время он сам включил эту песню в качестве bonus'а в собственный "The best", который должен выйти в конце осени. Компания Real Records решила, что этой уникальной live-версии место на общем альбоме. Говорят, что Дюшина трактовка "Электрички" была довольно странная...
* Новые материалы на страничке Пустых Мест: МP-3 - "Песни Вертинского", "Песни Булата Окуджавы", "Искушение Св. Аквариума", "Аквариум-25", "Скорбец", Kate St John. "Second Sight", "Сезон Для Змей", "Второе Блюдо" - концерт в Корабелке 12 мая 1985 года; V Рок-Фестиваль - 07 июня 1987 года; АнБГлийские песни - исправления и дополнения, "Go, Фагот, Go" - концерт / сборник редкостей. RA - Рождественский Концерт - СПб, ДК Ленсовета 28 декабря 1996 года; Б.Г.Unplugged - 22.03.97; Презентация "Лилит" - 25 декабря 1997 года. Традиционный Рождественский концерт в ДК Ленсовета, СПб. Изменения и дополнения в проектах АнБГлийские песни и Разбросанные Вещи. Etc.
* Вот ведь до чего можно дослушаться БГ - и сам запоешь! http://www.cs.chalmers.se/~andrei/AnD/ - Андрей Сабельфельд (соло) советует употреблять этот cover в случае, когда захочется потанцевать :)
КОНЦЕРТЫ
25 октября - Berlin, Fontane-Haus (BG solo)
tickets: 030 204-50-346 - концерт состоялся! АУ! АБОРИГЕНЫ!
29 октября - Muenchen, Babylon (Kunstpark-Ost) on-line: CTS 089
57966477, atmoravi@bigfoot.com
02 ноября - Berlin, Columbiahalle on-line: CTS 030 204-50-346
05 ноября - Kassel, Kulturfabrik 0175 7750470
08 ноября - Leipzig, Anker 0341 912 83 27, 0172 346 93 80
10 ноября - Hamburg, Markthalle 0178 616 63 82, info@rubel-records.de
* На сайте
клуба "16 тонн" (г. Москва) появилась
следующая информация о планируемых событиях в
ноябре 2000:
15 ноября, среда - пресс-конференция
группы АКВАРИУМ
16 ноября, четверг - 21.30 : "АКВАРИУМ",
презентация нового альбома. 23.00 : "Вермишель
Оркестр". (Сообщение from: Vladimir Belkov <vmbelkov@genetika.ru>. Спасибо!)
* Как известно, в декабре намечены гастроли Аквариума в США. О некоторых концертах уже есть кое-какая информация (от сайта "Русский Рок в Америке"):
2 декабря, суббота 19.00 - г. New
York, Millennium
Theater, 1029 Brighton Beach Avenue.
Стоимость билетов: Balkony $20-25, Loge - $30, Orchestra $30- 40.
Билеты: 718-615-1500, касса "Лира" (718) 646-1515, (718)
934-2500, Мила (Квинс) (718) 897-4500 , Мосвидеофильм (718)
648-9500, (718) 645-1888, "Kamkin Bookstore" (212) 673-0776, в Интернете
на сайте
RussianZal.com.
3 декабря, воскресенье, 19.00 - г. Chicago,
Mather
High School, 5835 N Lincoln Ave. Билеты - Лиля: (847) 677-1503, (773)
761-9220, (773) 338-8770
9 декабря, суббота, 19.00 - г. San Francisco, Lowell
High School, 1101 Eucalyptus Dr. Билеты - Rita (408)260-1042
* 16-17 декабря - концерты Аквариума в Японии.
* Анонсы
выступлений "Оркестра Вермишель":
04 ноября 2000, суббота - концерт в
музыкальном клубе "Зоопарк" в Санкт-Петербурге.
Начало
выступления в 19:00. Адрес клуба: Александровский
парк, 1, (М) Горьковская. Центральный вход в
зоопарк (где находится клуб) открыт с 18:30 до 19:30.
Телефон: (812) 232-3145.
15 ноября 2000 среда - выступление в
программе "НОЧНОЙ VJ" на канале "Дарьял ТВ"
(Москва). Начало приблизительно в 22:40.
16 ноября 2000 четверг - концерт в клубе
"16 ТОНН" в Москве. Начало выступления в 22:30.
Телефоны: (095) 253-5300, 253-0530.
17 ноября 2000 пятница - Концерт в
Центральном Доме Художника в Москве. Начало
концерта в 19:00. Адрес: Крымский Вал, дом 10; (М)
Октябрьская, Парк культуры. Кассы ЦДХ работают
ежедневно, кроме понедельника, с 15:00 до 19:00.
Телефон: (095)238-1955.
19 ноября 2000 воскресенье - Концерт в
клубе "Проект О.Г.И." в Москве. Начало в 22:00.
Адрес:
Потаповский переулок, 8/12 строение 2. (М) Чистые
пруды. Телефон: (095) 927-5678.
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
Как справедливо заметил один из читателей рассылки, недавно состоялась презентация нового фильма об Аквариуме режиссера Андрея Новоселова "Настроение Пси", а Пустые Места нагло проигнорировали этот факт. Пытаясь как-то загладить вину публикуем нижеследующее интервью по этому поводу.
У Гребенщикова - "Настроение
Пси"
Мария Губернаторова, Русская газета, 27.10.00
Бессменный лидер группы "Аквариум"
Борис Гребенщиков остается фигурой загадочной
даже для своих многочисленных поклонников. Эту
загадку постарались раскрыть его близкие друзья
- режиссер Андрей Новоселов и продюсер Михаил
Штырлин. Стараниями этих двух людей в середине
осени этого года в свет должен выйти (вышел уже :) -
C.В.) фильм о Борисе Гребенщикове - "Настроение
Пси".
На вопросы о новом фильме отвечает сам БГ.
- Борис Борисович, про вас уже были
сняты три фильма, и известно, что вы были очень
недовольны результатом. Как вы отважились
повторить кинематографический опыт?
БГ: Я бы не стал ставить все эти фильмы в ряд. Там я
был жертвой, хотя и добровольной. Съемки в тех
фильмах (а они все проходили в один год) полностью
уничтожили мою жизнь. Вы представьте: я пытаюсь
уложить спать своего больного сына, а меня через
зеркало снимают две камеры. Полная порнография. В
случае с фильмом "Настроение Пси" все было
иначе. Мы давно знакомы с режиссером Андреем
Новоселовым - он снимал мне два клипа и делал это
так самоотверженно, что когда Андрей выступил с
идеей фильма, у меня не хватило духа ему отказать.
У нас с Андреем была негласная договоренность о
том, что мы делаем одно дело, и делая его, играем
по одним правилам.
- Вы остались довольны результатом?
БГ: Нет, я еще не был доволен ни одним результатом.
Всегда кажется, что можно сделать больше и лучше.
Хотя надо сказать, что этот фильм довольно точно
передает отношение режиссера ко мне. Мне
немножко смешно на это смотреть, так как я сам не
всегда понимаю, что он имел в виду. Надо сказать,
получился очень атмосферный фильм.
- По ходу съемок вы проявляли собственную
инициативу?
БГ: Моя инициатива состояла в том, что всячески
пытался сломать все задумки режиссуры. Андрей
вовремя понял, что снять обо мне и с моим участием
нечто разумное, имеющее конкретный сюжет,
невозможно, и не стал сопротивляться. Так что
можно сказать, что весь фильм состоит из того, как
я, собственно, не давал снимать этот самый фильм.
И когда Новоселов уже окончательно вывел меня из
себя попытками осознать, что я собой представляю,
я притащил всю съемочную группу в один из баров
на острове Ибица и вкратце перед камерой изложил
смысл жизни.
- В некоторых эпизодах фильма вас дублирует
солист группы "Танцы минус" - Слава Петкун.
Вы согласны с такой параллелью, которую между
вами проводит режиссер?
БГ: По крайней мере, я не имею ничего против, меня
даже веселит такой постмодернистский подход.
Один человек говорит по-русски, другой его
переводит, кстати, это не так легко - честь и хвала
Славе, что он справился. Или вот тот момент, когда
мы сидели в баре, я говорил очень тихо, так что
ничего не слышно, на экране появляются титры,
которые прочитать тоже практически невозможно.
- Судя по всему, "Настроение Пси" - фильм
необычный, а происходило ли что-нибудь
неординарное на съемках?
БГ: Сами съемки были необычными. После того, как
стало ясно, что никакого сценария не будет, все
стало еще более интересным, никто не знал, что
будет происходить в следующий момент. Много
нового и необычного для себя я сам делал в
процессе съемок. Лазил по горам, что, учитывая мою
лень, просто подвиг, несколько минут лежал под
водой на дне моря, потом меня закладывали камнями.
В горах я думал, что умру, но выжил.
- А почему для съемок был выбран именно Крым?
БГ: Это была инициатива нашего продюсера Михаила
Штырлина. На какой-то период своей жизни я забыл и
про Крым, и про "Новосветское шампанское", и
про массандровские вина. И вот совмещение этих
трех фактов заставило меня пересмотреть свои
взгляды, как на всесоюзную здравницу, так и на
отечественную алкогольную продукцию. Заявляю
это как истинный пьяница, с полной
ответственностью за то, что говорю.
- Борис Борисович, вас волнует судьба фильма,
будет он пользоваться успехом или нет?
БГ: Абсолютно нет. Когда ребенок вырос, его надо
отпустить и не лезть в его дела. Я свою миссию
выполнил, снялся в фильме и больше меня он не
волнует.
P.S. Еще одно "свежее" и весьма неплохое IMHO интервью с БГ опубликовано тут: http://www.bdg.minsk.by/projects/guests/bg/bege.htm
P.P.S. From: Скоробутов Александр Юрьевич <sk_alex@mail.ru>
To: <varyushkin@mail.ru>
Sent: Thursday, October 26, 2000 7:25 PM
Subject: уточнение к информации в "Пустых местах"
> Приветствую Вас varyushkin@mail.ru,
> В 110-м выпуске рассылки "Пустых мест"
наткнулся я на следующее:
> - Как переводится записанная в сборнике
"14", кажется, буквами Феанора вставка
> в "Партизанах полной луны"?
> БГ: Она не переводится. Зачем?
>
> Конечно, автору виднее, переводится его текст
откуда-нибудь или нет, но если
> попытаться перевести с Синдарина то, что там
написано, получается следующее:
> У них есть серебряное пламя в ночном небе,
> У них есть звезды - серебряные слезы неба.
> О, Варда, владычица Гилтониэль!
> Ночное небо...
> Перевод моего друга Вадима Белого.
СПРАВКА
Тут надо писать всякие справкм
АКЦИЯ
Акция Нечто Вроде
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
...Об этом пишет любая собака ;) или каждый видит лишь то, что в нем уже есть... Вот два симпатичных (и симптоматичных) мнения от одного и того же концерта Аквариума
18 октября 2000 в г. Ярославле
Василий Шабанов, svan@mailroom.com
Ну что ж, дождались - после трехлетнего
перерыва к нам в город пожаловал "Аквариум".
Причем, тихо, практически без рекламы. Лишь
несколько афиш по городу, да пара объявлений по
радио. Так что, многие мои знакомые узнали о
концерте слишком поздно, когда билетов уже не
было :(
Выступал "Борис со товарищи" на сцене
местного ТЮЗа - не самая лучшая обстановка для
рок-концерта, но хоть акустика была более-менее
на уровне. Не смотря на практически полное
отсутствие рекламы и то, что концерт был назначен
на среду, билеты продавались на ура - за месяц до
концерта от 750 билетов остался жалкий десяток, из
которого мне и пришлось выбирать :( Цены на билеты,
по-моему, были весьма демократичными от 40 рублей
на последний ряд балкона, до 250 за первый ряд
партера. Ну вот билет куплен, среда наступила,
значит пора на концерт...
Итак, среда 18 октября - в Ярославле очень холодно
и слякотно. После рабочего дня - законная
усталость и желание в горячюю ванну... Но ведь
концерт же. Как обычно, выход музыкантов
задержался на полчаса, в связи с чем некоторые
люди в зале нервничали.
Ну вот они вышли:
Борис Гребенщиков: джинсы красная рубаха, на шее
ошейник с висюльками :) Выглядит свежо и бодро, да
и бородку (ИМХО) дурацкую сбрил. Олег Сакмаров:
что-то вроде спортивного костюма :) Владимир
Кудрявцев: во всем белом (так в наших фильмах
выглядят крестьяне на сенокосе :)) Борис Рубекин:
в красной рубахе (что он с клавишами делал!!!) Алик
Потапкин: за ударными толком и не разглядел :(
Андрей Суротдинов: в цивильном смокинге - очень
впечатляюще :) Олег Шар: в красной майке и
аналогичных штанах. Во время концерта, по-видимому,
получал наибольшее удовлетворение, ибо танцевал,
прыгал, размахивал руками, да еще от такого
оттяга пинанул довольно сильно табуретку, так
что та улетела метра на три-четыре, звеня и
подпрыгивая :)
Концерт начался со "Стучаться в двери травы"...
БГ все-таки, скорее всего, Бог, ну может не из
старших, но все равно. Забыл, про слякоть на улице,
усталость и то, что пора выглядеть солидно и все
такое... То есть завелся сразу, даже не ожидал. Зал
тоже реагировал сильно, но на пляски никто не
вылезал поначалу - театральная обстановка не
способствовала. Но это только по началу. Первым
пошел растаманско-расслабляющий блок блок: "Стучаться
в двери травы"; "Камчатка" Цоя - очень
удачно исполнена в регги, акцент оказался
перенесенным оконцовочное "ну и пусть",
получилось весма интересно и здорово; "Пока
несут сакэ" (со строчкой "хочу быть как Цой"
- это после Камчатки :)) , "Телохранитель", "Стоп
машина" (фигли-мигли child, фигли-мигли smile).
Поначалу что-то не так было с аппаратурой - провод
откуда-то вылетал, так что Олег Гончаров
несколько раз выбегал на сцену, ну и, в итоге,
исправил.
Дальше пошло некоторое утяжеление. "Имя моей
тоски" была обставлена весьма эффектно: сцена
померкла, музыканты выстроились в ряд, задник
сцены окрасился в светло-синий цвет - зал
воспринял это все "на ура". Только на
концерте я почувствовал, насколько это
библейская, прямо таки, песня. Все вот говорят:
буддист, буддист БГ. А песни, скорее, сугубо
христианские были :) Только в "Вана Хойя"
вместо: "Я скажу тебе "Скипси Драг'", было:
"Я скажу тебе "Ом мане падме хум'". Вот,
практически, весь буддизм :). Все вышеизложенное
прошу считать ИМХО или шуткой и сильно не
напрягаться по этому поводу :)
Дальше были (возможно, не в той
последовательности, так как я хоть и пробовал
записывать песни, но затем бросил это занятие,
как обламывающее): "Афанасий Никитин буги",
"Сын плотника", "Сварог", "Цветы
Иошивары" (то есть весь "Пси", за
исключением "Маша и медведь", что весьма
странно, так как "Маша...", безусловно,
ударнейшая песня на "Пси"). Была новая песня
"Мальчик золотое кольцо или встретимся на том
берегу" на утяжеленную и ускоренную мелодию
"Кусок Жизни" - явно будущий хит.
Была "Тень", "Луна", "Древнерусская
тоска", "Аделаида" - вот порадовал, "Рыба",
"Боже, помилуй полярников", "Не стой на
пути у высоких чувств" - два раза повторил: "Об
этом пишет любая собака", - намек на нашу
журналистику :-)?, "Им не нужен твой дом", "Эй,
вы, как живется там?" - очень порадовал, "Комната
лишенная зеркал", "Ключи от моих дверей" -
просто в восторге, "Вана Хойа" - очень
индуизированный вариант, "Моей звезде" -
чувствуете как БГ разошелся :), "Девушки
танцуют одни". Под конец была исполнена "Мама-анархия"
и последней - "Вавилон+Аристократ", на
которых танцевал уже практически весь зал. После
Вавилона на сцену ломанулись визжащие девушки, и
БГ поспешно убежал...
Вот такой вот (ИМХО) классный концерт :) По ходу БГ
неоднократно делал ритуальные поклоны с руками
сложенными лодочкой, мягко спрашивал: "Ну, как
вы". Очень впечатлил танец Шара с Сакмаровым,
что-то вроде вальса - было весело. Отыграв полчаса
Аквариум покинул сцену, люди знающие продолжали
его вызывать, а случайные - покинули зал (бедняжки).
После триумфального возвращения БГ несколько
потеплел и исполнял только задорные рок-н-ролы и
регги. Он даже произнес что-то вроде: "Ну что бы
вам еще спеть?" На что наивные зрители
действительно начали что-то предлагать. Особенно
запомнился один молодой человек, сумевший
выскочить на сцену и начавший умолять БГ что-то
там исполнить. Но охрана очнулась и вежливо
проводила юношу на место :)
Так же во время исполнения какого-то регги (точнее,
"Выключи свет") БГ произнес явно заранее
заготовленную речь: "Я вот смотрю в зал, там
темно и некоторые сидят вот так (сложил руки).
Один мой знакомый говорил, что тот, кто не
работает, стесняется, стыдится и т.д., не сможет
никогда достичь просветления. А поэтому Выключи
свет...", - и далее по тексту песни. Вообще-то, так
сидели к этому моменту единицы :)
В итоге концерт продлился почти два с половиной
часа. Было бы больше, я бы не расстроился :)))
Надеюсь, больше трехлетнего перерыва с приездом
в Ярославль не будет и на следующий год мы его
здесь снова увидим :)
* * * * *
Larionova Elena <elena@ymz.yaroslavl.ru>
Вот и на нашу улицу праздник пришел,
проехал грузовик с конфетами. Концерт Аквариума
состоялся, теперь будем вспоминать, как это было.
Сразу же написать не было никакой возможности -
слишком много эмоций. Теперь можно все обдумать
спокойно, вот только вспомнить все толком уже не
удается.
Концерт начался позднее минут на 40, что нисколько
не удивило, такое бывало и раньше. Музыканты
утверждают, что всему виной расхлябанность
звукооператоров местного ТЮЗа (где все это
безобразие происходило), но кто их знает :) Кстати,
билеты для Ярославля были не слишком дешевы (200-230
руб.), но оно того стоило.
Первые несколько песен мы с сестрой еще смогли
слушать, сидя на своих местах (где-то в последних
рядах амфитеатра), а потом поползли ближе к сцене.
Концерт был великолепен. Позднее смогла
составить примерный список песен (правда, не
уверена, что вспомнила все). Из старых были Двери
травы, Аделаида, Моей звезде, Песня для нового
быта, Вана Хойа (теперь звучит совсем по-другому),
Возьми меня к реке (очень жестко), С утра шел снег,
Боже, храни полярников, Таможенный блюз (просто
улетно), Гиневер (Борис, как всегда, ушел
отдохнуть). Все это перемежалось песнями с
последнего альбома: Пока несут сакэ, Стоп, машина,
Цветы Йошивары, Сын плотника. Имя моей тоски
сразило наповал. Мне и раньше эта песня казалась
лучшей в альбоме (мое субъективное мнение), но на
альбоме она звучала как-то не так. И только на
концерте я поняла, КАК она должна звучать.
Возможно, было что-нибудь еще, но у меня уже в
голове все перепуталось. Очень понравились
Девушки танцуют одни и Увидимся на той стороне.
Забойно прозвучали Скорбец, Афанасий Никитин и
цоевская Анархия. Была также Камчатка. Мне как-то
не очень приятно слышать, как заново поют витины
песни, некоторые исполнители изменяют их до
неузнаваемости. Но Борис спел все так, как надо.
Уверена, Цою бы понравилось. На бис были Ключи,
Рыба, Странный вопрос, Не стой на пути и новый
Вавилон/Аристократ. Никто и не сомневался, что
песни на бис будут, поэтому все ждали, никто не
расходился.
Очень не хватало соло-гитары (вот если б Зубарева
вернуть). Никак не могу привыкнуть к звучанию
клавишных. Впрочем, Рубекин был великолепен - в
некоторых проигрышах творилось что-то
невообразимое. В группе он самый молодой, но уже,
безусловно, Мастер. Впрочем, в Аквариуме никогда
не было плохих музыкантов.
В одежде группы преобладают красные тона. Борис
был в красной рубашке и синих джинсах. Шар и
Рубекин - тоже в красном. Суротдинов отпадно
смотрелся в новом концертном костюме с длинным
пиджаком (утверждается, что костюм был куплен
специально для последнего тура). Кудрявцев был
весь в белом и ярко выделялся среди остальных.
Дед Василий - в тинэйджерской кепочке и футболке
с Бобом Марли. Алик был не очень ярок, да и плохо
видно его за барабанами.
Все действо продолжалось около 2,5 часов (это по
утверждению самих музыкантов, я время не
засекала. Мне, вообще, показалось, что концерт
кончился, едва начавшись: "Как, и это все?"
Группа старалась вовсю, была просто великолепна,
а вот публика... Давно не видела таких
замороженных. Боря один раз даже сделал
замечание, но не очень помогло. Под конец, правда,
немного раскачались, даже стали танцевать, - но
далеко не все, большинство так и сидело со
скучающими физиономиями, сложив ручки на животе.
В результате, Борис был очень недоволен
концертом, удивлялся, что среди публики были или
очень молодые, или "очень среднего" возраста,
фактически, не было целого возрастного слоя 25-35-летних
(мы-то как раз относимся к этому возрасту). Я могу
утверждать так уверенно о том, что говорил и что
думал Борис Борисович по очень простой причине.
Мы с сестрой сидели на ступеньках у самой сцены
прямо напротив Рубекина и оттягивались вовсю (не
смотреть же на остальную публику). Борис-младший
весь концерт нам мило улыбался, а после финиша
пригласил нас поужинать с группой. Потом
вечеринка мягко переместилась в номер БГ. В
результате, мы смогли немного пообщаться с
группой. Борис был не в духе, очень мало
разговаривал. И правда, предыдущие два концерта
Аквариума в Ярославле (1996, 1998) были на редкость
удачными, - публика буквально на ушах стояла.
Возможно, в этот раз на концерт попало меньше
студентов (не всем был по карману билет), да и мест
в ТЮЗе не слишком много (все билеты были
раскуплены). А еще давалось мало рекламы. Многие
мои знакомые, узнав, что я была на концерте
Аквариума, удивлялись: "А разве к нам Аквариум
приезжал?" Но это уже вина устроителей. (А
заслуга-то у устроителей есть какая-нибудь? ;)
Сомневаюсь, что они смогли много заработать на
концерте Аквариума, скорее всего причины "позвать
Аквариум в Ярославль" были иными - прим. С.В.)
А сцена и зал, кстати, в ТЮЗе классные, - больше
похоже на клуб, пусть и достаточно просторный.
Для Аквариума - самое место. Вот только никакой
охраны. Кстати, еще один повод недовольства БГ. Не
то, чтоб толпа ломанулась на сцену, но даже
выскакивания отдельных нетрезвых личностей были
не слишком приятны. А сталкивать их назад
приходилось самому Максиму Ландэ и тем немногим
ребятам, что нашел Максим буквально перед самым
выходом на сцену. Не очень красиво получилось.
Сам Максим был крайне раздражен и даже повздорил
по этому поводу с устроителями после концерта.
Что-то у меня уж очень мрачно все получается.
Вообще говоря, все было не так уж плохо. Сама
группа (за исключением мэтра) была концертом
довольна. Тем, кто был в Ярославле впервые, очень
понравился город. Ну, что ж. Надеюсь, что
последний концерт не станет причиной особой
нелюбви Аквариума к нашему городу. Очень
хотелось бы увидеть их снова, возможно, в том же
составе. Неужели снова два года ждать?.. Что-то
очень длинно получилось. Но не знаю, какое слово
из песни выкинуть, поэтому оставляю все, как есть.
P.S. Другие "отчеты", чтобы не перегружать выпуск, будут опубликованы очень скоро. Просьба не обижаться их авторов. :)
ОБЪЯВЛЕНИЕ
АКВАРИУМ ищет молодого электрического гитариста, хорошо владеющего блюзовым слайдом, для возможной концертной работы. Резюме присылать на e-mail: bg@aquarium.ru
ТЕЛЕГА
Я лично не смог дочитать этот текст до конца - соскучился. Но некоторым (я знаю) нравится :) Поэтому мое мнение тут не в счет :) Просьба присылать e-mail по поводу, нужны ли подобные публикации в рассылке - их много у меня. А автора просьба не обижаться на мои комментарии. :)
Тверской государственный
университет.
Кафедра теории литературы.
Ю.В. Доманский, г.Тверь
«Тверской текст» рок-поэзии Бориса Гребенщикова
Борис Гребенщиков признается: «Мое
сердце - в Твери». Это признание имеет, конечно же,
биографическую основу: поэт часто, начиная с 1988 г.,
наведывается в Тверь, дает концерты (как сольные,
так и с группой); для спектаклей Тверского театра
для детей и молодежи (художественный
руководитель Л.О.Лелянова) Гребенщиков
специально пишет музыку. В 1996 и 1997 гг. в Твери были
изданы наиболее полные собрания стихотворений Б.Г.
…
В этой связи интересно посмотреть, как
реализуется образ Твери в поэтическом
творчестве Бориса Гребенщикова, что позволит
сравнить "мир, в котором живет автор" с тем
образом мира, который складывается в его
творчестве. Соотнесение деклараций и
художественного мира позволит реконструировать
те или иные аспекты мироощущения художника.
В рок-стихах Гребенщикова топоним «Тверь»
встречается в двух текстах – «Дубровский» (альбом
«Снежный лев», 1996 г.) и «Из Калинина в Тверь» (альбом
«Лилит», 1997 г.). В «Дубровском» слово «Тверь»
находится в речи персонажа – Дубровского:
Проснись, моя Кострома,
Не спи, Саратов и Тверь;
Не век же нам мыкать беду,
И плакать о хлебе1.
Заметим, что здесь - отнюдь неслучайный подбор
русских провинциальных топонимов. Два топонима
из трех имеют ярко выраженную
автобиографическую основу: по отцу Гребенщиков
из-под Саратова, а по матери – из-под Костромы.
Уже то, что Тверь оказалась третьим городом в
такой «родословной парадигме», позволяет
сделать вывод об особом месте Твери в
поэтическом мире Гребенщикова. Однако, как
признался сам поэт, автобиографизм в этом тексте
отнюдь не главное. Гораздо важнее, что все три
города являются для Гребенщикова знаком
провинции. Эти города объединяет то, что они
расположены на Волге, а Волга для Б.Г. – это
Россия. Следовательно, именно города,
расположенные на Волге (Кострома, Саратов, Тверь,
Самара [ср.: «Ох, Самара, сестра моя; / Кострома, мон
амур»]) выступают в поэтической системе
Гребенщикова своеобразной эмблемой России.
Тверь, таким образом, является для Гребенщикова
одним из немногих знаков России вообще.
Однако Тверь в поэзии Б.Г. обретает и вполне
самостоятельную (вне парадигмы) семантику.
Доказательство этого - в тексте "Из Калинина в
Тверь". В этом стихотворении отчетливо
намечается временная оппозиция, которая
реализуется в мотиве пути из Калинина (название
Твери до 1990 г.) в Тверь, т.е пути из прошлого в
настоящее. Оппозиция «прошлое / настоящее» в
первых двух частях стихотворения
актуализируется за счет слов «раньше» и «теперь»:
Даже страшно подумать, что раньше
Каждый шел как хотел – а теперь
Паровоз, как мессия, несет нас вперед
По пути из Калинина в Тверь.
Проводница проста как Джоконда,
И питье у ней слаще, чем мед;
И она отвечает за качество шпал,
И что никто никогда не умрет…
Между нами – я знал ее раньше,
Рядом с ней отдыхал дикий зверь:
А теперь она стелет нежнее, чем пух
По пути из Калинина в Тверь2 (курсив мой - Ю.Д.).
«Раньше» («каждый шел, как хотел», «дикий зверь»
проводницы) выступает со знаком «минус»,
«теперь» – сотвественно – со знаком «плюс».
Однако к финалу стихотворения смысл такого пути
из «раньше» в «теперь» в какой-то мере
дискредетируется, а, точнее, - подвергается
ироническому переосмыслению:
Если все хорошо, так и бог с ним:
Но я один знаю, как открыть дверь,
Если ты спросишь себя –
На хрена мы летим
По пути из Калинина в Тверь3.
Заметим, что этот текст дает богатый материал для
исследователя. Так, особой семантикой
наполняется образ поезда, который и прежде был в
поэзии Б.Г. достаточно частотен. Но если в более
ранних текстах поезд, по наблюдения Д.О.Ступникова,
либо вестник смерти (хотя «меняется само
отношение к смерти, которая не пугает, а
становится обителью желанного отдохновения»4),
либо что-то «вроде дантовского проводника по
иным мирам»5, то в рассматриваемом тексте поезд
обретает скорее пастернаковские коннотации («образ-символ
поезда у Пастернака «меняет знак» - из
олицетворения всего чуждого и безразличного к
человеку превращается в союзника»6). Сохраняется
в стихотоврении и значение образа паровоза,
намеченное в гребенщиковском «Духовном
паровозе» (1997), где «символом духовного
руководства сделан именно паровоз в силу своего
свойства тянуть за собой вагоны, то есть некую
пассивную сущность»7. Более того, в «Из Калинина в
Тверь» образ паровоза (и поезда) наполняется
культурными аллюзиями:
Машинист зарубает Вивальди,
И музыка летит меж дерев;
В синем с золотом тендере вместо угля –
Души тургеневских дев
<…>
Этот поезд летит, как апостольский чин8.
Таким образом, даже самый беглый анализ
позволяет увидеть, что в этом тексте, во-первых,
поезд выступает как проводник из «темного
прошлого» в «светлое настоящее», и, во-вторых, что
следует из первого, оппозиция прошлого и
настоящего актуализируется не только во времени,
но и в пространстве. Таким образом, время и
пространство в гребенщиковском стихотворении
вступают в сложные взаимоотношения, которые и
являются основой для интерпретации этого текста.
Разумеется, в этой попытке анализа мы вовсе не
претендуем на полноту. Тем более что все,
сказанное выше, вполне может быть соотнесено и с
другими топонимами (например, «Из Куйбышева в
Самару» или «Из Ленинграда в Санкт-Петербург»,
или даже «Из Стамбула в Константинополь» (кстати,
аллюзии к этой некогда популярной песенке
следует учитывать при анализе стихотворения
Гребенщикова)). Т.е. ключ к «тверскому тексту», и,
соответственно, к семантике Твери в поэтическом
мире Б.Г. надо искать не в оппозиции «прошлое /
настоящее», не в образе поезда, а в чем-то ином. По
всей видимости нам помогут факты биографии.
В октябре 1988 г. Гребенщиков давал свои первые
большие концерты в Калинине с группой «Аквариум».
Концерты проходили в течение нескольких дней при
полном аншлаге во Дворце спорта. Однако уезжал
Гребенщиков из Калинина в явно плохом настроении:
устроители концертов нарушили финансовые
обязательства перед группой. И тогда на
Калининском железнодорожном вокзале (!) Б.Г.
заявил группе провожавших его поклонников, что
больше никогда не приедет в Калинин. И после
многозначительной паузы добавил, что приедет
только в Тверь. Так и случилось.
И в тексте «Из Калинина в Тверь» есть, на наш
взгляд, косвенное указание на событие почти
десятилетней давности:
Не смотри, что моя речь невнятна
И я неаутентично одет –
Я пришел, чтобы сделать приятно,
И еще – соблюсти свой обет9.
О каком же обете может идти речь? Вполне возможно,
что это тот самый обет, который был дан
расстроенным поэтом, покидавшим обидевший его
Калинин в 1988 г. Обет о возвращении только в Тверь
– в другой город. Смена имени способствовала
изменению статуса города в мироощущении поэта.
«Ненавистный» Калинин стал впоследствии городом,
которому отдано сердце – Тверью.
Отрицательная коннотация Калинина может быть
подтверждена еще одним «тверским текстом»: рок-стихотворением
«Не стой на пути у высоких чувств» («История "Аквариума"
Архив, том 3, 1982- 1991), которое было создано как раз
во время первых гастролей «Аквариума» в Калинине
в 1988 г.. Гребенщиков написал его в гостин- нице
«Центральная», где группа тогда проживала.
Следовательно, в этом тексте можно отыскать что-то,
позволяющее определить тогдашнее отношение Б.Г.
к Калинину. Прежде всего, это относится к общему
настроению стихотворения - с самого начала
трансформируются образы вечной любви:
Джульетта оказалась пиратом,
Ромео был морской змеей.
Но мотив декларативно сохраняет свое значение,
несмотря на трансформацию:
Их чувства были чисты
<…>
Ромео читал ей Шекспира,
Матросы плакали вслух.
Далее стихотворение обретает трагические нотки:
капитана «смыло за борт волной»,
Инквизиторы кого-то жгли.
Пары танцевали при свете костра,
А потом чей-то голос скомандовал «Пли!»
Типичное начало новой эры
Торжества прогрессивных идей.
Мы могли бы войти в историю;
Слава Богу, мы туда не пошли10.
Уже здесь можно отыскать отголосок того
настроения, которое сопровождало поэта во время
его пребывания в Калинине в 1988 г. Да и мораль,
декларируемая в рефрене, может быть прочитана в
связи с биографией, как мораль самому себе,
попытавшемуся что-то предпринять вопреки
складывающимся обстоятельствам:
Не плюй против ветра, не стой на пути.
На возможность такого толкования указывает
образы капитана (руководителя), который
«попытался вмешаться», и матросов (музыкантов),
которые сначала «плакали вслух», а потом – после
недельного ликования по поводу женитьбы –
«увлеклись травой». И финал стихотворения не
столько благополучен (хотя знак благополучия
обыденного есть: «Потом они поженились»), сколько
ироничен, а, скорее всего – самоироничен:
Иван Сусанин был первым,
Кто заметил, куда лежит курс:
Он вышел на берег, встал к лесу передом,
А к нам спиной, и спел:
"Не стой на пути у высоких чувств,
А если встал – отойди.
Это сказано в классике,
Это сказано в календарях.
Об этом знает любая собака:
Не плюй против ветра, не стой на пути".
И лес расступился, и все дети пели:
"Не стой на пути у высоких чувств!"11
Уже дети «читают мораль». Картина явно трагична:
все знают это кроме меня, знаю и я, но я один
сопротивляюсь общепринятой морали – в этом
трагедия моего положения. Так биографический
момент спроецировался на текст: плохая
организация концертов в Калинине (частный случай)
вызвала к жизни размышления о неустроенности
мира, о трагической судьбе человека, пытающегося
что-то предпринимать вопреки складывающимся
обстоятельствам. Другое дело – расступившийся
лес в финале стихотворения. Этот образ может быть
прочитан как знак грядущих перемен к лучшему, как
знак надежды. Особенно актуально такое прочтение
в связи с текстом «Из Калинина в Тверь» и в связи
с последующим изменением отношения Гребенщикова
к городу на Волге.
Таким образом, путь из Калинина в Тверь – путь
длиною в годы – стал дорогой жизни, дорогой из
темного прошлого в светлое будущее. Очевидно, что
биографический комментарий в данном случае
позволяет понять особое место Твери не только в
биографии Гребенщикова, но и в его поэтическом
мире. Со сменой названия город в сознании
Гребенщикова поменял свой знак – с «минуса» на
«плюс», и обрел вполне сомостоятельную семантику
– знак России в парадигме с другими волжскими
городами и знак изменений к лучшему вне этой
парадигмы.
1. Б.Г. <Гребенщиков Б.> Песни. Тверь, 1996. С.300.
2. Б.Г. <Гребенщиков Б.> Лилит. («Мытарства души»
из Калинина в Вудсток, или Краткая история
создания альбома «Лилит»). [М.], 1997. С.31.
3. Там же. С.31-32.
4. Ступников Д.О. Символ поезда у Б.Пастернака и
рок-поэтов // Русская рок-поэзия: текст и контекст.
Тверь, 1998. С.109.
5. Там же. С.110.
6. Там же. С.109.
7. Там же. С.111.
8. Б.Г. Лилит. С.31.
9. Там же.
10. Б.Г. Песни. С.185.
11. Там же. С.186.
Сергей Варюшкин (ведущий
рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru,
ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"