Пустые места группы "Аквариум"

117-й выпуск, 19 ноября 2000

НОВОСТИ 

* Из новостей  @ Port.ru:

Олег Меньшиков пригласил на "Кухню" Гребенщикова

27 ноября на сцене Театра им. Моссовета состоится, наконец, запланированная ранее на сентябрь премьера новой постановки Олега Меньшикова "Кухня" по пьесе Максима Курочкина. Этот спектакль уже завоевал широкую известность тем, что музыка к нему написана Гребенщиковым, самым, наверно, известным рок-музыкантом в России.

Борис Борисович, известный своей любовью к различным экспериментам, музыку к спектаклю написал впервые, хотя нельзя сказать, чтобы Гребенщиков был совсем чужд театральным формам: много лет назад им была написана пьеса "В объятиях джинсни".

Это второй опыт актера на режиссерском поприще после постановки "Горе от ума", в котором сам режиссер исполнил роль Чацкого. В новом спектакле Меньшиков опять-таки и постановщик, и исполнитель одной из главных ролей. Так что, скорей всего, спектакль "Кухня" станет новым бенефисом Олега Меньшикова, тем более, что пьесы молодого драматурга обыкновенно не перегружены персонажами.

Пьесы Курочкина активно ставятся последние два года, после того как он стал обладателем поощрительной премии Антибукер-98 "За поиск новых путей в драматургии" в номинации "Три сестры" за пьесу "Стальова Воля".

* В рассылке ГорКота Мегалайнер.ру (обзор аудио-новинок в RA, музыкальные новости, etc) 21 ноября будет объявлен конкурс, призом которого будет новый компакт Аквариума "Территория" с автографом БГ. Подписаться на эту рассылку можно здесь: http://subscribe.ru/catalog/culture.music.megaliner.

* Очень интересные "Песни Из Коллекции" Паши Северова, проекту которого, кстати, исполнилось недавно три годика! Ура и поздравления слать автору - severov@atom.ru :-)

Хочу чаю (505 kb)
Концерт БГ в Kunstsalon. Берлин. 25 марта 1994. (По заявке Бориса Сагайдака.)

Slowly, Slowly... (797 kb)
Концерт в Горбушке. 16 марта 1997.
Обратите внимание на обмен репликами между слушателями после песни - этот диалог просится эпиграфом к "анБГлийским песням" :-) (По Блумовой заявке.)

Кстати, загляните на страничку Виктора Брушко - http://parus.com.ua/bruvis/mp3/aquarium/. Лично я не так давно укачал оттуда студийный вариант "В Поле Ягода Навсегда".

* На IRC-канал #aquarium.ru вернулся СВ_AKBAPuyM. Ура!

* Предполагаемое расписание концертов Аквариума на этот год:
20-е числа ноября - возможно сольное выступление БГ в Дели.
30 ноября - Boston
01.12 -Washington
2 декабря, суббота 19.00 - г. New York, Millennium Theater, 1029 Brighton Beach Avenue.
Стоимость билетов: Balkony $20-25, Loge - $30, Orchestra $30- 40. Билеты: 718-615-1500, касса "Лира" (718) 646-1515, (718) 934-2500, Мила (Квинс) (718) 897-4500 , Мосвидеофильм (718) 648-9500, (718) 645-1888, "Kamkin Bookstore" (212) 673-0776, в Интернете на сайте RussianZal.com.
3 декабря, воскресенье, 19.00 - г. Chicago, Mather High School, 5835 N Lincoln Ave. Билеты - Лиля: (847) 677-1503, (773) 761-9220, (773) 338-8770
08 декабря - Seattle
09 декабря, суббота, 19.00 - г. San Francisco, Lowell High School, 1101 Eucalyptus Dr. Билеты - Rita (408)260-1042
10 декабря - L.A.
Концерты Аквариума в г. Токио (Япония):
16 декабря (суббота), 18:00
17 декабря (воскресенье), 14:00
Клуб района Тиеда (Chiyoda-ku Kokaido), Tokyo, Chiyoda-ku, Kudan-Minami, 1-6-17. Три минуты ходьбы от метро Kudanshita (выход 4) - КАРТА. Для более подробной информации - кликайте сюда: http://www.susi.ru/aquarium/
23 декабря - Москва, клуб "Кино" 
25 (?) декабря - Москва, Горбушка (+ Маркшейдер, Зерна etc)
28 декабря - СПб, "Октябрьский".

АБОРИГЕНЫ!!! АУууууу...ууу!!!

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

17 ноября 2000, г. Нижний Новгород, Кремлевский Концертный Зал

 Алексей aka ZAX Захаров, http://bg.nn.ru 

- Ты сегодня на концерт идешь? 
- Да. 
- Какая группа выступает? 
- "Аквариум". 
- А на сколько литров?

Начало концерта в 19.00. Но так как я договорился с Ланде встретиться в 17.00, то пришел раньше и увидел несколько интересных вещей.
Первое. Знаете под какую мелодию разыгрываются музыканты "Аквариума"? Нет? Когда я подошел к сцене, там были все, кроме БГ, и они играли "Где-то на белом свете - там, где всегда мороз..." С мощным басом, с нехилыми барабанами (про Рубекина с Сакмаровым я вообще молчу), между ними носился инженер по свету и кричал, что они срывают репетицию. 
После этого они зарядили: "В темно-синем лесу, где танцуют осины".
Потом я ушел. Меня ждал на улице известный аквариумист Алексей Чудаков с оператором и камерой. Ланде все еще нет - поехал за БГ в гостиницу. Возле ККЗ почти никого. Стоим - курим. Ждем. Появляется "Волга". За рулем Ланде. Начинают высаживаться. 
Вылезает БГ. Прикид такой: черное пальто, сверху - черная вязаная шерстяная шапка, черный шарф перекинутый через шею как у Бендера, на руках перчатки с дырками на костяшках. Все происходит очень неторопливо и спокойно. У тех, кто был рядом, мысли начинают течь также вяло и неторопливо. 
МЫ: "Борис, здравствуйте!" ОН: "Здравствуйте". МЫ: "Мы очень долго ждали, когда вы к нам приедете". ОН: "Мы тоже этого долго ждали". 
После чего он скрылся в служебном входе. Никто не успел ни подбежать, ни схватить. Все прошло в течение минуты. 
Вышел Ланде. Попросил съездить за видеокассетами для камеры. Поехали за кассетами. Посетили два магазина с Фредом. Купили все, что нужно. Возвращаемся. У входа уже толпа. На территории Книжегородского Кремля сроду не было столько народу, как в этот день. Истосковались. Полтора года прошло все-таки. 
Опять заходим внутрь. Нас уже до этого предупредили, что концерт слегка задержится (в Питере, кто помнит, мне это стоило места Житинского в партере :)). Поэтому мы c Лехой идем в буфет и выпиваем стаканчик за "Аквариум" и знакомство. После идем в зал, где зрители, не привыкшие долго ждать, уже громко зовут БГ на сцену. 
Успели как раз: весь "Аквариум" дружно выходит на сцену. Как надето на БГ - не совсем понятно. Такое ощущение, что он только что со стройки убежал. Моя подруга обратила внимание на флаг Германии на правом плече. 
БГ: "Здравствуйте".
МЫ: "(смесь звуков, выражающих удовольствие, одобрение, приветствие и т.д., + большое количество междометий разных)". 
БГ & Аквариум: "Стучаться в двери травы".
Загадочный проигрыш, под которым только искушенный и знающий может угадать: 
БГ & Аквариум: "Камчатка".
Зал постепенно встает на уши после такой прелюдии. 
БГ & Аквариум: "Мальчик - золотое кольцо". 
УРА! Мощно. С чувством. Но далее следует проигрыш, потому как БГ умудрился порвать ЧЕТВЕРТУЮ струну. (Те, кто играют на гитаре меня поймут, что это не хрен собачий. На четвертой струне можно слона повесить, и он даже хрюкнуть не успеет. А БГ повесил на ней весь зал). И теперь он ставит новую.
Натянул. Настроил: "Что-то струны стали тонкие делать". Что же дальше : 
БГ & Аквариум: "Пока несут Сакэ".
БГ & Аквариум: "Стоп Машина".
Сбился на n-ой строчке. Но он настоящий РОКЕР. В таком ритме, в котором ему предлагают работать, SHURA & kirkorov уже упали бы давно и забили на всех. А он нас любит и не жалеет своих сил, чтобы приехать в еще один город и спеть! 
БГ & Аквариум: "Имя моей тоски".
Шар как безумный мечется над своими барабанами. Похоже, что зал и артисты впали в транс. Никто даже не шевелится.
Песня закончилась. Появляются новые звуки, еще более гипнотизирующие. Мало кто понимает что это за песня. Начало похоже на "Маша и Медведь". Вступает гитара - "Аделаида"... 
БГ & Аквариум: "Аделаида" (дружные аплодисменты, как будто эту песню ждали лет десять). 
Звук очень чистый. Скрипка Суротдинова завораживает даже тех, кто пришел просто посмотреть. 
БГ & Аквариум: "Логин - сын плотника". 
БГ начинает плавно готовить зрителей к тому, что им предстоит после известной инструментальной композиции :)) 
БГ & Аквариум: "Логин - сын плотника".
БГ & Аквариум: "Цветы Йошивары".
БГ & Аквариум: "Гиневер".
БГ уходит со сцены. Кажется, что ушло серде группы. Но Суротдинов, Сакмаров и Рубекин все равно заставляют держаться людей в напряжении, которое нарастало с начало с концерта. Пошел дым. Все в тумане. 
БГ & Аквариум: "Афанасий Никитин Буги или Хождение за Три Моря Два".
Выходит БГ. Кожанная кепка задом наперед. Идет, не узнает зал и музыкантов. Единственный знакомый ему предмет - микрофон. Кидается к нему, торопясь что-то рассказать. Закуривает. В течение песни ходит и пристально разглядывает всех музыкантов. Потом вешает кепку на человеческий череп, который Рубекин закрепил на своем синтезаторе. Впоследствии, периодически подходит к нему и отечески поглаживает. 
Пауза. Кто сказал, что на этом хватит?! Звучит минор: Am-Am-Em-Am-Am. Борис кричит, срывая голосовые связки: "А-а-а-а-а-а-а-а-а!" 
БГ & Аквариум: "Скорбец".
Трудно принизить роль басиста группы, когда сидишь на стуле, и все твое тело вибрирует в такт музыке в течение трех минут, и голос Бориса, не уступая басу, поет: "Земля лежала как невеста, с которой спьяну сняли венец..." 
БГ & Аквариум: "Боже, помилуй полярников". 
Отдых. Все начинают расслабляться. Вспоминать выпитую рюмку перед концертом, а может и бутылку и вкус спирта в общагах институтов :) 
БГ & Аквариум: "Таможенный блюз".
БГ & Аквариум: "Не стой на пути у высоких чувств". 
Молодые и не очень молодые люди при словах "потом они поженились и все, что это повлекло за собой" почему-то начинают проявлять внимание к своим соседкам :))) Коих, кстати, было в зале очень немало. При словах: "Прошлой ночью на площади инквизиторы кого-то жгли", - мне захотелось спеть: "Прошлой ночью на площади коммунисты кого-то жгли". Уж если прощаться с веком, так и с ними заодно. 
Далее без остановки: 
БГ & Аквариум: "Девушки танцуют одни" ("...от мостов Катманду до мостов Сан-Франциско..."). 
БГ & Аквариум: "С утра шел снег".
БГ & Аквариум: "Отец Яблок".
Все уходят со сцены. Подружка спрашивает меня: "А почему так мало?". Зал неистовствует минуты три. "Аквариум" возвращается. 
БГ & Аквариум: "Ключи от моих дверей".
БГ: "Как вы уже, должно быть, заметили - наступил матриархат. В честь этого положено спеть гимн. Гимн написан давно, но уместен до сих пор". 
Ставит гитару вертикально. Обнимает ее: 
БГ & Аквариум: "Oh, Richard Marley" (Тут необходимо примечание от авторов рассылки. Внимательные подписчики и прочие интересующиеся давно знают, как_в_действительности называется эта песня - /MESTA/mp3/enbglish  Алексей, сходи по ссылочке и исправь на своей странице, пожалуйста! ;))
БГ & Аквариум: "Рыба".
БГ & Аквариум: "Королевское утро".
БГ & Аквариум: "Странный вопрос".
БГ: "Мы очень любим бывать в Нижнем Новгороде. У вас надежно. Тихо". 
Издевается, в общем, над нами. Зал в принципе не позволяет людям танцевать, так как первый ряд находится в полуметре от сцены, а в проходах стоят дополнительные стулья. 
БГ & Аквариум: "Чай". 
БГ: "А сейчас мы хотим..." Выходит девушка, дарит БГ цветы и что-то говорит ему. Он возражает. Она небрежно машет на зал рукой и... целует Бориса в губы! Народ это добило окончательно :)))) 
БГ (сильно повеселев): "Итак, на прощание старинный русский романс". ВЗРЫВ! 
БГ & Аквариум: "Мама-Анархия".
Вы знаете, я писал концерт на диктофон. Ни похлопать, ни попрыгать. Ничего! Это пытка. Бедный Павел Северов. Сколько выдержки необходимо, чтобы не пуститься в пляс и при этом не орать. Даже видеооператор "Аквариума" - Фред - уже давно положил свою камеру и пляшет за кулисами. 
БГ & Аквариум: "Вавилон 2000". 
Чистое шаманство. "Ты можешь пить водку со своею женой". Все, находящиеся в зале руки и ноги движутся. Народ колбасит и плющит. В течение песни БГ представляет всех артистов: 
"Терминатор-4 (Сакмаров прячется за спиной БГ, потом встает на куб в середине сцены вместе сосвоим саксофоном), Казанский зверь, Дед Василий, Олег Сакмаров" - ну, и т.д. 9 минут кайфа ровно. 
Последнее время концерты БГ длятся ровно 2 часа. Этот не был исключением. 
Занавес. 
Ciao, 
Zax.

16 ноября 2000, г. Москва, клуб "16 тонн".

Алексей Берсенев,  bersenev@online.ru 

На концерте группы я был в первый раз, и он мне понравился, но с организацией клуб подкачал - были большие очереди в гардероб, душно. На моих глазах промелькнули Слава Петкун (владелец клуба), Илья Лагутенко и Максим Леонидов. Не знаю, были они на концерте или зашли поужинать. Но тем не менее, вернемся к Аквариуму. К сожалению, презентации нового альбома, как было написано в афишах, не было. Начали с заводной "Стучаться в двери травы", потом были "Камчатка", "Сын плотника", "Самый быстрый самолет", традиционный "Таможенный блюз", новая - "Я мальчик золотое кольцо...", очень красивая "Аделаида", под конец прозвучала редкая "Отец яблок". Состав участников был такой же, как в сентябрьском концерте Аквариума. БГ был весел, но группа опаздывала на поезд, поэтому песен было сыграно немного :-(. Будем ждать следующего приезда "Аквариума".

Irina Zalogina <izalogina@mail.ru>

В "16 тоннах" БГ появляется с завидной регулярностью. С той же регулярностью концерты А в 16 тоннах проходят под девизом «мы сейчас тут  для вас споем, а потом нам еще нужно будет успеть на поезд». :))
На сей раз,  выйдя на сцену, БГ первым делом сообщил, что, как всегда, ограничен во времени, потому что им опять нужно успеть на поезд. Посокрушался  и сказал, что это  уже становится почти традицией. Против традиций не попрешь, поэтому возражать никто не стал. С тем и начали. Гребенщиков в красной рубашке, слегка усталый, без очков, Рубекин в красном сюртуке со звездой (когда в таком наряде он зарубает рок-н-ролл на своих клавишах, вдохновенно тряся головой  и яростно  улыбаясь, то почему-то сильно смахивает на служителя ада за работой, уж не знаю, почему :)). Сур куда-то дел свой роскошный  концертный фрак: говорит, что не хочет,  чтобы  думали, будто  он только что  с халтуры; Дед в бороде,   Шар, как всегда, с кучей шумелок, шуршалок, бубнов и колокольчиков. Остальных мне не видно, зато хорошо слышно.
Пели (за точный список и порядок исполнения не ручаюсь):
Аделаида
Камчатка
Стоп-машина
Обещанную новую песню - довольно быстрая, моторная, слова буду потом еще раз слушать :)
Самый Быстрый Самолет – поется с закрытыми глазами.
После Самолета Борис достал из нагрудного кармана круглые такие очки с прозрачными стеклами, водрузил их на нос и, гордо подняв профиль, застыл так на несколько секунд. Народ обрадовался. Тогда Боря выставил вперед левую ногу, взял гитару как винтовку - наперевес, принял позу памятника герою-пионеру  и снова замер. Народ обрадовался еще больше, захлопал, засвистел, и  дружелюбно предложил: «спой, ласточка!».  «Ласточка» выдержал паузу, важно кивнул  и спел - Таможенный блюз. Забойно :)
Еще было что-то  с ужасно длинными проигрышами, еще Шар гремел и звенел бубнами, и прыгал, и топал, и Дед обнимался с саксофоном (на Стоп-машине, кажется), и Борис вытирал пот со лба,  и мелькали перед глазами официантки, и Северов снова записывал концерт через  новый супермикрофон (мы предложили повесить его на лапу свисающей над нами с потолка люстры – микрофон, а не Северова - , но  Паша что-то отказался :), и было все очень весело и очень мило. На концерте не было:  Вавилона/Аристократа, Ромы Воронежского и песни про  «баба-с-воза-кобыле-легче» - No woman, no cry :), зато было кое-что другое.
На прощанье, «Еxclusively for fucking you» - как выразился БГ, -  «мы споем песню, которую не пели уже очень давно в концертах». Оказалась - Отец Яблок.
После Аквариума по плану шла Вермишель Оркестра. Минут тридцать меняли инструменты, потом еще минут 15 саунд-чека, от зрителей осталось ползала, от барменов к тому времени  почти совсем ничего не осталось, кроме взмокших рубашек и вымученных улыбок, мартини наливали по полжизни…
Вермишель Оркестра это - Щураков с аккордеоном  и в темных очках, две дамы-с флейтой и мандолиной, барабанщик в кепке, две гитары и две виолончели - Гаккель и Ник Бичан. Прелестное зрелище являли они собою - худой заводной экспрессивный Бичан и  откровенно скучающий седой Гаккель. При этом  руки их  и смычки двигались в едином ритме, создавая чудесный  визуальный эффект – полная синхронизация  кистей и пальцев рук при абсолютном несовпадении пластики тел и излучаемых эмоций. Бичан залихватски вопил ВАУ между песнями и умудрялся танцевать, сидя на стуле, чем очаровал меня совершенно :)
Музыка очень приятная, композиции с названиями «Танцующий сфинкс», «Танец рыб», «Ветер с моря» - такие, словом, морские мотивы. Ритмично, лирично и мелодично, мне понравилось.
Итог: все отлично, всем спасибо :)

З.Ы. Обширный фотоотчет Паши aka K@ Каллиникова о пресс-конференции Аквариума и последующих концертах Аквариума и Оркестра Вермишель в этот день в клубе "16 тонн" лежит тут: /MESTA/Aq_VerOr/ 

РЕДКАЯ ПЛАСТИНКА

Для коллекционеров и сумасшедших

Оказывается, существует еще пара аквариумных пластинок, о которых я ничего не знал. Про "Документ" Пустые Места кратко уже рассказывали (подробности тоже будут - позже). Вторая - это CD-sampler фирмы Proforma Records, непосредственное отношение к которой имеет небезызвестный Дмитрий Стрижов. На этом диске, кроме Аукцыона с Сойбельманом, самого Стрижова и еще кое-кого, самыми последними идут две песенки, откредитованные как "Борис Гребенщиков & The Band". Песни - "Капитан Белый Снег" и "Два Поезда" ("Влюбленные В Белом Купе"). Видимо, "Два Поезда" - это как раз та песня, которая готовилась для "Черной Луны", но так туда и не попала: "Two trains. Take one..."
Укачать эту песню можно, конечно же ;), из раздела "Разбросанные Вещи" странички Пустых Мест, кликнув сюда. Огромное спасибо Дмитрию aka Rooster Петухову за информацию. Говорят, в USA этот CD можно заказать через интернет. Help me!

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Выше уже упоминался Илья Лагутенко в одной компании с Борисом Гребенщиковым. Я сегодня надеюсь поприсутствовать в чате со вторым и побывать на концерте первого. Итак, цитата:

Егор Летов: "...А вот по поводу того же Гребенщикова я не могу так сказать, он курьезный человек. Читал какие-то его дурацкие высказывания про карму, которые он надергал из разных источников. Он просто хорошо знал английский язык в то время, когда мало кто им владел. Много слушал и понимал, о чем, к примеру, поют Циммерман, Костелло, "Спиро Джира" и т. д. Но я тоже много слушал. Поэтому понимаю, у кого и что именно спер Гребенщиков. Он просто талантливый компилятор. По российским масштабам его даже можно назвать гениальным. А то, что он полез в религиозно-мистические дела, это вообще не поддается никакой критике. Я с этим знаком не понаслышке, сам практикую. Но, как любой практик, предпочитаю об этом молчать. А Гребенщиков говорит на каждом углу. Причем и рассуждения у него совершенно бредовые. Хотя не хочу разубеждать людей, которые любят БГ и льют слезы, слушая его.
Но самая вопиющая халтура за последние годы - это Лагутенко и его "Мумий Тролль" . Я вообще не понимаю, почему такие группы становятся популярными. Тексты песен совершенно неосмысленные, галиматья какая-то. Причем совершенно бездарно написанные даже с точки зрения лингвистики. Отвратительный имидж, который у сознательной части населения вызывает глубокое отвращение, - очень манерно и провинциально, так же как у Земфиры..."

Конец цитаты ;-) Об этом, как известно, не спорят, но мне с моим извращенным вкусом нравится, что делают все перечисленные музыканты в этой цитате - что тут поделать? :-) А Егора я перестал слушать еще в период полового созревания - стало скучно и слишком много фальши обнаружилось для меня в его творчестве и "гражданской позиции"...

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"