Пустые места группы "Аквариум"

119-й выпуск, 27 ноября 2000

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Огромная благодарность всем, кто слушает Аквариум, спасибо вам за любовь, длящуюся все эти годы!
Она реально делает нашу жизнь счастьем.

бг индия дели 27.11.2000

НОВОСТИ 

* 27 ноября - День Рождения Бориса Гребенщикова. Дзынь :)

28 ноября - в 1957 году родился Александр "Фагот" Александров. Бульк :)

* Искушение Св. Аквариума"
В СПб у частных коллекционеров найдена последняя отсутствовавшая фонограмма раритета "Искушение Св. Аквариума". Таким образом, все материалы для выхода "Доисторического Аквариума" собраны, выход релиза запланирован на 10 декабря. Напомню, что еще из аквариумных пластинокв этом году нам обещали "The Best" Дюши Романова.

* Поступил в продажу второй диск-трибьют Виктора Цоя "КИНО-Пробы". В него вошла песня  "Генерал" в исполнении Аквариума и live-версия "Электрички" в исполнении Дюши Романова.

* В понедельник 27 ноября по РТР в 0:40 (время московское) - "День рождения БГ" в программе Владимира Молчанова.

* Большая просьба к читателям рассылки учесть, что при "перепечатке" интервью с БГ в 118-м выпуске было ошибочно указано место публикации - фамилия журналиста ввела в заблуждение. Интервью с Гребенщиковым было опубликовано в ГАЗЕТЕ СЕГОДНЯ - редакционный вариант можно прочеть по адресу http://www.segodnya.ru/w3s.nsf/Contents/2000_260_life_text_krizhevskii1.html. На Звуках РУ интервью появилось только после публикации в "Сегодня" и с разрешения редакции газеты. Виновные в дезинформации расстреляны и отправлены в ссылку... в "Газету Сегодня".

* Новая песня в проекте "АнБГлийские песни":

Golden, Golden. Silly Wizard (797 kb)
Концерт в Горбушке. 16 марта 1997.
Альбом - Kiss The Tears Away (1983). MP3. Текст. Сайт.

* Еще пара мпегов в проекте "Разбросанные Вещи":

cc.gif (916 bytes) 20. Та, Которую Я Люблю -  "Территория", 2000

cc.gif (916 bytes) 21. Два Поезда
Песня записана в Вудстоке, предназначалась для альбома "Лилит", но так туда и не попала. Зато попала на  CD-sampler фирмы Proforma Records, непосредственное отношение к которой имеет небезызвестный Дмитрий Стрижов. Говорят, в USA этот CD можно заказать через интернет. Help me!

* Закончен 1-й этап музыки к спектаклю "Кухня". 1-й этап - потому что не исключено, что по ходу играния спектаклей музыка будет слегка изменяться. В записи первого этапа принял участие известный трубач В. Гайворонский. Да, напомню тем, кто не в курсе: музыку к указанному спектаклю О. Меньшикова по пьесе М. Курочкина написал Б. Гребенщиков.  А 27 ноября на сцене Театра им. Моссовета состоится, наконец, запланированная ранее на сентябрь премьера "Кухни". Приятного аппетита.

АНОНС

На «Кухне» у Меньшикова трудятся и Курочкин, и Чапурин и Гребенщиков

Елена Серова | elena@obozrenie.ru

Столица с нетерпением ждет новой театральной премьеры Олега Меньшикова. Скоро талантливый актер и подающий большие надежды постановщик представит вниманию публики спектакль "Кухня". Сюжет его основан на древнем германском эпосе "Песнях о Нибелунгах", но действие развивается в наши дни, буквально, на современной кухне. Здесь, как и во времена Атиллы и Брунгильды, бушуют страсти, зарождается любовь и вспыхивает ненависть.

Пьеса для Меньшикова была написана специально по заказу его "Театрального товарищества 814" одним из самых талантливых молодых драматургов, лауреатом "Антибукеровской премии" Максимом Курочкиным. Художник-постановщик "Кухни" - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ Александр Попов. Продолжается сотрудничество Олега с Игорем Чапуриным. Автор костюмов к предыдущему проекту "Театрального товарищества" - "Горю от ума", Чапурин снова оденет артистов в элегантные и изысканные одежды. Музыку к спектаклю написал Борис Гребенщиков.

В ролях: Олег Меньшиков, Оксана Мысина, Никита Татаренков, Алексей Горбунов, Галина Петрова, Анна Дубровская, Александр Сирин, Лидия Савченко.

КОНЦЕРТЫ (примерное расписание до конца тысячелетия):

30 ноября - Boston
01 декабря, пятница -Washington
02 декабря, суббота 19.00 - г. New York, Millennium Theater, 1029 Brighton Beach Avenue.
Стоимость билетов: Balkony $20-25, Loge - $30, Orchestra $30- 40. Билеты: 718-615-1500, касса "Лира" (718) 646-1515, (718) 934-2500, Мила (Квинс) (718) 897-4500 , Мосвидеофильм (718) 648-9500, (718) 645-1888, "Kamkin Bookstore" (212) 673-0776, в Интернете на сайте RussianZal.com.
03 декабря, воскресенье, 19.00 - г. Chicago, Mather High School, 5835 N Lincoln Ave. Билеты - Лиля: (847) 677-1503, (773) 761-9220, (773) 338-8770
08 декабря - Seattle
09 декабря, суббота, 19.00 - г. San Francisco, Lowell High School, 1101 Eucalyptus Dr. Билеты - Rita (408)260-1042
10 декабря - L.A.
Концерты Аквариума в г. Токио (Япония):
16 декабря (суббота), 18:00
17 декабря (воскресенье), 14:00
Клуб района Тиеда (Chiyoda-ku Kokaido), Tokyo, Chiyoda-ku, Kudan-Minami, 1-6-17. Три минуты ходьбы от метро Kudanshita (выход 4) - КАРТА. Для более подробной информации - кликайте сюда: http://www.susi.ru/aquarium/
23 декабря - Москва, клуб "Кино" 
23 (?) декабря - Москва, Горбушка (+ Маркшейдер, Зерна etc)
28 декабря - СПб, "Октябрьский".

* Наконец-то обновилась страничка Вадима Шестерикова "Ворох старых газет":

Ворох Старых Газет

АКЦИЯ "Интервьюшечка"

Прошу прощения за затянувшуюся "фазу #1". Подведение итогов и второй этап акции в ближайшем выпуске рассылки. Почитать правила можно тут: http://subscribe.ru/archive/music.aquarium/200011/12170555.html

СПРАВКА

Александр Александров (Фагот)

Играл с Аквариумом в конце 70-х - начале 80-х, включая Тбилисский фестиваль.
Впоследствии ирает с огромным количеством классических и новомузыкальных коллективов, включая 3 "О", Embrio, Black Sea Orchestra etc. В 1999 году написал музыку к спектаклю "Пиковая Дама" театра Образцова.
Живет между Мюнхеном, Москвой-СПб и иными точками планеты..

fagot_s.jpg (2117 bytes)Из "Правдивой автобиографии Аквариума":
...В 1977 появляется идиотический Фагот - единственный в мире анацефал, доживший до 23 лет /хотя, впрочем, для игры на фаготе отсутствие головного мозга - не помеха/. Первое время в "Аквариуме" он проводит, приходя к Гаккелю домой в то время, как тот достает виолончель, чтобы позаниматься; садясь на диван и молча торча на банке /пятновыводитель "Сопалс", употребляемый для того, чтобы полностью лишить себя способности мыслить/, в то время как хозяин, свято соблюдающий законы гостеприимства, ставит чай и с тихим отчаянием взирает на Фаготовы попытки стать большим идиотом, чем он есть. В 1977 же Фагот и Дюша уходят в армию, где за два года принимают более или менее аквариумоподобные умонастроения....
...Самой значимой фигурой "Аквариума" в 80-е годы чуть было не стал Фагот. В обществе людей, делающих большую ставку на неспособность думать и нежелательность этого процесса, круглый идиотизм -выгодная черта. Так же, как Сид Вишидс своим стилем жизни выражал идею "Пистолз", что приводило остальных членов группы в замешательство, так же Фагот смущает всех в "Аквариуме", при этом оставаясь верным всем идеалам коллектива. Он всегда делает не то, не так, не с теми и не тогда. Он даже живет в самом дальнем и идиотском районе Ленинграда - в Веселом поселке /хотя живет - не то слово; он иногда ездит туда ночевать, обычно - в самое неподходящее время./Но придает "Аквариуму" изрядную экзотичность, и, хотя не имеет никакого чувства меры, неплохой музыкант. Тоже претендует на титул сексуального символа "Аквариума", но не может даже этого, хотя общителен, как дворняжка...

Борис Гребенщиков (БГ)

Гитара, вокал, автор песен. Организовал группу в 1972 году.

ssbg10.jpg (1946 bytes)Из "Правдивой автобиографии Аквариума" (1980 г.):
...Итак, начальник: БГ. В 1964 услышал "Битлз" и понял, зачем живет. С 1968 играет на гитаре. Основные влияния: "Битлз", Дж.Харрисон, "Троггз", Болан /особенно в "Т. Рекс"/, Боуи, Лу Рид, Донован, Дилан, "Грейтфул Дэд", "Стрэнглерз", Костелло, Ино /хронологическая попытка/ плюс "Джетро Талл", "Фри", "Фэмили", "Мелани", Фэрри, "Мэднесс", Заппа етс. /имя им - легион/. Играть никогда нигде не учился / в отличие от: Фагот - муз. школа плюс муз. училище, Гаккель энд Дюша - муз. школа/, поэтому в 1980 играет так же примерно, как в 1968. Помимо вышеперечисленного, сильно повлияли Клячкин, Окуджава и Вертинский. Такой же идиот, как и вое остальные, но еще и с сильным креном в сторону Востока, поэтому везде склонен вставлять термины: Карма, Дао етс. Помимо песен пишет стихи, прозу, картины, любит готовить и делать полки для книг. Уже пять лет, как читает только по-английски, преимущественно Фэнтэзи и Нью Мюзикл Экспресс.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

From: Masha Kuleshova <masha_kuleshova@mail.ru>
To: Sergey Varyushkin <varyushkin@mail.ru>
Sent: Thursday, November 23, 2000 6:23 PM

Мы были 15-го ноября на очередной пресс-конференции, посвященной выходу фильма "Настроение Пси" в клубе "Кино". По некоторым непредвиденным причинам :-) запись сложно разобрать, но что можно, а может как раз то, что нужно - уцелело (в общем. здесь не все, но ответы я не корректировала, когда отвечала Алиса - надо представлять море радости :-)).
P.S. Фотографировали "мыльницей", поэтому снимки вышли такие плывущие :-)

Участники:
Режиссер фильма Андрей Новоселов; Борис Гребенщиков; продюсер, ген. директор компании "Легенда Крыма" - Михаил Штырлин.
Ведущий - Отар Кушинашвили.

- Борис, какое лично Вы принимали участие в создании этого фильма? Расскажите против каких кадров и сцен Вы категорически возражали, и их убрали, и какие кадры наоборот Вы потребовали, чтобы вставили в этот фильм.
БГ: Значит, с самого начала работы над этим фильмом мы с Андреем пребывали в полном согласии того, что он будет снимать то, что с нашей точки зрения у нас с Аквариумом получается. Конкретно - мы играли концерты, он снимал концерты, и мы снимали какую-то болтовню до и после концертов. Не было ничего, что он снимал бы, а мы бы этого не хотели, не было ничего, что он не хотел бы снять, а мы бы заставили его. Был процесс полного взаимного удовлетворения.

- Вы знаете, скорее не вопрос, а пожелание. Потому что меня немного удивляет, почему Борис Борисович Гребенщиков выбирает - если выбирает, конечно - для воплощения своей музыки в фильме режиссеров не равно великих его уровню восприятия действительности.
БГ: Большое спасибо. Но я просто... я не люблю комментировать, но мне лично кажется в моей безумной гордыне, что Аквариум вполне самодостаточен в звуках и словах. Любые картинки, которые к этому могут прилагаться - это лишнее, и мне этот фильм интересен именно как попытка Андрея что-то с этим сделать. Все-таки для меня все, что Аквариум есть - вполне можно впитывать в себя, закрыв глаза. Аквариум с открытыми глазами - это уже лишнее.
Мы выбрали Андрея после того, как я посмотрел его съемки про каннибалов и его съемки с шаманами. Я понял, что если он снял каннибалов, значит он и нас сможет снять - чем мы хуже каннибалов? :)

Вопрос к режиссеру:
- Скажите пожалуйста, мы посмотрели фильм - смотреть его действительно тяжело, потому что сплошной расфокус, звук не слышно. В общем, понятно, конечно, откуда ноги растут, но вот так снято, это потому что у Вас аппаратура была плохая, или это, все-таки, прием авторский такой, технический? Вот титры Вы зачем делали: для того, чтобы красиво на картинку смотреть, или потому, что звук с "пушки" снимали?

А. Новоселов: Я хотел по живому все это сделать, вот так, как было - звука и не было, и, может, и к лучшему, и тогда возникли титры. И все остальное делалось как-то вот так - просто, и я как бы доверялся судьбе.

Вопрос к продюсеру:
- Михаил, почему Вы решились оплачивать этот совершенно некоммерческий проект, и что Вы вынесли для себя, для вашей компании?

М. Штырлин: Ну, вообще, нас никто не спрашивал, по большому счету, это серьезно. И два слова буквально, как этот фильм вообще получился, с точки зрения моей. Год назад мы поехали в Крым - хотели устроить там большой-большой-большой фестиваль в таком прекрасном месте как Новый Свет. Поехали туда на разведку, по большому счету, и я имел неосторожность оставить Бориса
в компании Андрея. После чего было отснято 28 тысяч метров кинопленки, и нам ничего не оставалось делать, как вот год заниматься тем, как из этих 28 тысяч выбрать 5 метров, и показать сегодня это вам. Что получилось - сложно говорить, сколько денег потрачено было - тоже никто не помнит и не знает. А коммерческий это проект или некоммерческий - до тех пор, пока этот проект живет, существует - нельзя делать выводы

- Действительно ли Вы считаете, что этот фильм - это лучшее из того, что снято об Аквариуме?
БГ: Отвечаю на него совершенно искренне. Об Аквариуме я помню только фильм Леши Учителя - фильм "Рок". Сравнивая с этим - естественно, этот фильм лучше. И что было сделано об Аквариуме - оно было снято всегда напрямую, вот как положено снимать фильм про группу. Вот здесь - тот хаос, который происходил на экране, мне лично он мил (далее неразборчиво).

 - А почему Вы говорили, что "естественно", что это лучше, чем то, что снял Учитель в своем фильме "Рок"?
БГ: Потому что у Андрюшки - я хорошо знаю историю съемок этого фильма - не было концепции, хотя идея у него была, но в фильме было понятно, как эта концепция улетучивается. Поэтому он снимал то, что попадалось и снимал нас как зверей - в естественной атмосфере. Поэтому это похоже на фильм (неразборчиво) - Аквариум в естественной среде.

В конце вечера, Отар предложил Алисе сказать несколько слов Андрею, папе и
Михаилу.

Алиса Гребенщикова Алиса: Дорогие друзья, а также родные. Я считаю, что вы сделали чудесный фильм, несмотря на то, что некоторые журналисты, конечно не понимают этого, я не хочу никого обижать конкретно, но мне кажется, что вот, да я Андрею уже говорила, что это хороший фильм, да собственно говоря, и папе уже говорила, да и Мише уже говорила, и они все знают. Но, мне кажется что, Андрей - молодец. Он нашел какую-то особенную атмосферу, ну вот как-то проникся, и передал ее в своем творчестве. А то, что коммерческий это проект или некоммерческий, мне кажется, что это же искусство, оно не обязательно должно быть коммерческим, то есть скорее всего не должно быть. Вот например, у нас в Художественном Театре нет никакой коммерции - и это тоже чудесно, да, в наш театр не очень много ходит зрителей модных, но зато к нам много ходит
пожилых людей, для которых наш Художественный Театр - это отрада в жизни, это не коммерция, это - душа. Спасибо и вам тоже.

После того, как все попрощались, БГ добавил: "Постскриптум - все хорошее рождается из хаоса!

НОВАЯ ПЛАСТИНКА

| http://hroniki.obozrenie.ru/issue_3248.html

Теперь у Гребенщикова есть своя «Территория»

Елена Серова | elena@obozrenie.ru

16 ноября Борис Гребенщиков представил музыкальной общественности свой новый альбом - "Территория". Хотя именно альбомом его назвать сложно, скорее это компиляции классических версий "Аквариума" 1981-1996 годов.

Композиций, которые до этого никогда в записи не выходили немного, только четыре из семнадцати: "Новая песня о Родине", "Под мостом, как Чкалов", "Горный хрусталь", "Та, которую я люблю". Еще две песни - это переработанные старые хиты "Аделаида" и "Вавилон". Теперь они звучат в современной обработке, а в текст "Вавилона" добавлено четверостишие Виктора Пелевина. По сообщению пресс-службы Гребенщикова, стихотворение написано с применением ненормативной лексики, да к тому же на японском языке. (Поскольку у японцев подобной лексики не существует вовсе, оставим это сообщение на совести пресс-службы).

"Вообще я ненавижу переписывать свои старые песни", - объясняет Гребенщиков, - "Зачем?, - говорю я себе, - лучше пиши новые - ты же умеешь!" Но в данном случае я пошёл против всех своих принципов - потому что мне хотелось добиться настоящего звучания своих прошлых композиций. Ведь то, что мы делали в 80-х, технически было максимально возможным в тех условиях. Я считаю, что в свое время этим песням не воздали по справедливости. А теперь мы их переписали. Плохо или хорошо - решать слушателям."

Интересно, что этот альбом возник не столько по желанию музыкантов, сколько по заказу промоутеров, причем западных (они организовывали тур "Аквариума" в Германии). Именно зарубежные заказчики высказывали свои пожелания в отношении подбора песен на альбоме. Хотя кроме их рекомендаций, учитывались еще советы американских друзей БГ, а также результаты опроса посетителей сайтов "Аквариума" (Хе-хе ;) - прим. СВ). Результат получился неожиданным. А насколько удачным - покажет время.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Ящерица и Закон
(рассказывается от лица В.Шинкарева)

Гребенщикову подарили ящерицу. Удивительно красивую, совершенно зеленую. Видимо, заграничную. Гребенщиков и Люда (жена Б.Г.) просто наглядеться на нее не могли- держат в ладонях и смотрят, какая она зеленая, светится, переливается искрами. Добрая очень, хорошая. И только Глеб (сын Б.Г.) люто невзлюбил ящерицу.
Мы как раз в этот вечер отмечали отъезд Гребенщикова в Америку - и весь вечер из-за этой ящерицы грустно было. То Глеб ей на хвост наступит, а то взял и опустил в воду, и руку 15 минут под водой держал, не поленился. Ящерицу потом вытащили - а она уже еле дышит, сидит на одном месте, как рот раскрыла, так и не закрывает. Люда слезами плачет, взяла ящерицу в руки, стала гладить, отогревать, все дышит, дышит на нее. А ящерица совсем холодная. Не ест ничего.Засунули ящерицу в банку с тараканами - она на них ноль внимания.
Потом постепенно отогрелась, рот закрыла, стала хвостом вилять, тараканов наворачивает, уши торчком, шерсть распушила. В общем, видим- будет жить. Ну все на радостях стали спокойно пить, и все вроде хорошо.
Просыпаюсь утром на диване, глаза разлепить еще не могу, только мычу тихонько, чтобы кто-нибудь помог. И слышу рядом такой разговор.
Боря тихо с мукой спрашивает у Глеба:
- Глеб, ты трогал сегодня ящерицу?
- Нет, не трогал.
- А видел ее сегодня?
- Видел.
- Подходил к ней?
- Подходил. (Митек-рассказчик произносит это реплику трехпетнего ангеловидного мальчугана неимоверно низким, рычащим, грубо агрессивным голосом, полным нескрываемого торжества и глумления над всем светлым, добрым и чистым. Реплика исполняется с ерническим завыванием, переходящим в неазборчивый мат и какое-то лающее хрюканье).
- И что же ты с ней сделал?
- Застрелил!
Тут пауза. Я ничего не вижу еще, но слышно, как у Бори с похмелья чердак поехал; он совсе растерялся, не понимает еще:
- Как... чем застрелил?
- А вот пистолетом...
- Как ты ее застрелил? Разве он стреляет?
- А вот так! (Слышен резкий стук деревянного пистолета о стол).
Тут очень долгая пауза, и потом Боря, совершенно изнемогшим голосом, даже без всякого выражения:
- Глеб, Глеб! Вспомни, как ящерица была живая, играла с тобой, и вот теперь она лежит раздавленная... Как же ты мог?
- Закон такой!!!!!!
Чтобы снизить свинцовую тяжесть этого мифа, митек-рассказчик часто прибегает к барочной пышности украшений. Так, если вначале мифа Гребенщиков обращается К сыну просто "Глеб", то в последних фразах он почтительно, испуганно именует его "Глеб Егорычем", сопровождая свои слова цитатами:"Глеб Егорыч, не стреляй!", "Глеб Егорыч, что с Груздевым делать будем?" "Глеб Егорыч, да ведь это вещи с убийства Груздевой!"
Отношение же Глеба к отцу на все протяжении мифа можно смело уподобить отношению старослужащего (деда) или вора в законе к надоедливому молодому салажонку.
На 90 процентов снимает напряжение такой конец мифа: после фразы Глеба "Закон такой!" (кстати, на исполнения этой реплики Д.Шагин окончательно сорвал себе голос) Борис Гребенщиков падает в обморок , а Глеб, подождав, когда отец очнется, сообщает ему:" Ты не сознание, ты совесть потерял! Удостоверение и оружие на стол!" ("Место встречи изменить нельзя" 3-я серия)
Вывод из вышеизложенного ясен: митьковский миф-катастрофа будет развиваться в самостоятельный литературно- фантастический жанр искусства, постепенно отдаляясь, хотелось бы надеяться, от митьковской правды-катастрофы.
Чтобы не заканчивать эту часть на такой угрюмой ноте, напомню об антитезе - о митьковском мифе-подвиге, почти постоянном контрапункте полифонии мифа-катастрофы. Не думаю, чтобы тут понадобились какие-либо коментарии.

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@sama.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"

P.S. Лично я предыдущий выпуск рассылки не получил. Причина тут одна -  бесплатная почтовая служба mail.ru. Прошу прощения у тех, кому я не ответил на письма - я эти письма тоже просто-напросто  не получил. В связи с вышеизложенным, писать для "Пустых Мест" можно (и нужно :)) сюда: varyushkin@sama.ru.