Пустые места группы "Аквариум"

23 февраля 2000-2001

НОВОСТИ

А сегодня День рождения Сергея Щуракова и Советской Армии. Посему - спецвыпуск, но только по первому поводу :-) "Пустые Места" в лице их ведущего... нет не так... Сергей,  пусть Ваша жизнь будет насыщена добыми делами и творческими успехами :)). Дзынь...

СПРАВКА

Sergey Shurakov Официальная страница АКВАРИУМа: "Сергей Щураков - аккордеон, мандолина, фортепиано. Впервые появился в Аквариуме на записи "равноденствия" и очень скоро начал играть на концертах. После самороспуска "старого" Аквариума стал основной музыкальной силой "БГ-Бэнда" 91-92 гг (см."Письма Капитана Воронина"). После паузы в 1993 вновь появился в Аквариуме на "Песках Петербурга" и активно играет. Соавтор ряда песен (митин вальс, серебряная роза, черный брахман, св.герман и др). Пишет собственную музыку; под названием "Вермишель Оркестра" записал авторский альбом "Анабасис".
Послушайте композицию
"Kyani" с этого альбома  (mp3, 980К).
Не курит, не пьет, в быту тих, морально устойчив."

Официальная страница
VERMICELLI ORCHESTRA: "Оркестр Вермишель" - группа  Сергея Щуракова, экс-аккордеониста группы "Аквариум", который является основным автором всей исполняемой музыки и аранжировок. Содержание музыкальных композиций "Вермишели" вбирает в себя полифоническое сочетание различных музыкальных стилей и направлений: рока, фолк-арта, минимализма, необарокко, элементов классицизма и романтизма. Разнообразные танцевальные ритмы, звучание этнических мотивов, интересные переплетения музыкальных стилей позволяют слушателю ощутить себя в богатом и широчайшем потоке "world music"...
Состав:
Сергей Щураков - Кнопочный аккордеон. Основатель оркестра, автор музыки и аранжировок. Экс-аккордеонист групп "Аквариум", "Трилистник", "Кошкин дом", оркестра "Поп-механика", проекта "Бастонада".
Мария Щуракова - электро- и акустическая мандолины.
Михаил Иванов - бас-гитара.
Олег Шар - перкуссия. Перкуссионист группы "Аквариум", также работал в группах "Z", "Оле Лукойе", "Лес", участвовал в проекте "Митьки".
Илья Розовский - акустическая гитара.
Николай Мохов - флейта. Лауреат международного конкурса в Волгограде.
Владимир Юнович - виолончель.
Павел Иванов - ударные."

ИНТЕРВЬЮ

Вермишельное необарокко

Сергей Шураков давно известен - в первую очередь, как музыкант АКВАРИУМА. Однако в данном интервью разговор совсем не про АКВАРИУМ, а про ВЕРМИШЕЛЬ ОРКЕСТРА, руководителем этого необычного оркестра является Сергей Шураков.

- Расскажи историю возникновения ВЕРМИШЕЛЬ ОРКЕСТРА.

- Несколько лет назад я начал писать музыку, поигрывать дома на аккордеоне и на фортепиано. Потом познакомился с Илюшей Пархуновым, года полтора мы с ним вдвоем играли, после чего к нам присоединился Наиль Кадыров. Потом Александр Титов, Олег Сакмаров, Юра Николаев. В дальнейшем образовался тот состав, который играет сейчас: Наиль - гитара, на барабанах - Виталий Семенов, на конга, джамбе, дарабуке - Олег Шавкунов, на скрипках - его жена, Элина (но она только на записи), на мандолине - моя сестра Маша, на гобое - Павел Парфиненков
, на гринчелло - Сева Гаккель, на флейте - Наташа Сачкарева и я на аккордеоне.

- ВЕРМИШЕЛЬ ОРКЕСТРА выступает не очень часто.
- Да, пока не часто. Мы полгода записывались и поэтому не играли. Зато альбом сделали. Первоначально намечалось назвать его Борода лопатой , но потом я решил назвать его Анабасисы . Это древнегреческое слово. Обозначающее литературное произведение, которое рассказывает о походе греков вглубь страны. Еще были в проекте разные другие названия, например, Акустическая хореография или Готическая... и это в принципе отражало бы музыку, потому что я считаю, что музыка у нас в чем-то прямолинейная и, стало быть, такой стиль можно обозначить как готический, но потом я придумал для этого стиля новое название - я считаю, что это необарокко. Это имеет некоторые основания, поскольку орнаментика сольных партий во многом похожа на орнаментику барокко. Конечно, это разные вещи, однако общий корень есть. Кстати, к необарокко подходит и название, ведь барокко имеет большое отношение к Италии, а вермишель - итальянское слово. Вермишель - это червячки... Вот такой получился червячковый оркестр...

- Как тебе кажется, насколько перспективно существование такой совершенно некоммерческой музыки в нашей стране?
- Нам сложно будет пока найти широкого слушателя, но со временем... Может быть, мы попробуем перейти на акустический состав и поиграть в акустике с минимальной подзвучкой. Но мы еще только начинаем, я надеюсь, что все у нас будет нормально.

- Какая музыка повлияла на тебя, как на композитора, в первую очередь?
- Я пока еще себя композитором не ощущаю. Очень любил всегда классическую музыку, Баха, Бетховена. Очень много слушал КОКТО ТВИНC, ирландские группы, очень люблю LED ZEPPELIN

- Ну, это уж совсем другая опера.
- И тем не менее! LED ZEPPELIN
- это группа, на которую я хотел бы ориентироваться очень сильно. Я чувствую с этой группой свое внутреннее родство, хотя, конечно, это не очень видно.

- Тебе в последние годы приходилось играть музыку совсем другую, непохожую на то, что играет ВЕРМИШЕЛЬ ОРКЕСТРА.
- Я играл, как клавишник - совсем немного - в группе КОШКИН ДОМ. И там же играл на аккордеоне. С ПРЕПИНАКАМИ сыграл один концерт. Меня приглашал на запись Сережа Курехин, одно время достаточно много - для записи музыки к фильмам. Как-то мы с ним вдвоем сыграли новогодний бал в Капелле. С Александром Емельяновым играл. А больше всего я играл в ТРИЛИСТНИКЕ и, конечно, в АКВАРИУМЕ. В ВЕРМИШЕЛЬ ОРКЕСТРА музыка достаточно близка к академической, хотя я считаю, что мы не очень далеки от рок-н-ролла, но.
.. все же это академическая музыка.

- Расскажи о вермишельных планах.
- Планы - вплоть до постановки балета. Сева Гаккель предложил поставить мыльный балет - т.е. серию одноактных балетов. А еще я хотел бы добавить, что мы стремились сделать максимально научный подход, чтобы под музыкой ВЕРМИШЕЛЬ ОРКЕСТРА была научная идея, некая синтетическая идея. Мы занимались этнологическими разработками и также историческими с выяснением корней - потому что, на мой взгляд, у нас полиэтническая музыка. В альбоме Анабасисы есть элементы арабской музыки, и еще ирландской, шотландской, норвежской, псковской... Можно еще серию добавить.

(примерно 1997 год, опубликовано в журнале "Иванов")

Еще одно интервью с Сергеем Щураковым, но уже радио- и в виде mp3 можно послушать тут: http://www.geocities.com/vermichelli/991110_Radio107FM_SPb.mp3

СТАТЬЯ

Vermicelli Orchestra ("Оркестр Вермишель") - это инструментальный этно-арт-рок проект Сергея Щуракова (экс-"Аквариум"), который выступает в роли автора музыки, аранжировщика, продюсера и сам играет на аккордеоне. В 1994 году Сергей и его единомышленники (Илья Порхунов, Виталий Семенов и Наиль Кадыров) собирают добрую дюжину музыкантов, среди которых и рокеры - в том числе родом из "Аквариума", такие как Всеволод Гаккель, Олег Шавкунов, Петр Трощенков, - и вполне академические люди, как Наталья Сечкарева, Николай Попов, Василий Попов. Благодаря Севе Гаккелю новое образование получило запоминающееся имя "Vermicelli Orchestra". Инструментальный состав группы довольно нетипичен для сегодняшнего дня - помимо традиционных ударных, перкуссии, баса и акустической гитары, в нем звучат аккордеон, виолончель, флейта, мандолина. Именно в таком составе Щураков и начал исполнять собственные инструментальные композиции, весьма необычные по звучанию и построению. В 1995 году "Оркестр Вермишель" дает первые концерты и записывает первый альбом "Anabasis", который годом позже выходит на кассетах, а в 1997 году появляется на CD. Альбом и выступления группы получают хорошие отклики в прессе:
"...Их встречали с любопытством и легким недоумением. Слушали внимательно и удивленно. Провожали с овациями, ревом, свистом, вызывали на бис; если бы не поздний час, то быть бы и супербису - минут эдак на двадцать. Так проходил первый московский концерт "Vermicelli Orchestra" - одного из самых удивительных и необычных явлений в музыкальной жизни за последние годы..."
...Что же касается стиля, то его определение весьма условно, как и любое другое. Вообще же музыка Сергея очень странная, эклектичная, полистилистическая; в ней присутствуют элементы романтизма и барокко, кельтские, арабские, тирольские, славянские мотивы, арт-роковая, рок-н-ролльная, а местами даже, кажется, хардовая ритмика. При этом построение композиций четкое, строго выверенное, академичное - кажется, здесь нет места для импровизации; разнородные элементы гармонично соединяются в то, что можно было бы назвать картинами, написанными с помощью музыкальных средств. Причем эта музыка сама по себе настолько ярка и "событийна", она дает настолько мощный толчок фантазии слушателя, что слова уже излишни. Творчество Щуракова и "VO" - это очень добрая музыка, чрезвычайно эмоционально насыщенная.

1996-99 годы проходят в активной исполнительской деятельности в Питере и Москве. Особенно примечательны совместные концерты с Питером Хэмиллом (экс-"Van Der Graaf Generator"), "Duty Free Orchestra", с Майклом Найманом и его оркестром, выступления в клубах "JFC Jazz Club" (Питер), "Бедные люди", "Вермель", в концертном зале ЦДХ (Москва). Параллельно "Вермишель" готовит материал для второго альбома. В 1999 году группа записывает его и дает ему название "Византия". Выход альбома на C
D и кассетах ожидается в начале 2000 года.

2000-02-03, Артем Тамазов, aut@such.srcc.msu.su

НОВОСТИ ГРУППЫ

В первой половине февраля ВЕРМИШЕЛЬ отбывает на гастроли по городам Сибири. В программе - Омск, Новосибирск, Томск, Новокузнецк, Барнаул, Тюмень. Это первая поездка группы в Сибирский регион. Напомним, что два года назад альбом ANABASIS занял чуть ли не первое место в Барнаульском хит-параде, так что, несмотря на морозы, нас ждет теплая встреча.

ВЕРМИШЕЛЬ ORCHESTRA начала работу над видеоклипом на композицию САКАТЕКА с альбома ВИЗАНТИЯ. Режиссер - Олег Штром, операторы - Алексей Антонов и Алексей Копиенко. Часть видеоматериала была отснята на концерте 24.01.2001 в московском клубе ВЕРМЕЛЬ. Основной визуальной идеей клипа будет ТЕМА ОГНЯ. Группа приглашает всех желающих приносить идеи для клипа в гостевую книгу сайта www.ov.org.ru.

ВЕРМИШЕЛЬ готовит программу совместно с камерным оркестром СПбГУ п/у Андрея Алексеева. В этой программе будет исполняться музыка Вермишелей. Сейчас проект находится в стадии подготовки - пишутся партии музыкантам камерного оркестра. Предполагается выступить с этой программой весной, в Петербурге; наиболее вероятно, что во дворце Белосельских-Белозерских на Невском.

В составе группы - два очередных обновления: Наташа Марашова, которая будет играть на мандолине. Наташа - выпускница питерской консерватории по классу домры, и уже принимает участие нескольких "народных" проектах. Пока что Наташа будет принимать участие в концертах, когда не сможет выступать основная мандолинистка группы - Мария. Уже известно, что именно Наташа поедет с группой в грядущий тур по городам Сибири. Второе обновление: вместо Олега Шара, который находится в бессрочной творческой командировке в группе АКВАРИУМ, будет играть известный питерский перкуссионист Дмитрий ВЕСЕЛОВ. Группа продолжает ковать кадры для знаменитых во всем мире групп: уже получено подтверждение того, что Дмитрий Веселов будет приглашен к Карлосу САНТАНЕ, и будет играть в паре с его перкуссионистом Карлосом Пецаццей. Но - только после того, как положительно проявит себя в ВЕРМИШЕЛИ ;)

ВЕРМИШЕЛЬ и БОМБА-ПИТЕР решили наконец-то сделать подарок меломанам - переиздан диск ANABASIS, который ранее издавался на CD только в Англии. Благодаря этому любители музыки группы теперь смогут легче его найти (наконец-то решана проблема с дефицитом дисков) и смогут приобретать диск существенно дешевле (не 200, а всего 70 рублей - например, в магазине КАРАВАН в Питере, он уже есть в продаже). Новое издание диска имеет и новый дизайн.

Интервью по е-mail с Сергеем Щураковым

Предыстория этого интервью следующая. В процессе общения с Артемом Тамазовым (директор Оркестра Вермишель) по ICQ, мной было высказано предложение сделать интервью с Сергеем Щураковым . Артем очень живо и положительно на это прореагировал. Не прошло и двух месяцев ;-), как я сподобился-таки набросать список вопросов для Щуракова и послать их по e-mail Артему. Прошла еще пара месяцев, и вот вчера пришло письмо... Ответы на вопросы получены "вживую", записаны на диктофон и переведены в текст на экране Артемом Тамазовым специально для рассылки "Пустые Места".

Расскажите историю возникновения ОРКЕСТРА ВЕРМИШЕЛЬ.

История очень простая... Я просто играл разную музыку, слушал разную музыку, и она стала появляться. Катализатором стал Алик Кан, который пришел на концерт в капеллу, где я играл с Сергеем Курехиным вдвоем. Сергей мне дал два больших импровизационных фрагмента, где я играл по 15-20 минут. Для меня это был первый такой опыт, я играл все, что приходило в голову. Так мы играли весь вечер - ПОП-МЕХАНИКА, где музыкантами было два человека. Алик после этого подошел и и сказал, что нужно делать собственный проект. Ему нравилась и игра, и музыка. Это был 1991-92 год, точно не помню, осенью. Я стал задумываться о его словах, и постепенно нашел музыкантов. Сперва это был Илья Порхунов. Потом появились Виталий Семенов и Наиль Кадыров. В 1994-м мы попробовали записать три пьесы на студии ДДТ. Попытка провалилась с треском. После чего мы уже зимой собрали группу целиком и отрепетировали первый альбом. В 1995-м мы его записали. Такова история возникновения VERMICELLI ORCHESTRA.

Вы как-то сами определяете стиль, в котором играете? Это академическая музыка, или, все-таки, она имеет какое-то отношение к rock-n-rollу?

Это рок-музыка.

Вы приобрели известность, прежде всего, как музыкант Аквариума. Как произошло знакомство?

Параллельно произошло несколько событий. Я познакомился с Севой Гаккелем у моего друга, гитариста Валерия Сорокина, и в это же время мы с Валерой собрались идти на ночь в духовную академию на службу. Это был 85-й год. Перед службой зашли домой к Бобу. Тогда он жил на улице Софьи Перовской. И до утра стояли службу все вместе. Вот так мы познакомились. А потом меня пригласили на запись, в 87-м году. Кстати, до этого я много слушал АКВАРИУМ, к музыкантам которого относился как к небожителям, и до сих пор так же отношусь.

В плане музыки вы оказывали влияние на Гребенщикова? Если да, то как? Ведь известно, что вы являетесь соавтором многих песен Аквариума (Митин Вальс, Серебряная Роза, Черный Брахман, Св.Герман, Голубой Огонек и др.)...

Я не являюсь автором ни одной из этих песен. Автором и вдохновителем их является Боб. Я придумывал соло, проигрыши, и мы вместе с Борей корректировали их или просто сочиняли их вдвоем (проигрыши и соло я имею в виду). В процессе совместной работы мы, безусловно, влияли друг на друга.

БГ назвал вас "основной музыкальной силой "БГ-Бэнда" 91-92 г.г."... В 93-м году ваше сотрудничество с ним на некоторое время прервалось. Почему это произошло тогда, и в чем причина вашего окончательного ухода из Аквариума?

Основной музыкальной силой БГ-БЭНДА был весь БГ-БЭНД. В 91-м году отпала необходимость в аккордеоне, и я взял академический отпуск до 93-го, в котором опять возникла необходимость в моем инструменте. В 97-м, когда я закончил свое сотрудничество с АКВАРИУМОМ, произошло изменение в стиле группы, и надобность в моем инструменте отпала.

Как вы считаете, что является причиной непостоянства состава группы "Аквариум": "тяжелый, неуживчивый" характер его лидера или что-то еще? Как и на чем, вообще, строились взаимоотношения внутри коллектива?

У Бори очень "уживчивый" характер. Я сотрудничал с очень многими людьми, и с Борей было почти всегда сотрудничать легко и интересно. По всей видимости, постоянная смена составов связана с творческими устремлениями Бориса, а не с его характером.

В записи первого альбома Оркестра Вермишель принимал участие Всеволод Гаккель... Ходили слухи, что именно он дал такое название вашей группе? Почему, собственно, такое кулинарное название?

Да, это так. Сева предложил это название, и я после некоторых колебаний принял его. Хотя почти все члены команды были недовольны этим. Я тоже был не очень им доволен, но лучшего не нашлось.

Раньше "кузницей кадров" для Аквариума некоторым образом служил Трилистник Дюши Романова, из которого, собственно, вы и попали в Аквариум; теперь эстафета - Олег Шар (Шавкунов) - перешла к Вермишели? :) Объясните, пожалуйста, "кухню" перехода музыкантов из одной группы в другую.

Борис - очень яркая и значитальная личность на рок-н-ролльном небе, и поэтому музыканты с удовольствием и интересом работают с ним. Вот и вся кухня. А меня в АКВАРИУМ привел не ТРИЛИСТНИК, а сначала Сева Гаккель на запись "Равноденствия" в 87-м, и на этой записи Дюша пригласил меня в ТРИЛИСТНИК. В том же году осенью я сыграл свой первый концерт с группой АКВАРИУМ во Дворце Молодежи, где участвовал в одной песне Дюши Романова "Матросская тишина".

Поддерживаете ли вы отношения с другими бывшими и нынешними участниками группы "Аквариум", и, если да, то на каком уровне? Следите ли за творчеством Бориса Гребенщикова, и близко ли оно вам сейчас?

Я подерживаю отношения (очень тесные) с Севой Гаккелем. Еще с Дюшей. [* примечание: интервью было дано при жизни Андрея Романова] Встречаемся на радиоэфирах, фестивалях, в гостях у Севы. С остальными членами АКВАРИУМА я встречаюсь реже. Гитарист Леша Зубарев часто приглашает меня на свои записи. В апреле 2000 я записывался с Бобом. Его творчество мне всегда было интересно, и сейчас - тоже.

Ваши музыкальные пристрастия? Какая музыка оказала влияние на музыку Оркестра Вермишель вообще и на Сергея Щуракова в частности? Что по вашему мнению интересного происходит сейчас в музыкальной индустрии "у нас" и "у них"?

Я слушаю любую музыку. Наиболее яркие впечатления - АКВАРИУМ, LED ZEPPELIN, COCTEAU TWINS, THE BEATLES, CLANNAD, DEEP FOREST, Robert Fripp, Steve Reich, PENGUIN CAFE ORCHESTRA, Джеффри Ариена, Бетховен, Рахманинов, Прокофьев, Ashling McIsaak, Silly Wizard, Денадан, Paco De Lucia, Mike Oldfield, Michael Nyman. У нас - фестиваль SKIF в СПб. Это интересное музыкальное явление. У них - Afro Celt Sound System, Nitin Sawney, Dodgy, James Booker, Gorky's Zygotic Mynchi.

На официальном сайте "Аквариума" есть страничка "К прослушиванию рекомендуется" - http://www.aquarium.ru/misc/songs.html . Что бы вы оттуда убрали, а чтобы добавили?

У меня нет доступа в Интернет, я не видел эту страницу.

Расскажите о том, чем вы сейчас занимаетесь? Пишется ли музыка, выступает ли ваша группа? Кто из музыкантов сейчас играет с вами? Т.е. такой банальный вопрос о творческих планах.

Играем в Москве и Санкт-Петербурге. 19-го апреля [2000 года] наконец-то появился альбом "Византия". Готовим вещи на третий альбом. Состав наш - Мария Щуракова (мандолина), моя родная сестра, Миклован Иванов (бас), Иванов Павел (барабаны), Наталья Сечкарева, Николай Мохов и Тимур Богатырев (флейта), Владимир Юнович, Ник Бичан (виолончель), Олег Шар (перкуссия), Илья Розовский (гитара) и Артем Тамазов (руль и ручки). Предполагается, что с осени этого года к виолончельной группе присоединится Сева Гаккель.

С чем связана такая активная в последнее время концертная деятельность Оркестра Вермишель? У вас хороший директор или хотите "все деньги заработать"? Какое место деньги занимают в вашей жизни и творчестве?

Много концертов стало в связи с появлением директора - Артема Тамазова. А на заработанные ОРКЕСТРОМ ВЕРМИШЕЛЬ деньги прожить невозможно, даже если бы их было вдвое больше.

У вашей группы есть своя  страница в Интернет. Очень, кстати, со вкусом сделанная... Зачем Вермишели Интернет?

Интернет... это новая форма общения. Впрочем, уже не новая, наверное. Благодаря ему, мы имеем возможность общаться, например, с вами, хотя находимся далеко друг от друга. И делаем это с удовольствием. В общем, Интернет ВЕРМИШЕЛИ нужен для общения.

Расскажите о новом, втором по счету, альбоме Оркестра Вермишель под названием "Византия". Где его можно купить или послушать?

Его можно купить на наших концертах. А где в магазинах - мы еще не знаем. Наверное, в компании Boheme Music [www.boheme.ru], которая выпустила этот альбом. (Я лично купил "Византию" на прошлой неделе в в Москве в магазине "Союз", на Горбушке тоже видел. - С.В.) Рассказывать словами о втором альбоме сложно, потому что музыка говорит сама за себя. Можно фрагменты послушать в Интернете, на нашем сайте. На концертах, конечно, мы исполняем музыку со второго альбома.

Как связаться с вами по поводу организации гастролей в других городах (кроме Москвы и Питера)?

Связывайтесь с Артемом Тамазовым. Его координаты: (095) 480-7264 (Москва, можно звонить в любое время), (812) 268-3020 (Питер, до 23:30), электронная почта: aut@mlc.ru, мобильный телефон (902) 611-3905. Лучше всего пользоваться e-mail - он отвечает на письма в течение недели.

P.S. Конечно, интервью, взятое посредством e-mail имеет особенности. В частности, если бы я услышал некоторые "уклончивые" ответы Сергея Щуракова на мои вопросы, то непременно бы задал более провокационный вопрос... Можно сделать это и по электронной почте, но это означало бы отложить публикацию еще месяца на три-четыре... ;-)

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@sama.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"