Пустые места группы "Аквариум"

144-й выпуск, 6 мая 2001

НОВОСТИ Aquarium's Very Own Home Page

В Дискографию внесены вышедшие за последнее время альбомы и сборники, в том числе, выпущенные в этом году на CD так называемые "альбомы 70-х лет".

* В разделе "Разное" много дополнений
Книги:
Чжуан-Цзы (перевод тут)
еще Гибсон -  Idoru, Virtual Light, All Tomorrow's Parties (переводы тут)
Любителям детских книг адресованы "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса (переводы тут) и "Гарри Поттер" Джоан Роулинг (переводы тут)

* Появился новый список - Фильмы:
Blowup - Michelangelo Antonioni
Straight To Hell - Alex Cox
Repo Man - Alex Cox
The Adventures Of Baron Munchausen - Terry Gilliam
Simon Of The Desert - Luis Bunuel
Yellow Submarine - George Dunning

(Кстати, ни один из этих фильмов, кроме Yellow Submarine и Приключения барона Мюнхгаузена на Озоне, к примеру, в настоящиее время не продаются. Наверное, надо попросить БГ оцифровать и выложить в Пустые Места :)) - прим. ред.)

* Раздел Радио Аквариум дополнен еще 4 позициями:

Cocteau Twins

Kookaburra

 

Roy Orbison

Only the Lonely

 

DOORS

Love Street

Waiting for the sun

Bob Marley

Three Little Birds

и все это уже лежит на Местах в MP3 вместе с текстами.

* А в рассказе о любимых напитках предлагается в качестве аперитива попробовать Ouzo - анисовую греческую водку, непременно со льдом :))

Гребенщиков выиграл дело против "Издательства Атлант"

Аквариум - 25 летСудебное заседание по делу Бориса Гребенщикова против ООО "Издательство Атлант" состоялось 26 апреля в городском суде Санкт-Петербурга. Как сообщил адвокат БГ Василий Тютин, рассматривалась кассационная жалоба ответчиков на решение Федерального суда Ленинского района Санкт Петербурга о взыскании с ООО "Издательство Атлант" в пользу Б.Б. Гребенщикова компенсации за нарушение авторских прав, выразившееся в публикации в бюллетене "Компьютер Прайс" рекламного модуля, содержащего строки из текста песни БГ "Музыка серебряных спиц". Размер компенсации составляет в пересчете с МРОТ на деньги около $2500. Городским судом Санкт-Петербурга в удовлетворении кассационной жалобы было отказано - издательство обязано выплатить музыканту компенсацию за нарушение его авторских прав.

Из новостей на http://www.hi-fi.ru/ 

Не знаю, в чем там на самом деле дело - в этом судебном разбирательстве - и какая фраза послужила поводом к иску , но строчка "музыка серебряных спиц" - это цитата из Донована. А еще интересна судьба дизайнера, который наверняка совсем не случайно процитировал БГ в рекламном модуле. Надеюсь, нижеследующий рекламный баннер  ;-)) не ущемляет ничьих авторских прав: 

Пустые Места гр. АКВАРИУМ

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ издания на CD "Доисторического АКВАРИУМА"

* Борис Гребенщиков, из "Краткого отчета о 16-ти годах звукозаписи", 1997 год.

...Хроника начинается с `80 года, ибо то, что было до этого, было временем неоформленной мифологии, скитания по инженерным замкам этого мира с гитарой, флейтой и виолончелью; период, ни в чем не запечатленный и не могущий быть отраженным адекватно. Записи, сделанные в этот период, по праву принадлежат не музыковедению, но этнографии, ибо являются документом существования иной формы жизни (другими словами, их можно изучать, но нельзя слушать). В тот период ценность музыки заключалось не в том, чтобы ее можно было слушать, но в том, чтобы мы могли ее играть. Наше появление на фестивале в Таллине и последующие знакомства - сначала с "машиной Времени", а позже с Артемом Троицким - привело к концерту в Тбилиси и началу другой фазы жизни. О которой и повествует нижеследующее.
Хотя нужно бы добавить, что я вырос, слушая записи и радио, и - само собой - рок`н`ролл был для меня магической комбинацией звуков, исходящих из динамика. Эти звуки были чисто религиозным откровением (наподобие горящего куста) и навсегда отменяли пресный мир моих родителей - а вернее, мое пресное восприятие этого мира; никаких живых существ - например, музыкантов - за ними не угадывалось. Плохо переснятые фотографии Битлз, продававшиеся в школе на переменках, имели чисто умозрительную связь с оживляющим мертвых волшебством "I Want To Hold Your Hand", Поэтому попытки создать что-то, что можно слушать, как запись, начались у нас раньше, чем мы научились браться за гитару с рабочей стороны. "Искушение Св. Аквариума", записанное в 1973 году - прямая иллюстрация этого. Позже появились "Притчи графа Диффузора" и др. - но это все еще и рядом не лежало с тем, чего хотелось. Мы репетировали, писали песни, играли концерты и, сами того не зная, ждали чудес...

* Из "Справочника" Павла Северова:
1974 январь - февраль 
Первый LP (БГ+Джордж). Записан во время студенческих каникул. 
Мнение БГ: "...альбом представлял из себя извращение двух идиотов (БГ и Джорджа), занимавшихся сюрреалистической "Аммагаммой": некоторый непонятные желудочные звуки, стуки, пленки задом наперед, петли, стихи, отдельные куплеты песен и фразы. Очень смешно, но очень плохо записано". 

* Из переписки Павла Северова с "аппаратчиком Маратом" (Айрапетян Армен, armenh@forof.sci.am):

Все первые альбомы записывались в зале факультета прикладной математики ЛГУ (где мы с Борей тогда учились) в ужасных условиях и на фантастической аппаратуре (усилители УМ-1, микшерский пульт сборки Воробьева, который приходилось перепаивать три раза в час, самодельные колонки, и т.д.). Для любителей статистики - Боря играл на 12-струнной гитаре "Пирин". Помимо традиционных инструментов "А" (особенно на "Искушении" - весьма авангардном произведении) использовал массу других звукоиздающих устройств (детские дудки, пианино с воткнутыми в молоточки кнопками, пластиковый провод - капли расплавленного пластика со свистом проносились мимо микрофона).
"Искушение" было единственным альбомом, где Боря не доминировал - творческая энергия генерировалась Борей и Джорджем Гуницким в равной мере (единственное "произведение" не принадлежавшее им - "Пение птиц и птичек ..." - идея Марины Житковой).
После выхода "Искушения" у "А" появились первые не просто друзья, а поклонники. В перерывах между посещениями "Сайгона" (надеюсь, что история этого кафе уже написана кем-то) они толпами являлись в зал, мешая репетициям и записи, ломая аппаратуру и доводя Борю почти до слез. 

* * * 
У альбома была даже обложка, созданная Русланом Судаковым и изображавшая "Маленький Большой водопад". 

* * * 
"Теперь о Притчах графа.
Точной даты я не помню, но (в связи с новогодней темой) "Мозговых рыбаков" Боря написал у меня дома 31 декабря 1974 года и впервые исполнил в тот же день в ванной квартиры девицы Искиной, где мы встречали 1975 год (ванная комната была самым тихим местом - в остальных комнатах буянили пьяные гости под руководством Джорджа). Вернувшись под утро ко мне, мы исполнили еще одно произведение - "Электрический козел", но протрезвев не смогли вспомнить ни текста, ни даже мелодии.
Итак, наиболее вероятное время записи Диффузора - весна 1975 года."...
"...Этот альбом был реакцией Бори на некоторые события того времени. Часть песен связана с любовными переживаниями (естественно, я не буду погружаться в подробности), но "Боги" и "Стань поп-звездой" это ответ на некоторые модные теории, исходившие от Горошевского и поддержанные Джорджем и Дюшей; "Аббатская дорога" и "Остров Сент-Джорджа" - это боль от потери друзей и единомышленников."

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

30 апреля 2001, г. Владивосток

From: Ilya V. Trubchanin <ilya@vrangel.ru>
To: Пустые Места 
Sent: Monday, April 30, 2001 9:56 PM
Subject: Отчет о концерте во Владивостоке

Преамбула. Концерт, несомненно, лучший из мною посещенных. Однако необходимо заметить, что так уж исторически сложилось, что на концерты любимой группы я попадаю только во Владивостоке, а они сюда приезжают не то четвертый, не то пятый раз (первый раз был аж в 1993. До того в местном рок-клубе несколько лет существовала фракция под названием "Общество по приглашению Бориса Борисовича Гребенщикова во Владивосток на три дня попить пива")... словом, я был всего-то на примерно полудюжине концертов. И на всех на них БГ всегда стоял перед микрофоном как истукан, с полузакрытыми глазами и редко когда удостаивал зал более чем пятью словами (не считая представления группы, конечно). Сегодня же - совсем другое дело! Он двигался, был весел, улыбался, шутил... он только слово "спасибо" произнес раз двадцать... в общем, со сцены буквально лился поток положительной энергии. Плюс на удивление хороший звук. В общем, кайф!
По порядку. Концерт, как водится, в ДКМ (ДК моряков). Зал примерно на восемьсот мест, свободных практически не было, билеты до 500 руб. Я прибыл за полчаса до начала в надежде на диски и т.п. Вожделенного "MCI" не было, однако - ура! - было "Настроение Пси" (для справки: был только дешевый вариант, "не для продажи в Москве", за 200 (двести) руб.) В фойе наблюдалась несколько повышенная концентрация людей с хайрами, в настоящих джинсах и обуви от "Пиколинос".
Начало с задержкой в 11 минут, что за задержку, как известно, не считается. Одеты все, как обычно в последнее время - БГ в красной рубахе и черных штанах, Суротдинов в сюртуке, Рубекин в некоем подобии френча со звездой на груди, Шар в чем-то типа спортивного костюма из малинового атласа, Сакмаров в майке с Бобом Марли и кожаной бейсболке козырьком назад. На БГ был направлен сильный софит и дека его акустической шестиструнки на протяжении всего концерта пускала буквально солнечные зайчики.
1. Скорбец
2. Сын плотника
3. Я - мальчик золотое кольцо (... armageddon.com)
Ни фига себе начало! Зал основательно разогрелся. Первая, и благодаря усилиям доблестной где не надо владивостокской милиции единственная девушка прорвалась на сцену и в обмен на букет роз получила поцелуй и автограф.
4. Имя моей тоски
5. Влюбленные в белом купе
Впечатлил саксофон Деда. Кстати, сам саксофон был буквально золотым, но к его звукоснимателю шел довольно толстый ярко-голубой кабель, что наводило на известные ассоциации.
6. Аделаида
7. Гиневер
"А сейчас я вам спою три новые песни..."
8. 500
9. ??? Там, где я родился, основной цвет был серым...
"Боря, мы тебя любим!!! -Мда? Как доказательство нашей любви, следующая песня!"
10. Нога судьбы
Первый раз за время концерта БГ, глядя на Рубекина, сначала молча отбивает ритм по микрофону, а потом: "one, two, three, four!" (потом это повторялось несколько раз и, по-моему, было знаком "играем более рок-н-ролл, чем обычно").
11. Двери травы
12. Пока несут сакэ
13. Цветы Йошивары
БГ поставил гитару, выхватил из набедренного кармана пачку сигарет (??? на 90% уверен, что это был "Винстон", обычный, но уж точно не "Парламент"), снял микрофон со стойки, подошел к краю сцены, картинно прикурил от "Зиппо" и...
14. Афанасий Никитин-буги
Во время исполнения танцевал, во время танца курил, сбил осиротевшую стойку ударом ноги а-ля Брюс Ли, окурок выбросил по длинной дуге в сторону Потапкина. Зал и особенно сцена стояли на ушах. Запомнились Суротдинов и Дед, стоящие друг против друга, лабающие и кланяющиеся в такт, едва не стукаясь лбами.
15. Навигатор
Представил группу.
16. Таможенный блюз
Во время исполнения танцевал, стоя на месте. За хореографическую основу, по-моему, был взят эпилептический припадок.
17. Не стой на пути у высоких чувств
18. Дерево
19. Стоп машина (... fuck it)
20. Отец яблок
"До свидания!" Шар неведомо откуда выхваченным полотенцем вытирает обильный пот. Все уходят. После пары минут скандирования в полной темноте появляется Рубекин, на него направляют софит и он еще пару минут развлекает нас соло. БГ на секунду задерживается в темных кулисах, чтобы прикурить, подтаскивает к своему микрофону какой-то ящик (??? вроде футляр какой-то, не было видно из-за рампы), садится. Едва прикуренная сигарета воткнута между струнами в колках и ...
21. Капитан Воронин
Сигарета успела догореть только до половины. Он ее достает и во время вступления к следующей песне курит, раскачиваясь и улыбаясь.
22. Королевское утро
23. Рыба
Поскольку в этой песне скрипичной партии не было, то Суротдинов тряс какой-то погремушкой на возвышении у Шара.
24. Странный вопрос
Бог ты мой, КАКОЙ рок-н-ролл они сделали из этой песни! ЭТО можно смело ставить в один ряд с "Rock around the clock", имхо. Во время первого куплета Дед с другого края сцены прибежал к Рубекину, тот услужливо привстал и Дед наяривал на саксе, опираясь на его спину своей. Затем убежал обратно; во время второго куплета пытался это повторить, но Рубекин был начеку и скрылся от него, оббегая кругом клавишную стойку. Дед за ним не погнался, очевидно, опасаясь запутать кабель.
Тут БГ меняет гитару на электрическую. Ага, думаю я, сейчас начнется.
25. Бодхисаттва
Началось. Зал беснуется. Менты мельтешат перед сценой, как комары. БГ нарочито охрипшим голосом "Спасибо!" и тут же звонко "One, two..."
26. Анархия
27. Вавилон-Аристократ-Вавилон
Во время исполнения традиционно последней песни Дед вскарабкался на монитор, как на постамент, и играл там. После все построились в шеренгу, обнялись за плечи и кланялись таким образом.
Все! Общее время звучания - два часа четыре минуты.
Постскриптум. Я живу в паре сотен км от Владивостока и сейчас уже 4.48 утра. Так что за возможные очепятки прошу извинить.

ЗВУКОЗАПИСЬ

* ДЮША Романов "Песня О Трилистнике". Каюсь: я не подозревал раньше, что у Дюши столько прекрасных песен. MP3 - Сергей Еремин

Если кого-то не удовлетворит качество выложенных мпегов - подождите. Будут лучше.

* Давно существует недоразумение, связанное с названиями песен "Почему не падает небо" и "Сталь". В разных источниках названия приписаны то к одной песне, то к другой..."Песня из коллекции" Павла Северова пытается разрешить эти непонятки:

  Почему не падает небо (513 kb)
Концерт БГ "Ушные нервы". 1982

Я ЗНАЮ МЕСТА

Eric Clapton в Санкт-Петербурге - фотоотчет

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"