Пустые места группы "Аквариум"
148-й выпуск, 05 июня 2001
Лозунг момента:
"Самое время перейти эту реку вброд!"* «Аквариум» переиздаст альбомы, за которые отвечает.
Переиздание каталога «Аквариума» начнется осенью. Как рассказал корреспонденту InterMedia директор коллектива Максим Ландэ, будут выпущены только так называемые номерные альбомы общим числом около тридцати. Права на все эти пластинки на сегодняшний момент принадлежат лидеру «Аквариума» Борису Гребенщикову. По словам г-на Ландэ, сейчас только на легальном рынке имеются около 70 аудиоработ «Аквариума» и сопутствующих проектов, БГ же собирается переиздать те из них, за которые «отвечает как автор». Переиздания вызовут интерес даже у обладателей полной дискографии «Аквариума»: все диски планируется снабдить подробной историей создания альбома, а также бонус-треками. В качестве последних будут выходить неизвестные песни, которые Борис Гребенщиков нашел в «кладовых» Андрея Тропилло. Попутно ведется работа над очередным диском «Аквариума». Альбом предполагается выпустить тоже осенью. Кроме того, продолжилась работа над совместным диском БГ и Габриэллы Рот. Характер их творчества Максим Ландэ описал как «буддистские штуки». ("Intermedia")* 25 мая на Интернет-радио "101" проходила прямая трансляция концерта Аквариума из московского клуба "Точка". Как выяснилось, никто из организаторов концерта и упомянутого радио не удосужился спросить разрешения на это, не только наплевав на пресловутые "авторские права", но и показав отсутствие элементарной порядочности. Ни БГ, ни менеджмент группы ничего об этом не знали - "новости" к ним пришли вместе с рассылкой "Пустые Места".
Невозможно понять, что помешало организаторам этой горе-трансляции согласовать своим действия с группой. Ведь всем известно, что Аквариум не никогда не возражал ни против размещения своих альбомов в мп3, ни против публикации концертных записей.
Петербургская компания Freelines делала трансляции концертов Аквариума (и не только) в real audio несколько лет подряд - на радость всем поклонникам группы.
Затем были записан и опубликован как "internet only" альбом "Молитва и Пост" - концерт в Сан-Франциско в 1998 году.
Затем - два концерта в Самаре в 2000 году.
Эти записи, сделанные с согласия и при содействии Аквариума, известны своим высоким качеством и заслужили всеобщую любовь.
И все были рады узнать об инициативе Интернет-радио "101" продолжить эту традицию в Москве. Однако, продемонстрированная халтурная и безалаберная организация процесса привела к закономерному результату - качество записи не выдерживает никакой критики.
И, как известно, закон об авторских правах, действующий в нашей стране, запрещает распространение записей (в том числе и в виде трансляций в эфире или интернете), если оно не санкционировано правообладателем.
В связи с вышесказанным, запись концерта в клубе "Точка", выложенная в Пустых Местах, удалена. А свидетельства очевидцев читайте в предыдущем (147-м) выпуске рассылки.КОНЦЕРТЫ
В первой половине июня АКВАРИУМ отправляется в грандиозное путешествие по территории ВЕЛИКОЙ БУДДИСТКОЙ РЕКИ с использованием водоплавающих средств перемещения и прочая, и прочая. ТУРНЕ носит название VOLGA.RU
3 июня - ЯРОСЛАВЛЬ
Городской концертный зал, 19-00
ул. Свободы тел. 32-03-954 июня - КОСТРОМА
Дворец Искусств (бывший ДК Текстильщик)
тел. 552612; 3126376 июня - КАЗАНЬ
КСК "ОНИКС", 18-00
тел. 38-63-18; 38-71-06
радио "ВОЛГА"9 июня - САМАРА
ночной клуб "ЗВЕЗДА", 20-00
тел. 70-34-7611 июня - САРАТОВ
Театр Драмы, 19-00
Ген. инф. спонсор "МК в Саратове"
тел. 24-04-49; 51-02-47; 26-57-0513 июня - ВОЛГОГРАД
ЦКЗ (РЕЧПОРТ), 19-00
тел. 34-43-02
Рассказы о концертах, фотографии и другие подробности - читайте на этой странице.
ЗАТЕМ :
15.06 - МОСКВА (клуб "МЕТЕЛИЦА", в 1 час ночи)
21.06 - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ЛЕТНИЙ КОНЦЕРТ: "АКВАРИУМ - территория SPB.RU", ДК ЛЕНСОВЕТА, начало в 19 часов.СИМ ДЕЯНИЕМ ЗАВЕРШАЕТСЯ ПЕРИОД, ИМЕНУЕМЫЙ "ТЕРРИТОРИЯ".
И ЕЩЁ :
01.07 - АКВАРИУМ внесёт посильную лепту (30-40 минут) в возрождаемый "ПИТЕРСКИЙ РОК-ФЕСТИВАЛЬ" - cтадион "Петровский" с 12 до 23 часов (АКВАРИУМ - примерно от 19 до 21 часа).Но и это еще не всё! По агентурным сведениям в Питере будут еще весьма любопытные мероприятия, связанные с Аквариумом:
27 июня - в том же ДК Ленсовета БГ выступит на не менее традиционном концерте "День рождения Пушкинской-10" вместе с Бутусовым и Шевчуком.
29 июня NEW! - в клубе "Спартак" в годовщину со дня смерти Дюши пройдет первый концерт из серии "Проект Дюши Романова" под условным названием "История АКВАРИУМА. Ателье Искусств", на котором, наконец, реализуется давняя мечта Дюши собрать на одной сцене проекты музыкантов АКВАРИУМА. Выступят тот же БГ, "Вермишель Оркестра", Александр Ляпин, проект Петра Трощенкова "Троп" и группа "Слон в темноте", где также на барабанах стучит Трощенков.
Просьба к аборигенам откликнуться!
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
ЯРОСЛАВЛЬ - 3 ИЮНЯ
From: svan <svan@ctk.ru>
To: <Пустые Места>
Sent: Tuesday, June 05, 2001 4:40 PM
Subject: Volga.ru в ЯрославлеИз разговора с моей знакомой после концерта:
- Всё не успокаивается...
- Кто не успокаивается?
- БГ не успокаивается :), наоборот, с каждым годом все круче и круче. Все сидела и думала: Когда спокойная песня будет, а ее все нет и нет...
Прошло полгода и БГ в Ярославле. На этот раз концерт проходил не в ТЮЗе, а в Городско концертном зале. Прежде в этом помещении проводились ежегодные городские рок-фестивали, и хотя здание порядком отремонтировали, оно все же более приспособлено к таким концертам, чем официально-помпезный зал театра.
О концерте в своем городе я узнал из этой рассылки: по дороге на работу я не видел никаких плакатов, афиш, не слышал объявлений по радио и телевидению (их просто не было). Поэтому я был весьма удивлён, узнав, что меньше чем через неделю у нас состоится концерт Аквариума. Для сравнения: концерт группы "Любэ" начал рекламироваться примерно за три недели, Аллы Пугачевой - больше, чем за месяц. Впоследствии, правда, появились в большом количестве афиши и даже ролик коротенький по телевизору (опять же для сравнения, ролик "Любэ" длился раза в три дольше).
И вот наступил день концерта. Забавно, но это первый погожий день после длительного и холодного ненастья, что, согласитесь, приятно :) Концерт начался всего с 15 минутной задержкой (неужели это тенденция?) и длился, чуть больше двух часов. Традиционная кельтская музыка, периодическое пускание дымов(!), полный зал, бутылка пива внутри - что ещё нужно человеку, чтобы задорно встретить любимую команду? И вот, после очередного впуска дыма, на сцену вышел БГ сотоварищи...
Думаю не стоит пересказывать состав песен, его вы можете прочесть в предыдущих выпусках рассылки - он не поменялся, разве только изменился порядок песен. Причем, судя по всему, порядок менялся прямо на ходу, так как БГ время от времени подходил к музыкантам и объяснял, что они будут играть.
БГ был в "про-буржуйской" одежде (только что прилетел из Англии): черные, возможно кожаные, джинсы, кожаная жилетка, белая рубашка, потрясающий красный платок на шее :)), кожаная панамка на голове со значком (по-моему. пацифик), затемненные очки на носу. Особенно порадовал Дед Василий огромной копной тёмно-красных дредов на голове, которым мог бы и Децл позавидовать. Когда выпускали много дыма, да еще удачно подсвечивали прожекторами, то от Деда только эта копна и оставалась - получалось очень экзотично: в дыму скачет что-то и трясет дредами :)Народ реагировал очень бурно, довольно скоро по бокам сцены собрались девушки с целью потанцевать и танцевали таки. Потом все пространство перед сценой было заполнено народом. Что очень нравилось БГ. Сам Борис Борисович был весел, добр и энергичен. Часто благодарил зал, говорил, что ему приятно играть для нас. После первых песен (я ещё раз убедился, что "Имя моей тоски" пока номер один в "нынешнем" Аквариуме), БГ сказал, что сейчас будут новые совсем песни. Зал принял их на "ура". Строчка "Капитану намекнули, что он б#$%@ь" вызвала дополнительный ажиотаж, хотя и не очень сильный - все и так
отрывались во всю.
Очень порадовала маленькая девочка лет 4-5, которую поставили прямо на стул (перед пультом), и она довольно лихо плясала. Когда народ собрался у сцены, мама поставила ее на край сцены, и она отплясывала там. И вообще, довольно много было детей в зале. Рядом со мной сидел мужчина между 40-50 годами с двумя детьми в возрасте 5-6 лет. Он довольно адекватно себя вёл: подпевал (даже новым песням) и весьма лихо свистел, размахивал руками. Дети тоже веселились и радовались, периодически задавая вопросы:
- С каким-каким плакатом?
- С плакатом "Хочу быть как Цой"!
- А! - сказал довольный ребенок.
В который раз порадовался связке Дед Василий + Суротдинов - насколько они сыграны! Под их совместное звучание голова отключается полностью, стихийная медитация, прямо, начинается. Им бы еще гитару электрическую для полноты впечатлений :)
Завершилось все ударными "Мама Анархия" и новой "Поцелуй меня в чакру". Перед последней БГ произнес: "Хочется завершить концерт очень высокодуховной песней. Поэтому можете мне подпевать." Слова у "высокодуховной песни" оказались местами очень неприличными, но музыка просто забойнейшей. Под нее так классно трясти гривой - просто чудо :) (Прим.: на следующий день очень болела шея - тряс активно головой не только на последней песне :)))) Очень, очень удачный концерт.
Моей жене, которая очень далека от БГ, к сожалению, очень и очень далека концерт сильно понравился: "Слова я не понимала, но музыка просто супер, особенно флейта" (спасибо Деду ;-))
Остаётся только надеяться, что приезд каждые полгода в наш город станет хорошей традицией для Аквариума, ибо это хорошо :)С уважением, Василий Шабанов aka Svan aka Vasily
From: Andrey Kartachov <kac77@rambler.ru>
To: <Пустые Места>
Sent: Tuesday, June 05, 2001 1:19 AM
Subject: Концерт в ЯрославлеПривет! Посылаю свои впечатления от концерта в Ярославле - может, кому интересно...
"Вставай, перейдем эту реку в брод!
Just exit the file!"
Концерт проходил в небольшом и довольно уютном зальчике мест на 350. Публика - самая разная: от 7 летних детей (впрочем, я заметил девочку лет 3-4, которую в такт музыке подбрасывала руками мама и которая под конец концерта от усталости уснула :), до людей преклонного возраста, но в основном тинэйджеры и молодежь. Пустых Мест почти не было, а билеты по цене 150-250 р. были раскуплены в течение нескольких дней после начала продажи.
Началось практически без опоздания - всего минут на 15. Группа энергично выскочила на задымленную сцену и мощно начала Скорбецом. Для зала это было несколько неожиданно, но народ немного завелся. Второй номер - Афанасий Никитин Буги: БГ во время исполнения курил и активно жестикулировал. Вообще-то как мне показалось, поначалу его голосу несколько не доставало энергии, но он быстро распелся. Потом была кажется, Имя Моей Тоски - мощно сыграно. Следующей - Два Поезда, а потом БГ объявил, что сейчас сыграют новые песни и первой была, кажись, Мальчик Золотое Кольцо.
Играли, как и все остальное, очень энергично и по рок-н-ролльному агрессивно. Народ заводился все больше. Из новых исполнили также 500, Время Перейти Эту Реку Вброд, Эй Мария, Нога Судьбы. Самой неоднозначной реакция была на 500 - кажется, народ был немного в шоке, хотя на меня лично из новых вещей 500 произвела самое сильное впечатление, аж мурашки по коже. Теплее всего принимали Время Перейти Эту Реку Вброд и особенно - Эй Мария.
Где-то посередине концерта сыграли Гиневер и перешли к старым вещам. За порядок не ручаюсь, но точно были сыграны: Аделаида (как всегда буря восторга), Из Калинина В Тверь (мощно сыграли, и, на мой взгляд, очень уместно звучит вместе со СтопМашина, Время Перейти Эту Реку и Солнце В Холодной Воде), Дерево, Под Мостом Как Чкалов и весьма быстро Стучаться В Двери Травы. Где-то в этот момент концерт приблизился к своей кульминации: энергия зала и группы сливались воедино. визжащие от восторга зрители, уже ринувшиеся поближе к сцене и скачущие по сцене музыканты. Скрипач зарубал на скрипке, заменяя гитару, так что мало не казалось. Далее были исполнены: Стоп Машина, Навигатор с несколько растянутым окончанием, Пока Несут Саке, Фикус, Не Стой На Пути и очень мощный Таможенный Блюз.
Где-то в этом месте группа покинула доведенный до экстаза зал, но, следуя гулу зрителей, быстро вернулась. Последним вышел БГ, которому скрипач с элегантным поклоном предложил скрипку, но тот учтиво отказался. Вообще, весь концерт настроение у музыкантов было отличное, БГ по-разному прикалывался и благодарил публику. А далее был только забойный рок-н-ролл, под конец концерта трансформировавшийся то ли в хард-рок, толи в панк или скорее в хард-рок с элементами панка. Были исполнены Солнце в Холодной Воде, Отец Яблок, Странный Вопрос (саксофонист в красном парике метался по сцене, вызывая восторг у публики), Рыба, Вперед Бодхисаттва и просто стена звука - Мама Анархия и Шумелка, перед которой БГ объявил, что как и обычно, хочет закончить концерт "высокодуховной" песней. На этом он, к сожалению, и закончился. Более веселого и попросту отвязного концерта Аквариума я не видел не только в Ярославле, но и на видео. Почти 30 песен и почти все сыграны с ураганной энергией. Спасибо Аквариум!
Характерная черта: если раньше на концертах Аквариума и бывали 1-2 милиционера, то в последнее время их вообще нет - видно поняли, что делать им там нечего. После концерта, который, кстати, снимали телевизионщики, разгорячившаяся публика обрадовала парня, торговавшего в фойе плакатами и дисками - до концерта их практически не брали. И еще: шедший до концерта дождь прекратился, и на безоблачном голубом небе светило солнце.From: Ларионова Елена <Larionova@region.yaroslavl.ru>
To: 'Sergey Varyushkin' <Пустые Места>
Sent: Monday, June 04, 2001 11:29 AMДень добрый!
Ну вот, рассказываю.
Вчера вечером в Ярославле состоялось некое ритуальное действо, условно называемое "концерт "Аквариума". Начало запоздало всего лишь минут на 20. Затем из-за кулис погнали дым. Из его клубов и выплыли наши аквариумные рыбки. Как всегда, очень эксцентричные и импозантные. БГ - в белой рубашке с жилеткой, красным шейным платком, на голове - черная кожаная панама. Дед - в вишневом парике с косичками. У Потапкина на черной футболке красовался прямоугольник, светившийся синим (похоже на экранчик некоего устройства), на голове - черный берет. Шар - в оранжевой футболке и пестрых штанах (и без
косметики - по крайней мере, не похож на девушку :)). Сур - весь в черном, Борис.РУ - в красной бархатной рубашке со звездой (давно не меняли имидж :)). Кудрявцев - тоже в красном.
Зал - бывший лекционный, народу вмещает немного (а много и не нужно, кто хотел - пришел, причем, билеты продавались и перед началом концерта). Даже потанцевать было где, чем и занимались несколько девушек (и мы с сестрой в том числе :)). По мне, так на концертах "А" невозможно сидеть спокойно, хотя большинство всегда сидит. (С другой стороны, что было бы, если бы все захотели потанцевать? :))
За порядок песен не ручаюсь, находилась в состоянии эйфории, твердо помню только начало и конец концерта :) Итак:
Скорбец (очень мощное начало, сразу с катушек съезжаешь)
Имя моей тоски (вообще, по-настоящему звучит только на концерте)
Мальчик - золотое кольцо
Гвиневер
Афанасий Никитин-буги (захотелось если не потанцевать, то хотя бы попрыгать в кресле)
500 (новые песни дальше шли блоком)
Перейти эту реку вброд
Нога судьбы
Мария (очень красиво)
Влюбленные в белом купе
Двери травы (не могу привыкнуть к ее рок-н-ролльной версии)
Дерево
Аделаида (может быть, я консерватор, но ее каноническое исполнение мне нравилось больше. Сейчас она звучит как торжественный гимн, а раньше всегда ассоциировалась с книгами Толкиена, с музыкой Средиземья)
Из Калинина в Тверь
Джунгли
Таможенный блюз
Не стой на пути (не выдержали, поползли танцевать)
Пока несут сакэ
Стоп-машина
Чкалов
Немного солнца в холодной воде
Отец яблок
Навигатор (это уже после перекура, официально называемого "первым окончанием концерта", когда БГ оставляет гитару на сцене, а Индеец даже и не думает двигать со своего пульта. Народ стоит у сцены, хлопает, кричит - ждет, в общем, второй части)
Странный вопрос (обстановка в зале накаляется)
Рыба
Вперед, Бодхисаттва (в исполнении Майка не слышала - простите за необразованность :) - но майковский стиль узнается и в чужом исполнении)
Мама Анархия
Шумелка (никто ничего не понимает, но всем чрезвычайно весело. В припеве хором подпеваем, завтра будем только тихо сипеть :))
В общем, концерт удался, стояли на ушах - там сейчас мозоли. БГ был доволен, благодарил, улыбался. Боря.РУ сначала был какой-то смурной, потом, когда рядом стали танцевать девушки, оттаял, повеселел. Дед выплясывал вокруг него с саксом, пытался прилечь на спину, но тот был начеку. В общей сложности все продолжалось чуть меньше двух часов.
...Теперь грустим, снова ждем в гости (ой, когда еще это!). Но - верим, надеемся, любим.ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
grebenshchikov hits the volgaby Sergey Chernov
STAFF WRITER
Photo by Sergey Grachev / SPT"With this act, our 'Territorium' period ends," says Akvarium's official Web site about the band's traditional summer concert, which will take place in St. Petersburg on June 21.
"Territorium" was the compilation Akvarium put out in October last year, and which is still on the sales charts (however unreliable those may be in Russia).
"'Territorium' was the best of what we did in the last millenium - now that's over," says Akvarium's Boris Grebenshchikov, who will be opening the band's Volga tour in Yaroslavl on June 3.
"Our current set is only formally linked to 'Territorium,' because promoters like to put down the name of the show on our posters - so that people don't think it will be the same as it was last year. But what's on the posters is pure deceit - we'll be playing at least five new songs that have been written this year and are being recorded for a completely new album."
The "Territorium" compilation album was designed for the Western market, based on an idea suggested by Akvarium's Berlin fan and friend Christof Wachsmuth.
"Chris turned out to be a real akvariumist [member of the Akvarium community, analogous to deadheads] in the sense that he couldn't sell a coffin to a dead man," said Grebenshchikov.
"He's released [CDs], he keeps them in boxes at home and he can't sell a single copy because he hasn't approached anybody. I respect that, it's our style."
As for the last millenium's music, Grebenshchikov has won back the rights to Akvarium's classic albums from the Moscow-based label Triary.
"Triary was able to do whatever it wanted with them for eight years, and we [want] to celebrate the return of the rights to our own songs," says Grebenshchikov. He therefore plans to stop reruns of "ridiculous" compilations and have the albums remastered and rereleased in the original 1980s design.
According to Grebenshchikov, the rereleases will start to appear by the end of the year and will be augmented by bonus tracks - previously unheard recordings made in the 1980s, which have been found lately in both the archives of former Akvarium producer Andrei Tropillo and Grebenshchikov himself.
An ardent supporter of Napster, Grebenshchikov closely follows what happens on the international music scene, and claims to discover at least a couple of interesting new acts daily.
"Even though Napster has been shut down, I'm now using Win MX, which uses Napster's network plus 30 other servers - there's a lot of stuff there," he says. "Today I was downloading Kings of Convenience, who are called 'the new Simon and Garfunkel' in certain circles. They sound similar, but the fun is that everything around has changed, and it's naturally a different music.
"Or take The High Llamas, who sound very similar to The Beach Boys - except they are Scottish and they are working in the year 2000. Their songs have the same harmonies but they are about different things - and the feeling is absolutely different. It's fantastic!"
As far as Akvarium's new album goes, the band has nearly finished three or four tracks. Alongside the noisy punk number "Shumelka," the collection includes a track called "500" - which contains political commentary with some poetic generalizations.
The song talks of war and growing nationalism, hints at the sunken submarine Kursk, and compares the Motherland to a pig ("My Motherland like a pig eats her sons").
"Everybody says that it's gloomy," says Grebenshchikov. "I understand why, but it only seems that way - the same way the song 'This Train Is on Fire' used to seem political. When I was writing it, I had no idea that it was a political song. A song writes itself.
"When I wrote '500' and saw the reaction ... everyone was shocked and dumbfounded. When a song makes use of such realities, it might well shock people. But why does the reality not shock people, when the song does? Everybody separates art and life. But there are no artificial phrases in the song, all the phrases have been taken from real life."
"For some reason, we close our eyes and don't react [to what's around us. But unless we start reacting, we'll stay in the deep shit we're in now," he says. "You should admit that what is going on is not quite right, and once you admit it, you'll start to do something about it."
Akvarium in concert at the Lensoviet Palace of Culture on June 21.
КАК ЭТО БЫЛО
Альбом "Радио Африка", 1983
Газета "Живой звук", март 1997 года. Набрал Иосиф Бахмутский.
Источников вдохновения у "Радио Африка" было множество: от "Talking Heads" до ретро тридцатых годов; даже Брюс Ли оказал влияние на БГ, об этом - позднее.
"Нам хотелось создать некий гобелен, - вспоминает Гребенщиков, - воткнув в него все то, что мы знаем о звуке".
Возможно, именно джазово-авангардистским экспериментам лидера "Аквариума" альбом обязан своей исключительностью. В начале 80-х Гребенщиков в тесном содружестве с Курехиным строил какие-то немыслимые проекты, придумывал новые гармонии, записывал странноватые импровизационные опусы.
"У нас был приятель, который работал хранителем органов в Мариинском театре, - вспоминал впоследствии Курехин. - Однажды, поддавшись его соблазнам, мы с Гребенщиковым в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения приехали ночью в театр "поиграть джаз". Пустое здание содрогалось от визгов органа и гитары, включенной прямо в пульт. Друг друга мы абсолютно не слышали. Весь этот бред записывался на двухдорожечный магнитофон, и, когда мы прослушали это оголтелое безумие, нам неожиданно понравилось - как иллюстрация двух параллельных сознаний, которые внезапно смыкаются".
Спустя несколько лет данная сессия материализовалась в пластинку, вышедшую в Англии на фирме Leo Records. Солидные западные издания писали о том, что данная работа вообще не попадает ни под какие критерии, и, скорее всего, это "проявление русского независимого сознания на авангардистской сцене".
"Аквариум" тем временем бездействовал, ревниво ожидая завершения оккультных экспериментов, во время которых Гребенщиков начал создавать какие-то свои проекты с Валентиной Пономаревой, играть на гитаре электрической бритвой (на альбоме с Курехиным и Чекасиным) и т.д. Тем не менее, где-то с конца зимы 1983 года в Доме юного техника в студии у Андрея Тропилло начали готовиться предварительные наброски и "болванки" нового альбома "Аквариума".
Последствия авангардистских поисков Гребенщикова - Курехина не могли не сказаться на саунде. По инициативе Гребенщикова в студии начали применяться нетипичные для предыдущих альбомов "Аквариума" звуки - от допотопных квази-клавиш ("Время Луны") до экзотических на тот момент японских электронных барабанов.
Увлечение Востоком и, в частности, Китаем, просматривалось как в иероглифах на обложке (написанных китаеведом Сергеем Пучковым, впоследствии обучавшим группу "Кино" приемам "кунг-фу"), так и на вторых планах сразу нескольких композиций. В это время Гребенщиков легко поддавался на всевозможные стилистические соблазны, пытаясь наполнить будущий альбом наибольшим количеством различных музыкальных сюрпризов. К примеру, находясь под сильным впечатлением после многократного просмотра на видео боевика "Enter the dragon" с Брюсом Ли, "Аквариум" воспроизвел хор шаолиньских монахов ("амито-бо, амито-бо") в финале композиции "Еще один упавший вниз".
Количество музыкальных цитат на "Радио Африка" и источники их заимствования не поддавались традиционной рокерской логике. Композиция "Песни вычерпывающих людей" возникла под влиянием романса "Счастье мое". В "Твоей звезде" - ассоциации от мелодической линии романса Вертинского "Ты успокой меня".
"С утра шел снег" и "Время Луны" создавались во время утренних походок Гребенщикова из дома в гараж, который, по идее, он должен был охранять ночью. "Мальчик Евграф" был придуман на квартире у Цоя во время совместных дегустаций красного вина. Открывающая "Радио Африка" "Музыка серебряных спиц" была написана задолго до остальных композиций еще в 80-м году - как впечатления от летних велосипедных путешествий. Несколько композиций появилось в последний момент - непосредственно в передвижной студии "MCI", в которой с 18 по 28 июля 1983 года происходила финальная стадия записи и сведение альбома.
Оборудованный по последнему слову техники студийный вагон московского отделения "Мелодии" ожидали дела государственной важности - запись "живых" программ классической музыки по заказу одной из японских фирм. Скорее всего, двухнедельная командировка в Питер сотрудников "Мелодии" так бы и ограничилась этими "японскими" записями, не окажись за пультом 24-канального магнитофона "MCI" звукооператор Виктор Глазков - давний приятель Андрея Тропилло.
Пронырливый Тропилло мгновенно воспользовался удачным стечением обстоятельств и в считанные дни организовал наиболее "рациональный" вариант эксплуатации звукозаписывающего фургона: днем - классика, ночью - рок. Затем Тропилло одержал не менее важную победу коммунально-бытового масштаба. Он обеспечил подачу электроэнергии в ночное время в фургон, пришвартованный кабелем к зданию филармонии - в обход администрации, которая вырубала ток сразу после окончания концерта. При помощи нескольких бутылок водки Тропилло договорился с дежурным электриком, и тот каждую ночь возвращал рубильник в рабочее положение.
Итак, в течение десяти дней сразу три группы - "Аквариум", "Мануфактура" и "Странные игры" получили возможность в вечерние и ночные часы дописывать и сводить свои альбомы на сверхсовременной аппаратуре.
Оценив всю серьезность положения, Гребенщиков "переступил через себя" и поехал возобновлять отношения с Ляпиным, которые были прохладными еще со времен записи "Табу". Пока Ляпин колебался, участвовать ему в сессии или нет, он оказался внутри вагона "MCI". Наверное, ни один музыкант не его месте не смог бы отказаться от соблазна поиграть на таком аппарате... Ляпин сыграл гитарные партии на "Капитан Африка", "Мальчик Евграф", "Искусство быть смирным" и придумал классическую аранжировку композиции "Рок-н-ролл мертв".
В ходе записи Гребенщиков постоянно эксперементировал с составом. В аквариумском "Сержанте Пеппере" приняло учатие около полутора десятка музыкантов. Одних только барабанщиков было трое: Трощенков, Губерман и Кордюков. Еще больше, чем барабанщиков, на "Радио Африка" оказалось басистов: Фан-Васильев, Грищенко, Гаккель и появившийся в самом конце записи Александр Титов. Титов поразил всех тем, что, прослушав один раз мелодию "Время Луны", с ходу идеально отыграл свою партию - после чего получил формальное приглашение стать членом "Аквариума".
Музыканты "Аквариума" довольно быстро осознали преимущества многоканальной студии, но по инерции продолжали применять приемы из арсенала доисторического двухдорожечного периода. Как и в эпоху "Треугольника", "хэт" периодически записывался задом наперед ("Змея"), а на "Радио Шао Линь" специально убыстрялась скорость магнитофона - чтобы голос Гребенщикова звучал более высоко и походил на китайский.
Одной из "внеплановых" удач в финале "Капитан Африка" стала саксофонная атака Игоря Бутмана, сыгранная им в духе курехинско-гребенщиковских импровизаций в Мариинском театре. Решающий штурм происходил в последние двое суток, когда появилась надежда закончить альбом еще до отъезда фургона в Москву. "Мануфактура" и "Странные игры" оказались за "бортом" - в вагоне круглосуточно находился один только "Аквариум". Глазков, который с утра записывал классику, а по ночам - рок, не спал уже вторую неделю. Тропилло помогал чем мог, подкармливал музыкантов бутербродами, но даже его во время сложнейшего финального монтажа натурально рвало от усталости.
Через неделю после окончания записи специальное прослушивание "для своих", состоявшееся в переполненном Белом зале Ленинградского рок-клуба, завершилось громом аплодисментов. А в 1990 году - через пару лет после выхода "виниловой" версии альбома - читатели ленинградской газеты "Смена" назвали "Радио Африка" "лучшим альбомом десятилетия".
Из "БГ. Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи":
Все лето было проведено в ночных велосипедных катаниях по Солнечному (см. "Музыку Серебряных Спиц"). Тропилло же каким-то образом договорился с приехавшим в Филармонию звукозаписывающим фургоном MCI. По ночам мы залезали в первую увиденную нами восьмиканальную студию и претворяли мечты в жизнь. А мечтой было сделать полнокровную разнообразно позитивную пластинку. Что и произошло. Тут и Курехин с Бутманом и общим джазом, и наше reggae, и обратные гитары с барабанами, и хор шаолиньских монахов, и Ляпин, c которым мы, наконец, нашли общий язык - все это в сумме и породило желаемый эффект.
На записи "РА" впервые появился Тит - когда никому не удалось записать простой моторный бас во "Времени Луны", Дюша вспомнил о старом знакомом басисте, где-то встретил его и попросил помочь нам; Александр скромно зашел в фургон, послушал трэк и записал бас с первого раза. Я был поражен и задумался. "Время Луны" и "Снег" были написаны во время моих побегов с работы домой (я сторожил гараж каких-то бань и по ночам ходил домой спать). "Мальчик Евграф" - в такси с Цоем и Марьяной; мы ехали к ним домой с мешком красного вина и опаздывали, ибо там нас уже дожидался Курехин). Когда запись была закончена, мы микшировали ее всю ночь, закончили в десять утра и поехали в Выборг - играть на фестивале. Там Тит и получил формальное приглашение играть в Аквариуме; на что с интересом согласился. В ознаменование этого все, кто были на фестивале, напились и всю ночь купались голые в озерах парка Монрепо (по-моему, прямо в центре города Выборга). Насколько я помню, в это время было comme il faut ходить голым в общественных местах.Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"