Пустые места группы "Аквариум"

149-й выпуск, 16 июня 2001 - День Рождения Сергея КУРЁХИНА. Дзынь! :)

СЛУХИ

Вячеслав Бутусов сидит в питерской студии "Добролет", заканчивая работу над сольным акустическим альбомом, не имеющим пока названия. Он собирается записать очередной альбом едва ли не в одиночку. Экс-лидер "Нау" категорически отказался от услуг саунд-продюсера и привлечет к работе над диском, возможно, только своего старинного приятеля Бориса Гребенщикова, чей вокал он хотел бы услышать в нескольких песнях.
Основу альбома, по предварительным данным, должны составить концертные и студийные записи песен, входивших в сольную акустическую программу Бутусова "Тихие игры", с которой он периодически выступает с марта 1999 года (по информации "Наше Радио").

НОВОСТИ

From: Pavel A.Severov <severov@atom.ru>
Newsgroups: aquarium.news
Sent: Wednesday, June 13, 2001 10:23 AM
Subject: AKBAPNYM. Митрич нарисовал героев песен 80-х


В "Галереюшке" - http://severov.atom.ru/gallery/mitrich/ открылась экспозиция эпохальной работы Дмитрия Дроздецкого (Митрича) - "Песни Аквариума II. 1986-1987".
Обратите внимание на цифру "II" в названии картины. Согласно легенде - "Песни Аквариума I" Митрич, давным давно тому назад, подарил самому БГ. Номер же "II" был презентован нам в 1997
году на десятилетие "Справочника" - http://skip.to/handbook 
Увидеть картину вам должны помочь ReGet-ы, NetVampir-ы и прочие "качалки" - полотно целиком весит почти 2 мб.
Заходите!
--
Павел Северов
http://severov.atom.ru/ 

КОНЦЕРТЫ

21.06 - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ЛЕТНИЙ КОНЦЕРТ: "АКВАРИУМ - территория SPB.RU", ДК ЛЕНСОВЕТА, начало в 19 часов.

СИМ ДЕЯНИЕМ ЗАВЕРШАЕТСЯ ПЕРИОД, ИМЕНУЕМЫЙ "ТЕРРИТОРИЯ".

И ЕЩЁ возможны следующие концерты Аквариума и БГ:

27 июня - в том же ДК Ленсовета БГ выступит (?) на не менее традиционном концерте "День рождения Пушкинской-10" вместе с Бутусовым и Шевчуком.

29 июня  NEW! - в клубе "Спартак" в годовщину со дня смерти Дюши пройдет первый концерт из серии "Проект Дюши Романова" под условным названием "История АКВАРИУМА. Ателье Искусств", на котором, наконец, реализуется давняя мечта Дюши собрать на одной сцене проекты музыкантов АКВАРИУМА. Выступят БГ (?), "Вермишель Оркестра", Александр Ляпин, проект Петра Трощенкова "Троп" и группа "Слон в темноте", где также на барабанах стучит Трощенков. 

01.07 - АКВАРИУМ внесёт (?) посильную лепту (30-40 минут) в возрождаемый "ПИТЕРСКИЙ РОК-ФЕСТИВАЛЬ" - cтадион "Петровский" с 12 до 23 часов (АКВАРИУМ - примерно от 19 до 21 часа).

Просьба к аборигенам откликнуться

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ - VOLGA.RU

9 июня 2001, г. Самара, КРЦ "Звезда" 

From: Сергей Варюшкин <varyushkin@mail.ru
To: <Пустые Места>
Sent: Tuesday, June 11, 2001 4:40 PM
Subject: Volga.ru в Самаре

Аквариум прибыл в Самару из Казани на теплоходе "Афанасий Никитин" (буги). Встречали дождиком и большой компанией, в которой среди прочих была "моя подруга из Тольятти" (жена) и подруга из Москвы (Ирка Воронежская). 
Интервью на "Нашем Радио" было настолько дурацким, что я, слушая его в машине, не выдержал и набрал номер телефона прямого эфира, намереваясь задать свой собственный идиотский вопрос, но DJ забыл про радиослушателей, которых в самом начале призвал "активно участвовать". Поэтому ни мои, ни чьи либо другие, кроме ведущего, вопросы в эфире не прозвучали. Ну и ладно :)
Концерт был в этот же день в ночном клубе "Звезда", все билеты на который были проданы накануне. Причем проданы в количестве несколько большем, чем мог вместить названный клуб, что подействовало на публику несколько успокаивающе - трудно прыгать и выражать прочие светлые чувства, стоя локоть к локтю как кирпич в этой самой стене. Впрочем, Ирке даже это обстоятельство не помешало - московская закалка, что тут скажешь :) Программа выступления включала все ранее засветившиеся новые песни плюс была впервые исполнена совершенно новая песня "про любовь". Из "старых" запомнился "Таможенный Блюз", на котором пришлось-таки попрыгать, игнорируя ноги соседей - не сдержался. БГ во время исполнения названной песни очень прикольно играл на губной гармошке и очень убедительно изображал пациента дурдома. Соседка справа на мои прыжки, впрочем, не обратила внимания и вела себя адекватно; слева же стояла Ирка - про нее уже говорилось. 
Очень тепло встретили "Ногу Судьбы" ("песня со словами" - представил ее БГ) - бурные аплодисменты после каждого куплета. Как рассказал позже знакомый из Самары, тоже присутствовавший на концерте, у его герлфренд первые слезы появились, когда зазвучала майковская "Вперед, Бодхисаттва", во время "Шумелки" с ней случилась истерика, а окончательно добила "Мама-Анархия" - очень он тогда приревновал свою подружку сами знаете к кому :) В общем, хороший концерт получился - почти все два часа 15 минут в бешеном темпе с редкими перерывами типа "Навинатор" и "Сталь".
Еще насчет новых песен: "Брод" - несомненный будущий хит, рефрен "Поцелуй меня в чакру" из "Шумелки" пели хором - БГ сказал что-то типа о том, что слова в этой песне подобраны специальным образом для того, чтобы помочь всем присутствующим счастливо прожить это лето; "Эй, Мария" меня почему-то не зацепила - надо будет послушать в записи, чтобы разобраться, в чем там дело; очень тронула новая песня "про сердце" - без обиняков, открытым текстом о любви... Еще стоит отметить, что Борис периодически обращался к залу с различными комментариями - это радовало.
Очень интересный IMHO должен получиться новый альбом Аквариума, жду с нетерпением. Кстати, поступили слухи (хе-хе), что "500" для альбома будет переписана, так что сохраните на винчестере нынешний вариант - потом сравним :)
На следующий день Аквариум слился с волжской природой, благо погода переменилась - стало солнечно и тепло, а вечером благополучно отбыл в Саратов, намереваясь всю дорогу слушать музыку, коей в виде CD они с собой возят целый неприподъемный чемодан. Чего и вам желаю :)

P.S. Полновесный ;) отчет о пребывании Аквариума в Самаре, как обычно, в скором времени ждите тут:  

 

6 июня 2001, г. Казань

From: HellFir <hellfir@mail.ru>
To: Пустые Места 
Sent: Monday, June 11, 2001 3:04 PM
Subject: Концерт в Казани (6 июня 2001 г.) + небольшой скандал...

Концерт в Казани. Шесть вечера в КСК КГУ "УНИКС". Билеты от 100 до 500 рублей. (Хе-хе... "500" :)). В фойе народу достаточно много и очень разного. Возраст от десяти и до бесконечности, видел старого хасида лет 80-и. Сцена задрапирована тёмным, стоят инструменты, играет тихая музыка - что-то кельтское и очень красивое. 
Концерт начинается с опозданием минут на двадцать. Выходят под свист и гром аплодисментов. На БГ тёмные джинсы, белая рубашка, чёрная кожаная жилетка, яркий цветастый платок на шее. На голове кожаная панама с парой налепленых значочков. Дополняют портрет - тёмно-красные очки. Сакмаров в тёмных джинсах, чёрной жилетке и в парике с красными дредами. Под жилеткой - чёрная майка с контуром белого дракона и красным кругом солнца (не иначе - из Японии привёз). Суротдинов весь в чёрном или тёмно-синем, в длинном пиджаке, похожем на фрак. Ударник, в тёмном, на груди - прямоугольная коробочка перемигивающаяся синим неоновым прямоугольником (когда в зале полностью гас свет, только этот прямоугольник и был виден за барабанами). Бас-гитарист в чёрном и красном, клавишник с внешностью и улыбкой Иисуса - аналогично. Олег Шар за конгами и бубенцами - в длинной жёлтой рубахе, в белых штанах с бахромой и иероглифами, по-моему босой. На голове, прямо из темечка - косичка.

Вышли и сразу начали сильным электрическим Скорбецом. Первую песню у БГ чего-то не ладилось с гитарой. Публика вздрогнула и завыла от восторга. Скорбец - канонический вариант ("Ошибка в цифрах ангельских крыл...", а не "Проснулся в цифрах..."). Потом ещё три-четыре песни в том же стиле. В чёрном разломе задника, на белом фоне загорается разноцветное "яйцо". Кррррасота!

БГ наконец улыбнулся. "Ну вот, вроде вы проснулись..." А мы и не спали!! Дальше не помню порядок, но:
Имя моей тоски
Мальчик - золотое кольцо
Влюблённые в белом купе
...ещё чего-то...
Гиневер. БГ сидит между двумя ударниками, отдыхает. Публика медленно сходит с ума - Гиневер по-прежнему изумителен, к тому же, в Казани, на моей памяти он никогда не звучал вживую на концертах.
Афанасий Никитин - Буги. Начинают играть вступление, БГ кладёт гитару, ходит по сцене. Потом подходит к краю сцены и, заложив руки в карманы и покачиваясь, разглядывает зал. Зал свистит и улюлюкает. Потом прошёл в центр, выдвинул из-за одного из мониторов серый пластиковый ящик (из-под водки, однозначно) уселся, закурил "Мальборо". Потом положил сигарету, подскочил к краю сцены, подтянул к себе стойку микрофона. "Мы съехали с Мак-Дугал в середине зимы...". Во время песни ходит, помогает себе рассказывать руками. Залезает на стойку к тамтамам и чего-то там барабанит. Последний куплет. Стоит у края сцены, наклонившись вперёд, держит стойку микрофона. На последних словах рёв музыки неожиданно стихает и в притихший зал падают слова "Нам, русским за границей, иностранцы ни к чему." И мощный финальный аккорд. Шквал аплодисментов, шум, крики. Улыбается.
Гарсон No.2
Таможенный Блюз. БГ берёт губную гармошку, Дед на саксофоне, подбегает и трясёт красными дредами. Играют изумительным дуэтом. Ударник шаманит на тамтамах.
Пауза. БГ рассказывает притчу:
"Шли два буддийских монаха, старый и молодой подошли к реке. А у реки стоит девушка и просит их перенести её на другой берег. А монахи-то не могут до неё дотронутся (делает хватательные движения пальцами - в зале смех). Стояли они, думали. Старый взял девушку на плечи и перенёс. Идут дальше. Молодой спрашивает старого, как ты её взять-то рискнул? А тот отвечает: я её взял, перенёс и отпустил. А ты что, до сих пор несёшь?". Смех в зале, аплодисменты. БГ говорит: "А сейчас пара новых песен".
500! Многие её уже слышали в Internet-е, поэтому идёт на "УРА!".
... совсем новая, Мария... запомнил только про капитана, которому "намекнули, что он б#$%ь" и чего-то про "страну" и "север".
... ещё одна новая Нога судьбы ... "десять суток на тракторе по снежной целине - красота никогда не давалась легко". Очень тепло приняли.

Время от времени люди пытаются помахать зажигалками, но к каждому такому огонёчку подбегает бдительный охранник "УНИКСа" и свет гаснет. Гоняют от сцены тех, кто пробирается сфотографировать или положить записку. Одному удаётся это сделать. БГ взял, прочёл и улыбнулся. Вручить цветы посылали детей (выходили одна за другой две девочки) - охрана их тронуть не посмела. БГ был очень растроган. Вручали розы. Взял первую, понюхал. Улыбнулся, сказал: "Это чудесная роза, спасибо".
Перейти эту реку в брод. Публика активно подтягивает припевы.
Я - Змея. Особенно радовался этой песне сидящий слева от меня друг по имени SNAKE :), считающий её своим персональным гимном.
Аделаида, тут уже радовался я (Адель - моё настоящее имя).
Солнце в холодной воде
Стоп Машина. В припеве, вместо "skip it, skip it, delete it", спел "skip it, fuck it (соответствующй жест в сторону зала), delete it"
Девушки танцуют одни
Ровно в восемь вечера БГ говорит "Спасибо" и уходит. Обиженный вой...
Подтягиваемся к сцене. Охрана не пускает никого, садимся на третью ступеньку в проходе слева. Через пять минут аплодисментов и криков "Борис, выходи!", возвращаются. Клавишник с Дедом начинают играть длинное вступление, к ним присоединяется Суротдинов со своей изумительной скрипкой. Потом вступает БГ.
Навигатор.
Вперёд Бодхисатва! Публика радостно подтягивает слова про водку. Шар на тамтамах разошёлся, бубенчики вылетают у него из руки и улетают куда-то за кулисы. Он, не растерявшись продолжает на тамтамах.
БГ говорит: "Сегодня мы играем под полной луной... мне сразу вспоминается "Концерт в Самаре" ... и значит время петь гимны".
И запевает что-то на английском. Слов никто не знает, но принимают с восторгом. Краем глаза замечаю, что за кулисами танцуют какие-то девушки. Нда... А к сцене по-прежнему никого не пускают. Охрана "УНИКСа" и присоединившиеся к ним менты гоняют народ.
Последняя песня. БГ говорит, обращаясь к сгрудившимся во множестве ментам:
- Уважаемая милиция! Пустите людей к сцене, пусть они последнюю песню потанцуют!
И начинает что-то играть... Что это было - мы так и не поняли, ибо к первому парню выскочившему к сцене потанцевать подскакивают два дюжих милиционера и заломив ему руки за спину уводят. БГ отчаянно кричит:
- СТОП! СТОП!! (музыка стихает).
БГ подбегает к краю сцены и кричит уводящим парня ментам:
- Стойте, стойте! (менты ничего не слышат и уводят парня).
- Господа милиция!! - кричит БГ остальным работникам правопорядка, - вы знаете, что вы сейчас сделали? Вы концерт сорвали!
В бешенстве отшвыривает стойку микрофона (как оказалось впоследствии - микрофон он сломал), пинает ящик на котором сидел во время "Афанасия Никитина" и уходит. За ним уходят остальные.
Минут двадцать публика не расходится. Аплодируют, топают ногами, зовут Бориса сотоварищи. Но, видимо, уже всё... Выходит дяденька в чёрных джинсах, красной маечке и с чёрными зачёсанными назад волосами. (Неужели сам Максим Ланде?).
- Вы всё видели. Аквариум не может играть в таких условиях. Договаривайтесь с вашей милицией. Выкрик из зала: "Да у нас четырнадцать лет ничего не меняется!" Быстрый взгляд налево убеждает меня, что говорящий отсчитывает от своего возраста. Что ж, могу заметить, что это "ничего" не меняется на десять лет больше. Стоим, хлопаем, топаем... Но всё тише и тише. Мой последний хлопок сиротливо звучит в тишине зала. 
Поскольку никто не расходится, выходит какая-то тётка из местной администрации и срывая голос кричит: "Всё! Хватит! Музыканты устали!" Выкрик из зала, как впоследствии оказалось, мой :) : "Боги не устают!!" 

На этом концерт заканчивается. Выходит за инструментами Дед, встреченный криками "привет, земляк!" и "БГ позови!", хмуро смотрит в зал. Дрейды он уже снял и поблёскивает лысиной. Выходит за клавишами Рубекин, успевший переодеться во всё чёрное. Неизбалованный вниманием публики, садится на край сцены и, открыто улыбаясь, охотно раздаёт автографы и даже фотографируется с двумя фанатками, залезшими к нему на сцену. Однако милиция не дремлет и молодой пьяный мент, стаскивает их со сцены, за что удостаивается звания "козла".
- Ты кого это "козлом" назвала? - заводится он и делает явные попытки утащить фанатку за кулисы. - Вот я на тебе отыграюсь!
Но девушку вырывают у него из рук её подруги.

Публика стоит, гудит, медленно рассасывается. Пара фанатов начинают было кричать "Менты - козлы!", но увидев направляющихся к ним товарисчей в погонах, стремительно ретируются.

СПАСИБО:

БГ - за то, что приехал,
АКВАРИУМУ - за то, что они есть,
ВСЕМ - за то, что прочли.

HellFir (c) 2001
Полная версия отчёта и фотографии - 
на сайте http://hellfir.knet.ru 

Дополнительные ссылки по теме:
http://www.antropology.ru/forum/view.php3?bn=netclub_antropology&key=992202581&first=992202850&last=991815879
http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=section&section_id=8&id=1449&artcount=66&artoffset=0&limit=20 

СПРАВКА

СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ КУРЕХИН

Выдающийся джазовый (и не только) музыкант, композитор и аранжировщик, а также изобретатель шести принципиально новых форм искусства. Появился в Аквариуме в 1981 году на записи "Треугольника", куда был приглашен в качестве высокохудожественного аранжировщика.

Немедленно заставил всех играть на казу в произведении про поручика Иванова, чем занял свое место и т.д. Активно участвовал на "Табу", "Электричестве", "Радио Африке" и "Детях Декабря", а также в разнообразной деятельности Аквариума в период 81- 85 гг.

Иллюстрацией его концертной деятельности с Аквариумом может (в очень слабом виде) служить бутлег "Электрошок". Привлек для работы с Аквариумом таких музыкантов как В.Чекасин, В.Пономарева и др. Плодами совместной работы являются также т.н. новомузыкальные альбомы "Exercises" (В.Чекасин, С.Курехин и БГ), "Подземная Культура" и "Безумные Соловьи Русского Леса" (С.Курехин и БГ), записанные в подотчетный период.

Летом 1991-го года начал вместе с БГ запись неоконченного и неизданного альбома, ленты с которым были впоследствии частично уничтожены, а частично похищены в студии фирмы "Мелодия". Пятая вода на киселе, оставшаяся от этих записей, выпущена в 1998 году под названием "Детский Альбом".

Был неумолимым борцом с любой пошлостью и штампами, фантастически обаятельным и светлым человеком. Без него Аквариум никогда не стал бы тем, чем...

Мир его душе.

Борис Гребенщиков, 1998

Другая Музыка ]  [ Фотографии ]  [ И вообще... ]


Из http://kuryokhin.spb.ru/:

Сергей Курехин родился 16 июня 1954 года в городе Мурманске в семье военного. Музыкой стал заниматься в раннем детстве с четырех лет. Как это нередко бывало в семьях офицеров Советской Армии, место жительства приходилось менять постоянно. Детство и школьные годы Сергей провел в городе Евпатория в Крыму. Там ему, как и всем жителям Украинской СССР, приходилось учить в школе украинский язык, знанием которого он любил щеголять в своей творческой жизни, и на котором даже написал одну из немногих своих песен.
В 1971 году, по завершении средней школы, Курехин с семьей переехал в Ленинград, где поступил в Музыкальное училище им. Мусоргского. Учеба в училище была недолгой - спустя примерно год-полтора Курехин был отчислен за хронические пропуски занятий. Аналогичная история повторилась и в Институте Культуры, где он проучился столь же краткий срок на факультете хорового дирижирования. Законченного образования, таким образом, наш герой не получил, что не помешало, впрочем, ему обучаться всю жизнь и поражать всех знавших его людей огромным набором знаний и сведений из самых различных областей жизни. Памятью он обладал и никогда не упускал возможности ее продемонстрировать.
Переезд в Ленинград в семнадцатилетнем возрасте знаменовал для него вступление во взрослую жизнь - во всяком случае так, как он ее понимал. А понимал он ее, как и следовало воспитанному на идеалах рока 60-х молодому человеку, в первую очередь, как возможность свободного самовыражения. Опять таки почти само собой разумеющимся был и выбор сферы самовыражения. Рок-музыка была господствующей идеологией поколения. Однако Курехин был не столько хиппи, сколько музыкант. И несмотря на присутствие в числе его музыкальных ориентиров того времени стандартного джентльменского набора - Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple, Emerson, Lake and Palmer, Yes и тому подобное - он еще в Евпатории начал слушать джазовые программы "Голоса Америки" и уже тогда обратил внимание на авангардные опыты Джона Колтрейна и игру его пианиста Маккой Тайнера. Джаз, тем не менее до поры до времени  оставался неким дремлющим или, выражаясь языком научным, к которому наш герой питал слабость, латентным интересом, а непосредственно по прибытии в город на Неве он окунулся в среду роковую. Время было как нельзя более удачное. Отечественный самопальный рок начал наконец вылезать из пеленок и облачился в короткие штанишки. В Ленинграде начала 70-х появилось несколько групп, пытавшихся уйти от раболепного подражательства и запеть на родном языке. Самой известной из них был "Санкт-Петербург". Барабанщик СПБ Николай Корзинин в какой-то момент решил собрать свой проект, который получил название "Большой Железный Колокол", и в котором, собственно, и прошел боевое рок-крещение клавишник Сергей Курехин. Затем последовал довольно смутный период его биографии - гастроли по городам и весям в составе неких вокально-инструментальных ансамблей, название которых в истории не сохранилось, но которые, по всей видимости, все же были неплохой школой.
Параллельно Курехин быстро, активно и, видимо, безо всякого труда вжился в богемно-андерграундную жизнь Ленинграда. Основными центрами ее в те годы были Сайгон и букинистические магазины на Литейном. 

Биография | Дискография | Фильмография | Интервью | Фонд Курехина | SKIF

 

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

КУРEХИН

Никто до конца не верил в то, что в свои 42 года Курехин банально умирает от саркомы сердца. Казалось, это очередная инсинуация.

Мне нравятся голландские деньги. Во всех странах на этих важных бумажках изображают сумрачные лица великих людей. А в Голландии -- зайчики, кошечки, собачки. И цвет у голландских денег -- желтенький, розовый, голубенький. Деньги словно игрушечные. Если бы по всей стране наши деньги с Лениным обменяли на голландские с собачками и зайчиками или в крайнем случае изобразили на наших деньгах, например, трех поросят, то отношение к деньгам сразу же изменилось. У нас деньги олицетворяют силу, а должны олицетворять жизнь. Это формирует психологию народа, принцип мышления .

Сергей Курехин

Моя версия Курехина весьма субъективна, я знаком был с ним урывками: встретились по делу -- разбежались. В этом ее слабость. Но и сила, поскольку первые впечатления, которые производит на вас человек, в конце концов оказываются самыми верными. Это медицинский факт. Кроме того, мне кажется, рассказывать о нем не в виде версий не выйдет: он был не просто версификатором, он жил версификационно, если можно так сказать.

Я совершенно не удивлялся, слыша о том, что его видели в один и тот же день сразу в Москве и в Питере. Он совершенно не был удивлен, услышав от меня, что нам сейчас не до искусства, поскольку созданное у нас в отделе искусств Всероссийское общество тупых поглощено борьбой за самоопределение коми и пермяков. Особенно его судьба пермяков, помнится, тронула, как-то он сразу увлекся, взялся создавать для начала пермякскую письменность, чтобы можно было записать древний эпос этого маленького, но гордого народа. За это ему было присвоено звание тупейшего третьей степени, но он не загордился, а сразу же уехал разрабатывать проект установки памятника Ленину в Сан-Марино. Он памятниками Ленину тогда был озабочен. Его беспокоило, что памятников в стране вовсе не много, как утверждают, а мало, просто их ставят не там, где надо. Вот представьте, влезаете вы на недоступный пик, а там - Ленин. Это то, что надо. Или ныряете на глубину 60 метров, а на дне - Ленин.

Он то приезжал к нам из Питера, то мы его провожали. Его нельзя было не провожать, поскольку оказалось, что, приехав к нам, он не знал, как самостоятельно от нас выбраться. Он умолял нас помочь ему купить билет, потому что не знал, где его покупают, он боится этих теток, не умеет с ними разговаривать, в общем, мы ехали вместе на Ленинградский вокзал, покупали билет, все это время он смирно стоял неподалеку, делая вид, что с нами не знаком, получив билет, оживлялся, мы пили пиво, потом махали друг другу руками на перроне. Наш ребенок , - говорила, блаженно улыбаясь, Настя Ниточкина, которая более всех его в Москве опекала, быв при том вдвое его моложе.

Я полагаю, что все оценки Курехина как музыканта, композитора, аранжировщика, сочинителя Поп-механики и проч. неточны. То есть он был, конечно, и тем, и другим, и третьим, но его называли так потому, что надо же было его к какой-то категории причислить. В самом деле, любой, столкнувшийся с Курехиным, сразу же напарывался на проблему: кто он такой, как его определять, ну хоть по роду занятий, что ли. А какой у него был род занятий? Неприлично же назвать человека, например, городским сумасшедшим. А именно к этому многие склонялись.

В общем, с определениями это были наши проблемы. А он жил, как певчий дрозд. Я полагаю, есть люди и профессии, для которых не придумано еще названий. Вот Юра Рост. Он кто? Фотограф? Журналист? Все - да, и все - чепуха в сравнении с главным. Юра - гений общения. Того самого, что не фиксируется ни на полотне, ни на сцене. Это как с театральными актерами: умрут все видевшие их, великих, и нет больше свидетелей гениальности. Иоселиани однажды снял фильм про такого человека. Вот он живет, сам стесняясь своей профессиональной неопределенности. Играет в оркестре на барабане, но как бы в промежутках между жизнью. А живет он тем, что со всеми общается, всех веселит, девушек кадрит, всем что-то обещает, врет, от этого расстраивается - и все. Собирается, правда, написать симфонию, чтобы как-то оправдаться, попасть наконец в какую-нибудь категорию занятых людей, но никак у него не получается, да и времени нет. Иоселиани вконец замучился, он уже не знал, что с этим чудиком делать, как от него избавиться, ну и просто убил его наконец, задавив автомобилем. Он назвал этот экземпляр человека певчий дрозд . Не профессия, но некое определение того, чем заняты такие люди на земле. А заняты они производством счастья окружающих.

От Курехина остались записи. Его фортепьянные импровизации, его версии устройства мира и людей. Его... вот даже и назвать не знаю как... да нет, какие розыгрыши, он же верил в то, что говорил, просто, начиная с ним общаться, вы вступали в какой-то сон, полный галлюцинаций, где бытовое и осмысленное сливалось в абсолютную фантасмагорию. Он предлагал вам не факт, а всегда допущение: так могло быть, значит, было. Он ведь всерьез показывал изумленным финикам на финско-советском фестивале молодежного искусства свои руки, уверяя, что это протезы, искусно выполненные сердобольными рабочими Ленинграда для пианиста, потерявшего руки в аварии. Протезы, которые приводятся в движение дыханием. Потом садился за инструмент, шумно дышал, и пальцы его бросались на клавиши, вышибая каскады и трели звуков. И финны потрясенно писали об этом в своих газетах. Потом начальники из ЦК ВЛКСМ, потрясенные не менее такой наглостью, требовали Курехина навсегда отовсюду устранить, никуда не выпускать, сами при этом хохоча как безумные.

Его научные доклады производили ощущение абсолютно трезвой логичной аналитики, хотя, когда дело доходило до выводов, обнаруживалось, что Курехин доказал абсурд, из чего неопровержимо следовало, что абсурд вовсе и не абсурд даже, доказано-то на наших глазах.

Осталось все в памяти. Немногих. Пленки востребованы. Любителями. Чего притворяться: чудо по имени Курехин исчезло. Как это печально. И как хотелось бы остановить жизнь, что-то в ней изменить, чтобы не проходило то неуловимое, нестойкое, как молодость, прекрасное и тревожное, что формирует и каждого, и целые поколения. Увы. Давайте вспоминать о Курехине хоть время от времени, хоть ко дню рождения его, а это как раз начало лета.

Пусть он стареет с нами. Человек без профессии. Открывший в поколении и для поколения что-то центральное, чем оно от соседних и отличается. Человек-загадка, городской сумасшедший, гений общения, певчий дрозд.

Владимир ЧЕРНОВ

За пять месяцев до смерти я встретил Сергея в знаменитой блинной, расположенной рядом с питерскими творческими мастерскими на Пушкинской улице. Мы разговаривали. Кассета, на которую я записал это интервью, ждала своего часа почти четыре года. Вот о чем мы говорили тогда.

 - Cначала я просто играл на пианино. В 1962 - 1963 годах (тогда мне было 9 лет) я начал играть в школьном ВИА. Это был полутвистовый-полуджазовый ансамбль. Я пел и играл всевозможные партии. В 1966 -- 1967 годах начал слушать странный джаз, которым в то время никто из моих друзей не интересовался. В 21.15 по Голосу Америки шла передача о роке 45 минут. Перед программой давали джаз. И когда заранее включал приемник, на нее попадал. Больше всего нравился фри-джаз. Потому, что экспрессивный. Колтрейн и все, что связано с Колтрейном, для меня тогда было чрезвычайно важно. Потом из Москвы мы переехали в Евпаторию, там я оканчивал школу и тоже играл в ансамбле местного Дома культуры с 5-го по 10-й класс.

В 71-м году я появился в Ленинграде. И поскольку уже и рок, и джаз достаточно хорошо знал, я тут же постарался включиться максимально быстро в местную жизнь. Конечно, первым делом шел в Сайгон . И в этой безумной атмосфере познакомился с кучей народа. Сразу же поступил в Институт культуры. Педагогом был Вапиров, один из самых молодых, считался человеком необыкновенно широких взглядов. Академический музыкант (он все-таки окончил аспирантуру консерватории, где потом преподавал) и в то же время играл свободный джаз. Вапиров произвел на меня сногсшибательное впечатление - когда приезжал Эллингтон, они играли на пару в гостинице Советская . Его феноменальное владение инструментом никого не оставляло равнодушным. Когда он прослушал меня в Институте культуры, сказал, типа, давай работать вместе. Мы сделали группу в конце 70-х и не пропускали ни одного джазового фестиваля в стране. Красноярск, Абакан, немыслимые места, Сыктывкар. Очень плотная работа была. Но это все по джазовой части, с роком у меня другая история.

Группа Гольфстрим меня пригласила играть. Они играли на танцах в Александровской, недалеко от Ленинграда. Заработок мне тогда не вредил - я учился в институте, но уже обзавелся семьей, ребенок маленький родился. Так вот, они оказались классными музыкантами. На танцах мы играли Артура Брауна и гранд фанк , что в то время было невероятно. Неподалеку расположенный город Пушкин в то время славился как центр психоделии. Потому, что там был Тар Ку, такой человек. Я его сам не видел, но говорят, что он с того времени из дурдома не выходит. Был еще Миша - из тех людей в городе, кто получал революционные по тем временам пластинки вертиговские. (Была такая компания Vertiga . Блэк Саббат, Юрайя Хип на них записывались, психоделические группы, Джентл Джайнт, Грин Слэйд, Джейт Воррио.) Они приезжали к нам в Александровскую, и были такие невероятные психоделические сессии, когда пьеса могла длиться по 40 - 50 минут. Длиннейшие запилы.

- Можно на ты?

- Да, да, конечно.

- Какой у тебя тогда был инструмент? И на каком этапе всплыли Бутман и Грищенко?

- Вапиров был саксофонистом. Но играл на теноре, на сопрано, на кларнете, на бас-кларнете. Я играл на рояле, безо всякой электроники. Грищенко я привел из Гольфстрима . Нет!!!

 - Что случилось?

- Все, что я сказал про Александровскую, про танцы - неправда. Это была группа Пост. В Гольфстриме был совсем другой состав, и играл я в ней гораздо позже - после того, как участвовал в Большом железном колоколе . Эта группа вскоре развалилась, и мы с Грищенко и Белолипецким уехали работать в республиканскую филармонию Коми. Сначала Архангельск, потом Коми, нет... сначала Коми, потом Архангельск, нет... сначала Архангельск. Так прошатались полтора года. Когда вернулся, начал плотно работать с Вапировым и познакомился с трио Ганелина . Когда они развалились, я, присоединив Пономареву, стал выступать с Чекасиным. Потом я сделал Поп-механику . Пела Пономарева, всплыл Бутман, молоденький такой. Когда меня выгнали со второго курса Института культуры, я, чтобы получить хоть какое-то образование, пошел в музучилище при консерватории на дирижерско-хоровое. Очень сдружился с первым курсом эстрадного отделения, там был и Бутман. Поскольку Бутман был зело целеустремленным, его взял к себе работать Голощекин, он у него долго в ресторане работал. Потом перешел к Лундстрему, у него дул.

- Как познакомился с Гребенщиковым?

- С ним мы были знакомы еще по Сайгону . Вместе бывали в одной театральной студии и просто дружили. Аквариум был тогда неизвестным затрапезным ансамблем. Был такой Сева Гаккель и Боб. Дюша еще иногда подыгрывал, Файнштейн. Не группа, а идея. На первый серьезный альбом Тропилло - Треугольник - они позвали меня записывать. Я основное время уделял Вапирову, Аквариум был для меня чем-то неважным. Но поскольку времени было свободного много, я там изгалялся, сидел ночью в студии. Потом стал Бутмана и Грищенко подключать. В "Поручике Иванове" , я помню, классный проигрыш придумал. "Мочалкин Блюз" мне тоже понравился. Я тогда такого напридумывал, на колокольчиках где-то играл. На чем и где - не помню, давно не слушал. Это Боб помнит, он там лидер.

- В какой атмосфере это происходило?

-- Общения, совместного выпивания, очень дружеская, классная атмосфера была. Многое в то время объединяло. Поскольку мы с Бобом были большие друзья, я имел право приходить к нему домой и там выпивать. Я у него часто на ночь оставался, а с вечера мы поддавали. Тусовались с ночи до утра, ходили в Сайгон , потом работали. Он же не знал нот. Я ему писал партитуры. Он мне обычно наигрывал что-то на своей этой гитарке, потом я в студии уже додумывал, реализовывал. Боб - человек практичный, он везде пытался денег выкроить. Их ни у кого не было. Я работал концертмейстером на художественной гимнастике и руководителем ВИА самодеятельных. Чередовал одну работу с другой. Мои бывшие однокурсники, окончившие Институт культуры, занимали важные посты, становясь моими работодателями. Я звонил Юрию Васильеву, начальнику оркестрового отдела, и говорил: "Юра, работа есть?" Он говорил: "Нужен руководитель ВИА в монетный двор". Я оформлялся. Все на это смотрели сквозь пальцы, поскольку нельзя было работать руководителем без высшего образования.

- А концертмейстер что делает?

- Приезжает два или три раза в неделю на тренировки артистов-спортсменов художественной гимнастики. Там девушки и юноши что-то делают под музыку. Сначала разминку, потом мы составляем программу, работаем над ней. Они раз в полгода выступают с ней на соревнованиях.

- Такая крыша у тебя была?

- Да, танцы какие-то. 65 - 70 рублей в месяц. А Боб что-то сторожил. А сначала клеил коробочки со своими записями. Это было смешно. Не знаю, удобно ли ему вспоминать этот период? Покупал пленку, туда записывал новый альбом. Его дружок (Вилли Усов - прим. СВ) делал фотографии, он их вклеивал. Приходили люди, брали коробочку, давали рубль. Но это еще романтический период. Элемент коммерциализации внесла Джоанна Стингрей, которая начала говорить: "Вы же звезды! Вы же супермузыканты! Вы должны зарабатывать миллионы!" Это один из самых смешнейших периодов в моей жизни. Она забивала всех своей энергией. Во-первых, она привозила кучу подарков: футболки, какие-то примочки. Смешнейшее создание, прагматичное, типично американское. С ней связано много хорошего. Ее отчим - известный галерейщик - дружил с Энди Уорхолом. Однажды она привезла знаменитые банки Кэмбелл суп - 7 или 8 штук. Подарила мне, Бобу, Титову, Африке, Кинчеву, еще кому-то. Самое уникальное, что они все расписные: "Дорогому Сергею от Энди Уорхола". И так далее. Кто-то их сейчас выставляет, у кого удалось украсть или выпросить хитростью. Первые мои клавиши, кстати, мне тоже подарила Стингрей - маленькую "Ямаху-100". Профессиональную, очень круто по тем временам. А до этого мне приходилось "Корг" у знакомых каждый раз брать. Она хитростью через Финляндию ее перевезла, чтобы не платить эти самые... короче, доллары.

- Есть такая байка, что, когда записывались "Табу", "Сыновья молчаливых дней", Боб пришел пораньше в студию, сочинял, сочинял, и Тропило говорит: "Извини, но это Кинкс, Sunny Afternoon". Борька: "Ой, черт!" - и стал переделывать. Потом приходишь ты и говоришь: "С ума сошли? Это DOORS" . Запад оказывал тлетворное влияние?

- Это абсолютно нормальный рабочий момент. У Боба никогда не было плагиата. Просто огромное количество музыкальной информации подспудно действовало. Мы слушали все, что подворачивалось под руку. И Вертинского, и даже Виноградова, не поп-звезду, но известного исполнителя, тенора лирического (поет тоненьким голоском: "Счастье мое я нашел в нашей дружбе с тобой..."). Изо всего делали конфеты. С тех пор я люблю "Дип Перпл", Лорда особенно, Хэммондо, Уэйкмена, очень нравились люди, которые умели играть на рояле, - Эмерсон. Потом "Ультравокс" , Гари Ньюмен... В ход шло все, кроме симфонической музыки. Это не мой мир. Я считаю, это вообще... Все интересное в музыке, что попадало в поле зрения, немедленно прослушивалось и переписывалось. Все мчались в любой другой город, к источнику музыки.

- А каналы?

- Любые. У Артемия Троицкого много записывались в Москве. У друзей - тусовка большая. Отрывочно считывались газеты - "Мелоди Мейкер" , "Нью Мьюзикл Экспресс", естественно, неадекватно в связи с опозданием, но прочитывалось очень внимательно. Хотя пластинки были приятнее. У меня до сих пор пиетет к пластинкам. Я не коллекционер, но полуколлекционерская жилка есть. Я несколько дней назад прилетел из Нью-Йорка, не удержался, купил пластинок, ничего не мог с собой поделать. В основном джаз, пятидесятые годы. То, что я больше всего люблю. Еще до сих пор люблю первые аналоговые синтезаторы, все эти сссс и шшшш, ииии, иууу, фильтры - просто прелесть.

С "Ультравоксом" была чудесная история. Крис Кросс (культовый бас-гитарист "Ультравокса") - один из первых музыкантов новой волны , который появился в городе. Он приехал как турист. Звонят мои знакомые, далекие от прогрессивной музыки: "Вот тут какой-то английский музыкант приехал". Дали мне трубку: "Тры-ты-ты-ты-ты Крис Кросс". Я совершенно ошалел. На следующий день концерт - "Поп-Механики". Я никому не говорил, готовил сюрприз.

- Ага!!!

- Это был пик популярности "Ультравокса", год 83-й. Я так все подготовил, что во время живого выступления к нам на сцену вышел Крис Кросс. Особенно ошалел Титов (бас-гитарист Аквариума). Говорю: "Познакомьтесь, это - Саша Титов. А это - Крис Крос из "Ультравокса". Тит - с отвисшей челюстью. Я специально места оставлял, чтобы Крисс больше поиграл с Титовым. Они в два баса очень здорово рубились. Я эту группу до сих пор очень люблю. Храню кучу их фотографий. Мы переписываемся, открытки шлем поздравительные.

- Что внесли в Аквариум Бутман и Грищенко?

-- Да ничего. Что я им говорил, то они и делали. Бутману я вообще указывал: "Теперь наверх пошел. Не то, фа мажор!" Совсем мальчишка был.

А параллельно мы записывали с Чекасиным, с Бобом фри-джазовые альбомы: "Subway culture", "Mad Nighteen Girls of the Russian Forest", но я ничего не помню, поскольку был чрезвычайно пьян, как и Боб.

- У Грищенко трагическая судьба была?

- Не знаю, просто у него все было связано с наркотиками. Я его не видел много лет, не знаю, что с ним.

- Его нет уже давно.

- Мне говорили... Но...

- То есть он тогда уже...

- Я не знаю, ходили слухи, но я думал, что он жив. Думал, что я видел его два года назад мельком, просто не стал признаваться. Думал, что слух...

- Кто-то мне сказал со злостью: "Ну, что Грищенко? Взяли, потому что гитара у него хорошая была" .

- Он был хорошим музыкантом, техничным. Мало кто тогда так на басу играл...

Я хочу уточнить насчет Аквариума - это была оттяжка в свободное от работы время. Все мои интересы лежали в области джаза, мастерства, контрапункта, формы. Мне нравилось, когда люди технично и здорово играют на инструменте. А Аквариум ? Там никто не играл, и поэзию эту я никогда серьезной не считал. С Бобом мы дружили, а со всеми остальными я просто общался. Люди были замечательные. А как к музыкантам, я до сих пор отношусь скептически к Аквариуму , так же, как и к группе Кино. Кино я вообще не помню. Помню только, как Цой появился. Ходил такой скромный, заискивающий юноша. Хороший. Боб называл себя его продюсером. Попросил меня записать для него что-то. Но если Аквариум для меня детская игрушка, то Кино это совсем детское что-то. Как если бы моя дочка маленькая организовала свою группку. Да и разница в возрасте была. Они для меня как дети, и песни детские.

- А Телевизор ?

- Мне резко не понравилась. Абсолютно дутая величина. Это все дикий визг Липницкого с Троицким. А поскольку мнение того и другого в городе почему-то уважалось, и, как только почетные московские гости завизжали, что это шедевр, что это открытие, все тупо начали говорить, что это конец света. Обычная у Телевизора программа на двух-трех аккордах. Жесткая, уверенная. Твой папа - фашист... ну это детский сад. Если Кино хоть талантливая группа, то Телевизор никакая.

- А Алиса ?

- Появившись во Дворце молодежи, Кинчев произвел на всех сильное впечатление. Я ходил на два первых концерта. Свежо. Песни все талантливые, динамичные, экспрессивные, талантливые на сцене. С голосом. Поскольку главной тусовкой в городе тогда был Аквариум , естественно, мы начали помогать.

- А сейчас почему ваш тандем заглох?

- Года три назад я, Боб и мой продюсер Леша Ершов решили выпустить альбом, песни, которые писали вместе с Б.Г. И жутко все переругались. Ершов хотел заработать денег, Боб хотел резонанса и предложил спеть на английском, я сказал, что английские тексты не люблю - бессмысленно и глупо, нужны только русские. Мы разошлись, а фонограммы остались. Вот создам сейчас свою студию "Анубис Рекордз", урегулирую права с этими двумя и выпущу диск. За 10 долларов куплю матрицу, пойду к своим друзьям и тут же перегоню один экземпляр, от руки распишу конвертик и все. 50 экземпляров именных, 100 экземпляров - тираж. И все. Я же деньги не собираюсь на этом зарабатывать. Мне главное, чтобы работа не пропала...

P.S. Свой проект Сергей осуществить не успел. Ровно через 5 месяцев его не стало.

Александр КУШНИР

СПРАВКА

Генераторы синхронные серии БГ с бесконтактной системой возбуждения

Генераторы серии БГ с бесконтактной системой возбуждения предназначены для работы в составе автоматизированных агрегатов и передвижных электростанций, а так же для использования в составе электроустановок судовых электростанций на судах морского флота с неограниченным районом плавания.
Изготавливаются для внутри федеративных поставок и для поставок на экспорт.
Степень защиты IP22. Климатическое исполнение У2.
Форма исполнения 1М1001, 1М2003, 1М2403, 1М2101.

ЗВУКОЗАПИСЬ

Песни Шахматистов Прошлого Столетия (2001)

В качестве подарка на китайский Новый Год АКВАРИУМ с удовольствием выставляет для вас - найденные в наших погребах - 4 песни, записанные БГ и Капитаном Курехиным летом 1991 года.

В переработанном виде ряд песен, записанных тогда, был выпущен под названием "Детский Альбом". Здесь вы можете услышать изначальные версии.

Музыка - совместная,
не подлежащие восстановлению слова - БГ

Axios
Glimpses Of You
The Law Of Induction
Opera Backwards

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"