Пустые места группы "Аквариум"

152-й выпуск, 29 июня 2001

КОНЦЕРТЫ

Дополнительная информация

01 июля - АКВАРИУМ внесёт посильную лепту (30-40 минут) в возрождаемый "ПИТЕРСКИЙ РОК-ФЕСТИВАЛЬ" - стадион "Петровский" с 12 до 23 часов (АКВАРИУМ - примерно от 19 до 21 часа).

ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕЧЬ

Рассуждение о ста заболеваниях

Лао-Цзюнь молвит: Если желаешь спастись от катастрофы, разрешить проблемы, то лучше всего предотвратить их появление в твоей жизни. Чтобы легко излечить недуг, исправить болезнь, лучше всего подготовиться к этому заранее. Чтобы человек мог достичь счастья, чтобы счастье его не покинуло, следует не остерегаться опасностей, а наоборот - стремиться к счастью. Не нужно ждать, пока процесс завершится, а следует применять снадобья-лекарства. Есть такие правители, что не способны сохранить алтарь в центре поля. Есть такие личности, которые не способны сохранить целостность, ведущую к долголетию. Человек же мудрости стремится к благополучию посредством сохранения состояния, когда нет ещё предвестий ухудшения состояния. Он избавляется от беды, когда она ещё не возникла. Ведь катастрофа развивается мало-помалу. Болезнь вырастает по крохам. И если человек делает незначительные усилия по направлению к добру, то не происходит нарастания в развитии болезни. Поэтому болезнь не может возникнуть. Когда же он совершает небольшие прегрешения, то болезнь не убавляется, и потому невозможны изменения к лучшему. Если не накапливать добро помалу, то не сможешь сформировать великой моральной силы-дэ. Если не останавливаешься в малых прегрешениях, то сформируешь большое преступление. 

Представляем здесь самое основное и даем, таким образом, возможность понять, откуда что возникает и ниже приводим сто основных болезней. 

Не соблюдать постоянства в радости и гневе - это болезнь.
Забывая о законах жизни, преследовать личную выгоду - это болезнь.
Стремиться к наслаждениям, разрушая моральную силу-дэ - это болезнь.
Все силы своего сердца сосредоточить в одной любви - это болезнь.
В гневе желать кому-то смерти - это болезнь.
В безудержной алчности, не видеть собственных прегрешений- это болезнь.
Унижая людей, возвышать себя - это болезнь.
В произвольных изменениях попустительствовать себе - это болезнь.
В легкомысленном тоне говорить о радостных событиях - это болезнь.
Ради сохранения комфорта доходить до совершения плохих поступков - это болезнь.
Из-за превосходства в знаниях презирать людей - это болезнь.
Пользуясь властью, творить произвол - это болезнь.
Отрицая других, утверждать себя - это болезнь.
Обижать одиноких и слабых, небрежно обращаться с ними - это болезнь.
Пользуясь силой, побеждать людей -это болезнь.
Будучи сильным и влиятельным, предаваться лени -это болезнь.
В речах стремиться к победе над человеком - это болезнь.
Брать взаймы и забывать о возвращении долга - это болезнь.
Считать людей кривыми, а себя прямым -это болезнь.
Прямотой наносить вред людям - это болезнь.
Делая зло людям, радоваться себе - это болезнь.
В радости и гневе гордиться собой - это болезнь.
Считать людей глупыми, а себя мудрецом - это болезнь.
Восхвалять себя за свои заслуги - это болезнь.
Обсуждать прегрешения людские - это болезнь.
Быть недовольным собой из-за того, что приходится трудиться - это болезнь.
Пустое принимать за реальное - это болезнь.
С радостью говорить о чужих просчётах - это болезнь.
Гордиться перед людьми своим богатством - это болезнь.
В связи с высотой положения презирать людей - это болезнь.
Будучи в низком положении, злословить по поводу высокопоставленных - это болезнь.
Будучи бедным, завидовать богатству - это болезнь.
Клеветой на людей добиваться расположения - это болезнь.
Выставлять на показ свою моральную силу-это болезнь.
Ставить себе в заслугу победу над другим человеком - это болезнь.
Из-за своих интересов нарушать справедливость-это болезнь.
Из-за любви к себе поступать вопреки здравому смыслу - это болезнь.
Подвергая опасностям людей, добиваться покоя для себя - это болезнь.
Ревновать мужчину или женщину-это болезнь.
Из-за вспыльчивости идти наперекор - это болезнь.
Много ненавидеть и мало любить - это болезнь.
Обсуждать правоту или неправоту других людей - это болезнь.
Стараться переложить ответственность с себя на других - это болезнь.
Из-за любви к искусству отвергать монашество-это болезнь.
Определять достоинства и недостатки других людей - это болезнь.
Считая, что люди претворяются, ждать веры по отношению к себе - это болезнь.
Не проявлять милости по отношению к несущему наказание-это болезнь.
Делая добрые дела, ждать воздаяния - это болезнь.
Отдав что-то людям, сожалеть об этом - это болезнь.
Любя себя, с негодованием относиться к тому, кто указывает на твои ошибки -это болезнь.
Ругать любую живую тварь-это болезнь.
Сбивать с пути-дао и чинить препятствия людям - это болезнь.
Злословить по поводу больших талантов - это болезнь.
Таить зло на людей, которые превзошли тебя - это болезнь.
Добавлять в питьё ядовитые снадобья - это болезнь.
Не сохранять равновесия в сердце-это болезнь.
Шумно суетиться по поводу мудрости - это болезнь.
Хранить в памяти старую неприязнь-это болезнь.
Не принимать увещеваний и советов - это болезнь.
Внутри не испытывая настоящих чувств, проявлять вовне родственность-это болезнь.
Побеждать человека посредством подачи официальных бумаг - это болезнь.
Беседовать с глупцом - это болезнь.
В нападении не соблюдать законов-правил - это болезнь.
Любить себя за то, что поступаешь правильно - это болезнь.
Много сомневаться и мало верить - это болезнь.
Смеяться над сумасшедшими и безумными - это болезнь.
Вести себя раскованно, не соблюдая норм ритуала - это болезнь.
Некрасивые высказывания и злые слова - это болезнь.
С пренебрежением и непочтительностью относиться к тем, кто старше или младше тебя - это болезнь.
В тяжёлой ситуации совершать легкомысленные действия - это болезнь.
Плохие манеры и недостойные реакции - это болезнь.
В запутанных ситуациях полагаться только на себя - это болезнь.
Стремиться к веселью и любить смеяться - это болезнь.
Находить радость в запретах и ограничениях по отношению к людям - это болезнь.
Быть двуличным и льстивым - это болезнь.
Стремиться к приобретению посредством обмана - это болезнь.
Если слишком болтлив, так, что тебе нельзя довериться - это болезнь.
Напившись допьяна, разнузданно распевать песни - это болезнь.
Ругаться по поводу ветра и дождя - это болезнь.
Говоря злые речи, желать погибели - это болезнь.
Поучать людей делать аборты - это болезнь.
Вмешиваться в чужие дела - это болезнь.
Подглядывать тайно в отверстия и щели - это болезнь.
Занимая, не помнить о необходимости вернуть - это болезнь.
Взять в долг и уклоняться от уплаты - это болезнь.
Поворачиваться спиной к речам, которые отличаются от твоей точки зрения -это болезнь.
Любить угнетение и жестокое обращение - это болезнь.
Приставать с заигрываниями и быть в этом назойливым - это болезнь.
В связи с заблуждениями наносить вред людям - это болезнь.
Шаря в гнезде, разбивать яйца - это болезнь.
Вырезать зародыш и расчленять тело - это болезнь.
Причинять вред водой и огнём - это болезнь.
Смеяться над слепыми, глухими и немыми - это болезнь.
Побуждать людей выйти замуж или жениться - это болезнь.
Побуждать людей совершать нападение - это болезнь.
Подстрекать людей делать зло - это болезнь.
Покидать любимых из-за несчастья в доме - это болезнь.
Навлекать беду, нарушая закон-дао - это болезнь.
Увидев, тут же стремиться к обладанию - это болезнь.
Силой отнимать принадлежащее другим - это болезнь. 

Лао-Цзюань говорит: Если способен, читая и помня, устранить эти сто болезней, тогда не будет бед и усталости. Боль и болезнь пройдут сами собой. Ты переправишься через море страданий, и если сложности и опасности возникнут у детей и внуков твоих, то они обретут помощь свыше. 

Восхваление ста лекарств

Соблюдение норм ритуала в движении и покое - это лекарство.
Податливость тела и мягкость характера - это лекарство.
Милосердие в действиях и гармония в сердце - это лекарство.
Соблюдение ритма в движениях и паузах - это лекарство.
Устремление к моральной силе и отстранение от себя соблазнов плоти- это лекарство.
Избавление от желаний в сердце- это лекарство.
Довольствуясь своей судьбой, воспринимать всё как должное-это лекарство.
Не брать того, что достаётся тебе сверх положенного - это лекарство.
Преодолевая гнев, сохранять любовь - это лекарство.
Стремиться к непринуждённому и свободному взаимодействию - это лекарство.
Желать людям счастья - это лекарство.
Спасать в беде и помогать в трудностях - это лекарство.
Перевоспитывать глупых и наивных - это лекарство.
Призывать к исправлению склоняющихся к смуте - это лекарство.
Предостерегать и увещевать молодых и неопытных - это лекарство.
Наставлять и просвещать заблудших и ошибающихся - это лекарство.
Помогать старым и слабым - это лекарство.
Использовать силу, чтобы помогать людям - это лекарство.
Сочувствовать обездоленным, жалеть одиноких - это лекарство.
Быть милостивым к бедным, помогать просящим подаяние - это лекарство.
Имея высокое положение, дружить с простыми людьми - это лекарство.
Быть скромным и уступчивым в разговоре - это лекарство.
С почтением и уважением относиться к младшим по рангу - это лекарство.
Не требовать возвращения старых долгов - это лекарство.
Искренне и с верой сочувствовать и утешать - это лекарство.
Говоря конкретно, быть прямым и искренним - это лекарство.
Радуясь прямоте, пользоваться и искривлением - это лекарство.
Не спорить об истинном и ложном - это лекарство.
Сталкиваясь с агрессией, не реагировать грубо - это лекарство.
Претерпев позор, не хранить обид - это лекарство.
Развивать стремление к добру и уходить от зла - это лекарство.
Отказываясь от красивого, брать безобразное - это лекарство.
Отказываясь от многого, брать малое - это лекарство.
С восхищением относиться к добродетели мудрых - это лекарство.
При встрече с мудрецом обращать критический взгляд на себя - это лекарство.
Не проявлять себя, выставляя напоказ - это лекарство.
Отвергать заслуги и брать на себя труд - это лекарство.
Не хвастаться своими устремлениями к добру - это лекарство.
Не скрывать чужих заслуг - это лекарство.
Не досадовать при тяжёлой работе - это лекарство.
Воспринимая реальность, хранить прочность веры - это лекарство.
Скрывать тайное стремление ко злу - это лекарство.
Будучи богатым, представлять себя нищим - это лекарство.
Почитая продвижение других людей, побеждать себя - это лекарство.
Не относиться к самому себе слишком уважительно - это лекарство.
Радоваться достойным поступкам других людей - это лекарство.
Не стремиться к разврату в половой жизни - это лекарство.
В процессе обретений и потерь смотреть на самого себя со стороны - это лекарство.
Скрывая внутренние силы, совершать милосердные действия - это лекарство.
Не ругать ничего живого - это лекарство.
Любить говорить добрые слова - это лекарство.
За беды и болезни возлагать вину на самого себя - это лекарство.
Сталкиваясь с трудностями, не уклоняться и не отказываться - это лекарство.
Делая благо, не надеяться на воздаяние - это лекарство.
Желать людям исполнения их стремлений - это лекарство.
Быть в сердце спокойным, а в мыслях пребывать как в храме - это лекарство.
В сердце безмятежность, а в мыслях устойчивость - это лекарство.
Не помнить старого зла - это лекарство.
Исправляя заблуждения, избавляться от зла - это лекарство.
Услышав порицание, принять его как стимул к изменению - это лекарство.
Не вмешиваться в чужие ситуации - это лекарство.
В гневе и раздражение контролировать себя - это лекарство.
Разрешать в мыслях интеллектуальные проблемы - это лекарство.
Оказывать почтение по отношению к пожилым людям - это лекарство.
И за закрытой дверью, в уединении строго блюсти себя - это лекарство.
Воспитывать в себе почтение к старшим и любовь к младшим - это лекарство.
Искоренять зло и поощрять добро - это лекарство.
В чистоте и честности довольствоваться своей судьбой - это лекарство.
В помощи людям хранить верность - это лекарство.
Помогать во время солнечных и лунных затмений - это лекарство.
Бороться с ревностью и побеждать сомнения - это лекарство.
Быть спокойным, непринуждённым и великодушным - это лекарство.
Думать о духовности и помнить о пути - это лекарство.
Чтить и возвышать тексты мудрецов - это лекарство.
Побуждать к достижению мудрости - это лекарство.
Выполняя трудную задачу, не томиться этим - это лекарство.
Чтить Небо и уважать Землю - это лекарство.
Оказывать почтение и уважение по отношению к трём светилам - это лекарство.
Хранить безмятежность покоя в отсутствии стремлений - это лекарство.
Быть контактным, покладистым, скромным и уступчивым - это лекарство.
Любить жизнь и ненавидеть убийство- гибель - это лекарство.
Не стремиться к накоплению большого богатства - это лекарство.
Не нарушать заповедей и запретов - это лекарство.
Честность, бескорыстность, верность и вера - это лекарство.
Не жаждать богатства - это лекарство.
Не жечь горных деревьев - это лекарство.
Если пуста колесница, помочь подвезти чужой груз - это лекарство.
Прямо критикуя, сохранять верность и веру - это лекарство.
Радоваться тому, что человек обладает моральной силой - это лекарство.
Стремиться помогать обездоленным - это лекарство.
Нести тяжесть вместо пожилого человека - это лекарство.
Искоренять эмоции, избавляться от любви - это лекарство.
Быть добрым в сердце и сострадательным в мыслях - это лекарство.
Находить радость в том, чтобы призывать людей делать добро - это лекарство.
Пользуясь богатством, творить милосердие - это лекарство.
Пользуясь высоким положением, творить добрые дела - это лекарство. 

Лао-Цзюнь молвит: Это и есть сто лекарств. Болезнь возникает у человека в связи с ошибками и грехами, которые он совершает, не осознавая их сути и не видя истинных причин. Как следствие этого появляются недуги. А непосредственные причины состоят в воздействии питья, пищи, ветра, холода, тепла, дыхание-ци которых вызывает болезнь. Так как человек нарушает законы и не сообразуется с истиной, его дух-шэнь приходит в состояние, при котором души-хунь исчерпываются, а души-по погибают. А если их нет в телесной форме, тогда материальная оболочка становится пустой, так как в ней не удерживается семя-цзин и дыхание-ци. Потому-то внешние воздействия ветра и холода способны поразить организм. Именно в связи с этим человек мудрости, даже пребывая в неизвестности отшельничества, не осмеливается совершать неправильные действия. Даже занимая великие должности, он не осмеливается извлечь из этого выгоду. Он соразмеряет свою телесную форму с одеждой, которую носит. Питается лишь в меру потребности организма. Будучи богатым и знатным, не потакает своим желаниям. Даже если он беден, и положение его убого, он не осмеливается нарушать заповеди. Потому извне ничто не может причинить ему вреда и изнутри его не поражают болезни. Так разве можно не относиться к этому серьёзно?

Перевел Б. Б. Виногродский

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Возвращается Иван из лесу, видит - Данило сидит у дерева, смотрит вокруг и плачет.
"Что с тобой, Данилушко?"
Тот слезы стирает, улыбнуться хочет - не выходит. 
"Не получится, Ваня, у меня об этом сказать, да ведь и ты все видишь. Стоят вокруг деревья, солнышко заходит - и не могу, плачу, душа из меня прочь рвется. И сам думаю - куда рвется? А вон, видишь, облака наверху белые какие, да как высоко - и такое у меня понимание, когда гляжу на них, что мы с домом родным разлучены; словно бы там мы должны быть, а не здесь. Да и есть мы, наверное, там, а здесь только часть наша ходит, как в командировке. А опущу глаза - деревья любимые стоят, трава растет, дом наш стоит - каждое бревнышко свое, каждую веточку на дереве, как ребенка, готов на руках таскать, росой отпаивать - и как будто вот все оно, под руками - ан нет, отделено от нас и как будто обреченное какое, только ему до этого и дела нет, оно с этим званьем на свет выросло - а у меня в внутри все переворачивается. А ведь красотища какая - век бы всю эту землю на руках носил, целовал да к сердцу прижимал; вот поверишь, нет, Ваня, умереть захотелось, самому в землю эту лечь, лишь бы она через это живой осталась, от нас не отделенной, чтобы мы ее, как свое тело чувствовали, а она - нас. А как вместе на все гляну - и небо тут, и земля, и я посередине сижу - то и вообще ни одного слова про это не выдумано - только слезы из глаз. И горе в этом себе чувствую неизведанное, и сладость в этом несказанная, и тесно сердцу в теле моем, хочет оно со всем этим миром слиться и обнять его".
Замолк Данило, слезы на щеках, руками виновато разводит, на Ивана, как на мать родную, смотрит с просьбой:
"Прости, Ваня, видишь - не сказать мне обо всем этом".
Обнял Иван Данилу, к груди прижал - пусть плачет, надо ему. Стоят, а под ногами земля, вокруг деревья, а над ними небо. И нечего тут больше сказать.

Из "Иван и Данило", Б. Гребенщиков, 1986

ВОЗМОЖНО, ОНИ - ТОЛЬКО ВИДЕО 

Настроение БГ,
или Кадры, не вошедшие в фильм

Напомни мне, если я пел об этом раньше -
Я все равно не помню ни слова:
Напомни, если я пел об этом раньше -
И я спою это снова.
Я не знаю ничего другого.

В ноябре у журналистов появился очередной повод написать о Борисе Гребенщикове. Повод этот - странный фильм Андрея Новоселова "Настроение Пси" с БГ в главной роли.

Возможность сказать о невозможности говорить
Новоселов, автор последних "аквариумных" клипов, известен в киношном мире, как документалист, снимавший на Таити, в Полинезии, на Амазонке и в прочих первобытных местах. Его "Настроение" - фильм не столько документальный в привычном понимании этого слова, сколько "настроенческий". На первый взгляд он представляет собой пятидесятиминутный клип с такими ультрасовременными режиссерскими фишками, до которых MTV еще просто не доросло. Но не всегда стоит доверять первому взгляду.
"Стиль "пси" только внешне напоминает стиль "пепси", - комментирует Новоселов. - Разница между ними не в форме, а в содержании".
"Настроение Пси" плохо укладывается в коммерческий формат и уже этим заслуживает внимания. Люди, которые приобретут эту кассету с целью получить информацию о Гребенщикове, будут разочарованы. Новоселов предлагает им знание на уровне ощущений, его невозможно сформулировать адекватно. Недаром БГ остался доволен этим фильмом больше, чем любым другим кино о себе.
Пленка начинается с титров: "Сейчас вы увидите кадры, не вошедшие в фильм". Далее следует нарезка из концертных записей, клипов и разговоров с БГ в Крыму, Испании, Питере и Москве. Несколько песен с альбома "Пси", цитаты из 
"Книги перемен" и - "Вы увидели кадры, не вошедшие в этот фильм". Настроение передано как нельзя лучше, но его непросто сформулировать в одной или двух фразах. Или, как говорил сам Гребенщиков, "это превосходит возможности моего словаря".
Возможности гребенщиковского словаря - одна из главных тем его песен. Тема эта появилась в 82-м году, а, может, и раньше: "Мой друг критик сказал мне на днях, что мой словарный запас иссяк", "И я не знаю, как мне сказать об этом", "Простые слова, их странные связи - какой безотказный метод", "Об этом не скажешь словами" и так далее.
"Пси" (1999) буквально напичкан признаниями, после которых у любого другого автора, я думаю, началась бы тяжелая депрессия, перемежаемая попытками суицида: "Я бы все объяснил - но я не знаю истинных слов", "Я потерял связь с миром, которого нет", "Я не помню, как петь; у меня не осталось слов"... Человек, которому нечего сказать, в растерянности замолкает - это нормальная, хотя и печальная ситуация. Гребенщикову же песни, описывающие творческий кризис, дают возможность сказать о невозможности говорить. И если это кризис, то весьма плодотворный.

"Спасибо за интервью"
Неприязнь БГ к критикам и журналистам - ни для кого не секрет. Причина ее в том, что любое однозначное суждение Гребенщиков воспринимает как оскорбленье мироздания. Это несколько странная позиция для того, кто занимается поп-музыкой, да и вообще публичной деятельностью. Скажу больше: есть ряд людей, профессиональные обязанности которых как раз и состоят в том, чтобы выносить суждения, по возможности внятные, о людях, в чьи обязанности входит петь и играть.
Естественное желание человека, обращающегося к публике, - быть понятым, причем понятым без искажений. Гребенщиков же изначально уверен: искажения неизбежны, кто трактует - тот искажает.
Новоселов решил трактовать БГ не напрямую, а с помощью спецприемов. Так, ряд гребенщиковских реплик в "Настроение Пси" продублирован голосом Славы Петкуна из "Танцев минус". Этакий несинхронный перевод, но не с языка на язык, а с одной интонации на другую. Особый ажиотаж вызвал рассказ БГ о том, как он в нежном возрасте переодевался в женское платье и шел на "фильмы для взрослых". Этому эпизоду посвящена аналитическая статья на сайте gay.ru. Впрочем, мы отвлеклись.
Люди из числа посвященных рассказывают мне, что вызвать Гребенщикова на откровенность можно, лишь прообщавшись с ним достаточно долгий срок и убедив его, что интервью, это такой совместный проект, в котором он принимает участие. Ведь БГ - человек, абсолютно съехавший на музыке. После любых застолий он встает с утра, протирает глаза, влазит в свой джип и едет на студию. Все, что напрямую не связано с музыкой, воспринимается им как досадная помеха. В том числе и разговоры о музыке. Результат может быть примерно таким:
- Здравствуйте, Борис Борисыч! Можно задать вам пару вопросов?
- А иди ты в жопу со своими вопросами!
- Спасибо за интервью.
Впрочем, для тех, кто стремится попасть в Историю, и это неплохая добыча. В одном из старых акварумных опусов, кстати, есть такие слова: "Мы могли бы войти в историю. // Слава Богу, мы туда не пошли". Причем записан этот опус не где-нибудь, а на альбоме "ИСТОРИЯ Аквариума. Том третий". Однако вхождение в историю не зависит от желания или нежелания персонажей. Оно, похоже, вообще ни от чего не зависит.

"Abbey Road" Бориса Гребенщикова
С Гребенщиковым надо беседовать, как выражаются англичане, предварительно договорившись о терминах. Но на то, чтобы договориться о терминах, может уйти вся жизнь. Он эту жизнь прожил и в слова, кажущиеся "с той стороны стекла" туманными и невнятными, вкладывает конкретный смысл. Нам же каждый раз приходится заново разбираться. Если бы не правила игры, которые он задал на протяжении тридцати лет своего присутствия в русском роке, я уверен, что о взаимопонимании со слушателем и речи быть не могло.
Мне всегда представлялось, что если бы "Abbey Road" (1969) был первым альбомом Битлз, то мы не имели бы тех Битлз, которых имеем. И не потому, что это слабая работа. Это работа, рассчитанная на уже завоеванную и подготовленную аудиторию.
Предположим (хотя это предположение заведомо некорректно), что "Пси" - первый альбом "Аквариума", а "Старика Козлодоева" и "Поколения дворников" еще нету даже в проекте. БГ только начинает разговор с нами и еще не задана система координат. Представили? Так вот в этой ситуации понадобились бы очень сильные аргументы в пользу того, что "Пси" действительно классный альбом, а Гребенщиков - этот тот БГ, в слова которого стоит внимательно вслушаться.
И еще одно замечание, с которым желающие могут не согласиться: в последнее время концерты "Аквариума" гораздо интереснее, чем студийные записи. Говорят, что в 80-е все было наоборот: каждый альбом казался совершенным произведением искусства, а концерт - его бледной копией, к тому же неважно сыгранной.
Такое впечатление, будто с годами Гребенщиков, не переставая сочинять отличные песни, начисто утратил понимание того, как они должны быть записаны. Речь идет не о качестве, а о единственно возможном, "правильном" варианте звучания. Акцент, как мне кажется, перенесся на мгновенную фиксацию песен, а для этой цели еще не придумано ничего, лучше живых выступлений.
В Интернете существует целый сайт ("Первые слова"), посвященный концертным вариантам гребенщиковских текстов. Заглянувший туда будет немало удивлен тому, "что в данный момент было правильно". 
В "Настроение" звучит около двадцати музыкальных фрагментов. Самый потрясающий из них по понятным причинам не входит ни в одну из аквариумных и сольных гребенщиковских записей. Во время саундчека БГ сымпровизировал "вертинским голосом":

Псу однажды вы давали фон подзвучки,
Помните, тогда он заболел.
Лучше б звуковик не трогал ручки,
Иль хотя бы трогать их умел.


Этот фрагмент, неожиданный, дурацкий, живой, лично меня впечатлил не меньше, чем "Рок-н-ролл мертв". Ведь рок-н-ролл жив как раз такими экспромтами.
Режиссерский прием Новоселова с "кадрами, не вошедшими в фильм" только подтверждает древнюю гребенщиковскую мысль: главное всегда остается за кадром. Или: "Жизнь - это то, что происходит с тобой, пока ты занят другими делами", как спел Джон Леннон незадолго до смерти.

Камлания амазонских шаманов
Я думаю, "Настроение Пси" потому и приглянулось Гребенщикову, что представляет собой не трактовку или комментарий, а аккомпанемент к его музыке. "БГ с режиссерским аккомпанементом" - настоящее кино о Гребенщикове выглядит именно так.
Общение с Новоселовым кое-что прояснило мне в гребенщиковской личности. Одного поля ягоды, есть такое русское выражение. Андрей отвечал на мои вопросы, явно думая о чем-то своем. 
- Работа над фильмом началась со съемок фестиваля в Крыму. Фестиваль отменился, а мы уже приехали и стали снимать БГ. Когда я отсмотрел материал, мне показалось, что фильм, в сущности, готов. Осталось сесть и смонтировать. Но этим дело не ограничилось. Мы продолжили общаться в Питере и Испании.
- Гребенщиков легко пошел на контакт?
- В общем, да. Он сказал, что если мы что-то будем делать вместе, ему надо ко мне притереться. Сначала Боря был скуп на слова, вероятно, решал можно ли мне доверять. Но прошло некоторое время и он оттаял. Даже позвал меня к себе домой, куда по определению закрыт вход постороннему человеку. Тем более человеку с камерой.
- Общение с ним подавляет?
- Я не чувствовал давления, так как мне изначально не надо было объяснять, о чем речь. Мы находились в одной системе координат. Но это не значит, что я во всем соглашался с ним. Мы спорили, например, о том, могу ли я по сюжету клипа убивать персонажей. Он говорил - нет. А я доказывал, что могу, если конечная цель - катарсис. Каждый в итоге остался при своем, но разговор шел на равных, без прессинга.
- Собираетесь снимать что-то еще с участием Гребенщикова?
- Вероятнее всего, да. Правда, сейчас я бы снял Бориса в более классической манере, без авангардных примочек.
- А игровое кино с БГ у вас нет желания сделать?
- Желание-то есть, но это не так просто, как кажется. Я показывал Боре свой сценарий под названием "Мокрые крылья". "Мокрые крылья" - это такое состояние, когда ты не можешь взлететь. Главный персонаж там - спивающийся бог любви. Борю это заинтересовало, но он отказался, сказав, что съемки - время, потерянное для музыки. А выкинуть из жизни год или полгода ради съемок даже самого лучшего фильма он не может себе позволить.
- Вы снимали в Полинезии, на Таити. Есть ли у эстетики БГ точки соприкосновения с туземными культурами? Ведь эти культуры тоже не замыкаются на языке. У них, насколько я понимаю, есть другие, более сильные средства общения.
- Эта мысль мне в голову не приходила. Но я видел, с каким интересом Борис просмотрел мой фильм о туземцах. Может быть, он пытался чему-то научиться у них, не знаю. Для того чтобы понять этих людей, в самом деле не нужно слов. Мне для этого понадобились пленка и кинокамера... Потом я дал Боре запись камлания шаманов на Амазонке. Он использовал эту фонограмму в "Пятиугольном грехе", если не ошибаюсь. 
- Вы были свидетелем каких-нибудь спонтанных поступков Гребенщикова, или он человек рациональный?
- Судите сами. Как-то в Испании нас пригласили на яхту, и капитан предложил, что называется, порулить. Боря встал за штурвал и абсолютно уверенно повел судно, не глядя на приборы, просто по ощущению. А вот еще был случай на международном рок-фестивале. Боря заставил меня пройти в первый ряд, хотя там такие децибелы, что нормальный человек долго не выдержит. Я пытался закрывать уши, морщился, а Боря сидел и слушал весь этот хард с большим удовольствием. В какой-то момент я повернулся, сказать ему, что перепонки уже не выдерживают. И обнаружил, что в этом грохоте БГ умудрился уснуть. Свидетельствует ли это о его спонтанности, не знаю. Но Боря живет, умудряясь не входить в диссонанс с тем, что его окружает. А это далеко не у каждого получается.

В конце разговора Андрей попросил прощения за то, что не слишком сосредоточенно отвечал на вопросы. У меня создалось впечатление, что некоторых вопросов он просто не слышал. Впрочем, это не сделало беседу менее интересной. "Я сейчас работаю над сценарием, - объяснил Новоселов, - и в голове постоянно крутятся варианты развития сюжета. Так что извините, если был невнимателен. В таком состоянии я обычно не придаю большого значенья словам".
Не надо извиняться, Андрей. Поглощенность идеями, еще не оформленными в слово и не зафиксированными на пленки, - нормальная вещь для тех, кто находится в "настроении Пси". Все, что зафиксировано и уже не может меняться, гораздо скучнее, чем поток самых смутных ассоциаций. Или, как писал Владимир Шинкарев: "Чтобы творение осталось в вечности, не надо доводить его до конца".

(c) 2001, Ян Шенкман, "Алфафит"

Другое кино или "Список Существенных Фильмов":
Blowup - Michelangelo Antonioni
Straight To Hell - Alex Cox
Repo Man - Alex Cox
The Adventures Of Baron Munchausen - Terry Gilliam
Simon Of The Desert - Luis Bunuel
Yellow Submarine - George Dunning
Белое Солнце Пустыни - Владимир Мотыль
Sanjuro - Akira Kurosawa

ТЕЛЕГА

Из предисловия к стихам Б. Гребенщикова в Антологии Агеносова и Анкудинова "Современные русские поэты", 1998 год:

Борис Борисович Гребенщиков - поэт. Окончил факультет прикладной математики ЛГУ. с 1976 по 1990 гг. возглавлял группу Аквариум. С 1991 имеет собственную "Группу Бориса Гребенщикова".
Типологически корни поэзии Г. связаны с современной западной культурой. Особенно серьезное влияние на поэтику Г. оказал Боб Дилан. В песнях поэта встречается значительное количество отсылок к индийской, китайской, японской, кельтской традициям, к героям мифологии различных народов, к произведениям многочисленных авторов. Первые вещи Г. построены на сложной символике: каждый образ несет в себе конкретное философское начало (связанное с восточной или западной культурой) или несколько толкований сразу, хотя может и не нести толкований вообще. В этот период Г. часто употребляет сложные, рассчитанно абсурдные образы (типа "железнодорожные воды"). Смысловая сторона для раннего Г. носит второстепенное значение: решающая роль принадлежит неповторимой интонации, выстроенной на сложноподчиненных конструкциях. Поэт часто пользуется сочетаниями типа "тот, который", "те, кто". Это придает персонажам его поэзии некоторую расплывчатость, неопределенность.
Г. - создатель новаторской ритмической системы, соответствующей музыкальной основе рок-искусства. Им разработан акцентный стих особого рода, позволяющий вмещать в строку сложные синтаксические обороты без переноса их в следующую строку. Этот стих близок силлабике (построен не на количестве слогов в стопе, а на количестве ударений в строке).
Синтаксические конструкции многих оборотов его песен максимально сближены с конструкциями английского языка (например, вместо "я иду к весне" - "я начинаю движение в сторону весны").
После непродолжительного, но достаточно четко выраженного увлечения "перестроечной публицистикой" ("Поколения дворников и сторожей", "Поезда в огне") поэт приблизился к системе традиционной поэзии. Во многих произведениях он отказывается от акцентной рок-ритмики. Нарочитая интонационная рыхлость стиха сменяется его "выстроенностью" ("Ласточка"). Возрастает интерес поэта к православию ("Русский альбом," "Кострома мон амур"). Подобная эволюция вызвала споры среди поклонников поэта. Если одни восприняли происшедшие в поэзии Г. изменения как рост, то другие упрекали его в потере самобытности, измене рок-поэзии.

Смешную цитату прислала Анна Воронина.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Прим. СВ: Наконец-то! Яндекс принес ложку дегтя в в потоке меда - первый ругательный "отчет" в "Смене" о концерте Аквариума ;) Ура!

21 июня 2000, г. Ленинград, ДК Ленсовета

Автор: Катя ЩЕРБАКОВА

Как меняется гуру

В четверг Борис Гребенщиков и группа "Аквариум" дали в ДК Ленсовета "Летний концерт". Борис Борисович пожелал всем хорошего лета, а потом пел почти три часа.

Концерты БГ, пожалуй, чуть ли не самые спокойные в Ленсовета. Детвора (то есть зрители) мирно плясала на фоне памятника (то есть Гребенщикова). В том, что он уже памятник, сомнений нет. Он выносит себя на сцену, и сразу
становится ясно, что перед публикой - суперстар. От него нельзя добиться сочувствия к зрителям. Сколько ни рви глотку, заказывая любимую песню, ни в жизнь не споет. Только прошлогодняя "Территория" была исключением из правил. И то старые любимые песни БГ пел потому лишь, что заново их переписал и обкатывал свежие аранжировки.

Два дня назад он тоже спел немало "старого-любимого", но "территориальная" энергетика, похоже, уже Бориса Борисовича отпустила. И сразу почувствовалась острая нехватка в виолончели Севы Гаккеля и флейте Дюши Романова. Старые песни без старого "Аквариума" - ничто. Поэтому в зале и кричали музыкантам: "Лермонтов, конечно, хороший человек, но флейтист (скрипач, гитарист) из тебя фиговый!". Но БГ и ухом не повел. "Не стой на пути у высоких чувств",
"Аделаида", "Кострома, мон амур". С одной стороны - вещи все ностальгические, с другой - уже совершенно чужие.

С годами Гребенщиков все же стал добрее к публике. На "Летнем концерте" он рассыпался в благодарностях залу. Кокетничал, что не думал собрать народ в такую хорошую погоду. Ну что вы, Борис Борисович, как можно не прийти на
вас! Концерты "Аквариума" в Петербурге стали для публики неизбежными как дождь. Это же интересно - наблюдать, как меняется гуру. Как с каждым разом выступления становятся все более театрализованными. Как появляются новые
жесты. Как постепенно в своей невозмутимости БГ становится похожим на Будду или как минимум на человека героической судьбы (о чем он даже написал песню).

По сравнению с "Территорией" четверговая программа оказалась слабее. Но заметно, как хочет БГ усилить, насытить звучание группы. И оно уже стало почти что гранжевым - Курт Кобейн похвалил бы. В потоке музыки слова почти
теряются. Значит, БГ первому из "стариков" удалось добиться желаемого: выйти за рамки русского рока, в котором тексты всегда играют большую роль, нежели мелодии.

Расшевелился БГ по традиции только к "бису". Он вошел в раж и спел цоевскую "Маму-анархию" вместе с залом. Потом - "Поцелуй меня в чакру". Потом - еще что-то практически без пауз между песнями. Короче, его выход "на бис" приобрел характер второго отделения концерта - настолько он был полноценным. 

На сцену непрерывно текли дамы с цветами. Борис Борисович раздавал автографы, а за цветы крепко, по-мужски жал руку. Вряд ли этот концерт хоть для кого-то стал грандиозным событием. Но он явно был лучше всего российского, на что мы ходим. Двадцать пять лет "Аквариум" существует не зря. (А вот на ВНЕ утверждается, что 1-го июля Аквариуму исполнится 29 лет - почти мужчина ;) - прим. СВ).

*  *  *

From: Павел Тимофеев <billygates@mail.ru>
To: Пустые Места <varyushkin@mail.ru
Sent: Sunday, June 24, 2001 9:40 PM
Subject: Свидетельство очевидца 21.06.2001

Доброе время суток, уважаемые читатели.:)
Территория SPB.RU 21.06.2001 
В отличие от большинства составляющих отчеты о концертах, я просто не в состоянии запоминать порядок и наличие песен. Можно говорить только о впечатлениях  да о некоторых проявлениях моментальной словесной эквилибристики.
Прежде всего следует сказать, что как только я зашёл в зал, я сразу понял, что этот концерт будет одним из лучших. Что меня натолкнуло на эту мысль, я не знаю, но обстановка была соответствующей.
Итак, началось с серии песен, первой из которых (по-моему)был Скорбец. На сцену повалил густой дым. Когда дым развеялся, начался Афанасий Никитин буги. В процессе песни Б.Г. задумчиво ходил по сцене, заложив руки за спину, пытаясь оказаться у микрофона как раз тогда, когда надо начинать петь следующий куплет. Иногда он всё-таки не рассчитывал, и тогда к микрофону приходилось прыгать. 
Дальше я опять перестал быть способен что-либо запоминать, так как не только слушал, но и пил пиво, которое ничуть не мешало восприятию. Потом последовал монолог (не дословно):
“А сейчас я хочу спеть вам несколько новых песен. Некоторые вы уже слышали, остальные были написаны буквально вчера-позавчера.”
Брод, Нога судьбы.(Оказалось, что надо около 1.5 секунды, чтобы большая часть слушающих слова осознала фразу “Восемь суток на тракторе по снежной степи. Красота...Никогда не давалась легко.”). Потом была 500, причем звучала не хуже, чем студийная запись, хотя я уже предупредил некоторых знакомых, что Аквариум её на концертах играет ужасно. Приношу им свои извинения :~)
Те две новые песни (скорее всего, именно они были написаны "вчера-позавчера"): ” Мария, что у тебя в голове...” и “Что-то хорошее в моём сердце”. Мария слушалась довольно странно, как и несколько других песен. В начале песни создалось полное ощущение, что это бред, причем настоящий бред, но ближе к концу мне показалось, что это очень хорошая песня, причем конец с лихвой оправдал начало. Следующая песня была мной не понята, как это обычно бывает с любой нормальной песней при первом прослушивании. К тому же, она показалась мне немного похожей на “Если бы не ты”.
Шумелка же не вошла в эту серию - она прозвучала ближе к концу концерта, а Брод прозвучал, в отличие от скачанной мной версии, очень отчетливо - так, что я не смог разобраться в словах всего в двух местах. 
Через некоторое время прозвучал ещё один монолог, конец которого был не слышен из за рёва толпы.
Опять не дословно: "Вы знаете, когда мы здесь в Питере играли Русский Альбом, это было воспринято очень осторожно, хотя в остальных городах проходило “на ура”. Мне вообще кажется, что Россия и Ленинград, то есть Петербург, - это разные вещи, что обидно. Хорошо, если бы они объединились. Кстати, как вам идея России без Москвы?" Дальнейшее потонуло в одобрительном рёве :) 
Потом группа ушла со сцены, люди покричали минут пять, и Аквариум снова вышел. Вообще, мне очень понравилось (а это на моей памяти происходит уже второй раз), что уход группы происходит не перед самым концом концерта, а примерно в середине, так как после этого не остается ощущения незавершенности, как было раньше, а каждая новая песня кажется предпоследней (так как последний всё равно будет Вавилон - хотя в этот раз я не помню, был ли он).
Еще из интересного. Потом было две, а потом ещё одна песня по-английски: No woman no cry и что-то про белых (ой, а может, они и вправду белые?.. кто знает ;) - прим. СВ)  лошадей (говорят, что-то очень известное, но к сожалению, не мне :)). Третью вообще не помню.
В общем, концерт был лучше чем все, на которых я был (я хожу с 96 года - правда, не всегда). 
Если концерты будут и дальше улучшаться, то я боюсь случаев массового просветления :)
Кстати, всем пожелали, чтобы лето, наконец, началось. И по-моему это пожелание уже возымело действие. 

РЕДКАЯ ПЛАСТИНКА

Для коллекционеров и сумасшедших

Виниловая пластинка, выпущенная в Польше фирмой Wifon в 1989 году:

Это эпоха для нас
Ленинградский Рок-Клуб
Epoka dla nas

Увеличитьstorona A
1. Obiekt Nasmieszek "Epoka dla nas"
2. Akwarium "Zadza" [Jajda]
3. Front "Zwyciezymy"
4. Awija "Noca na warcie"
5. Telewizor "Dzieci odchodza"

Увеличитьstorona B
1. Alisa "powietrze"
2. A. Wisznia "hymn wilkolaka"
3. Kino "Spokojna noc"
4. DDT "Rewolucja"
5. Igry "Czas odebral"

oblojka: V. Potapov, A. Stolypin

ЗВУКОЗАПИСЬ

Винчестер, безответственным квартиросъемщиком на котором являются Пустые Места, заполнен почти до отказа - это 8,2 гигабайт. Обновлений в звукозаписи и пиратской аквариумной мп3-музыки в ближайшее время не ожидается.  

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Интервью с Дюшей
Взято Дмитрием (Митричем) Дроздецким 9 февраля 1995.

Митрич: Что для тебя "Трилистник"? Ностальгия по былому АКВАРИУМУ?
Дюша: Для меня "Трилистник" символ крайне простой: Вера, Надежда, Любовь, или триединство, три составные части. Как мы читаем в молитве: "Во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Триединство это "Трилистник". Он внутренне во мне существовал примерно с рождения, и просто в какой-то момент моей жизни он получился в виде меня, приятелей моих с которыми я вместе играл в "Аквариуме". Это как бы продолжение "Аквариума".
М: Считаешь ли ты правильным выражение: "Трилистник" это "Аквариум" без Б.Г.?
Д: Подумай головой, Б.Г. и "Аквариум", в котором нет ни одного человека который в "Аквариуме" играл изначально. С таким же успехом я могу написать на афише: "А. Романов и группа "Аквариум". По той простой причине, что у меня в "Трилистнике" хотя бы одним человеком больше из состава "Аквариума" - Файнштейн. В этом случае я окажусь чуть-чуть честнее. У Борьки - он только сам по себе, один, потому что Титов не в счет. Все остальные хорошие музыканты, чудные люди, но по большому счету толком к "Аквариуму" никакого отношения не имеют.
М: Как ты думаешь твоя музыка дает отдых душе?
Д: Себя оценивать не имею права, и отказываюсь от этого вопроса.
М: Было ли в "Аквариуме" взаимовлияние участников группы друг на друга, или все что создано "Аквариумом", это плод деятельности Б.Г.?
Д: Борис на это ответил давным-давно, и я придерживаюсь этого ответа. Ему приходила идея в голову, он встречался с нами и мы тихонечко эту идею разрабатывали каждый по мере своих творческих возможностей. "Аквариум" был исключительно коллективной группой. Но доминантой, естественно, был Борис.
М: Какой период твоей деятельности в "Аквариуме" ты считаешь для себя наиболее плодотворным?
Д: С первого до последнего дня, пока я не ушел, как я называю это для себя, на каникулы. Каждый день в "Аквариуме" был для меня праздником. Каждая репетиция, каждый концерт - событием. Каждое событие меня меняло и учило. Я продолжаю учиться дальше, но я вправе выбирать.
М: Есть ли у тебя желание выступить с концертами в Твери?
Д: Конечно есть. Я рад любому городу который в состоянии пригласить меня и послушать.
М: Хотелось бы узнать твое мнение о творчестве людей тебе и мне хорошо знакомых: Андрее Вершинине, Жене Феклистове, Коне...
Д: На это мне не по силам ответить. Надеюсь, что мое мнение не отличается от твоего в хорошем смысле этого слова.
М: ...скажем по другому: получаешь ли ты нечто для себя, от общения с ними?
Д: Мне всегда было трудно оценивать творчество тех людей, которых я хорошо знаю, которых люблю, с которыми мне приятно общаться. Естественно, что получаю, и много. Общение с тобой мне тоже много чего дает.
М: Ольга Сагарева в своей книге "Аквариум" назвала тебя наиболее близким из участников группы к движению "митьков". Считаешь ли ты себя "Митьком"?
Д: Было время когда на вопрос "вы митек?" Я отвечал: "Посмотрите на меня, кто же я?" Получалось, что самого вопрошавшего я заставлял отвечать на заданный им же вопрос. А на самом деле, все это изобретение одного очень умного человека, под названием Владимир Шинкарев, по имени и фамилии. Он придумал некую жизнь, и сам же ее периодически поддерживает в течении последнего десятилетия, а Митя Шагин стал олицетворением этой жизни.
М: Значит ты не считаешь себя "митьком?
Д: Посмотри, какой я "митек", я скорее Обломов... о чем речь.
М: Но идеи движения "митьков" тебе близки?
Д: Движения, если воспринимать слово: движения, как такового нет. Просто есть хорошая литература из под руки Володи Шинкарева. Это гениальный писатель, которого сейчас почемуто не замечают. Более того, я сам себе завидую, что я с ним знаком, и к тому же мы сейчас с ним соседи.
М: Как ты чувствуешь себя в Петербурге? Что для тебя Петербург?
Д: Есть четыре города которые я так или иначе связал со своей судьбой. Первый Петербург. Когда-то умница Петруша, который называется "Piter of the Great", взял разжиревшую московскую нелюдь под названием "знать" и приволок ее хрен знает по каким дорогам до Заячего острова. Приехавшие начали потихоньку обустраиваться, видно их все же что-то влекло сюда. Те, кто не хотели, те не приехали. Остались жировать в Москве. Вновь прибывшие, те, кто все-таки добрался до устья Невы и пустил корни, и стал строить, вот у них мозги стали съезжать набекрень, в нормальном смысле слова. Потому что место сие, хотя оно болотно-гиблое, полно проходящих через него энергетических линий. Люди стали самосовершенствоваться и взрослеть на глазах у самих же себя. Я рад, что и я к этому грандиозному процессу как-то подключен. Это вот про Питер. Второй город - это Нью-Йорк, место, где можно и нужно работать. Третий город - Сан-Франциско. Это место, куда надо приезжать на берег океана, смотреть на эти холмы и оттягиваться. И четвертый город это - Иерусалим, куда надо приезжать молиться и преклонять свою седую голову к Святым камням.
М: А Париж? Пусть это традиционно-банально, но все русские всегда им восхищались.
Д: Париж - место похмелья и пьянства русской интеллигенции, вот пьянствовать туда я с удовольствием поеду.
М: Представь, что Питера нет и никогда не было. В каком городе ты бы поселился?
Д: Ни в каком!
М: Ты бы выдумал свой Петербург?
Д: Да. Единственное место где я мог бы жить это здесь, и где есть все подтверждения тому, что я все-таки жив.
М: Каким ты видишь свой город? Существует ли для тебя Питер различных эпох, или он эклектичен?
Д: За неполных триста лет существования этого города, если говорить серьезно, я выкидываю 70 лет полного, методичного разрушения, за исключением германской осады, когда город был полностью изолирован от всего. Это я оставляю - остальное время глубоко принимаю, как есть.
М: Андеграунд провинции и андеграунд Питера. По твоему мнению есть что-то общее?
Д: Близко не лежит. Если Одессу принято считать "вольным городом", то Питер он сам по себе, он как отдельное княжество, как отдельная провинция, как отдельное государство.
М: В фильме "Город" Александра Бурцева ты снимался и писал музыку. Что ты можешь рассказать о своем участии в этом фильме?
Д: Исключительно как первая опытная работа в кино. По поводу музыки: недаром в титрах написано дирижер Гребенщиков. Музыка в фильме практически вся моя. После этого я записал музыку с тем же режиссером на Одесской киностудии к следующему его кино. "Время-Х" - такой бред для пионеров и школьников связанный с инопланетянами.
М: Как у тебя на данный момент с живописью? Ты живописуешь?
Д: Увы плохо. Я ленюсь.
М: Картин от тебя не дождешься?
Д: Вот я думаю дождешься! Сейчас у меня в жизни черная полоса, но есть надежды что она скоро пройдет. Я сяду, поставлю перед собой холст и буду тихонечко живописать. Руки чешутся.

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"