Пустые места группы "Аквариум"

157-й выпуск, 04 сентября 2001

* Сервер, на котором прижились "Пустые Места" довольно продолжительное время был недоступен. Но сейчас, как вы можете наблюдать, всё наладилось. Более того, у ПМ теперь новый и очень бооольшой винчестер! Ура! Виновником этого радостного события является Дмитрий Садков из Москвы - именно его стоит благодарить за новые гигабайты аквариумной музыки, которые отныне не заставят себя долго ждать.

КОНЦЕРТЫ Аквариума

06 сентября,
четверг - г. Вильнюс
14 сентября,
пятница - г. Москва, клуб "16 тонн"06 сентября, четверг - г. Вильнюс
21 сентября - г. Москва, ДК МАИ.
5-6 октября - г. Москва клуб "Точка".
~19 октября - г. Алма-Ата
Плюс 29 октября обещают концерт в МДМ (тоже Москва).

* Концерты Александра Ляпина и группы LiaPin's blues в Москве:
19 сентября - пока неизвестно
20 сентября - клуб "Taxman", Крымский Вал, д. 10 (ЦДХ), 238-0864, начало 21 или 22
21 сентября - пока неизвестно
22 сентября - "R&B Cafe" - начало в 22.30, адрес: Староваганьковский пер., д. 19 стр.1, метро: Арбатская (А.-П. л.), Библиотека им. Ленина, Боровицкая, Александровский сад. 
23сентября - "Форте", ул. Большая Бронная, д. 18, 202-8833, м. Чеховская, Тверская, Пушкинская

НОВОСТИ

* 31 августа АКВАРИУМ начал запись нового альбома.

* К концу года предполагается к выпуску в России второй совместный (после "Прибежища") альбом БГ и нью-йоркского коллектива Gabrielle Roth/Mirrors. Альбом представляет из себя кардинальную переработку музыки Русско-Абиссинского оркестра и также будет носить название "БАРДО".

* В конце августа Аквариум записал некий старинный романс для фильма "Азазель" - первого фильма ТВ-сериала по романам Б.Акунина.

* Найдены считавшиеся ранее потерянными демо-записи инструментальной музыки БГ, написанные им летом 1996 года в Честере (Великобритания).

* Известный писатель, художник и кинорежиссер Виктор Тихомиров (из "митьков") 3 сентября начал съемки мини-кинопроизведения с БГ в главной роли. Сюжет картины неизвестен, но близкие к процессу источники намекают, что он напрямую связан со Львом Николаевичем Толстым (см. иллюстрацию). Во время съемок была впервые исполнена (и записана) самая новая песня "Молитва и Пост".

* Еще новости от агентство InterMedia  (цитата):
БГ ЕЗДИЛ ВО ФРАНЦИЮ НА СВАДЬБУ
Группа "Аквариум" вернулась с летних каникул. Как рассказал директор коллектива Максим Ландэ, отпуск музыкантов в этом году продлился пять недель. Лидер группы Борис Гребенщиков три из них провел в Коктебеле, затем неделю в Санкт-Петербурге, а после этого отправился в Париж. Столицу Франции БГ посетил по приглашению одного из западных музыкантов, который праздновал там свою свадьбу. Одним из запомнившихся Гребенщикову моментов стало выступление Мика Джаггера, который принялся дирижировать свадебным оркестром. (Примечание от ПМ: женихом был Дейв Стюарт, а свадьба состоялась в Ницце).
В "КОЛЛЕКЦИИ СЕРГЕЯ КУРЕХИНА" ПОПОЛНЕНИЕ
"Коллекция Сергея Курехина", издаваемая компанией SoLyd Records, пополнилась двумя новыми дисками. В этот раз увидели свет альбомы "Дон Карлос", ранее никогда не издававшийся на звуконосителях, и "Опера богатых". Последняя пластинка претерпела процесс ремастеринга и дополнена бонус-треками. Релиз пятого и шестого по счету альбомов "Коллекции" состоялся в последних числах августа. Ранее компания SoLyd Records издала альбомы "Ливерпуль", "Полинезия", "Италия" и "Франция".

* Как известно, Самара - территория Аквариума. В очередной раз в этом можно убедиться тут: /2001_1_listen.html -пультовая запись концерта 9-го июня 2001.

* В "Пустых Местах"  опубликованы первые шесть частей книги Чокьи Нима Ринпоче "Путеводитель по жизни и смерти" - перевод с английского: Б Гребенщиков. Продолжение и еще две книги - скоро будут. На благо всем существам.
Новый подраздел в разделе МР3: "Любимые и братские альбомы" - как "первая ласточка" - RADIOHEAD (мпеги COMING SOON).

* На сервере Аквариума в "Аквариум-FAQ" - новые вопросы и ответы на отдельной странице.
Новый раздел - "Концерты", рассказ и фотографии с концерта в Новосибирске.
Еще как-то незаметно последний состав Аквариума, названный ранее на сайте "Аквариум Y" (Пси), апгрейдился до "Аквариум 3.0".

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Из "Вопросов и ответов" - NEW

* Как рождаются образы ваших песен? Вы говорите: "Ко мне приходит мотив, я отбираю слова", всегда ли сначала музыка, потом стихи? И что для вас ваша работа - большая радость или напряженный труд? 
На вопрос "как пишутся песни" я отвечать не умею. А писание песен - и большая радость (когда это 
получается) и большое давление на нервы (когда это не получается).

* Вы как-то говорили, что после выхода "Равноденствия" могли бы спокойно умереть, ибо Аквариум выполнил свою миссию. Считаете ли вы так теперь? Существует ли для вас какая-то поворотная точка, разделяющая Аквариум на "до" и "после"?
Мы играем и пишем песни, и пока эти песни пишутся, наша "миссия" не является выполненной до конца. А делить все на этапы и подводить итоги - в общем-то, не наше дело.

* Расскажите, почему альбом MCI, любимый многими, вы считаете не "естественным альбом", а "чужим сборником"?
MCI был собран Андреем Тропилло из записей песен, забракованных нами (или - в случае с песней "Сентябрь" - просто не вошедших в альбом). Это происходило совершенно без участия Аквариума и поэтому мы не считаем MCI "своим" альбомом.

* Повторятся ли еще эксперименты cо старинной музикой типа де Милано?
Это был не мой эксперимент. Мне понравилась уже готовая песня.

* В общественном сознании существует некий образ "БГ", близок ли он вам? Или это просто плод коллективного творчества поклонников и журналистов?
К творению своего "образа" я, безусловно, не имею никакого отношения. Это действительно коллективное творчество.
Я пишу песни и их пою. Еще я делаю что-то, что мне интересно делать. Образом я никогда не занимался, потому что это было бы
1. скучно
2. трудоемко (образ нужно поддерживать).
3. шизофрения (образ - одно, а я - другое).

* А сами вы считаете себя учителем? Как вы относитесь к "научному" анализу ваших песен? 
Нет. Мое дело - песни. Если вы чему-то учитесь у песен, то таким образом учитесь у самих себя, потому что наши песни - ваши зеркала. Анализируя песни, вы анализируете устройство своего сознания.

* Как вы относитесь к коммерческой музыке?
Музыка бывает написанная по вдохновению, потому что иначе нельзя - и в соответствии с существующими штампами, ради денег и других видов энергии.
Первая мне интересна. Вторая - нет. 

* Как вы считаете, слёзы в глазах, "мороз по коже" от песни или вообще от восприятия искусства - это сентиментальность? Может быть этого нужно стыдиться?
W.H.Auden, кажется, говорил о тесте поэзии на подлинность - если ты, бреясь утром, читаешь наизусть стихи, и от этих стихов волосы встают дыбом - это истинная поэзия. Мороз по коже - это то же самое. Такой тонкостью восприятия можно гордиться.

* Кого вы считаете "последними из могикан" современной мировой рок-сцены? Кто может претендовать на звание подлинной рок-звезды сегодняшнего дня? 
Меня интересуют не последние могикане, а племя грядущее, незнакомое.
У каждого времени - своя музыка. У старого можно учиться, но бессмысленно думать, что его можно повторить.

* Ваше отношение к The Beatles?
Они были божественным воплощением.

* Встречались ли вы с Янкой Дягилевой, и какое впечатление произвели на вас ее песни?
Не встречался, а песни очень сильные.

* Борис Борисович, на каких гитарах вы играете, на каких струнах?
Акустические гитары Takamine и L'Arrivee. Электрические - Gibson Chet Atkins и Rickenbacker. Струны - 0,12-0,13.

* Будут ли когда-нибудь переизданы "Неоконченная повесть", "Иван и "Данила"? Или это все в прошлом?
Это зависит только от издателей.

* В середине прошлого столетия в Америке жил и работал писатель Георгий Гребенщиков. Он приходится вам родственником или просто однофамилец?
Не знаю.

дальше...
задать вопрос

ДРУГИЕ ЦИТАТЫ

Из "Путешествие рок-дилетанта" А. Житинского
Отрывок из беседы с Андреем Макаревичем

РД Расскажи, пожалуйста, о первых контактах с ленинградскими рокерами.
Андрей В семьдесят шестом году мы приехали в Таллинн и познакомились с Борисом Гребенщиковым, Очень мы тогда друг другу понравились — и как люди, и как команда команде. Спустя буквально две недели Борька нас пригласил на сейшен. На всякий случай мы взяли с собой гитары. Это было в ДК Крупской. Играл АКВАРИУМ, потом какая-то команда, которая нам не понравилась, а потом вышли МИФЫ. Лихо, с дудками, тексты смешные, гитарист сумасшедший, поет!.. МИФОВ мы видели в Москве года за два, и они тогда поразили всех своей отвязанностью. Они приехали вот с такими волосами, в драных джинсах... В Москве так боялись ходить. То есть мы знали, что это сильная команда, но такого я не ожидал. Маргулис говорит: «Я играть не пойду!» А мы тогда втроем играли — Кавагоэ, Маргулис и я. На сцене объявляют: «А сейчас гости из Москвы — МАШИНА ВРЕМЕНИ!» И неожиданно с первой песни нас так приняли, как никогда не принимали в Москве... А дальше мы шли пешком на вокзал, был праздник у всех внутри, и были у нас хрустальная рюмка и бутылка водки, и эта рюмка периодически ставилась на асфальт, все садились вокруг нее, выпивали и шли дальше. Такое священнодействие... А потом мы стали ездить сюда раз в неделю, пока у нас не закрутилась история с Росконцертом.

Из недавнего интервью с Андреем Макаревичем

-Ощущаете ли вы влияние на себя людей, рядом с которыми прожили много лет, будь то Стас Намин, рядом с которым вы в детстве жили, Борис Гребенщиков или кто-то другой?

-Я думаю, что на определенном отрезке молодой жизни все, с чем ты соприкасаешься, влияет на тебя. Пока ты еще не окостенел. Тогда мы, конечно, все влияли друг на друга. И, наверное, я на них так же, как они на меня. Но сказать, чтобы кто-то был моим учителем, а кто-то нет, я не могу. Сегодня я, наверное, больше, чем от других, получаю от Гребенщикова. Во-первых, он для меня очень хорош энергетически. А, во-вторых, дает замечательные ответы на некоторые вопросы, которые меня интересуют. Мы с ним говорим о довольно специальных вещах, и мне с ним очень интересно.

КАК ЭТО БЫЛО (?)

Из воспоминаний Олега Гаркушы ("Аукцыон")

Как-то собрались и пошли на работу к самому Борису Борисычу Гребенщикову. Работа эта - сторож одного автопредприятия. И вот мы пришли. Поставили чай, и стали думать о том, чтобы сделать книжку об "Аквариуме". И для начала решили задать Бобу несколько сот вопросов. а потом опубликовать. Начато - не сделано. Все ушли. Остались я, Бурлака и Костя Массарский. После чего я решил попросить у Бори записи переписать. На что он мне ответил, что у него сломан магнитофон и нужно починить. Я ответил - Хорошо, завтра все будет нормально. На следующий день я прихожу к Бобу с мастерами и с бутылкой яблочной настойки. Человек ремонтирует магнитофон, я пью настойку, знакомлюсь с различными личностями типа: Курехин, Рыба, Африка и др. Разговариваем, пьем и курим. После чего я стал приходить к Бобу каждый день. Все время знакомые, музыка, вино и трава. Траву я не курил. Африка бегал звонить и за пивом. Интересно - помнит он или нет. Так я попал в общество "Аквариума". С этого все и началось.
Первый раз я побывал на них в году эдак 82. В доме кино устраивался вечер для киношников. Привезли аппаратуру. Включили. И пошло. Я первый раз видел их живьем. Меня попросили быть техником, но я хотел смотреть. И я смотрел. Киношники лениво танцевали (попробуй, станцуй под "Аквариум"!), пили шампанское и улыбались. Дилетанты.
Первый раз пришел на концерт в Рок-клуб. В свитере - цивильный, и очень страшный. Все волосатые, бритые, говорят непонятными словами, кричат, пьют, целуются и улыбаются. Посмотрел концерт - и охуел. Не потому, что хорошо играют, или что-нибудь еще. Просто мне было здорово, мне было ништяк, мне было в кайф. Я вышел из рок-клуба, и у меня закружилась голова. Я был в шоке. Я никогда не знал и не догадывался, что есть такое. Что есть такие люди - совершенно отличные от нас, от толпы, что они другие. Они мыслят иначе, по-другому. Они неандертальцы, чукчи (в хорошем смысле этого слова), они необыкновенные.
И тут и я стал другим. Я сменил свитер на черный пиджак. Мажорские туфли - на ботинки с острыми носами. Выбрил череп, купил зонт. И стал своим.
Захожу в "Сайгон". Ба! Какие люди! Курехин, Боб, Козлов, Васин, Кэт, Крыса, Пиночет, Челкин и много-много... Какой был "Сайгон"! Обителью для нас - для тех, что любит, любит музыку, жизнь, вино, траву и женщин. Для тех, кто добрый и злой. Пьяный и трезвый, хромой и зрячий, сумасшедший и умный. Он был для всех нас.
И вязали всех. До единого. И Боба тоже - попробуй сейчас его повязать...

БЫЛЬ 
(или вариации на тему "Нажрался с Гребенщиковым" :) - прим СВ)

Из книги "О ТЮМЕНИ И О ЕЕ ТЮМЕНЩИКАХ" 
 М. Немиров, 1998

Первые сведения о Г. доходят примерно в феврале 1983-го года. Струков А., посетив в частных целях неподалеку от Тюмени лежащий город Свердловск, возвращается оттуда с сенсационной новостью: в Ленинграде есть "Зоопарк" и "Аквариум"!
Поясняю.
К тому времени мы уже были отъявленными любителями такого ответвления рок-музыки и культуры в целом, как "новая волна". Журнал "Ровесник", порой сообщавший новости этой музыки, читался как подрывная прокламация. Ибо там - в Англии - происходила Революция! Мир на глазах менялся и становился другим: и новым, и неожиданным, и дурацким. И - непредсказуемым.
Дело в следующем: это было единственное, что происходило. 
Что было новым, неожиданным и удивляющим. 
Ибо все остальное, что было вокруг, было так, как будто никаких восьмидесятых не было, а после семьдесят девятого наступил семьдесят десятый, затем семьдесят одиннадцатый, и так далее, и так далее: пять лет спустя это время будет обозвано эпохой застоя, и это верное наименование: так оно и было: скука, тоска, неподвижность, уныние, затхлость, дряхлость, и воздух выдышан весь, до последней молекулы.
Артурка Струков с осени 1982-го и был главным пропагандистом английской new wave. (И еще Шаповалов Ю. - чуть попозже ). 
Проживая тогда в дэне, ночи напролет он крутил ручки коротковолнового радиоприемника, вылавливая в океане эфирного рева и хрипа редкие звуки этой идиотской и замечательной новой музыки, а наутро уже ходил с гитарой по домам, играя со страшной силой услышанное. 
Этим он занимался с осени 1982-го года, и к весне 1983-го даже уже знал названия некоторых, самых запавших в душу, исполнителей этой музыки: это были "Стрэнглерз", и еще "Мэднесс", и еще "Б-52", и еще - и в самую первую, кстати, очередь - немецкая группа "Трио".
Артурка сочинял и песни собственного сочинения в указанном духе. Они были даже в еще более этом духе, нежели их английские оригиналы: еще более идиотски и голы; так, одна из песен Струкова того периода, и довольно длинная, минуты полторы, - вся исполнялась на одном аккорде, который передвигался взад вперед по гитарному грифу.
А кругом происходило -- выше описано, что происходило кругом. Доходили до нас, конечно, записи всевозможных "Круизов", "Динамиков", "Карнавалов", не говоря уж о "Машине Времени" с "Воскресеньем". Ничего, кроме недоумения, они не вызывали: да что они там, в чулане живут? Радиоприемников у них, что ли, нету? В чулане они живут что ли, закупоренном наглухо, куда никаких сведений из внешнего мира не поступает, почему они и лабают вот уж сколько лет одно и то же, услышанное в ранней юности?
И выходило так, что мы одни в СССР и есть крутые, умные и новые: Артурка - музыкант, Немиров - поэт. (Такую фамилию "Бродский" в Тюмени впервые услышали в декабре 1987-го; о Пригове или Кривулине и слыхом, естественно, никто не слыхал до конца 1980-х, и все были уверены, что современная поэзия - это то, что печатают в журналах: босоногое детство среди просторов полей унылым хореем). Таково было состояние образа мыслей и чувствований в городе Тюмени к весне 1983-го года.
Тут вот Артурка и привозит сообщение: в Ленинграде есть "Зоопарк" и "Аквариум"!
Артурка рассказывает: он слышал в Свердловске пленку с записью, так это - то, самое, что нужно!
Вскоре обнаружилась и пленка: смесь зоопаркового "Блюза де Моску" и аквариумовской пластинки "Электричество": действительно, именно то! Именно то, чего все время хотелось услышать, но только негде было: песни, которые резкие, которые также точные, и также сжатые, и жизненные, и притом - идиотские, и еще и впридачу - скандальные. 
- Подай весть! - пристает у Воннегута один безумный персонаж к окружающим.
Так вот: это была именно Весть - то, что мы слышали из магнитофона.
Сладкая N.!
В Сайгоне год назад!
Который раз пьем всю ночь!
Когда я знал тебя совсем другой!
Денег нет, зато есть -- !
Тени в углах, вино на столе!
В этом городе есть еще кто-то живой!
Я слышу голоса, они поют для меня!
И это было к тому же действительно новой музыкой - современной, не пережевывающей английские изобретения пятнадцатилетней давности, а идущей прямо в ногу с тем, что именно сейчас делается там, в метрополиях рока, где лютует new wave.
Наконец, это была вызывающая музыка. 
Трудно теперь сказать, что в ней было уж такого вызывающего, но тогда люди, любившие все респектабельное и высокохудожественное, от "Йес" и "Куин" до Окуджавы и "Машины Времени" -- предыдущее поколение -- ругались матом и плевались слюной, слыша это, и такая их реакция только придавала нам еще больше восторга: она отделяла нас -- новых, дерзких и офигительных - от них, которые - теплый лимонад.
(Характерна, например, реакция А.Макаревича, побывавшего на концерте Майка, когда тот впервые посетил Москву в 1981-м году; тот самый концерт, который и был записан под названием "Блюз де Моску", и который есть, несомненно, лучшая из записей Майка : 
- Да за такие песни сажать нужно! - был до глубины души возмущен услышанным лидер группы, прославленной своей "философской лирикой''
- Это просто хулиганство, а не рок! - присоединялись к нему издатели московского подпольного рок-журнала "Урлайт").
Итог всего вышеуказанного: в Тюмени начинается аквариумомания.
Тем более, что начинают и новые записи появляться, и вполне регулярно: "Табу", затем "Радио Африка", затем - всевозможные акустические записи и концертники. Гребень с Майком - а потом еще Цой, а еще потом и "Странные Игры", и еще московский "Центр" становятся все равно как Маркс с Энгельсом:
"Нам то, да и се, и путь осветил".
1983-84: Алкогольный клуб как центр и рассадник аквариумолюбства (к тому времени уже известно, что лидера А зовут Борис Гребенщиков: это прочитано в журнале "Юность", где его похвалил - что уж вовсе удивительно - Макаревич).
1984, весна: выгнанный из университета Артурка перед отправкой в армию едет в Питер - и посещает там Гребня! Гребень производит на Артурку большое впечатление.
1984, лето: и М. Немиров становится оголтелым гребенщиковофаном: его покидает его тогдашняя, скажем так, герлфренд, он охуевает и убивается, и утешают его лишь песни только-только появившегося в Тюмени альбома "Радио Африка".
1985, 15-20 марта: М. Немиров и Ю. Крылов посещают город Ленинград именно с целью встречи с Г. По определению Крылова, они едут туда как ходоки к Ленину: Правду узнать. Они едут в Питер, не зная ни адреса Гребенщикова, ни каков он на вид, однако они уверены - они его найдут. 
И они его действительно находят! Более того: они попадают непосредственно в самый разгар III-го ленинградского рок-фестиваля. Все это производит на них непревзойденное впечатление:
Столица!
Весна!
Рок-фестиваль!
Очаровашка Гребень!
Из кабака - в приличное общество!
Вывод, вынесенный М. Немировым оттуда: так вот - и нужно жить.
Здесь!
В Тюмени!
Сейчас!
Безумной этой идеей - в Тюмени - все время! - жить так, как живет рок-звезда БГ в Ленинграде, как ни крути, а мировой столице. Да притом во время рок-фестиваля - интересно здесь то, что М. Немирову удается заразить чуть не пол-сотни молодых людей самого разного пола, социального происхождения, привычек, склонностей и коэффициента умственных способностей пытаться делать это!
Что и становится главной идеей первых трех тюменских рок-клубов (см) и последующих двух лет бурной и безумной деятельности самого М. Немирова, и еще других людей.
1985-87: посещение Гребня становится обязательным деянием тюменского человека, оказавшегося в Ленинграде. 
Городской достопримечательностью, которая обязательна к осмотру: Исаакий, Медный всадник, Гребенщиков на улице Софьи Перовской 5, прямо напротив Казанского собора. 

...
1.
- Как известно, в марте 1985 года к Гребенщикову из Тюмени поехали два "ходока" (Немиров и Крылов), как в свое время к Ленину ездили правду узнать, - начинает свое сообщение Крылов. И продолжает:
- Как известно из истории, они БГ нашли в большом городе Ленинграде, хотя выезжая, знали всего две вещи: что он живет в Ленинграде, и что есть такая группа "Аквариум", которая когда-то выступила в ДК им. Цурюпы. В лицо они его тоже не знали. 
И они нашли его, и долго пытали про правду жизни, которую тот им с удовольствием ведал. Еще долго спрашивали про англоязычную музыку, и про многонациональную литературу, и про религию, и про социальное происхождение, и про связь творческого настроения со временем года, и кучу других вещей, а БГ, стало быть, удивлялся - приехали, грязные, лохматые, оборванные, небритые из какой-то Тюмени (первый вопрос, который он задал, когда встретились: "Ребят, а Тюмень - это где?"), - а такие хитрые штуки спрашивают. Ко мне, говорит, из Москвы и Таллина народ приезжает в основном, чтобы спросить: "А что это в песне такой-то означает? " 
Тогда Немиров и говорит: 
- Ну, раз так, то тогда и мы спросим.
И поведал Боре такую историю:
- Есть у нас в Тюмени такой рок-подвижник, Шапа. И ему как-то дали на три дня рок-энциклопедию на немецком языке. И он, хоть по-немецки только "Гитлер капут" знает, но так ему хотелось всю правду про панк-рок и новую волну узнать, что он взял, и стал ее от руки переписывать, в надежде когда-нибудь найти человека, который знает немецкий, и ему все переведет. Тексты на незнакомом языке переписывать очень трудно, особенно на немецком - в нем слова очень длинные, и в них бывает по восемь согласных подряд. Но Шапе очень сильно хотелось все узнать, и он писал.
И когда он этим занимался, наткнулся на слово "растафари". А мы-то думали, это просто некое самим Гребнем для смеха и художественной загадочности придуманное слово. Тут и человек нашелся, который действительно знал немецкий и все перевел: оказалось вовсе не для смеха. А такое слово действительно есть, и имеет вполне реальное значение - и деннотат, и сигнификат, и прочую ерунду.
И вот: может, во фразе
... Белый растафари, прозрачный цыган... 
"прозрачный цыган" -- тоже значит что-нибудь "этакое"?
БГ нахмурился, закурил, задумался. Затем говорит:
- Ну, а вы сами как это понимаете?
- Мы понимаем так, что в ней имеется в ввиду такой человек цыганской национальности, только прозрачный,
- Очень хорошо! -- обрадовался Гребень. 
- Я, в общем, имел в виду много всякого разного, но в вашей трактовке - еще лучше выходит! 
Иллюстрацией к этой истории является илл.1 - "Аквариум" весны 1985-го года, слева направо - С.Курехин, БГ, П.Трощенков, тогдашний барабанщик "Аквариума", С.Титов.
Фото подарено самолично Гребенщиковым Ю.Крылову, и на обратной его стороне - собственноручный Гребенщикова автограф.

2.
И еще одна история, рассказанная опять Крыловым. Она происходит в начале 1987-го года, ее участники - два сподвижника по группе "Аль Джихад аль Ислами" Кирилл Рыбьяков и Валерий "Варела" Усольцев. 
- И вот, - сообщает Крылов, - поехали они в Питер к тогдашнему большому тюменскому другу-хиппи по кличке Frank (Фрэнк), с которым познакомились на Исетских прудах в Свердловске. 
Ну, приехали они, то-да-се, посидели, и захотелось им песни попеть. А Фрэнк говорит: 
- У меня, жаль, гитары нет. Ладно, попробую что-нибудь придумать. - И стал по телефону вызванивать кто бы мог гитару принести. 
Через полчаса звонок в дверь - принесли гитару. И кто? Сам БГ! (здесь надо заметить, что к тому времени о БГ начали много говорить, писать, показывать по телевизору, выпускать пластинки, поэтому он уже вроде как "сам БГ" стал). 
Попели они песни всласть, по этому поводу портвейну купили, а БГ нажрался и спать лег. И вот, просыпается он утром - на полу, на матрасе, с бодуна дикого (помните? - "Агдам"... завтрашнее похмелье - уже сегодня!"), и спрашивает, озираясь: 
- Х..хде я?
У стены сидит мрачный Варела и что-то мрачное наигрывая на БГ-вской гитаре мрачно отвечает: 
- Как где? В Тюмени!
- Как? - поражен БГ.
- Что значит "как"? Концерт у тебя здесь вечером, забыл, что ли? Вчерась мы с тобой в Питере обо всем договорились, да сразу и на самолет. На концерт уже и билеты проданы.
БГ в ужасе хватается за голову, но тут Варела подает ему стакан портвейна, затем второй, и вот Гребень уже приободряется, и уже расспрашивает, что за зал, как в нем акустика, какой аппарат, да все прочие вопросы технического порядка. Вареле уж и совестно стало, он уж и не знает, как эту затянувшуюся шутку побезобидней дезавуировать.
На его счастье, все получилось само собой: в процессе беседы БГ оказался каким-то образом возле окна, да выглянул в него, да увидел машины с питерскими номерами. После чего, вскричав возмущенно "Козлы!". схватил гитару и убежал.
Вскоре в репертуаре "Аквариума" появилась песня "Козлы", и довольно долго В.Усольцев с гордостью всем объявлял, что она посвящена не каким-то абстрактным нехорошим людям, а именно ему, Вареле Усольцеву.

Из книги "О ТЮМЕНИ И О ЕЕ ТЮМЕНЩИКАХ", (c) М. Немиров, 1998

ЗВУКОЗАПИСЬ

Cамара - Территория Аквариума
9 июня 2001, КРЦ "Звезда"

Как известно, Самара - территория Аквариума. Вот тут - очередное этому подтверждение.

01. Intro
02. Скорбец
03. Имя Моей Тоски
04. "Я - Мальчик Золотое Кольцо..."
05. Два Поезда
06. Афанасий Никитин Буги
07. Я - Змея
08. Аделаида
09. Гиневер (MP3)
10. 500
11. Брод
12. Нога Судьбы
13. Кардиограмма
14. Мария (MP3)
15. Из Калинина В Тверь
16. Кострома Mon Amour
17. Сталь 
18. Солнце В Холодной Воде
19. Таможенный Блюз
20. Пока Несут Сакэ
21. Стучаться В Двери Травы
22. Дерево
23. Не Стой На Пути У Высоких Чувств
24. Под Мостом Как Чкалов
25. Please Wait
26. Навигатор
27. Шумелка
28. Bridget O Malley
29. Рыба
30. Странный Вопрос
31. Вперед, Бодхисаттва!
32. Мама - Анархия
33. Стоп Машина 

Из выпуска рассылки #149:

From: Сергей Варюшкин <varyushkin@mail.ru
To: <Пустые Места>
Sent: Tuesday, June 11, 2001 4:40 PM
Subject: Volga.ru в Самаре

Аквариум прибыл в Самару из Казани на теплоходе "Афанасий Никитин" (буги). Встречали дождиком и большой компанией, в которой среди прочих была "моя подруга из Тольятти" (жена) и подруга из Москвы (Ирка Воронежская). 
Интервью на "Нашем Радио" было настолько дурацким, что я, слушая его в машине, не выдержал и набрал номер телефона прямого эфира, намереваясь задать свой собственный идиотский вопрос, но DJ забыл про радиослушателей, которых в самом начале призвал "активно участвовать". Поэтому ни мои, ни чьи либо другие, кроме ведущего, вопросы в эфире не прозвучали. Ну и ладно :)
Концерт был в этот же день в ночном клубе "Звезда", все билеты на который были проданы накануне. Причем проданы в количестве несколько большем, чем мог вместить названный клуб, что подействовало на публику несколько успокаивающе - трудно прыгать и выражать прочие светлые чувства, стоя локоть к локтю как кирпич в этой самой стене. Впрочем, Ирке даже это обстоятельство не помешало - московская закалка, что тут скажешь :) Программа выступления включала все ранее засветившиеся новые песни плюс была впервые исполнена совершенно новая песня "про любовь". Из "старых" запомнился "Таможенный Блюз", на котором пришлось-таки попрыгать, игнорируя ноги соседей - не сдержался. БГ во время исполнения названной песни очень прикольно играл на губной гармошке и очень убедительно изображал пациента дурдома. Соседка справа на мои прыжки, впрочем, не обратила внимания и вела себя адекватно; слева же стояла Ирка - про нее уже говорилось. 
Очень тепло встретили "Ногу Судьбы" ("песня со словами" - представил ее БГ) - бурные аплодисменты после каждого куплета. Как рассказал позже знакомый из Самары, тоже присутствовавший на концерте, у его герлфренд первые слезы появились, когда зазвучала майковская "Вперед, Бодхисаттва", во время "Шумелки" с ней случилась истерика, а окончательно добила "Мама-Анархия" - очень он тогда приревновал свою подружку сами знаете к кому :) В общем, хороший концерт получился - почти все два часа 15 минут в бешеном темпе с редкими перерывами типа "Навигатор" и "Сталь".
Еще насчет новых песен: "Брод" - несомненный будущий хит, рефрен "Поцелуй меня в чакру" из "Шумелки" пели хором - БГ сказал что-то типа о том, что слова в этой песне подобраны специальным образом для того, чтобы помочь всем присутствующим счастливо прожить это лето; "Эй, Мария" меня почему-то не зацепила - надо будет послушать в записи, чтобы разобраться, в чем там дело; очень тронула новая песня "про сердце" - без обиняков, открытым текстом о любви... Еще стоит отметить, что Борис периодически обращался к залу с различными комментариями - это радовало.
Очень интересный IMHO должен получиться новый альбом Аквариума, жду с нетерпением. Кстати, поступили слухи (хе-хе), что "500" для альбома будет переписана, так что сохраните на винчестере нынешний вариант - потом сравним :)
На следующий день Аквариум слился с волжской природой, благо погода переменилась - стало солнечно и тепло, а вечером благополучно отбыл в Саратов, намереваясь всю дорогу слушать музыку, коей в виде CD они с собой возят целый неприподъемный чемодан. Чего и вам желаю :)

P.S. Полновесный ;) отчет о пребывании Аквариума в Самаре, как обычно, в скором времени ждите тут:  

 Включен 21 августа 2000 года

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"