Пустые места группы "Аквариум"

171 выпуск, 24 декабря 2001 

Лозунг момента:
"Нам - русским за границей - иностранцы ни к чему!"

НОВОСТИ

* Как известно, в ночь с 17 на 18 декабря с 22 до 7 утра "Аквариум" в студии "Нашего радио" записал новую песню - "Растаманы из глубинки" . Происходившее снимали 13 телекамер, установленных в студии, комнате отдыха, коридорах и вокальном помещении. Смонтированная запись (более пяти часов) была показана по ТВ-6 в прошедшие выходные. Правда, посмотреть (подсмотреть? :)) процесс рождения новой песни довелось далеко не всем: в большинстве регионах "великой и необъятной" и за ее пределами телевизоры (в лучшем случае) вместо Аквариума показывали настроечную таблицу, а интернетный "прямой эфир" на сайте ТВ-6 не работал... Сама песня "Растаманы из глубинки" (т.е. ее окончательно сведенный вариант) уже выложена на сайте Аквариума - желающие могут укачать ее тут. Если вдруг кого-то будет раздражать мультяшный :) вокал БГ, то тут лежит вариант песни, записанный с телеэфира. А у Павла Северова в "Песне из коллекции" есть кое-что еще :)

* КОНЦЕРТЫ АКВАРИУМА
18 января, пятница - Нью-Йорк, Irving Plaza 
20 января, воскресенье - Чикаго, Northside College
25 января, пятница - Сан Франциско, Herbst Theater 
02 февраля, суббота - Ottawa 
03 февраля, воскресенье - Toronto
Дальнейшие подробности тура по США и Канаде смотрите на сайте BlissRecords.

Aquarium USA Tour, Jan 2002

22 февраля - СПб, ДС “Юбилейный” 
24 февраля - г. Москва, ДС “Лужники”

* Концерты ОРКЕСТРА ВЕРМИШЕЛЬ
28 декабря 2001, пятница.
Концерт в клубе ПРОЕКТ О.Г.И. в Москве. Начало в 22:00. Адрес: Потаповский переулок, 8/12 строение 2; (М) Чистые пруды. Телефон: (095) 927-5678.
11 января 2002, пятница.
Концерт в музыкальном клубе МОЛОКО в Санкт-Петербурге. Начало в 20:00. Адрес клуба: Перекупной переулок, 12. Телефон: (812) 274-9467.
26 января 2002, суббота.
Концерт в музыкальном клубе ЗООПАРК в Санкт-Петербурге. Начало выступления в 19:00. Адрес клуба: Александровский парк, 1, (М) Горьковская. Центральный вход в зоопарк (где находится клуб) открыт с 18:30 до 19:30. Телефон: (812) 232-3145.

* МУЗЕЙ НОНКОНФОРМИСТСКОГО ИСКУССТВА (СПб, Пушкинская, 10):
открыт с 15.00 до 19.00, выходной - пн, вт. (тел.164-52-58)
с 4 до 9 января - «ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ МУЗЫКАНТОВ» - вернисаж произведений В.Бутусова, В.Волкова, Гаркуши, Б.Гребенщикова, В.Гайворонского, В.Курылева, А.Лушина, А.Макаревича, С.Лемехова, группы «Оле Луккойе», Н.Пивоваровой, В.Рекшана, А.Романова, Ю.Шевчука, В.Цоя. 
Куратор – Николай Медведев.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Вниманию коллекционеров!
У вас есть возможность приобрести CD Аквариума "MCI". Компакт-диск выпущен весной этого года к дню рождения Андрея Тропилло" и в свободной продаже не был. Дополнительный тираж имеет оригинальную обложку. Чтобы заказать CD наложенным платежом, нужно сделать заявку по e-mail в свободной форме (с указанием обратного адреса и ФИО). Стоимость CD без учета доставки 300 рублей ($10), количество дисков очень ограничено.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

"Каждый видит лишь то, что в нем уже есть..."

16 декабря 2001, г. Пермь

Приложение к газете "Аргументы и факты"
Автор - Татьяна Курбатова, г. Пермь

Концерт для узкого круга. Ностальгия в красных тонах.
В минувшие выходные в муниципальном ДК прошел концерт легендарного "Аквариума".
На выступления Гребенщикова случайные люди в Перми уже не приходят. Вокруг "Аквариума" давно уже нет ажиотажа и всенародного поклонения. А ставшие ежегодными приезды быстро отсеяли просто любопытных. Поэтому в зале даже не потребовалась охрана - народ в основном собрался чинный и солидный. Никто в
пляс не рвался, дисциплину и порядок не нарушал, хотя в креслах ритмично подергивались и подпевали. Прили не столько потусоваться и послушать новое, сколько предаться ностальгии. "Аквариум" дал такую возможность всем желающим. Складывается впечатление, что название программ придумывают организаторы концертов: репертуар год от года практически не меняется. Все те же любимые "Партизаны полной луны", "Не стой на пути у высоких чувств"... На сей раз обошлось разве что без "Города золотого".
Порядком постаревший и уже не столь подвижный Борис Борисович заменяет былую энергию внешним антуражем. Неожиданно на сцене появились какие-то атрибуты сценографии: кресло, замызганный торшер в стиле 80-х, на другом конце авансцены - античная колонна. Правда, какое отношение эти вещи имеют к программе - я так и не поняла. В кресло никто не сел, свет никто не выключил. Впрочем, в "Аквариуме" всегда было много непонятного. Это, видимо, одна из непонятностей.
Что у Гребенщикова не отнять - это умения окружать себя оригинальными личностями, которые и делают шоу на сцене, а музыку - в студии. Статичнось культового рокера России вполне восполнял скакавший на заднем плане ударник. С хвостиком на макушке, как у обезьянки из "38 попугаев". Вообще, более разношерстную компанию представить себе трудно: этноударник, патлатый клавишник, кудрявый, как в каких-нибудь "Верасах", басист. Все - в оранжево-красном и ... черный как весенний грач, скрипач в длинном сюртуке. Сам БГ - тоже в красной джинсовой рубахе нараспашку.
Отыграв полтора часа, "Аквариум" со сцены ушел. Но народ просто так не проведешь: свет в зале не включили - значит, продолжение следует. Очередной элемент спектакля? Правда, пауза явно затянулась. Организаторы за кулисами даже задергались: "Позовите их, наконец, на выход! Публика уже заждалась!". Отыграв еще три песни на бис, Гребенщиков распрощался уже окончательно. До будущего года.

12 декабря 2001, г. Екатеринбург

From: Pinaev Dmitri < dima@abris.ur.ru >
To: Пустые Места < varyushkin@mail.ru >
Subject: Концерт Аквариума в Екатеринбурге


Фото: Илья Смирнов, г. Таллинн"НЕБО СТАЛО БЛИЖЕ" К ЕКАТЕРИНБУРГУ 12 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА
В Дворец Молодёжи припёрся раньше чем нужно и минут двадцать толкался среди таки же бедолаг как я в тамбуре возле кассы. Все были оживлённо-говорливые, как те "братья по разуму" из "Хромой судьбы" А. и Б. Стругацких. Правда, те толпились в пивнушке и предвкушали румочку-другую, здесь же все жаждали пищи духовной.
Время от времени внутрь запускали каких-то нужных людей. С той стороны стеклянной стенки появился Алексей Могилевский. С кем-то беседует. И вот за 15 минут до назначенного времени (это 19:00) таможня дала добро, и застоявшаяся в предбаннике публика хлынула внутрь.
Теперь о деле...
Звук был просто замечательный (не то что в прошлый раз). Все слова были слышны отчётливо (в том числе и матерные, которых было изрядно). И с музыкой тоже всё было отлично: инструменты были слышны все, и громкость была оптимальной. А то ведь иногда вместо музыки имеет место быть шум, от которого ушам больно, а после концерта ещё около часа они будто ватой заложены. Тут же звук был очень сочным, и ничего кроме удовольствия я не ощущал.
На сцене имели место быть (кроме музыкантов с их инструментами) следующие предметы: детская коляска нежного розового цвета, торшер с маленьким круглым столиком вокруг ноги и несколько ваз с цветочками. Коляска "выстрелит" несколько раз по ходу действия.
Сакмарова не было, и это наложило свой отпечаток. Солировали клавиши и скрипка. Многие песни (особенно старые) стали такими более ритмичными, блюзовыми (что ли?), электрическими.
Итак....
1. Дорога 21.
Блюзово. Не так как я привык. Мощный драйв. Здорово работал клавишник. Сразу вспомнились 60-е. Doors, Deep-Purple etc. Да и "Лилит" тоже.
2. Из Калинина в Тверь.
После того как песня закончилась, на сцену побежали первые девицы с цветочками.
3. Зачем меня ты надинамил.
Опять как-то немного по-новому сыграна. И опять клавиши.
4. Я - змея.
Мощное впечатление. Опять более ритмично, блюзово сыграна. Все шибко хлопают.
5. Фома.
Ничего себе! Этакий раритет! С некоей сладкой дрожью жду, что будет в известном всем куплете про рокеров и джазменов.... Однако... Все в лучшем виде. Ну и, естественно, звук опять совсем другой, это тебе не домашний акустический концерт. Это тебе электричество! Круто.
6. Боже, храни полярников.
7. Аделаида.
Обе хороши. На сцену опять взбираются девки с цветами. Целуются с Б.Г. Вишь, как любят.
К этому моменту не только у меня возникает ощущение, что Б.Г., исполняя старые песни, подводит некие итоги и вправду уже ощутил приближение неба вплотную. Прощается с нами. Помирать собрался (с последующим перевоплощением) что ли? Но тут он и сам говорит, мол, чтобы вы не думали, что время остановилось двадцать лет назад (не дословно), споём что-нибудь нового. И последовали:
8. 500
Круто. Всё примерно так же как на концерте в клубе "Точка" в начале этого лета (слушал в mp3). Но ещё всё отчётливей слышно, сочнее. Комментарий Б.Г.: "Актуальности не потеряла".
9. Брод.
Здорово. Прорубил, слушая упомянутый выше концерт в "Точке".
10. Нога судьбы
Предварена следующей фразой: "Написана совсем недалеко. В Кургане. Пошёл погулять по городу и вижу вывеску "Оптоед". Это слово настолько меня поразило и запало, что написал песню." Лирично шибко получилось. После песни на сцене появилась совсем уж мелкая любительница Аквариума с цветочком: лет 8 что ли?
11. Растаманы из глубинки.
Предварена фразой: "Пришёл с этой песней на "Наше радио" и спросил (забыл у кого): "Как думаешь, эту песню кто-нибудь в эфир пустит? - Мне отвечают: "Никто не пустит, а я - да". Фигурирует косяк.
12. Брат Никотин.
Впервые услышал. Мощно, типа драйвово. Мне брат подсказал, что это наверняка ссылка на песню Rollig Stones под названием Sister Morphine.
13. Кардиограмма
14. Песня по перкуссиониста Шара.
"В прекрасном городе Вятке родился прекрасный Шар". Сказано: "Всё в этой песне - правда. Такой он и есть". Что-то про его душевность, немытость и ядрёный корень. 
15. "Что стало с плохими детьми, с теми кто не слушался старших. Они куда-то ушли и едва ли вернутся обратно. И мы вычеркнем их телефоны, и мы сделаем стены прочнее..."
Ничего себе, что вспомнили! Только mono и на скорости 9 см./сек я её слышал в акустическом варианте начала 80-х. Очень-очень было приятно послушать (вообще-то, песня присутствует на двух CD, не говоря уж о других Местах - прим. СВ).
16. Сторож Сергеев.
Шар забавлялся с розовой колясочкой. На сцене появлялась беременная любительница Аквариума.
17. Двери травы.
Опять девицы с цветами.
18. Таможенный блюз
Опять.
19. Не стой на пути у высоких чувств.
Шар молотил изо всех сил. Все остальные тоже.
20. Серебро господа моего.
Как всё же приятно, когда звук хороший. На сцену влез первый парень с цветочками.
21. Цветы Йошивары.
22. Солнце в холодной воде.
23. Дубровский.
Где-то здесь Б.Г. упрекнул публику в пассивности. Мол, мало прыгаете и веселитесь. Хотя после каждой песни обычно все жутко вопили и хлопали, выражая свой восторг. Но народ всё больше сидел на своих местах, кроме, по-видимому, безбилетников в большом количестве подпиравших стены и в небольшом количестве скопившихся в проходах на ступеньках. Ну там, где надо, народ жёг зажигалки и свечки, но со сцены настроение зала можно было оценить лишь по шуму в децибелах, какого-то особого движения не было заметно.
Однако, через некоторое время Борис Борисыч изменил своё мнение.
24. Партизаны полной луны.
Очень сильно меня проняло. "Партизаны" были настолько хорошо сыграны и спеты... Очень совершенная вещь. Я не мог остаться равнодушным и решил переместиться со своего 20-го ряда поближе к сцене. Вообще, начиная с номера 24 публика уже разошлась не на шутку. Видимо для того, чтобы слушатели завели хорошенько себя сами, после "Партизан" Аквариум поблагодарил публику и в полном составе покинул сцену. Типа всё! На долгих 5-7 минут не было слышно ничего кроме крика, воя и топота публики, которая требовала продолжения банке... ой тьфу! концерта. Много народу перемещается к сцене, чтобы потопать и похлопать там.
25. Сцену объяла темнота, из которой через какое-то время материализовался клавишник. Он начал наигрывать что-то барочно-клавесинное (ну это у меня такая ассоциация возникла). Постепенно подтянулись остальные и Б.Б. спел песню, которую он впоследствии отрекомендовал как лучшую песню о войне по мнению некоторых.
Слова там были примерно такие: "Пушка сдохла, всё - пиздец, больше нечем отбиваться. Что ж закурим, брат боец, нам от смерти не съебаться". "Это", - говорит Борис Борисыч, - песня группы под названием, извините, "Хуй Забей". 
26. "А теперь песня ещё одного нашего приятеля..."
Майковская "Бодхисатва".
Очень круто. Очень. Народ тащится. Где-то здесь (?) Борис Борисыч очистил столик под торшерным абажуром и, глотнув из горлышка, водрузил на почётном месте бутылку водки.
27. Какая рыба в океане плавает быстрее всех.
Даже и не заметил, что без флейты. Вместо неё нынче скрипка А.Суротдинова. Тоже здорово. Народ прыгает всё выше и выше.
28. Б.Б. говорит что-то вроде: "Ну теперь я вами доволен. Хорошо реагируете. Очень мне понравилось. Даже попробуем теперь спеть без подготовки песню, которую в этом составе ещё не играли. Авось получится."
Пески Петербурга.
Опять отлично.
29. Чай.
Отлично. Все тащатся.
30.Rivers of Babylon
Всеобщее ликование, танцы, махание руками, хлопание ими же. Крики, выражающие одобрение музыкантам. И проч. Апофеоз, типа. В общем, к концу концерта все растормошились.
После окончания последнего номера музыканты подошли к краю сцены и, взявшись за руки, долго кланялись публике.
Резюме: и звук отличный, и песни были славные, и вообще всё было замечательно (намного лучше чем в прошлый раз).

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Журнал "Сто Дорог", сентябрь 2001 

Борис Гребенщиков: «Я живу везде»

БГ без лишних формальностей принял наше предложение дать интервью. Однако предварительно вполне резонно поинтересовался: 
- Скажите, а о чем, собственно, будет идти речь? 
- О путешествиях… 
- …Заходите к нам на Пушкинскую, 10. В 6 часов вечера… 

По пути на нетленную “пушку” выплывали из памяти многочисленные интервью БГ с нашими коллегами, насыщенные изобилием глобальных и богоискательских вопросов. По давним наблюдениям, представители прессы, особенно печатной, стали ходить к Гребенщикову как к оракулу, принося за пазухой “вечные” и “неразрешимые” вопросы бытия. “Процесс пошел” еще активнее после широко известных буддийских вояжей мэтра в Непал. Дошло до того, что один уважаемый телевизионный москвич в последнее время очень часто и уверенно называет БГ Махатмой. Искать причины этого явления можно как в хипповой молодости самих журналистов, общей ностальгии по “Сайгону” и “Рок-клубу”, в ранних заумных песнях, как фоне всего этого великого “безобразия”, так и просто в самой трудноуловимой личности БГ и его манере. Быть может, это просто реакция деятелей прессы на простоту и внешнюю несловоохотливость музыканта… Но как бы там ни было, такой вот почти религиозный пафос невольно присутствует вокруг многих медиа-контактов питерской знаменитости. Скорее всего, этот пафос стал уже главным элементом его харизмы и, вполне естественно, мог бы довлеть над предстоящей беседой… Следовать проторенной дорогой не было никакого желания, как, впрочем, и стремления провоцировать очередное ток-шоу. Однако…

После того как медленный темный лифт 6-й парадной без происшествий дополз на 6-й этаж, перед глазами возникла железная дверь, исписанная стихами, признаниями в любви, портретами кумира и всем тем, что обычно в психологии называется “обратной связью” с многочисленными поклонниками. К сожалению, возможности рассматривать народное творчество не было — поджимало время, и почти сразу после звонка серая дверь распахнулась.

- Вы “СТО ДОРОГ”? Здравствуйте!

Гребенщиков сидел в красном кресле в небольшой комнате, увешанной православными иконами и изображениями танцующих индуистских богов. На столе, заполненном множеством вещей, лежал мини-компьютер Palm и пачка Benson & Hedges. Аромат благовоний смешивался с запахом табака, а также со звуками самой новой, только что записанной песни. В песне настойчивым рефреном звучало, что “мы все едем на Ямайку исследовать курение травы…”.

Открытие Америки: 
лампочки на деревьях и разнообразная еда


- Борис Борисович, когда у вас появилась осознанная тяга к путешествиям?
- …Осознанная тяга к путешествиям у меня возникла в ту секунду… когда мне дали первую визу. До этого момента путешествия были просто нереальны.

- Неужели не мечталось о чем-то подобном?
- А как мечтать, когда ты находишься в “черном списке” и понимаешь, что тебя не выпустят никогда. Существовало такое понятие — “невыездной”…

- Как эта “невыездность” действовала на вас до лучших времен?

- А никак! Я просто не тратил времени на пустые мечтания.

- Вы узнали, что мир для вас закрыт и вы больше никогда и никуда…
- Я просто не думал об этом.

- А так можно?
- Так нужно!

- Первый раз в какую страну вы решили поехать?
- Штаты. Не то что я РЕШИЛ. Я не решал.

- ?..
- У меня не было никакого выбора, я ехал туда работать. Записать пластинку. Мне было интересно выразить самого себя. Поиграть в игрушки… С той стороны приглашавшим нужен был какой-то русский, который устроит им что-то типа Live Aid. Вместо этого в итоге получилась довольно симпатичная пластинка.

- Вы оказались в той среде, среди тех людей. Какое отношение к себе вы почувствовали?

- Самое восторженное, как к первому русскому, которого они видели. Они воочию убедились, что у меня не растет шерсть…

- Клыки? И что вы - не в валенках? И у вас есть музыкальный слух…
- Приблизительно так. Тогда я много чему научился…

- У вас в принципе поездки носят эмоциональную окраску? Запомнились ли какие-то впечатления именно от того, первого, американского вояжа?
- Сложно сказать. Для меня поездки - это давным-давно естественное дело. До этого было неестественным, когда никого из нас не выпускали. А сейчас… В первый раз мне очень понравились лампочки на деревьях в Нью-Йорке, когда у нас их еще не было, и, как ни странно, еда. Как тогда выяснилось, я вообще не знал, что такое есть. В России моей юности едой были картошка, сосиски, пельмени... и это практически все! Мягко говоря, я удивился. Я вообще не знал, что существуют разнообразные кухни: японская, итальянская, китайская, греческая, индийская, мексиканская.

Человеческий фактор: Простые Люди, Гиды и Проводники

- Чем люди вашего профессионального профиля ТАМ отличаются от российских собратьев?
- Я помню, что всегда поражался, насколько в них мало понту. В России понт уже начал проявляться, а там люди с самым высоким положением в музыкальных кругах были достаточно просты в общении. И чем выше положение, тем они, как правило, проще. Есть, конечно, исключения, но в общей своей массе они таковы. Им нечего больше кому-то доказывать.

- Кто конкретно поразил вас своей простотой?

После непродолжительной паузы лицо знаменитости изобразило легкое внутреннее недовольство. Когда пауза закончилась, последовал ответ:

- О людях говорить неинтересно… Хвастаться знакомыми? Зачем это надо? Знакомых много - это понятно. Многие из них люди закрытые, многие - открытые. Большая часть отличается от наших тем, что им нечего доказывать окружающим. Правда, у нас тоже появились замечательные люди, которым тоже доказывать нечего. Например, Женя Федоров, “Текиладжаззз”. Идеально простые люди.

- Дэвид Боуи? Что это за человек?
- Как раз от Дэвида впечатления самые замечательные. При всем том, ЧТО о нем говорят, это один из самых простых на свете людей, которых я когда-либо видел. Он мне очень помог. Психологически… Он сразу помог мне почувствовать себя на равных с ним. А это… очень поддерживает.

- Он выступал в роли вашего гида?
- Что-то вроде. До личной встречи мы какое-то время обменивались посланиями, а в Нью-Йорке пересеклись лично и всю ночь перемещались из одного клуба в другой. Начали высоко над Бродвеем вместе с Игги Попом и Дебби Харри, потом поехали знакомиться с Майком Тайсоном, потом где-то встретили Джулиана Леннона. К утру я даже приустал от впечатлений (это было чуть ли не в первую неделю после моего первого появления в Нью-Йорке). И Дэвид - не ограничась развлечением русского гостя - дал мне пару полезных советов по поводу общения с местным шоу-бизнесом.
С тех пор я всегда рад встречаться с ним, где бы нас не сталкивало. Да и с остальными тоже. Все они представляются мне милейшими людьми.

You cannot go home

- Вообще Нью-Йорк оставил какой-то след в вашей последующей жизни?
- …Но, скажем так… У Томаса Вулфа было замечательное название романа: “You cannot go home”. Я это понимаю так, что рано или поздно человек из дома выходит и ему домой уже не вернуться. И когда человек начинает ездить, путешествовать, наступает такой этап, когда он возвращается домой (у меня это уже было, например, в Ленинграде) и понимает, что это всего лишь еще один город. Дома у него уже больше нет! Итак, впоследствии ты оказываешься “дома” в массе мест, где ты в данный момент живешь! Моя жизнь одновременно распределена по многим городам. Я приезжаю туда, и жизнь течет с того момента, как я оттуда уехал. Я, грубо говоря, оттуда не уезжал! Часть меня всегда в Нью-Йорке, часть меня всегда в Париже, часть меня всегда в Катманду, часть меня всегда где-нибудь в дебрях Индии… Я живу везде!

- Какое из мест этого “везде” нравится больше всего?
- Очень сложно ответить, потому что я чувствую себя в разных местах по-разному, но очень естественно сливаюсь с местной средой.

- Космополитизм? Это так называется?
- А я не знаю, что это слово вообще значит. Я русский человек, который ездит по всему миру, и большая часть мира для меня - это дом.

- Что можно посоветовать нашему человеку, который начинает “ездить”? Что может служить для него еще одним важным смыслом путешествий?
- Определенной отправной точкой может служить мысль о том, что чем больше мы путешествуем, тем больше мы обретаем Россию. Пока я не начал выезжать в разные места, что такое Россия, я не понимал. Теперь Россия - это очень любимое для меня место, но, когда я был здесь заперт, мне было это сложно оценить. Сейчас я вижу Россию такой, какая она есть, со всеми плюсами и минусами.

- И что вы видите?
- Это описать нельзя.

- А на каком-то символическом уровне это можно обозначить?
- Это и не нужно. Надо просто выехать и посмотреть. Выехать - вернуться. Выехать - вернуться. Выехать — вернуться. И так до бесконечности…

- У многих наших неопытных путешественников где-то в глубине души иногда возникает комплекс, что они из России… Есть ли противоядие?
- Могу сказать только про себя. Как правило, меня удивляет ситуация, когда я там говорю, что я русский, и встречаю озвученный вопрос: “Почему вы говорите по-английски?” и вопрос невысказанный: “А почему вы не хамите?” Большинство наших за рубежом хамит. Но я думаю, чем больше нашего народа, хорошего и разного, будет ездить, тем быстрее мнение о нас изменится. Не секрет, что чаще других за рубеж выезжают люди, озабоченные только материальным поиском.

- Как вы ответите на вопрос, почему Россия на 70 лет закрылась от всего мира?
- Есть такая история. Когда у берегов Северной Кореи разбился американский корабль, то пограничники убили всех спасшихся вплавь моряков прямо на пляже. Чтобы корейцы не узнали ничего о мире снаружи. Чтобы они считали, что то, как они живут, — это нормально. Мы были закрыты для того, чтобы не знать, КАК люди живут обычно.

- Но ведь народ позволял себе “не знать”? Был в этом тоже какой-то элемент добровольности?
- Если мы добровольно обрекаем себя на то, чтобы не знать, — мы обрекаем себя на жизнь домашних животных.

“Понять мир, не выходя за порог своего дома”

- Духовное развитие для вас связано с географическими перемещениями? “Мне нужно двигаться, чтобы согреться”?
- Нет. Двигаюсь я, потому что мне интересно. А расти духовно возможно где угодно. “Не выходя за порог своего дома, ты можешь понять все на свете”. Лао-Цзы.

- Времени много пройдет?
- А на что его еще тратить?

Человек красит место, а песня - человека

- Есть два типа людей, перемещающихся по свету: странники и путешественники. К какому типу вы относите себя?
- Мы цыгане! Группа “Аквариум” по своей природе - цыгане. Последние 12 лет мы ничего другого не делаем, кроме как ездим, ездим и ездим… И если засиживаемся в одном месте более чем на две недели, то начинаем себя чувствовать неуютно.

- Что такое для вас комфорт?
- Ну, спать-то можно где угодно! Главное - питаться атмосферой того места, где ты находишься.

- Это обязательно?
- Обязательно, потому как это тебя и твою жизнь обогащает. Приезжая домой, ты можешь больше сделать.

- При этом ты ничего не теряешь?
- Нельзя потерять. Где бы ты ни был, ты не перестанешь быть русским. Свою “русскость” мы не можем потерять - она в нашей природе! (улыбается)

- Наряду со всеми плохими качествами тоже?
- От них можно избавиться. Плохие черты постепенно изживаются. Они, как правило, от невежества.

- Заграница - это друг или враг?
- Не враг точно. Это что-то ДРУГОЕ, но не враждебное. Я никогда, за все странствия своей жизни, не видел бы места, страны, где бы к людям относились враждебно... Во Владивостоке, может быть, могут дать по голо-ве... или в городе Братске! А за границей — нет! Когда мы в первый раз были в Израиле на гастролях, наш тогдашний гитарист Леша Зубарев долго ходил по ночным улицам Яффы с задумчивым изумлением на лице. Потом заметил: “Я понимаю, в чем дело. Мне почему-то впервые не страшно, что нам сейчас дадут по морде!” Совершенно точное замечание. Дома мы привыкли к тому, что это всегда возможно. Там — едва ли.

- Это сильный страх?
- В России мы все живем под этим зонтиком. Мы, будучи запертыми и отгороженными от Мира, разучились быть цивильными.

- В одной из ваших песен есть слова: “Эта земля была нашей...” Чья она сейчас?
- Эта земля была когда-то нашей, потом она стала — коммунистического правительства, и у нас вообще не было ничего своего. Поэтому люди привыкли красть все, что является общественным. И крадут до сих пор. Борьба идет только за то, кто и что украдет. Кто первый — тот крадет больше. Ситуация может измениться со временем, когда люди поймут, что чужого брать не надо и проще заработать и сделать это своим.

- Это возможно?
- Конечно, на самом деле у всех людей - минимальные запросы. Просто они этого еще не успели заметить.

Волжские скитания

- У вас был тур по Волге, который длился десять лет!!! Что лежало в основе таких долгих странствий?
- Скитания начались в 1991 году. Я вернулся из Лондона и забыл про заграницу года на три. Не до этого было! Уехал - оставил там все вещи, которые мне впоследствии оттуда пересылали. Загорелся идеей поездить по России. Начали ездить и ездили 10 лет практически в ущерб всему остальному.

- Смысл?
- Хотелось увидеть эту страну. И теперь мы добились того, что эта страна нам хорошо известна. По ощущениям. Эта страна стала моей. Для меня было важно почувствовать Россию целиком. Не на уровне этих дурацких больших городов, Москвы и Санкт-Петербурга, а настоящих маленьких! И мы для себя этого добились.

- Какова роль в России этих маленьких городов?
- Это и есть Россия. Санкт-Петербург и Москва - это не Россия.

- Почему именно Волга?
- Это главная водная артерия Русской земли. На ней находится большое количество городов. Есть любимые города и не на Волге, но почему-то эта река для меня имеет большое значение. 
Может быть, потому что мои предки с Волги?

- Когда вы ездите, то составляете альбомы фотографий и открыток?
- Нет, я все могу возобновить из памяти. Все находится здесь! (показывает указательным пальцем себе на голову) Вплоть до того, что могу вспомнить, в каком храме и где именно какая икона висит!

- Вы человек православный?
- И православный тоже! Алена Свиридова при мне спросила у одного очень высокоразвитого, высокодуховного сикхского гуру о позиционировании Православия и Индуизма, и он ответил: “Милая моя, Богу все равно, как ты к нему обращаешься!” И нам можно… Если знать много языков - можно говорить на каждом.

Родное Катманду

- Непал? Как вас вообще туда занесло?
- Я оказался там, потому что прочитал книжку… э-э-э… великого… э-э-э… великого кого-то! Очень забавного человека. Проповедника Буддизма. Книжка называлась “Открытие алмазного пути”. Там описывается, как он стал из контрабандиста буддистом.

- Без страшных подробностей?
- Нет. Жутких историй не было!.. Человек он на самом деле выдающийся. И я так загорелся, пока я живой - увидеть своими глазами Непал. Настолько загорелся, что при встрече с ним подробнее расспросил, куда именно нужно ехать. Расспросил, а потом понял, что я внутренне боюсь туда ехать. В страну, в культуру, с которой я вообще незнаком. Это все существовало в моем мире на уровне книжек. Это был 93-й год.

- Затем все-таки поехали?
- Рванули и поехали. Единственный мой знакомый русский, который был там, сказал: “Не спрашивай, мне все равно тебе этого не объяснить”. С такими комментариями мы и поехали. Было жутко интересно. Когда нас стали подвозить к городу назначения, мы увидели немыслимую грязь, коров прямо на улице. Собаки, дети. Был вечер, и все улицы были освещены свечками. Электричество в этой стране в целях экономии выключается часов в семь. Нас везут и везут, все дальше и дальше. И тут я понял: “Мы попали!”

- И ведь действительно попали!
- Но, как потом выяснилось, в такое тихое и чудесное место. И мы начали… Мы были первые русские там, которые приехали в Непал не по долгу службы, не по альпинистским делам, а по буддистским! Теперь там уже много русских (по счастью!). Нам очень повезло — нам все объяснили и показали. Теперь для меня это еще один дом!

Вместо эпилога


- Места, которые вы посещаете, каким-то образом обусловливают ваше творчество?
- Писание песен не зависит от того места, где находишься. За последние 10 лет все мои песни написаны где-то в пути.

- Как это происходит?
- Меня постоянно об этом спрашивают, я определенно не знаю, как ответить на этот вопрос!

- То есть никакой внешней мотивации?!
- Из ЭТОГО мира мотивации - никакой…

“Аквариум” продолжал прослушивать только что сделанную запись про “крокодилов в Байкале”, про то, что “по всем предметам у нас два, а по ботанике - пять”, а также про то, что “садовник знает все, что творится на грядке”. Гребенщиков слушал сам себя, а в углу комнаты, где проходила беседа, сидело бронзовое изваяние индуистского божества с головой слона. Его раскинутые в сторону руки как бы говорили о том, что время разговора подошло к концу.

С БГ беседовал Денис Буллат

ЗВУКОЗАПИСЬ

29 ноября 1998 г., СПб, ДК Ленсовета
Концерт БГ + Deadушки + TequilaJazzz

Билет Бориса Сагайдака

Вместо предисловия.
Ниже - запись совместного концерта БГ, TequilaJazzz и Deadушек. Коллекционерам скачать непременно :) Качество не очень, чтобы очень, но это единственное из известных мне свидетельств серии таких концертов. Результат сотрудничества Бориса Гребенщикова и Deadушек известен - это CD с ремейками старых песен Аквариума. Сотрудничество Текилы и БГ не получила своего физического воплощения; более того, соместная студийная запись песни "Афанасий Никитин Буги Или Хождение За Три Моря Два" так тщательно охраняется, что бутлегерам при всём старании не удалось ее заполучить, к сожалению ;)

Как это было
From: Борис Сагайдак < boris@telegraph.spb.ru >
To: Пустые Места < varyushkin@mail.ru >
Subject: Концерт в ДК Ленсовета

Вот сходил на концерт 29 ноября и хочу поделиться. 
На сцене - две барабанные установки, всяческие навороченные шмудаки типа компьютера, а по середине - некое подобие трибуны с логотипом альбома. Началось по древней неизменяемой традиции с 40 минутным опозданием. Но вот в зале выключили свет, и на сцене появился кто-то лысый с басом :) - Ай-ай-ай (кто не знает - Женя Федоров - вокалист и басист, и вообще ведущая фигура в Tequilajazzz). Первая тема - новая - "Стратосфера". Кайфово, но где же Главный Виновник? Вторая тема - с последнего на данный момент альбома "Целлулоид" - "Авиация и артиллерия". И вот в полумраке появляется знакомая фигура в кожаных штанах и в черно-красной клетчатой рубашке. Первые аккорды, вопреки ожиданиям, не принесли ясности, что же это за тема. Только когда пошли слова, появилась возможность опознать "Афанасий Никитин Буги". Получился наидрайвовейший рок-н-ролл (если это так можно назвать). Следующая тема - "Пустые места" - ух, круто! 
...Но каждый из нас стрелял в свое солнце,
И времени было в обрез;
Теперь я знаю песню, и эта песня проста... 

"Кусок жизни" - апофеоз. Вообще очень классно звучит БГ в Tequil'овском аккомпанементе. Фигура в кожаных штанах скрывается за трибуной и звучит вступление "Лебединой Стали". Ее Ай-ай-ай спел сам, и надо сказать очень неплохо.
Но вот Tequila покидает сцену (а жаль), а из за трибуны материализуется и тут же исчезает за сценой знакомая нам фигура. 
Выходят Deadушки, относительно быстро настраиваются и начинают. Две темы играют, так сказать, сольно, первая называлась "Соломея", второй названия не знаю. Но вот на сцене опять материлизуется БГ, поменяв клетчатую рубашку на просто красную, встает за трибуну и начинается... Тут даже несмотря на слова, далеко не всегда можно было узнать, что за песня играется, настолько все песни вышли неузнаваемыми. 
Пепел
Нож режет воду
Аристократ
Змея
Сегодня ночью кто-то
Прекрасный дилетант
Вавилон
Сны о чем-то большем 
За порядок не отвечаю, может быть, был чуть другой. БГ то стоял (или сидел?) за трибуной, то исчезал за ней, то делая томные движения, выходил на сцену. "Сегодня ночью..." исполнил сидя перед трибуной, покуривая сигарету. На "Прекрасном дилетанте" появилось ощущение некого глобального апокалипсиса. 
...Того ли ты ждал,
Того ли ты ждал... 

После последней темы музыканты раскланялись и покинули сцену. Ждали выхода на бис, но его не произошло :( - только из синтезатора еще долго звучали сэмплы из "Снов...". Industrial музыка мне чем-то напомнила Nine Inch Nails. Интересно, что из 12 прозвучавших на концерте аквариумовских тем почти половина из "Табу", в общем-то и так, на мой взгляд, самого тяжелого (по звуку, а не по восприятию, хотя кому как) альбома. Все впечатления словами не описать - надо видеть и слышать. Студийный альбом я еще не слышал, но боюсь, что без визуального ряда многое потеряется. Будем ждать, что же представит "новый" Аквариум 25 декабря на Рождественском концерте. 
P.S. Прошу извинить за возможные ошибки - может, чего и подзабыл, и некое косноязычие - пишу, как умею.  

SOUNDCHECK

01. Афанасий Никитин Буги
02. Пустые Места (take 1)
03. Пустые Места (take 2)
04. Кусок Жизни (take 1)
05. Кусок Жизни (take 2)
06. Лебединая Сталь (take 1)
07. Лебединая Сталь (take 2)
08. Авиация И Артиллерия (take 1)
09. Авиация И Артиллерия (take 2)
10. Кроме Звезд
11. Лебединая Сталь (take 3)
12. Лебединая Сталь (take 4)
13. Лебединая Сталь (take 5)
14. Стратосфера (take 1)
15. Стратосфера (take 2)

Борис Гребенщиков + TequilaJazzz (1-5)
TequilaJazzz (6-15)

КОНЦЕРТ

01. Стратосфера
02. Авиация И Артилерия
03. Кроме Звезд
04. Афаниасий Никитин Буги
05. Пустые Места
06. Кусок Жизни
07. Лебединая Сталь

TequilaJazzz (1-3, 7)
Борис Гребенщиков + TequilaJazzz (4-6)

08. Intro
09. Instrumental Intro
10. Саломея
11. Мост Ватерлоо
12. Пепел 
13. Аристократ
14. Прекрасный Дилетант
15. Сегодня Ночью Кто-то
16. Нож Режет Воду
17. Змея
18. Вавилон
19. Сны О Чем-то Большем (intro)

Deadушки (9-11)
Борис Гребенщиков + Deadушки (12-19)

* * *

From "Песня из коллекции"

23.12.01 Redemption Song & Отчего Саратов стонет... (656 kb)
Сессия звукозаписи на "Нашем радио". Ночь с 17 на 18 декабря 2001.
ТВ-6 в ночь с 22 на 23 декабря показало больше половины (пять с половиной часов из девяти) того, что присходило в студии. Несмотря на поздний час, продолжительность программы и одиозность устроителей смотреть было очень интересно.
К сожалению организаторы, решив что среди зрителей обязательно окажутся несовершеннолетние дети, отфильтровали в частушках, прозвучавших в 4 часа утра, матерные слова...

 Включен 21 августа 2000 года

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"

P.S. Каким-то ветром на сервер Пустых Мест занесло запись фильма Harry Potter. Довольно неплохой звук, рамка примерно 360х150, размер чуть больше 655 мегабайт, формат - AVI. Случайно никто не знает, как этот фильм оказался в Пустых Местах? ;))