Пустые места группы "Аквариум"
189-й выпуск, 7 мая 2002
КОНЦЕРТЫ АКВАРИУМА
08.05 - Даугавпилс
10.05 - Рига, Дом конгрессов, 20-00, билеты в магазинах MDaile, в кассах Дома конгрессов и Рижского цирка, цена -- от 7 до 15 латов
12.05 - Вильнюс, Дом конгрессов, 19-00, билеты в магазине Maxima (ул. Миндауго 11), в кассах Дома конгрессов и Драматического театра, цена -- от 50 до 220 литов
15.05 - Санкт-Петербург, ДК Ленсовета, "День рождения Пушкинской, 10" (сборный концерт с участием ДДТ и др.). Начало в 19-00
1.06 - Бостон
2.06 - Вашингтон
5.06 - Нью-Йорк
7.06 - Кливленд
8.06 - Чикаго
11.06 - Денвер
15.06 - Сан-Диего
16.06 - Лос Анжелес
18.06 - Сан-Франциско
21.06 - Портленд
22.06 - СиэттлВсе подробности про американский тур (адреса, время, телефоны) читайте на специальной странице официального сайта. Там же можно уже сейчас купить билеты. Имеет смысл не откладывать, потому что некоторые концерты в очень небольших залах, например, только по 350 мест в Бостоне и Лос Анжелесе.
Не забывайте записывать и присылать свои впечатления от концертов.
СЛУХИ
А из Вильнюса тем временем сообщают - в газете "Литовские новости" афиша предстоящего концерта "Аквариума" имеет пугающий заголовок:
"Прощание со сценой. Концерт легендарного Бориса Гребенщикова и Аквариума".
Сообщивший мне об этом местный житель добавляет, впрочем, что афиша какая-то сомнительная - например, в ней указана неправильная цена билетов...
Всем, кто уже спросил меня об этом и кто собирается спросить, отвечаю - я ни-че-го об этом не знаю. Однако, пару месяцев назад в публичных выступлениях БГ мелькали фразы о гастрольных планах на осень (Израиль, Германия) и о ждущих записи альбомах (в множественном числе :))ОБЪЯВЛЕНИЕ
* К следующим 4 альбомам антологии (Дети Декабря, Десять стрел, Равноденствие, Русский альбом) тоже потребуются бонус-треки. Названы "Козлы" и "Меня Зовут Смерть" (видимо, концертные варианты, отличные от записи на "Библиотеке Вавилона").
Кажется, нескольких концертов вроде этих - ДК Крупской (1986), ДК Связи (1988, 1989) - будет вполне достаточно для этой задачи... Если у вас есть идеи, что куда надо добавить - пишите в заведенную для этого гостевую книгу.* Новости чартов. В хит-параде "Нашего радио", как и ожидалось, вторую неделю участвует песня "Растаманы из глубинки". На этой неделе она на 13-м месте, все в наших руках :) "Открытое радио", которое крутит "Брод", кажется, отдыхает на этой неделе - результаты не обновлялись.
29.04.02 О лебеде исчезнувшем (2002 kb)
Концерт в ДК МЭЛЗ. Февраль 1991.
Выступает народный кришнаитский хор. Солирует Борис Гребенщиков.05.05.02 Волки и вороны (2154 kb)
Концерт в Доме ученых Новосибирского Академгородка. 16 августа 1991
Вариант с апокрифическими строками про "пост и пасху нашей души".
Заявку прислал Антон МариниченкоКАК ЭТО ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ
Под таким заголовком будет постепенно публиковаться информация о переиздаваемых альбомах. Альбомы, повторюсь, надо непременно покупать - именно в таком виде следует сохранять наследие любимой группы :) Но это не повод скрывать о т общественности все прелести вновь выпущенных дисков: правильный порядок и список песен, бонус-треки, оригинальные обложки, уникальные фотографии, выверенную информацию о музыкантах и авторах, тексты об истории создания альбомов, благодарности. Сегодня -
ТРЕУГОЛЬНИК (1981)
Музыка/текст - БГ, кроме: "Марш" (БГ, А.Романов/Джордж); "Поэзия" (БГ/Джордж); "Два тракториста" (О.Першина/БГ); "Хорал" (БГ/Джордж); "Гиневер" (А.Романов); "У императора Нерона" (БГ/Джордж); "Мой муравей" (БГ/Джордж); "Сергей Ильич (Песня для Марка Болана)" (М. Болан/БГ) В записи принимали участие: БГ, Андрей Романов, В. Гаккель, М. Файнштейн, А. Кондрашкин + С. Курехин, В. Козлов, О. Першина (Протасова), А. Тропилло, В. Леви
Альбом записан летом 1981 года в студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника на Охте.
Фото - Андрей "Вилли" Усов
Ремастеринг - А. Субботин, "Saturday Mastering Studio" 2002
design: (c) 2002 derbenevАКВАРИУМ благодарит А.Тропилло
Текст "Географической" песни был написан одновременно с другими текстами "Треугольник". Музыка появилсь позже (запись - 2000 г.)
(с) Б.Г. 1981
(с) Студия "Союз" 2002сторона жести
Корнелий Шнапс
Поручик Иванов
Марш
Старик Козлодоев
Поэзия
Два тракториста
Мочалкин блюз
Хорал
Крюкообразность
Матроссторона бронзы
Миша из города скрипящих статуй
Гиневер
Начальник фарфоровой башни
У императора Нерона
Мой муравей
Сергей Ильич (Песня для Марка Болана)bonus-track:
ГеографическаяСпасибо Денису Ожигину за мп3 :-*
ИСТОРИЯ
После выпуска "Синего альбома" у Аквариума оказались развязаны руки, и в середине 1981 года музыканты стали записывать сразу три альбома "Электричество", "Акустика" и "Треугольник". Все они создавались в студии Дома юного техника в течение весны и лета, причем строги разграничений в духе "сегодня работаем над "Треугольником", а завтра - над "Электричеством" не было. Принципиальное отличие было лишь в том, что "Акустика" и "Электричество" воспринимались как программные альбомы, а "Треугольник" был отдушиной эдаким love child. Большая часть его была придумана во время походов в кофейню ("Марш") или в процессе ожидания непунктуального гуру местной звукозаписи и конструктора малобюджетной "стены звука" Андрея Тропилло. Во время одного из таких технических перекуров Борис Гребенщиков вместе с флейтистом Андреем "Дюшей" Романовым и виолончелистом Севой Гаккелем сочинили мелодию песни "Корнелий Шнапс"."В репертуаре Аквариума" все композиции делились на более-менее серьезные и те, которые можно было назвать песнями абсурда, - вспоминает Гребенщиков. - Многие из них копились давно... Такого рола неголливудскими вещами я начал заниматься еще во время обучения в университете. Но только теперь у меня появилась возможность со спокойной совестью выпустить накопившийся абсурдистский пар - при условии, что параллельно будет записываться еще что-нибудь серьезное".
Темы к "Треугольнику" подбирались на удивление легко. Примерно половина песен была написано на стихи одного из основателей Аквариума Джорджа Гуницкого. Такие тексты, как "Хорал", "Марш", "Крюкообразность", "Поэзия", "У императора Нерона", "Мой муравей" создавались Гуницким еще в середине 70-х, но особого успеха тогда не имели. Даже близким друзьям Аквариума эти вещи казались в ту пору дикими и надуманными. По воспоминаниям Гребенщикова, после выхода первого альбома "Искушение Святого Аквариума" никто решительно не понимал, для чего такой бред, как "Мочалкин блюз", может быть вообще написан...Часть песен - "Матрос", "Сергей Ильич", "Миша из города скрипящих статуй" - была придумана Гребенщиковым во время поездок в городском транспорте. "Направляясь в студию, я четко знал, что сегодня мы будем делать какие-то конкретные записи, - вспоминает Гребенщиков. - Но по дороге у меня от веселья возникала новая песня. Поэтому когда я приходил в студию, то говорил: "Забудьте все, что мы собирались делать сегодня. Давайте вот такую новую штуку попробуем... У кого есть идеи?"
Идей, как правило, возникало великое множество. К примеру, "Крюкообразность" первоначально была записана с барабанной дробью, боевым фортепиано и Дюшей в качестве основного вокалиста. Он пытался исполнять ее в манере Эрнста Буша - немецкого певца, антифашистские марши которого любили транслировать по советскому радио в 30-е годы. Пока Гребенщиков в соседней комнате дорабатывал "Графа Гарсиа" из "Акустики", музыканты сгрудились вокруг рояля и изобретали дополнительные варианты "Крюкообразности". В итоге ее спела Ольга Першина (Протасова), сыгравшая также в ряде вещей на пианино и придумавшая мелодию к "Двум трактористам"."На записи все рвались добавить в альбом что-нибудь от себя, - вспоминает басист "Аквариума" Михаил "Фан" Васильев. - Из "Треугольника" прямо-таки сочится энергия - там собралась компания, в которой каждый хотел продемонстрировать остальным свои умения и придумать чего-нибудь эдакое".
Еще один типичный пример - композиция "Поручик Иванов", в середине которой была совершенно другая мелодия, - по воспоминаниям музыкантов, "очень красивая". Неожиданно эту песню решили записать с импровизированным оркестром (с Володей козловым из "Союза любителей музыки рок" на гитаре) - сходу и абсолютно без репетиций. Получившийся полуджазовый вариант понравился всем, и его оставили.
"Мы не представляли, каким должен быть этот альбом, и стали записывать песни, которые Боб сочинял по ходу пьесы, - вспоминает Сева Гаккель. - Мы не знали и до этого не играли ни одну из тех песен - и делали аранжировки прямо на ходу. Пожалуй, это была самая живая запись, когда все были вовлечены процесс и охотно музицировали... Я тоже дебютировал как "певец", или, как говорят, "вокалист" в песне "Два тракториста".Управлял нестройным хором патлатых дядек в солдатских шинелях и потертых джинсах джазово-авангардный пианист Сергей Курехин, который, по воспоминаниям музыкантов, "навел в студии клавишный блеск".
"Курехин играл на фортепиано, Кондрашкин - на барабанах, Фан бухал на басу, находясь в другой комнате в наушниках, включенных напрямую в пульт, - вспоминает Гребенщиков о том, как записывался "Мочалкин Блюз". - Я пил и вился вокруг микрофона... когда поешь, выделываешь из себя все что угодно. Рядом стоял пионер с отвисшей челюстью и смотрел, как взрослый дядя ведет себя словно Мик Джаггер на кислоте. Зрелище было незабываемое, в особенности - глазами школьника... Его звали Леша Вишня".По духу это была действительно самая веселая, самая свежая и самая непрогнозируемая запись раннего Аквариума. Подбор песен был близок к идеальному и оставлял впечатление мощнейшего хэппенинга психоделического мюзик-холла, веселой мистики и театрализованного настроения - "когда святые маршируют, и мертвые с косами стоят". Достойных аналогов такой работы немного - в данном контексте уместно вспомнить Салтыкова-Щедрина, Даниила Хармса и избранные перлы из Козьмы Пруткова.
Говоря о многогранности "Треугольника" (песни из которого, за редким исключением, на концертах почти не исполнялись), необходимо отметить еще две композиции, свидетельствующие о пристрастиях участников Аквариума. Музыкальная фактура песни "Сергей Ильич" представляла собой кавер-версию мелодии Марка Болана "Cat Black". Сочиненная Дюшей и Александром "Фаготом" Александровым необыкновенно хрупкая инструментальная композиция "Гиневер" была навеяна знаменитым кельтским эпосом - циклом легенд о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. (Год спустя в финале альбома "Табу" музыкантами будет сыгран эльфийский по духу инструментальный номер "Радамаэрл", а на поздних альбомах Аквариума кельтская тема получит еще более глубокое развитие)....Основная часть работы над "Треугольником" сопровождалась эйфорией от бесконечных экспериментов и находок. В промежутки между разными по характеру песнями музыканты вставляли бракованные реки, резервные фрагменты или взятые с разных учебных пластинок звуки грома, пулеметной стрельбы и голоса животных. Из, казалось бы, разрозненных номеров "Аквариум" создавал идеальный концептуальный альбом.
"При мне записывался опус "Поэзия", - вспоминает создатель обложки "Треугольника" Андрей "Вилли" Усов. - Больше хохотали, чем работали. Просто надрывались от смеха. Гребенщиков что-то бряцал на рояле и при этом говорил: "Финская баня, где ты сгоришь?" Затем пленка переворачивалась, подклеивалась задом наперед, и финская баня "горела" наоборот. Потом все сидели и слушали "арокс, арокс, штер". Это было здорово".
Хранитель непринужденной атмосферы в студии Тропилло все эти безобразия поощрял и периодически подыгрывал музыкантам на блок-флейте. В композиции "Миша из города скрипящих статуй" Тропилло для имитации завываний ветра направлял флейту внутрь рояля, у которого в этот момент была нажата педаль и отпущены струны. Делалось это для большей реверберации - спущенные струны начинали резонировать (по принципу ситара) и создавали специфический гудящий фон....После завершения сессии (август 81-го года) Гребенщиков всерьез задумался о названии и оформлении альбома. Первоначально эту работу планировали назвать "Инцест", и лишь впоследствии в просветленном абсурдистском сознании БГ возник треугольник - исключительно в качестве символа. Что же касается оформления, то намечалось срезу несколько вариантов обложки, но их воплощение было практически нереально. Так, по одной из дизайнерских идей предполагалось провести фотосессию на развалинах какого-нибудь деревянного дома, где все участники были бы облачены в пенсне и костюмы начала XX века.
Гребенщиков посвящал этому проекту немало времени и энергетики, но в итоге все закончилось съемками в соседнем с Домом юного техника дворе и непосредственно в самой студии. Сева Гаккель залез за шторку на подоконнике, а Гребенщиков, надев на голову валявшийся на полу сломанный рефлектор, начал двигаться по направлению к окну. Потом, прикинув, как это все выглядит через объектив, и представив себе композицию, он сказал: "Давайте снимать!" Так рождалась лицевая сторона обложки "Треугольника".
Загадочная надпись на развороте альбома, выполненная толкиеновским шрифтом на языке эльфийской цивилизации, лишь усиливала эффект таинственности. Это был "писк". Все выглядело загадочно и непонятно, и, судя по всему, у пытливого слушателя вопросы должны были сыпаться один за другим: "а почему?", "кто это?", "как?", "а зачем?".
Осенью 1981 года, во время очередных концертов "Аквариума" в столице, Гребенщиков "с трепещущим сердцем" привез в Москву десять магнитофонных катушек, оформленных "по всем правилам" настоящей западной рок-пластинки. Прослушав запись "Треугольника", авторитетный критик Артемий Троицкий сказал, что все это, конечно, замечательно и концептуально, но в Москве такой бред слушать никто не будет. Никогда.
Еще через несколько дней подпольные аудио-активисты вернули Гребенщикову привезенные "на экспорт" экземпляры - мол, альбом некоммерческий и никто эти катушки не купит. "Это был сильный удар, - вспоминает Гребенщиков. - Мне не на что было возвращаться в Ленинград, мне нечем было отдавать дома долги. Но вместе с тем я был счастлив, что выпустил этот альбом".Александр Кушнир
БОНУСЫ
Географическая - mp3
На альбоме сказано:
Текст "Географической" песни был написан одновременно с другими текстами "Треугольник". Музыка появилсь позже (запись - 2000 г.)
В виде стихотворения этот текст был известен и раньше - по альбому "Стихи, песни" (послушать). Существует еще запись концерта БГ в клубе ЛПИ 17 ноября 1983 года (Real Audio) - к ней в северовском проекте "Песня из коллекции" такой комментарий: "Редкий случай - Борис читает на концерте стихи. В следующий раз он сделает это только через 13 лет."
Чуть позже - когда нашлась запись того концерта в Мюнстере - выяснилось, что "через 13 лет" БГ эти слова уже пел (Real Audio). Музыка - примерно та самая.
Еще одно зафиксированное Справочником исполнение - концерт в Берлине 25 октября 2000 года.ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
г. Витебск, КДЦ ОАО "КИМ", 21 апреля 2002г.
С ВНЕ
Вообще-то Аквариум в нашем городе впервые, хотя, судя по всему, его очень любят и поджидали уж давно. Cудя по организаторам, их ждали неоднозначно, да и в культурной столице всея Беларуси, на родине М. Шагала и "Славянского Базара" умение (хотение) работы со всякими там иными_музыкантами остаётся под вопросом.
Прибытие.
В ночь с 20-го на 21 апреля 2002 года Аквариум в полном составе выгрузился на абсолютно пустой перрон. Организаторы видимо уже не бодрствовали, т.к. среди встречающих оказались только двое идиотов, которые путем математических или иных исчислений вычислили время прибытия А. (и никому не сказали, а кому сказали - так те не поверили). В течение получаса им одним пришлось развлекать БГ сотоварищи, в то время как некто из группы щемил по мобильнику тех, кого надо было щемить. Выяснилось (со слов БГ), что перрон в Витебске - место достаточно уютное, воздух - очень хороший, песни БГ - общие, а конопля в Питере не вызревает (т.к. там холоднее, чем здесь). В ряды Аквариума уже стал вселяться страх перед "белорусскими партизанами", "а тот ли это вообще город"... Но кого-то всё же нашли, БГ куда-то увели, а всех оставшиихся бросили на перевозку (переноску) к машинам аквариумных ценностей и переправку их в близлежащую гостиницу. На том торжественная часть закончилась. (Об "нажраться с БГ" думать было неприлично, хотя бы из-за состояния "сыт по горло" встречающих)
Особое спасибо Соломонычу за то что не забыл провести ночную подмогу в зал с боем, через сцену, буквально за несколько минут до начала концерта.
Цены на билеты (по московским меркам в пересчёте на белорусские деньги) были вполне приемлемы, но ввиду нашей непроходимой нищеты дорогие билеты раскупались не очень... За несколько часов до концерта стали продавать билеты на "стоячие места" на балконе за 5000 бел. рублей (RUR 90, $ 3).Концерт.
Перед концертом были замечены "гонцы в гастроном" (некто из местных), с двумя мешками пива входящие через служебный вход. Во время репетиции удалось шпионить за "Аквариумом" (в течение часа) "с высоты птичьего полета" прямо вверху над сценой, пока не были обличены и выдворены. Сначала Аквариумный световик строил световиков наших и всех попавшихся под руку, потом появился "инженер рок-н-ролльных душ", как будет сказано ниже, и положительно оценил звук. Прозвучало несколько программных песен & нечто на англицком. "Дорога 21" узналась лишь на концерте (понравилась в данном виде не очень, кстати, - этакие рок-н-блюзовые стандарты уже в костях сидят).Однако, занавес!
Свет гаснет в 19-20, все выходят со шпорами, БГ - последний (оч-ч-чень важно, не, до Кинча не дотягивает). Вообще весь концерт Он имеет вид крайне торжественный, изредка расплывается в умилительной улыбке кому-то из первых рядов - и опять - "памятник Ленину" ("Таможенный" - не в счет - это нирвана).Дорога 21 (голос становится слышным к середине песни)
Нам всем будет лучше
Если бы не ты
Из Калинина в Тверь
Мальчик - Золотое кольцо (Неожиданно энергично. Вообще, всё скачанное с Самарского сайта слушается вяло)
Немое кино (самое интересное громко петь стесняется)
...
Народ чинно сидит на местах, человек пятнадцать тусуется в центральном проходе. При виде "рубящихся" руководство помещения впадало в истерику - и на песне "Вброд", как иллюстрация первых строчек, в зале появляются люди в сером и все "отрывающиеся" оказываются в обломе. Однако неожиданная для нашей местности драйвовость Аквариума делала своё дело. Концерт разгорался, самая горячая публика толпилась на балконе и уже в боковых проходах (внизу). Песни сменяли одну другую без излишних комментариев БГ, кроме, разве что "А теперь мы вас подвергнем новым песням...". После блока "Сестры Хаос" перешли к другим "членам семьи":
Русская Нирвана
Стучаться в двери травы
Таможенный блюз (БГ с гармошкой, народ - в экстазе. Девушка-организатор стоически пытается что-то втереть двум ОМОНовцам. Часть людей внаглянку отрывается в боковых проходах, забив на ментов. А оставшихся на местах - вжимает как на взлёте.)
Не стой на пути...
Пока несут сакэ
Серебро Господа моего
Партизаны полной луныУход А. со сцены, свет в зале не включают, на сцене - не выключают, народ буйствует. Какое это чудное желание - разнести на х.. этот зал.
Появляется Рубекин.
Импровизации, более смахивающие на настройку "симфонищенского оркестра".
Выходят все, упорно помогают Рубекину извлекать эти чудовищные звуки из его же чудо-устройства (все разом)...
Пригородный блюз (мило, сучасна (современно т.е.), несколько неповоротливо, никто не ожидал кроме, извините, некоторых. Последние еще хотели и "Пушка сдохла" (Б.Борисыч в курсе)
Три сестры
Рыба
Вперед, Бодхисатва! (в магазине мы купили пять бутылок вина)
One! Two! Three! Four! Анархия. (ментам в зале по долгу службы приходится вести себя прилично, публика не на посту, посему отрывается по полной программе, девушка-организатор от умиления готова получить множественный оргазм, владельцы помещения так же в трансе, но по другому поводу
Небо становится ближе (в кресла вжимает, самолет - на посадку, по коже мурашки - никогда не мог слушать спокойно и на альбоме её, а тут такое!)
Поклоны
"Храни вас Господь!"Публика - на выход, особо "продвинутые" - за сцену задавать вопросики. В фойе - первые четыре выпуска "Антологии ". Всё же нашлись желающие купить эти компакты за цену, равную четверти зарплаты местного работяги. Народ явно в лёгком шоке, владельцы зала недоумевают почему ничего не сломано.
А что, тропинку в нашем болоте Аквариум протоптал себе успешно.БЫВАЕТ И ТАКОЕ
Все из того же отчета на ВНЕ, газета "Витебский курьер":
...БГ исполнил свои ранние песни и те, что вошли в последний альбом "Сестра Хаос", а также песни Цоя "Мама - анархия, папа - стакан портвейна" и Чижа "Пригородный блюз"...:))
Ну, если кому-то хочется, чтоб БГ непременно пел песни Сергея Чигракова - бывает и такое :) Вот, из архивов "Песни из Коллекции":
12.11.00 Хочу чаю (505 kb)
Концерт БГ в Kunstsalon. Берлин. 25 марта 1994.
Оригинал в исполнении Чижа - тут. Там есть и аккорды (штуки 3 или 4 :)), так что все желающие без труда могут присоединиться к исполнителям этого нетленного шедевра любовной лирики :)А автор песни "Пригородный блюз" (как и "Вперед, бодхисаттва!") - это все-таки Майк Науменко.
Кстати, на официальном сайте Аквариума есть специальный "FAQ для журналистов". Надо туда добавить про это :))ИНТЕРВЬЮ
Способ освоения мира
Елена Павлова , Витебск, телеканал "Скиф"
Полный текст - на ВНЕ"Мы - как слоны в Африке. Только ленивые о нас не снимают кино", - заметил как-то в одном из интервью лидер "Аквариума" Борис Гребенщиков. Эти слова невольно вспомнились во время концерта, который впервые в Витебске давала эта легендарная группа. Если не рядом, то хотя бы на фоне БГ стремились сняться все кому не лень. Затворы фотоаппаратов беспрерывно щелкали, но музыкантам это не мешало.
После концерта "Аквариума", который состоялся в КДЦ ОАО "КИМ" 21 апреля, Борис Гребенщиков согласился дать интервью для читателей "Курьера".- Борис Борисович, известно, что вы отрицаете всякие авторитеты, никогда не имели духовного учителя и тем не менее вольно или невольно стали для многих музыкантов и фанатов духовным гуру. Трудно быть Богом?
- Думаю, что было бы безумием принимать такое на свой счет. Мы, "Аквариум", занимаемся музыкой, поем песни и в этом просто передаем эстафету. А быть Богом - не моя работа.- Писатель Виктор Ерофеев, ссылаясь на вас, предлагает в жизни просто плыть по течению, исходя из того, что эта чисто восточная традиция является неосознанной мечтой каждого русского человека. Так ли это?
- Боюсь, что Витя то ли сознательно, то ли нет не договаривает. То, что он имеет в виду - китайский принцип недеяния, который означает: не делать лишнего для себя, то есть не делать чуждого, постороннего. А свое дело делается естественно, так же, как мы дышим. Надо быть самим собой, тогда все будет правильно.- В одном из интервью вы сказали: "Ничто никуда не движется. Мы просто живем. Единственное, что заслуживает внимания, - свобода". Формула свободы есть?
- Об этом можно много говорить. Но, в принципе, сначала надо освободиться от собственности. Мы все ее рабы. Когда ничто в мире не будет являться собственным, а просто будет существующим, - это и станет первым шагом к большой свободе.- Вы имеете в виду коммунизм?
- Коммунизм - это насильственное делание всех бедными.- Политики звали вас когда-нибудь в свою команду?
- Ни один политик не является настолько сумасшедшим, чтобы позвать нас на свою сторону. Мы, музыканты, опасные - можем потопить этот корабль.- В Беларуси в последнее время упорно пропагандируется идея о необходимости героико-патриотического воспитания молодежи и развития у нее любви к Родине. Ваше мнение: нужны ли такие "прививки"?
- Это то же самое, если бы в школе воспитывали любовь к матери. Бессмысленно! В человеке это есть или нет. С патриотизмом рождаешься, если живешь не в кривой стране. Это естественное ощущение. А воспитать его нельзя. Занимаясь этим, можно воспитать лишь лжецов.- Борис Борисович, вы перевели "Тибетский трактат о буддизме" и тем самым приобрели славу самого известного буддиста России. Считаете вы правомерными заявления многих современных психологов и социологов, что главное отличие Запада и Востока заключается в разности их духовных культур: Запад - это культура вины, а Восток - культура стыда?
- Мне отчасти и пришлось перевести несколько буддистских книг потому, что понимание здесь Востока основано на книгах чудовищно неграмотных людей. Востоком я занимаюсь 30 лет и ничего против стыда в них не замечал.- Вы когда-то сказали: "Выбранный мною путь позволяет жить в состоянии оптимального экстаза. Я хотел бы всю жизнь пребывать в этом состоянии". Получается?
- По крайней мере, это благородная попытка.- Я знаю, что вас огорчает, если вас узнают в новых песнях. Вы стремитесь непременно удивлять. Зачем?
- Опыт подсказывает, что вещь, сделанная в первый раз, несет на себе печать божественности. В идеале хорошо бы даже старые песни петь так, чтобы они удивляли. И иногда у нас это получается.- Известен тот факт, что вы пишете маслом, даже бывают выставки ваших картин. Писали прозу. Во всяком случае, повесть "Иван и Данило" достаточно известна. Что-нибудь еще из прозы в последнее время написали? И насколько вам интересна работа в кино и в театре?
- Прозу пока не пишу. Что касается театра, то попросил меня мой друг Олег Меньшиков написать музыку к его спектаклю "Кухня" - я и написал. Попросил Соловьев - я написал песни к его "Ассе" и музыку к "Нежному возрасту". Я просто выполнял просьбу друзей, и все.- Современная российская эстрада вам интересна? Кого из композиторов вы бы выделили?
- Помню, был Чайковский... еще Мусоргский был хорош...У Земфиры есть что-то милое, у Линды пара песен... Понимаете, люди просто очень мало хотят. Если бы они захотели сделать что-то, что перевернуло бы мир, у них многое бы получилось. Но они просто хотят зарабатывать деньги и стать главными в своем квартале. Это неинтересно.БГ хочет многого и не перестает удивлять. Концерт "Аквариума" в зале КДЦ ОАО "КИМ" прошел с аншлагом, хотя музыкантам этот концерт прибыли не принес. Заезжие москвичи, пресытившиеся модными тусовками и различными слухами, были удивлены, что БГ был общителен и мил с журналистами. Лидер русского рок-н-ролла высказал свое удовлетворение концертом, только заметил, что могло быть еще лучше, если бы зрителей не сковывали места, и те могли бы свободно выражать свои эмоции и чувства. Приезд БГ с "Сестрой Хаос" в Витебск - сенсация сезона! Но как заметил в разговоре Гребенщиков, наш город он посетил с удовольствием, так как именно такие города и являют для него суть России.
Редакция рассылки (до 23 июня): irka@aquarium.ru
Гостевая книга "Пустых Мест"