Пустые места группы "Аквариум"

 190-й выпуск, 14 мая 2002

КОНЦЕРТЫ АКВАРИУМА

15.05 - Санкт-Петербург, ДК Ленсовета, "День рождения Пушкинской, 10" (сборный концерт с участием ДДТ и др.). Начало в 19-00

1.06 - Бостон
2.06 - Вашингтон
5.06 - Нью-Йорк
7.06 - Кливленд
8.06 - Чикаго
11.06 - Денвер
15.06 - Сан-Диего
16.06 - Лос Анжелес
18.06 - Сан-Франциско
21.06 - Портленд
22.06 - Сиэттл

USA cross-county tour, June 2002

Все подробности про американский тур (адреса, время, телефоны) читайте на специальной странице официального сайта. Там же можно уже сейчас купить билеты. Имеет смысл не откладывать, потому что некоторые концерты в очень небольших залах, например, только по 350 мест в Бостоне и Лос Анжелесе.

Не забывайте записывать и присылать свои впечатления от концертов.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

* К следующим 4 альбомам антологии (Дети Декабря, Десять стрел, Равноденствие, Русский альбом) тоже потребуются бонус-треки. Названы "Козлы" и "Меня Зовут Смерть" (видимо, концертные варианты, отличные от записи на "Библиотеке Вавилона").
Кажется, нескольких концертов вроде этих - ДК Крупской (1986), ДК Связи (1988, 1989) - будет вполне достаточно для этой задачи... Если у вас есть идеи, что куда надо добавить - пишите в заведенную для этого гостевую книгу.

* Новости чартов.  В хит-параде "Нашего радио" песня "Растаманы из глубинки" неторопливо движется вверх. На этой неделе - 12 место. Все в наших руках :) На сайте "Открытого радио" в хит-параде 11-ю неделю держится "Брод" - сейчас на 2-м месте.

Проголосуй за песню АКВАРИУМА!

В "ПЕСНЕ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ"

12.05.02 Зачем? (432 kb)
Концерт БГ "Альтернатива". 1983.
В конце трека вы услышите радостное восклицание БГ, имеющее некое продолжение, которое вы найдете в "Песне из коллекции" на следующей неделе... :-)
По мотивам заявки Оськи Бахмутского

НЕ ПЕСНИ

"Альманах "Про Рок", изданный ООО "Рок-клуб", уникальное издание, открывающее любителям рок-музыки их кумиров в новом ракурсе. Здесь собраны стихи, проза, публицистика, дающие возможность еще ярче увидеть и лучше понять этот неповторимый и яркий рок-мир. С читателями доверительно беседуют Борис Гребенщиков и Наталья Медведева, Маргарита Пушкина и Андрей Игнатьев, Дмитрий Ревякин, Илья Кормильцев и другие его герои и авторы."
Журнал "Фонограф" октябрь-ноябрь 2001.

Эта книга, безусловно, будет ценным подарком тем, кто испытывает благоговейный трепет при словах "русский рок". Альманах, с виду похожий на школьную тетрадь и даже дневник, несомненно, определенную "дневниковость" содержит. Но особого рода. Здесь собраны тексты людей, стоявших у истоков отечественной рок-музыки, тех, кто создал ее неповторимый колорит, кто давал и дает ей живительный импульс самоопределения (Алексей Романов, Илья Кормильцев, Маргарита Пушкина, Борис Гребенщиков). Однако принципиальное отличие сборника от уже существующих антологий, посвященных русскому року, в том, что он знакомит нас не с песенным творчеством данных авторов, а с прозаическими текстами и стихами, не ставшими песнями, что делает его уникальным.
Проделав немалые историографические изыскания, автору-составителю альманаха "Про рок" Владимиру Марочкину удалось обнаружить первую рок-песню на русском языке, написанную еще в 1965 году. Ее текстом и открывается сборник.
Издание грешит, пожалуй, неким перебором в сторону социального пафоса и беспрестанного поминания событий 1993 года, но это компенсируется искренностью авторов книги, чей серьезный и очень личностный подход к описанию исторических и культурных реалий нашего времени способен стать реальной альтернативой беззаботной циничности идеологов поколения "Пепси" и MTV. Так держать!
журнал "Ятъ" ноябрь 2001

Подробнее - на сайте "Р-клуб"

Борис Гребенщиков в этом сборнике представлен чем-то, что в оглавлении называется "публицистика". Где-то я даже прочла, что, якобы, текст был сдан в рукописном виде и так и вошел в сборник. Коли так - какое поле для графологичесикх исследований! :-)

КАК ЭТО ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ

Под таким заголовком будет постепенно публиковаться информация о переиздаваемых альбомах. Альбомы, повторюсь, надо непременно покупать - именно в таком виде следует сохранять наследие любимой группы :) Но это не повод скрывать от общественности все прелести вновь выпущенных дисков: правильный порядок и список песен, бонус-треки, оригинальные обложки, уникальные фотографии, выверенную информацию о музыкантах и авторах, тексты об истории создания альбомов, благодарности. Сегодня -

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО (1981)

лицевая сторона

обратная сторона

обложка Антологии

В записи принимали участие: БГ, В.Гаккель, А.Романов, М.Файнштейн, А.Александров, Е.Губерман, А.Кондрашкин, С.Курехин, В.Козлов+М.Браун

Музыка и тексты - БГ, кроме "Death of King Arthur" (БГ/А.Романов/T.Malory)
Запись - Андрей Тропилло.

Фото - Андрей "Вилли" Усов

Ремастеринг - А. Субботин, "Saturday Mastering Studio" 2002
design: (c) 2002 derbenev

АКВАРИУМ благодарит А.Тропилло и П. Северова за предоставленные фонограммы, а также А. Агеева за предоставленные фотоматериалы

(с) Б.Г. 1981
(с) Студия "Союз" 2002

Герои
Марина
-30
Death of King Arthur
Блюз простого человека
Кусок жизни
Летающая Тарелка
Мой Друг Музыкант
Вавилон
Прекрасный Дилетант
Мне Было Бы Легче Петь
Кто Ты Теперь?

bonus-tracks:
Блюз простого человека (studio version)
Ребята ловят кайф
Белое реггей

ИСТОРИЯ
Фотография из буклета В жизни любой культовой рок-группы есть один-два концерта, которые принято считать главными. У "Doors" - это Нью-Хейвен и Майями, у "Rolling Stones" - Алтамонт, у Ника Рок-н-Ролла - Череповец. У "Аквариума" таким пиком стало выступление в Тбилиси на всесоюзном рок-фестивале "Весенние ритмы-80". Именно после этой акции вокруг музыкантов из Ленинграда образовался нимб истинных, а потому непризнанных пророков.
Март 1980 года. "Аквариум" приехал в грузинскую столицу в идеальном составе. Квартет БГ - Гаккель - Фан - Дюша был усилен фаготистом Сашей "Фаготом" Александровым и Женей Губерманом, который уже побывал в Тбилиси на крупном джазовом фестивале (в составе ансамбля Голощекина), где получил приз как лучший барабанщик. Для людей несведущих "Аквариум" выглядел тихим акустическим ансамблем с виолончелью, скромно приехавшим поучиться у старших товарищей вершинам исполнительского мастерства. "Люди, которые пригласили нас на фестиваль, плохо понимали, с кем связались", - ухмыляется Гребенщиков.
Еще за несколько месяцев до Тбилиси музыканты группы не на шутку заболели панк-роком. "Наш эквивалент панка - это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат, - говорил Гребенщиков в то время. - Панк - это большая энергия и стремление к непривычным, неортодоксальным звукам. Панк включается в себя, в частности, неправильное пение, неправильную игру".

Впервые за свою историю у "Аквариума" были все технические возможности реализовать подобные замыслы. Единство панк-теории и панк-практики было продемонстрировано в Тбилиси по полной программе. Выступление "Аквариума" началось с псевдоиндуистской импровизации: виолончель, фагот и флейта. "Мы вышли, и я сразу почувствовал по реакции зала, что все уже находятся в некотором шоке, - вспоминает Гребенщиков. - Губерман кричит Фану: "Блюз свиньи в ушах давай!" А я говорю: "Может, не надо?"... Я помню, что мне было страшно".
Фотография из буклетаДальше началась тяжелая мистика - ребята в пиджаках и галстуках заиграли монотонный деструктивный рок: нервную "Марину", морозящие кожу "Минус тридцать" и, наконец, "Кусок жизни", в которой Гребенщиков с Севой Гаккелем страшными голосами вопили: "Пока я не вышел во-он-он!!!". Затем изголодавшиеся степные волки превратили невинный "Блюз простого человека в некий смычково-духовой панк - с какой-то невероятно атональной виолончелью и абсолютно безумной партией фагота. "Мы готовили специальную программу!" - радуется жизни Фагот. Когда спустя много лет журналисты попытаются проинтервьюировать Александрова на тему Тбилиси, легендарный музыкант смог описаться свои ощущения лишь на языке энергичных междометий. Размер его зрачков при этом превысил все допустимые допинговыми комиссиями нормы для спортивных соревнований.

"Половины бы не случилось, если бы не Губерман, - вспоминает Гаккель. - Он играл, как Кейт Мун - стоя за барабанами. Барабаны были чужие, группы "Гунеш", и почему он их не разбомбил, до сих пор непонятно".
Сам Гаккель оказался тоже парень не промах. На финальной "Летающей тарелке" он пытался убить виолончелью катающегося по полу Гребенщикова, который, в свою очередь, кусал струны у летающего над его головой громоздкого смычкового инструмента. Программу до конца доиграть не удалось - включили свет, на сцене все зафонило, а жюри в знак протеста покинуло зал. Судьба "Аквариума" была решена.
"Борис в то время сильно увлекался панком, - вспоминает Андрей Макаревич, чья группа заняла на фестивале первое место. - И если он хотел организовать в Тбилиси скандал, он его организовал".
"Группа "Аквариум" произвела самый большой фурор на фестивале, - писала по горячим следам местная пресса. - Они добились возмущения жюри своей монотонной музыкой и поведением на сцене, они добились возмущения публики...".

Фотография из буклета"Аквариумовский" "секс с виолончелью" имел непредсказуемые последствия. Спустя несколько дней группа успела сыграть еще один концерт в Грузии - в цирке города Гори. "Администратор цирка был к нам с самого начала профессионально холоден, - вспоминал Дюша. - Но одну фразу себе все-таки позволил: "Делайте, что хотите, только "смичек в жёпа" не надо..." Над смыслом этой фразы уже не первое десятилетие бьются "аквариумоведы", но разгадка еще только впереди".
...Концерт в Гори был отснят на профессиональную аппаратуру финским телевидением. В принципе, "Аквариум" должны были снимать еще на тбилисском концерте, но у человека, державшего камеру, в ужасе от увиденного парализовало руки, и он не смог нажать на кнопку. У финнов оператором работал молодой чилийский парень - судя по всему, с крепкими нервами. По крайней мере, Гребенщиков вместе с Троицким откопали финско-чилийского оператора где-то на юго-западе Москвы - вместе с чудом сохранившейся пленкой из семи композиций, которая вскоре стала первой стороной альбома "Электричество".

После тбилисского скандала Родина встречала духовных наследников Роттена с распростертыми объятиями: Гребенщикова выгнали с работы, а "Аквариум" - с репетиционной точки. Теперь "Аквариуму" оставалось найти студию и записать вторую часть электрической программы, но обстоятельства долгое время этому противились. Первоначально, воспользовавшись служебным положением Майка Науменко (работавшего в Большом театре кукол, в арсенале которого имелась пара магнитофонов), "Аквариум" записал акустические версии пес "кто ты такой" и "Мой друг музыкант". Последняя композиция была написана весной 80-го года на квартире у Гаккеля и являла собой собирательный распиздяйский образ музыкантов " Аквариума": вначале попьем чайку, потом покурим, а потом, после коньяка, возможно, порепетируем.

Попытка записать электрические версии "Марины" и "Минус тридцать" в только-только открывшейся студии Андрея Тропилло завершилась неудачей - Гребенщиков не любит эти версии и по сей день. Вдобавок ко всему где-то в питерском тумане растворился Фагот, ушел Губерман. Фактически, все надо было начинать с нуля.
По большому счету, в студийной работе многое в ту пору было непонятно. Как "максимально достоверно" записывать на два двухканальных магнитофона рок-группы никто из знакомых звукорежиссеров толком не знал. Ни у Тропилло, ни у музыкантов "Аквариума" не было ни консультантов, ни необходимой литературы. Прорываться сквозь мглу тотального невежества приходилось в одиночку - методом проб и ошибок.
"Аквариум", получивший ощутимое поражение в студийной битве за электричество, принялся записывать полуакустический "Синий альбом", пытаясь отрепетировать электрическую программу на концертах. Теперь играли не только без лидер-гитариста, но и без фагота. На смену Губерману пришел Саша Кондрашкин, в совершенстве владевший барабанными брейками, которые органично вписывались в реггей-стиль "Вавилона" и песни "Мой друг музыкант". В самом конце работы над "Треугольником", в творческий процесс влился Курехин, роль которого в аранжировках остальных песен "Электричества" переоценить сложно. В одну из ночей в студии нарисовался Губерман, сыгравший барабанную партию в "Прекрасном дилетанте" - пронзительной композиции, названной тогда в подпольной рок-прессе "лучшей песней 81 года".

Фотография из буклетаКачество студийной работы "Аквариума" не отставало от качества аранжировок и развивалось семимильными шагами. В подтверждение этого тезиса достаточно сравниться звучание осенней сессии 80-го года ("Марина" и "Минус тридцать", вошедшие позднее в бутлег "MCI") с треками из " Электричества", записанными через несколько месяцев. Методика записи в обоих случаях была практически одинаковая, глубина звука и энергетика - разная. Прогресс тандема Гребенщиков - Тропилло был налицо. С утра до вечера и с вечера до утра руки Андрея Владимировича носились по кнопкам микшерного пульта, как пальцы пианиста по клавишам рояля. Это было высокое искусство, следствием которого стала на редкость профессионально записанная вторая часть альбома "Электричество".
Поскольку лидер "Аквариума" не имел дурной привычки задумываться о форматах, продолжительность альбома составила 50 минут (вместо вмещающихся на бобины 40 минут). В результате подобный ход сыграл с "Аквариумом" злую шутку. Подпольные дистрибьюторы распространяли альбом, что называется, по-своему. Вначале на пленки записывали студийную часть "Электричества", а качестве бонуса шел концерт. У тех, кто фиксировал альбом в каноническом порядке, на пленку не вмещались последние композиции "Мне было бы легче петь" и "Кто ты теперь". Многие поклонники были уверенны, что "Прекрасный Дилетант" - финальная песня. Все стало на свои места после переиздания альбома на компакт-диске через 15 лет после выхода магнитоальбома. На виниле "Электричество" не издавалось - ни в 80-х, ни в 90-х.

Несколько слов о фрагментах, оставшихся за бортом "Электричества". Интересно, что несколько песен из концертной части попали в альбом с текстовыми купюрами. Порой лидер "Аквариума" от волнения забывал слова, порой петь оригинальный вариант без купюр (например, "она устала, она охуела") было равносильно самоубийству. В извилинах времен оказался утерянным первый вариант текста "Летающей тарелки", который Гребенщиков исполнял еще во время концертов на факультете прикладной математики. "Когда-то в "Известиях" появилась статья, что в Петрозаводске обнаружили летающую тарелку, - вспоминает лидер Аквариума. - Я был в диком восторге, потому что у меня было ощущение: мол, наши прилетели. Все, что не было связано с совком, было для меня нашим. Я страшно обрадовался и написал песню, которая первоначально кончалась тем, что "если б тарелкой был я - над Петрозаводском не стал бы летать никогда, над этим дерьмом не стал бы летать никогда"... Естественно, в Тбилиси пришлось некоторые слова переделать и все-таки сделать какие-то фразы более цензурными. Иначе нам было бы совсем плохо".

Фотография из буклетаИ еще. Не все знают, что на репетициях в Тбилиси уже исполнялись только что написанные "Сыновья молчаливых дней". К сожалению, ни на одном из двух концертов эта композиция не прозвучала. "Очень жалко, что мы исполнили "Сыновья молчаливых дней", - сокрушался впоследствии Гребенщиков. - Поскольку Сашка Александров там играет такие чудовищные вещи, что King Crimson просто отдыхает. Звук фагота, усиленный микрофоном - это было нечто. Естественно, в звукозаписи передать тогда это было невозможно. В альбоме "Табу" композиция очутилась "задним числом" - в Тбилиси мы не стали ее играть из-за стремных текстов".
Как известно, часть песен из альбома "Электричество" имела впоследствии вторую и третью жизнь. "Марина" и "Минус тридцать" еще несколько лет исполнялись на концертах, пока не стало, что гитара новобранца Ляпина забивает не только флейту и виолончель, но и вокал. Англоязычный "Артур" (написанный по мотивам ортодоксальной книги Томаса Мэлори "Смерть короля Артура") почти без изменений перекочевал в "Radio Silence". "Вавилон" в модернизированном виде оказался на альбоме "Территория" и часто исполняется на концертах. По словам Гребенщикова, "мы ее играем, потому что в нашей сегодняшней жизни часто не хватает правильного ритма".

Александр Кушнир

БОНУСЫ (рассказывает Павел Северов)

Блюз простого человека (studio version) - mp3
"...студийная версия, ранее мной не слышанная.
Вероятно, из запасов А.Троицкого, судя по тому, что он присутствует в списке благодарностей за предоставленные фонограммы. Наверное, это одна из любимых песен нашего знаменитого рок-критика. Когда-то давно я читал его воспоминания о том, как он в преддверии Тбилисского фестиваля привез "Аквариум" в Москву, и услышав от них, чуть ли не по дороге с вокзала "...и я сказал - Иди ты на!..." очень сильно обрадовался, потому что понял, что наконец нашел первых русских панков."

Ребята ловят кайф - mp3
Белое реггей - mp3
"...песни с концерта 81-го года в ДК Кусковского химзавода в Москве. Запись концерта довольно широко распространена ("в узких кругах" :-)) Кроме того, сам концерт и то что происходило вокруг него неоднократно описал по крайней мере в двух своих книгах один из героических организаторов этого мероприятия - Илья Смирнов."
Это тот самый концерт, где было сказано, что московская аппаратура "просто не позволяет воспринимать себя всерьез" :)) Интересно - а что, сейчас они себя уже воспринимают всерьез? :)

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

В 188-м выпуске было опубликовано интервью БГ, данное в Петрозаводске, где он восхвалял этот город. Невозможно было удержаться - и я тут же привела соответствующую цитату из буклета к "Электричеству" (см. выше). Как говорится, "в редакцию пришло письмо" :) Из Петрозаводска нам пишет Вадим Штепа, редактор журнала ИNАЧЕ:
"...с ехидством тоже замечу, что оное наблюдение является четким
подтверждением космического закона притяжения противоположностей. Где
нет дерьма, там нет и тарелок. И БГ это видимо именно таким образом и
открыл! :)"

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

г. Вильнюс, Дворец Конгрессов, 12 апреля 2002г.

Из Вильнюса пришло несколько невразумительных откликов, в основном восторженных настолько, что трудно было даже предположить, что там происходило :) То признавали очевидный профессионализм, то докладывали об исходящем сиянии... Единственное письмо, похожее на отчет :) - тоже ничего не объясняет, но опубликовать представляется возможным только его.

From: "algirdas bartkus" <algirdasdzen@yahoo.com>
To: <irka@aquarium.ru>
Sent: 14 мая 2002 г. 1:26
Subject: Otchet

Я бы сказал, что концерт прошел успешно. Людей собралось действительно много. Организаторы концерта продали каждый квадратный сантиметр зала. То есть свободного места в зале практически не было. Люди сидели и стояли везде. Концерт снимали на камерах и, может быть, покажут по телевидению.

Звук определялся тем, что зал Дворца Конгрессов не расчитан на рок-концерты, кроме Аквариума там играет только классическая музыка. Во Дворце Спорта, где раньше бывали концерты, акустика позволяет разобрать звучание каждогоинструмента. А в этом зале -  не стоит винить Гончарова в том, что получался шквал звука, и иногда ударные и басы забивали все остальное, особенно на тихих песнях (прим. ред. - одна девушка назвала это "Led Zeppelin отдыхает"). После "Таможенного блюза" в зале началась "дискотека" уже на ногах, а не в креслах (прим. ред - говорят, к понятному неудовольствию публики, купившей самые дорогие билеты :))

Что касается самого концерта, то Аквариум играл, как всегда - очень хорошо. Из интересных моментов можно упомянуть о том, как Рубекин, вернувшись после "лживого" ухода, начал играть совсем не интерпретации на классические темы, а интерпретацию-синтез из heavy metal и классики. Было очень весело, БГ лучезарно улыбался. Одним словом, было ух как хорошо. Ну что еще тут сказать? Словами ничего не выразишь. Остается только список песен добавить и все. Этот список я вытащал из своей головы примерно час, и вот, что получилось.
1. Железнодорожная Вода
2. Дорога 21
3. Из Калинина в Тверь
4. Если бы не ты
5. Боже, помилуй полярников
6. Хилый закос под любовь
7. Немое кино
8. Аделаида
9. 500
10. Брод
11. Брат Никотин
12. Нога Судьбы
13. Растаманы Из Глубинки
14. Псалом 151
15. Кардиограмма
16. Северный Цвет
17. Русская Нирвана
18. Стучаться в Двери Травы
19. Таможенный Блюз
20. Не стой на пути у высоких чувств
21. Пока Несут Сакэ
22. Серебро Господа Моего
23. Партизаны Полной Луны
24. Пригородный Блюз
25. Мальчик Золотое Кольцо
26. Мария
27. Китай
28. Рыба
29. Вперед, Боддисатва
30. Мама Анархия
31. Небо Становится Ближе
А Аквариум хочется поблагодарить за эту радость и да хранят вас все хорошие существа земные и неземные. Ну, а дальше вы и сами всё знаете.

УШАМИ ГЛУХИХ

Давненько мы не читали рецензий. Для коллекции - журнал "Тинейджер" восклицает:

Не дождетесь!

БГ вернулся! Снова. После пластинки "Снежный лев", вышедшей в далеком 1996, АКВАРИУМ 6 лет чередовал безликие альбомы с очередными переизданиями стареньких нетленок, ничем не подкрепляя статус действующих звезд. Скептики, потирая руки, уже записали Гребенщикова в исписавшиеся легенды русского рока. Однако, когда последние надежды начали было таять, Борис Борисович неожиданно дал сто очков вперед птице Фениксу и в очередной раз вернулся из забытья, да еще как вернулся. Новый альбом АКВАРИУМА "Сестра Хаос", на днях появившийся на прилавках отечественных музыкальных магазинов, похоже, станет одной из главных пластинок 2002 года.

БГ вернулся! И не просто вернулся, а совершил грамотно подготовленное возвращение. Выход нового альбома совпал с юбилеем АКВАРИУМА - в 2002 году группе исполняется 30 лет, и грех было не использовать такое в "деле популяризации собственного творчества". БГ использовал. Шумиха вокруг АКВАРИУМА поднялась во всех российских средствах массовой информации от мала до велика, а Борис Борисович улыбался с каждой третьей афиши в Москве и Петербурге и со страниц каждого второго глянцевого журнала. Давненько на моей памяти те, кого мы относим к патриархам русского рока, так тщательно и активно не занимались своим PR-ом.

БГ вернулся! С одним из первых по-настоящему программных русских альбомов в XXI веке. С альбомом острым и социальным, каких за последние десять лет, пожалуй, не издавал никто, кроме завзятых борцов со всеми мировыми устройствами сразу. С первой же песни на слушателей буквально обрушиваются гвоздящие строки:
По улицам провинции метет суховей,
Моя Родина, как свинья, жрет своих сыновей...
или
Каждый раз, когда мне говорят, что мы - вместе,
Я помню - больше всего денег приносит "груз 200".

А сразу вслед за этой жесткой картиной действительности следует новый гимн АКВАРИУМА, с которым группа входит в новое время, призыв: "Время перейти эту реку вброд". Даже несмотря на почтенный возраст коллектива и всю солидность БГ, от этих песен бьет каким-то давно забытым духом восьмидесятых, энергетикой и задором того молодого и романтического поколения русского рока. В 30 лет АКВАРИУМ будто бы вновь переживает свою молодость.

БГ вернулся! И вновь покорил всех удивительно красивыми балладами. Если начинается новый альбом с резких и жестких песен, то заканчивается песнями проникновенно лиричными и нежными. Настоящей жемчужиной "Сестры Хаос" является записанная вместе со знаменитым этно-музыкантом Дживаном Гаспаряном песня "Северный цвет". Дживан - настоящая живая легенда Армении, один из немногих музыкантов, играющих на дудуке - небольшом духовом инструменте народов Кавказа, по традиции изготовляемом из абрикосового дерева.
Пронзительный плач дудука, гитарный перебор и магический голос Гребенщикова - вместе это гармонично создает непередаваемое словами состояние светлой печали. Вновь, как и много лет назад, нет других слов, кроме как: "Браво, маэстро!"

БГ вернулся! И, похоже, вернулся надолго. По крайней мере, творческих планов, которыми он делится в многочисленных интервью, у него хватит не на один год активной деятельности. БГ вернулся! И не в роли заплесневевшего в своей золотой оправе рок-динозавра, он вернулся героем современности. БГ вернулся! И еще раз подтвердил слова своей культовой песни: рок-н-ролл мертв, а он еще нет...

Артём Агапов

БЫВАЕТ И ТАКОЕ

На сей раз случайная ссылка привела на сайт про автомобили, гонки и прочее такое. И там не обошлось...
   Хотите верьте, хотите нет, но Борис Гребенщиков не мыслит себя без общественного транспорта. По словам лидера "Аквариума", это проверенный способ духовного обогащения, а также возможность ощутить себя нормальным человеком, а не "звездой", что тоже немаловажно.
   Гребенщиков не любитель шикарных лимузинов - долгое время он довольствовался автомобилем "Жигули", потом сменил его на Mercedes-Benz 180 и вполне доволен своим приобретением. "Может, для кого-то в возможности "убить наповал" коллег очередной автомобильной покупкой и заключается счастье, но лично для меня это сущий пустяк, - признается музыкант. - Не могу сказать, что равнодушен к комфорту, однако желание отличиться, тем более возвыситься над окружающими меня не посещает. Личный водитель, как вы догадываетесь, мне тоже ни к чему. Зачем он мне - водить машину? Но с этим я, слава Богу, сам справляюсь и, судя по тому, что пока жив, вроде бы неплохо. А предельные скорости и безопасность впридачу - для меня излишняя роскошь: едва ли я откажусь от музыкальной карьеры для участия в ралли. Да и поздно как-то, стар я уже."

Я не требовала от безымянных авторов заметки доказательств, что БГ им что-то об этом говорил, и не спрашивала - когда :) А если кому вдруг интересно - сказывают, что последние несколько лет БГ ездит на каком-то джипе и даже заявляет, что "вождение автомобиля - это наслаждение".

ИНТЕРВЬЮ

Журнал "ПУП", февраль 2002, Татьяна Устьянцева

Для "Аквариума" и его легендарного лидера Бориса Гребенщикова 2001 год выдался на редкость насыщенным и богатым на московские встречи - рок-фестиваль "Роковая осень", Хэллоуин в клубе "Место встречи", день рождения клуба "16 тонн" и серия концертов. Из-за такого напряженного графика начатый в гримерке Останкино разговор с рок-патриархом и гуру удалось продолжить только на следующий вечер в "Б-2". Тоже в гримерке. Так что разговор происходил в интенсивном темпе.

Б.Г.: Извини, я буду снимать штаны, мне скоро на сцену...(смеется) Можно, можно смотреть.
Общее оживление в гримерке. Наш фотограф опускает объектив и прячет в усах улыбку. Наконец, кто-то решается внести ясность: "Борис, это для какого издания?" (общий смех)
Б.Г.: Я раздеваюсь только для журнала "ПУП"!

Т.У.:Чем Вы обычно заполняете неловкие паузы в разговорах?
Б.Г.: Смотрю на собеседников.

Т.У.: Пусть сами выкручиваются?
Б.Г.: Не мне же выкручиваться. Молчание ничем не хуже, чем разговор.

Т.У.: Инопланетяне в одном французском фильме слушают "концерттишины"...
Б.Г.: Ну это еще Джон Кейдж делал. Есть одна настоящая тишина, из которой все идет - тишина и звуки. По отношению к ней все остальное дополнительно, даже тишина.

Т.У.: Вам часто присылают свои стихи?
Б.Г.: Бывает. Скажем, пять раз в неделю.

Т.У.: Все, конечно, талантливые?
Б.Г.: Поскольку у нас не развита культура, талантам взяться неоткуда. Люди, как правило, пишут, не читая стихов других людей вообще. Поэтому получается изобретение велосипеда, не очень талантливое.

Т.У.: Есть ли у Вас какая-то вещь, которую приятно возить с собой, как талисман?
Б.Г.: Гитару, например (смеется). И самого себя.

Т.У.: Вы сентиментальны?
Б.Г.: А что это такое?

Т.У.: Это когда, к примеру, человек может заплакать от переполняющих его чувств.
Б.Г.: Тогда это не сентиментальность, а удовольствие от жизни, когда я хорошую музыку слышу или кино хорошее смотрю.

Т.У.: Вы обидчивы?
Б.Г.: Не знаю... Это зависит от того, кто будет обижать, как, с каким умыслом? Если мне нахамят, то я могу нахамить в ответ, легко! Очень легко. Даже слишком. А иногда... Это связано с тем, нужно человека остановить или нет. Если он по глупости, то можно и не обращать внимания.

Т.У.: С глупыми сплошная трата времени.
Б.Г.: Так все же люди глупые, так или иначе...

Т.У.: Но среди нас так много умных!
Б.Г.: Ой, напишите списочек! Мне будет интересно познакомиться! Беда нашего времени в том, что мы из людей, которые хоть что-то умеют делать, начинаем делать героев и подробно рассматривать их пеленки. Они просто выполняют свою работу, и есть то, что они сделали, а не то, какие они, как жили.

Т.У.: А как же воспитание на примерах из "жизни замечательных людей"?
Б.Г.: То какого цвета подштанники у Брюса Уиллиса, никого не может воспитать.

Т.У.: Не подштанники!!!
Б.Г.: Ну хорошо, иконы. Какого цвета иконы у Брюса Уиллиса. Неважно. Мне он нравится в какой-то роли, а в какой-то не нравится.

Т.У.: А Вам нравится как Брюс поет?
Б.Г.: Я, no-счастью, не слышал, но есть люди, которые поют немножко лучше, я слушаю их.

Т.У.: А вы до сих пор по крышам ходите?
Б.Г.: Я ходил, когда я жил на крыше, это было лет 10-12 назад. Понимаете, оттого, что нас засунут на крышу или в подвал, мы от этого не меняемся. Если человеку не интересно, то ему все будет скучно. Я знаю - я переболел. Люди лезут на крышу, потому что им скучно стоять внизу, они не понимают, что оттого, что они переместятся на 20 метров вверх, они не изменятся. Им через 10 секунд станет скучно.

Т.У.: Ну да, если за впечатлением - то скучно, а если за вдохновением, за тишиной?
Б.Г.: Мы же уже договорились, что тишина не очень нужна...

Т.У.: Есть ли в подлунном мире музыкальный инструмент, который тебе интересен и который ты хотел бы задействовать в ближайшем будущем?
Б.Г.: Есть целый ряд народных инструментов, особенно восточных. В Китае есть замечательный инструмент, не знаю как называется - струна с изменяемым натяжением. Совершенно фантастический! Пока я до него не добрался, но доберусь! И нужен музыкант, который мог бы на нем играть.

Т.У.: Китаец?
Б.Г.: Китаец.

Редакция рассылки (до 23 июня): irka@aquarium.ru
Гостевая книга "Пустых Мест"