ПУСТЫЕ МЕСТА
201 выпуск, 30 июля 2002 

 [ новости ] [ цитаты ] [ отчеты ] [ история ] [ книги ] [ mp3 ] [ архив]


в "Пустых Местах"
в Интернете

Лозунг момента:
Cabron, Cabron!

КОНЦЕРТЫ

  • 09 августа - Москва, "Б2"

  • 10 августа  - Москва, "16 тонн"

  • 11 августа  - МО, Раменское, фестиваль "Нашествие"

  • 13 августа  - Рига, фестиваль памяти Цоя

После этого группа вернется в студию, где продолжит уже начатую работу над новым альбомом.

НОВОСТИ ПМ

* 26 июля 2002
В разделе "Книжная полка" в рамках задания на лето на сервер Пустых Мест выложены книги различных авторов и различной тематики: от детских сказок до философских трактатов. Читайте.

* 25 июля 2002
В "Книжной полке" - Чоки Ньима Ринпоче "Учение о предварительных практиках" (~90 Kb). Спасибо Сюзанне Райх, Стасу Томашпольскому и Владимиру Заводчикову за перевод. На благо всем живым существам.

СПРАВКА

Песня "Три сестры" с альбома "Навигатор"
[ mp3] [ текст ]

Версия мифическо-географическая
В Тибете ("том далёком краю, где не ходят поезда") на коре (тибетское слово, обозначающее совершение паломничества) вокруг горы Кайлаш (Кайлаш служит объектом поклонения для четырёх религий в Азии) находится гора Цела Намсум с тремя пиками, которые олицетворяют собой трёх сестёр - богинь долголетия: Дролма, Цепаме и Намгьялма (три Тары). Масть у "Трёх Сестёр" действительно чёрно-бело-рыжая - см. фото.

Увеличить Увеличить

Тибет, "Три Сестры"

Тибет, на коре вокруг Кайлаша

Версия алкогольно-практическая
В Непале (БГ, как известно, часто бывал в этой стране) около буддийской ступы  Бодданатх действительно царит очень благожелательная и спокойная атмосфера ("в мире всё легко и любо"), пока вдруг (!) на пути не возникнут "Три Сестры" - ресторан, который находится прямо на коре вокруг священной ступы. Со всеми вытекающими последствиями.

Увеличить Увеличить

Непал, "Три Сестры"

Непал, ступа Бодданатх

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

From: Helena A. Moxiakov 
To: Пустые Места
Sent: Monday, July 22, 2002 7:09 PM
Subject: !!!

Доброго времени суток!
Если Вы видели интервью в журнале "Ваш Досуг", и его кто-то вдруг собрался куда-то набирать и выкладывать, то умоляю Вас этого не делать, потому что это полный бред - то, что там вышло. Я, конечно, понимаю, что редакция адаптирует все для предполагаемого читателя, но я за это не отвечаю :-) И уж точно, не написала бы, что змеевку делают из засушенных змей. Если надо, могу выслать нормальный, первоначальный вариант.
С уважением,
автор.

Невидимый Борис Гребенщиков
или 3 часа за одним столом с “Аквариумом”

Всегда полезно поймать артиста на досуге, в естественной для него среде. Раньше, читая чужие интервью, я никак не могла отделаться от мысли о том, что к БГ ходят за советом, а он всех поучает, отвечает не на вопрос и постоянно умничает, особенно, когда он бросался фразами типа “время придумали коммунисты”. Все-таки, некрасиво, когда умничает умный и интеллигентный человек. Как же весело было, когда после первых же минут общения, весь этот ореол пафоса вокруг его персоны внезапно рассеялся, и оказалось, что БГ либо прикалывается, либо… С удовольствием выпендривается, потому что его сердцу действительно 14 лет. Нормальное подростковое развлечение – а вы что подумали? Он любит рассуждать о том, что ему интересно, и изящно уворачивается от ответа, если его пытают о скучной нелепице. Потому что ему действительно часто задают те немыслимо идиотские вопросы, за которые неизвестно с какой стороны браться, и те немыслимо идиотские вопросы, на которые он давно нашел ответ. Он может позволить себе роскошь говорить серьезно о несерьезном и наоборот. БГ не виноват, что ему навязали роль гуру, которой он не слишком тяготится, потому что он - прирожденный лидер, всю жизнь учившийся “искусству быть смирным”. 

БГ: Пока ты ограничена своим я, ты не узнаешь свободы. Смирение – это значит, по крайней мере, иквализировать свое я, понять, что ты и я – это разные вещи.

Он сказал “ограниченА”, значит разговаривает не сам с собой, а собеседником. БГ не ограничен своим я, хоть и блюдет свое прайвиси. Но даже от неограниченного БГ я не ожидала вопроса: “Послушала альбом? Ну и как тебе?”

Мы сидим в китайском ресторане, где “Аквариум” питается в перерывах между записью новых песен и пьет змеевку. Музыканты “Аквариума” постепенно подтягиваются к столу и встревают в разговор. Они тоже разрушают мифы и никак не вписываются в имидж солидной престарелой группы, исполняющей серьезную музыку. Это большая семья, которая непрерывно колесит по всему земному шару. У них маленькие сумки с одеждой и огромные инструменты. Они все время вместе, но им всегда есть, что рассказать друг другу. Их рассказы - не пронумерованные анекдоты, а увлекательные, смешные, реальные и нереальные истории, которые не кончаются и не повторяются. Невозможно просидеть с ними за одним столом и не лопнуть со смеху, и уж тем более - есть. Они ужасно напоминают повзрослевших персонажей популярного в советское время экспортного мультика. Помните? “Каждый маленький ребенок, вылезая из пеленок…” 

БГ: У меня был замечательный автомобиль – оранжевая единица ("копейка" Жигулей - прим. СВ). Я перестал на ней ездить, ее купил один человек, и она у него развалилась, когда он выехал на ней со двора. Вот это и есть смерть – когда машина разваливается, потому что она больше ехать не может. Смерть – это наивысший дар Бога, потому что когда от одного тела устаешь, всегда есть возможность попробовать другое тело, другой пол, другой цвет волос, другую сексуальную ориентацию. Всегда хотел попробовать другой пол. Этот сексизм мне надоел. Мол, “я женщина, тебе никогда не узнать, что это такое”, а мне обидно, мне хочется умереть раз-другой…

Шар: Что ты хочешь этим сказать, Боря? “Я женщина, и тебе никогда не узнать”…

БГ: Ну, да... ТЫ – женщина? Какая ты женщина? Ты женщину хоть раз в жизни видел? Кстати, женщина с такой прической, как у тебя... Да она удавится скорее!.. Муза воспой Ахиллеса, пелеева сына, что ахеянин косматой сохой на х... Хи-хи. Гомера надо читать. По ночам.

Появляется Алик Потапкин в наряде а-ля Че Гевара, но в белой рубашке и при полуразвязанном галстуке.

АП: На концерт так нормально?
БГ: У тебя такой вид, как будто ты только что замочил албанцев человек триста.
АП: Нет, это называется “возвращение Будулая”. 
БГ: Вуду лая...

Приносят лепешки

БГ: Хлеб – это мясо убитых зерен.

- Как вы едите этими палочками? У меня что-то перестало получаться...

БГ: А это всегда так, с любыми практиками так. Сначала Бог дает, чтобы было легко, чтобы привязаться, а потом идет период очень долгий, когда ничего не получается, как все тибетцы жалуются. А потом начинает получаться опять, но уже заслуженно... 

Я принимаюсь тренироваться, и шутки ради, зажимаю китайскими палочками сигарету, пытаясь ее прикурить и не выронить. Добившись успеха через пару минут, я поднимаю глаза и вижу, что весь и присутствующий “Аквариум” во главе с Борис Борисычем увлечен тем же занятием – улыбки до ушей, глаза блестят, как у карапуза, поймавшего гусеницу. Потом нам приносят тарелку мяса. Беседа приобретает новый оттенок.

БГ: Я кур боюсь. Я просто был свидетелем одного случая, когда дикие куры разорвали отряд римских легионеров, которые возвращались из Кармапил. Я не могу их есть с тех пор, эти лужи крови чудовищные, оторванные головы…

- С тех пор вы кур не едите?

БГ: Считай, лет 23000... Нет, я иногда ем, но закрываю глаза. А с тех пор, как грибы разорвали... Хахаха... отряд знакомых якутов, а гуси спасли Рим от отряда кур… Гусей можно есть. Я ничего против не имею, просто, жарко, пахнет, лужи крови и щиты эти бронзовые...

Еще минут десять в том же духе о древностях, Пелевине, Макаревиче, эллинах и еще Бог знает ком. К слову вспоминаю, что все мои путешествия по Египту мне так и не удалось выяснить, кто такой Рамзес IV.

БГ: Теперь это уже можно говорить (тогда было нельзя). Рамзес IV известен только тем, что про отца его известно все, а про него ничего неизвестно. Я ломанулся (и прорвался-таки!) в его гробницу, куда никого не пускают. Меня все отговаривали: “Нет! К нему не надо ходить”. И гробница его представляет собой исключительное зрелище. Единственная гробница, куда вломились копты в каком-то веке, сбили все, до чего они могли дотянуться, и расписали своими крестами. Единственная гробница! Я спрашивал у всех – только там. Там замечательная богиня ночи, огромная, а все, что ниже этого уровня, сбито. Больше о Рамзесе IV ничего неизвестно. С Рамзесом я попал.

- А вы знаете, что Рамзес IV - популярная в Израиле марка презервативов?

БГ: (бурная мимика, заимствованная из финальной сцены “Ревизора”, за которой следует полная растерянность): С этой индустрией я, как Ленин...

Переходим к более адекватной индустрии – музыкальной.

БГ: “Аквариум” - это единственный известный мне коллектив людей, который делает только то, что хотел. Мы ездим по городам и весям, выпиваем, веселимся, играем песни, и нам еще за это платят деньги. Фантастика!

Слушает БГ, в основном, музыку ямайского происхождения. А свой последний альбом классифицирует, как танцевальную музыку.

БГ: Наша последняя пластинка основана на незаслуженно забытых народных танцах. Гопак, краковяк… О! Главные специалисты по гопаку пришли…

Подошедшие специалисты: По чему? По Игги Попу?

БГ: По гопаку. Я тут объясняю. Песня “Нога судьбы” – типичная гальярда, “Северный цвет” – мазурка, “Брод” - краковяк, “Кардиограмма” - танго. Импрессионистическое. А “500” - типичный гопак. Мы очень много перебрали, пробуя подобрать, какой танец подходит к песне “500”. Мы, когда поем или играем, всегда танцуем. А как у нас танцевал скрипичный квартет танец маленьких лебедей!

- Константин Никольский мне как-то пожаловался, что кто-то перепел летку-еньку, это не вы, случайно, были?

БГ: Летка-енька будет на следующем альбоме.

- У квачей есть фирменный танец “фонарики”

БГ: Я думаю, мы до этого еще интеллектуально не доросли.

- То есть “Аквариум” образца 2002 года выпустил альбом танцевальной музыки? 

БГ: Альбом должен был называться “Псалмы”, просто, старцы отговорили меня от этого названия. Я следуя примеру ближайшего родственника Царя Давида, написал 9 псалмов, необходимых мне в моей реальной жизни... 

Тут лицо БГ сделалось лицом человека, которого случайно посетила гениальная идея, и он обратился к своим галдящим товарищам.

БГ: Чудаки, вы слушайте! Я говорю умные вещи, а вы... Все о своем! Я говорю, что у нас альбом псалмов.

Шар (удивленно): Псалмов?

БГ: Да. Псалмы, впервые в истории написанные на музыку гопака и мазурки.

Тут нам снова принесли змеевки, которой БГ со словами “Пусть Джа осенит своим благоволением все, что происходит”, немедленно окропил всех собравшихся. Потом были теологические дискуссии, в процессе которых мы узнали от БГ о том, что пора “скрестить православие с даосизмом”, что “экуменизм – это чушь собачья”, и что “жизнь – это школа души”.

- Что вы считаете своим самым большим недостатком?
БГ: Лень

- Есть ли, что-то, к чему вы стали совсем по-другому относиться?
БГ: То, что в народе называется сексом. Но это – тема для отдельного разговора за массой напитков и стимулирующих средств.

- Вас когда-нибудь предавали?
БГ: Я не думаю, что у кого-то была такая возможность... Предать можно только человека, который рассчитывает, что ты поступишь так, а не иначе. Я считаю, что каждый человек должен поступать так, как ему хочется.

- Бывало ли такое, чтобы вас не понимали близкие люди даже интуитивно? 
БГ: Очень часто. Я всегда считал, что меня понять вообще нельзя.

- А сами-то себя понимаете?
БГ: Понимаю, но не на рассудочном уровне.

- Что бы вы сделали, если бы стали невидимым?
БГ: Я и так невидимый...

Елена МОКСЯКОВА, http://lena-moxiakova.narod.ru/ 

P.S. Выше - авторский вариант интервью. Интервью, опубликованное в журнале "Ваш Дусуг", можно почитать тут: http://www.vashdosug.ru/article701.php

КАК ЭТО БЫЛО

Табу, 1982

Музыка/текст -  БГ, кроме "Радамаэрл" - БГ/В. Гаккель

В записи принимали участие БГ, Сергей Курехин, А. Ляпин, В. Грищенко, П. Трощенков, В. Гаккель, М. Васильев-Файнштейн, А. Романов.

АКВАРИУМ: БГ, В. Гаккель, С. Курехин, А. Ляпин, П. Губерман, Бутман, ВГ

Альбом записан летом 1982 года в студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника на Охте.
Фото - Андрей "Вилли" Усов

01. Сегодня ночью
02. Пустые места
03. Кусок жизни
04. Береги свой хой
05. Пепел
06. Никто из нас не
07. Игра наверняка
08. Аристократ
09. Сыновья молчаливых дней
10. Радамаэрл

bonus-tracks:
Сентябрь
В поле ягода навсегда

"Табу" буквально сразил всех напором и энергией. Пожалуй, это был первый альбом "Аквариума", в котором группе удалось воплотить все нюансы полноценного студийного звучания - резкого, мощного, а в отдельных местах - стервозно-истеричесного.
Основу "Табу" составили песни, написанные Гребенщиковым в конце 81-го года и ставшие базисом той электрической программы, с которой "Аквариум", несмотря на всевозможные запреты, выступал на подпольных концертах в Москве и Ленинграде.
К моменту записи альбома каждая композиция из "Табу" была обкатана "живьем". Если сравнивать архивные концертные записи "Аквариума" зимы и лета 82-го года ("Арокс и Штер" и "Электрошок" соответственно), нельзя не заметить прогресс, произошедший в звучании группы за эти полгода. Стало меньше халявы, появились сыгранность, драйв и ансамблевое мышление. Иными словами, к началу работы над "Табу" "Аквариум" находился в довольно приличной форме.

...В отличие от большинства студийных работ "Аквариума", концепция и драматургия "Табу" оказались на удивление мало замаскированными. Сам альбом начинается с телефонного звонка - по признанию БГ, конкретному человеку, близко с ним связанному. Тональность звонка определяла характер альбома и, по существу, являлась еще одним ключом к нему. Говорят, что тот несостоявшийся телефонный разговор в какой-то степени определил будущее Гребенщикова.
Изображение на обложке самого БГ выдает его тогдашние симпатии к "новым романтикам" - начиная от челки и слегка нелепого плаща и заканчивая импрессионистской по настроению фотосессией на развороте альбома. Любопытно, что увлечение лидера "Аквариума" электронной "новой волной" в духе UltraVox, OMD и Human League почти не отразилось на аранжировках. К примеру, хард-роковый боевик "Пепел" первоначально планировался как синтезаторная пьеса, сделанная в минималистской манере Гари Ньюмана, но при данном наборе аквариумовских инструментов реализация этой идеи выглядела утопией.
Первая половина альбома представляется собой блок жестких рок-номеров, в котором, с точки зрения "Аквариума", "гитара и пианино решают, кого из них должно быть больше". Вторая сторона - отражение атмосферы "молчаливых дней" - с мрачными дорзообразными клавишами, воем саксофонами плачем гитары, заставлявшим поверить в реальность ситуации, когда "никто из нас не выйдет отсюда живым". Нетипичную для "Аквариума" динамику разбавляли реггей "Аристократ" и мягкая акустическая зарисовка "Радамаэрл" в финале.
К тому времени Гребенщиков понял, что, подключая к записи новых музыкантов, можно кардинальным образом менять саунд "Аквариума", получая взамен графоманской акустики многокрасочную звуковую палитру в диапазоне от хард-рока до new wave и реггей. Именно за счет "свежей крови" приглашенных на "Табу" музыкантов звучание альбома в сравнении с предыдущими работами оказалось наименее "аквариумо-подобным".

Неоценимую роль в формировании саунда "Табу" сыграл Сергей Курехин - автор ироничного высказывания: "Новая романтика - это, прежде всего, большие деньги". "Я не знаю людей, которые поглощали больше количество музыкальной информации, чем мы с Гребенщиковым, - вспоминал впоследствии Курехин. - Мы максимально интересовались всем новым, что происходило в музыке - джаз, ретро, народная музыка и, конечно же, весь рок. Любая интересная информация, которая попадала в поле нашего зрения, немедленно переписывалась на магнитофон. Поэтому все друзья-иностранцы, которые собирались к нам в гости, прекрасно знали, что везти в Россию - виски, New Musical Express и всю новую музыку".

С приходом Курехина в "Аквариум" автоматически возросли музыкальные требования - как к членам группы, так и к уровню предлагаемых аранжировок. И если Гребенщиков более или менее четко представлял себе конечный результат, то Курехин знал, каким именно образом этого результата можно добиться.
Благодаря подобному разделению обязанностей период 81-83 гг. оказался для "Аквариума" наиболее продуктивным в контексте музыкальной эволюции группы. Реформы, явно или неявно проведенные Курехиным внутри коллектива, оказались не безобидными. Ранний "Аквариум", по-даосски относясь к собственной деятельности, физически не мог избавиться от расслабленного подхода к записям и репетициям. Поэтому Курехин, скептически оценивая музыкальный потенциал отдельных членов коллектива, пригласил на запись "Табу" опытного басиста Владимира Грищенко (экс-"Гольфстрим") и юного джазового саксофониста Игоря Бутмана, в уровне которых он не сомневался. Курехину достаточно было написать им приблизительные гармонии, после чего все партии баса и саксофона оказывались сыгранными максимум со второго раза.

Странную на первый взгляд компанию новобранцев дополнили гитарист Александр Ляпин и барабанщик Петр Трощенков. Ветераны Михаил "Фан" Васильев и Андрей "Дюша" Романов временно оказались не у дел и устроились подрабатывать в каком-то ларьке продажей астраханских арбузов. Неудивительно, что название "Аквариум" было вынесено на обложку альбома с оправданным в своей неопределенности знаком вопроса - из классического "золотого состава", помимо Гребенщикова, в сессии принимал участие лишь виолончелист" Сева Гаккель.
"Запись альбома была хороша тем, что основная часть материала писалась на несколько дорожек без наложений, - вспоминает Гаккель. - И, конечно же, тот элемент, который привносил Курехин, был неоценим. Он всегда все делал в прекрасном настроении, и по ходу сессии была очень приятная атмосфера. Особенно мне понравился " Кусок жизни", во время записи которого в душной студии вокруг одного микрофона собралась компания дружков, и даже слышен голос Людки Гребенщиковой".

...Сессия "Табу" происходила в Доме юного техника - на двухканальных магнитофонах Studer, выцыганенных гением подпольно звукозаписи Андреем Тропилло у фирмы "Мелодия". Как ему удавались такие изящные авантюры, не совсем понятно, но не без успеха проводя подобные махинации, Андрей Владимирович любил приговаривать: "врага надо знать в лицо", пряча за пазуху купленную за полцены профессиональную магнитофонную пленку.
Когда Тропилло раздобыл весь необходимый для записи инвентарь, началась студийная работа. Каждый трек делали нереально быстро - максимум в два дубля. Переигрывались лишь криминальные фрагменты, причем иногда удавалось сделать и этого. К примеру, композиция "Сыновья молчаливых дней" (написанная по мотивам творчества Doors и песни Дэвида Боуи "sons of the silent age"), изначально планировавшаяся минут на десять, в итоге получилась значительно короче. Со слов музыкантов, "теоретически она могла быть длиннее, завершеннее и лучше", но у Тропилло в тот момент закончилась пленка и поэтому на оригинале в конце песни следует обрыв.

...Ближе к концу сессии в студии внезапно возникла нервозная обстановка, истоки которой скрывались в желании ведущих музыкантов вывести на первый план свой инструмент - будь то фортепиано, виолончель или гитара. "Боб был и композитором, и продюсером, и спорить с ним было бесполезно", - считает Гаккель, до сих пор уверенный в том, что в "Сыновьях молчаливых дней" его виолончель незаслуженно "засунута" на второй план, а бэк-вокал попросту убран. Возможно, в чем-то он прав. По крайней мере, юродивые подпевки Севы в финале "Игры наверняка" явно привносят туда неожиданное измерение и являются одним из знаковых психоделических компонентов "Табу".

Пиком вкусовых конфронтаций стало столкновение хард-роковой идеологии Ляпина с авангардистскими взглядами Курехина, увлекавшегося в тот период совсем другой музыкой - от фри-джаза до регтайма. В свою очередь Ляпин был упертым рок-н-ролльщиком и далеко не по канонам "новой волны" любил терзать гитару в духе вудстокских подвигов Эдвина Ли. Будучи поклонником утяжеленной блюзовой музыки, Ляпин предпочитал затянутые соло а-ля Хендрикс - с гитарой, пропущенной через самодельную жестяную примочку, дающую на выходе чудовищный хорус. На концертах подобное гитаро-извережение смотрелось эффектно и адекватно, но в контексте студии данная манера порой выглядела чужеродно.
Баланс звука между пианино Курехина и гитарой Ляпина выстраивался с немыслимыми боями. В итоге патологическая напряженность в студии обусловила ту истеричность саунда, которой, по первоначальным замыслам, там не должно было быть. Со временем Ляпин с Курехиным стали несовместимыми персонажами и на следующем альбоме "Радио Африка" свои партии записывали порознь.

У того же Гребенщикова "ощущение музыки было несколько спокойнее", его идеалу скорее соответствовали "Сыновья молчаливых дней" и "Аристократ", чем рок-боевики типа "Сегодня ночью" или "Пепел". "На "Табу" я выступал в роли примирителя, заодно пытаясь петь", - вспоминает идеолог "Аквариума", который впоследствии называл данный альбом "назойливым" и "кривобоким".

...Внутренние разногласия между музыкантами сделали финал записи совершенно неуправляемым. Как бы то ни было, но именно подобная наэлектризованная атмосфера и привела к рождению того внутреннего драйва, который присутствует в "Табу" на большинстве композиций. Закономерно, что подобный эмоциональный надрыв не мог пройти бесследно. К концу сессии Гребенщиков был доведен до сильнейшего психологического перенапряжения, в результате чего, сидя в студии "в состоянии крайнего кризиса", прямо на балконе за один вечер написал одну самых одиозных композиций "Аквариума" "Рок-н-ролл мертв".

Это было не просто жизненное наблюдение. Это была реакция на запись "Табу".

Александр Кушнир

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки):  varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"Включен 21 августа 2000 года