Пустые места группы "Аквариум"

211-й выпуск, 18 декабря 2002

КОНЦЕРТЫ АКВАРИУМА

21 декабря - Санкт-Петербург, ДК Ленсовета
Все декабрьские концерты проходят под девизом "Роза и Инженеры Хаоса" - так написано на официальном сайте :)

НОВОСТИ С ФРОНТА ПЕРЕИЗДАНИЙ

* Cтудия FeeLee (www.feelee.ru) сообщает, в каком именно виде будет перевыпущен альбом "БГ и Deadушки":
"Переиздание альбома 1999 года, записанного Борисом Гребенщиковым в коалиции с группой Deadушки. Саундпродюсером альбома стал Пол Кендалл, легендарный продюсер, диджей и музыкант. Альбом записан в alma mater группы Depeche Mode - Mute Studio. По-новому оформленное юбилейное переиздание содержит два бонус-трека: ремикс на "Вавилон" и видеоклип "Сны о чем-то большем", а его коллекционный вариант - совершенно новую песню "Время Луны".

Можно сделать вывод, что реализации проекта в первоначальном виде (переиздание+2 бонус-трека) помешало не отсутствие материала, как можно было подумать :) - а какие-то посторонние обстоятельства

Календарь* Вновь переизданные альбомы и заранее объявленный раритетным календарь продают на сайте студии "Союз".
Отдельно календари  есть еще на www.allposters.ru

ПРОСТО НОВОСТИ

* 2 декабря БГ и Б. Рубекин вернулись из Индии, где - помимо посещения ашрамов и других святых мест - записали несколько новых песен с коренными индийскими музыкантами. Подробности пока не разглашаются.

* "БГ плей-лист" пополнен альбомом Джорджа Харрисона "Brainwashed". Скачать можно тут.

* Еще на официальном сайте в персональном разделе Дюши Романова - его полная дискография:

1989 - "Трилистник". Матросская тишина
1991 - "Трилистник". Музыка средиземья
1996 - "Трилистник". Акустические Маневры
1997 - Дюша Романов. Продвинутые Сказки
1997 - Дюша Романов. Виртуальная оборона (Аквариум Mix)
1998 - Дюша Романов. Крылатые выражения
1998 - Дюша Романов. Музыка для выставок
1998 - "Трилистник".   Live
1999 - Дюша Романов. Электрическая осада
2000 - Дюша Романов. Музыка для кино
2001 - Дюша Романов. Песня о трилистнике

* В Справочнике Северова - существенное обновление - свой видео-каталог предоставил Слава Синицын
http://handbook.reldata.com/handbook.nsf/on/slava_sinitsyn_video
"Мы считаем, что Слава владеет самой большой видео-коллекцией "Аквариума" на нынешний момент", - пишет составитель Справочника.

* На  CD  вышел сборник "Крылья-2002", на котором есть запись "Немого   кино"  с  этого  фестиваля.

* По поводу пресловутого альбома русских песен в исполнении БГ (см. "Новости группы" от 1 июля 2002), который Нэксос Рекордс собиралась выпустить в октябре 2002, а затем в феврале 2003 года официальные источники сообщили, что ничего официального об этом пока сказать не могут :)

В "ПЕСНЕ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ"

13.12.02 Homo Hi-Fi (275 kb)
Концерт в цирке города Гори. 12 марта 1980.
Эта композиция с "лауреатского" концерта Тбилисского фестиваля, также как и "Блюз свиньи в ушах" и "С той стороны зеркального стекла", не попала на концертную часть альбома "Электричество".

08.12.02 Там цыганки молодые... (151 kb)
Фонограмма фильма "Long Way Home". Июнь 1988.
Во время звучания этого фрагмента действие на экране разворачивается вокруг подготовки концерта в рамках конференции "Врачи за безъядерный мир" в Монреале.

01.12.02 Стаканчики граненые (178 kb)
Домашний концерт БГ в Мюнстере. 8 июня 1996.

ДРУГАЯ МУЗЫКА

Олег Сакмаров, известный мультиинструменталист и неутомимый исследователь психомузыкальных пространств, представит свои песни в  новом акустическом проекте "Сакмаров и друзья" в Москве: впервые  в  полной программе  "Живой  самолёт"    20 декабря в клубе Перекресток в 19-00

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Ни одного рассказа о концерта Аквариума на западе США мы не получили. Не вызвало никакой реакции даже появление Александра Ляпина в двух песнях на концерте в Лос-Анжелесе. От организаторов стало известно, что концерты состоялись :) В подтверждение тому - фотографии Михаила Морозова, который, видимо, единственный на западном побережье обладает фотокамерой и модемом.
Алло, Америка, вы что - заснули?! Напишите - что там было?

Los Angeles San Jose San Jose
San Jose San Jose San Jose

БЫВАЕТ И ТАКОЕ

Вездесущий источник сообщает:
"15 декабря в клубе Jazz Alley в Сиэттле состоялся дебют ритм секции группы Аквариум (А. Потапкин и В. Кудрявцев) в составе группы легендарного джазиста Джорджа Дюка. Музыканты были поддержаны энергичными апплодисментами Шара и других и воплями "Даешь наш советский фанк!!!"
Дюк горячо поблагодарил наших музыкантов за плодотворное сотрудничество.
Вслед за выступлением последовал торжественный курительный банкет, плавно переходящий в оргию... "

КАК ЭТО ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ

Продолжим рассказ о переиздаваемых альбомах. Альбомы, повторюсь, надо непременно покупать - именно в таком виде следует сохранять наследие любимой группы :) Но это не повод скрывать от общественности все прелести вновь выпущенных дисков: правильный порядок и список песен, бонус-треки, оригинальные обложки, уникальные фотографии, выверенную информацию о музыкантах и авторах, тексты об истории создания альбомов, благодарности. Сегодня -

ДЕТИ ДЕКАБРЯ (1985)

лицевая сторона

внутренняя сторона

БГ - голос, гитара
В. Гаккель - виолончель, голос
А. Куссуль - скрипка
А. Титов - бас
П. Трощенков - ударные
С. Курехин - korg
А. Ляпин - гитара (4, 9)
А. Романов - tin whistle (10, 6)
М. Васильев - percussion
М. Чернов - саксофон (9)
Вопль и подпевка на (4) - П. Трощенков
Флейты и хор на (2) - Дар неба
Русская народная поэзия на (9) - голос А. Тропилло
Записано в студии А. Тропилло
Copyright: БГ 1985

Фото - Андрей "Вилли" Усов

В альбоме использованы фонограммы из частной коллекции Е. Гапеева

Аквариум Благодарит А. Тропилло.
Аквариум благодарит Игоря Петрученко за предоставленные фотоматериалы для 6 и 8 альбомов Антологии

Ремастеринг - А. Субботин, "Saturday Mastering Studio" 2002
design: (c) 2002 derbenev

(с) Б.Г. 1985
(с) Студия "Союз" 2002

Жажда
Сны о чем-то большем
Кад Годдо
Танцы на грани весны
Она может двигать
Деревня
Я-змея
Без названия
Подводная
212-85-06
Дети декабря

bonus-track:
Козлы

ИСТОРИЯ
В начале лета 85-го года очередная модификация аквариумовского состава попыталась записать в студии Тропилло наброски к новому альбому. Работали без Cевы Гаккеля, у которого в его затянувшихся баталиях с мистикой все чаще одерживали победу оккультные силы. Официальная версия гласила, что Cева взял технический перерыв и занимается "повышением профессионального мастерства в игре на виолончели". Тем временем Гаккель периодически выступает в составе "Поп-механики", записывает акустический альбом "Инородное тело", а в свободное время работает в отделении Октябрьской железной дороги, вырубая кустарники вдоль десятиметровой "полосы отчуждения" в направлении станции Комарово.

Гребенщиков ушел из сторожей и устроился руководителем художественной самодеятельности в каком-то доме культуры, куда и наведывался на пару часов несколько раз в неделю. Другие музыканты тоже как-то выкручивались, оставляя львиную долю времени на музыку.

Курехин, БГ, Трощенков, ТитовК этому моменту у Гребенщикова возобновилось интенсивное сотрудничество с Сергеем Курехиным, временно прерванное после "Радио Африка". С конца весны 85-го года группа в составе БГ-Курехин-Титов-Трощенков начала репетировать новые песни вместе с гитаристом Андреем Отряскиным. К сожалению, первые пробные записи у Тропилло развеяли все планы "Аквариума" относительно предстоящего сотрудничества с Отряскиным. Блестящий концертный импровизатор, Андрей скованно чувствовал себя в студийных условиях. Он начинал волноваться, допускать интонационные промахи, и вскоре стало понятно, что данный проект - многообещающий по потенциалу - обречен на неудачу.

К августу "Аквариум" приступил к записи последнего подпольного студийного альбома. Его рок-н-ролльный каркас составляли блюз "Змея", новая композиция "Она может двигать собой" и уже известная по фестивальным выступлениям "Жажда".

Открывавшая альбом "Жажда" выдавала изрядную порцию авансов: синтезаторные атаки Курехина, индустриальные шумы (музыканты колотили по железу и переворачивали его), игра Гребенщикова на специально расстроенной гитаре со спущенными струнами и церковный хор Полянского, фонограмма которого была найдена на одном из каналов пленки.

ЛяпинВ студии вновь материализовался гитарист Александр Ляпин, но всего на двух композициях: "2-12-85-06" и "Она может двигать". К слову, его эффектное соло в "Змее", продемонстрированное во время осеннего открытия сезона в рок-клубе, настолько потрясло присутствовавшую на концерте Пугачеву, что она тут же пригласила Ляпина в аккомпанировавший ей "Рецитал". Ляпин ответил отказом.

Большинство гитарных ходов были сыграны на "Детях декабря" самим Гребенщиковым - при непосредственном "продюсировании" Курехина. Особенно убедительно партии гитары смотрелись в "Снах о чем-то большем", а когда Тропилло не понравилось соло Гребенщикова в "Змее", музыканты отправили Андрея Владимировича на обед в пельменную и в его отсутствие самостоятельно прописали необходимый трек. "Я, в принципе, мог бы быть хорошим гитаристом, - считает Гребенщиков, который в "Детях декабря" играл на "Фендере", присланном ему в подарок Дэвидом Боуи, - но мне всегда не хватало времени для "повышения мастерства".

Притчей во языцех на "Детях декабря" оказалась композиция "2-12-85-06", впервые исполненная "Аквариумом" еще на III рок-фестивале и абсолютно не воспринятая тогда публикой. Краткая история создания фактуры в этой песне заключалась в том, что Курехин с Гребенщиковым, заразившись некоторыми приемами "тропиллизации", решили впихнуть в эту композицию максимальное количество музыкальной информации. Здесь присутствуют гитарные риффы Ляпина, псевдоямайский вокал Гребенщикова, частушки в исполнении Тропилло, убыстренный голос, саксофон Михаила Чернова, фонограммы шумов, сдвоенный и обратный вокал, а также великое множество замаскированных студийных эффектов.

Почти мистическая история произошла с романтически-таинственной песней "Сны о чем-то большем". После того, как на шесть каналов были записаны все инструменты и вокал, Гребенщиков, начитавшийся в английской музыкальной прессе о "системе найденных звуков" Брайана Ино, решил проверить два незаполненных канала. Поскольку запись производилась на списанную с "Мелодии" старую пленку, там после продолжительной тишины внезапно возникли флейта и хор - в нужном месте, в нужной тональности, в нужном темпе и в нужном ритме. "Дар неба" - решили музыканты, включив это место в альбом без каких-либо изменений.

ГаккельНесмотря на подобные радости жизни, двумя основными композициями на альбоме обоснованно считались акустические "Деревня" и "Дети декабря". Волшебная скрипка Куссуля, ирландская дудочка Дюши и виолончель вернувшегося в родные пенаты Гаккеля создавали, казалось, единственно правильное оформление для доверительно-камерного гребенщиковского вокала. "Когда мы придумали в "Деревне" этот скрипично-виолончельный ход и начали его репетировать, у меня возникло прочное ощущение, что мы попали туда, куда надо, - вспоминает Гребенщиков. - Когда попадаешь в точную музыку, ты всегда ощущаешь это место - без привязки к тому, что происходит за окном. Это настоящее. Впоследствии такого эффекта "Аквариуму" удавалось добиться лишь дважды - в "Партизанах полной луны" и на "Великой железнодорожной симфонии".

...Ближе к концу записи музыканты стали осознавать, что группа наконец-то сложилась - по крайней мере, на данной сессии. Дело дошло до того, что Курехин вопреки ожиданиям согласился играть в песне "Дети декабря", хотя ранее считалось, что лирические композиции ему противопоказаны по определению.

Альбом "Дети декабря" стал одной из самых ярких работ в творческой биографии барабанщика Пети Трощенкова. На пятый год службы в "Аквариуме" он поднабрался опыта в труднообъяснимых на первый взгляд ритмических рисунках и теперь демонстрировал поистине европейский уровень игры. Петя не любил вслушиваться в тексты песен, зато доверял собственной интуиции. С позиций идеологии это не лезло ни в какие рамки, но с точки зрения музыкантов выглядело вполне естественно. "Я точно знаю, как надо играть, - уверенно заявил Трощенков перед началом записи. - Все будет нормально".

Услышав вдохновенную игру Трощенкова, Гребенщиков предоставил ему полную свободу действий, а при микшировании альбома вывел барабаны вперед чуть сильнее, чем обычно. "На "Снах" предполагался совершенно другой ритмический рисунок, - вспоминает Гребенщиков. - Но Петька с ходу сыграл это по-своему, и конечный результат получился настолько убедительным, что этот вариант мы решили оставить".

Осеннюю музыку барабанов органично поддерживала бас-гитара Саши Титова, который к тому времени завершил выступления в составе "Кино" и в контексте "Аквариума" выглядел надежным, словно апостол Петр.

Сведение альбома и наложение шумов происходило в приподнятой обстановке в январские постновогодние дни 86-го года. Принесенные Гребенщиковым с Ленфильма фонограммы с кваканьем лягушек и звуками деревенской природы придавали альбому некую вневременную окраску. Похоже, "Аквариум" наконец-то вплотную приблизился к тому, чем ему предназначалось быть. Чудесным образом был достигнут идеальный баланс авангардизма в аранжировках и горного хрусталя в текстах. Курехинский сарказм клавишных, потусторонняя виолончель Гаккеля, беззащитная скрипка Куссуля, неправдоподобно красивая флейта Дюши породили ощущение силы и полной свободы. "На этом работа "Аквариума" в восьмидесятых годах была закончена: такой музыки никто не делал ни до, ни после, - считает Гребенщиков. - Нам оставалось доделать постскриптум - "Равноденствие".

Александр Кушнир

НЕ ИНТЕРВЬЮ

ЗЕМЛЯ ПЕРЕХОДИТ В ДРУГУЮ ПЛОСКОСТЬ БЫТИЯ:
Беседа Анатолия Гуницкого и Бориса Гребенщикова, 1990-й год

(из неопубликованной книги Джорджа "Записки Старого Рокера")
ROCKMUSIC.RU)

Анатолий Гуницкий: Я не могу сказать, что меня интересуют вопросы футурологии... Скорее всего, это не так, но, с другой стороны, иногда возникает желание что-то узнать наперед.
Борис Гребенщиков: Ну, если есть какие-то вопросы по поводу будущего или общие идеи, то можно ими заняться.
АГ: Идеи есть, но их трудно формулировать на уровне вопросов...
БГ: Ну, я могу сказать по поводу будущего в преломлении АКВАРИУМА.
АГ: Это было бы неплохо.
БГ: Сначала по поводу того, что мы сейчас записываем... Это музыка к фильму Сережи Соловьева - раз; наш собственный альбом "Долгожданная история АКВАРИУМА, том третий" -два; пластинка Вертинского - три; четвертое, чем мы занимаемся по большому счету - это преобразование сознания человечества. Но это, в общем, понятно, мы всегда этим занимались.
АГ: А что из этих занятий представляется тебе наиболее интересным?
БГ: Дело в том, что и музыка к фильму, и альбомы, и Вертинский - это инструменты для полного преобразования сознания человечества, для полного расширения сознания.
АГ: Именно для полного?
БГ: Да, потому что нас ждут в будущем великие перемены, причем... какой сейчас год? Девяностый? Причем в течение ближайших четырех лет.
АГ: Четырех именно?
БГ: Четырех. Мир изменится до полной неузнаваемости.
АГ: То есть, может случиться так, что мы, просто выйдя утром на улицу, не поймем, где мы находимся? Более того, проснувшись утром в квартире, мы не поймем, где находимся в этот момент?
БГ: Да. И проснулись мы, или не проснулись.
АГ: Да, вот это самое интересное... А тебе не кажется, что сознание, если будет расширено полностью, то будет ли оно в таком случае сознанием?
БГ: Оно наверняка не будет сознанием, и будет даже нечеловеческим сознанием. А дело в том, что в 92-ом году предсказано... с 92-го по 94-й вернее, что по Западному побережью Европы начнется пересечение более чем трех плоскостей бытия. Такого события и в таком масштабе не случалось за последние 20-30 тысяч лет.
АГ: И что?
БГ: Нужно... имеет смысл быть готовым к этому.
АГ: Легко сказать...
БГ: Да, но вот, например, мы делаем разнообразные вещи. Вот, например, как это...
АГ: Ну, тут еще более-менее что-то ясно.
БГ: Ну да. Это уже подготавливает человека к полному пониманию без понимания!
АГ: А отразится ли это на так называемой музыке?
БГ: Музыка перестанет существовать. Она сольется с другими понятиями, для которых в человеческом языке нет сейчас слов.
АГ: А ты этому рад? Или в данном случае ты испытываешь философское принятие ситуации? Что раз так будет, то так и будет...
БГ: Ну, как сказать? Я, как человек, не знаю, потому что я, как человек, в общем, и не существовал никогда. Я - экипаж, посредством которого что-то вертится, ну... я боюсь, что тут опять-таки слова не подходят, но, в общем, я приветствую это.
АГ: Ты знаешь, мне сейчас почему-то вспомнилась такая истина, что нужны контрасты... И мне сейчас дико захотелось контраста! Я просто хочу тебя спросить... вот на самом деле эта часть пространства, именуемая комнатой, и, соответственно, там теле... видение...
БГ: Где?
АГ: Там сидят люди...
БГ: Где телевидение?
АГ: Ну где-то там вот оно есть, я даже не вижу... потому что очень яркий свет, но где-то там телевидение, понимаешь? И там люди. Люди, которые будут смотреть эту передачу.
БГ: Где люди? Люди здесь?
АГ: Ну нет, там.
БГ: Где там?
АГ: Ну, я не знаю, мне трудно объяснить... Я не могу. Я не владею настолько словом. Но дело не в этом.
БГ: Ты хочешь сказать, что здесь еще есть люди? Кроме нас?
АГ: Фактически да, но может быть и нет. Дело не в этом.
БГ: Много?
АГ: Есть такая штука в рамках данной ситуации. Она называется "Кресло для звезды", в котором ты якобы должен находиться. И вот ты в нем находишься... Как ты относишься к этому?
БГ: Ну как? Это кресло было построено в 14 веке в Западном Китае. Я не помню точно названия династии... Оно, видно, довольно потерто... Но оно вообще именно с этой целью и перевезено сюда.
АГ: Кем?
БГ: Это был в 18-ом веке такой Иван Сергеевич Никитин...
АГ: Угу. Достойный человек.
БГ: Он обменял партию гашиша в Гонконге на... я не помню, там было что-то такое...
АГ: На траву?
БГ: Нет, на драгоценные камни... Потом купил кресло.
АГ: Не тот ли это Никитин, который совершал... Но, впрочем, это не важно. Ну. хорошо. Теперь нужно вернуться к прежнему, потому что осталось очень много неясностей.
БГ: Да. Вернемся.
АГ: Видишь ли... Ну, я думаю тут логично будет вернуться к исходному. То есть пространство Европы пересекут какие-то плоскости?
БГ: Западной Европы.
АГ: Западной Европы.
БГ: Сначала. А потом понятие пространства мало-помалу перестанет иметь смысл.
АГ: Для Западной Европы?
БГ: Вообще. Потому что Земля переходит в другую плоскость бытия, постепенно. И вот это пересечение плоскостей... Оно будет только началом этого. Дело в том, что человек за последние 10-15 тысяч лет успешно успел позабыть, что он не является иерархической вершиной пирамиды, а является просто одним из сотрудничающих слоев. И, собственно говоря, пирамиды как таковой, и иерархии как таковой не существует.
АГ: Гм. Ну и не мудрено, что он забыл.
БГ: Ну вообще да.
АГ: Его можно понять, и простить ему можно это.
БГ: Можно. Но нужно поощрять попытки возобновить это понимание, что, собственно, и сделал Ленин.
АГ: Ленин много чего сделал.
БГ: Ленин много чего сделал. Он. как известно, изобрел электричество, изобрел Дзержинского и изобрел видеокамеру.
АГ: Вот последнее у него, по-моему, явно не очень получилось, потому что...
БГ: А дело в том, что Сталин потому...
АГ: Ну что Сталин? Нельзя же все валить на Сталина.
БГ: Ну, в данном случае, как говорят эксперты... Но помог Дзержинский, который в свою очередь, изобрел Кремль, Калинина и Древний Египет.
АГ: Да, большой был человек.
БГ: Его теперь не понимают.
АГ: Во всей этой истории трудно разобраться, особенно в советской.
БГ: Ну как? Когда исключен главный момент, о котором до сих пор, даже в пору перестройки, писать не принято... что Советский Союз был задуман как первоначальная станция для поставок кокаина из Колумбии в Сибирь.
АГ: Да, я читал об этом. А ты недавно в Вильнюсе был? Ну и как там?
БГ: Мы осматривали замок Тракай и решили, что он подходит.
АГ: Говорят, что Вильнюс может скоро присоединиться к Румынии. Как там по этому поводу, что слышно?
БГ: Они умалчивают об этом. Я сравнил Вильнюс в интервью с Воронежем. Говорят, что местные жители были шокированы. Но сейчас между Вильнюсом и Воронежем практически нет никакой разницы.
АГ: А ты разве был в Воронеже?
БГ: Я был в Воронеже несколько лет назад.
АГ: И что?
БГ: Похож на Вильнюс. Я думал, что Вильнюс уже отделился и стал нормальным независимым государством Литва. Но он пока еще похож на Воронеж, и это опечалило мое сердце. Я заперся у себя в номере и проливал слезы.
АГ: Неутешные?
БГ: Ну... горестные.
АГ: А вот Соловьев, он что, опять фильм снимает?
БГ: Гм... Ну в общем можно так сказать. Дело в том, что как я пытался написать в примечании к пластинке с музы кой к фильму "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", творчество Сергея Александровича Соловьева сильно недооцениваемо современным искусствоведческим аппаратом. Поскольку Соловьев действует абсолютно правильно в условиях грядущего... того, что грядет...
АГ: То есть...
БГ: Соловьев - один из немногих людей в Советском Союзе, ну, я бы назвал это Россией, или как теперь это называется... я не знаю... который действует истинно духоведческим методом. Он первый человек, который снимает кино в состоянии транса, и в состоянии транса зачинает сценарий, потом в состоянии транса режиссирует, потом в состоянии транса... как это называется...
АГ: Монтаж.
БГ: Монтаж. Монтирует.
АГ: Фактически, он, таким образом, большую часть жизни проводит в трансе?
БГ: Да. Это тяжелая нагрузка для человека, но тем не менее, он с достоинством ее выдерживает.
АГ: А вот духоведчество и смена мужского и женского понятий - это ведь, фактически, ключ к Кама Сутре? Или, наоборот, Кама Сутра - ключ к этому?
БГ: Ну, в общем да. Я бы хотел отметить в связи с этим, что вещь, которую до сих пор все современные искусствоведы, которые занимаются АКВАРИУМОМ, как и положено искусствоведам, упустили - это тонко зашифрованный комментарий к Кама Сутре, как она необходима теперь, в условиях...
АГ: Ну а вот, скажем, если взять альбом... "Треугольник"? Или Радио-Африка"? Вот как они соотносятся с Кама Сутрой? Чем именно?
БГ: Если взять тексты и препарировать их определенным образом, и начать по специальному ключу, описанному в "И-Дзен" в Китае, составлять слова и слоги вот таким образом - это метод "Дзянь", так называемый, то как раз и выходят комментарии к Кама Сутре так, как она необходима теперь... в условиях теперешней России, то есть, без чего Россия не выживет. И поэтому, люди, собственно, АКВАРИУМ и слушают...

...и так далее, еще страниц пять в том же духе :))

Дежурная по рассылке: irka@aquarium.ru
Гостевая книга "Пустых Мест"