ПУСТЫЕ МЕСТА
218 выпуск, 20 апреля 2003

 [ новости ] [ цитаты ] [ отчеты ] [ история ] [ книги ] [ mp3 ] [ архив] [ чат ]


в "Пустых Местах"
в Интернете

Лозунг момента:
"Работай, помалкивай!"

КОНЦЕРТЫ  

29 апреля - Киев, ДК КПИ;
01 мая – Минск, КЗ "Минск", тел. кассы: 278941;
03 мая – Кедайняй (Литва), Центр Развлечений Виконда, цена билетов: 40-100 литов, тел. кассы: (347) 67293;
04 мая – Вильнюс, Дворец Конгрессов, цена билетов: 40-100 литов (первые два ряда партера - 250 литов), тел. кассы: (5) 2618828, 2628127;
05 мая – Клайпеда, Дворец Культуры Рыбаков, цена билетов: 40-80 литов, тел. кассы: (46) 344232;
06 мая - Калининград;
08 мая - Рига, Дворец Конгрессов;
17 мая - Москва,  МХАТ им. Горького, презентация альбома "Песни Рыбака".

Кроме того, по сообщениям сайта germany.ru и Сергея Дорохова, Аквариум 29 июня 2003 года выступает в  городе Bad Nauheim, Германия (Bad Nauheim-Kurtheater des Hotel Dolce, Am Kurpark). Подробности тут.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

* Ведущий рассылки Сергей Варюшкин ищет работу в Москве, связанную с продажами. Резюме тут

* Требуются ПЕРЕВОДЧИКИ текстов, а в последующем и обновлений для нового сайта группы Аквариум www.aquariumusic.com, призванного знакомить с Аквариумом иностранцев. Нужны переводчики на английский, немецкий, испанский, японский, китайский, финский, польский, французский, итальянский, португальский, суахили, голландский, арабский, венгерский, греческий.
Внимание: на сайте сейчас висят текстозаместители. За текстами для переводов и по всем вопросам обращаться к Марии Голиковой amaryllis@r66.ru

НОВОСТИ

* Новый альбом Аквариума называется "Песни Рыбака" и должен выйти 15 мая
Запись проходила в Петербурге и Дели. Мастеринг - Gordon Vickery ("Soundmasters", Лондон). В записи приняли участие хрустальные музыканты Трофим Венковский и Игорь Скляров, от лагеря джазменов - А. Канунников, О. Кувайцев, М. Костюшкин и А. Беренсон, Индия же представлена звуками ситара, табл, маджиры, саранги, шеннаи, дилрубы, бансури и гармониума, не говоря уже о небольшом хоре брахманов. 

Тем временем, БГ принимает участие в фестивале русского кино в Лос Анжелесе и заодно играет 20 апреля концерт в клубе "Les Deux".

А в России Сергей Дебижев снял простое аскетически-репортажное видео на "Человека из Кемерово", которое будет тайно показано по телевизору в астрологически благоприятное мгновение. Премьера видеоклипа состоится 20 апреля, т.е. сегодня, на фестивале "Кино-рок" в ДК Ленсовета (Санкт-Петербург).

* Студия "Союз" обещает 25 апреля запустить в продажу переиздания еще четырёх альбомов "Аквариума" из "Антологии": "Любимые песни Рамзеса IV", "Пески Петербурга", "Кострома mon amour", "Навигатор".

* На официальном сайте в "Дружественной музыке" появился новый раздел: "Индийская классическая музыка". С комментариями и ссылками на mp3.

* Ведущий рассылки зачем-то завёл себе Live Journal. Поток сознания, mp3 на каждый день, подробности личной жизни, сплетни и прочие проявления графомании :) Велкам! Не забывайте оставлять свои comments.

БЫВАЕТ И ТАКОЕ

В рамках гастрольного тура Аквариума по Прибалтике некое печатное издание "Laisvalaikis" предлагает читателям задать вопросы Борису Гребенщикову, используя SMS (только на территории Литвы!).
Правилa интервью по SMS:
1. задайте вопрос, посылая SMS из своего мобильного телефона;
2. в начале SMS напишите две буквы РЕ, дальше пишите задаваемый вопрос (например, "РЕ, какие ваши планы на будущее?");
3. посылайте СМС по короткому номеру 1325.
Цена SMS - 1 Lt (примерно 0,3 американских центов). Ваши вопросы были переданы Б. Гребенщикову, а интервью напечатано в "Laisvalaikis".

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

18 апреля 2003 года - 48-й день рождения Майка Науменко.

Майк о песне "Звезда рок-н-ролла": mp3.gif (198 bytes)

"Песня посвящается одному ленинградскому рок-музыканту. Была она написана после длительной беседы с ним о жизни. Мы сидели на кухне одного нашего друга, говорили о том, о сем, о пятом и десятом. А потом он привел мне цитату Джона Леннона. Дословно не помню, но смысл примерно тот, что когда ты на сцене, есть много людей, которые тебя любят или не любят, но ночью ты всегда остаешься один, если у тебя нет Йоко Оно, т.е. женщины которая тебя колоссально любит...

Борис Гребенщиков о звезде рок-н-ролла Майке Науменко (отрывок):

...И забавно, что зная западный шоу-бизнес, насколько я его знаю, могу сказать, что там было именно то, что ему было нужно. Как раз та жизнь, о которой он мечтал, о которой он читал, которую хорошо знал по газетам, статьям, журналам, книгам, к которой он был стопроцентно подготовлен...
...Нам всем очень повезло, что в конце семидесятых создалось какое-то поле рок-н-ролльное в Петербурге - то, о чем говорят, но толком никто не помнит, потому что большинство из тех, кто там были, либо умерли, либо спились. Все это было - все эти концерты по всяким НИИ, и все эти фестивали на открытом воздухе. Это как раз было то, что надо. Я помню какое-то утро, когда мы с восьми часов утра какие-то колонки перевозили с Майком, какие-то ящики таскали. Темно было, едем мы вдвоем и обсуждаем ситуацию, и соглашаемся на том, что вот это и есть настоящая жизнь. Мы ухитрились создать себе здесь все - Вудсток, Нью-Йорк, Лондон, все, что угодно. Года два-три в Ленинграде это держалось. Все было в полный рост. И мы могли получать двадцать рублей за концерт, но какие это были двадцать рублей! И какой это был концерт!.. Все было стопроцентно настоящее. Создали себе воображаемый Лондон, и он в полный рост окупался, потому что все, что с этим сопряжено, все было. А самое главное, что ощущения внутренние, они не очень существенны для всех окружающих людей - мало ли, кто как себя чувствует, но когда есть ощущение, то возникает и его плод - возникают песни, возникает поведение, что-то, что выше человека, что красиво само по себе...

КАК ЭТО БЫЛО

Артемий Троицкий
РЕБЯТА ЛОВЯТ СВОЙ КАЙФ

Я познакомился с "А" при посредничестве А. Макаревича и пригласил их на фестиваль в Черниголовку. За три дня до намечавшегося открытия фестиваль был прикрыт. Сутки я не слезал с аппарата, вгоняя разохотившихся провинциальных битлов обратно в их норы, и не смог дозвониться только до "А". Карма сделала свое дело. Они вшестером приехали в Москву и выступили на 20 этаже комбината редакций "Молодая гвардия" с полуакустическим /полупанковым/ репертуаром.

Когда Гребенщиков запел:

Вчера я шел  домой - Кругом была весна 
Его я встретил на углу, и в нем не понял ни хрена. 
Спросил он: "Быть или не быть?" 
И я сказал: Иди ты на!

Я поежился от сладкого ощущения, что впервые слышу натуральный рок на русском языке. Не все было так хорошо у "А", но на роль луча света в царстве клонов "Машины времени" они очень даже годились. Я повез их в Тбилиси. Не знаю, был ли это звездный час "А", все случилось странно, сумбурно, глупо /по-"А"-ски/, но... некая старушка во мне со слезой шепелявит, что "такого уже не будет". За несколько минут до концерта я, пребывая в нетвердом состоянии, сломал гитару БГ, и ему пришлось терзать чужой "Телекастер", продираясь с ним сквозь "Марину", "Тарелку", "Минус 30", "Героев" еще в середине программы. А в конце был устроен форменный бардак /"Блюз свиньи в ушах"/, когда Сева перепиливал смычком лежащего на полу Борю /с гитарой/. Фагот лупил фаготом кого попало, Дюша как слепой кутенок, тыкался в ударную установку и т.п. Госфилармония такого не видела. Номера "А" в гостинице "Абхазия" стали главным местом паломничества участников и гостей фестиваля, а из дирекции доносились глухие упреки, в гомосексуализме почему-то. Потом еще было выступление в холодном цирке города Гори, которое записало и засняло финское ТВ. По возвращении в Питер грянули неприятности. Местные рок-функционеры /руководители плохих ансамблей "XX век" и "Кронверк"/ написали на "А" телегу, в результате чего БГ полетел отовсюду, где был и в чем состоял, коллектив лишился базы, аппаратуры етс. Ударник Губерман ушел в джаз. "А" заиграл акустику и реггей.

Эта смутная фаза длится и по сей день. БГ написал множество новых песен, "А" потерял джаз-ренегата и студента консерватории Фагота, записав  долгоиграющие пластинки /"Синий альбом", "Иванов и Ко" и др./. БГ одержим идеей тарифицироваться, и с этой целью навещал некоторые южные филармонии.

* * *
В заключение: несколько общих соображений /продолжая форму рассказа БГ/. 
1/ Я уже давно отвык воспринимать "А" как музыкальный ансамбль. Скорее - это человеческое существо, своенравное, часто глупое, но симпатичное. Четвертушки его составляют сегодня абсолютно безвольный лидер БГ, болтливый, но таинственный /и томный/ Дюша, просветленный князь Мышкин - Гаккель и Файнштейн, прямой и нормальный, в общем ввернутом контексте "А" - воспринимающийся со своей прямотой вдвойне гротесково. "А" очень легко поддается любому влиянию и блюдет себя со строгостью пьяной шлюхи. Вместе с тем, он абсолютно неуправляем, ибо органически не приемлет никаких стратегий, концепций, за исключением той, которая вынесена в заглавие. Это имеет преимущества и недостатки. Преимущество: "А" никогда, я думаю, не станет группой музыкальных карьеристов, гнущих определенную линию, и с этой целью хитроумно и цинично приспосабливающихся к неким, заведомо нехорошим условиям игры.

Наглядным примером "недостатков" может служить нынешнее помешательство группы на реггей. Мало кто вне "Аквариума" от этого в восторге, но переубеждать господ артистов бесполезно: пока Гребенщикову самому эта музыка не опротивеет, они будут с энтузиазмом толкать фуфло.

2/ Основополагающим достоинством "А", поскольку речь идет о музыке и имидже, является, на мой взгляд, его гибкость, достаточно естественная, нескалькулированная способность балансировать на гребнях сменяющих друг друга "волн". Некоторые обвиняют "А" в хамелеонстве. В этом есть доля правды, и иногда случаются забавные накладки: скажем, друг за другом в концерте следуют готическая баллада, какой-нибудь фолк-диланизм и затем - убойный панк... Но это не так важно, ибо, во-первых, "А", бесспорно, обладает неким собственным поэтическим и звуковым почерком. /Кредо, на фоне которого развертываются музыкальные рекогносцировки/. А во-вторых, талантливое и базирующееся на подлинной осведомленности хамелеонство, мне кажется, в наших условиях уникально и очень полезно. Практически все наши ведущие рок-музыканты уже несколько лет пребывают в полном неведении относительно современного состояния своей родной музыки в метрополиях, и, что еще прискорбнее, и знать его не хотят, бренча год за годом по одной и той же клавише /как в том анекдоте/ с самодовольным фанатизмом. "Аквариум", погрязший в радиоприеме и второй свежести "Нью Мюзикл Экспрессах", в этом смысле - разительное исключение. Пожалуй, "Аквариум" можно определить просто как группу рок-фанов, старающихся авторски интерпретировать любимые ими в данный момент /и модные/ музыкальные /поэтические/ идеи.

3/ О поэзии Гребенщикова, как пупе "А" -ской вселенной. Я не вполне компетентен в данном вопросе, поэтому коротко. БГ, несомненно, талантливый поэт. Людям, объевшимся рифмованными проповедями Макаревича, стихи БГ пришлись как вино после парного молока. Сравнивая этих двух Гениев или еще кого-нибудь, можно сказать, что с точки зрения лексикона и стиля БГ, говоря его же словами, "выше его /Макаревича/ небес и ниже его глубин". С одной стороны - слэнг, легкая уличность и цинизм, с другой - наивыспреннейшие образцы высокого стиля. Поэтическая амплитуда "А" не менее широка, чем музыкальная. Однако, когда первое очарование прошло, обнаружились дыры и дырочки. Все же, БГ, как мне кажется, скорее поэт одной-двух строчек, чем целого стихотворения. У "А" очень немного стройных и цельных песен /"Иванов", "Мне было бы легче петь", "25 к 10"/. Большинство же произведений довольно сильно разбавлено всевозможными неясностями, общими местами и пр. безответственным словоблудием. Скажем, "Держаться корней": после острого конкретного начала /телевизоры, гастрономы, Нi-Fi, етс/ следует куплет совершенно невразумительной и логически /сюжетно-персонажно/ абсолютно с предшествующим не связанный:

Они /кто?/ говорят, что губы ее /кого?/ 
Стали сегодня как ртуть. 
Что она ушла чересчур далеко, И ее уже не вернуть. 
Но есть ли средь нас /кого?/
Хотя бы один, кто мог бы пройти ее путь. /Что за путь, мать вашу?/
Или сказать, чем мы обязаны ей?
/С какой стати? Или я дурак, или это - словесный понос/

Затем идут две первоклассные строчки:
Но чем дальше, тем будет быстрей, 
Все помнят отцов, но зовут матерей.

И вновь полувнятный облом:
Но они говорят, что у них веселей, 
В доме, в котором не гасят свечей.

И так, вверх-вниз, всю дорогу. Не знаю, как БГ избавится от косноязычия местоимений и кочующих из песни в песню рифм /"вино-кино", "ночь-помочь", "лица-конца" етс/; может быть, ему просто стоит поменьше писать и доводить свои продукты до более концентрированного состояния.
Вот, все. Таковы некоторые мои формалистические /смысла песен я намеренно не касался - это более широкая тема/ соображения по поводу творчества ансамбля ленинградских сторожей и дворников "Аквариум". Всего им наилучшего.

ЗЕРКАЛО № 2 /6/ 8 апреля 1981 года
ЖУРНАЛ КЛУБА "РОКУЭЛЛ КЕНТ" 
"Ворох Старых Газет". 

 

Сергей Варюшкин (дежурный по рассылке):  varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"Включен 21 августа 2000 годаВключен 21 августа 2000 года