ПУСТЫЕ МЕСТА
222 выпуск, 08 июля 2003

 [ новости ] [ цитаты ] [ отчеты ] [ история ] [ книги ] [ mp3 ] [ архив] [ чат ] [ LJ ]


в "Пустых Местах"
в Интернете

Лозунг момента:
"В игре наверняка что-то не так..." 

DISCLAIMER

В принципе, всё, что вы прочитаете ниже, уже не раз заявлялось и декларировалось. Но число подписчиков рассылки достигло почти 6,5 тысяч человек - поэтому, может быть, не все помнят эти заявления и не совсем понимают на ЧТО именно они подписались. Итак:

"Пустые Места" - это НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ проект, посвящённый группе Аквариум и неизбежно сопутствующим этому явлению вещам. 

Мнения на сайте и в рассылке по тому или иному поводу ни коим образом не отражают мнения Бориса Гребенщикова, а уж тем более участников группы и её менеджмента. Если хотите, это - фанатский ресурс. Со всеми вытекающими последствиями, как то: пиратские mp3-записи концертов, бутлеги и видео, рассказы и мнения очевидцев (иногда ругательные, если оно того заслуживает), etc.

Пользуясь случаем, прошу прощения у подписчиков за вынужденный 1,5-месячный перерыв между этим и предыдущим выпуском рассылки - это было связано с некоторыми морально-этическими разногласиями между официальным сайтом Аквариума и "Пустыми Местами" (с последующим разрывом отношений) и личными проблемами ведущего рассылки. Обязуюсь в дальнейшем обновлять сайт и рассылать аквариумские новости с заявленной периодичностью, т.е. 1-2 раза в месяц. Желающие помочь, а может, и заменить меня на посту ведущего рассылки и ньюсмейкера сайта "Пустые Места", приглашаются.

Сергей Варюшкин

КОНЦЕРТЫ

На 14-16 августа запланирован визит в Лиепая (Латвия), а во второй половине августа возможны концерты в городах Крыма.

Возможно, 30 августа "Аквариум" примет участие в московском регги-фестивале (в статусе гостя).

НОВОСТИ

* Из обновлений на сайте Аквариума - давно витающая в воздухе и наконец-то сфорумулированная Борисом Гребенщиковым идея:

Independent Radio

Вот уж что действительно необходимо России, так это "неформатное" радио (то, что иногда называют independent radio или college radio).
Другими словами, радио, транслирующее на всю страну музыку всех направлений и стилей, от Донована до Альберта Айлера, от того и до этого - а так же то, чего нормальное коммерческое радио побоится коснуться и кочергой. Тогда молодые люди (включая в это число и девушек), буйно взрастающие во всех углах нашей необъятной родины, смогут в своем развитии опираться на эти звуки, и их диапазон того, что "можно" будет расширяться, а творческий потенциал - неограниченно расти.
Что автоматически сделает жизнь прекраснее.
Для этого требуются люди, способные работать на таком радио, а также несколько богатых спонсоров с хорошим музыкальным вкусом.
Возможная точка опоры для начала - наш RADIO MIX.

* Аквариум (зачем-то - прим. СВ) планирует выпустить альбом под кодовым названием "Чубчик Снова На Коне". По поводу чего заведена специальная guestbook, где собираются предложения типа "какие песни 20х-40х годов прошлого века следовало бы записать для этого альбома?" Высказывайтесь.

* Больше рассылок! Хороших, разных и аквариумских! Ниже - форма подписки на e-mail-рассылку новостей и обновлений проектов Павла Северова: легендарного "Справочника", "Песни из коллекции" и прочая

           

ПРЕССА

Екатерина Игнатова
(статью прислал Дмитрий Курылёв)

Что такое хорошо и что такое плохо

Через год после того, как мы обрели новую родственницу - "Сестру Хаос", Борис Гребенщиков выпускает новый альбом. Мэтр зачастил? Да не важно. Нам всё равно интересно, что же он скажет.

Студия "Аквариума" находится на Пушкинской улице в легендарном доме под номером 10 - сквоте, который однажды Собчак подарил питерской богеме. Весь дом изрисован, заклеен афишами, у входа толпятся сомнительные бородатые дядьки. В самой студии все совсем иначе. Без пяти минут евроремонт, индийские картинки всевозможных Шив, комната-кухня с двумя диванами и низким столиком. Здесь пьют чай, трендят и работают за лаптопами, которых целых три. Уже никто точно не вспомнит, когда и почему андеграунд превратился в мейнстрим.

Борис Борисович, он же просто Борис, Боб для своих и БГ для всех прочих, встает и предлагает пройти в другую комнату, где потише и можно сидеть на полу, говорить о "Бхагавадгите", а также медитировать и заниматься сексом по всем правилам "Кама-сутры". Главное - при входе разуться и расслабиться.

Мультяшные носки в красных сердечкахБГ садится у одной из стен, скрещивает ноги в позе лотоса - и становятся понятны правила игры. Он - сэнсэй, учитель, гуру. Я - ученица, допущенная, приближенная на час-полтора. Достаю диктофон, раскладываю бумажки с записями и бормочу себе под нос что-то вроде: "Сейчас-сейчас, спрошу у вас что-нибудь не о смысле жизни".
"Но у жизни нет никакого смысла, - отвечает мне БГ и, как и положено учителю, задает наводящий вопрос, который поможет нерадивому ученику самому прийти к верной мысли. - Какой смысл у березы?" "Никакого", - отвечаю я, думая о том, что собиралась говорить совершенно о другом. "Ну, вот то же и с жизнью", - продолжает он свой "семинар". 
Я смотрю на носки сэнсэя. Они черные в красных сердечках. Из сердечек выглядывают мультяшные герои. От этого причудливого узора в глазах начинает рябить, мысли путаются. Я пытаюсь опустить учителя с небес на землю, питерскую землю. Завожу разговор о том, что, мол, Питеру триста, "Аквариуму" тридцать, а самому БГ пятьдесят. Тут выясняется, что учитель не видит никакого смысла в исчислении времени.

"Время - это функция, которую мы приписываем бытию. Можно обойтись спокойно и без нее. Если надо упорядочить, значит, можно продать, поэтому всё и упорядочивают". "Но бардак тоже можно продать", - возражаю я.

БГ: Можно продать, если повесить ценник, а это уже некое упорядочивание. Ритуал нужен, чтобы не сойти с ума. Когда не знаешь, что делать, тебе ритуал предписывает что-то. Но нормальный человек обходится без него.
Я не без усилия отрываю взгляд от носков. Обнаруживаю хитрый взгляд сэнсэя из-под затемненных очков, а также болотный пиджак, из внутреннего кармана которого торчат билеты на самолет, болотного цвета штаны и такую же футболку. БГ поглаживает бородку и ждет. Я обдумываю следующий вопрос, но с губ слетает совершенно иное: "А вы - нормальный человек?" 

БГ: У меня есть желание таким быть. Нормальный человек тот, кто ориентируется в том, что он делает, только на необходимость. Ну, скажем, обычный композитор пишет, как научено, а нормальный человек делает все по-своему и не ориентируется на то, что ждет от него его окружение. 
МС: Но вы, записывая свои альбомы, не очень-то принимаете в расчет желания окружающих...
БГ: Хотелось бы еще меньше. Безусловно, то, что мы делаем, - это терроризм. Мы стараемся делать то, что мы считаем красивым и прекрасным вне зависимости от того, что считают прекрасным остальные. 
МС: Ну да, а потом все остальные тоже начинают считать это прекрасным. 
БГ: Значение слова "прекрасный" меняется с течением времени. В Средние века определенный музыкальный материал считался бесовским, а теперь стал общепринятым. Старыми музыкальными выразительными средствами не очень передашь то, что у нас происходит. Меняется что-то в жизни - меняется представление о прекрасном.

Я внимательно слушаю и при этом не свожу взгляда с пресловутой бороды. Я точно помню, когда она у него появилась - почти сразу после выхода альбома "Сестра Хаос". Я пытаюсь понять: руководствуясь каким представлением о прекрасном, взрослый, разумный и "нормальный" человек решается отрастить себе такую бороду. Вот уж воистину, прекрасное - понятие относительное. Однако, пока я размышляю на эту не слишком высокую тему, БГ продолжает рассуждать о гармонии.

БГ: Чем выше развит человек, тем шире у него понимание прекрасного. Понимание, которое складывается не из представлений нашей тусовки о мире, а из положения небесных светил. Понятие гармонии - оно общее для всей вселенной. Но иногда нам нужна какая-то негармоничная нота, чтобы выразить то, что происходит. Это теория хаоса. Но мы зашли как-то далеко.

Мы и вправду забрались в какие-то дебри, но я не расстраиваюсь, потому что начинаю постигать причины, подтолкнувшие сэнсэя к отращиванию его бороды. Теория хаоса, значит. Желая как-то подытожить, я спрашиваю, почему же никто так и не вывел формулу гармонии. "Она есть, - отвечает БГ. - Просто если начать ее продавать в ларьках, ее быстро используют не по назначению. Те, кто дошел до этой формулы, понимают, что выражать ее не стоит. Они и так все получают. А остальные не доросли. Может, пойдем выпьем чаю?"
Мы перемещаемся в комнату с диванами, на которых сидит и чаевничает весь "Аквариум". БГ обращается ко всем сидящим за столом и продолжает прерванный с моим приходом разговор: "Ну, у нас вообще-то много планов. Мы клуб хотим сделать. Прямо посередине одного кладбища есть жилой дом. Его нужно купить и сделать там клуб под названием "Тихий". Да, кстати, мы не знаем, как назвать альбом. Вот думали, может, "Йога рыбака"?"

Я сижу и слушаю. Отхлебывая горячий "Липтон", разглядываю культовых персонажей питерской рок-сцены. БГ обращается ко мне с разъяснением: ""Аквариум" - это мафия, которая ставит перед собой цель духовного обогащения. Причем не только собственного. Чем богаче человечество, тем богаче и мафия. Мне вчера рассказывали историю про то, как в Америке кто-то купил себе трак и перевозил грузы. И вот однажды везет он себе спокойно очередной груз и чувствует, что в голову его упирается холодный ствол. И чей-то голос говорит: "Сейчас мы будем проезжать такой-то пункт, пожалуйста, промолчи, что у тебя кто-то сзади есть, и тогда все будет нормально". Тот и умолчал. А потом парень вышел и сказал: "Мы тебя найдем". Через несколько месяцев ему звонят и говорят: "Вы тут как-то подвозили одного нашего родственника. Его звали Леон Капоне - как вы понимаете, правнук. В благодарность за то, что вы так чутко отреагировали на его просьбу, мы предлагаем вам еще десять траков и патент на мусорный бизнес в каком-то районе Бруклина". Вот так вот мафия заботится о людях. Семья "Аквариума" тоже заботится о вас, мы духовные миллионеры". "Угу", - киваю я, вспоминая, что мафия уже помогла мне. Хотя бы тем, что иногда я напеваю себе "Не пей вина, Гертруда" или "Двенадцать голых баб резвятся у пруда", и жить с этим наследием-вспомоществованием гораздо веселее, нежели вывозить мусор из Бруклина. БГ уходит, чтобы внести какие-то поправки в процесс микширования альбома, возвращается и предлагает снова перейти в комнату имени "Камасутры" и "Бхагавадгиты". Мы опять идем сидеть на полу в позе лотоса, оставляя всех спорить о том, какое же название для альбома подходит больше - «Йога рыбака" или "Беременная зебра".

Я спрашиваю, почему человек, который всю жизнь слушал западную рок-музыку, записывал альбомы в Америке, так увлекается Востоком.
БГ: Наверное, я не могу ни на Севере, ни на Западе найти того, что так же просто, так же развито и так же практично. Религии, которые бытуют в нашем обществе, никакого рецепта не дают. Что я должен делать? Платить триста рублей и заказывать службу? Нет никаких объяснений, почему и как это работает. А там есть.
МС: Но нельзя же так просто взять и отмести всю западную культуру и науку? 
БГ: Я хотел бы, чтобы мне объяснили, как прекрасный и очень мне нравящийся Эйнштейн - как он конкретно повлиял на нашу жизнь.
МС: Вы говорите о практичности, но на Западе все помешаны на практичности и даже прагматизме. 
БГ: На Востоке есть рецепты абсолютно всего, просто этим никто не интересуется. Что нужно? Есть рукописи, в которых сказано, как оживлять мертвых. Все есть. Вы знаете, что шестьдесят процентов глав крупных корпораций в Америке - буддисты?

Он улыбается своей фирменной ехидной улыбкой, а потом говорит: "Странное дело. Мы говорим о таких вещах, а, в принципе, кто я такой? Я же песни пою. Я к этому не имею ни малейшего отношения". И мы начинаем говорить о музыке. 

МС: Вам уже задавали вопрос, кто такой "человек из Кемерово"? 
БГ: И не один десяток раз. Уже обсуждали - это новый губернатор или прежний. Хотя в песне все сказано.
МС: А в какой момент песня становится хитом?
БГ: Ну просто один человек песню услышал и записал. А остальные ее тоже слышали, но только выразить это никак не могли. Песни - живые существа. Они оживают, если их слушают. Мы делаем песни живыми. Для меня многие песни значительно более реальные, чем люди. Скажем, песне "Строубери филдз форэва" ("Битлз". - Прим. ред.) я обязан больше, чем большинству окружающих меня людей.
МС: Чем вы гордитесь, что вам удалось изменить в музыке?
БГ: Удалось не изменить, удалось добавить того, чего не хватало. А не хватало личности. 
МС: Мы вроде говорили о музыке... 
БГ: Да, но людям неинтересно слушать неличностей.
МС: Существует расхожее мнение, что женщины слушают гораздо меньше музыки, чем мужчины. Вы с этим согласны? 
БГ: Просто мальчики часто слушают музыку вот этим (показывает на голову), девочки - вот этим (тут БГ выделяет участок, начинающийся от шеи и заканчивающийся чуть ниже - как это принято говорить? - точно: ягодиц), и именно поэтому они любят плясать. А надо слушать всем.

МС: Ваше отношение к барышням изменилось за последние лет тридцать?
Этот вопрос заставляет сэнсэя задуматься. Он закрывает глаза, запрокидывает голову, приговаривая "Сейчас-сейчас". Сэнсэй исчезает, уступая место БГ. То же происходит и на пластинках: одна песня с социальным пафосом, ну "Брод", к примеру, сменяется совершенно другой - нежной "Кардиограммой". 
БГ: Безусловно, мое отношение изменилось. Раньше благодаря гуляющим гормонам я был в них постоянно влюблен. Сейчас разница полов перестала меня так тревожить, как это было в семнадцать лет. И вместо этой тревоги во мне возникает уважение, восхищение и, в общем-то, любовь. Женщины вызывают у меня уважение просто фактом своего существования. Некоторые в большей степени, некоторые в меньшей, но, тем не менее, факт остается фактом. Но это может понять только мужчина.
МС: А как вы относитесь к самостоятельным барышням?
БГ: Огласите весь список. Какие еще барышни бывают?
МС: Ну, несамостоятельные домашние, самостоятельные домашние, если такие есть...
БГ: Да, бывают. Вот моя жена, например. Более самостоятельной домашней барышни я не видел. Самостоятельная барышня - это очень хорошо.
МС: А что такое самостоятельные барышни? При троекратном произнесении любое слово теряет смысл.
БГ: Вот-вот-вот (Передо мной вновь появляется сэнсэй, довольный тем, что навел ученицу на Мысль. Он начинает диктовать определение.) В наше время и в нашем обществе мы называем самостоятельными тех барышень, которые говорят, что не зависят от мужчин. Тогда пусть попробуют родить. Я за самостоятельность. Но никто не может быть самостоятельным во взглядах прохожих. Вы не самостоятельны, потому что это делается для аудитории. И потому меня эта самостоятельность забавляет.
"Он опять улыбается своей фирменной улыбкой. Улыбкой Мефистофеля..."МС: Вы говорили, что с возрастом изменили свое отношение к женщинам. А как складываются ваши отношения с возрастом?
БГ: Когда одного восточного мыслителя спросили что-то по поводу возраста, он сказал: "В шестьдесят пять я научился рисовать один листок, к семидесяти годам я, кажется, научился рисовать два листка, к восьмидесяти научился рисовать стебель. Может, к девяноста я научусь рисовать ветку". Гениальное отношение. Человек твердо знал, что он делал, и ему было все равно, умрет он или нет. У Хайнлайна есть замечательная книга, в которой герой был настолько увлечен решением задачи, что умер, не заметив этого. И продолжил решать задачу на небесах. 
МС: А вы чем займетесь на небесах? 
БГ: Рай существует здесь и сейчас. Но я не говорю, что то, что меня окружает, - это рай. В моем отношении к тому, что меня окружает, есть здравое зерно. Конечно, в окружающем меня мире есть 99 процентов говна, но если я все очищу, то буду видеть вещи такими, какие они есть.

На этой жизнеутверждающей ноте я решаю дать поработать фотографу. Он начинает щелкать камерой, а я собираюсь и обуваюсь. "Ну что, стало что-то понятнее?" - спрашиваете меня сэнсэй БГ на выходе. "Ну, мне казалось, что цель интервью не в этом", - робко отвечаю я и вспоминаю, как я уходила от репетитора после лекции "Петербург в романе Достоевского "Преступление и наказание"". "Ну, в общем, да. Надеюсь, что внес в журнал "Мари Клер" немного хаоса", - говорит БГ, стоя на пороге. "Ой, я, кажется, забыла спросить самый главный вопрос про бороду", - говорю я. "Для удовольствия", - отвечает БГ, наглядно демонстрируя, как именно можно извлекать удовольствие, поглаживая бородку-хвостик. Он опять улыбается своей фирменной улыбкой. Улыбкой Мефистофеля.

 

Я ЗНАЮ МЕСТА

Прислал Дмитрий Курылёв

Борис Гребенщиков о Лондоне

Если хочешь, ты меня полюби!..В Лондоне я чувствую себя хорошо, как дома. Я просто идеально совпадаю с этим городом. Тот аромат Англии, который есть в романах Агаты Кристи, Чарлза Диккенса, в произведениях Джерома К. Джерома, Майкла Муркока или в “Гарри Поттере”, по-прежнему ощутим. Сложная этика британцев весьма отличается от нашей этической системы, и, с моей точки зрения, в лучшую сторону. Она сложна и в смысле иерархичности, и в смысле взаимодействия людей между собой. Взаимодействие может быть очень жестким, но меня это устраивает, потому что я его понимаю. Но характер взаимоотношений, их обрядовая сторона здесь зависят от степени близости людей. В Лондоне, точно так же как в Петербурге, нужно предупредить о визите. Это можно сделать и за неделю до визита, и за два часа. Я говорю как сторонний наблюдатель, так как я существую в Лондоне, но не с Лондоном. Я живу в нем отдельно от среды. И этот город идеален для меня именно тем, что я могу делать в нем что хочу: рыться в книгах, заниматься изучением какой-нибудь занятной штуки...
Я считаю, что у британцев идеальное чувство юмора, соревноваться с которым на Земле не может ничто. Британское чувство меры и связанное с ним чувство юмора идеальны для моего склада характера.
В большой степени я был воспитан на литературе, которая связана с этой страной. И Шерлок Холмс, и профессор Толкиен, и ирландская поэзия, и многое другое. И когда я впервые появился в Лондоне, у меня было такое чувство, будто все наконец встало на свои места, стало так, как должно быть. Все по-настоящему. Британские привычки для меня идеальны. И поэтому меня в Лондоне не может поражать ничего, для меня там все естественно. Скорее всего, я англофил. Не за что критиковать Лондон, и даже смога там нет. Он исчез вместе с эпохой газовых фонарей.

 

Я ЗНАЮ МЕСТА (2)

Features

Blissbox brings you a World first!
...Просто так или с USB!The Matrix Vibe is the very latest in technology and sexual enjoyment. Your computer can now pleasure you to! Become one with your laptop or desktop as you plug the Matrix Vibe into your USB port and reach orgasmic heights with this 10-speed pulsation and vibrating bullet vibe.
All at the touch of your finger! The vibe requires no batteries, as it runs off the user's computer. A USB cable to connect the vibe to your computer is included, no software is needed for the device to run.
So what are you waiting for? Get ready to “Plug and Play”.

Toy Review 

Reviewer: K Reeves who is 31 and in a relationship
My boyfriend bought me this vibe and I really didn’t think it would be up to much!
I was so surprised when we plugged it into my laptop. It’s great! The different vibration settings mean I can change the buzz it gives my button in a flash. The heavy pulse of one pattern actually gave me a huge orgasm before my boyfriend could get in me! I swear I could feel it even in my nipples. The patterns are very varied and really excellent. I love it and he does too.

Конец цитаты.
Для тех, кто плохо понимает по-ненашему: это - реклама вибратора Serenity's Matrix Vibe с десятью скоростями и подключением в USB-порт, который поможет сделать виртуальный секс реальным. 

"Если хочешь, ты меня полюби,
Просто так или с USB..."

... Поёт Борис Гребенщиков в одной из своих новых песен. Не эту ли штуковину он рекламирует? ;) Купить можно тут.

ЗВУКОЗАПИСЬ

В недрах интернета случайно нашлась статья с таким вот заголовком:

Стас Намин, Борис Гребенщиков, Николай Петров и главред "Коммерсанта" 
разберутся с авторскими правами в Интернете

(читать дальше)

Как всё непросто, оказывается :)
А мы продолжаем пиратить, как будто ничего не произошло. Из последних поступлений (для обладателей хорошего коннекта):

Концерт Аквариума 3 июля 2003 года в клубе-дискотеке "Кантине", Кёльн, Германия
Длительность 1час, 31 минута, 18 секунд.
Формат файла: кодек DivX 5.05, разрешение 576х432, аудио - MP3 192 кбит/с, 48 кГц, стерео.
Размер файла 713 Мб (входит на один диск при включенной функции overburn).
Копия с оригинальной цифровой видеосъёмки.
Съёмку совершил и файл подготовил Сергей Устинов aka Sierra-Leone.

COMING SOON:
- пультовая запись концерта Аквариума в Киеве (2003, весна) плюс видеозапись того же самого;;
- пресловутый концерт в Вильнюсе (пультовая запись);
- кино "Настроение Пси" в avi;
- недовыложенные последние 8 альбомов из "Антологии" (с бонусами).

 

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

3 июля 2003, клуб-дискотека "Кантине", Кёльн, Германия

----- Original Message ----- 
From: Сергей Устинов aka Sierra-Leone
To: Пустые Места
Sent: Monday, July 07, 2003 12:36 PM
Subject: концерт в Кёльне

1. Сидя На Красивом Холме
2. 500
3. Брод
4. Брат Никотин
5. Псалом 151
(обрывок какой-то песни - выпала из записи)
6. Китай 
7. Феечка
8. Человек из Кемерова
9. Послезавтра
10. Эсмеральда
11. Туман над Ян-цзы
12. Пабло
13. Терапевт
14. Инструментал
15. Морской конёк
16. Зимняя роза (на записи песня разрывается из-за смены плёнки в камере)
17. Жёлтая Луна
18. Растаманы Из Глубинки.
19. Рыба
20. Навигатор
21. Гарсон №2
22. Максим-Лесник
На этой песне вдруг отрубилась почти вся аппаратура, песню "спасал" дубасящий изо всех сил ударник, голос и гитара БГ были слышны только из его мониторов, остальные музыканты отдыхали :). По странному совпадению эта песня оказалась завершающей.

Сольный концерт Аквариума 3-его состава в Кёльне прошёл на "ура", глаза людей светились счастьем, что и отметил Боб словами: "Или у меня что-то со зрением, но вы все такие красивые". Не обошлось, конечно, и без удивительно простых и искренних просьб спеть-таки "Город" (который золотой). Но в целом народ на концерте был подготовленный, волосато-бородатый, уже поющий хором новые Песни Рыбака. По приблизительным визуальным оценкам, присутствовало около 500 человек, в подавляющем большинстве молодёжь, что называется "русскоговорящая", хотя концерт рекламировался и на немецкую аудиторию. Характерное отличие концертов "наших" рок-звёзд от концертов "их" ветеранов - отсутствие у "них" молодёжи на выступлениях людей, что называется, в возрасте. На концерте, например, Роджера Вотерса среди 16-тысячной аудитории трудно было отыскать в толпе десяток-другой людей младше 40-лет. Что в общем-то, вселяет гордость за наше подрастающее поколение, "держащееся корней". Что касается собственно БГ сотоварищи, энергетика концерта сверхнового времени соответствовала энергетике сверхнового альбома "Песни Рыбака". Лично я впервые с конца 80-х почувствовал в Аквариуме нечто, что как-то начало теряться в 90-х. Да посмотрите сами!

* * *

Артем Каждый, From: Аквариум ВНЕ

17 мая 2003, Москва, МХАТ, День Рыбака

Давеча был на презентации новой концертной программы Бориса Гребенщикова "Песни рыбака", о чем расскажу. В музыке я не разбираюсь, поэтому больше внимания обратил на сопутствующие обстоятельства. 

Публика была вся моего возраста, плюс-минус десять лет. Особенно удивили те, кому минус 10. Уж они-то никак не могли помнить, например, "Музыкальный ринг" 87-го. Однако же даже подпевали на старых песнях. Костяк аудитории составляла интеллигенция, все больше научно-техническая (но вынужденная занимать менеджерские посты), пребывающая в том возрасте, когда в округлых линиях облика сквозит еще не мудрость, но уже добродушие. Количество очкастых и бородастых было гораздо выше среднего по стране. (Некоторые, как я, сочетали эти две замечательные черты одновременно.) Вкусно пахло коньяком и почему-то благовониями. Зрители были в больших пропорциях знакомы и переговаривались целыми рядами. "Вам шоколадку дать?" – слышались возгласы. Встречали тепло. 

Гребенщикова тоже встретили тепло. Одет и причесан он был аккуратно. Наблюдался даже тот самый пробор - из 87-го.

Тут надо сказать, что к Гребенщикову я отношусь несколько скептически, хотя наизусть его знаю больше, чем, скажем, Пушкина, пожалуй, даже с довеском из Лермонтова. Этим скепсисом, возможно, маскируется стыдливость от собственного же былого комсомольского восторга. С другой стороны, то, к чему мы были привязаны в юношестве, часто имеет большую личную ценность независимо от того, как мы оцениваем объект привязанности сейчас. В общем, мое отношение к Гребенщикову трудно списать целиком на Гребенщикова.

Для начала БГ спел несколько старых песен - "Сидя на красивом холме", "Брат никотин", "Какая рыба". Потом опустился задний занавес и высветился очень красивый задник - река, утопающая в зелени, наподобие Дона в районе Пухляковской (вы должны знать по к/ф "Цыган"). Началась собственно новая программа. Хорошие цвет и свет создавали очень приятную перспективу. Вообще, я не очень внятно слышу и вижу, но по крайней мере слишком уж вопиющего брака в звуке и организации не было. Группа играла организованно и дисциплинированно. Особенно выделялся босой концептуальный чувак на перкуссионных всяких причиндалах. Кажется, он переживал каждую песню больше других.

Набор музык, как мне представляется, был каноническим - изнасилованная скрипка, гобой (или фагот, хрен их разберешь), струнный квартет. Каноническим было также вкрапление чудных инструментов - были два исполнителя музыки на стаканах, - знаете, в бокалы наливают воды и водят пальцем по краю, от этого такой поющий мелафон получается. Так вот у одного был большой набор бокалов, а у другого - набор колб, подвешенных наподобие труб органа.

Гребенщиков вел себя уважительно. Возможно, просто прежние его выступления я наблюдал в провинции или в полунеформальной обстановке, а здесь стены доронинского МХАТа, где проходил концерт, облагораживали. Однако в сценических ужимках его, мне показалось, порой проскакивает что-то от Бориса Моисеева. В минуты экстатического воодушевления собственной музыкой БГ подтягивал плечи и отставлял попу. 

Что до музыки, то это был старый-добрый "Аквариум". Конечно, попадались и обычные для БГ притчи, набитые цитатами и смыслом. Кажется, что чуть-чуть напрягись и поймешь, но как-то ни разу до этого не доходило. С другой стороны, интересно, что редко к какому исполнителю предъявляют столько претензий по поводу понимания смысла его песен. То есть отчего-то в случае с БГ традиционно велико желание понять. Сдается мне, Гребенщиков оседлал этакий хитрый даже с маркетинговой точки зрения стиль, когда постоянный намек на смысл возбуждает желание вникнуть, но проникновение никак не возможно – не заложено такой возможности. Вот и мучаются люди: то ли им недоступно, то ли БГ махинатор. Стиль, надо сказать, столь же раздражающий, сколь и привязывающий.

БГ, кажется, эту свою манипуляцию отрефлектировал в строчке "Все хотят знать, о чем я пою" - есть такая в песне из нового концерта. В целом же песни, повторюсь, составили хорошо сбалансированный набор из старого-доброго "Аквариума" - из всего его наследия: немного быстрых, немного жестких, немного притч-фиг-поймешь-про-что, но с обилием умных аллюзий; была и в духе Вертинского (на средине споткнулся - слова забыл). Не было только ничего из стилистики графа Диффузора. Несомненными хитами станут "Человек из Кемерово" и "Туман над Янцзы" - очень понравились, рекомендую обратить внимание.

На стандартный "бис" стандартно сбацали "Вавилон". Видимо, его все время играют в конце потому, что там проигрыш очень удобный, чтобы устроить даже как бы джем. В «Вавилоне» на последний припев подразумевалась также подпевка залом. Зал не очень подпевал, но в такт песням поддрыгивался. Кое-кто приплясывал. Так что хорошо, что концерт проходил в атмосфере почти академической, иначе бы буйные, выпив, стали бы работать на публику, а я этого не люблю.

БЫВАЕТ И ТАКОЕ

Наталья Серова, http://www.politcom.ru/

Человек из Кемерова

Концерт Пола Маккартни на Красной площади и приключившийся в тот же день скандал вокруг группы "Тату", не сумевшей занять первого места на конкурсе "Евровидения", повысили статус новостей из мира музыки. А тут еще и группа "Аквариум" выпустила новый альбом "Песни рыбака", презентация которого должна пройти в середине июня в гудящем от праздничных мероприятий Питере. Одну из песен этого альбома под интригующим названием "Человек из Кемерова" уже пару месяцев крутит "Наше радио", и на фоне приближающихся выборов ее слова о "проблемах" и "нижнем днище ада", сопровождающиеся советом "Немедля звонить человеку из Кемерова" до боли напоминают предвыборный рефрен 1996-го "Такой человек есть, и вы его знаете…" 

Впервые Борис Гребенщиков спел "Человека из Кемерова" в программе Дмитрия Диброва "Антропология" в конце февраля, а сегодня она является самым популярным хитом Кузбасса. Сам БГ в ответ на заданный корреспондентом "Комсомольской правды в Калинингграде" вопрос "Кто он, человек из Кемерова?", - ответил: "Не скажу. Пусть люди догадываются сами". 

Люди давно догадались… Единственным известным на всю страну "человеком из Кемерова", является губернатор Аман Тулеев. Драматург Евгений Гришковец и прочие деятели искусства, включая авторов февральского номера журнала "Москва", которые почти все живут в Кузбассе, не в счет. Все они "широко известны в узких кругах", но к ним никак нельзя отнести слова: "Его не проведешь на мякине, Он знает ходы под землей. Если небо рухнет на землю… Он придет и молча поправит все". 

Текст песни явным образом предлагает не смотреть в сторону всяких пленумов, на которые звали героя, а напротив - полагаться на человека из глубинки, и если бы в качестве этой глубинки были названы уже воспетые Гребенщиковым Кострома или Самара, никто бы даже не вспомнил про местных губернаторов. Совсем другое дело - Тулеев. 

Здесь уместно напомнить, что кемеровский губернатор некоторое время назад был третьим - после Путина и Зюганова - в рейтинге политиков, которым больше всего доверяет население, а популярность его была основана на успешной борьбе с местными олигархами братьями Живило, на лозунге "Россия должна рассчитывать только на себя" и призывах заняться, наконец, проблемой беспризорников. Но главным "коньком" Тулеева была и осталась до сих пор защита интересов угледобывающей отрасли России. До недавнего времени Тулеев регулярно развивал угольную тему в программе Андрея Караулова "Момент истины". 

Во время подготовки к прошлым выборам покинувший КПРФ и НПСР Тулеев воспринимался как один из возможных лидеров губернаторского корпуса. Именно его вместе с Александром Лебедем и Эдуардом Росселем называли СМИ в качестве "ядра" так и не состоявшегося движения под многообещающим названием "Мужики", которое якобы пытался организовать Борис Березовский еще до того, как было создано "Единство". Сегодня Аман Тулеев явным образом позиционируется себя среди сторонников власти. На апрельском съезде "Единой России" было объявлено о том, что он вошел в Высший совет этой партии, а на прошлой неделе Владимир Путин, подписав распоряжение о ротации членов Госсовета, ввел Тулеева - наряду с тем же Эдуардом Росселем - в состав этого органа. 

Казалось бы, положение Тулеева по отношению к власти вполне определенно - так зачем ему этот сомнительный пиар? Вроде бы незачем. Но тогда - кто заказчик? Или это случайность - в конце концов Гребенщиков мог сделать героем своей песни некоего анонимного или известного только ему человека из родного города своей жены, а предложение догадаться, о ком идет речь - всего лишь попытка заинтриговать охочую до сенсаций, особенно в контексте фактически начавшейся предвыборной кампании, публику. Или БГ просто посетило внезапное озарение - ведь не спроста же он изъясняется порой весьма многозначительно и частенько ездит в Тибет…

 

РЕЦЕНЗИЯ

12.06.2003, Ксения РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ( ЗВУКИ РУ )

Аквариум, Песни Рыбака

Увеличить!Последние альбомы Аквариума хороши тем, что их можно узнать по одной музыкальной фразе, по одной стихотворной строчке, даже с закрытыми глазами. Даже с закрытым третьим глазом. Последние альбомы "Аквариума" плохи тем, что их почти невозможно различить, особенно с закрытым третьим глазом. Последним альбомам "Аквариума" совершенно по фигу, хороши они или плохи, можем ли мы их различить, что мы вообще о них думаем, и открыт ли у нас третий глаз.

Дизайн альбома "Песни рыбака" поражает в самое сердце - такое можно было сотворить только из глубочайшего пофигизма к внешней стороне вещей. Вообще же альбом - что-то вроде мини-энциклопедии "ХХ век: притворись его знатоком": Глен Миллер, Баадер-Майнхоф, туман над Янцзы, Мерилин Монро, псевдо-светловское "Ответь, Нижневартовск, и Харьков, ответь", диагностика кармы, человек из Кемерова ("мы купим ваши проблемы"), ну и, конечно, сам "Аквариум". "Песни рыбака" - это еще и мини-энциклопедия "Аквариума", где можно найти и движущихся с юга Ивана Бодхидхарму с Телохранителем (в этой инкарнации их зовут "Морской Конек"), и "сестрохаусные" Газпром с MTV ("Послезавтра"), и отголоски старых блюзов, пожилых реггей и новых компьютерных заморочек. Клавиши Рубекина, привычная доверительность БГ и индийские музыкальные инструменты лепят из всей этой красоты стандартный качественный продукт с наклейкой "Просветление inside".

Гладкий, спокойный, стопроцентно "аквариумный" альбом. Есть что ругать, есть что цитировать, есть шутки, над которыми можно долго смеяться, есть фразы, которые хорошо выкрикивать на концертах. Название можно расшифровывать как угодно: сами музыканты утверждают, что просто очень любят ловить рыбу, БГ утверждает, что будет морем, морем без рыбака, а еще кто-то говорил, мол, идите за мной, и я сделаю вас ловцами человеков. Нет, БГ не ангел - он просто такой, как он есть.

Вот так и весь альбом, вот так и весь "Аквариум" - вчитывай туда что хочешь, выискивай там любые смыслы, ругай и восхищайся, плачь и смейся, только, пожалуйста, не спрашивай, по ком поет рыбак. Он поет по тебе. Не нравится? На рыбака неча пенять, коли жабры атрофированы.

Сcылки по теме:
http://www.dni.ru/news/showbiz/2003/6/10/23049.html
http://www.aif.ru/online/aif/1179/03_01
http://www.rockmusic.ru/news1.phtml?news_id[]=7309&&tnews_id[]=4

 

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки):  varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"Включен 21 августа 2000 годаВключен 21 августа 2000 года