Джордж Гуницкий, специально для РокмЬюзик.Ру
Сева Гаккель: "То, что нас единило в те годы,
наверное,
было самым значительным в нашей жизни"
Когда
ты впервые познакомился с "Аквариумом"?
Первый раз я увидел "Аквариум" 10
января 1975 года на концерте в клубе "Эврика",
в студенческом городке возле Парка
Победы. Я тогда играл в группе "Акварели",
это был мой первый опыт на этом поприще.
Там же, за кулисами, во время саундчека,
я увидел Дюшу и Боба... Я помню, что мы
как-то посмотрели друг на друга и, по-моему,
отметили друг друга... А потом, месяца
через два, мы познакомились.
Какой
период в жизни "Аквариума" был для
тебя наиболее значительным?
Таких периодов было два. Первый - это
два-три года моего знакомства с "Аквариумом".
Второй - в 1984-м, когда я ушел из "Аквариума"
и год в нем не играл. Наверное, это был
самый плодотворный период моего
участия в этой группе. Правда, я потом
вернулся на несколько лет, но ни тот, ни
другой период я не смогу объяснить
рационально, все это было на каком-то
подсознательном уровне...
Когда
ты окончательно ушел из "Аквариума"?
И почему?
Это был ноябрь 1988-го, после совместного
концерта с Дейвом Стюартом в СКК - и
опять-таки никаких объективных причин
для этого не было, это исключительно
мои установки, которым я следовал с 1984-го,
когда на год покинул группу. А когда я
возвращался и опять играл в "Аквариуме",
я все равно все годы думал об уходе и
просто ждал, когда будет подходящий для
этого момент, когда я окончательно
лишусь иллюзий относительно этой
группы и относительно своего в ней
участия.
Не
мог бы ты более подробно рассказать про
эти иллюзии?
Первый период был очень романтический,
это было обусловлено, наверное, тем, что
мы были юные и беззаботные, и все очень
легко катило. Вообще не имело никакого
значения, слушают нас или нет, а ведь в
то время концертов было немного... Нам
достаточно было проводить вместе время,
мы виделись каждый день и вместе делали
абсолютно все. И то, что у нас были
музыкальные инструменты, это было само
собой разумеющимся - то есть не было
никакого акцента на то, что вот мы
таковые... Со времени моего знакомства с
Борькой у меня полное ощущение того,
что я больше ничего не хочу... В этом
была абсолютная самодостаточность.
Потом, с течением времени, эта
романтика стала проходить, и в 1980-е годы
все постепенно стало приобретать
очертания дела. А когда это уже стало
делом, когда это стало предприятием с
огромным числом людей и сложной
системой отношений, то тут я уже
почувствовал усталость - вернуть то,
что было, стало невозможно, а
продолжать это в том виде, как оно
обозначилось, для меня было
бессмысленным.
По-моему,
ты выходил на сцену в "Юбилейном",
когда проходил фестиваль, посвященный
десятилетию рок-клуба, и когда играл
"Аквариум"...
Да, разве что выходил... К сожалению, я
считаю, что это был неудачный опыт
нашего воссоединения... Нет, это не было
все-таки воссоединением, а только
разовой акцией, которая и должна была
остаться таковой... Были репетиции к
этому концерту, была иллюзия того, что
мы вспомнили, пожалуй, какое-то
ощущение, которое нас роднило в течение
нескольких лет перед этим... Но
оказавшись на сцене, я не ощутил ничего,
и этот концерт считаю провальным. У
меня были периоды, когда все, что было
связано с "Аквариумом", вызывало у
меня раздражение. Хотя я все эти годы
внимательно следил за всем
происходящим с "Аквариумом",
поскольку все-таки окончательно забыть
друг друга невозможно, то есть, можно
оторваться и пойти вполне
самостоятельно по своим дорогам, но все
равно то, что единило нас в те годы,
наверное, было самым значительным в
нашей жизни. По крайней мере, в моей.
Но ты
же все равно поддерживаешь отношения и
с Борисом, и с теми, с кем ты когда-то
играл в "Аквариуме"?
Конечно, это мои друзья. К сожалению, мы
видимся реже, чем это могло бы быть, мы
бы могли видеться, но иногда я начинаю
жалеть о том, что мы повидались. Это, все-таки,
наверное, зависит от какого-то стечения
обстоятельств. Иногда такая встреча в
радость, а иногда она проходит в
рабочем порядке, и когда это так, то
лучше не видеться.
Что
ты можешь сказать про музыку "Аквариума"
и про альбомы, которые были записаны
после твоего ухода?
Я, наверное, ничего не смогу сказать и
про те альбомы, которые были записаны
при моем участии. Для меня они
представляют чисто историческую
ценность. Слушать их как музыку я не
могу и удивляюсь тем людям, которые эти
альбомы с восторгом слушают и по сей
день. И такое же у меня отношение к тем
альбомам, которые были записаны после
моего ухода. Иногда они красивые, милые,
симпатичные, но это, наверное, та музыка,
которую я не могу слушать. Я вообще не
могу слушать русский рок! Одно дело,
когда это было на концерте, когда
самому доводилось участвовать, и
другое - когда это было просто дома,
когда я в течение нескольких лет слышал
первое исполнение Гребенщиковым
многих его песен, и когда многие песни
рождались при моем участии... А потом,
когда все это записано, то, в общем-то,
перестает существовать, а записано это
было, как правило, не самым
удовлетворительным образом. Мне
кажется, что все из исторических
альбомов - недоработанные, не
доведенные до того состояния, когда эту
музыку можно было бы слушать.
Ты
говоришь, что не можешь слушать русский
рок, однако ты в течение многих лет
руководил клубом "Там-Там", и это
был, насколько я могу судить, очень
значительный этап твоей жизни...
То, что звучало в "Там-Таме", не
было русским роком! Это была музыка
нового поколения, которая как раз
являлась альтернативой тому самому
русскому року. Вообще-то нам надо бы
разобраться с терминологией, потому
что к русскому року я отношу все то, что
было образовано до перестройки, до того,
как появились ведущие группы,
породившие огромное число
последователей. И вот, соприкоснувшись
с новой музыкальной волной, я стал
четко проводить границу между тем, что
находится под влиянием этого русского
рока и является десятой или двадцатой
копией Цоя, Майка, Гребенщикова...
Где
тебе приходилось играть на виолончели?
В каких группах, кроме "Аквариума"?
В период "Аквариума" - в "Попмеханике".
Мне довелось принимать участие во всех
"Попмеханиках" того периода.
Многие группы приглашали меня сыграть
во время записи в одной - двух песнях,
мне приходилось играть в альбоме "Кино"
"45", в одной песне с "Алисой",
еще был проект бывшего аппаратчика "Аквариума"
Славы Егорова "Акустическая
комиссия". В период "Там-Тама"
мне приходилось играть с группами "Никогда
не верь хиппи", "Вино", и еще я
иногда участвовал в сборном оркестре
"Там-Тама", который получил
название "Адис-Абеба". А еще в
группах "Турецкий чай" и "Черная
Шама Дхарма Бэнд", "Вермишель
Оркестр". И еще несколько слов про
"Аквариум"... Когда заходит речь об
участии в этой группе, то знаменателем,
конечно, является Борис, всех
интересуют отношения каждого из нас с
ним, и как эти отношения складываются
сейчас. Но я хочу вспомнить всех
участников этой группы за различные
периоды времени, все мы были близкими
друзьями, вне зависимости от Бориса,
хотя, конечно, он был связующим звеном.
Но я очень дорожу дружбой со всеми
многочисленными музыкантами, которые
переиграли в "Аквариуме" в те годы.
И я не могу не вспомнить Сашу Куссуля,
который трагически погиб уже много лет
назад. К сожалению, об его участии в
этой группе сегодня редко кто
вспоминает...