ПУСТЫЕ МЕСТА
224 выпуск, 01 августа 2003

 [ новости ] [ цитаты ] [ отчеты ] [ история ] [ книги ] [ mp3 ] [ архив] [ чат ] [ LJ ]


в "Пустых Местах"
в Интернете

Лозунг момента:
"Жаль, что ребята из "Баадер и Майнхов" пропили твои софты..."

КОНЦЕРТЫ

  • 12 августа - клуб "Старый Дом", г. Санкт-Петербург, пр. Металлистов, 115; тел. 303-82-00, начало в 20.00, билеты от 400 до 800 руб., заказать >>>

  • 16 августа - Лиепая, рок-фестиваль

  • 29 августа - Москва, клуб "Б2"

  • 30 августа - Москва, клуб "Б2"

  • 30 августа - Москва, ДС "Лужники", реггей-фестиваль

Внимание! Информация о двойном концерте Аквариума в клубе "Б2" 29 и 30 августа, размещенная на сайте клуба - пока НЕ является точной. Ждите официального сообщения.

Во второй половине августа возможны концерты в городах Крыма.

НОВОСТИ

В разделе "Видео" Пустых Мест - видео-версия концерта 1993 года "Визит в Москву" (список песен есть тут). Спасибы Илье Богатыреву (за upload и потраченное время) и Александру Бахиреву (за предоставленную запись).

 

СПРАВКА


Андреас Баадер

Ульрика Мария Майнхоф

Подробнее о "ребятах из Баадер и Майнхов" читайте тут.

 

КАК ЭТО БЫЛО

Отрывок из книги Дюши Романова 
"История Аквариума, книга флейтиста"

Дюша Романов о съёмках фильма "Два капитана - 2"

        ...Меня и Мишку (Михаил "Фан" Фанштейн - прим. СВ) Сережа (Сергей Дебижев - режиссёр фильма "Два капитана - 2" - прим. CВ) приберег для самого главного съемочного дня – и этот день был на заводе «Шампанских вин». На том самом заводе, за продукцией которого в те времена гонялся весь город. Время-то было горбачевской борьбы с алкоголизмом. 
        Он был сокрыт от всеобщих взглядов стенами и суровой охраной, находясь практически в двух шагах от центра города, через Неву, напротив тех самых Песков, с которых «Аквариум» и начался. На одной набережной с Крестами. 
А сами же съемки происходили в святая святых этого предприятия – в самых закромах шампанского - в подвалах, где его выдерживают. Где бутылки «советского игристого» мирно покоятся, ожидая своей очереди выплыть ко сроку на поверхность. 
        Это фантастическое зрелище. 
        Вот поистине незабываемая иллюстрация величия природы над мелочностью человеческой жизни. Оказавшись там впервые, любой человек, даже самый закаленный в вопросах выпивки, замрет в восхищении. Картина, представившаяся ему, перечеркнет в нем все имевшиеся до этого момента представления о бесконечности вселенной. Зачем так далеко ходить – вот он, прямо перед нами это пример. Пример бесконечности шампанского. Конца и края ему нет! 
        «Шампанское – бесконечно!» - воскликнет всяк сюда входящий. 
        И будет до определенного предела прав. Не только осушить, но окинуть одним взглядом это невозможно! 
        И нам предстояло в этой обстановке трудиться. 
        По сценарию все было просто – два героя, революционных матроса, разговаривают друг с другом, причем в основном междометиями, о революции. И естественно после каждой фразы – выпивают. 
        На этом слове умышленно делаю акцент. 
        Выпивают не как все. Пьют они как победители. 
        Настоящее шампанское, которое пенится в огромном многолитровом железном сосуде и куда они (мы) погружают свои большущие литровые черпаки и жадно отпивают из них, - льётся рекой. 
        Для создания «реки» требовались специалисты. 
        С этой целью к нам приставили двух работников завода, которые должны были обеспечивать постоянную пену в чане. Сделать это можно было только одним способом – выливать шампанское из бутылок, перевернув их вверх дном и лить обязательно с большой высоты, создавая тем самым мощный поток напитка из горлышка. 
        Пена после этого была такая, что ой-ой-ой! 
        Текста, казалось, было не много, но съемки продолжались весь рабочий день. Дело в том, что кино известно всем своими дублями и бесконечной сменой планов по одной и той же сцене. Это для зрителя всё одна секунда – взял стакан, налил, выпил, поставил обратно. А с точки зрения актерской работы – этот стакан приходится брать десятки раз и опрокидывать, опрокидывать, опрокидывать… 
        До посинения! 
        А в нашем случае это было настоящее шампанское, под деревянной пробкой, к тому же. Думаю, Вы знаете, что это такое. Это уже наши заводские ассистенты постарались, самое лучшее подыскали. 
        До этого дня я никогда не пил «Советское шампанское» с «пробковой» пробкой, в магазинах она всегда пластмассовая, если вы помните. А тут были деревянные, т. е. пробковые. 
        Надо знать, что хранятся и отстаиваются эти бутылки годами и лежат без этикеток. Только потом, когда их начинают извлекать на поверхность, они получают свои наклейки и серебро в горлышко. А пока они «зреют» – они безлики, как патроны или снаряды на складе. Можно знать только горку, из которой нужно брать. 
        Вот старожилы и принесли откуда-то это уникальное шампанское. На наше удивление в ответ прозвучало: «Пейте сколько надо, мы еще принесем!» 
        Съемка пошла! 
        Первой режиссерской командой была: «Пьют только артисты! До окончания съемочного дня группа шампанское не трогает!»
        Съемка пошла! 
        Восемь часов без перерыва на обед мы с Михаилом под пристальным взглядом объектива пили коллекционное шампанское. 
        По ходу работы происходили удивительные события. 
        Во-первых я впервые в жизни был с ног до головы мокрым от шампанского. Я промок шампанским насквозь в буквальном смысле этого слова, и если и существует традиция принимать ванну из шампанского, то я её принял не в переносном, а в буквальном смысле этого слова. Ну, если не ванну, так душ! 
        Я уже не купался в шампанском, я в нем плыл. 
        Всё – брюки, ботинки, верхняя и нижняя одежда, лицо, волосы, фуражка, короче абсолютно все на мне было пропитано шампанским насквозь. Я сам был – шампанское! 
        Мишке повезло больше, чем мне. Он был в тот день в кожаных штанах. А они не промокают! 
        Ах, как я ему завидовал. 
        Изредка съемка давала то мне, то Мишке передышку. Это случалось тогда, когда переходили на крупные планы то одного, то другого. 
Тогда можно было отойти в сторонку и тихонечко посидеть одному, без выпивки, но и тогда все не было так спокойно… 
        В один такой момент, уже к самому концу съемок, Мишка вырвавшись от света юпитеров и звона бутылок, попытался уединиться. К нему подсели двое рабочих этого цеха и робко, так, полушепотом, предложили: «А не хотели бы вы выпить с нами бутылочку шампанского? Коллекционного!» 
        Представляю, что в этот миг он почувствовал… 
        Не дав чувствам волю, он тут же согласился и, немедленно, винтом выпил, влив в себя на глазах изумленных аборигенов добрую половину содержимого бутылки… 
        Конец съемок я помню очень отчетливо. 
        Все, получив сигнал к окончанию, бросились это шампанское рассовывать по всяким потайным местам, чтоб утянуть с завода. Не знаю чем все это для них кончилось, да это ли важно? 
        Интересно другое – никакого энтузиазма это шампанское ни у меня, ни у Миши больше уже не вызывало. Оказывается есть предел этому морю. И этот предел в нас самих. Море, как известно, можно выпить, хоть и с оговоркой, но можно… Но вот способны ли вы на это сами – это уже вопрос! 
        Не просто пить с утра шампанское – не в лучших это аристократических традициях. И вообще, как такую, пусть даже коллекционную, галиматью можно пить? 
        И пусть простят меня ценители французских вин, я-то точно знаю, что после второй или третьей бутылочки «бургунского» или «шато», вы все равно бежите в магазин за водочкой, чтоб добавить… 
        Сергей Дебижев, который как рачительный хозяин, повез и меня и Михаила после съемки домой, все никак не мог понять, что с нами происходит? На его глазах мы восемь часов кряду пили, и вот теперь мы сидим у него в машине, связно разговариваем и более того, ни один из нас домой не собирается, а наоборот, мы желаем продолжать веселье… 
        Вот она – волшебная сила искусства!

Примечание от ПМ: фильм "Два капитана - 2" можно скачать тут: /MESTA/video/IIcaptains2.avi (~470 мег).

БЫВАЕТ И ТАКОЕ

БГ photoshop mix

Под небом #99FFFF
Есть город #FFFF33
С opacity=0% воротами
И Ctrl+U, lightness +100 звездой

* * *

БГ вновь уличён в плагиате!
Борис Гребенщиков в многочисленных интервью неоднократно утверждал, что нынешняя его, так сказать, козлиная бородка - это его собственное изобретение. Практически запатентованное. В правдивости этих слов заставляет усомниться нижеследующее изображение (спасибо Саше Добрушкину и Андрею Сергеичу за наводку):

 

ИНТЕРВЬЮ

Джордж Гуницкий, РокмЬюзик.Ру

Борис Рубекин: "Мне больше нравится заниматься аранжировками..."

Борис Рубекин уже несколько лет играет на клавишных в "Аквариуме". С одной стороны, вроде бы и не слишком давно, однако группу уже невозможно без него представить.

Сколько лет ты уже играешь в "Аквариуме"? 
С осени 1998-го. 

А что происходило до этого? Каким образом ты влился в "аквариумные" ряды? 
Произошло интересно. Я до этого занимался студийной работой - полукустарным способом, дома, но, как ни странно, порой получались достаточно хорошие записи. Я играл тогда в одной группе, исполняющей кантри-музыку. А в ее составе есть уникальный человек по имени Дима Сергеев, играющий почти на всех инструментах, которые звучат в кантри-музыке, включая даже барабаны. Гитары, мандолины, банджо... И вот, к нему подошел однажды Митя Шагин (видимо, они были давно знакомы), и говорит: "Как бы нам Дима с тобой, альбомчик бы, дык, записать?"

Очередной митьковский?
Да, очередной митьковский. Дима и говорит: "Ну, чего ж, можно и записать..." А Митя у него спрашивает, не знает ли он студии какой-нибудь подходящей. Дима и говорит, что есть у него один знакомый парень, у которого можно все записать дома, да и что на клавишных он играет хорошо. Естественно, он меня имеет в виду. Тогда Митя задает Диме следующий вопрос: "А он браток?" Видно оказалось, что браток... Раз Митя пришел, и мы с ним трудились, а потом он стал приглашать на запись других артистов. Помню, Наташа Пивоварова была, Бутусов, Чиж... Шагин выпустил этот альбом недавно, в прошлом году. 

Что же это за альбом митьковский? Не "Москва митьковская"? 
Да. Песни, которые поют Бутусов, Чиж, Пивововарова - это все было записано у меня дома. И еще пришли однажды Дедушка с Сурушкой (Дедушка или Дед - это Олег Сакмаров, а Сурушка - это скрипач "Аквариума" Андрей Суротдинов - прим. авт.).Они быстренько все записали, а потом так хитро между собою переглянулись и спрашивают у меня: "А как ты, Боря, к "Аквариуму" относишься?" - "Хорошо отношусь" - "А ты не хотел бы попробовать?" Оказалось, что "Аквариуму" нужен человек, который может играть на клавишных плюс на клавишном басу. Потом пришли сюда, на Пушкинскую 10, я приехал с клавишными, что-то поиграли. Никаких разговоров серьезных, которые бывают при поступлении на работу, при этом не было. А потом мы пошли к Борису в гости... 

А до этого момента? Понятно, что ты про "Аквариум" знал, но как ты к нему относился? Группа-то ведь старая. Как ты ее воспринимал до того, как стал с ней сотрудничать? 
Первый раз я попробовал играть в группе, когда учился в школе, классе в восьмом. Помню, что тогда мне ужасно хотелось поиграть на электрическом органе, до этого я играл только на пианино. Тогда один мой приятель предложил мне сходить в подростковый клуб "Аврора" в Нейшлотском переулке, где был нужен человек, умеющий играть на клавишных, на пианино, и там обещали показать электроорган. Я тогда решил сходить. Пошел. Там был милый такой дядечка Юра, он всем там руководил, еще были два человека - гитарист и басист, постарше меня. Но электрооргана не оказалось, было только пианино. Но мне все равно понравилось: электрогитара, бас - все это так объемно звучало. Первая репетиция заключалась в том, что происходило прослушивание концертного варианта "Радио Африки", запись того фестиваля, когда впервые появилась группа "Мануфактура". Вот это и было вроде бы первое знакомство с "Аквариумом". А потом, еще в институте, у нас была девушка, староста группы, которая очень любила "Аквариум". Я к ней часто приезжал, помогал какие-то домашние задания делать и уж тогда я много "аквариумной" музыки послушал, я знал все хиты и мог их играть, и даже... свят, свят, свят... петь. 

И на каких-то концертах тоже бывал, наверное? 
Всего один раз был, до знакомства с группой. Но помню, что концерт был замечательный. Это произошло так: наша классная руководительница купила мне билеты на концерт группы "Аквариум". Это вообще было что-то из ряда вон выходящее! Я пошел на концерт со своей девушкой, учительница пошла со своим мужем. У нас был замечательный класс, наша классная старалась нас как-то развивать и купила мне билеты. Меня это очень прикололо тогда. Это был акустический концерт с Гаккелем, с Дюшей, а было это... Я даже могу вспомнить... Я был, очевидно, в десятом классе тогда, а родом я шестьдесят девятого года... 

А когда ты внедрился в "Аквариум", то с какого времени ты стал осознавать, что играешь в этой группе? Когда ты осмыслил этот процесс? 
Не знаю... На концертах как-то получалось легко, как-то это было естественно, наверное, да и Боре вроде бы нравилось то, что я играю. А вот во время записи альбома "Пси" мы, конечно, намучились, тут началась такая притирка вкусов, а вкусы были совершенно разные, все-таки и разница такая в возрасте - лет шестнадцать. Если, например, Боря конкретно вышел из "Beatles", то я-то вообще свое знакомство с такого рода музыкой начал с "Deep Purple". А "Beatles" Я ведь был совсем маленьким, когда они были. И поэтому у меня не было такого уж сильного пиетета по отношению к этой группе. А, кстати, тот еще дядечка, который нас воспитывал в подростковом клубе, он очень любил "Rainbow", Блэкмора. У "Rainbow" я знал все наизусть, я мог любую песню сыграть. 

То есть ты ориентировался на классику хард-рока? На тяжелую музыку тех лет? 
Да, да, да. "Led Zeppelin" мне казались тяжеловатыми тогда, "Deep Purple" были ближе. Нет, "Beatles" я тоже как-то слушал, но какие-то их легкие вещи, не психоделические. 

Ты ведь уже успел принять участие в записи многих альбомов "Аквариума". Причем ты не только играешь на клавишных, но еще занимаешься и аранжировками, и звукорежиссурой, и компьютерные дела все твои...
Я все это на себя взял, мне это интересно. У Бориса есть способность глобально мыслить, я восхищаюсь такими людьми. Он может все это прикинуть в общем и сказать, куда надо двигать. Вот он говорит, например, что "вот здесь бы хорошо сделать что-нибудь вот такое...". И мне интересно это реализовывать. 

Иногда ведь какие-то вещи могут вызывать разногласия, будь то аранжировочные или концертные варианты. Или могут быть какие-то требования со стороны того же БГ, которые тебя не очень устраивают и какие-то проблемы с этим связанные? 
На самом деле первый мой "аквариумный" год прошел очень интересно. Когда в составе было три перкуссиониста, - Панама на гитаре играл, а Дедушка играл на флейте, вот тогда нам было легче играть концерты втроем (например, я, Боря и Дедушка), чем со всей группой. Потому что тогда группа была какая-то очень полярная. Одну половину группы явно интересовало что-то одно в музыке, а другую - что-то другое. И мы играли концерты и вдвоем, и втроем с Дедушкой - тут никаких проблем не было вообще никогда. А потом, когда пришел Алик Потапкин, то вообще стало все замечательно. Бывает, Боря подойдет и скажет, что ему хотелось бы здесь не орган, а рояль. Или наоборот. Я сам по природе всегда сначала скептически отношусь к каким-то таким предложениям, а уж потом стараюсь найти в них что-то интересное для себя. 

Какие предложения ты имеешь в виду? 
Ну, например, сыграть соло не на органе, а на рояле. Ёлки-палки, так хорошо было с органом, зачем же играть здесь на рояле? А потом сядешь - и на рояле вроде как-то хорошо, а потом уже и это нравится. Не знаю, можно ли это проблемами назвать. 

Нет, конечно, это же реальная практика частных "аквариумных" явлений. "Аквариум" ведь довольно много ездит и по России, и по заграницам. Тебе не надоели немножко эти постоянные вояжи? 
В среднем мы играем пять концертов в месяц, это, мне кажется, достаточно умеренно по сравнению с теми, кто дает по десять-пятнадцать концертов. Когда концерты хорошо организованы, то это одно удовольствие. 

Тебе что интереснее - студийная работа или концертная? 
Да все интересно. Как-то так получается, что мы сидим в студии без выходных, а когда выходной, то как-то не знаешь, что и делать. Но с другой стороны, вот так посидишь две недели и понимаешь, что мозги уже начинают плавиться, надо куда-то ехать. Потом поедешь на две недели, надоест по поездам и по самолетам. А вернешься, сядешь... О, как хорошо! И две недели опять в студии живешь. 

Тебе за эти годы приходилось в студии работать не только с "Аквариумом"? 
С Максом Леонидовым мы как-то за неделю записали пластинку "Давай, закурим" - это песни военных лет, некоторые из них, по-моему, очень хорошо получились. 

У тебя есть собственные сочинения, твои сольные, авторские композиции, или до этого дело пока еще не дошло? 
Мне больше нравится аранжировками заниматься. То есть, грубо говоря, додумывать то, что композитор не додумал. Тут есть очень большое поле для деятельности. И я еще сочиняю партии для клавишных, а вот что-то от начала до конца сгенерить - до этого пока еще дело не доходило. Да и времени нет. 

Aquarium 3.0, Feb 2002Что тебе больше всего запомнилось из многочисленных поездок? Расскажи о наиболее эффектных или о наиболее курьезных впечатлениях. 
Вообще все заграничные поездки, особенно американские, очень веселые. В Америке мы часто играем в клубах, Боря любит в клубах играть. Там ведь и народ достаточно отвязный, приходят русские эмигранты в основном, а у них все проблемы решены, и они могут порадоваться и вовсю повеселиться. Бывали случаи... И Боря мне как-то говорит: "Иди, поиграй пока, а я пока покурю или пива бутылочку выпью". Ну, я выхожу, играю сольное вступление. А Боре обычно наш художник-сценограф Марк Брикман находил какой-то ящик, чтобы он мог сесть и начать концерт сидя. Но тогда, видимо, Марк задумался и ящика этого не нашел. А на сцене рядом со мной стоял ящик, из которого тянулись какие-то провода - как я потом понял, там были трансформаторы 220 вольт, которые питали всю нашу аппаратуру. Ну, я и играю, дохожу до кульминационной точки, народ уже ревет, сейчас уже должен появиться Боря. И Боря действительно появляется, я еще наворачиваю, и тут у меня как все рушится! Оказывается, Боря, не найдя обычного ящика, подошел вот к этому, стоящему на колесиках, с проводами и, естественно, мы были обесточены. Я почувствовал себя очень неловко. Такая ситуация, как будто у меня одним ножиком всю одежду срезали. Потом, конечно, все восстановилось. 

Ты уже рассказывал, что раньше любил хард-рок. А вот сейчас какого рода группы лично тебе интересны? 
Ух, ты... (почему-то пораженный этим вопросом, отвечает не сразу). Да я как-то все по песне собираю. Сильных впечатлений очень немного. Вот одно из последних сильных впечатлений - альбом Тома Уэйтса "Mule Variations". Но это уже давно было. И еще в Америке я услышал исполнителя на ирландской арфе, но забыл его имя. Как звукорежиссеру мне интересны группы американские, классно записанные. Вот "Train". Замечательно записано и замечательно звучит. Но, как справедливо говорит Боря, таких групп появилось миллион, и вроде все они такие хорошие, и в тоже время это фон, "бэк-граунд".

А что тебе интересно из российской музыки? 
Меня не очень трогает "Мумий Тролль", а вот Земфиру слушаю с удовольствием. И вот последнее яркое впечатление - это группа "5'nizza" - ребята из Харькова. Это даже не группа, а два человека, акустический такой вариант, но это очень серьезно и держит все семьдесят две минуты, когда звучит компакт-диск. Чувствуется, что людьми все хорошо пройдено от Боба Марли и далее. А еще... вообще-то все интересное связано с поездками в Америку, там часто попадаются какие-то пластинки, которые духу времени отвечают. Это такая своего рода прочистка ушей, когда ты попадаешь в страну, где вообще не звучит музыка на русском языке. И там слушаешь музыку в основном как фон. Редко когда у тебя есть возможность сесть и включить музыку только для того, чтобы ее просто послушать. Но в Америке - там вот фон очень хороший. 

Как ты воспринимаешь чисто инструментальную музыку? 
Девяносто процентов инструментальной музыки, которую я прослушал, - это музыка джазового направления, хотя и не только джазового: вот Кейт Джаррет - это ведь не совсем джаз. Я очень люблю еще гитаристов "снимать" - но не на гитаре, а на клавишных. 

В "Аквариуме" много лет работал Олег "Дед" Сакмаров. Но так сложилась жизнь, что из группы он ушел. Появились творческие разногласия? Меня интересует именно это, а не человеческие отношения. 
Мне кажется, что каждому музыканту и в особенности инструменталисту - а не автору, не генератору идей, как Борис, - нужно играть с разными коллективами, чтобы в свой родной коллектив привнести что-то новое и свежее. Это своего рода улучшение музыкального генофонда. Жизнь в "Аквариуме" достаточно плотная и заниматься поиском новых идей просто некогда. И, видимо, Дедушка подумал, что все, что он на данный момент знает, он в "Аквариуме" уже сделал. 

Реализовался. 
Да. И поэтому нужно что-то еще почерпнуть на стороне.

Но ведь он же иногда приходит. Я помню, например, как недавно, в феврале, он приходил на концерт "Аквариума" в клубе "Орландина" и играл в некоторых номерах. 
Ну да, тянет обратно, тянет, конечно. Но с другой стороны, Дедушка ушел - и Сур зазвучал полнее, потому что человека нового не появилось, зато стали больше на скрипку акценты делать. 

Что ты думаешь по поводу дальнейшего усовершенствования "аквариумной" системы? Я понимаю, что все зависит от идей Бориса, но все-таки в какую сторону все должно двигаться? 
Совершенно бесполезно это предполагать. Я думаю, что этого сейчас не знает точно даже сам Боря. И еще я замечал, что Боря все время преподносит, как капитан корабля, такие сюрпризы, что я даже не в силах их на пятьдесят процентов ожидать. 

А какой был последний сюрприз? 
Да вот хотя бы с Индией. С последним альбомом "Песни рыбака". Ездить в Индию, записывать там индийских музыкантов. Я знал, что "Сестра Хаос" получился достаточно сильным альбомом, сыгранным силами группы, и думал, что сейчас будет что-то еще, сделанное в таком же контексте. А тут раз и... 

Ну, видимо, эта непредсказуемость и является во многом залогом успеха. 
Да, безусловно. Я восхищаюсь Бориной способностью так вот глобально повернуть куда-то. Спонтанно и не боясь никаких последствий. Я, например, так не могу, я начинаю осторожничать, чего-то там думать, бояться. А потом, когда уже корабль повернули - ну что же еще остается, как не идти по этому курсу дальше? 

 

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

29 июня 2003, Bad Nauheim, Германия

From: A. Susdorf, www.susdorf.com
To: Пустые Места, varyushkin@mail.ru 
Sent: Tuesday, July 22, 2003 7:32 PM
Subject: Концерт в Bad Nauheim

Концерт проходил в маленьком курортном городке Bad Nauheim (недалеко от Франкфурта), в театре старого и дорогого, но красивого курортного отеля. В своё время на курорте отдыхала русская царская семья, Александр Блок и даже Элвис Пресли, служивший когда-то в Германии в соседнем городке и живший поначалу в этом отеле, а потом в других домах того же Bad Nauheim . Такая вот военная служба у него была. В честь Элвиса даже названа небольшая площадь у отеля.
Зал театра был, наверное, одним из самым красивых из тех, в которых мне удалось побывать. Играла индийская музыка.

Увеличить!Увеличить!

Концерт Аквариума был частью немецко-русского многодневного фестиваля, проходившего в Bad Nauheim, и Аквариум был представлен в программе фестиваля как "Rolling Stones Востока" :). Концерт начался вовремя - и начался с "Сидя на красивом холме", а продолжился песнями с двух последних альбомов. Наверное, этот концерта мало чем отличался от других концертов Аквариума последнего времени, но в Bad Nauheim была какая-то неповторимая атмосфера - наверное, Аквариум не часто играет в подобных залах, где, к тому же, вся публика сидит (!). Новые песни были сыграны замечательно. "Песни рыбака" были исполнены почти целиком и слушались на одном дыхании, как будто в волшебном трансе. Затем, на бис, последовали "Растаманы из глубинки", "Рыба", "Navigator", "Гарсон Nr. 2" и "Максим-Лесник"! Аквариум был без лидер-гитариста, что способствовало необычности аранжировок, и более сильного участия электроскрипки и клавиш, и звучало это чудно и здорово!

Под "Растаманов из глубинки" часть публики сорвалась с мест и ринулась танцевать к сцене, к нескрываемому удовольствию БГ :) И было всё донельзя культурно (если не считать молодчика, оравшего "Костя... Алису давай!"). В середине концерта девушка подарила БГ цветы, которые ему очевидно очень понравились, а в конце 4 девушки вышли с цветами на сцену, и БГ их жестом позвал на подтанцовки, на что они сразу согласились :) Опять же, вышло это, донельзя складно и хорошо. Мне довелось видеть, как раз Тито из "Tito & Tarantula" вытащил 2 бл**ей из зала на сцену подтанцовывать, и они свернули микрофон, чуть не сбили с ног бас-гитаристку, да и танцовщицы из них были никакие. У Аквариума с танцами было всё здорово и естественно. Музыканты, похоже, остались довольны концертом, публика - тоже, несмотря на отсутсвие большинства "хитов"!

После концерта произошло две, наверное, необычные вещи. Сначала менеджер Аквариума, Максим Ланде, собрал, стоя на сцене, всевозможные объекты для автографов, включая гипсовый бюст БГ :), и отнёс их к Борису Борисовичу. Потом вернулся и всё, уже c автографами БГ, раздал владельцам :) В это время музыканты (кроме БГ) разбирали свои инструменты, и давали автографы со сцены. Потом, когда я выходил из отеля, то обнаружил БГ на перекуре, беседующего с той частью публики, которая задержалась после концерта :) Удалось пообщаться и пожать руку!
В заключении ко всему я ещё и успел на последний поезд, уходящий из этого курортной глуши в сторону больших городов. Это был однозначно один из лучших концертов, на которых я когда-либо был. Добрая атмосфера была.

Песни:
01. Сидя на красивом холме
02. 500
03. Брод
04. Брат Никотин
05. Псалом 151
06. Северный Цвет
07. Феечка
08. Человек Из Кемерово
09. Послезавтра
10. Диагностика Кармы
11. Туман над Янцзы
12. Пабло
13. Терапевт
14. Морской Конёк
15. Зимняя Роза
16. Жёлтая Луна
17. Растаманы Из Глубинки
18. Рыба
19. Навигатор
20. Гарсон №2
21. Максим лесник

 

РЕЦЕНЗИЯ

Алексей Вишня, alexcherry@dni.ru, источник: http://www2.dni.ru/

Секрет нового Гребенщикова

Увеличить!Иногда поставишь компактный диск и думаешь: зачем все это было нужно производителю и тем, кто там играет и поет. Иногда купишь чей-нибудь последний альбом и переживаешь: интересно, кто это купит кроме тебя? Я купил очередной альбом "Аквариума" и понял: попал.

Попал не на деньги. БГ отобрал у меня больше, чем деньги. Он отобрал у меня все время: все свободное время я вынужден его слушать и ничего не могу с собой поделать. Утром непреодолимые силы сами включают "Песни рыбака" каждое утро, изо дня в день.

Предыдущий альбом такого восторга не вызвал. Еще более ранний - тоже. Можно подумать, что все эти 10 лет БГ искал звук. Из альбома в альбом искал, долго-долго искал. И вот нашел.

Он нашел тот звук и издал именно ту самую эмоцию акустики времен первого электрического "Вавилона", с которой я всегда буду ассоциировать "Аквариум". 

Для многих преданных фанатов образ группы неразделим со старым составом, "когда рядом Дюша с флейтой, Сева Гаккель на виолончели, Курехин, Ляпин..." и т. д. Новые музыканты оказались ничуть не хуже старых. Частично запись происходила в Индии, где музыкантам удалось привлечь настоящих индусов на настоящих индийских инструментах. Новый альбом максимально приблизился к первородному "Аквариуму" в самом лучшем аспекте - как и 10—20 лет назад - альбом цепляет с самого начала и не отпускает, заставляя слушать снова и снова.

БГ первым в России положил на музыку поэтическое фэнтези, однако немногие оказались готова к пониманию неожиданных образов и их действий. У БГ много недоброжелателей. Не понимая его, они невольно раздражаются, полагая, что БГ делает из них дураков: "Он сам не понимает, о чем поет", - расхожая шутка среди этого сегмента зрительских антипатий. БГ абсолютно не волнует количество прочитанных его аудиторией книг; он подтаскивает общество к себе, а не снисходит, облегчая свой словарный запас, ограничивая его общеизвесвестным и всем понятным.

Некоторые строчки отрывисты и быстролетны, как мысли. А есть и такие длинные, что цепляют внимание и не отпускают до конца куплета, а заканчиваясь, не дают ответа, и... поднятый в начале строфы вопрос уходит в бесконечность. Гребенщиков не дает ответа, ничего не советует, но его песни - собственный набор символов, которые могут быть понятны при определенной подготовке. 20 лет назад БГ играл квартирные концерты, на которых можно было прямо спросить например, - "А кто такой Рутман?" Сейчас же доступны любые книги и поисковые системы. 

Секрет нового БГ заключен не только в простых хитовых гармониях, но скорее в почти полном отсутствии зауми - как музыкальной, так и семантической. Новый альбом понятнее всех. А если что и не вполне ясно, можно использовать "Яндекс". 

Как и 20 лет назад, БГ наезжает только на тех, кто тогда "красил стены в коричневый цвет", а сегодня разъезжает в представительских автомашинах. И те, и другие имели возможность "писать на крышах слова". Его одинаково раздражают поучительные лозунги на крышах домов и неоновые олигархические логотипы.

Как всегда, Гребенщиков бесконечно далек от политики. Ни разу не запятнавший себя ничем политически-липким, БГ фактически открыл предвыборную кампанию. "Путин - сын неба", - сказал он в одной из недавних телепередач, и этого достаточно. "Я не настолько плохо воспитан, чтобы что-то проповедывать", - другая его цитата из той же программы. Но не надо здесь ставить ему что-то в вину или заслугу; сегодня Путина любят все, он сумел очаровать даже ярых диссидентов и хакеров; БГ же всегда глядел на несколько оборотов вперед, и впервые от него можно было услышать теплые слова в сторону власти. А с другой стороны, все мы - Сыны Неба и Сыновья Бога.

Гребенщиков твердо следует традициям качества "Аквариума", в последней работе достигшими апогея. Создается впечатление, что при своей работоспособности БГ теперь может завалить рынок новыми "песнями кого угодно" - во-первых, благодаря резкому удешевлению процесса звукозаписи, а во-вторых, из-за удачно найденного места работы, славящегося своей дешевизной и сказочностью. Ничто так не стимулирует нормальный ход процесса, как отсутствие проблем.

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки):  varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"Включен 21 августа 2000 годаВключен 21 августа 2000 года