Лозунг
момента:
"Сегодня
я прощаюсь, послезавтра я опять буду
здесь..."
КОНЦЕРТЫ
НОВОСТИ
*
http://www.bg50.ru/
*
"Они ставят и снимают спектакль о
любви, о сердце - и это самое главное. В
первую очередь ко всему надо сердце
приложить. Без этого никакая яблочная
машина не заработает, и вообще ничего
не заработает, и мир не изменится - так и
останется все пластмассовым муляжом
вместо трепетной настоящей жизни..."
Во
Владивостоке снимают фильм по мотивам
сказки Бориса Гребенщикова "Иван и
Данило". Подробнее...
*
2-го октября в Лондоне на Би-Би-Си БГ
записал часовой акустический концерт,
который скоро может быть выставлен на официальном
сайте - "БГ Live at the BBC".
*
Обновления на официальном сайте:
- в "Разном" - пополнение в
"Списке Существенных Книг" (добавлены Упанишады);
- пополнение в списке "Песен, Сегодня Помогающих Нам Строить и Жить" (добавлен альбом Blur "Think Tank", 2003);
- растет список "Музыка, Способствующая Съезду Крыши" (добавлен альбом Robert Wyatt "Сuckooland", 2003, и альбом грруппы My Bloody Valentine "Loveless", 1992);
- пополнение в Списке Чудотворных Икон. Требуется ваша помощь для сбора и проверки информации.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Сайт
"Пустые Места" на протяжении
более трёх лет по знакомству
пользовался грандиозной халявой в виде
бесплатного хостинга на сервере
компании "Крафт-С",
г. Самара. За это время суммарный размер
аквариумских mp3- и видео-файлов,
размещённых на сервере, достиг 30
гигабайт, а средний месячный трафик
стал до неприличия высоким.
Изменившиеся условия в отношениях
между фирмой-провайдером и такими
монстрами как "Ростелеком" и "Транстелеком"
вынуждает компанию "Крафт-С"
оплачивать разницу между входящим и
исходящим трафиком. Львиную долю в этом
трафике создают аквариумисты, качающие
ежедневно гигабайты музыки и видео. В
общем, дружба - дружбой, а деньги - врозь.
В результате чего "Пустые Места"
ищут новое место для хостинга. Если
место не найдётся, проект прекратит
существование. Подробности
тут.
Доступ в
раздел "Звукозапись"
будет временно (надеюсь) закрыт уже 22
октября, в среду.
ГЛАЗАМИ
ОЧЕВИДЦЕВ
From: "Справочник",
автор - Юрий Зыков
08 октября 2003, Алма-Ата, Дворец Республики
В Алматы состоялся давно ожидаемый концерт "Аквариума". Прошлый, если мне не изменяет память, был в 1994 году. Правда, в этот почти десятилетний промежуток "Аквариум" дважды посетил наш город. Но оба раза для участия в каких-то фестивалях, вроде "Скажем наркотикам - нет". Один раз это был концерт на Центральном стадионе, другой раз на Новой площади, главной площади Алматы. А это, все же не совсем то. Хотя в 2001 году после площади группа дала свой концерт в одном из ночных клубов города, но об этом мало кто знал. И вот концерт во Дворце Республики, на самой большой сценической площадке в Алматы. Его вместимость около 3000 человек. Билеты можно было купить без проблем, их цена была от 1000 до 3000 тенге (это примерно от 7 до 20 долларов).
Естественно, никто не ожидал, что концерт начнется ровно в 19.00. Но когда на часах было уже 19.30, а из-за закрытых дверей зала доносились разрозненные звуки саунд-чека, народ начал проявлять признаки волнения. Моя жена, которая не является поклонницей "Аквариума", скорее наоборот, и которую я с трудом уговорил сходить на концерт, надеясь, что непосредственная встреча с прекрасным откроет ей глаза (и уши) на столь любимую мной группу, сказала, что ей это уже надоело и через пять минут она уходит домой. Однако домой она не ушла, а отправилась разыскивать организаторов концертов, чтобы высказать им все, что она думает о них, о БГ, об "Аквариуме", и вообще о рок-музыке. Как ни странно она разыскала этих людей и вернулась несколько притихшая. Как ей объяснили из-за плохой погоды в Москве рейс задержался и группа прилетела в Алматы только в 17.00 и сразу же из аэропорта приехала во Дворец Республики. Вот-вот все начнется. В общем-то об этом можно было объявить по радио, поскольку к восьми часам все собравшиеся во Дворце проявляли уже явные признаки нетерпения. Энтузиасты, ритмичными хлопками, организовывали овации, скандировали: "БГ, БГ". Но, конечно, двери в зал открылись только тогда, когда все оборудование было готово к концерту. Часы показывали 20.15.
В зале из динамиков лились индийские мелодии, но воскурения благовоний не ощущалось. Правда, спустя некоторое время дым появился и постепенно он становился все гуще и гуще. В 20.27 на сцену вышел представитель организаторов, извинился за задержку и сообщил, что концерт посвящен двухлетию филиала радиостанции "Наше Радио - Казахстан", а также дню рождения БГ, дню города, в общем всему, что можно. Потом вышла Оля Максимова, ведущая "Шизгара-шоу" на "Нашем Радио" и поиграв цитатами из песен "Аквариума", предварила выход группы. Почти весь свет погас и в полутьме были заметны фигуры музыкантов, выходящих на сцену. Овации, вопли. Свет выхватил фигуру БГ, зал взревел. Борис Борисович сообщил, что "обстоятельства пытались помешать нашей встрече, но мы прорвались", вызвав новую бурю восторга. И началось.
1) Сидя на красивом холме
2) Брод
3) Я - змея
4) Ты успокой меня
5) Брат Никотин
6) Северный цвет
7) Китай
8) Феечка
9) Человек из Кемерова
10) Послезавтра
Надо сказать, что зал весьма активно включился в музыкальное действо и с самого начала подпевал, пританцовывал, что явно нравилось БГ. Он несколько раз выдвигался к той части зала, где действовала наиболее активная группа, насколько это позволял шнур гитары. Зал заводил БГ, а он добавлял новых эмоций залу. На "Послезавтра" уже все проходы были заполнены танцующими, уже выдвигавшимися к сцене. БГ с явным удовольствием сказал: "Молодцы, умницы". Но здесь в дело вмешалась служба охраны, мягко но решительно начавшая оттеснять танцующих от сцены дальше в проход. В дальнейшем пляски и пение в проходах продолжались, люди то немного продвигались вперед, то слегка отступали, но все было вполне корректно. Интересно, что среди поющих и танцующих было очень много совсем молодых парней и девушек. И судя по тому, как они подпевали всем песням, на "Аквариум" они пришли совсем не случайно. Немало было и людей среднего возраста и даже значительно выше среднего. А я смотрел на свою жену, как она хлопает высоко поднятыми руками и трясет пустой банкой из под липтоновского Ice Tea и понимал, что мы уже победили и это заметно… Здесь БГ пообещал "немного джаза" и
11) Уткина заводь
12) Туман над Янцзы
13) Мария (интересно, что песня шла под непрерывные ритмические похлопывания зала)
14) Морской конек
15) Зимняя роза
16) Желтая луна
17) Дубровский
На сцену выпускают вручающих цветы и тут же гасят свет, Музыканты уходят за кулисы, сопровождаемые теми, кто не успел отдать свой букет кумиру (не стоит и говорить, что все цветы предназначались БГ). Они быстро возвращаются, пробираясь по темной сцене, а немного погодя вновь выходит "Аквариум".
18) Растаманы из глубинки
19) Рыба
Зал неистовствует, разгоряченный БГ снимает пиджак и остается в майке-безрукавке, хотя в зале было довольно прохладно.
20) Навигатор
21) Джа даст нам все (вот это да, я уж не помню, когда эту вещь играли на концерте!)
22) Не трать время (еще одна редкость!)
23) Максим-лесник
Кажется, зал рухнет, все - предел. БГ говорит, мол, на прощанье они сыграют что-то лирическое, чтобы успокоиться и хорошо спать и тут
24) Мама-анархия
Слов нет. И теперь уже действительно - все. На часах 22.18
Что сказать еще? Все было на уровне. Звук был выставлен хорошо, слышно было все инструменты. Ну, может быть, на самых темповых вещах немного громко на мой вкус. Музыканты не просто отрабатывали номер, они именно играли и как нам казалось, играли от души и с удовольствием. Отличная духовая секция. Благодаря ей, в знакомых вещах появились новые, иногда довольно неожиданные оттенки. Ничего не скажешь, профессионалы. Мы не зря ждали этого концерта почти десять лет. Остается надеяться, что ожидание следующей встречи не затянется на столь долгий срок.
Примечание:
использованы фотографии Вадима Шестерикова (концерт в
"Red Сlub", С-Петербург, 19.09.03).
КАК
ЭТО БЫЛО
George Гуницкий,
РокмЬюзик.Ру
Борис Гребенщиков: "Мы опять опередили то, что происходит"
Двадцать седьмого ноября Борису Гребенщикову исполняется 50 лет. Похоже,что об этом уже все знают, даже те люди, для которых и "Аквариум", и вообще рок-музыка являются делом второстепенным и малоинтересным. Я к таковым себя совсем не отношу. И тех, кто посещает наш портал, тоже. И поэтому я решил предложить вниманию читателей РокмЬюзик.Ру свое достаточно старое интервью с БГ. Оно никогда и нигде не печаталось. Другое дело, что это интервью должно войти в мой авторский сборник "Записки Старого Рокера", в котором собрана некоторая часть статей, интервью и заметок, начиная от самиздатовских еще времен (журнал "Рокси") и вплоть до прошлого года, однако издательство, с коим я на свою голову связался и подписал договор, оказалось на редкость вялым, пассивным и нерасторопным. Книга моя должна была уже выйти, но процесс тянется и тянется, и сколько он еще будет тянуться, похоже, никто не знает. И издатели - тоже. Понимаю, что издательский процесс иногда растягивается очень на большие сроки, хотя в наши дни это происходит вроде бы не так часто, как раньше. Ну что ж, буду ждать, теперь уж деваться некуда. Но мои "Записки" в этом году уже точно не появятся. Такой вывод я делаю хотя бы потому, что еще в середине сентября мне должны были показать макет книги. Должны были, но не показали...
Что же касается данного интервью с БГ, то я взял его еще в 1997 году, незадолго до двадцатипятилетия "Аквариума". Разумеется, это определяет некоторые нюансы нашей старой беседы. А поскольку интервью получилось огромное, даже здоровеннейшее, я решил разбить его - для удобства читательского восприятия - на несколько частей. И еще. В дальнейшем, в следующих фрагментах, будут встречаться мои комментарии, которые помогут понять, уточнить и более реально представить некоторые детали прошлой жизни.
Боб, давай заглянем в детство. Разумеется, я многое помню, так как именно в детском возрасте мы с тобою начали общаться. Насколько я могу судить, ты рано начал слушать рок-н-ролл, и произошло это во многом благодаря твоим родителям...
Конечно, я очень благодарен своим родителям. У них оказался магнитофон модели "МП-2", я думаю, что такой конструкции теперь даже в музеях не найти... Они достали для меня этот магнитофон с антресолей. Помимо того, что я записывал что-то с "Голоса Америки", которая тогда была единственной станцией, которую было более или менее хорошо слышно, еще у родителей оказались записи времен их молодости, то есть Радж Капур и всякая индийская музыка, что довольно рано напомнило мне о моих связях с древнеиндийской культурой. Также у моих родителей оказалась замечательная пленка с музыкой конца сороковых годов, которая сейчас часто всплывает у меня в сознании, и кое-что из того, что мы делаем сейчас, вероятно, обязано своим появлением тому, что в детстве я хорошенько всего этого наслушался... Вообще родители не мешали мне по вечерам, особенно в субботу, закрываться в большой комнате и записывать избранные места из музыкальных программ "Голоса Америки". Помню, что медленные песни "Битлз" я пропускал, потому что они казались мне скучными, а рок-н-ролл, напротив, записывал. Всякая музыка мне в сознание западала достаточно хорошо.
В те годы во многом из-за рок-н-ролла мы смотрели передачи, посвященные трансляции соревнований по фигурному катанию...
Вообще рок-н-ролл начался в России с фигурного катания, потому что наши замечательные чемпионы Белоусова и Протопопов танцевали под Билла Хейли. Что вызвало массовый интерес к фигурному катанию. Меня, по крайней мере, было за уши не оторвать, я даже с телевизора ухитрялся музыку записывать. Это очень меня вдохновляло.
Еще я помню, как в те годы ты интересовался не только поп-музыкой, но и песнями Клячкина.
А дело в том, что у нас дома часто гуляла большая компания, друзья моих родителей, большая часть из которых играла в первом составе оркестра Филармонии. Клячкин был с кем-то из них в приятельских отношениях, и поэтому он несколько раз у нас дома, на Алтайской улице, пел свои песни, и я был удостоен чести при этом присутствовать. Естественно, все это в меня западало... А коллекция песен Высоцкого у меня была чуть ли не со второго-третьего класса. И еще я помню, что в классе четвертом-пятом я выступал на вечере в школе и исполнял песню Высоцкого "На нейтральной полосе". Я знаю, что это точно было, хотя и не понимаю, каким образом я мог тогда играть на гитаре: по моим подсчетам, я не должен был к этому времени уметь играть на гитаре... Но факт остается фактом, это было мое первое публичное выступление.
У тебя была замечательная бабушка, которая всегда очень почтительно относилась к рок-музыке и вообще ко всему, чем ты занимался.
Да, она уважала мою творческую свободу. И я перенял у нее стиль игры на гитаре, которым пользуюсь до сих пор. Бабушка в совершенстве владела аккомпанементом к песне "Гоп со смыком" и очень трогательно эту песню исполняла.
Еще в твоем детстве очень существенным моментом был пионерлагерь ВТО в Сестрорецке.
В пионерлагерь ВТО я попал чуть попозже, в 1966 году. Проходя в Сестрорецке по улице, я заметил в воротах лагеря негра, сидящего у ворот с гитарой и замечательно - с моей тогдашней точки зрения - исполнявшего песню "Битлз". Я остановился, как вкопанный. И понял, что "Битлз" можно петь и у нас в стране. И я задался целью познакомиться с этим негром поближе, а сделать это можно было только одним способом - попасть в лагерь. Я начал из кожи вон лезть, чтобы туда пробиться, и в итоге, путем сильного нажима и шантажа, моя бабушка начала работать в этом лагере и я, как внук работницы, получил туда доступ. И попав туда, я в течение одного дня освоил гитару настолько, что перестроил ее на шестиструнный лад. И довольно уверенно мог сыграть и спеть эту песню. С этого момента, с июля 1968 года, началось мое настоящее музыкальное образование. И все, дороги назад не было! А к концу этого лета я уже мог прилично сыграть и спеть песен десять-пятнадцать. А в 1970 году я уже был в лагере ВТО все лето, у меня уже был магнитофон "Нота", и я приносил его в лагерь. Директор лагеря пытался меня прогонять, но если меня не пускали, в лагере устраивались забастовки - в общем, я был активно разлагающим мораль центром... Одного человека я сбил с пути совсем, он стал носить на шее булыжник и веревки, потому что понял, что он - хиппи. Это был сын композитора Розенфельда, у него была кличка "Хы". А композитор Розенфельд написал песню "Счастье мое", относительно недавно я записал эту песню на альбоме "Чубчик". Ну а в лагере ВТО образовалась довольно тесная компания людей, которая продолжала общаться и в дальнейшем, а потом постепенно эта компания переросла и в театр в Замке, и "Аквариум" тоже оттуда выделился. Так что это было крайне интересное время, и теперь, когда я это вспоминаю, я понимаю, что это был огромный этап в моей жизни, на основании которого можно написать множество эпопей и монументально-драматических произведений. Было весело.
А кто из западных музыкантов был в те годы твоим кумиром?
Я в основном пел то, что мог петь без участия группы Кэта Стивенса, Дона Маклина, в меньшей степени Дидана, "Битлз"... Помню, что ухитрялся петь один оперу Вебера и Райса.
Ты очень часто ее пел!
Так что спасибо этим господам, я хотя и никогда не считал эту оперу хорошей музыкой, но тем не менее петь ее было приятно, к тому же религиозная тематика рано пробилась, что впоследствии привело меня к гораздо более близкому знакомству с православной церковью. Ну а так... столько всего разного я слушал! Харрисон для меня много лет оставался самым светлым явлением!
Интересно узнать твои ощущения в момент знакомства и общения с Харрисоном...
Вряд ли это можно анализировать. Конечно, есть чувство трепета, но на самом деле с таким человеком просто интересно находиться рядом.
А с кем из известных музыкантов, кроме Харрисона, тебе удалось познакомиться и пообщаться?
У нас с Дэвидом Боуи давнее заочное знакомство, и мы с ним пересекаемся иногда... Дейв Стюарт, "Eurythmics" - это понятно. С Лу Ридом мы однажды очень интересно провели вместе время. Очень хорошие отношения у меня всегда были с Рэем Купером...
Когда из "Аквариума" и его окружения образовалась театральная студия, ты некоторое время был в этой студии драматическим актером.
Да. И более того, когда ты ушел из медицинского института и поступил в театральный, я тоже обдумывал возможности подобного поступка...
Ты тоже хотел уйти из медицинского?
Да, это было бы сложно... Тем не менее во время каждой сессии я читал по ночам монументальный труд Станиславского "Моя жизнь в искусстве", думая о том, что вот сейчас сдам сессию - и все, брошу университет, и в театральный! Активный интерес к театру длился у меня месяцев восемь... Потом у меня умер отец, я заболел, болея, обдумывал жизнь и понял, что синтетического искусства, такого, которое предсказывал наш режиссер Эрик Горошевский, когда рок-н-ролл в театре и театр в рок-н-ролле, и все вместе... я понял, что рок-н-ролла мне вполне хватает, для меня все заключалось в рок-н-ролле. Хотя время, проведенное в театре, я вспоминаю с огромным удовольствием. Вообще, все это время, несколько лет жизни, такой нехилой жизни, весьма живописной и интересной, я вспоминаю с огромным удовольствием. Много чего тогда произошло, эти события были генезисом дальнейшей плодотворной истории.
По-моему, как раз в то время, когда ты был связан с театральной студией, ты познакомился с песнями Хвостенко.
С песнями Хвостенко я познакомился году в 1976-м. "Город золотой" я услышал от Лени Тихомирова, который пел ее в спектакле "Сид". Я запомнил эту песню, и она какое-то время в голове у меня сидела - и все... А потом я начал ее петь, и мне понравилось ее петь, и постепенно она заняла место в нашем репертуаре. Собственно, это была единственная не наша песня, которую мы пели вообще за всю жизнь "Аквариума". И только потом, гораздо позже, выяснилось, что написали эту песню Хвост с Волохонским. Сначала я этого не знал.
А когда ты познакомился с Хвостом?
Я познакомился с Хвостом в... девяносто каком-то году, когда мы поехали вместе с Курехиным на фестиваль в Париж. Мы пошли к Хвосту в мастерскую, в тот знаменитый сквот... Окружающие глядели на нас с Хвостом, как на феодалов двух соперничающих провинций, а я... я-то слышал, что есть какая-то психодрама, с этим связанная, но толком ничего не знал. Для меня не было проблемы - есть песня, я ее пою... А ему говорили, что я украл эту песню, что я приписываю ее себе... Когда он выяснил, что это не так, вскоре мы подружились, и с тех пор, когда мы с ним видимся, мы находимся, по-моему, в самых лучших отношениях. А тогда мы сравнивали наши версии: я, не расслышав, пел "Под небом голубым", а у него - "Над небом голубым". Принципиальная богословская разница, о которой мы тогда, в Париже, заспорили в четвертом часу ночи. Мы сравнивали наши версии. Я ему говорю: "Как автор ты, естественно, обязан поддерживать свою версию, но я эту песню услышал и запомнил вот так, и мне представляется, что рай не обязательно искать где-то в другом месте, мне кажется, что его можно увидеть на Земле". По-моему, он оценил мою точку зрения. Потом мы поехали за водкой... водки мы не нашли в Париже... в машине было одно свободное место, и в нем лежало еще восемь человек, нас поймали на площади менты местные, французские, вытащили из машины, поставили под дула автоматов, а когда выяснили, что это русские едут за водкой, они с ужасом и омерзением сказали: "Езжайте отсюда за вашей водкой!" И мы поехали и купили какого-то удивительного дерьма! Но дружба с Хвостом была этим инцидентом еще больше закреплена. Я считаю, что мы находимся в очень хороших отношениях; думаю, что он меня не опровергнет.
Читать дальше...
АКЦИЯ
Продолжается
проект, затеянный "Живым Радио"
под названием "День
рождения БГ". В нем принимают
участие музыканты, которые сделали
свои версии песен группы "Аквариум".
Подробности...
Уже готовы
следующие композиции (mp3, 64-96 kB/s):
"Некоторые женятся" - BrownEyedGirl
"Моей звезде" - Алексей Воронин
"Контрданс" - Алексей Воронин
"Low of
Induction" - Michael Idov
"Мой муравей" - Будет
"Кони беспредела" - Аварийный выхоД
"Очарованный тобой" - EgoEimi
"Встань у реки" - Маракеш
"Давай будем вместе" - Саламандра
"Все, что я хочу" - Лобо
"Капитан Африка" - Три ÓНИ
"Дерево" - Зверобой
"Единственный дом" - ЭТИ
"Город" - Кельt КРОВИН
Желающие
могут обсудить эти записи в форуме.
|