"Табу"
буквально сразил всех напором и
энергией. Пожалуй, это был первый альбом
"Аквариума", в котором группе
удалось воплотить все нюансы
полноценного студийного звучания -
резкого, мощного, а в отдельных местах -
стервозно-истеричесного.
Основу "Табу" составили песни,
написанные Гребенщиковым в конце 81-го
года и ставшие базисом той
электрической программы, с которой "Аквариум",
несмотря на всевозможные запреты,
выступал на подпольных концертах в
Москве и Ленинграде.
К моменту записи альбома каждая
композиция из "Табу" была обкатана
"живьем". Если сравнивать архивные
концертные записи "Аквариума" зимы
и лета 82-го года ("Арокс и Штер" и "Электрошок"
соответственно), нельзя не заметить
прогресс, произошедший в звучании
группы за эти полгода. Стало меньше
халявы, появились сыгранность, драйв и
ансамблевое мышление. Иными словами, к
началу работы над "Табу" "Аквариум"
находился в довольно приличной форме.
...В
отличие от большинства студийных работ
"Аквариума", концепция и драматургия
"Табу" оказались на удивление мало
замаскированными. Сам альбом начинается
с телефонного звонка - по признанию БГ,
конкретному человеку, близко с ним
связанному. Тональность звонка
определяла характер альбома и, по
существу, являлась еще одним ключом к
нему. Говорят, что тот несостоявшийся
телефонный разговор в какой-то степени
определил будущее Гребенщикова.
Изображение на обложке самого БГ выдает
его тогдашние симпатии к "новым
романтикам" - начиная от челки и слегка
нелепого плаща и заканчивая
импрессионистской по настроению
фотосессией на развороте альбома.
Любопытно, что увлечение лидера "Аквариума"
электронной "новой волной" в духе
UltraVox, OMD и Human League почти не отразилось на
аранжировках. К примеру, хард-роковый
боевик "Пепел" первоначально
планировался как синтезаторная пьеса,
сделанная в минималистской манере Гари
Ньюмана, но при данном наборе
аквариумовских инструментов реализация
этой идеи выглядела утопией.
Первая половина альбома представляется
собой блок жестких рок-номеров, в котором,
с точки зрения "Аквариума", "гитара
и пианино решают, кого из них должно быть
больше". Вторая сторона - отражение
атмосферы "молчаливых дней" - с
мрачными дорзообразными клавишами, воем
саксофонами плачем гитары, заставлявшим
поверить в реальность ситуации, когда "никто
из нас не выйдет отсюда живым".
Нетипичную для "Аквариума" динамику
разбавляли реггей "Аристократ" и
мягкая акустическая зарисовка "Радамаэрл"
в финале.
К тому
времени Гребенщиков понял, что, подключая к
записи новых музыкантов, можно
кардинальным образом менять саунд "Аквариума",
получая взамен графоманской акустики
многокрасочную звуковую палитру в
диапазоне от хард-рока до new wave и реггей.
Именно за счет "свежей крови"
приглашенных на "Табу" музыкантов
звучание альбома в сравнении с предыдущими
работами оказалось наименее "аквариумо-подобным".
Неоценимую
роль в формировании саунда "Табу"
сыграл Сергей Курехин - автор ироничного
высказывания: "Новая романтика - это,
прежде всего, большие деньги". "Я не
знаю людей, которые поглощали больше
количество музыкальной информации, чем мы с
Гребенщиковым, - вспоминал впоследствии
Курехин. - Мы максимально интересовались
всем новым, что происходило в музыке - джаз,
ретро, народная музыка и, конечно же, весь
рок. Любая интересная информация, которая
попадала в поле нашего зрения, немедленно
переписывалась на магнитофон. Поэтому все
друзья-иностранцы, которые собирались к нам
в гости, прекрасно знали, что везти в Россию
- виски, New Musical Express и всю новую музыку".
С приходом
Курехина в "Аквариум" автоматически
возросли музыкальные требования - как к
членам группы, так и к уровню предлагаемых
аранжировок. И если Гребенщиков более или
менее четко представлял себе конечный
результат, то Курехин знал, каким именно
образом этого результата можно добиться.
Благодаря подобному разделению
обязанностей период 81-83 гг. оказался для "Аквариума"
наиболее продуктивным в контексте
музыкальной эволюции группы. Реформы, явно
или неявно проведенные Курехиным внутри
коллектива, оказались не безобидными.
Ранний "Аквариум", по-даосски относясь
к собственной деятельности, физически не
мог избавиться от расслабленного подхода к
записям и репетициям. Поэтому Курехин,
скептически оценивая музыкальный
потенциал отдельных членов коллектива,
пригласил на запись "Табу" опытного
басиста Владимира Грищенко (экс-"Гольфстрим")
и юного джазового саксофониста Игоря
Бутмана, в уровне которых он не сомневался.
Курехину достаточно было написать им
приблизительные гармонии, после чего все
партии баса и саксофона оказывались
сыгранными максимум со второго раза.
Странную
на первый взгляд компанию новобранцев
дополнили гитарист Александр Ляпин и
барабанщик Петр Трощенков. Ветераны Михаил
"Фан" Васильев и Андрей "Дюша"
Романов временно оказались не у дел и
устроились подрабатывать в каком-то ларьке
продажей астраханских арбузов.
Неудивительно, что название "Аквариум"
было вынесено на обложку альбома с
оправданным в своей неопределенности
знаком вопроса - из классического "золотого
состава", помимо Гребенщикова, в сессии
принимал участие лишь виолончелист" Сева
Гаккель.
"Запись альбома была хороша тем, что
основная часть материала писалась на
несколько дорожек без наложений, -
вспоминает Гаккель. - И, конечно же, тот
элемент, который привносил Курехин, был
неоценим. Он всегда все делал в прекрасном
настроении, и по ходу сессии была очень
приятная атмосфера. Особенно мне
понравился " Кусок жизни", во время
записи которого в душной студии вокруг
одного микрофона собралась компания
дружков, и даже слышен голос Людки
Гребенщиковой".
...Сессия
"Табу" происходила в Доме юного
техника - на двухканальных магнитофонах Studer,
выцыганенных гением подпольно звукозаписи
Андреем Тропилло у фирмы "Мелодия". Как
ему удавались такие изящные авантюры, не
совсем понятно, но не без успеха проводя
подобные махинации, Андрей Владимирович
любил приговаривать: "врага надо знать в
лицо", пряча за пазуху купленную за
полцены профессиональную магнитофонную
пленку.
Когда Тропилло раздобыл весь необходимый
для записи инвентарь, началась студийная
работа. Каждый трек делали нереально быстро
- максимум в два дубля. Переигрывались лишь
криминальные фрагменты, причем иногда
удавалось сделать и этого. К примеру,
композиция "Сыновья молчаливых дней" (написанная
по мотивам творчества Doors и песни Дэвида
Боуи "sons of the silent age"), изначально
планировавшаяся минут на десять, в итоге
получилась значительно короче. Со слов
музыкантов, "теоретически она могла быть
длиннее, завершеннее и лучше", но у
Тропилло в тот момент закончилась пленка и
поэтому на оригинале в конце песни следует
обрыв.
...Ближе к
концу сессии в студии внезапно возникла
нервозная обстановка, истоки которой
скрывались в желании ведущих музыкантов
вывести на первый план свой инструмент -
будь то фортепиано, виолончель или гитара.
"Боб был и композитором, и продюсером, и
спорить с ним было бесполезно", - считает
Гаккель, до сих пор уверенный в том, что в
"Сыновьях молчаливых дней" его
виолончель незаслуженно "засунута" на
второй план, а бэк-вокал попросту убран.
Возможно, в чем-то он прав. По крайней мере,
юродивые подпевки Севы в финале "Игры
наверняка" явно привносят туда
неожиданное измерение и являются одним из
знаковых психоделических компонентов "Табу".
Пиком
вкусовых конфронтаций стало столкновение
хард-роковой идеологии Ляпина с
авангардистскими взглядами Курехина,
увлекавшегося в тот период совсем другой
музыкой - от фри-джаза до регтайма. В свою
очередь Ляпин был упертым рок-н-ролльщиком
и далеко не по канонам "новой волны"
любил терзать гитару в духе вудстокских
подвигов Эдвина Ли. Будучи поклонником
утяжеленной блюзовой музыки, Ляпин
предпочитал затянутые соло а-ля Хендрикс - с
гитарой, пропущенной через самодельную
жестяную примочку, дающую на выходе
чудовищный хорус. На концертах подобное
гитаро-извережение смотрелось эффектно и
адекватно, но в контексте студии данная
манера порой выглядела чужеродно.
Баланс звука между пианино Курехина и
гитарой Ляпина выстраивался с немыслимыми
боями. В итоге патологическая
напряженность в студии обусловила ту
истеричность саунда, которой, по
первоначальным замыслам, там не должно было
быть. Со временем Ляпин с Курехиным стали
несовместимыми персонажами и на следующем
альбоме "Радио Африка" свои партии
записывали порознь.
У того же
Гребенщикова "ощущение музыки было
несколько спокойнее", его идеалу скорее
соответствовали "Сыновья молчаливых
дней" и "Аристократ", чем рок-боевики
типа "Сегодня ночью" или "Пепел".
"На "Табу" я выступал в роли
примирителя, заодно пытаясь петь", -
вспоминает идеолог "Аквариума",
который впоследствии называл данный альбом
"назойливым" и "кривобоким".
...Внутренние
разногласия между музыкантами сделали
финал записи совершенно неуправляемым. Как
бы то ни было, но именно подобная
наэлектризованная атмосфера и привела к
рождению того внутреннего драйва, который
присутствует в "Табу" на большинстве
композиций. Закономерно, что подобный
эмоциональный надрыв не мог пройти
бесследно. К концу сессии Гребенщиков был
доведен до сильнейшего психологического
перенапряжения, в результате чего, сидя в
студии "в состоянии крайнего кризиса",
прямо на балконе за один вечер написал одну
самых одиозных композиций "Аквариума"
"Рок-н-ролл мертв".
Это было не
просто жизненное наблюдение. Это была
реакция на запись "Табу".
Александр
Кушнир
Сегодня ночью
Бери свою флейту; Я уже упаковал свой Станок с неизвестным
количеством струн, Я едва ли вернусь сегодня домой. Не надо
звонить, Мы поймаем машину внизу; Я надеюсь, что ты разбудишь
меня Не раньше, чем нас довезут.
Еще один вечер; Еще один камень, смотри на круги. Нас забудут
не раньше, чем в среду к утру, Я опять не замечу, когда нам скажут:
"Беги". Пора выезжать; Нет, она сказала, что позвонит сама, Я
опять должен петь, но мне нужно видеть ее - Я, наверно, схожу с ума.
Из города в город; Из дома в дом, По квартирам чужих друзей
- Наверно, когда я вернусь домой, Это будет музей. Вперед,
флейтист; Стоять на пороге тринадцатый год, И хотя бы два дня,
хотя бы два дня Там, где светит солнце, И где нас никто не
найдет... Но - сегодня ночью кто-то ждет нас; Сегодня ночью кто-то
ждет нас...
Наверх
Пустые места
Она использует меня, чтоб заполнить пустые места. Использует меня,
чтоб заполнить пустые места. Знаешь, если бы мы были вместе, То
эта задача проста; Но я дал тебе руку, и рука осталась пуста.
Мы шли через реку, пока нам хватало моста. Мы шли через реку, пока
нам хватало моста. Мы что-то обещали друг другу, Кто был первым,
ты или я? И вот мы все еще идем, но вода под нами чиста.
В своем кругу мы выбивали двести из ста. В своем кругу мы выбивали
двести из ста. Но каждый из нас стрелял в свое солнце, И времени
было в обрез; Теперь я знаю песню, и эта песня проста.
Мы используем друг друга, чтоб заполнить
пустые места. Используем друг друга, чтоб заполнить
пустые места...
Наверх
Кусок жизни
Я пришел на этот концерт Не затем, чтобы здесь скучать; Пусть
играет, кто должен играть, И молчит, кто должен молчать; Но все,
что я здесь слышал, Меня погружало в сон; Дайте мне мой кусок
жизни, Пока я не вышел вон.
Десять степных волков - И каждый пьян, как свинья. Я был бы
одним из них, Но у меня семья. И каждый глядит за дверь, И
каждый лелеет стон; Дайте мне мой кусок жизни, Пока я не вышел
вон.
Я прорвался на этот концерт Не затем, чтобы здесь
скучать. Пусть играет, кто должен играть, И стучит, кто должен
стучать. Но все, что я здесь слышал, Меня погружало в
сон; Дайте мне мой кусок жизни, Пока я не вышел
вон.
Наверх
Береги свой хой
Смотри, кто движется навстречу, идет как во сне: Колибри в
зоопарке, орхидея в дерьме; Черные алмазы и птичьи меха, Она умеет
так немного, но в этом дока. Она так умна, она так тонка, Она
читала все, что нужно, это наверняка; Она выходит на охоту, одетая в
цветные шелка... Береги свой хой.
Ее квартира в самом центре, окнами в сад; Она выходит каждый
вечер, чтобы радовать взгляд. Котята на цепочках, мужья на
крючках; Она прекрасный стрелок, за сто шагов в пах; Но она так
умна, она так тонка, Она читала все, что нужно, это наверняка; Она
выходит на охоту, одетая в цветные шелка; Береги свой
хой.
Наверх
Пепел
Я вижу провода, я жду наступленья тепла. Мне кажется порой, что я
из стекла и ты из стекла. Но часто мне кажется что-то еще - Мне
снится пепел.
Моя эффективность растет с каждым днем; Я люблю свои стены, я
называю их "дом". Ко мне поступают сигналы с разных сторон; Мне
снится пепел.
Мне нравится сталь тем, что она чиста; Мне нравится жизнь тем, что
она проста. Напомни мне улыбнуться, когда ты видишь меня; Мне
снится пепел.
Наверх
Никто из нас не
Я вижу тучи - а может быть, я вижу дым. Пока было солнце, я думал,
что пел, я думал, что жил. Но разве это настолько важно - что ты
хочешь еще? Ведь никто из нас не выйдет отсюда живым.
Когда гроза, мне легче дышать - это факт; Не бойся грома, он
всегда попадает в такт. Цветы, что я подарил тебе, будут стоять до
утра, Но никто из нас не выйдет отсюда живым.
Любой дом непрочен, если в небе сталь. Я хотел бы успеть допеть,
но если нет, то не жаль. Я строил так много стен, я столько хотел
сберечь, Но никто из нас не выйдет отсюда живым. Никто из нас не
выйдет отсюда живым.
Наверх
Игра наверняка
Мы до сих пор поем, хотя я не уверен, Хочу ли я что-то
сказать. Мы до сих пор поем, хотя я не уверен: Хочу ли я что-то
сказать; Но из моря информации, В котором мы
тонем, Единственный выход - это саморазрушенье; Мы до сих пор
поем, но нам уже недолго ждать.
Мы стали респектабельны, мы стали большими, Мы приняты в приличных
домах. Я больше не пишу сомнительных текстов, Чтобы вызвать
смятенье в умах. Мы взяты в телевизор, Мы - пристойная
вещь, Нас можно ставить там, нас можно ставить здесь, но В игре
наверняка - что-то не так;
Сидя на красивом холме, Видишь ли ты, что видно мне: В игре
наверняка Что-то не так.
Мои друзья опять ждут хода На клетку, где нас ждет мат. Но я не
понимаю - как я стал ограничен Движеньем вперед-назад. Приятно
двигать нами, как на доске, Поставить нас в ряд и забить заряд; Но
едва ли наша цель - Оставить след на вашем песке;
Сидя на красивом холме, Видишь ли ты, что видно мне? В игре
наверняка - что-то не так; В этой игре наверняка что-то не
так...
Наверх
Аристократ
О, они идут на зеленый свет; О, они идут на зеленый свет; Они
не скажут им "нет", Когда идут на зеленый свет. Я мог бы дать им
совет, Дать им досужий совет, Но они знают, где масло, где
хлеб, Когда они идут на зеленый свет. А я сижу на крыше и я очень
рад, Я сижу на крыше и я очень рад, Потребляю сенсимилью, как
аристократ; Я сижу на крыше...
Я не вижу смысла скандалить со мной, Я не вижу смысла ругаться со
мной, Я не вижу смысла даже ссориться со мной, Ты можешь ругаться
со своею женой;
Ты можешь ругаться со своею женой, Ты можешь скандалить со своею
женой. А у меня есть свой собственный хой, Я не вижу смысла
скандалить со мной. Я сижу на крыше и я очень рад, Я сижу на крыше
и я истинно рад, Потребляю сенсимилью, как аристократ; Я сижу на
крыше...
Наверх
Сыновья молчаливых дней
Сыновья молчаливых дней Смотрят чужое кино, Играют в чужих
ролях, Стучатся в чужую дверь; Сыновья молчаливых дней Боятся
смотреть в окно, Боятся шагов внизу, Боятся своих детей;
Дайте немного воды Сыновьям молчаливых дней...
Наверх
Радамаэрл
(инструментал)
Наверх
Сентябрь
Этой ночью небо не станет светлей
У нас сентябрь, утро нужно ждать до утра
Он пьет, но едва ли ему веселей
Он не хочет веселья, он хочет вина
чтоб еще чуть-чуть отложить слово "пора"
Сентябрь - праздник, который всегда с
тобой
Сентябрь сладок как папиросный дым
У каждого есть свой метод, и я знаю твой:
чужое дыханье на чьем-то плече,
когда оно было твоим
Будь один, если хочешь быть молодым...
Все дни сегодня будем праздновать ночь
Сентябрь сладок. Праздновать ночь без
конца
Белый стол, черный чай, пурпурное вино
Я знал того, кто знал ее,
но я не помню его лица
Праздновать ночь без конца
Наверх
В поле ягода навсегда
20 лет - маленький срок
20 лет я слушаю рок
Слегка полысел, слегка занемог,
И немного оглох, но я слушаю рок
Новая волна - где она?
Я рок-человек - что мне волна
У нас не глубинка, у нас глубина,
и никакая волна не доходит до дна
Но это не беда, это не беда
Это не беда, это не беда
В поле ягода навсегда
В поле ягода навсегда
20 лет - ерунда
Сколько мастерства мне дали года
Я запомнил, где у гитары струна
И почти всегда попадаю туда
Не нужно слушать уже ничего,
Мы уже играем, как Status Quo
И если мы доживем до седин
Мы сыграем, как Deep Purple и Zeppelin
А пока что не беда, это не беда
Это не беда, это не беда
В поле ягода навсегда
В поле ягода навсегда
Наверх
|