AQUARIUM

Лицевая сторона

Разворот

Обратная сторона

Обложка Антологии

Табу (1982)

Музыка/текст -  БГ, кроме "Радамаэрл" - БГ/В. Гаккель

В записи принимали участие БГ, Сергей Курехин, А. Ляпин, В. Грищенко, П. Трощенков, В. Гаккель, М. Васильев-Файнштейн, А. Романов.

АКВАРИУМ: БГ, В. Гаккель, С. Курехин, А. Ляпин, П. Губерман, Бутман, ВГ

Альбом записан летом 1982 года в студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника на Охте.
Фото - Андрей "Вилли" Усов

Ремастеринг - А. Субботин, "Saturday Mastering Studio" 2002
design: (c) 2002 derbenev

АКВАРИУМ благодарит А.Тропилло

(с) Б.Г. 1982
(с) Студия "Союз" 2002
(p) Антроп 1982

 

Сегодня Ночью Кто-то
Пустые Места :)
Кусок Жизни
Береги Свой Хой
Пепел
Никто Из Нас Не
Игра Наверняка
Аристократ
Сыновья Молчаливых Дней
Радамаэрл

bonus-tracks:
Сентябрь
В Поле Ягода Навсегда

"Табу" буквально сразил всех напором и энергией. Пожалуй, это был первый альбом "Аквариума", в котором группе удалось воплотить все нюансы полноценного студийного звучания - резкого, мощного, а в отдельных местах - стервозно-истеричесного.
Основу "Табу" составили песни, написанные Гребенщиковым в конце 81-го года и ставшие базисом той электрической программы, с которой "Аквариум", несмотря на всевозможные запреты, выступал на подпольных концертах в Москве и Ленинграде.
К моменту записи альбома каждая композиция из "Табу" была обкатана "живьем". Если сравнивать архивные концертные записи "Аквариума" зимы и лета 82-го года ("Арокс и Штер" и "Электрошок" соответственно), нельзя не заметить прогресс, произошедший в звучании группы за эти полгода. Стало меньше халявы, появились сыгранность, драйв и ансамблевое мышление. Иными словами, к началу работы над "Табу" "Аквариум" находился в довольно приличной форме.

...В отличие от большинства студийных работ "Аквариума", концепция и драматургия "Табу" оказались на удивление мало замаскированными. Сам альбом начинается с телефонного звонка - по признанию БГ, конкретному человеку, близко с ним связанному. Тональность звонка определяла характер альбома и, по существу, являлась еще одним ключом к нему. Говорят, что тот несостоявшийся телефонный разговор в какой-то степени определил будущее Гребенщикова.
Изображение на обложке самого БГ выдает его тогдашние симпатии к "новым романтикам" - начиная от челки и слегка нелепого плаща и заканчивая импрессионистской по настроению фотосессией на развороте альбома. Любопытно, что увлечение лидера "Аквариума" электронной "новой волной" в духе UltraVox, OMD и Human League почти не отразилось на аранжировках. К примеру, хард-роковый боевик "Пепел" первоначально планировался как синтезаторная пьеса, сделанная в минималистской манере Гари Ньюмана, но при данном наборе аквариумовских инструментов реализация этой идеи выглядела утопией.
Первая половина альбома представляется собой блок жестких рок-номеров, в котором, с точки зрения "Аквариума", "гитара и пианино решают, кого из них должно быть больше". Вторая сторона - отражение атмосферы "молчаливых дней" - с мрачными дорзообразными клавишами, воем саксофонами плачем гитары, заставлявшим поверить в реальность ситуации, когда "никто из нас не выйдет отсюда живым". Нетипичную для "Аквариума" динамику разбавляли реггей "Аристократ" и мягкая акустическая зарисовка "Радамаэрл" в финале.

К тому времени Гребенщиков понял, что, подключая к записи новых музыкантов, можно кардинальным образом менять саунд "Аквариума", получая взамен графоманской акустики многокрасочную звуковую палитру в диапазоне от хард-рока до new wave и реггей. Именно за счет "свежей крови" приглашенных на "Табу" музыкантов звучание альбома в сравнении с предыдущими работами оказалось наименее "аквариумо-подобным".

Неоценимую роль в формировании саунда "Табу" сыграл Сергей Курехин - автор ироничного высказывания: "Новая романтика - это, прежде всего, большие деньги". "Я не знаю людей, которые поглощали больше количество музыкальной информации, чем мы с Гребенщиковым, - вспоминал впоследствии Курехин. - Мы максимально интересовались всем новым, что происходило в музыке - джаз, ретро, народная музыка и, конечно же, весь рок. Любая интересная информация, которая попадала в поле нашего зрения, немедленно переписывалась на магнитофон. Поэтому все друзья-иностранцы, которые собирались к нам в гости, прекрасно знали, что везти в Россию - виски, New Musical Express и всю новую музыку".

С приходом Курехина в "Аквариум" автоматически возросли музыкальные требования - как к членам группы, так и к уровню предлагаемых аранжировок. И если Гребенщиков более или менее четко представлял себе конечный результат, то Курехин знал, каким именно образом этого результата можно добиться.
Благодаря подобному разделению обязанностей период 81-83 гг. оказался для "Аквариума" наиболее продуктивным в контексте музыкальной эволюции группы. Реформы, явно или неявно проведенные Курехиным внутри коллектива, оказались не безобидными. Ранний "Аквариум", по-даосски относясь к собственной деятельности, физически не мог избавиться от расслабленного подхода к записям и репетициям. Поэтому Курехин, скептически оценивая музыкальный потенциал отдельных членов коллектива, пригласил на запись "Табу" опытного басиста Владимира Грищенко (экс-"Гольфстрим") и юного джазового саксофониста Игоря Бутмана, в уровне которых он не сомневался. Курехину достаточно было написать им приблизительные гармонии, после чего все партии баса и саксофона оказывались сыгранными максимум со второго раза.

Странную на первый взгляд компанию новобранцев дополнили гитарист Александр Ляпин и барабанщик Петр Трощенков. Ветераны Михаил "Фан" Васильев и Андрей "Дюша" Романов временно оказались не у дел и устроились подрабатывать в каком-то ларьке продажей астраханских арбузов. Неудивительно, что название "Аквариум" было вынесено на обложку альбома с оправданным в своей неопределенности знаком вопроса - из классического "золотого состава", помимо Гребенщикова, в сессии принимал участие лишь виолончелист" Сева Гаккель.
"Запись альбома была хороша тем, что основная часть материала писалась на несколько дорожек без наложений, - вспоминает Гаккель. - И, конечно же, тот элемент, который привносил Курехин, был неоценим. Он всегда все делал в прекрасном настроении, и по ходу сессии была очень приятная атмосфера. Особенно мне понравился " Кусок жизни", во время записи которого в душной студии вокруг одного микрофона собралась компания дружков, и даже слышен голос Людки Гребенщиковой".

...Сессия "Табу" происходила в Доме юного техника - на двухканальных магнитофонах Studer, выцыганенных гением подпольно звукозаписи Андреем Тропилло у фирмы "Мелодия". Как ему удавались такие изящные авантюры, не совсем понятно, но не без успеха проводя подобные махинации, Андрей Владимирович любил приговаривать: "врага надо знать в лицо", пряча за пазуху купленную за полцены профессиональную магнитофонную пленку.
Когда Тропилло раздобыл весь необходимый для записи инвентарь, началась студийная работа. Каждый трек делали нереально быстро - максимум в два дубля. Переигрывались лишь криминальные фрагменты, причем иногда удавалось сделать и этого. К примеру, композиция "Сыновья молчаливых дней" (написанная по мотивам творчества Doors и песни Дэвида Боуи "sons of the silent age"), изначально планировавшаяся минут на десять, в итоге получилась значительно короче. Со слов музыкантов, "теоретически она могла быть длиннее, завершеннее и лучше", но у Тропилло в тот момент закончилась пленка и поэтому на оригинале в конце песни следует обрыв.

...Ближе к концу сессии в студии внезапно возникла нервозная обстановка, истоки которой скрывались в желании ведущих музыкантов вывести на первый план свой инструмент - будь то фортепиано, виолончель или гитара. "Боб был и композитором, и продюсером, и спорить с ним было бесполезно", - считает Гаккель, до сих пор уверенный в том, что в "Сыновьях молчаливых дней" его виолончель незаслуженно "засунута" на второй план, а бэк-вокал попросту убран. Возможно, в чем-то он прав. По крайней мере, юродивые подпевки Севы в финале "Игры наверняка" явно привносят туда неожиданное измерение и являются одним из знаковых психоделических компонентов "Табу".

Пиком вкусовых конфронтаций стало столкновение хард-роковой идеологии Ляпина с авангардистскими взглядами Курехина, увлекавшегося в тот период совсем другой музыкой - от фри-джаза до регтайма. В свою очередь Ляпин был упертым рок-н-ролльщиком и далеко не по канонам "новой волны" любил терзать гитару в духе вудстокских подвигов Эдвина Ли. Будучи поклонником утяжеленной блюзовой музыки, Ляпин предпочитал затянутые соло а-ля Хендрикс - с гитарой, пропущенной через самодельную жестяную примочку, дающую на выходе чудовищный хорус. На концертах подобное гитаро-извережение смотрелось эффектно и адекватно, но в контексте студии данная манера порой выглядела чужеродно.
Баланс звука между пианино Курехина и гитарой Ляпина выстраивался с немыслимыми боями. В итоге патологическая напряженность в студии обусловила ту истеричность саунда, которой, по первоначальным замыслам, там не должно было быть. Со временем Ляпин с Курехиным стали несовместимыми персонажами и на следующем альбоме "Радио Африка" свои партии записывали порознь.

У того же Гребенщикова "ощущение музыки было несколько спокойнее", его идеалу скорее соответствовали "Сыновья молчаливых дней" и "Аристократ", чем рок-боевики типа "Сегодня ночью" или "Пепел". "На "Табу" я выступал в роли примирителя, заодно пытаясь петь", - вспоминает идеолог "Аквариума", который впоследствии называл данный альбом "назойливым" и "кривобоким".

...Внутренние разногласия между музыкантами сделали финал записи совершенно неуправляемым. Как бы то ни было, но именно подобная наэлектризованная атмосфера и привела к рождению того внутреннего драйва, который присутствует в "Табу" на большинстве композиций. Закономерно, что подобный эмоциональный надрыв не мог пройти бесследно. К концу сессии Гребенщиков был доведен до сильнейшего психологического перенапряжения, в результате чего, сидя в студии "в состоянии крайнего кризиса", прямо на балконе за один вечер написал одну самых одиозных композиций "Аквариума" "Рок-н-ролл мертв".

Это было не просто жизненное наблюдение. Это была реакция на запись "Табу".

Александр Кушнир

 

Сегодня ночью

Бери свою флейту;
Я уже упаковал свой
Станок с неизвестным количеством струн,
Я едва ли вернусь сегодня домой.
Не надо звонить,
Мы поймаем машину внизу;
Я надеюсь, что ты разбудишь меня
Не раньше, чем нас довезут.

Еще один вечер;
Еще один камень, смотри на круги.
Нас забудут не раньше, чем в среду к утру,
Я опять не замечу, когда нам скажут: "Беги".
Пора выезжать;
Нет, она сказала, что позвонит сама,
Я опять должен петь, но мне нужно видеть ее -
Я, наверно, схожу с ума.

Из города в город;
Из дома в дом,
По квартирам чужих друзей -
Наверно, когда я вернусь домой,
Это будет музей.
Вперед, флейтист;
Стоять на пороге тринадцатый год,
И хотя бы два дня, хотя бы два дня
Там, где светит солнце,
И где нас никто не найдет...
Но - сегодня ночью кто-то ждет нас;
Сегодня ночью кто-то ждет нас...

Наверх


Пустые места

Она использует меня, чтоб заполнить пустые места.
Использует меня, чтоб заполнить пустые места.
Знаешь, если бы мы были вместе,
То эта задача проста;
Но я дал тебе руку, и рука осталась пуста.

Мы шли через реку, пока нам хватало моста.
Мы шли через реку, пока нам хватало моста.
Мы что-то обещали друг другу,
Кто был первым, ты или я?
И вот мы все еще идем, но вода под нами чиста.

В своем кругу мы выбивали двести из ста.
В своем кругу мы выбивали двести из ста.
Но каждый из нас стрелял в свое солнце,
И времени было в обрез;
Теперь я знаю песню, и эта песня проста.

Мы используем друг друга, чтоб заполнить пустые
места.
Используем друг друга, чтоб заполнить пустые
места...

Наверх


Кусок жизни

Я пришел на этот концерт
Не затем, чтобы здесь скучать;
Пусть играет, кто должен играть,
И молчит, кто должен молчать;
Но все, что я здесь слышал,
Меня погружало в сон;
Дайте мне мой кусок жизни,
Пока я не вышел вон.

Десять степных волков -
И каждый пьян, как свинья.
Я был бы одним из них,
Но у меня семья.
И каждый глядит за дверь,
И каждый лелеет стон;
Дайте мне мой кусок жизни,
Пока я не вышел вон.

Я прорвался на этот концерт
Не затем, чтобы здесь скучать.
Пусть играет, кто должен играть,
И стучит, кто должен стучать.
Но все, что я здесь слышал,
Меня погружало в сон;
Дайте мне мой кусок жизни,
Пока я не вышел вон.

Наверх


Береги свой хой

Смотри, кто движется навстречу, идет как во сне:
Колибри в зоопарке, орхидея в дерьме;
Черные алмазы и птичьи меха,
Она умеет так немного, но в этом дока.
Она так умна, она так тонка,
Она читала все, что нужно, это наверняка;
Она выходит на охоту, одетая в цветные шелка...
Береги свой хой.

Ее квартира в самом центре, окнами в сад;
Она выходит каждый вечер, чтобы радовать взгляд.
Котята на цепочках, мужья на крючках;
Она прекрасный стрелок, за сто шагов в пах;
Но она так умна, она так тонка,
Она читала все, что нужно, это наверняка;
Она выходит на охоту, одетая в цветные шелка;
Береги свой хой.

Наверх


Пепел

Я вижу провода, я жду наступленья тепла.
Мне кажется порой, что я из стекла и ты из
стекла.
Но часто мне кажется что-то еще -
Мне снится пепел.

Моя эффективность растет с каждым днем;
Я люблю свои стены, я называю их "дом".
Ко мне поступают сигналы с разных сторон;
Мне снится пепел.

Мне нравится сталь тем, что она чиста;
Мне нравится жизнь тем, что она проста.
Напомни мне улыбнуться, когда ты видишь меня;
Мне снится пепел.

Наверх


Никто из нас не

Я вижу тучи - а может быть, я вижу дым.
Пока было солнце, я думал, что пел, я думал, что жил.
Но разве это настолько важно - что ты хочешь еще?
Ведь никто из нас не выйдет отсюда живым.

Когда гроза, мне легче дышать - это факт;
Не бойся грома, он всегда попадает в такт.
Цветы, что я подарил тебе, будут стоять до утра,
Но никто из нас не выйдет отсюда живым.

Любой дом непрочен, если в небе сталь.
Я хотел бы успеть допеть, но если нет, то не жаль.
Я строил так много стен, я столько хотел сберечь,
Но никто из нас не выйдет отсюда живым.
Никто из нас не выйдет отсюда живым.

Наверх


Игра наверняка

Мы до сих пор поем, хотя я не уверен,
Хочу ли я что-то сказать.
Мы до сих пор поем, хотя я не уверен:
Хочу ли я что-то сказать;
Но из моря информации,
В котором мы тонем,
Единственный выход - это саморазрушенье;
Мы до сих пор поем, но нам уже недолго ждать.

Мы стали респектабельны, мы стали большими,
Мы приняты в приличных домах.
Я больше не пишу сомнительных текстов,
Чтобы вызвать смятенье в умах.
Мы взяты в телевизор,
Мы - пристойная вещь,
Нас можно ставить там, нас можно ставить здесь, но
В игре наверняка - что-то не так;

Сидя на красивом холме,
Видишь ли ты, что видно мне:
В игре наверняка
Что-то не так.

Мои друзья опять ждут хода
На клетку, где нас ждет мат.
Но я не понимаю - как я стал ограничен
Движеньем вперед-назад.
Приятно двигать нами, как на доске,
Поставить нас в ряд и забить заряд;
Но едва ли наша цель -
Оставить след на вашем песке;

Сидя на красивом холме,
Видишь ли ты, что видно мне?
В игре наверняка - что-то не так;
В этой игре наверняка что-то не так...

Наверх


Аристократ

О, они идут на зеленый свет;
О, они идут на зеленый свет;
Они не скажут им "нет",
Когда идут на зеленый свет.
Я мог бы дать им совет,
Дать им досужий совет,
Но они знают, где масло, где хлеб,
Когда они идут на зеленый свет.
А я сижу на крыше и я очень рад,
Я сижу на крыше и я очень рад,
Потребляю сенсимилью, как аристократ;
Я сижу на крыше...

Я не вижу смысла скандалить со мной,
Я не вижу смысла ругаться со мной,
Я не вижу смысла даже ссориться со мной,
Ты можешь ругаться со своею женой;

Ты можешь ругаться со своею женой,
Ты можешь скандалить со своею женой.
А у меня есть свой собственный хой,
Я не вижу смысла скандалить со мной.
Я сижу на крыше и я очень рад,
Я сижу на крыше и я истинно рад,
Потребляю сенсимилью, как аристократ;
Я сижу на крыше...

Наверх


Сыновья молчаливых дней

Сыновья молчаливых дней
Смотрят чужое кино,
Играют в чужих ролях,
Стучатся в чужую дверь;
Сыновья молчаливых дней
Боятся смотреть в окно,
Боятся шагов внизу,
Боятся своих детей;

Дайте немного воды
Сыновьям молчаливых дней...

Наверх


Радамаэрл

(инструментал)

Наверх

Сентябрь

Этой ночью небо не станет светлей
У нас сентябрь, утро нужно ждать до утра
Он пьет, но едва ли ему веселей
Он не хочет веселья, он хочет вина
чтоб еще чуть-чуть отложить слово "пора"

Сентябрь - праздник, который всегда с тобой
Сентябрь сладок как папиросный дым
У каждого есть свой метод, и я знаю твой:
чужое дыханье на чьем-то плече,
когда оно было твоим
Будь один, если хочешь быть молодым...

Все дни сегодня будем праздновать ночь
Сентябрь сладок. Праздновать ночь без конца
Белый стол, черный чай, пурпурное вино
Я знал того, кто знал ее,
но я не помню его лица
Праздновать ночь без конца

Наверх

В поле ягода навсегда

20 лет - маленький срок
20 лет я слушаю рок
Слегка полысел, слегка занемог,
И немного оглох, но я слушаю рок

Новая волна - где она?
Я рок-человек - что мне волна
У нас не глубинка, у нас глубина,
и никакая волна не доходит до дна

Но это не беда, это не беда
Это не беда, это не беда
В поле ягода навсегда
В поле ягода навсегда

20 лет - ерунда
Сколько мастерства мне дали года
Я запомнил, где у гитары струна
И почти всегда попадаю туда

Не нужно слушать уже ничего,
Мы уже играем, как Status Quo
И если мы доживем до седин
Мы сыграем, как Deep Purple и Zeppelin

А пока что не беда, это не беда
Это не беда, это не беда
В поле ягода навсегда
В поле ягода навсегда

Наверх

Вернуться к другим альбомам

Вернуться к главному меню мр3

Для писем