Пустые места группы "Аквариум" 98-й выпуск, 10 сентября 2000
НОВОСТИ
* В сентябре состоялось два концерта АКВАРИУМА в Москве. Один - 2-го числа в клубе "не для всех" под названием "VIP 221", который находится на 5 км по Рублевскому шоссе (состав: БГ + Сакмаров). Второй концерт был сборным и состоялся вчера в СК Олимпийский - шоу, посвященное фильму "Брат-2". "Коллекционерам" будет, наверное, интересно, что на шоу продавалась очередная аквариумная пластинка - сборник, где звучит "Сварог" с альбома "Пси".
* Осенью, говорят, выйдет тройной CD "доисторического Аквариума", куда войдут "Искушение Св. Аквариума", "Притчи Графа Диффузора" и "С Той Стороны Зеркального Стекла". Выпускает тройник компания "Триарий". О том, каких еще пластинок ждать в этом году, читайте тут.
* Еще концерты
АКВАРИУМА в сентябре:
14 сентября, четверг - г. Рига
24 сентября, четверг - ДК им. Ленсовета, г. Санкт-Петербург
29 сентября, пятница - клуб "16 тонн",
г. Москва (клубная информация).
* Новости странички рассылки.
1. Найдены недостающие две песни из списка "Aquarium Recommended Music". Это "Orange & Red Beams" (Eric Burdon & The Animals) и "Butchie's Tune" (Loving Spoonful). Качать - в
соответствующем
разделе. Спасибо говорить - Ирке Воронежской.
2. Добавлены кое-какие материалы из старых выпусков рассылки в разные разделы
сайта.
3. В разделе "mp3" доступны к скачиванию первые девять концертов БГ и Аквариума из архива Павла Северова, а также 28 альбомов
"официального Аквариума". Начало положено, то ли еще будет - ой-ой-ой. :-)
СЛУХИ
12 сентября в Петербурге на втором этаже кинотеатра "Спартак" Олег Гаркуша ("АукцЫон") открывает собственный клуб - "Гаркундель". Клуб, по словам Гаркуши, задуман как место встречи друзей - "чтобы люди приходили не только на концерты, но и назначали там стрелки, как в старом "Сайгоне". При чем тут Аквариум? На открытии обещали быть Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук. Будут они петь или просто встречаться - пока неизвестно (информация от www.music.ru).
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ ПЛАГИАТА
* Борис Гребенщиков (Самара-2000):
Я очень много раз слышал обвинения в мой адрес с криками "вот он..." Как сказал Градский: "Если вы думаете, что Гребенщиков оригинален, то почитайте тексты "Dire Straits". Зная английский акцент Саши, я смею предположить, что он знает тексты "Dire Straits" значительно хуже, чем я. И поэтому, если бы когда-нибудь он с ними соблаговолил ознакомиться, он бы понял, что мы поем не то что о принципиально разных вещах, а даже с разных точек зрения.
Естественно, я вырос на англоязычной культуре, англоязычном rock-n-roll`е - все это в меня впиталось. И если бы я мог все это перевести, я бы перевел, но это: а) совершенно неинтересно; б) не будет иметь никакого смысла, потому что они и мы имеем дело с разными реалиями... И брать мелодию какой-то песни, как это делают теперешние попсовики, закачивать ее достаточно тупым текстом и продавать - мне физически неинтересно. Мне интересней делать что-то самому.
Если мои песни похожи на песни Дилана, ну... это не моя вина, потому что песни Дилана похожи в свою очеред на песни, скажем, тех самых бродяг-рабочих - это другими словами называется "принадлежность к традиции"
(более подробно о "традиции" - в
следующем выпуске с цитированием
первоисточников ;) - прим. CВ). Мне очень
жалко, что все наши музыканты считают, что
достаточно ознакомиться с [ творчеством ]
Аквариума, Цоя, Алисы и кем-то еще - что это
достаточный базис для того, чтобы что-то
писать. Мне всегда казалось, что нужно
ознакомиться вообще с мировой культурой
сначала и в первую очередь - с музыкальной. И
научиться то петь самому (об этом тоже -
более подробно в след. раз - СВ). Чтобы
просто знать, как это делается по-настоящему.
И тогда можно будет по-настоящему что-то
сделать здесь. Поэтому, чем больше меня
обвиняют в плагиате, тем лучше - может быть у
кого-то возникнет желание и
заинтересованность посмотреть, что же "у
них" там такого делается. Чем больше - тем
лучше.
* "Глас народа" (из журнала "Забриски Райдер",
1995 год):
Прочитал я в блядском "Музыкальном Олимпе" как некий Юрий Трофимов бодряком раздабливает последний альбом БГ "Навигатор" и его концерты. На обложке "Олимпа", тем не менее, портрет Гребенщикова. Но возле портрета от редакции приписочка:
"Сколько я ни крал, а все руки пусты".
Кто у кого крал-то? Уроды. Подите сами попробуйте, украдите так у Моррисона или Бирна, или у самого себя, чтобы кража взмахнула крыльями и запела. Или украдите, как Лермонтов свою "Тучку золотую", или как Пушкин свои "Песни
западных славян". Слабо? А были бы силы или ум, то уяснили бы себе, что поэзия или песня непереводима. Это невозможно ни перевести, ни пересказать, ни (тем более) украсть, как дар. Необходимо собственное вдохновение и талант, которого нет у завистников... Недавно увидел как Гребенщиков исполнил свою абсолютно новую песню, эдакий традиционный рок с вечно зеленым драйвом, и спешу ВАС ВСЕХ поздравить. Все в порядке: БГ воскрес и вновь в полный рост. Продолжайте шипеть как гуси. Лично я тащусь.
Тигран Некрасов.
КАК ЭТО БЫЛО (вспоминает Сергей Курехин)
- Есть такая байка, что, когда записывались "Табу", "Сыновья молчаливых дней", Боб пришел пораньше в студию, сочинял, сочинял, и Тропило говорит: "Извини, но это Кинкс, Sunny Afternoon". Борька: "Ой, черт!" - и стал переделывать. Потом приходишь ты и говоришь: "С ума сошли? Это DOORS" . Запад оказывал тлетворное влияние?
- Это абсолютно нормальный рабочий момент. У Боба никогда не было плагиата. Просто огромное количество музыкальной информации подспудно действовало. Мы слушали все, что подворачивалось под руку. И Вертинского, и даже Виноградова, не поп-звезду, но известного исполнителя, тенора лирического (поет тоненьким голоском: "Счастье мое я нашел в нашей дружбе с тобой..."). Изо всего делали конфеты. С тех пор я люблю "Дип Перпл", Лорда особенно, Хэммондо, Уэйкмена, очень нравились люди, которые умели играть на рояле, - Эмерсон. Потом "Ультравокс" , Гари Ньюмен... В ход шло все, кроме симфонической музыки. Это не мой мир. Я считаю, это вообще... Все интересное в музыке, что попадало в поле зрения, немедленно прослушивалось и переписывалось. Все мчались в любой другой город, к источнику музыки.
- А каналы?
- Любые. У Артемия Троицкого много записывались в Москве. У друзей - тусовка большая. Отрывочно считывались газеты - "Мелоди Мейкер" , "Нью Мьюзикл Экспресс", естественно, неадекватно в связи с опозданием, но прочитывалось очень внимательно.
(из статьи в журнале "Огонек", автор - Александр Кушнир)
СПРАВКА
Аккордеон, мандолина, фортепиано.Впервые появился в Аквариуме на
записи "Равноденствия" и очень скоро
начал играть на концертах. После
самороспуска "старого" Аквариума стал
основной музыкальной силой "БГ-Бэнда"
91-92 г.г. (см."Письма Капитана Воронина").
После паузы в 1993 вновь появился в Аквариуме
на "Песках Петербурга". Соавтор ряда
песен (митин вальс, серебряная роза, черный
брахман, св.герман и др). Пишет собственную
музыку; под названием "Вермишель
Оркестра" записал авторские альбомы "Анабасис"
и "Византия"
Не курит, не пьет, в быту тих, морально
устойчив.
РЕДКАЯ ПЛАСТИНКА
Для коллекционеров и сумасшедших...
Сегодня предлагается послушать альбом "Византия" Оркестра Вермишель. Помнится, в интервью для "Пустых Мест" Сергей Щураков на вопрос, в каком стиле играет его группа, ответил, что это рок-музыка. Лично я согласен с этим определением в полный рост.
ВИЗАНТИЯ (запись - 1999, выход - апрель 2000)
1. Танцующий
сфинкс
2. Византия
3. Шантолина
4. Ветер
с моря
5. Мария
6. Сакатека
7. Окарина
8. Форильен
Музыканты: Сергей Щураков - аккордеон; Мария Щуракова - мандолина; Миклован - бас-гитара; Олег Шар - перкуссия; Николай Мохов - флейта (1, 3, 4, 6, 8); Наталья Сечкарева - флейта (2, 5, 7); Виталий Семенов - ударные; Наиль Кадыров - акустическая гитара; Василий Попов - виолончель (1-6, 8); Всеволод Гаккель - виолончель (7); Алексей Силютин - фагот (3, 8)
Музыка: Сергей Щураков; aранжировка: Сергей Щураков и "Оркестр Вермишель"; продюсер: Андрей Феофанов; cаунд продюсер: Сергей Щураков; звукорежиссер: Александр Докшин (запись и сведение); мастеринг: Андрей Рогачев и Владимир Кузнецов; дизайн: Елена Пикуш; эпиграфы: Мария Щуракова.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Лао Цзы. Дао дэ Цзин
Ян Хин-шун. "Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение". Москва,1950.
Ян Хин-шун. "ДАО ДЭ ЦЗИН" в двухтомнике "Древнекитайская философия". М., "Мысль", 1972.
Перевод с древнекитайского.
1
ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао], а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме. Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному.
2
Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя
учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены.
3
Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому, управляя [страной], совершенномудрый делает сердца [подданных] пустыми, а желудки - полными. [Его управление] ослабляет их волю и укрепляет кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знание не смели бы действовать.
Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие.
4
Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О, глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей.
Если притупить его проницательность, освободить его от беспорядка, умерить его блеск, уподобь его пылинке, то оно будет казаться ясно существующим. Я не знаю, чье оно порождение, [я лишь знаю, что] оно предшествует небесному владыке.
5
Небо и Земля не обладают человеколюбием(*) и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью(**). Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью.
Разве пространство между Небом и Землей не похоже на кузнечный мех? Чем больше [в нем] пустоты, тем дольше [он] действует, чем сильнее [в нем] движение, тем больше [из него] выходит [ветер].
Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу, поэтому лучше соблюдать меру.
-------------
(*) Согласно Лао Дзы, все социальные явления, поступки людей должны быть подчинены естественной необходимости. Поэтому он отвергал конфуцианское понятие жень - "человеколюбие", считая его чуждым сущностной природе человека, а требование его соблюдения неоправданным вмешательством в жизнь общества.
(**) В оригинале содержатся два иероглифа "чу гоу", которые в одних комментариях трактуются как "трава" и "собака", а в других - "соломенная собака", которая по древнекитайскому обычаю используется при похоронах, после чего выбрасывается. В том и в другом случае "чу гоу" в данном контексте означает существа, в жизнь которых не вмешиваются ни небо, ни земля, ни совершенномудрый.
6
Превращения невидимого [Дао?] бесконечны. [Дао] - глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения - корень неба и земли. [Оно] существует [вечно] подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.
7
Небо и Земля - долговечны. Небо и Земля долговечны потому, что существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными.
Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем
самым его жизнь сохраняется. Не происходит ли это оттого, что он пренебрегает личными [интересами]? Напротив, [он действует] согласно своим личным [интересам].
8
Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется [с ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на дао.
[Человек, обладающий высшей добродетелью, так же, как и вода], должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним; в управлении [страной] должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время. Поскольку [он], так же как и вода, не борется с вещами, [он] не совершает ошибок.
9
Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-либо наполнить. Если [чем-либо] острым [все время] пользоваться, оно не сможет долго сохранить свою [остроту]. Если зал наполнен золотом и яшмой, то никто не в силах их уберечь. Если богатые и знатные проявляют кичливость, они сами навлекают на себя беду.
Когда дело завершено, человек [должен] устраниться. В этом закон небесного [дао].
10
Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его? Если сделать дух мягким, можно ли стать [бесстрастным] подобно новорожденному? Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждения? Можно ли любить народ и управлять страной, не прибегая к мудрости? Возможны ли превращения в природе, если следовать мягкости? Возможно ли осуществление недеяния, если познать все взаимоотношения в природе?
Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином - вот что называется глубочайшим ДЭ.
[ продолжение следует ]
Сергей Варюшкин
(ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"