Пустые места группы "Аквариум"

164-й выпуск, 08 ноября 2001

Лозунг момента:
"Хранит нас ангел всенародного похмелья!"

НОВОСТИ

* Фирма "Музыкальный экспресс" ("Триарий") издала вслед за вышедшим DVD аудио-версию питерского концерта на 25-летие Аквариума (подробности см. ниже). В ближайшее время у "Музыкального экспресса выходят еще два релиза аквариумного профиля - это CD с записью концерта памяти Дюши Романова, состоявшийся летом этого года в клубе "Спартак" (середина ноября) и диск с MP3 "Лучшие песни Аквариума 90-х" (декабрь).

* Журнал "Total DVD" своем сайте разыгрывается DVD-диск "25 лет группе "Аквариум" с автографом Бориса Гребенщикова. Вы можете получить диск на халяву, :)) ответив на пару простых вопросов. Заходите: http://www.dvdspecial.ru/victorina.phtml. Итоги конкурса будут подведены 1-го декабря.

* Новая группа Вячеслава Бутусова обрела название "Ю-Питер" и 5-го ноября приступила к записи своего первого сингла, выход которого намечен на 20 ноября. Помимо названного музыканта в проекте "Ю-Питер" принимают участие известные личности: Олег Сакмаров, Георгий Каспарян и 
Евгений Кулаков.

КОНЦЕРТЫ Аквариума

10 ноября, суббота - Москва, клуб "Ю-Ту", Сходненская, 54, к/т "Балтика", тел. 493-35-11
11 ноября, воскресенье - Москва, клуб "Б2", ул. Большая Садовая, д.8, м. Маяковская, тел. 209-99-18
23 ноября, пятница - СПб, клуб "Полигон"(заказать билеты), Лесной пр. 65, корп. 5, тел. (812)245-2720

ЗВУКОЗАПИСЬ

Аквариум планирует выпустить концертный internet-only альбом из песен, исполнявшихся в 1999-2001 годах. Вы можете выбрать, какие песни должны в него войти:

Аделаида
Анархия (Цой)
Афанасий Никитин буги
Боже, Храни Полярников
Брат Никотин
Брод ("Там, где я родился...")
Вавилон
Вана Хойа
В Одну Из Этих Ночей
Вперед, Бодхисаттва!
Встань У Реки
Город
Государыня
Дарья, Дарья
Дерево
Десять стрел
Для Тех, Кто Влюблен
Дорога 21
Дубровский
Джунгли
Если Бы Не Ты
Железнодорожная вода
Звездочка
Змея
Иван-Чай
Из Калинина в Тверь
Имя Моей Тоски
Искусство быть смирным
Кардиограмма
Королевское Утро
Камни В Холодной Воде
Камчатка (Цой)
Ключи От Моих Дверей
Комната, Лишенная Зеркал
Кострома Mon Amour
Летчик
Луна, Успокой Меня
Маша И Медведь
Мария
Мир, Как Мы Его Знали
Моей Звезде
Мой Друг Доктор
Молитва И Пост
На той стороне
Навигатор
Небо Становится Ближе
Нога Судьбы
Немое Кино
Не стой на пути у высоких чувств
Новая Песня о Родине
Отец Яблок
Орел, Телец и Лев
Очарованный Тобой
Партизаны Полной Луны
Песня Для Нового Быта
Пока Не Начался Джаз
Пока Несут Сакэ
Платан
Плоскость
Письма С Границы Между Светом и Тенью
Почему Не Падает Небо
Под мостом, как Чкалов
Пригородный блюз
Пятьсот
Рыба
Рутман
Самый Быстрый Самолет
С Утра Шел Снег
Стоп Машина
Странный Вопрос
Сын Плотника
Солнце В Холодной Воде
Серебро Господа Моего
Сны О Чем-то Большем
Сталь
Сутра ледоруба
Стучаться В Двери Травы
Та, которую я люблю
Таможенный Блюз
Таня
Телохранитель
Трачу Свое Время
Три Сестры
Цветы Йошивары
Чай
Шумелка
Carrickfergus
Bridgit O`Malley
No Woman No Cry (Bob Marley)
Rip It Up (Little Richard)
Rivers Of Babylon (Bob Marley)
Redemption Song (Bob Marley)
Shake, Rattle and Roll (Bill Haley)
Wild Horses (Rolling Stones)

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ
(О НАЗВАНИИ АЛЬБОМА "МЕСТО, ГДЕ СВЕТ", 2001)
"Как-то мы с Борей Гребенщиковым беседовали про феномен Beatles. Когда я был в Ливерпуле и снимал про них телефильм, меня больше всего поразило не то, что они из одного города, а то, что они еще и жили в пяти минутах ходьбы друг от друга. Факт, который напрочь опровергает теорию вероятности! Мы пришли к выводу, что именно на то место пролился свет. На их месте могли оказаться другие люди, и свет бы пролился на них".

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ЕВГЕНИЕМ ФЕДОРОВЫМ (TEQUILAJAZZZ)
- Ходили слухи еще о паре параллельных музыкальных проектов - с "Маркшайдер Кунст" и с БГ. Во что это вылилось или, может быть, еще выльется? Вообще как с ними обстоят дела?
- С Гребенщиковым точно ни во что уже не выльется. И в том, и в другом случае это был просто такой дружеский эксперимент. Боре просто было интересно поиграть с жесткой группой. Как раз он только начинал заниматься ремиксами - я имею в виду группу "Deadушки". Ему была интересна электронная музыка, жесткая гитарная. Он посещал несколько наших концертов, ему очень понравилось. Мы просто порепетировали немного прямо в студии. Довольно удачно получилось, но все равно все это не окончательный продукт - у меня лежит дома дат-кассета с этими песнями. Просто пообщались в студии к обоюдному удовольствию и все. Нам это что-то дало. Например, у нас в программе появилась песня "Лебединая сталь" благодаря этому. Думаю, что и Борю на что-нибудь натолкнуло это общение.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

01 ноября 2001, г. Москва, МДМ

From: Агентство InterMedia (www.intermedia.ru)

Борис Гребенщиков и группа "Аквариум" выступили в Московском Дворце молодежи 1 ноября. "Логарифмический", по выражению Бориса Борисовича, концерт проходил в рамках фестиваля "Роковая осень". На разогреве выступал ансамбль ирландской народной музыки Chieftains, а в фойе продавались диски "Аквариума" и книга о группе авторства Ильи Смирнова. Публика, к удивлению, в основном состояла из подростков, которые с включенными зажигалками пропели за Гребенщиковым все песни, а взрослые люди, абсолютно не стесняясь, выдавали такие па, которые подросткам и не снились. Борис Борисович был очень доволен реакцией зала и в перерывах между песнями не говорил ничего, кроме "спасибо". Олег Сакмаров прыгал, бегал, играя при этом на саксофоне и ни разу не сбившись с ритма, а пронзительная электроскрипка Андрея Суротдинова вызывала у фанов слезы счастья. Владимир Кудрявцев с видом английского лорда показывал фокусы, играя на басу одной рукой, а другой просто облокотившись на колонку. Один Борис Рубекин, играя на клавишах, наблюдал за всем происходящим в зале и на сцене со странной задумчивой улыбкой. На концерте были исполнены и новые, и старые песни - "Мария", "Письма капитана Воронина", "Три сестры", "Если бы не ты", "Партизаны полной луны" и др. После выступления БГ дал короткую пресс-конференцию. Лидер "Аквариума" рассказал, что сейчас он читает Марко Поло и Дао Де Цзин, что в Непал собирается, скорее всего, в следующем году, а в Тибете ни разу не был. Как выяснилось, Интернетом Борис не просто пользуется, а собственноручно занимается официальным сайтом "Аквариума". БГ сообщил журналистам, что книгу Смирнова он читал, чтобы проверить, все ли там правильно, но точки зрения у них все же разные. По поводу нового альбома БГ сказал только то, что это будут песни, которые "мы играем весь год, то есть это будут песни, написанные в этом тысячелетии". Андрей Суротдинов рассказал, что процесс записи нового диска в полном разгаре: "Мы сидим в студии, пишем. Когда выйдет альбом, точно сказать нельзя, идеально, если к Новому году, если нет, то после. Что касается песен, то это будет первый раз в истории группы, когда "Аквариум" выпускает совсем новые вещи. Название у альбома есть, но оно рабочее, так что может и измениться".

РЕКЛАМА

Аквариум. Последний концерт. 25 лет.

Обложка альбомаСтудия "Музыкальный Экспресс" представляет новый СD с записью живого концерта Аквариума.
Концерт состоялся 25 июня 1997 года во Дворце Спорта "Юбилейный" в Санкт-Петербурге и был посвящен 25-летию группы.
Длительность диска 79:14. Диск содержит 12-страничный буклет со статьей Андрея "Дюши" Романова и суперобложку с концертными фотографиями.

Состав группы:
Борис Гребенщиков - вокал, гитара
Дюша Романов - флейта, вокал, клавиши, гитара, перкуссия
Всеволод Гаккель - виолончель
Михаил Файнштейн - перкуссия
Александр Ляпин - гитара
Евгений Губерман - ударные
Петр Трощенков - ударные
Александр "Фагот" Александров - фагот
Владимир Кудрявцев - бас

Список песен:
1. Сидя на красивом холме
2. Игра наверняка
3. Сентябрь
4. Кусок жизни
5. Козлы
6. Береги свой хой
7. - 30
8. Пустые Места
9. Блюз свиньи в ушах
10. Иванов
11. Шары из хрусталя
12. Стучаться в двери травы
13. Небо становится ближе
14. Сестра
15. Она может двигать
16. Лебединая сталь
17. Рок-н-ролл мертв

Как заказать
Приобрести диск можно тремя способами:

ДЮША РОМАНОВ
ПОСЛЕДНИЙ "ПОСЛЕДНИЙ КОНЦЕРТ "А"

Борис Гребенщиков и Дюша РомановЗима 1997 года застала музыкантов "Аквариума" кого где. Кого в пути, кого на печи, кого за "тридевять земель". По всему расположению звезд выходило так, что пора было опять что-то предпринять. В разных местах вселенной об этом стали подумывать и к началу лета этого года план окончательно созрел. 
Выражаясь земным языком выглядело это так: 
Борис позвал как-то меня к себе в гости и начал интересоваться общей точкой зрения об идее подобного концерта. Я был полностью убежден в целесообразности такого предприятия. 
Неделя перед концертом - репетиции в ДК "Железнодорожников" на сцене и аппарате. 
В первую очередь это было необходимо потому, что из Амстердама на эти концерты прилетал "голландец" Женя Губерман - наш славный барабанщик ещё времен Тбилиси 1980 года. Вот он, как раз и должен был войти в программу, которую не только не играл с нами столько лет, но и вообще многих вещей не слышал. 
Не стоит здесь говорить, что за радостью общения, репетиционные моменты отошли на второй план. 
Опять вспоминается Майк, с его абсолютной уверенностью, что репетировать для рок-музыканта - безумие. 
Не репетировать - не меньшее безумие, и к исходу третьих суток, работа все же началась. 
Длительное "бездействие" группы ничего не вымыло из памяти Все, что накапливалось с годами, было в целости и сохранности. Первые же репетиционные часы дали нам понять, что никаких опасений нет и не будет. 
Кто-то почувствовал себя старше, кто-то старее, кто-то почувствовал себя моложе… Странное было чувство от концерта. Было ощущение, что он может продолжаться бесконечно. То, что касается меня, то можно было бы ещё играть и играть. Но всему должен быть предел. Немного жаль, что в тот день он был так сильно ощутим, это предел. Два часа пролетели, как пара минут. Да и как тут могло быть иначе - почти десяток лет сжались в одном действии и развернулись в каждом из нас. Какое тут время? Земли-то под ногами не было. 
Концерт прошел так, словно не было никого перерыва. Эти концерты, даже как эксперимент - показательная штука. 
Выходит, что большая часть публики новым интересуется не так активно, как хорошо забытым старым. 
"Аквариум" остался таким же, каким и был во все свои годы, вплоть до "последнего концерта" в 1991 году, от чего теперь есть абсолютная уверенность, что случись ещё какой "последний концерт", то никаких сложностей он никому из перечисленных музыкантов не доставит.
Наверно поэтому ни в один из этих двух концертных дней не прозвучало:
"… и мы никогда не станем старше!" 

СПРАВКА

Из книги "Аквариум, 1972-1992",
составитель - Ольга Сагарева.

Олег Сакмаров

1991, BG-BandГерой этой главы, про которого ходят страшные слухи, будто отчество его - Адольфович, является для почитателей "Аквариума" и "бэнда БГ" фигурой воистину загадочной. Более того, многие поклонники просто-напросто побаиваются его, как мы часто боимся непонятного. Внешность Олега, почему-то всегда казавшаяся филармонической, весьма оригинально сочеталась с обликом "Аквариума", в котором Сакмаров появился осенью 1989 года, когда усилием гребенщиковской воли была реанимирована фактически закончившаяся группа и идея. В 90-м году Олег исчез с аквариумной сцены, а весной 1991 года занял свое место в БГ-бэнде. И кажется, что выражение "свое место" здесь и является ключевым - неизвестно, с чьей легкой руки, Олег получил характеристику "типичной бэндовской личности". Уроженец Казани, с которой неким мистическим образом оказался так прочно связан бэнд, Сакмаров получает еще и прозвище "татарского хана" - может, злорадство приятелей, а может и правда...
Несмотря на сохранившийся татарско-ханский дух, питающий отчасти и БГ-бэнд, Олег уже много лет живет в Ленинграде-Петербурге. Сакмаров - профессиональный музыковед-критик, закончил ленинградскую консерваторию, работал по каким-то музыковедчески-критическим специальностям, преподавал в музыкальной школе, занимался в каком-то институте исследованиями по психологии музыки...
Однако, в середине восьмидесятых, вслед за знакомством с Гребенщиковым, Сакмарова настигает не столько явление рок-н-ролла вообще, сколько магия "Аквариума". ("Настигает" - вовсе не значит, что эта магия когда-либо за кем-нибудь гналась). Однако происходит, стандартно выражаясь, ломка жизненных принципов и представлений. В силу специфики музыковедческой специальности, Олег принимается наблюдать за явлением - и спустя пять лет его затягивает самого. Приходится вспомнить о том, что в детстве обучался в музыкальной школе игре на разнообразных инструментах - в частности, на флейте. Сакмаров принимает участие в туманном проекте "Клуб Кавалера Глюка", и вскоре - а это как раз сентябрь 89-го - после того, как Гребенщиков возвращается из турне, представлявшего проект "Радио Сайленс" - появляется на сцене с Борисом на фестивале "Авроры" и какое-то время, до следующего года. существует в порядком обновленном "Аквариуме".
После этого Олег так и остается музыкантом - через некоторое время он удивляет публику своим сотрудничеством с Вячеславом Бутусовым, принимает плодотворное участие в записи альбома группы "Колибри" "Манеры поведения" - предание гласит, что, кроме флейты, на заднем плане в предпоследней песне, где поет хор мальчиков, именно вокал татарского хана тянет самую высокую ноту.
А в БГ-бэнде не совсем рокерский облик Сакмарова и его игра на флейте, фантастически усовершенствованная за полтора года. наконец находят органичное применение. Загадочность образа все усиливается. Уже разрекламированный в прессе как татарский хан, Олег появляется на сцене, среди нормально или почти нормально одетых музыкантов, в сине-голубом одеянии неизвестного происхождения, дополняемом какими-то невыразимыми ожерельями, лентами, привязанными к флейтам, и спецификой прически.
Составители этой книги порешили - быть загадке разгаданной. Что же - смотрите, что из этого получилось 5 марта 1992 года, когда было вдвойне любопытно, что скажет одно из воплощений идеологии БГ-бэнда о явном завершении первого этапа деятельности группы... Да, вот еще: Леля Сагарева зачем-то просила передать, что диктофон зачем-то был подключен к утюгу...

А.Вариус

ИНТЕРВЬЮ

Из книги "Аквариум, 1972-1992",
составитель - Ольга Сагарева.

Беседа с Олегом Сакмаровым

1991, BG-Band- Итак, ты родился в Казани, переехал в Ленинград, закончил...
- Ленинградскую консерваторию. Учился на теоретико-композиторском факультете со всеми вытекающими оттуда характерными последствиями. Тащился на разного рода проблемах истории и теории музыки. Одно время увлекался средневековой музыкой, у нас были хорошие педагога по этому вопросу. Ну а последние четыре года обучения в консерватории я активно проводил всякие музыкальные социологические исследования, еще что-то... После консерватории я, как положено, отслужил очень забавно полтора года в армии, в военном оркестре. Кстати, как и Дюша. Потом работал в музыкальной школе...
- А кем работал?
- Преподавателем. Сольфеджио, муз. литература, всякое такое. В Театральном институте проработал несколько лет, потом в консерватории.
- Так что ты был человеком, выражаясь языком тех лет, нормальным?
- Да, абсолютно.
- А ты общался с какой-нибудь... тусовкой, с рок-музыкальной богемой?
- Нет, не общался до восемьдесят четвертого года. В конце 84-го я познакомился с Гребенщиковым. Причем, это как-то лавинно в моей жизни произошло. Я бы не сказал, что меня потрясла именно вся ленинградская рок-музыка. А вот то, что связано с "Аквариумом", произвело на меня большое впечатление...
- До 89-го года ты принимал участие в каких-нибудь рок-музыкальных проектах?
- Нет, я не играл. Я вообще много лет не знал, что я умею играть. То есть как, теоретически я предполагал, что играть могу, играл в армии на саксофоне. Но не было желания - много другого интересного было. Я статьи писал. В частности, про "Аквариум".
- Где публиковал?
- Ну, мало что опубликовано. Как-то так получилось, что все эти мои статьи оказались... на стыке между жанрами.
- Твое появление в "Аквариуме"...
- Формально мое вхождение на сцену вместе с "Аквариумом"... Я не говорю "в составе "Аквариума", потому что как-то в том составе я свою функцию не очень хорошо представлял.
- Но тот состав тоже был обновлен.
- Я пришел раньше басиста Березового, тогда был период, когда Фан играл на басу, Дюша играл на флейте... Там было несколько хороших концертов - не знаю, как это было со стороны. В "Октябрьском", потом - концерты в Киеве и Минске - вот с этим, промежуточным составом. Они очень славные были. А дело было в том, что в какой-то момент жизни, когда я перестал понимать, о чем и зачем мне писать, я стал играть на флейте - совершенно случайно. Играл какое-то время с группой "Клуб Кавалера Глюка". То есть не то, чтобы играл - мы сделали группу, придумали название, записали альбом на "Мелодии", который так и не вышел. Потом Боря прознал, что я играю, и получилось вот так... У меня-то есть догадка о том, что уже тогда у Бори подсознательно появились идеи...
- Которые проявились в бэнде?
- Да. Ты знаешь, это характерная штука: ведь тот состав, который вышел на сцену на фестивале "Авроры" в конце сентября 1989 года...
- Это бэндовский состав?
- Конечно! Я недавно это осознал, и мне это показалось забавным.
- И вправду.
- То есть, все это время "Аквариум" еще существовал, а бэнд существовал как бы подсознательно, параллельно - идея уже жила.
- Тогда о бэнде. Ведь вот вы же очень много ездили по стране, значительно больше, чем "Аквариум"...
- Бэнд за год наездил почти столько, сколько "Аквариум" за все годы...
- Основные постулаты бэндовской концепции. Они как-то сформулированы?
- Нет. И это само по себе есть концепция.
- А вот бесконечный поток гастролей. Почему так получилось?
- Прежде всего Борисово, а потом и наше, стремление к путешествиям по России. Потому что страна эта сильно заинтересовала, а другого способа ездить по России, как играть концерты... То есть, это двойное удовольствие. Играть концерты и посещать всякие интересные места, так сказать, сакрального значения: монастыри там, церкви всякие, рассматривать старые иконы. Вот как-то раз у Борьки на концерте в Питере вырвалась фраза, которая привела зал в весьма яростное состояние. Он сказал: "Теперь я понимаю точно, что все движение российской жизни происходит на Волге, а в столицах ничего не происходит..." Все думали, что это просто эпатаж и хулиганство, а мне кажется, что это - результат его духовной жизни за много лет.
- Мы подошли к очень важному вопросу. Дело в том, что Поволжье, Казань... Это же исторически не совсем российские вещи, не русские города.
- Казань в петровское время была одним из форпостов русского проникновения на мусульманский Восток. В каком-то смысле это очень показательный и характерный город. Мне очень интересно было посмотреть и на Самару, и на Саратов - купеческий центр, Ярославль - город огромного историко-общественного значения. Много разных таких городов, в Сибирь мы ездили, были в замечательном городе - Иркутске. Почти все крупные сибирские города объехали, Россию посмотрели. С этим прежде всего связана активность наших гастролей. Да и вообще, нельзя же все время играть концерты в Москве и в Питере. Все эти факторы сложились. Мы приезжали в новые города и видели, что людям это надо на самом деле, может быть, это можно назвать высоким словом "миссионерство": нам надо было играть, людям надо было слушать...
- Но Казань - может, это ошибка, но так сложилось, что она стала одним из символов бэнда - почему-то все легенды на этом завязываются. Ты связываешь это с собой?
- Ну, вообще, я человек, который убежден, что весь мир на мне замкнут. Поэтому я и это тоже связываю с собой. А если серьезно, то идея эта родилась гораздо раньше. В один момент жизни "Аквариума", перед поездками Бориса в Америку, в 87-м году, мы были в Казани. Я к нему как-то подошел и говорю: "А почему бы нам в Казань не съездить?" И поехали. Тогда был Рюша, только что пришедший в группу. Мы приехали, остановились у моей матушки. Как-то весело было. Пельмени, оттяжка и два замечательных концерта, которые Боб с Рюшкой вдвоем играли. Эксперимент получился, и был забыт - а я об этом помнил. Потом возник бэнд и тем же путем поехал в Казань. И точно так же все хорошо получилось, даже лучше...
- В песнях очень много намешано: Казань, православные, религиозные вещи. Все это как-то забавно сочетается, органично... А ведь Казань в первую очередь ассоциируется с татарским ханством, с чем-то подобным.
- Ханство у нас в группе, конечно, тоже есть. Всякая мифология... Хотя, знаешь - когда возникла Русь, она взаимодействовала со степью. Вот Евразийская теория культуры - там сказано о том, что никакого конфликта русских с ордынцами не было, это было в общем-то одно историко-политическое образование, а лишь внутри происходили просто какие-то междусобойные неурядицы.
- Только поубивали кучу народа.
- Это - да. При этом, есть мнение, что русские князья в междоусобицах гораздо больше поубивали народа, чем погибло во время похода ордынцев. Эта теория - она не на пустом месте появилась. При этом, нынешняя концепция бэнда - сугубо русская, православная...
- А какова же ханско-татарская мифология бэнда?
- Она такая, невыявленная. Реализуется прежде всего на бытовом уровне. Прилюдно мы все гордимся тем, что у нас мультиконфессиональная группа, где есть православные, есть ордынцы с неизвестной подкладкой, есть там... жидовствующие. Всякое такое, в общем. Это в чем-то шутки, а в чем-то интересно - тем, что в новом составе бэнда собрались люди из разных кругов, с разной психологической подоплекой, с разной религиозной, культурной родословной, генеалогией. И то, что мы все сложились сейчас, это удивительно - причем, сложились очень прочно, хорошо, душевно.
- То, что вы отказались от стадионов, где бы бэнд, собственно, и не звучал, стали играть в приличных, маленьких залах, и примирило вас с настороженной поначалу столичной публикой...
- Со столичной публикой у нас вообще особые отношения... с питерской в этом плане еще сложнее.
- Просто в Ленинграде очень хозяйское и ревнивое отношение к тому, что было "Аквариумом"...
- Ну да. Это тоже самое, что "не продавайте русские иконы за границу".
- А какие проблемы с московской публикой?
- Да нет, с московской, собственно, никаких проблем и нет.
- А вообще прием по стране хороший? Лучше, чем в Москве?
- В Москве - с такой купеческой ухмылочкой: мол, посмотрим, что из этого выйдет... В провинции - более восторженный.
- A это связано с мифологией имени Гребенщикова, с тем, что это что-то далекое и легендарное, или конкретно с данной концепцией творчества - с тем, что поют "русское, родное"?
- Возможно и второе. Я, вообще, раньше был глубоко убежден, что просто провинция "БГ" никогда не видела и не слышала, и интересно - ну, событие в культурной жизни. Социологический аспект. А теперь я начинаю думать, что, возможно, это и связано с тематикой. Все религиозные, церковные святыни сосредоточены всяко не в Петербурге. Геокультурное пространство было в России плотно освоено, чем она и была сильна. Везде монастыри... Может быть, этот прием, который равномерен по стране, он и связан историей религиозной жизни.
- Как тебе кажется - сейчас, в марте 92-го года, та программа, которую играл весь этот год бэнд - она исчерпана, круг завершен?
- Я не воспользуюсь словом "исчерпана", но сейчас действительно момент, когда эта программа - сыграна. Ее можно только повторять - лучше, хуже, чаще, реже.
- Как ты думаешь, что будет дальше?
- Кто его знает? Посмотрим. Что-то новое должно вызреть.
- Как тебе кажется, не должно ли произойти принципиальных музыкальных изменений - ну, духовая группа, пятнадцать человек с тарелками...
- Может быть, но это будет совсем другая группа. Нынешняя группа - в принципе вполне законченная. Вообще, я - минималист по своим воззрениям. В том смысле, что есть разумный предел количества музыкантов на сцене и количества сыгранных нот. По мне - чем меньше звуков, тем круче. А сейчас бэнд приобрел более традиционно рок-н-ролльное звучание. В этом много хорошего, на сцене это очень тащит, но... С точки зрения чистоты жанра, стиля, которой мы добились летом и осенью 91-го года, мы сейчас в чем-то уступаем... На самом деле, идет медленная эволюция и группы и Гребенщикова, которая в ближайшее время должна снять всё вопросы о том, что программа исчерпана. Она уже играется совсем по-другому. Она будет постепенно обновляться. Не совсем понятно, что дальше. Пока мы движемся в сторону... Тома Петти. "Трэвелинг Вилбурис". (Английская группа, точнее - "игра в группу", затеянная монстрами рок-н-ролла: Джорджем Харрисоном, Бобом Диланом. Томом Петти и другими, давшая мощнейший, уникальный результат. - Прим.ред.)
- Нет, вы - не движетесь в сторону "Трэвелинг Вилбурис".
- Ну так а ты послушай запись песни "Бурлак" на последнем альбоме. Только это не для печати, на самом деле, критики должны это вычислить задним числом.
- Ну так советские критики, в основном, не знают, что такое "Трэвелинг Вилбурис"...
- Мы сейчас во многом, к моему сожалению, ушли от чисто русского полуфольклорного звучания.
- Иногда кажется, что вот эта концепция бэнда, абсолютно цельная, при этом не имела перспектив развития - только вглубь себя...
- Ну, что значит не имела... Был рожден ребенок, с двумя руками, двумя ногами. Теперь он постепенно мутирует совсем в другую сторону, у него появляется четыре хвоста и восемь ушей. Кстати, все закономерности жизни бэнда - они очень напоминают аквариумные.
- В чем?
- А во всем. В своей непредсказуемости, в возможных изменениях...
- Это - важный вопрос для публики. То есть, бэнд в том виде, в котором он существует сейчас - он не обязательно должен базироваться на каких-то ханско-татарских вещах? Завтра этот состав может начать играть... тот же "Трэвелинг Вилбурис"?
- А так уже наполовину и происходит...
- Значит, концепция, которая сложилась -•- исключительно временное явление для БГ-бэнда? Ступень развития?
- Любая концепция - это ступень развития. В следующий раз публика придет на концерт, думая, что ей сейчас опять - про колокола, про Волгу там, а услышит... про Миссисипи на английском языке джаз!
- Если Казань отделится от России, бэнд останется...
- Бэнд останется в астрале. За своим круглым столом, уставленным яствами, красивыми девушками, лампадами, иконами...
- Теперь - вопрос, который, я уверена, едва ли не более всего интересует праздного читателя. Чем обуславливается одеяние, в котором ты появляешься на сцене?
- Внутренним ощущением моего тела.
- А что это? Саван, сутана, облачение татарского хана?
- А кому как нравится! Саван - тем, что хочет меня схоронить, облачение хана - девушкам из сераля. (Сераль - по слухам - то же самое, что и гарем. Прим.сост.)
- Это имеет какое-то мифологическое происхождение?
- Очень глубокое. Мне самому не ясно...
- А почему ленточка к флейте привязана?
- Не одна, а много.
- Капроновая, к тому же.
- А надо так. Так легче играть на флейте.
- А как по-твоему, это не привносит комизма во внешний облик бэнда, который и так уже выглядит... странным сборищем?
- Самое последнее дело - когда все ясно. А вот когда совсем ничего не понятно - это хорошо. Это расширяет сознание, помогает воспринимать...
- А вот представь, что либо бэнд почему-то прекратит существование, либо тебе придется по каким-либо причинам прекратить играть. Жизненные альтернативы есть? Прежняя специальность...
- Да вот я могу играть в "Наутилусе" ("Помпилиусе" - прим. Л.С.), весело так, с присвистыванием. Это - та же супергруппа. А я не могу уже жить без бэнда, без Гребенщикова - не могу. А есть сто тысяч альтернатив. Год назад я отказался от очень выгодной научной стажировки, в Америку на десять месяцев, в Принстонский университет... Я тогда для себя сделал выбор в пользу сцены, а не в пользу кабинета. Я мог бы восстановить все это. Хотя, если честно, меня пугает эта перспектива. Если мне сейчас трамваем прищемит два пальца, и я не смогу играть на флейте, придется возвращаться к писательству... Мне бы не хотелось этого делать. Для человека, который обязан содержать семью, но не может играть, всегда есть перспектива заняться бизнесом, что-то там покупать, продавать... Это последний вариант. Я бы очень этого не хотел. К тому же, мечта моей жизни - именно то, что мы сейчас делаем - я очень рад, что она же и кормит меня...
- А бэнд - это мечта твоей жизни?
- ........

Л.С.
Петербург
март 1992

Включен 21 августа 2000 года

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"