Пустые места группы "Аквариум"

153-й выпуск, 25 июля 2001

НОВОСТИ

* Всем, кто откликнулся на частное объявление ведущего рассылки: спасибо, милые!

* Рассылка "Пустые Места" с удовольствием анонсирует новый аквариумный проект своего виртуального друга Danilito сотоварищи:

Enter>>

Плей-лист нашего радио основан на 20TH CENTURY MIX, составленном Борисом Гребенщиковым на базе секретной буддистской методики, дающей радиослушателям уникальную возможность создавать заслуги, просто слушая эти завораживающие мелодии и ритмы. Лица, не заинтересованные в создании заслуг, ощутят целительное воздействие звуковой структуры просто как неожиданно пришедшее чувство благополучия, спокойствия и избавления от страданий. Кроме 20TH CENTURY MIX, на наших волнах можно также услышать записи самого БГ, равно как и других, близких духовно ему и нам музыкантов.

* АКВАРИУМ в отпуске. Возобновление работы в студии (запись нового альбома) по слухам намечено на 10-е августа. Также ходят слухи, что в середине августа АКВАРИУМ примет участие в алтайском рок-фестивале...

* По поводу "Кардиограммы". Песня была записана накануне того, как Борис Гребенщиков отбыл на отдых в Крым, а буквально на следующий день после записи (6-го июля) состоялась ее премьера на "Нашем Радио" в программе "Чартова Дюжина". Причем, как говорят, БГ специально два раза летал в Лондон, чтобы в студии Дейва Стюарта свести музыкальный материал для этой песни. Два раза для того, чтобы 29-го июня успеть сыграть на концерте памяти Дюши Романова... В итоге всё, что было сделано в Лондоне АКВАРИУМ забраковал, а на радио в обычном конверте от фотографий поездом Санкт-Петербург - Москва был отправлен CD с записью, сведенной на Пушкинской, 10.

* В пятницу 20-го июля состоялся концерт Бориса Гребенщикова в Коктебеле (Крым). Как утверждают очевидцы, голый по пояс БГ отыграл час с копейками в пляжном ресторане "Зодиак". Аппарат был самодельный, но звук - по свидетельству всё тех же очевидцев - был "потрясающий" :)) Еще говорят, что игрались совсем уж новые песни, исполнитель выглядел офигенно и был в супер-форме, а деньги от концерта пошли в фонд одной из коктебельских школ.

* Новости ОРКЕСТРА ВЕРМИШЕЛЬ:
1) Сообщается о двух обновлениях в составе группы: Юлия Рычагова и Илья Карташов, оба - виолончелисты. Владимиру Юновичу, который совсем недавно был единственным виолончелистом группы, стало очень трудно сочетать обучение в консерватории, игру в классических коллективах и выступления в составе ВЕРМИШЕЛИ. Поэтому мы ввели в состав еще двоих музыкантов, и хотя они тоже учатся и играют в других коллективах, надеемся, что дефицит виолончелистов ушел в прошлое. Юлия Рычагова впервые выступала с Вермишель Оркестра на концерте в клубе JFC 23 марта 2001 года, а Илья Карташов дебютировал с 24 мая 2001 года в клубе БУНКЕР.
2) Теперь можно целиком прослушать многие композиции ВЕРМИШЕЛЬ ORCHESTRA в высоком качестве (формат mp3, 128 кбит/с). Для этого заходите на англоязычную страничку группы на портале mp3.com по адресу www.mp3.com/vo.

Фестиваль ""Окна открой"* Новые фотографии на страничке Вадима Шестерикова "Рок-альбом"
1. Аквариум, ДК "Невский", 30.11.1986
2. Петербургский рок-фестиваль "Окна Открой", 01.07.2001
3. ДК им. Ленсовета, 18.07.2000г. 11 лет Пушкинской-10 18.07.2000
4. ДК им. Ленсовета, 27.06.2001г. 12 лет Пушкинской-10 27.06.2001

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Борис Гребенщиков: «Теперь я пью свой Wine...» 
"Ресторанные Ведомости" №4 1998 г.

Заслуги и просчеты Гребенщикова-музыканта можно обсуждать бесконечно. Мы этого делать не будем. Поговорим о более простом и приземленном - о еде, вине, сногсшибательной (в прямом смысле слова) диете и беспечной молодости. 
Мы сидим в уютном итальянском ресторанчике, пьем вино и кофе. Борис хорошо выглядит и находится в прекрасном расположении духа. 

Ресторанные Ведомости: Когда в твоей жизни вообще начал присутствовать алкоголь? Сколько лет тебе было? 

Борис Гребенщиков: Употребление алкоголя в моей жизни определенно делится на четыре части. Первая началась ориентировочно в районе 9-го класса. Вероятно, что-то было и до этого, но я отчетливо помню, как вместе со своими одноклассниками по математической школе мы бегали по району Автово города Петербурга, помню, что я был в галстуке, в плаще. Скорее всего, это был какой-то школьный праздник. Как мы попали в Автово, я не знаю. Мы бегали почему-то перебежками и после каждой перебежки выпивали водки, что на мой юный организм оказывало довольно пагубное влияние. Мучился я чудовищно. Но отчетливо понимал, что есть определенный этап, пройдя который, я становлюсь взрослым на другом этапе. 
Р.В.: Как ты тогда боролся со своим похмельем? 
Б.Г.: Наталья, я был так юн, что похмелья тогда для меня просто не существовало. Это был период чудовищно тяжелый, когда я пил без цвета, без вкуса, без запаха все подряд и одинаково легко. 
Р.В.: Все подряд - это что? 
Б.Г.: Водку и портвейн. 
Р.В.: Выбора не было как такового? 
Б.Г.: Тогда меня не интересовал выбор. Не интересовало, водка это или портвейн. 
Р.В.: То есть это употреблялось просто для затуманивания мозгов? 
Б.Г.: Да, естественно. Водка или любой другой алкоголь использовались как психотропное средство. 
Р.В.: И когда же ты начал различать напитки? 
Б.Г.: Это началось гораздо позже. Когда простой подсчет суммы денег, которую можно собрать в данный момент, естественно приводил к дешевому портвейну. И наступил достаточно долгий период, когда я, вероятно, пил немало, без системы. Но при этом меня мало интересовало, что я пью. Я продолжал пить уже с абсолютно ясной целью привести себя в определенное состояние. 
Р.В.: В какое? 
Б.Г.: В состояние повышенной радости бытия. 
Р.В.: Как же постоянное выливание столь жестких напитков сосуществовало с музыкой? 
Б.Г.: Элементарно. На любом домашнем концерте после первых 25 минут произносилась фраза типа: "Ну хватит, пора уже и честь знать". Выпивался стакан портвейна, и после этого концерт шел легко и непринужденно. 
Р.В.: Это был именно портвейн? 
Б.Г.: Да, потому что водка для концерта слишком крепка и имеет мало смысла, а портвейн в то время шел идеально вместе с концертом. 
Р.В.: А ты бы мог сейчас пить портвейн так же, как раньше? 
Б.Г.: Нет, сейчас он меня совершенно не интересует. Вернее, меня не интересует то состояние, в которое попадаешь, выпив портвейн. 
Р.В.: А когда же в твоей жизни появились вина? Возможность выбора напитков? 
Б.Г.: Для этого нам придется описать сначала третий этап, который начался конкретно, красиво и культурно. Мне в руки попала книга Владимира Шинкарева "Максим и Федор" , которая тогда еще ходила перепечатанная. Я почитал ее на трезвую голову и подумал: ну еще одна очередная самиздатовская книжка, довольно милая, писал ее человек небесталанный. И отставил ее в сторону. Но что-то мне запало в душу, и, когда ко мне пришел в гости году в 81-м, 82-м тогда еще журналист и мой близкий приятель, специалист по современному рок-н-роллу Саша Старцев, последовал стакан-другой портвейна, меня что-то вдохновило, и я подумал, что отдельные удачные стихи из этой книги я с удовольствием прочитал бы ему, потому что они, похоже, совпадают с настроением, которое вызывает легкое выливание портвейна. Я успел ему прочитать приблизительно около двух страниц, после чего Саша посерьезнел лицом и сказал: "Подожди немного, у меня есть 3 рубля, я сейчас схвачу тачку, доеду до дома, - а жил он на другом конце города, - там у меня есть 1,5 литра спирта, я привезу и ты дочитаешь". После этого начался период, который продолжался достаточно долго. 
Р.В.: И что это был за спирт? 
Б.Г.: Спирт из морилки для дерева. Он перегонял ее 4 или 5 раз и очищал так, что ее вполне можно было пить. То есть получался чистый спирт. Так что автором третьего этапа пьянства в моей жизни стал Владимир Шинкарев. И весь этот этап характеризовался тем, что я, выпив, начинал, часто по крайней мере, читать собравшимся друзьям произведения Шинкарева. 
Р.В.: То есть начался со спирта? 
Б.Г.: Да, но это было чисто случайно. Мы пили все что угодно. И только на четвертом этапе я стал разбирать, что, как и когда пью. Четвертый этап начался, собственно говоря, с города Нью-Йорка. 
Р.В.: Это был период записи пластинки "Radio Silence"? 
Б.Г.: Да, он самый. Я уже начал к тому времени разбираться в сортах виски, у меня впервые появилась возможность сознательно брать чистые ингредиенты и смешивать их в удивительные по силе воздействия смеси. 
Р.В.: Проще говоря, коктейли? 
Б.Г.: Нет, это были не коктейли. Сначала пьешь одно, потом другое, потом третье, потом четвертое, потом пятое и шестое... и при удачной смеси, при удачном чередовании ты оказываешься трезвым, но очень навеселе. 
Р.В.: А какая смесь тогда была тобой наиболее употребляема? 
Б.Г.: Определенной смеси не было. Смесь делается только по интуиции, когда твой организм говорит, что теперь, после текилы, виски , пива и, скажем, джина с тоником, самое время выпить немного саке, а потом перейти опять на виски, только другого сорта. 
Р.В.: То есть напрочь отметается та конструкция, когда нельзя пить, например, слабое после крепкого? 
Б.Г.: Настоящие профессионалы действуют только по интуиции. Каждый напиток имеет определенный характер. И напиток, выпиваемый после предыдущего, должен уравновесить его и всю остальную смесь. Тогда все тяжелые компоненты опускаются и саморастворяются, а легкие продолжают действовать на организм. Вот тут нужна только интуиция и ничего больше. А она вырабатывается, к сожалению, долгими годами употребления алкоголя, что, как правило, вредно влияет на организм. 
Р.В.: Как ты с этим борешься? 
Б.Г.: А я не борюсь, потому что на мой организм это не влияет. Так мне говорят. Я сам могу испытывать неудобство по поводу того, что слишком много выпил одного вина, другого... 
Р.В.: А с чем, по-твоему, связано, что на одних это действительно сильно действует (то есть даже может вызвать какие-то негативные последствия), а с другими вроде бы все в порядке? 
Б.Г.: Это зависит только от концентрации сознания, когда ты пьешь для того, чтобы что-то сделать. Положительное. А не просто тащишься от содержимого бутылки. 
Р.В.: Я знаю, что ты знаток вин. Скажем, можешь определить, какого оно года, перестояло ли, может быть, на солнце... По каким признакам? 
Б.Г.: Я действительно иногда могу определить год вина, но это опять же чисто интуитивно. 
Р.В.: Но это как-то зависит от количества выпитых тобой вин? 
Б.Г.: Да, от количества, которое перерастает в определенного рода уверенность в том, что я пью. 
Р.В.: А какое вино ты больше любишь? 
Б.Г.: Такого понятия на самом деле не существует, Наталья. Потому что, когда ты знаешь, что любишь какое-то определенное вино ты пьешь только его. Но настоящий любитель должен реагировать на то, что его организму нужно сейчас. От чего будет больше толка. 
Р.В.: Но предсказать тебя в этом плане практически невозможно. 
Б.Г.: Да. Это зависит от того, как идет день, что происходит вокруг... 
Р.В.: А ты можешь выпивать и что-то делать параллельно?.. Что-то серьезное?.. 
Б.Г.: Одно я могу сказать, и ты это знаешь хорошо: я никогда не пью перед концертом. Я это делал, наверное, пять или шесть раз в жизни как эксперимент. Мне было интересно, что может из этого получиться. Получалось не так плохо, как я думал, но мне приходилось преодолевать алкоголь, чтобы опять собраться в острие иглы. Без алкоголя это гораздо легче сделать. 
Р.В.: Хорошо, давай поговорим о закусках. Что ты предпочитаешь есть из ресторанных блюд? Вот ты приходишь в ресторан и что заказываешь? 
Б.Г.: Я иду есть или я иду пить? 
Р.В.: Если ты идешь есть, то есть выпивка просто может прилагаться. 
Б.Г.: Существует русская кухня: водка с любой закуской. Существует, например, итальянская кухня... Кстати, существуют три классических очень хороших итальянских вина - Брунелло ди монтальчино... 
Р.В.: Что оно собой представляет? 
Б.Г.: Красное сухое вино. 
Р.В.: Без всяких специфических привкусов? Просто вино? 
Б.Г.: Ну, не просто... Есть тяжелее, но убойное вино Бароло и чуть-чуть легче, но такого же класса. Оно называется Барбареско. Вот Брунелло из них самое лучшее. Существуют, конечно, более тайные вина... итальянские - все они действуют на психику разлагающе, вводят человека в туман приятного отношения к жизни, что очень опасно. Надо уравновешивать питие хороших итальянских вин, перемежать их с некоторыми другими вещами. Но это уже, к сожалению, мои секреты, я не могу ими делиться. И потом, мало ли, как говорится, что немцу - смерть, русскому, сама знаешь... 
Р.В.: Хорошо, а что ты можешь сказать о французских винах? 
Б.Г.: Французские вина гораздо более изысканные. Нет, я не хочу сказать ничего плохого про итальянские, но хорошие французские вина не вносят такого флера-комфорта, то есть ты остаешься молодым, голодным и все остальное. 
Р.В.: А ты можешь определить, какое вино в моем бокале? 
Б.Г.: Попробую. (Пробует.) Безусловно, итальянское, и, по-моему, это все-таки не Бароло. Или оно совсем выдохлось. Года примерно 93-го или 94-го. В нем есть такая замысловатость... Неплохое вино. 
Р.В.: Существует ли какой-то способ определения вин? 
Б.Г.: Нет. 
Р.В.: Так что же ты все-таки предпочитаешь есть в ресторане? 
Б.Г.: Если это закуска к вину, то, конечно, сыр. Например, пармажано (то, что по-русски называется пармезан), и не нарезанный, а кусочками. Кусочками, говорят, лучше. К французским винам... даже закуски не надо. А так, виноград с сыром - самое лучшее. А если я пришел просто поесть, то ем все что угодно. 
Р.В.: Как-то ты мне говорил, что все, кроме свинины и чеснока... 
Б.Г.: Ну лучше, конечно, не есть свинины и чеснока, если этого не требует организм на сегодняшний день. 
Р.В.: Почему именно эти компоненты? 
Б.Г.: Они считаются у нас разрушающими. 
Р.В.: У вас - это у буддистов? 
Б.Г.: Да. 
Р.В.: А говорят, чеснок отпугивает нечистую силу... 
Б.Г.: Чеснок отпугивает определенные инфекционные и неинфекционные заболевания. Еще действует как удар в печень и чуть-чуть разрушает способность тонко воспринимать некоторые веши. А вообще я мало ем... 
Р.В.: В каком смысле - в ресторанах? Или в принципе ешь мало? 
Б.Г.: Да нет, просто для меня еда существует как что-то, что можно быстро съесть, чтоб это больше не мешало. 
Р.В.: Чтобы чувство голода не мешало всему остальному, возможности что-то делать?.. 
Б.Г.: Возможности выпить. (Смеется.) 
Р.В.: Ладно, когда я тебе сегодня днем сказала, что ты хорошо выглядишь, даже помолодел, ты мне рассказал, почему... Повтори, пожалуйста, этот "рецепт молодости". 
Б.Г.: Да... Просто накануне (был день рождения Ирины, жены Гребенщикова.) мы пили следующие напитки: Дом Периньон 90-го года, рюмка водки вместе со свежей картошкой и селедкой, но не больше рюмки, просто для того, чтобы оживить рецепторы. Потом бокал Сан Эмильон Гран Крю - вино, которое очень любил Пастернак, еще вчера мы пили пиво "Старая мельница". Затем следует еще одна рюмка водки и приблизительно около двух бокалов Доми Док, также пили Ламот Сисак - года 92-го, 93-го. 
Р.В.: Извини, перебью. А названия ты сразу запомнил? 
Б.Г.: Нет, раза с третьего. Так вот, а потом все эти напитки укомплектовываются какой-то закуской. Думаю, что была еще водка и, может быть, рюмка какого-нибудь коньяку. А потом переходишь на убойную прямую диету из виски Гранде и водки. 
Р.В.: И просыпаешься абсолютно молодым, здоровым и красивым. 
Б.Г.: Да, просыпаешься молодым, здоровым и красивым. Но я не всем могу порекомендовать такую диету. 
Р.В.: А какую диету ты можешь порекомендовать? 
Б.Г.: У меня есть замечательный друг, один из компьютерных гениев Соединенных Штатов, - двухметровый индеец по имени Боб. Он не знаток вин. Очень интеллигентный человек, следует по стопам изобретателя Тесла, который вызывал такие молнии... Специалисты знают. И один раз я просто задумался о том, как сделать так, чтобы человек по комплекции в четыре раза больше меня, и ростом, и объемом, и, соответственно, способностью к употреблению алкоголя, так вот как сделать так, чтобы я сравнялся с ним, чтобы я не упал раньше него, потому что я тогда был молодым и зеленым. Он должен был пить то, что пью я. И я добился своего - к 11 часам вечера он упал. Пошел на поводу у меня как у русского друга, при этом совершая вещи, которые ему, как индейцу, интуиция должна была подсказывать, что совершать нельзя. А меня подхватил появившийся тут же мой приятель Фред, и мы пошли пить дальше. Диета состояла из сложного сочетания виски, саке, чистого джина (без тоника), думаю, что водки и скорее всего еще текилы. Действием этой диеты я был потрясен...

Ссылки по теме "Удивительный Мир Крепких Напитков":
http://www.aquarium.ru/misc/drink.html  
/MESTA/spravka/francuzskie_vina.htm
/MESTA/spravka/shampanskoe.htm
/MESTA/spravka/whiskies.htm 

Фото: К@либри

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

29 июня 20001, г. Ленинград, клуб "Спартак"
Концерт-акция "АКВАРИУМ - ателье искусств"

From: Nafanya <nafin@yandex.ru>
To: Аквариум ВНЕ <http://aquariumweb.org>
Sent: Friday, June 30, 2001 8:41 AM
Subject: "Ателье искусств"


Концерт проходил в клубе "Спартак" и начаться должен был в 19.00, но как всегда запоздал. Зал поначалу был заполнен едва наполовину, однако постепенно народ подтянулся. На сцене появился Джордж Гуницкий, напомнил собравшимся о причине данной "акции", и объявил группу "Троп" с Трощенковым. Честно говоря, особого впечатления они не произвели, так же как и следующая группа "Слон в темноте". Люди вокруг лениво покуривали и переговаривались. Небольшое оживление произошло лишь во время исполнения дюшиной песни "Поезд". После этого Джордж объявил о наступлении "одной из кульминаций концерта", и на сцену вышел БГ с гитарой. Одет он был также как и на концерте 21 июня, только без шарфа. Пошутив немного о том, что раньше подобные мероприятия назывались просто концертами, а никаких акций и в помине не было, БГ пообещал играть песни которые он не играл "очень давно". Этому заявлению никто особо не поверил. А зря... 
Привожу список песен:
"Сталь"
"Иванов"(!)
"Моей звезде"
"Встань у реки" (!!)
Что-то из Дилана 
"Железнодорожная вода" (!!!) Не думала, что когда-нибудь услышу эту песню на концерте...
"Перекресток" (слов почти никто не знал) 
"Мне кажется, что это ты" (Не совсем понятно зачем сыграна, но в акустике звучит ничуть не хуже!)
"Чай"
Во время исполнения фаны вели себя очень тихо (иначе ничего не услышишь), сопровождая одобрительным ревом узнавания начало каждой песни (особенно "Железнодорожную воду") и не менее громкими криками окончание оной. Вообще осталось ощущение совершенно фантастическое. Кажется, я уже тогда поняла, что присутствую на историческом событии(ну где еще можно услышать "Железнодорожную воду" в авторском исполнении под акустическую гитару и губную гармошку...?) После ухода БГ со сцены 2/3 зала просто исчезли. "Вермишелей" (без Гаккеля на этот раз) игравших потом, я уже просто не восприняла и сидела на скамеечке поодаль. Успела пролистать только что вышедшую книгу Дюши, которая прилагалась к билету "История Аквариума. Книга флейтиста". Замечательное издание, с редкими фотками и воспоминаниями.
Завершал концерт Александр Ляпин, великолепно сыгравший 7 или 8 вещей. Строго говоря, с него нужно было начинать концерт, потому что если когда публика и начала двигаться и пританцовывать, так это только тогда. Усидеть действительно было нельзя (чтобы ТАК играли на гитаре, закинутой за голову - я о таком только читала!)
А вообще-то все было здорово! Дюше, мне кажется, понравилось бы...

 

From: Агенство InterMedia <www.intermedia.ru>
To: RBCmp3.com
Sent: Friday, June 30, 2001 8:41 AM
Subject: "РОК В ПИТЕРЕ БЕЗ ЛАЖИ НЕ БЫВАЕТ..."

Концерт-проект под названием "Аквариум - ателье искусств", посвященный памяти Дюши Романова, бывшего флейтиста группы, состоялся в клубе "Спартак" (Санкт-Петербург) 29 июня, в день годовщины смерти музыканта. Память Дюши почтили в этот вечер Петр Трощенков со своим проектом "Троп", группа "Слон в
темноте" (при участии Петра Трощенкова на ударных), "Вермишель оркестра" (проект Сергея Щуракова), Александр Ляпин и Борис Борисович Гребенщиков собственной персоной. Аншлага не получилось - сказался недостаток рекламы.
Но зрители впервые за историю "Спартака" не стремились попасть на концерт на халяву, так как к каждому купленному билету прилагалась книга Дюши Романова "История Аквариума. Книга флейтиста". Помимо взгляда флейтиста на жизнь
внутри группы, в издании представлены редкие фотографии и высказывания музыкантов, критиков и друзей Дюши в его память (своего рода эпитафии). Книга, вышедшая тиражом в 5.000 экземпляров, большая часть которого была
распродана на концерте, в продажу, вероятно, не поступит и обещает стать библиографической редкостью. В зале во время концерта царила тусовочная атмосфера, которой славится клуб: зрители бродили с пивом, общались, изредка
поглядывая в сторону музыкантов. Только появление БГ заставило их на время подтянуться к сцене, но и акустика Гребенщикова при всем его старании придать мероприятию более торжественный или трагический оттенок потонула в
веселом гомоне. Борис Борисович исполнил несколько песен, которые, как он сам объяснил, знал или пел Дюша. Начало и конец любой композиции публика приветствовала неистовыми аплодисментами (отрываясь от пива и разговоров), будто исполняла какой-то ритуал. Выступление Гребенщикова Джордж Гуницкий, автор многих текстов "Аквариума", выполнявший на концерте роль конферансье, назвал кульминацией, но публика осталась в недоумении, почему кульминация состоялась в середине, а не в конце концерта. Но, как обмолвился Гуницкий, "рок в Питере без лажи не бывает". "Вермишель оркестра", сменившие БГ на сцене, исполнили инструментальные композиции с альбомов "Анабазис" (1998) и "Византия" (1999), строго чередуя медленные и быстрые ритмы. Пока очередные музыканты настраивались, перед сценой происходила передислокация поклонников. Концерт закончился выступлением Александра Ляпина, бывшего одноклассника и коллеги Романова, который сказал, что в этот вечер он и его
музыканты отказываются от рок-н-ролльного веселья и исполнят блюз. Предполагалось, что концерт будет остановлен в 23 часа 20 минут, в момент смерти Дюши Романова, но музыканты отыграли быстро и, уходя, увлекли за
собой часть публики. Так что к этому времени в зале остались только поклонники Ляпина, да и те были не к месту веселы.

ДЕЛА МИНУВШИЕ

Статья из газеты "Вечерний Бишкек"

Сэры, дайте “ля”!
Это была последняя фраза Гребенщикова перед тем, как начать концерт. Кто–то пришел услышать его со сцены, потому что “когда–то научился читать книги благодаря ему”. Кто–то все–таки решил досмотреть рекламу и увидеть, ударит ли Гребень молотком по своим гениталиям. Но всем вместе в общем было даже хорошо. И пусть тексты новых песен никто не расслышал (помешало качество звука), зато старые — напомнили, как роскошно можно перемывать косточки непутевому миру. “На кой мне хрен ваш город золотой”, — так думает теперь до неприличия откровенный БГ.

CD и сиди
Ганс Христиан Андерсен вряд ли догадывался о том, что его сказка про волшебный горшочек, издающий кухонные запахи, когда–то сыграет роковую роль на концерте “Аквариума”. Все, кто в субботу без газа, на электроплитках, готовил ужин у себя в квартирах, постарались снизить напряжение концертных вольт со 220 до 170. Обесточенная техника отключала живой звук, в зале и за сценой нервничали. Подпирала публика следующего местного шоу. Но, несмотря на закулисные истерики, Гребенщиков исполнил все намеченные песни. На вопрос: “Как прошел концерт?” он ответил, что пел для одного человека в зале, “нашел его глаза и следил только за его реакцией”. Кстати, этого человека в городе знают — ведущий “Джинс–клуба” Владимир Петухов.

“Роллинг”
Старого “Аквариума” на концерте было мало. Только двое из группы начинали в первом составе. Остальные в дальнейшем менялись постоянно. Вообще “охота к переменам” — самая прилюдная страсть БГ. Женщин меняет просто “потому что”. Смотрит на них и “хочет”, но при этом ничего не делает. Каждые десять минут путает ответы на любые вопросы. “Вы пишете стихи без песен?”—спрашиваю. “Да”. Потом догоняет и говорит: “Нет”. Он и имидж меняет “вроде первый раз замужем”. Приехал с какой–то странной бородкой, которая начисто отбила всю красоту гребенщиковских песен. Для таких, как он, есть только одно определение: “Роллинг”. Живет — будто не знает, что наступит завтра. Кстати, перед концертами он и распевается только неопределенной тяжести роком “Роллинг стоунз”.

Радистка Кэт
Если кому–то приспичит произвести впечатление на БГ, советуем вначале изучить азбуку Морзе или что–нибудь еще покруче. Стоит всего лишь отгадать, расшифровать источник его образов, и тут же станешь для него интересным собеседником. И окажется, к примеру, что “двери травы” — вовсе не сюрреалистический поток его сознания, а вычитанная из книжек японская поэтика. Э–ле–мен–тар–но! Все гребенщиковские элитные вещи — это “тексты в виде трупов”. “Не хило,—как он сам про себя сочинил, — быть духовным, когда в голове одни кресты”. Черт его знает! Но БГ даже не стесняется плагиата. “Не важно кто, где и когда сказал слово, — заявляет он любопытным, — важно, что я сделал из него гипертекст”. 

“Аллах акбар”
На самом деле кое–чего в жизни он все–таки стесняется. Например, когда–то млел и благоговел перед Булатом Окуджавой. Похожего он больше не помнит. Может, оттого, что любит гашиш, или потому, что ему самому “того сто лет не надо”. “А я не буду объяснять, почему Будда, прохаживаясь по Голгофе, кричит: “Аллах акбар”. Тем, кому здесь это не ясно, лучше собрать вещи и отправляться в северные широты”. Так, порой путаясь в потоке своего сознания, рассуждает идол о политике... без политики, чем, собственно, и радует своих поклонников. 
Представитель “тихого и скромного” спонсора концерта “Аквариума” — “Кумтор оперейтинг компани” — сказала после выступления группы удивительную вещь, за которую БГ хочется все простить: “Я люблю свой город за то, что он полным залом встретил Гребенщикова. Можно быть спокойными за свою пенсию, когда молодое поколение слушает умные песни”. Вот так–то, сэры...

С.ЛОКТЕВА.

ЗВУКОЗАПИСЬ

Концерт в БКЗ "Октябрьский" 22 ноября 1995
Концерт представляет собой наиболее полную live-версию альбома Навигатор, в отличие от всех существующих (Сезон для змей, Центр Циклона). Это также одна из последних концертных записей с Титовым и Вихоревым - после Нового года они ушли из группы, и только в апреле 1996 на концертах в ГЦКЗ "Россия" появились новые басист и ударник. Запись с пульта.

Альбом Визит В Москву

ПЕСНИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ

 23.07.01 ...tell me - love is real... (259 kb)
Концерт в Горбушке. 26 сентября 1996.
Это был как-бы куплет из "Вавилона".

15.07.01 Жили у бабуси - Десять стрел (780 kb)
Сакмаров, Суротдинов и Веселов в арт-подвале "Бродячая собака". 22 июня 2001.

Фрагмент отчета Светы Силаковой.
Полностью читайте в Пустых местах No 151

07.07.01 Что-то хорошее в моем сердце (809 kb) (песня имеет официальное название "Кардиограмма" - прим. СВ)
Концерт в ДК Ленсовета. 21 июня 2001.

По заявке Татьяна Нефедовой

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"