Пустые места группы "Аквариум"
170 выпуск, 19 декабря 2001
Лозунг момента:
"Мы станем друзьями; я знаю, что будет потом..."НОВОСТИ
* КОНЦЕРТЫ АКВАРИУМА
18 января, пятница - Нью-Йорк, Irving Plaza
20 января, воскресенье - Чикаго, Northside College
25 января, пятница - Сан Франциско, Herbst Theater
02 февраля, суббота - Ottawa
03 февраля, воскресенье - Toronto
Дальнейшие подробности тура по США и Канаде смотрите на сайте BlissRecords.? 22 февраля - СПб, ДС “Юбилейный”
? 24 февраля - г. Москва, ДС “Лужники”* Концерты ОРКЕСТРА ВЕРМИШЕЛЬ
28 декабря 2001, пятница.
Концерт в клубе ПРОЕКТ О.Г.И. в Москве. Начало в 22:00. Адрес: Потаповский переулок, 8/12 строение 2; (М) Чистые пруды. Телефон: (095) 927-5678.
11 января 2002, пятница.
Концерт в музыкальном клубе МОЛОКО в Санкт-Петербурге. Начало в 20:00. Адрес клуба: Перекупной переулок, 12. Телефон: (812) 274-9467.
26 января 2002, суббота.
Концерт в музыкальном клубе ЗООПАРК в Санкт-Петербурге. Начало выступления в 19:00. Адрес клуба: Александровский парк, 1, (М) Горьковская. Центральный вход в зоопарк (где находится клуб) открыт с 18:30 до 19:30. Телефон: (812) 232-3145.* Культурный центр "Пушкинская 10", Галерея 103 Пушкинская Обсерватория (тел.164-53-53) сообщают о том, что с 15 по 22 декабря в рамках медиа-программы "Кино-Фот" состоится ретроспективный показ фильмов ВИКТОРА ТИХОМИРОВА:
15 декабря – «Андрей Битов. Зелёный чемодан» 2001 г., Центр Скипфильм, Москва
15 декабря – «Зимы не будет» 2001 г.,СДФ. СПб
16 декабря – «Трава и вода» 1992 г., к/с «Ленфильм»
19 декабря – «Над небом голубым» 1995 г., Центр Скипфильм, Москва
20 декабря – «Митьки- революшн» 2000 г., Центр Скипфильм, Москва
20 декабря – «У Митьков.» 2000 г., Центр Скипфильм, Москва
21 декабря – «Ура Флоту!» 2000 г., Центр Скипфильм, Москва
21 декабря – «Полусухариный сад.» 2000 г., Центр Скипфильм, Москва
22 декабря – «Андрей Битов. Зелёный чемодан.» 2001 г., Центр Скипфильм, Москва
22 декабря – «Зимы не будет.» 2001 г., СДФ. СПб
22 декабря – Возможна премьера фильма «Лев Толстой» (с Борисом Гребенщиковым в главной роли), 2001 г., СДФ СПб
В фильмах использована музыка групп: «Аквариум», «АукцЫон», «Волков-трио», «Ночные снайперы», А.Башлачёва и др.
ВИКТОР ТИХОМИРОВ: родился 13 мая 1951 года в Ленинграде; в 1982 году окончил Ленинградское Высшее Художественно-промышленное Училище им. В.И.Мухиной; c 1984 г. участник и один из создателей знаменитой группы «МИТЬКИ» из Санкт-Петербурга; [удожник, литератор, режиссёр, журналист.
Подробности тут. http://www.pushkinskaja-10.spb.ru/news_r.html* МУЗЕЙ НОНКОНФОРМИСТСКОГО ИСКУССТВА (СПб, Пушкинская, 10):
открыт с 15.00 до 19.00, выходной - пн, вт. (тел.164-52-58)
с 4 до 9 января - «ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ МУЗЫКАНТОВ» - вернисаж произведений В.Бутусова, В.Волкова, Гаркуши, Б.Гребенщикова, В.Гайворонского, В.Курылева, А.Лушина, А.Макаревича, С.Лемехова, группы «Оле Луккойе», Н.Пивоваровой, В.Рекшана, А.Романова, Ю.Шевчука, В.Цоя.
Куратор – Николай Медведев.ОБЪЯВЛЕНИЕ
Вниманию коллекционеров!
У вас есть возможность приобрести CD Аквариума "MCI". Компакт-диск выпущен весной этого года к дню рождения Андрея Тропилло" и в свободной продаже не был. Чтобы заказать CD наложенным платежом, нужно сделать заявку по e-mail в свободной форме (с указанием обратного адреса и ФИО). Стоимость CD без учета доставки 300 рублей ($10), количество дисков очень ограничено.
M.C.I. (1984)
Студийный бутлег, вышел по инициативе Тропилло, без ведома БГ. Это сборник забракованных самим "Аквариумом" версий.
Издан на CD 21 марта 2001 года, Санкт-Петербург, Россия. Специальный выпуск посвященный учреждению премии "Золотой Антроп", ATR 99013
Обложка - Оксана Гугис (internet-only)
-30 Марина Колыбельная Золотых лошадей Контрданс Альтернатива Сторож Сергеев Небо становится ближе Песня №2 Сентябрь Платан Coda ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
БАЛЛАДА О КОРОЛЕВСКОЙ ВЕРМИШЕЛИ
Андрей Бурлака
© http://www.rock-n-roll.ruVERMICELLI ORCHESTRA вновь сумели изумить своих слушателей, представив в концертном зале у Финляндского вокзала (14 декабря 2001 г. - прим СВ) свой очередной opus magnum, "Кончерто Гроссо для Вермишели с Оркестром".
Изначально заявленное в названии группы слово "оркестр" предполагало её стремление к симфонизму, созданию многочастных композиций, построенных по законам музыкальной гармонии. С другой стороны, VERMICELLI как группа, действующая, преимущественно, в рок-пространстве, не могла не учитывать,
что её нынешняя публика не настолько готова (и расположена) к восприятию серьёзных сочинений, поэтому всегда строила свою программу на чередовании отдельных пьес, синтезирующих элементы барочной, народной (в том числе, ориентальной), популярной и академической музыки с джазом и арт-роком, по мере возможности, придавая своим программам сонатную форму.
Что же, пришло время сделать следующий шаг - от сонаты к симфонии или концерту. Естественно, автор всей вермишельной музыки Сергей Щураков слегка покривил душой, поскольку сыгранная в этот вечер композиция не вполне соответствует понятию кончерто гроссо (для тех, кто не знает, поясню, что так называли популярную лет триста назад форму ансамблевой музыки, построенную на противопоставлении солиста или группы солистов струнному или струнно-духовому оркестру). Как правило, кончерто гроссо состоит из трёх частей (быстрая, медленная, быстрая), а в качестве солистов используются скрипки и виолончель (вместе концертино), а никак не аккордеон. Впрочем, никто и не ждал, что название концерта будет полностью отвечать его содержанию. Для усиления струнной группы Щураков привлёк т.н. сдвоенный квартет (итого четыре скрипки, два альта и две виолончели), который придал музыке VERMICELLI истинную оркестровую мощь. Интересно, что получится, если двигаясь этим путём, расширить ряды оркестра секцией духовых (причём, желательно, не академического, а, скажем, джазового толка)? Впрочем, всё ещё впереди, а пока VERMICELLI неспешно набирают материал для своего третьего альбома, который, даст Бог, появится на следующий год.
Подводя итоги, следует заметить, что этот опыт можно считать вполне успешным, поскольку Щуракову и его оркестру удалось найти хрупкий баланс между чуть экзотической фактурой и неизбежной эклектикой своего материала и жёсткими рамками гармонии. По крайней мере, собравшаяся публика (а в зале было несколько сотен слушателей, что для VERMICELLI, которая обычно играет в стоместном зале "ЗооПарка") не только принимала концерт весьма доброжелательно, но и проявила, как бы сказали на рок-концерте, полный вруб, реагируя на происходящее там, где надо и так, как надо. Впрочем, способность слушать музыку - как и грубая физическая сила - развивается в процессе неустанных тренировок, так что слушайте - и вы услышите.
Программа выступления:
1 отделение:
Танец стремительной воды, Пако-пако, Хола-холо, Композиция в e-moll, Оркестр королевских пингвинов, Ветер с моря, Композиция в c-dur.
2 отделение (с оркестром):
Танцующий сфинкс, Шантолина, Шонти, Окарина, Сакатека, Византия, Форильен.
Бис:
Ланчьяр (с оркестром), Мария, Хорна, Сакатека (с оркестром).
Струнная группа:
Скрипки: Виктория Велькова, Виталия Пак, Екатерина Маркова, Евгения Жаржавская, Альты: Алевтина Алексеева, Дмитрий Бакун, Виолончели: Илья Карташов, Виктор Кустов.* * *
12 декабря, понедельник - Екатеринбург
Ниже - два "отчета" о концерте Аквариума в Екатеринбурге - женский и мужской ;-) Еще один весьма неплохой "отчет" Дмитрия Пинаева опубликован в Справочнике Павла Северова - рекомендую.
From: Мария Голикова amaryllis@mail.ur.ru
To: Пустые Места varyushkin@sama.ru
Sent: 15 декабря 2001 г. 14:54
Subject: отчётАквариум уже приезжал в Екатеринбург этом году 8 февраля с программой "Территория". В этот раз программа называлась "Небо становится ближе" (кстати, одноимённая песня так и не прозвучала).
Вообще, о концерте говорить сложно - хочется как-то поделиться ощущением любви, которое после него остаётся, но словами это не выразить...
Но - тем не менее - попытаюсь хотя бы что-то рассказать.
Был морозец, над городом смог. И предчувствие чего-то исключительного, которое полностью оправдалось. Это был просто потрясающий концерт!
Перед началом играла красивая музыка. Первое, что обратило на себя внимание - это оформление сцены. Помимо инструментов и аппаратуры, там стояла детская коляска, пылесос (на первом плане), торшер и справа что-то вроде живописного полотна абстрактного характера. Сразу вспомнились рассказы тех, кому доводилось бывать на квартирных концертах... Декорации вызвали большой интерес у публики. А атмосфера была очень домашняя.
Всю первую половину концерта БГ пел сидя. Первая песня была "Дорога 21"! Потом - любимая мною "Из Калинина в Тверь". Дальше - "Я - змея". Сказать, что она гипнотизирует - значит ничего не сказать.
Потом Борис Борисович сообщил: "Мы посмотрели, что играли у вас в прошлый раз, всё было очень правильно и классически, и в этот раз мы решили так ни в коем случае не делать". И запел: "Зачем меня ты надинамил..." :)
Порядок песен точно я не помню, поэтому буду писать вразброс.
Жутко слушать "Немое кино", особенно когда в конце слова: "Двадцать девять лет я озвучивал фильм, но это было немое кино". Очень горький привкус у этой песни.
Настал черёд новых вещей. "500". Зал замер, воздух вибрировал от напряжения. Очень мощная песня. Каждое слово, каждая строка - как выстрелы, каждый в десятку, в одну точку.
После предисловия, сообщающего, что следующая песня была написана недалеко от Екатеринбурга, в городе Кургане, когда из окна автобуса Борис Борисович увидел вывеску, на которой было слово "Оптоед" и просто не смог не обратить внимания на такую замечательную фамилию, последовала "Нога судьбы". Очень красиво и очень смешно. "Брод" - no comments. "Брат Никотин". Тяжёлая вещь по настроению. "... вокруг меня лёд, я смотрю, как все торопятся, хотя никто никуда не идёт..."
Гребенщиков перед следующей песней сказал, что принёс эту песню Козыреву (с Нашего Радио) и спросил: "Как ты думаешь, будет её кто-нибудь крутить на радио?" Козырев подумал и ответил: "Никто не будет, а я буду". Речь шла о совершенно потрясающей, совсем новой песне, называется, кажется, "Растаманы из глубинки". "Мама, на каникулы мы едем на Джамайку..." (за точность цититы не ручаюсь). Восхитительная песня, фантастически весёлая!!! Класс!!! Очень хочется её ещё послушать!!!
"Кардиограмма". "От матерной ругани увяли кусты, это неважно..." - пауза (музыка играет, слов нет). Дальше БГ говорит - ещё раз. Снова тот же музыкальный фрагмент, куплет с начала и наконец-то продолжение песни. О!
Неожиданности продолжались. Одно из самых удивительных мест концерта - ещё одна совсем новая вещь. Гребенщиков сказал, что эта песня - неприличная. "А неприличная она потому, что посвящается нашему перкуссионисту". Песня на проникновенную музыку Вертинского. Поётся тоже проникновенно, местами даже с пафосом. БГ пел её, положив на колено листок с текстом. Могу подтвердить - неприличная и невероятно смешная - мы чуть не умерли от смеха. Надо было видеть выражение лица перкуссиониста во время её исполнения :) После песни последовали взаимные поклоны между автором произведения и тем, кому оно посвящено.
Вообще, набор песен был просто потрясающий - мечта каждого, кто любит Аквариум. "Аделаида" - так красиво, что захватывает дух. Синий свет. Практически видимая и осязаемая энергия. "Серебро Господа моего". Зал тихо подпевает... "Дубровский", "Для тех, кто влюблён", "Чай". Зал хлопает в такт.
"Партизаны Полной Луны" - песня воспринимается совсем не так, как на диске. Очень красивый куплет на эльфийском языке. Особенно приятно было тем, кто любит Толкиена!
Концерт проходил странно - очень долго, песня шла за песней, и никто не уходил за кулисы, и вдруг БГ сказал что-то - я не поняла - и группа стремительно исчезла. Но свет в зале не зажёгся :) Зал взорвался. Первый не выдержал Борис Рубекин - он появился на сцене и стал играть что-то на клавишах. Позже появились остальные. Гребенщиков встал в позе Наполеона, сложив руки на груди, у микрофона, часть музыкантов ушла назад в качестве подпевки, и зазвучала "Подмога". "Жаль, подмога не пришла, подкрепленье не прислали..." Да... Коляску катают туда-сюда под припев... Потом БГ сказал, что некоторые считают эту песню лучшей песней о войне...
"Вперёд, Бодхисаттва"!
"Таможенный блюз" - тут одна губная гармошка чего стоит - и ещё БГ в середине издавал в микрофон неописуемые звуки, вызывавшие ассоциации то с Муму, то с Герасимом; это произведение окончательно добило и без того потрясённых зрителей, но это было ещё не всё...
Крик из зала: "Борис, ты лучший!!!" Ответ: "Я знаю!"
Иногда БГ делал загадочные пассы руками, как волшебник.
Запомнились "Пока несут сакэ", "Рыба", "Не стой на пути". "Сторож Сергеев" (зал смеётся от последней фразы), "Стучаться в двери травы", "Боже, храни полярников", "Солнце в холодной воде". Гребенщиков сказал, что сейчас споёт песню, которую не пел очень давно, и ребята, наверное, не знают, как её играть, но это даже интересно... фантастическая песня "Пески Петербурга". Я не знаю, как сказать об этом... Те, кто бывал хоть раз на концерте, знают, что такое живая энергия от песни.
Начиная с первых песен, на протяжении всего концерта (два с половиной часа!!!) на сцену выходили девушки и буквально засыпали БГ цветами и поцелуями. На БГ было удивительное атласное одеяние с красными манжетами.
Закончилось всё какой-то замечательной вещью на английском. Чувство - абсолютно детский восторг! Потом - аплодисменты, поклоны... "Храни вас Бог! Наш оркестр желает вам спокойной ночи!"
Когда мы вышли на улицу после концерта, увидели, что смог исчез и небо прояснилось. Последнее моё впечатление от этого потрясающего дня - это большая бело-голубая звезда Вега из созвездия Лиры, мерцающая ярче обычного невысоко над горизонтом точно на севере.Некоторая правда о пылесосе, детской коляске и торшере
From: G&A Parachuk 225@umn.ru
To: Пустые Места varyushkin@mail.ru
Sent: 12 декабря 2001 г. 23:41
Subject: о концерте Аквариума в ЕкатеринбургеВечно появляются какие либо обстоятельства, которые препятствуют моему лицезрению концерта “Аквариума”. 8 февраля меня отправили в командировку, лишив удовольствия видеть “Территорию” в Екатеринбурге. Тоже самое чуть не случилось и на этот раз, но перед самым концертом командировку поменяли на простуду с температурой, но раз я оставался в городе, да еще в праздники, естественно не мог пропустить сие мероприятие.
Билет я приобрел еще 1 декабря, шкала цен на билеты колебалась от 300 до 500 рублей. Был рекламный ажиотаж по всем местным каналам: "в преддверии 30 группы", отрывок клипа "Маша и медведь", но под музыку "Этот поезд в огне" и "Под небом голубым". На билете, между делом, была изображена картина "Насыщенная летняя жизнь", только уж очень маленькая.
Когда приехал на концерт, было почти семь вечера. У "Дворца молодежи" было множество народу - видимо, в ожидании запаздывающих друзей, внутри люди небольшими коллективами пили пиво, а из-за закрытых дверей зала соблазнительно пел БГ "Дорогу 21" и чуть позже что то еще на аглицком. В сам зал стали запускать только минут через 15.
Играла кельтская музыка, подобно той что лежит в Пустых Местах в виде вступления к июльскому концерту в Самаре 2001 года. Проверяя звук, бегал туда сюда Гончаров, перед самым началом он появился с бутылкой минеральной воды. Я осмелился пожать ему руку и уяснил для себя: если хочешь автограф, то таскай с собой ручку.
Концерт начался с нормальным запозданием на каких-то 40 минут. Как только на сцену вышли Борис Ру, Сур, БГ, Шар и басист с барабанщиком, выяснилось, что Пустых мест в зале просто нет - люди стояли и в проходах.
Коротко поздоровавшись с залом, начали:
"Дорога 21" – Yes! Волшебные клавиши Бориса младшего и общий ритм, да что там – это только мелодия и слова те же, а так совершенно новая "Дорога".
"Из Калинина в Тверь" – сходна с концертной записью за 2000 год в "Самара, сестра моя".
И видимо в зале песен, то ли не помнили, то ли не знали. Во всяком случае ажиотаж еще не начался.
"Зачем?!" - Если бы я выпускал пластинки, присобачил бы ей название “psihodelmix live version”. Зал признал песню и рукоплескал.
"Я змея" – Звуки восторга, "аплодисменты, переходящие в овацию" :-) По-моему после этой песни Боб сказал, что-то вроде того, что концерт будет менее прилизанным, чем в прошлый раз. А еще в перерыве между песнями на сцену выбежали две девушки с цветами одна подарила их Бобу, а вторая подарила цветы Суру и так смачно поцеловала его, что вызвала восторг у Шара и радость в зале.
Что меня больше всего удивило, так это нахождение - видимо, как декораций - с левого края пылесоса, за клавишной стойкой Бориса детской коляски, а справа от монитора, на котором сидел пол-концерта БГ, стоял советского времени торшер. В центре был "треугольник" с бегущим цветом (светом) и семь ваз с цветами плюс одна корзина - тоже с цветами.
"Немое кино" – как всегда, красиво и завораживающее (Ой! "Как всегда"? ;) - прим. СВ).
"Полярники" – видимо, Аквариум у нас любят, но не слушают, мой сосед, во всяком случае, сказал: "Ух ты, что то новенькое".
"Аделаида" – тоже сказочно, аранжировка схожа с июльским концертом.
"500" – Как сказал во вступление Боб: "Ну, теперь несколько новых песен, эту вы, может быть, слышали". Видимо, в основном, - нет :-)
"Брод" – танцы возле сцены, девушки танцуют одни :-)
"Нога судьбы" – да уже читал, что люди аплодируют, услышав что он сжег офис да еще с бензоколонкой, песня веселит, все хлопают, понимая слова. Все так же и на этом концерте. Наверное, у Павла Северова уже отмечено, но я только на концерте от Боба услышал, что песня ему в голову пришла, когда он в Кургане увидел вывеску "Оптоед" - фамилия произвела на него впечатление :-)
"Растаманы из глубинки" - регги по типу "Вавилона" или "Не стой на пути" со смешными словами. Раньше я ее не слышал. Боб рассказал с прибауткой, что на "Нашем радио" сказали что-то по типу – рискнем запустим в эфир.
"Брат Никотин" – долго мечтал услышать, очень впечатлило.
"Кардиограмма" – трогательно, не знаю как у других, у меня были слезы на глазах.
"Посвящение Шару" – Боб сказал , что придумал ее на днях. Слова забавные про мусульманина Шара в бубне, которому слышен Христос. Подробно слов я не запомнил, но все веселились от души. Шар еще больше расцвел :-) Музыка песни чем то напоминает импровизацию, которую БГ пел в "Настроении Пси", когда злился на Гончарова (...зачем звуковик трогал ручку...)
"Для тех кто влюблен" – просто красиво, удивило отсутствие словосочетания "странные игры", замененное на что-то другое "странное".
"Двери травы" – Бобу надоело сидеть, залу надоело молчать :-)
"Таможенный блюз" - БГ мучает губную гармошку, народ гудит и рукоплещет, я пытаюсь танцевать, не сходя с места.
"Не стой на пути у высоких чувств".
"Серебро господа".
"Саке".
"Дубровский".
Все их знают , все в восторге подпевают.
"Партизаны полной луны” – все пытаюсь запомнить слова на эьфийском, но увы :-)
На бис "Жаль подмога не пришла" - Аквариум пытался закончить на "Партизанах" и уйти, но нет “полночь только вошла во вкус” , да и “как нам вернуться домой” не услышав на бис :-)
Правда мне в этот момент о себе дала знать температура, я засобирался домой. Не знаю , что было после “Подмоги”. Но сам Аквариум появился на бис забавно:
Сначала вышел Борис Ру и минуты три импровизировал на клавишах, потом Шар стал катать по сцене коляску с невозмутимым видом, а уж потом запел Боб. Но я уже засобирался домой. Вышел на улицу, закурил – да действительно - небо становится ближе!
Конечно из за ухода Деда кое что стало не так, нет бэк вокала, нет духовых инструментов, но все равно прелестно :-)
Андрей Парачук (сайт Новая Азбука).ЦИТАТА ПО ПОВОДУ (а повод, смею уверить, очень даже есть)
From: АКВАРИУМ, СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ
"ЧТО-ТО, ЧТО-ТО НЕ ТАК!"
ИНТЕРВЬЮ С МИХАИЛОМ "ФAHOM" ВАСИЛЬЕВЫММихаил был убийственно элегантен. Оттенки цвета беж, плавно меняя тон, изменялись от замшевых ботинок через вельветовые брюки и шерстяной джемпер до более коричневатой рубашки.
Я не удержался:
- ЭТО ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ?
- Нет. Я не всегда ношу тот цвет, который я люблю больше всего.
- А КАКОЙ ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ?
- Красный, желтый, зеленый.
- ТЕБЕ МОГЛА БЫ ПОНРАВИТЬСЯ ДЕВУШКА С ЗЕЛЕНЫМИ ВОЛОСАМИ?
- Могла бы (Михаил был немногословен).
- ЕЙ НУЖНО БЫЛО БЫ ЧТО-ТО ЕЩЕ ИЛИ ЭТОГО ВПОЛНЕ ХВАТИЛО БЫ?
- Нужно. Например, "Роллс-ройс".
- ЭТО ТВОЯ ЛЮБИМАЯ МАРКА МАШИНЫ?
- Я предпочитаю "Порше".
- А КАКОВА МАРКА ТВОЕЙ МАШИНЫ?
- "Жигули". Шестая модель.
- ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ "ПОРШЕ"?
- А в "Порше" понта больше. Кроме того, не надо ремонтировать.- Мы дружно похихикали, тут пришел Майк (а дело происходило у него на кухне), - Михаил зашел обсудить с ним репетиционные дела, - так вот, пришел Майк и принес нам сухого вина. Пока мы его открывали, пока разливали, пока я ломал зажигалку Фана, пытаясь прикурить (потом оказалось, что это очень просто), разговор перешел на музыкально-роковые темы.
- ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ИГРА В "ЗООПАРКЕ" ОТ ИГРЫ В "АКВАРИУМЕ"?
- Более узкие формы, АКВАРИУМ всегда искал различные формы, они менялись, на каждый момент времени было несколько таких форм, ЗООПАРК четче придерживается какого-то одного стиля. Нюансы здесь тоньше, и это очень интересно.
- КАКОЙ ИЗ ВАРИАНТОВ "АКВАРИУМА" ТЕБЕ НРАВИЛСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
- Акустический. А играть приятней было в электрическом.
- ЧЕМ?
- Чем в акустическом.
- НЕТ, ЧЕМ ПРИЯТНЕЙ?
- Веселей.
- С ЧЕГО У ТЕБЯ НАЧАЛАСЬ РОК-МУЗЫКА?
- Первая группа, в которой я играл, называлась ФРАКЦИЯ ПСИХОДЕЛИИ. Играли мы, как явствует из названия, Заппу, Хендрикса, а в качестве компромиссных вариантов выступали ДОРЗ и Клэптон.
- ТАМ ТЫ Т0ЖЕ ИГРАЛ НА БАСУ?
- Я играл на гитаре вначале.
- КАК ТЫ ВЗЯЛСЯ ЗА БАС?
- Меня привлек тот инструмент, в котором больше ритмической основы; мне это более близко - по природе, наверное.
- ТЫ ИГРАЛ С РАЗНЫМИ БАРАБАНЩИКАМИ. С КЕМ ИНТЕРЕСНЕЕ ВСЕГО?
- Больше всего мне нравится Женя Губерман. Для него это - жизнь. Ну, а в более прикладном смысле - он очень хорошо слышит музыку в целом - не только то, что играет бас-гитара, но и всех остальных.
- НАВЕРНОЕ, ТЫ, ПО ЛЕНИНГРАДУ, БАСИСТ, У КОТОРОГО БОЛЬШЕ ВСЕГО ЗАПИСЕЙ - С "АКВАРИУМОМ", С "КИНО", С "ЗООПАРКОМ". КАКИЕ ЗАПИСИ ТЫ БЫ ОТМЕТИЛ ?
- Ну, насчет количества записей мне трудно судить, я не считал. Наверное, "Притчи Графа Диффузора" - потому, что все это было внове, никакой аппаратуры, никаких обязательств ни перед кем. Все абсолютно честно. Затем - "Все Братья - Сестры" - эта запись неотделима от того лета, когда она была сделана. Никакого напряжения, просто часть жизни. Очень искренне. Ну, а дальше... "Синий альбом", например, более спонтанная запись. Следующие альбомы все отличались друг от друга, и это трудно объяснять, тем более так, с ходу.
- НА "ТАБУ" ТЫ ИГРАЛ?
- Да. На "Пепле", на "Сегодня ночью", еще на чем-то...
- ТВОИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С АЛЕКСАНДРОМ ТИТОВЫМ?
- Наши отношения можно назвать дружескими, а в музыкальном плане наши отношения пока еще не сложились, в том смысле, что их нет.
- В ЧЕМ ПРИЧИНЫ ТВОЕГО УХОДА ИЗ "АКВАРИУМА"?
- Душа каждого человека представляет собой не единое целое, а состоит из, можно так сказать, частей; и вот в каждый конкретный момент времени какая-то часть берет верх. То, что взяло верх у меня год назад, можно назвать... и это будет ближе всего... словом "эгоизм". Я связываю с этим мое отсутствие на сцене. Если же говорить об АКВАРИУМЕ вообще, то это - не только музыка, а, как принято говорить, образ жизни; и та часть, которая не связана с музыкой и текстами, всегда со мной, потому что я тоже часть того, что было. Когда я слушаю сейчас "День серебра", мне кажется, что там "что-то, что-то не так".
- КАКАЯ ИЗ ЗАПИСЕЙ "АКВАРИУМА" У ТЕБЯ САМАЯ ЛЮБИМАЯ?.
- "Электричество", студийная часть. А то, что сыграл я - "Где ты теперь".
- А КАК НАСЧЕТ КОНЦЕРТНОЙ ЧАСТИ?
- Никак. Там ничего не слышно. Кстати, чем забавно воспоминание о Гори - там все происходило в борцовском цирке. Сооружение было круглое и сделано из дерева. Звук закручивался по немыслимой спирали, прилетал и улетал, когда ему хотелось.
- КАКОЙ ИЗ КОНЦЕРТОВ "АКВАРИУМА" ТЕБЕ ЗАПОМНИЛСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
- Я не то, чтобы вспомнить, даже придумать не могу. Хотя... Хороший был концерт с Валей Пономаревой в Москве.
- АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОК-КЛУБЕ ?
- Мне больше всего нравится возможность создать интересную программу на фестиваль, такую, чтобы на нем был представлен весь спектр рок-музыки. В этом я вижу свою работу.
- ТО ЕСТЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ РЕШЕНИЙ КАКИХ-ТО ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ ЗА ВИСЯТ ОТ ТЕБЯ?
- Вот ты знаешь, если я принимаю какое-то решение, то десять раз посомневаюсь в нем и проверю сам себя. Я могу ошибаться и всегда стараюсь помнить об этом.
- РАБОТА С "КИНО", КАКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ?
- Тот альбом, в записи которого я участвовал - "45", - в нем не хватало ритмической основы из-за ритм-бокса, и я сделал все от себя зависящее, чтобы звук был ровней.
- А КОНЦЕРТ С "КИНО"?
- Какой концерт?
- ТЫ НЕ ПОМНИШЬ? САМЫЙ ПЕРВЫЙ - В РОК-КЛУБЕ.
- В рок-клубе?
- ПОНЯТНОЕ ДЕЛО. КАКИЕ У ТЕБЯ ДАЛЬНЕЙШИE ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ?
- Ну, перспективы... Человек располагает... А планы - играть в группе ЗООПАРК.
- КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, МОЖЕТ ЛИ МУЗЫКА "ЗООПАРКА" ИЗМЕНИТЬСЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РИТМ-ЭНД-БЛЮЗОВОМУ СТАНДАРТУ?
- Думаю, что да. Мне, например, было бы интересно поиграть в составе 3ООIIAPKА что-то вроде того, что делает Стиви Уондер.
- КОГО БЫ ТЫ НАЗВАЛ ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ГРУПП РОК-КЛУБА?
- ЗООПАРК, АКВАРИУМ, КИНО, СТРАННЫЕ ИГРЫ. Из новых - ТЕЛЕВИЗОР и группу КОФЕ. Мне понравилась их запись, хотя живьем на прослушивании они звучали неудачно.
- В МУЗЫКЕ "АКВАРИУМА" ЕСТЬ И ТВОИ КУСКИ, ЧАСТИ, ТВОЙ ВКЛАД?
- Конечно. Иногда вещь совершенно менялась в процессе репетиций - каждый вносил что-то свое. А из конкретных моментов - инструменталы на "Графе Диффузоре", вступление к "Рок-н-ролл мертв", приджазованная басовая партия к "Глазу". Дело в том, что я никогда специально не запоминал подобные вещи.
- ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ СОЗДАТЬ СОБСТВЕННУЮ ГРУППУ?
- Это очень серьезное и ответственное дело, и я хорошо это знаю. Думаю, что я не готов к этому.
- НО У ТЕБЯ ЕСТЬ СОБСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛ?
- Музыкальный - да, текстовый – нет (если не считать старинной песни "Моя Евангелина").
- ВОЗМОЖНО ЛИ ИСПОЛНЕНИЕ ЕГО В СОСТАВЕ "ЗООПАРКА"?
- Думаю, что да...
Тут Майк появился на кухне с криком: "Михаил, конечно, да! - Только закончи его наконец!" Затем явились Донских, Монозуб, Леонов и, что сделало интервью совершенно невозможным - Болучевский. Под влиянием последнего разговор перескочил на темы, имеющие к рок-музыке очень далекое отношение, и Фан, усмехаясь и демонстрируя скальпельно отглаженную складку на рукаве рубашки (он снял свой джемпер), с успехом принял участие в общей беседе.Взято Алеком Зандером, 18 января 1985 года
"РОКСИ" №8, январь 1985г.* Некоторые подробности о Михаиле Фанштейне тут: /MESTA/spravka/fanshtein.htm
КАК ЭТО БЫЛО
Из Справочного Пособия по АКВАРИУМУ
ДЕНЬ СЕРЕБРА
Концепция альбома вынашивалась в течении 8 месяцев.
БГ: гитара с нейл.стр.-"Пока не начался джаз".
Сева: виолончель - "Электричество", вокал-"Сны".
Дюша: флейта - "Сидя...", вокал-"Сны".
Куссуль: скрипка-"Дело...", "Электричество".
Ляпин: лидер-гитара-"Двигаться дальше".
Бутман: саксофон - "Глаз".
Беренсон: труба - "Иван Бодхидхарма".Обложка: идея БГ, исполнение С.Дебижева. Спираль на обложке - магический знак ацтеков, означает: "вход и выход - одно и то же" (закручивается и не прерываясь выходит обратно). Оформление возникло под влиянием книг Карлоса Кастанеды.
Внизу надпись: "Боящийся в любви несовершенен".
В середине апреля 1995г. фирмой "Триарий" был выпущен CD "День серебра".
Как это ни странно, у истоков "Дня" отчасти стоит композитор Глинка. Знакомый нам тогда кинорежиссер Александр Сокуров предложил нам записать несколько романсов Глинки для своего (неосуществившегося) фильма. Пораженные, мы начали обдумывать невероятную задачу. И - анализируя метод Глинковского сочинения - я был сбит с ног его гармонической свободой. "Ага" - сказал я. Почему ему можно, а нам - нет?
Всю весну мы сидели с Севой у него дома и писали песни. Я приходил с идеей, а он не давал мне успокоиться на самом простом варианте. Естественно, к следующему разу хотелось принести что-нибудь, чем можно было бы Севку поразить; он слушал и не давал мне успокоиться и на этом тоже. В процессе таких качелей оставалось только то, что нравилось - и поэтому запоминалось - нам обоим (само собой в нотах никогда ничего не записывалось). А поскольку музыкальная точка сборки у нас с ним была, приблизительно, в одном месте, то все двигалось в правильную сторону.
В процессе выковывания аранжировок нам потребовался скрипач, и Сева вскоре встретил в Сайгоне Сашу Куссуля. Лучшего кандидата нельзя было и представить себе. (Ходили слухи, что Саша был правнуком Вагнера; не знаю, так ли это, но меня он устраивал значительно больше своего возможного родственника). Работа спорилась, чай лился рекой. Куссуль в это время одновременно учился в консерватории, работал первой скрипкой в оркестре театра Музкомедии и играл по ночам на набережной Невы - но ему как-то хватало энергии и на полновесные репетиции с нами.
Были и другие - лично-мистические - факторы, не дававшие нам успокоиться. Телепатические кони, летающие тарелки (одну мы созерцали прямо с моей крыши), не говоря уже о духе Петра 3, разбойно напавшего на нас в развалинах своего дворца (хотя, с другой стороны, чего мы туда полезли? Это все Тропилло нас затащил).
Может быть, чисто музыкально не все получилось 100% идеально, но эта запись и этот альбом, по моему ощущению, были лучшим Аквариумом 80-х годов. На "Дне" и "Детях Декабря" то, чего мы хотели, было осуществлено.
БГ. Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи
АКВАРИУМ "ДЕНЬ СЕРЕБРА"
БГ, ГАККЕЛЬ, ТИТОВ, РОМАНОВ,
ТРОЩЕНКОВ, ЛЯПИН,
А.БЕРЕНСОН, А.КУССУЛЬ
Красивая простота мелодий. Изощренные аранжировки. Трубы. Скрип. Струнный квартет. Скупая электрогитара. Ни одного танцевального номера. Более прямые тексты. Пролог. Финал. Концепция. Энергия не валит ваттами из колонок, она гораздо глубже.
Таков новый АКВАРИУМ. Не думаю, что его просто воспринимать, не зная предыдущих альбомов. Необходимо ощущать тенденцию движения.
В принципе, давать какие-либо толкования к песням - занятие, не очень меня вдохновляющее. Похоже, у меня не выйдет рецензии в общепринятом понимании. Скорее, это некоторые комментарии к песням. Конечно, каждый волен (и прав в этом) воспринимать их по-своему, а здесь приведены некоторые конкретные соображения.
"Сидя на красивом холме" была написана раньше, чем "Игра наверняка", хотя записана позже. Это, несомненный ключ во всему альбому, пролог, развертка. В более личном плане она могла бы стать, скажем, посвящением некоему музыканту. Флейты там делает Дюша, а Титов играет на безладовом басу.
"Иван Боддхидхарма". Сей образ сложен из трех частей: в дзене, как все уже, наверное, знают, присутствует некий учитель, приходящий с юга и называемый в конкретном воплощении Боддисатвой; дхарма - это из индийских увлечений, ну, а Иван - христианство + перенос всего на русскую почву. В целом же - символ единства людей. Прекрасно сыграл Саша Беренсон (трубы накладками), придавший маршу помпезность а-ля "Сержант".
"Дело мастера Бо". Здесь можно дать сразу несколько толкований: и то, что "Бо" по-китайски - дядюшка, и "дело мастера боится", и то, что "Бо" - это Борис, и, в общем-то, все они будут правильными. Важнейшим же моментом является последняя фраза, обращенная к каждому. Саша Куссуль играет скрипку. Струнные, по словам БГ, всегда вытекали из виолончели, и здесь удалось воплотить возможности этого развития.
"Двигаться дальше". Эта вещь вполне могла бы стать заглавной к альбому. Текст здесь совершенно прямой, исключая пару китайских шарад, естественно, - БГ не может, чтоб все так уж было ясно. Отличные гитары! Ляпин - коротенький повторяющийся проигрыш и два соло, а чтоб услышать гитару Гребенщикова, надо слушать очень внимательно: она на заднем плане и весьма хитра.
"Небо становится ближе" - явная кульминация альбома. Тема смерти вообще присутствует на этом альбоме в большом количестве. Собственно, это - известный хит. Достаточно старая вещь и хорошо сделанная.
"Электричество" - с ним все ясно. Единственное, что можно добавить: "кольцо" здесь - это символика все из того же Толкиена (английского автора фэнтези-трилогии "lords of the - ring") является обозначением власти. Гаккель и Куссуль играют смычковые, Титов дважды - на басу, один раз обычно, второй - наложен сверху, безладовый.
"Сны" - одна из самых красивых песен на альбоме. Основана она на периоде работы АКВАРИУМА с Глинкой, особенно тональные дела, плюс к этому фраза из рассказа Майка (из того же, откуда взята фраза "Марина мне сказала") - "она не знает, что это сны". Попробуйте представить себе, что вам снятся кошмары, и есть некая начальница этих кошмаров, с лестницами, шахтами лифтов, мнящая себя всесильной. Но спящий-то знает, что это сны. Может быть, БГ так себе все и представлял... Для вящей смури в конец пущена обратная запись, а перед ней поют Дюша с Севой.
"Выстрелы с той стороны" - эта вещь задевает всех. Контрапунктом в тексте являются непосредственно сама пальба и танцы под нее. То есть, выстрелы страшны тогда, когда ты их боишься. По -моему мнению, лучшая вещь на "Дне Серебра". Труба - А.Беренсон.
"Пока не начался джаз" - лирика. Само слово "джаз" может быть и отражением нашего времени, и джазом в буквальном смысле, т.е. музыкой вообще. Многозначное понятие. А для кого-то это будет прямым кодовым сигналом к чувству. На гитаре использованы нейлоновые струны.
"Моя смерть" - понимание того, что да, есть такая женщина (некоторая чувственная окраска, замечаете?), которая ждет нас где-то, и, в общем, не так уж страшно, и ты даже знаешь ее, или тебе кажется, что ты ее знаешь. Влияние, естественно, Жака Бреля.
"Колыбельная" - финал. 4 виолончели, 3 флейты, 1 гитара, I голос.
Мое личное ощущение от "ДНЯ СЕРЕБРА" - это глубокое принятие его как альбома. Рок ли это? Думаю, в той же мере, как и Дилан или Донован. Мне кажется, что "ДС" - самый сбалансированный и продуманный альбом у АКВАРИУМ. Вот что говорит сам БГ по этому поводу: - Это именно то, что хотелось сделать. Этот звук - то, к чему мы стремились, наверное, с самого начала. Это - третий альбом, которым я окончательно доволен после "Треугольника" и "Радио Африки". "День Серебра" для меня сейчас, как член семьи, - пришел в дом и живет там".
Во втором варианте альбома БГ поменял местами несколько песен и добавил ударный номер "Глаз", знакомый нам еще с 83-го года. От этого альбом обрел более роковый характер, хотя "Глаз" сделан много легче, чем на концерте, но, к счастью, без больших потерь в эмоциональном плане. Все теперь хором говорят, что именно его-то и не хватало. Странно, почему никто не заметил этого раньше? Мы так верим БГ...Алек Зандер
"РОКСИ" №8, январь 1985г.Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"