Новости
и слухи
Цитата по
поводу
Глазами
очевидцев
Справка
Редкая
пластинка
Как это было
Акции
Книжная полка
Я знаю
места
Календарь
Полная Дискография
Другая Музыка
Гостевая
книга
Архив рассылки
|
Михаил Файнштейн-Васильев (ФАН)
Percussion,
бас-гитара (до 1983), слайд.
Первый профессиональный музыкант Аквариума (с
1973), ранее играл в группе "Фракция
Психоделика". Был встречен в метро и выделен по
племенному признаку - у БГ в руках была
пластинка Moody Blues, у Михаила - John Mayall (или наоборот).
С 1983 года играл с Майком, позже - снова с
Аквариумом - на percussion. Еще позже стал заодно и
менеджером группы.
С 1991 года играет в "Трилистнике".
Выпустил первый сборник текстов БГ - "Дело
Мастера Бо".
Его квартира на Васильевском острове долго
служила как место симпозиумов группы, что
нередко подвергало опасности его социальный
статус - но симпозиумы продолжались.
* * *
Михаил Борисович Васильев родился 12 сентября 1953 года в
Ленинграде, в семье капитана первого ранга,
впоследствии - одного из начальников курсов
повышения квалификации офицеров флота. Детство
его прошло в престижном доме у крейсера
"Аврора", а затем во дворах Московского
района. За десять лет обучения он сменил такое
количество школ, что принято говорить, что кто не
был его одноклассником, тот был его
собутыльником.
При рождении, кроме имени "Михаил", получил
фамилию Файнштейн, которую был вынужден в
середине семидесятых годов поменять на более
нейтральную фамилию жены (Васильева), чтобы иметь
возможность работать по специальности. Как
воспоминание о его настоящей фамилии осталось
прозвище "Фан", которое, впрочем, некоторые
связывают с английским словом "Fanny". Как и
остальные участники коллектива :), в раннем
возрасте почувствовал вкус к математике и другим
точным наукам, поэтому последние два школьных
года провел специализированной
физико-математической школе. Несмотря на то, что
родители пытались склонить его к морской
карьере, все же выбрал Инженерно-экономический
институт имени Пальмиро Тольятти, где и
учился необходимые пять лет чуть ли не на одни
пятерки, в результате чего и стал системным
программистом.
Параллельно, в 1973 году, познакомился с Борисом
Гребенщиковым. По некоторым сведениям, это
произошло на концерте группы "Фламинго". Но
сам Михаил поддерживает официальную версию, по
которой встреча состоялась в метро, где они
опознали друг друга по конвертам пластинок
"Муди Блюз" и Джона Майла. Борис призвал
Михаила в "Аквариум" на место Эдмунда
Шклярского, оставившего бас-гитару ради
гитары-соло и вскоре группу покинувшего. Михаил
стал на тот момент, пожалуй, самым опытным
музыкантом, поскольку до "Аквариума" уже
играл в группе "Фракция психоделии", правда,
на соло-гитаре. Он принял участие в первом
публичном выходе на сцену "Аквариума" на
свадьбе в ресторане "Трюм" и в записи
второго альбома "Верблюд-Архитектор". В
отличие от Джоржа и других музыкантов,
появившихся позже, театром Горошевского не
увлекся, хотя принимал участие в спектаклях как
музыкант оркестра.
По окончании института отправился на
одиннадцать месяцев рядовым в армию, где, по
легенде, проявил способности художника и оформил
ленинскую комнату. Вернувшись из армии,
продолжил службу в "Аквариуме".
В отличие от других, Михаил трепетно относился к
выбранной специальности, и, хотя сменил не одно
место работы, до 1988 года придерживался карьеры
системного программиста и дорос на последнем
месте работы - Горном институте - до значительной
должности в вычислительном центре. Читал лекции
студентам, а также на курсах повышения
квалификации, имел отдельный кабинет с
кондиционером и более или менее ненормированный
рабочий день, не говоря уж о стабильной зарплате.
Несмотря на это, всегда стремился улучшить свое
благосостояние, а потому одно время был брючным
мастером.
Имея склонность к коммерческой деятельности,
взялся сначала за эфемерную, потом не слишком
благородную работу директора "Аквариума", а
значит - жил под вечным укором: когда все хорошо -
мы молодцы, когда все плохо - виноват директор.
Организовывал какие-то концерты, поездки в
другие города и т.д.
Когда был создан Ленинградский рок-клуб,
Васильев, так же как Гребенщиков и Романов, вошел
вошел в его совет, но продержался там гораздо
дольше и возглавил комиссию по приему в клуб, то
есть прослушивал молодые группы.
После появления Александра Титова на басу,
"Аквариума" Файнштейн не оставил, а взялся
за перкуссию, во всех ее самых непредсказуемых
вариантах.
Всегда стремясь к личной свободе, чуть ли не с
18-ти лет стал жить отдельно от родителей, сменил,
как и другие участники коллектива, массу квартир,
и надолго задержался в огромной комнате огромной
коммуналки на 15-й линии Васильевского острова с
двумя туалетами и чуть ли ни двадцатью соседями,
которая на некоторое время стала алкогольной
штаб-квартирой рок-н-ролла города.
После рок-н-ролльной оттепели в стране занялся
более серьезным менеджментом, устраивал все
большие и малые концерты группы, поездки и т.п.
Вплоть до распада "Аквариума" Михаил так и
остался директором коллектива.
В 1990 году, почувствовав, что одной гастрольной
деятельности недостаточно, и имея много
свободного времени, поскольку сделал выбор двумя
годами раньше между музыкой и компьютерами,
Михаил создал собственную фирму - "Творческое
Товарищество "Сестра" при Ленинградском
комитете литераторов, куда входил Борис
Гребенщиков, ставший художественным
руководителем товарищества. Кроме концертов,
фирма выпустила плакат "Аквариума", а
впоследствии и книгу "Дело мастера Бо". Эта
книга была, можно сказать, персональным делом
Михаила, поскольку именно он много раньше стал
выпускать столь популярные среди фанов
компьютерные распечатки текстов Бориса
Гребенщикова под тем же названием, скрываясь под
псевдонимом "Фан-пресс". Типографское
воплощение этой идею, пожалуй, было одним из
заветных его желаний.
Будучи большим любителем комфорта, первым в
группе стал обладателем качественной аудио и
видео техники, а также с наслаждением управлял
собственным автомобилем "Жигули". :-)
В 1991 году получил мастерскую на Пушкинской улице
в знаменитом художественном доме, где обустроил
свой офис как истинный спартанец: сейф,
письменный стол, телефон и узкая солдатская
койка.
В 1992 году выпустил, также через свою фирму,
известный по магнитозаписям альбом "Десять
Стрел".
Поскольку перкуссия не могла полностью
удовлетворить его жажду играть на музыкальных
инструментах, то несколько раньше, в 1987 году,
вместе с Андреем Романовым основал группу
"Трилистник", где вновь взялся за бас-гитару
(а призаписи даже за гитару акустическую). Стоит
отметить, что в свое время он обучался в
музыкальной школе на фортепиано, и
продолжительное время, став счастливым
обладателем клавиш "Кассио" выполнял роль
клавишника "Аквариума" на электрических
концертах времен 1986 года.
Одновременно Михаил стал и директором вновь
образовавшегося коллектива. Правда, на тот
момент эта должность была еще более эфемерной,
чем звание директора "Аквариума" в конце
семидесятых. Реальная работа и концертная
деятельность "Трилистника" началась уже
после распада "Аквариума".
В связи с "Трилистником" Васильев записывал
музыку к серии спектаклей Н. Серебряковой "Ирландские
сказки" на Ленинградском
телевидении, в которых даже принимал участие как
актер. В 1991 году, войдя во вкус, сыграл одну из
основных ролей в фильме Сергея Дебижева
"Аквариум: мифы и реальность" (последний
вариант рабочего названия "2 Капитана-2").
Будучи не просто дальновидным директором
фирмы, но щедрым человеком и добрым другом, взял
под свое крыло газету "Рокси-экспресс",
выпускаемую Анатолтем Гуницким, впоследствии
финансировал издание вестника
"Арокс и Штер" и
специальной газеты "Майк", посвященной
Михаилу Науменко.
Последнее не случайно, поскольку в середине 80-х
Фан некоторое время играл в "Зоопарке" на
басу и даже принял участие в записи альбома
"Белая Полоса".
Несмотря на всю деловитость и солидность,
продолжает оставаться компанейским человеком,
любит хорошие и плохие алкогольные и
безалкогольные напитки.
В свое время был назван сексуальным символом
"Аквариума" и стремится с честью выполнять
выпавшую на его долю миссию.
По легенде, его любимое изречение: "У мужчины
может быть две цели: или памятник прижизни, или
заработать миллион".
М. Фанина, 1992 год
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
Из "Правдивой
автобиографии Аквариума":
"...В январе 1973 /?/ примкнул смутный знакомый БГ,
басист М. Файнштейн, имевший уже опыт игры в
группе "Психоделическая фракция", где он
играл Ф. Заппу, Хендрикса, "Крим" етс. /
[skip it]
...Но массовое помешательство сценой, увы, не
проходит, и даже БГ, не говоря уже о Джордже и
Дюше, идиотически верит, что театр достигнет
супер-синтеза рока и театра абсурда. Не верит
этому только басист, которому не в чем играть на
басу, и потому он, по своему обыкновению, бегает
за бабами...
[skip it]
...Басист Михаил /Файнштейн/ Васильев - фигура
противоречивая. Самой характерной чертой его
игры на басу является способность полностью
забывать свою басовую партию, даже разученную
самым тщательным образом, через 30 секунд после
выхода с репетиции. Забывать при этом навеки. В
сочетании с полной неинформированностью по
поводу названий вещей и их текстов /он может
играть песню три года и не знать ни ее названия,
ни слов, ни гармонии/, это становится интересным
стилем. Идея его игры сводится к тому, что на
концерте он становится так, чтобы видеть гриф
гитары БГ и по положению пальцев определять,
какой аккорд играется в данную секунду. Вторая
его характерная черта - это то, что он считается
сексуальным символом "Аквариума", многие
дамы верят этому..."
КАК ЭТО БЫЛО
Михаил Файнштейн:
В начале семидесятых хорошей музыки и,
соответственно, хороших пластинок в нашей стране
не было, и поэтому ее привозили те люди, которые
имели возможность выехать за границу. Пластинка
была тогда реальной ценностью для продвинутой
молодежи. Однажды летом я шел по станции метро
«Московская» и у меня была с собой пластинка
группы MOODY BLUES. Навстречу мне шел молодой человек,
такой же волосатый, как я, и у него под мышкой была
пластинка Джона Мейла. И вот мы, не сговариваясь,
остановились друг перед другом, и стало ясно, что
я очень хочу иметь ту пластинку, которая у него, а
он - ту, которая у меня. Практически не
разговаривая, мы пошли к моему приятелю, у
которого была стерео-«Эстония», послушали
пластинки, проверили нет ли на них «песка»,
обменялись. Потом обменялись телефонами, а через
некоторое время выяснилось, что этот молодой
человек - Борис Гребенщиков - хочет создать свою
группу, которая бы исполняла свои песни на
русском языке. Я в то время играл в группе
исключительно «фирменный» репертуар: Френка
Заппу, Джимми Хендрикса... Гребенщиков искал
бас-гитариста, коим являюсь я. Я послушал то, что
он пишет и тут же бросил свою группу ФРАКЦИЯ
ПСИХОДЕЛИИ. С этого момента судьба моя была
надолго связана с АКВАРИУМОМ. Музыкальная жизнь
в те годы была совершенно неотрывной от светской,
духовной жизни. Вообще на аквариумную тему можно
говорить бесконечно, потому что тогда каждый
день представлял из себя произведение искусства.
Некоторое время я был не только музыкантом, но и
менеджером АКВАРИУМА, и в то время, как братки
после концерта оттягивались, мне приходилось
заниматься деловыми вопросами. Вообще, все эти 25
лет были насыщены различными событиями...
[ в раздел "Музыканты"
] [ читать последний выпуск ]
© Сергей Варюшкин
varyushkin@mail.ru
ICQ 7837257 |