Пустые места группы "Аквариум"

 184-й выпуск, 3 апреля 2002

КОНЦЕРТЫ АКВАРИУМА

4.04 - Самара, КРЦ Звезда (заказать билеты)
5.04 - Москва, ДК МАИ, билеты - 400 руб
7.04 - Краснодар
8.04 - Ростов-на-Дону
9.04 - Таганрог
19.04 - Киев
21.04 - Витебск
23.04 - Минск
25.04 - Калининград

В гастрольных планах: Прибалтика (начало мая), США (июнь). И еще промелькнули слухи о концертах в каких-то клубах Санкт-Петербурга - тоже в начале мая.
Однако, минимум 10 концертов в апреле. Не припоминаю, а кто это заявлял о прекращении концертной деятельности в прошлом июне? Наверное, тот, кто теперь обещает концертный альбом вдогонку к "Сестре Хаос"... :))

Но дальше - больше. По нелегальным каналам удалось добыть отчет :) о предстоящем туре в США - читайте ниже.

НОВОСТИ

* На www.aquarium.ru очередное поплнение в разделе "Дружественная музыка" - еще один альбом, "стоящий внимания". Это альбом "Penguin Cafe Orchestra", выпущенный одноименно группой в 1981 году. Всезнайский справочник allmusic.com (рекомендую!) говорит, что The Penguin Cafe Orchestra creates dreamlike music. It is beautiful, yet illogical, unpredictable, and often bizarre.

* Новости чартов. Песня АКВАРИУМА "Брод" в хит-параде "Нашего Радио" на 9 месте, а в TOP-20 "Открытого радио" - на 4-м. Там ее опережают только Ozzy Osbourne, Blacmore`s Night и Mick Jagger. Ах :)

Проголосуй за песню "Брод" АКВАРИУМА!

* На 5 апреля назначена презентация первых 4 дисков из Союзовской антологии Аквариума - "Синий альбом", "Треугольник", "Акустика" и "Электричество". Это должно происходить в первом музыкальном "мегасторе" "Союза" на Ленинском проспекте, а после будет разыграно в эфире "Нашего Радио".

* А еще 5 апреля в 0:30 (то есть уже 6-го) по ОРТ будут показывать юбилейный концерт Аквариума - Лужниковский (24.02.2002). Записать его на видео явно проще, чем укачать с Пустых Мест :)

НОВОСТИ ЗВУКОЗАПИСИ

Оказывается, следующие 4 альбома - "Табу", "Ихтиология", "Радио Африка" и "День Серебра" - уже на подходе. И на www.aquarium.ru объявлено о сборе фотографий, записей и идей по бонус-трекам к этим альбомам.
Фотографии требуются авторские (чтоб не было проблем с "правами"), относящиеся к 1982-1985 годам. Записи - редкие, но хорошо сохранившиеся (особенно просили "Дикий Мед" и "Уйдешь Своим Путем")

Ваши идеи о том, какие еще бонус-треки нужны к этим альбомам оставляйте в специально заведенной (на скорую руку, потому что срочно :)) гостевой книге (модерируется, так что, пожалуйста, по делу :))

В "ПЕСНЕ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ" как раз на ту же тему:

31.03.02 Тяжелый Танцор (498 kb)
БГ в клубе ЛПИ. 17 ноября 1983.
В начале 80-х БГ пел "Ты самый быстрый танцор...". Потом песня была забыта и возникла в 96-м, уже со словами "Ты тяжелый танцор...". Интересно - быстрый, но тяжелый, это как сильный, но легкий? :-)

КОНЦЕРТЫ "ВЕРМИШЕЛИ"

05 апреля, пятница - Ульяновск, Большой зал Ленинского мемориала
20 апреля, суббота - СПб, Ленинградский Концертный зал - КОНЧЕРТО ГРОССО ДЛЯ ВЕРМИШЕЛИ С ОРКЕСТРОМ-2. Вместе с ВЕРМИШЕЛЬЮ играют камерный струнный оркестр и электронный дуэт "Елочные Игрушки" (EU). Начало в 19:00. Адрес: пл. Ленина, 1, (М) Площадь Ленина. Телефон: (812) 542-0944.
26 апреля, пятница - СПб, музыкальный клуб JFC JAZZ CLUB. Начало в 20:00. Адрес: Шпалерная улица, 33, (М) Чернышевская. Телефон: (812) 272-9850.

SKIF-6

Началась подготовка к очередному фестивалю SKIF-6, который пройдет 26-28 апреля 2002 года в ЛДМ, Ст. Петербург. Список участников, заявки на аккредитацию и прочее такое - на сайте. Но особый интерес вызывает предложение о наборе волонтеров на это мероприятие.

УШАМИ ГЛУХИХ

Неподражаемая иллюстрация к состоянию отчественной "рок-журналистики" - рецензия на альбом "Сестра Хаос" с книго-музыко-торгового сайта www.ozon.ru

Из красной плесени появляется тип в кожане и растаманской шапке. Струнная благостность обманчива. "500 песен и нечего петь!" - Гребенщиков страшным шепотом читает сюрреалистический почти что ганста-рэп против жирных и тупых. Все жужжит и трещит, слышны непрезентабельные вопли и скретчи. Это что-то новенькое. Давненько БГ не доходил до такого накала. И вряд ли когда-либо даже в самые лучшие свои годы был таким мрачным.

Впрочем, начав за упокой, Гребенщиков постепенно, но неуклонно скатывается в прекраснодушный реггей а ля ранний Барыкин и тексты в стиле последних 15 лет - из серии "все это я где-то слышал у того же автора".

И хотя в них встречаются очень отрадные куски:
Там, где я родился, каждый знал Колю. Коля был нам лучший товарищ и друг…

В этих же текстах встречаются и куски менее отрадные:
Если хочешь сказать мне слово, постарайся использовать рот. Вставай, переходим эту реку вброд…

Просветленный БГ в затемненных очках и несъемном, как шляпа Боярского, берете напоминает Джека Николсона в роли Элтона Джона. Прославляет курение травы. Заявляет по телевизору, что он шаман. Шутит шутки и обещает следующий альбом записать юмористический. А этот, почитай, - монументальный шибко вышел.
В Байкале крокодилы, Баобабы вдоль Волги-реки…

Словом, ситуация серьезная.

Да-с, "серьезна и весьма". Автора зовут Алексей Смирнов, его е-мейл отчего-то не прилагается.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

г. Новосибирск, ДУ Академгородка, 13 марта 2002г.

Катя Портер
Полный текст на http://journal.nsu.ru/bg - а тут только пресс-конференция

Концерт закончился в 22-00, а новосибирские журналисты, видимо, устали и разбрелись по домам, так что пресс-конференция превратилась в композицию "семеро в гримерке, не считая БГ". На самом деле, беседа была довольно краткой и вялой: то ли сказался весенний авитаминоз с усталостью, то ли мы были немного ошарашены такой близостью Бориса Борисовича Гребенщикова, пускающего кольца сигаретного дыма и смотрящего на нас сквозь стекла бордовых очков...

- В каких условиях записывали "Сестру Хаос", и какие песни особенно хороши?
- Для меня все песни одинаково интересные. Мы пробовали очень много разных методов, а в итоге пришли к тому, что все выбросили, писали альбом сами, у себя дома, в студии. В Ленинграде.
- А для Вас что важнее: как зал воспринимает тексты песен или его энергетика?
- Главное, чтобы по-радостному было все.
- А как вам после Ямайки все еще заснеженный Новосибирск?
- Да это еще что. Я из Индии позавчера... А вообще хорошо. Люди, люди везде...
- Летом Вы у нас были на "Разной музыке". Следующим летом планируете?
- Мы ничего не планируем. Что будет, то будет.
- А как вы относитесь к участию в подобных акциях и сборных концертах?
- Иногда получаются очень интересные вещи.
- А от чего это зависит?
- От воли Бога.
- Если сестра у вас - Хаос, брат - Никотин, то в каких родственных отношениях вы с алкоголем? Еще вы поете, что являетесь сыном огня, тогда как вы назовете свою мать?
- Мать называть не буду. А с алкоголем сложные отношения. Демон...
- А можно нескромный вопрос? Откуда у вас такие штаны? (На БГ - знойная бордовая рубашка и забавные брючки сплошь и рядом исписанные необычайно популярным в последнее время лозунгом "fuck you")
- Я купил их в Сан-Франциско.
- А там люди такое носят?
- Я ношу.
- И как реагировали? Знаков подобающих не показывали?
- Нет, реакция была одобрительная.
- А какой последний сон Вас поразил?
- Не скажу, скажу! Сны - это очень личное...
- Есть ли такое искушение, ради которого вы могли бы все бросить?
- Вся моя жизнь - искушение, поэтому бросать-то особенно нечего...
- Вы вот поете о том, что небо становится ближе, такая пессимистическая картина...
- А почему вы думаете, что это плохо? Я вам честно говорю все, что я думаю.
- А на каком минимальном количестве струн вы играли?
- Вы знаете, мне шести вполне хватает, а вот меньше уже будет мало.
- А почему вы к нам, в Новосибирск не привезли этно-музыканта маэстро Дживана Гаспаряна с его уникальным кавказским духовым инструментом "дудук" и узбекскую певицу Севару Назархян?
- Вы думаете, им совсем делать нечего? (смеется.) Дживан - это музыкант экстра класса, у него и без нас дел хватает. Хорошо, что смог приехать хотя бы в Москву и санкт-Петербург.
- А Новосибирск является для Вас каким-то особенным городом?
- Все города особенные. Я не буду ничего говорить, потому что это очень сложно. Когда я приезжаю в город, я запоминаю атмосферу.
- А какая первая мысль пришла Вам в голову сегодня утром?
- Пока еще ни одной не приходило...
- Вот вы в конце концерта зажгли благовония. Скажите, вы какие предпочитаете?
- Пачамуки. Сайдер-шан. Попробуйте, если найдете, я из Индии привез, запасов хватит на этот тур хватит.
- Насколько ваши песни соответствуют действительности. Что это: размышления или отражение реальных событий?
- Зачем вы это спрашиваете? Понимаете, песня - это такое же явление Вселенной, как, скажем, смородиновый куст. Вы же не спрашиваете у смородиного куста, что он такое и зачем он появился.

г. Омск, 22 марта 2002г.

From: Alexander V Koshkin
To: irka@aquarium.ru
Sent: 27 марта 2002 г. 16:43
Subject: концерт

Моё отношение к новому альбому Аквариума прям-таки тяжёлое - до сих пор не знаю, нравится он мне или нет. На концерте думал и проверить, как же мне новый альбом-то на самом деле. И свериться с радостями пишущих концертные отчёты тоже :)) Живьём же - хорошо. Как всегда, впрочем. Это при том, что по большей части старые песни были как бы сами по себе, такие подарки из шкатулки, и на "общую картину" для меня повлияли не сильно. Не знаю, может что с пресловутым мыном при записи произошло, но живьём альбом - стократ. "Северный цвет" и без дудука великолепен. Но по порядку (приблизительному):

1. Дорога 21
2. Если бы не ты
3. Из Калинина в Тверь
Только здесь уши освоились. Вот бы громкость повышать как-нибудь поравномерней :))) "Дорогу 21" так и вовсе, не столько слушал, сколько смотрел.

4. Хилый закос под любовь.
5. Немое кино.
6. Аделаида
Вот одно концертное вступление к "Аделаиде" слушал бы как отдельную, самостоятельную композицию. Солист уходит в тень (буквально, то есть, ногами уходит). Валы клавишных, скрипка насквозь. Дрожит, льётся. Несколько решительных шагов к микрофону и... "Ветер, туман и снег..."
С похмелья вспоминается как нечто мистическое, в синих всполохах.

7. Мальчик Золотое Кольцо
8. Боже, помилуй полярников
9. 500
На строчке - "Каждый раз, когда мне говорят, что мы - вместе..." - руки в поясницу, подбородок вверх. Пародируемый "мастер поз" угадывается моментально. Но это так, мелочь. Просто убийственное "не могу молчать".

10. Брат Никотин
11. Нога Судьбы
Ааааа! Любимая песня с пластинки. Для меня в этот раз будто бы заняла концертное место "Девушек", что танцуют одни. Хотя, наверное, "Девушек" в эту программу всё же не поместить.

12. Растаманы из глубинки. Не знаю. По-моему, пустая вещь. Даже концертом не оживить. Отдайте её, скажем, группе "Мультфильмы"! Тем в самый раз будет.

13. Псалом 151. Убойнейшая концертная вещь, как оказывается.
14. Брод
15. Кардиограмма
16. Северный цвет
17. Серебро господа моего
18. Русская нирвана. Вот уж чего не ожидал. Кострома Mon Amour - rulezz!
19. Двери травы
В регги-варианте услышал впервые. Очень мило, но очень уж она скоротечной становится. Скороговорка. Я старую версию люблю больше.

с концерт в Ижевске20. Таможенный блюз
Если б я составлял программку номеров для выдачи зрителям перед концертом, этот назвал бы "Таможенный блюз (c представлением)". Пантомима солиста. Подобранная с полу губная гармошка поблёскивает, неистовствует. Восхитительно. Да, солист был подвижен в меру. Да что там, - он был гармоничен. Помню 5 лет назад, на первом концерте группы, на который я попал, очень забавны были пластические экзерсисы тучного господина в кожаных брюках с гитарой на животе :))

21. Пока несут сакэ
22. Не стой на пути у высоких чувств

Бис. Бис - это, так сказать, отдельная песня. Концерт №2. Причём с бисом публику заставили понервничать. Кое-кто ушёл, не веря. Но я, к примеру, слышал поблизости такую вот жалобу зрителя, посчитавшего, что с бисом его обсчитали: жалко так прокричал: "Но вы же порядочный человек!" И это в адрес того, кто каких-то десять минут назад в "Таможенном блюзе" строил рожи, высовывал язык, размахивал руками... "Порядочный человек"!!!

23. Пригородный блюз
AAAAAAAAAAA! Сокрушительная версия. Чуть медленная. Просто пригородный поезд, а не блюз. Вот что интересно, слышал я этот бис в mp3, но это нечто совсем другое. Проигрыша между куплетами мне хватило на то, чтобы второй и припев прокричать самому, так что оставшийся вечер я слегка хрипел.
Огр-р-р-ромное спасибо!

24. Подмога. Очаровательно. Публика по-детски радуется каждому матерному слову. Шар и Суротдинов покачиваются в сторонке, обнявшись. Этакие "друзья-однополчане".
25. Мама - анархия
26. Вперёд, Бодхисаттва!
27. Чай. Не помню: не то "Чай" был в конце основного концерта, не то в конце биса. А я уж думал, что живьём не услышу никогда.

Что ещё интересно, так то, что раньше "Аквариум" успокаивал публику к концу концерта. Помню усыпление при помощи "Великой железнодорожной симфонии". Так что даже девушка, при случае визжавшая все два часа подряд до этого "Город золото-о-ой!!!", угомонилась. После такого биса выходишь из зала, и тоже хочется водки, коньяка.
Несмотря на общее просветление.

г. Ижевск, ДК "Металлург", 24 марта 2002г.

24 марта в Ижевске опять прошел концерт Бориса Гребенщикова. Это, на протяжении вот уже нескольких лет, неизменно означает - опять наступила весна. Похоже, что фаны даже не удивляются тому завидному постоянству, с которым в Ижевке возникают мэтр и его ансамбль. Никто и не сомневается, что зал, как всегда, будет полон самой разношерстной публики. Никто не сомневается, что сопливая молодежь, набравшись пива, будет срывающимся голосом визжать, а хиппующие девочки подносить на сцену изделия народных промыслов. Всем ясно, что публика за 30 будет долго раскачиваться, а потом разойдется в не меньшем угаре (сидевшая передо мной женщина, своим видом напоминающая обычного бухгалтера треста столовых, вдруг вскочила, и сунув два пальца в рот, начала свистеть...) Вот только для всех остается загадкой - а каким же будет КОНЦЕРТ, какой же будет МУЗЫКА?

…Непонятно, то ли пободревший, то ли подуставший, от записи последнего альбома "Сестра Хаос" БГ неторопливо и непафосно занимается саундчеком.  Близость к телу позволяет также рассмотреть, что его новые штаны испещрены нецензурной английской бранью - fuck, fuck, fuck… Клавишник (и, надо заметить, основоположник сегодняшней музыкальной составляющей) Рубекин в профиль напоминает Леху Максимова из легендарной ижевской группы Virgo Intacta. Бешеный Шар оказывается дядечкой в ботинках и футболке… Менеджер Женя втыкает во все щели сцены индийские благовония на палочках. Наконец, мэтр сообщает, что ему все нравится и задумчиво удаляется мимо меня, в гримерку. Там все позднее выпивают чай и наверняка вкушают коньяки… А на крылечко ДК Металлург можно отправляться встречать знакомых со всего города. Некоторых почему-то не пускают. Например, федерального инспектора через служебный вход.

Концерт в этом году проходил ровно и опять-таки, немного задумчиво. Хиты посыпались совершенно неожиданно, практически с самого начала. "Боже храни, полярников", "Стучаться в двери травы", "Партизаны полной луны", "Не стой на пути у высоких чувств"… Замечено, что теперь, очевидно, "Серебро господа моего" исполняется традиционно как некий дзен-буддисткий гимн - "Как мне найти слова, чтобы сказать о тебе"… "Аделаида" же, к моему вящему меломанскому удовольствию, вот уже второй год исполняется, по наущению Рубекина, экспериментаторски и одновременно. Песни же с нового альбом звучали в живом исполнении просто-таки великолепно. Особенно примечательны были пассажи Рубекина, одновременно заставлявшие вспомнить о побитых молью Emerson, Lake & Palmer и о мега-модных сегодня "Песнярах" классического разлива. Вступления к блюзам и рок-н-роллам, среди которых был неожиданно-монструозный "пригородный блюз" Майка и "Мама-Анархия" (однозначно получившая второе дыхание в прошлом году), просто напоминали какой-то "Лайбах" в ДК Горбунова. Все-таки приятно чувствуется, что при всем при этом, БГ выглядит вовсе не ярлычно-стереотипным "нашим" Диланом… (продолжите список), а скорее этакой ящерицей-Боуи. Не в смысле подражательства, а своего культурного места и значимости в нашей стране…

"Аквариум" окончательно стал превосходным бэндом, смотреть на который интереснее во много раз, чем слушать в грамзаписи. Музыканты, присутствовавшие рядом со мной во время действа, авторитетно свидетельствовали - саунд стал абсолютно европейским. Да это, вообщем-то и так ясно. Я, например, не слушал ни одной их пластинки 90-х, но посещал и буду посещать концерты для того, чтобы ощущать музыку творящуюся в реальном времени. И музыка это предлагает сегодня нечто отличное и от, например, старческого маразма как "Машины Времени" так и "Дедушек", и от ученичества юных звезд. И каждой раз от самой себя.

…Наиболее смешными моментом стал выход БГ для выдачи автографов подпитому юношеству. Маэстро выглядел усталым, но справедливым. Не остается сомнений, что журналистская братия, которой было-таки отведено вымоленное время, в не первый раз задавала ничего не значащие вопросы. Зачем? Чтобы опять-таки получить ничего не значащие ответы?…

Итак. Земля совершила еще один оборот вокруг Солнца. В Ижевске тает снег и щебечут птицы. Здесь ступала нога и звучал голос Бориса Бориса Гребенщикова.

Автор: Антон Янцен (26.03.02.)
Фотограф: Алексей Бабушкин ("Все каналы ТВ")

ИНТЕРВЬЮ

Новосибирск, Радио Юнитон, 16 марта 2002г.

Интервью можно послушать в RealAudio или в WAV
Редакция радио Юнитон больше напоминала компьютерный класс. К трем уже имеющимся машинам добавилась еще парочка. В ответ на реплику: "А… здрасьте… мне бы, собственно, Бориса…" над одним из мониторов появилась не самая причесанная голова с добрыми, такими ленинскими, глазами в затемненных очках. "Это я. Пришли? Здравствуйте. Все нормально. Нормально-нормально… Начнем?". Из-за компьютера появилась бородка, зеленый трикотажный балахон и трикотажные же, черные штаны, густо усеянные надписями fuck, fuck, fuck… Начнем.

О: Мы встретились на трое суток позже, чем планировали. Вышло так, что вы заехали к нам на обратном пути своего очень витиеватого маршрута — Новосибирск — Барнаул и снова Новосибирск.
БГ: Мы бомжи. А пути бомжей, как известно, неисповедимы.

О: Как вообще тур? Он начался и продолжается. Успешно?
БГ: Ну, пока все очень хорошо.

О: Новая программа, насколько мой опыт общения с артистами позволяет судить, это очень трудно. Из зала кричат: "Давай старенькое!". А со сцены объясняют: "Да склероз вообще-то". И у "Аквариума", наверняка, что-то в таком же духе происходит.
БГ: Вот потому для простоты мы никогда и не играем никакой новой программы. У нас появляются новые песни — мы начинаем их играть. Приходит в голову на следующий концерт что-то — добавляем.

О: Каково соотношение песен из "Сестры Хаос" и того, что за 30 лет накоплено у "Аквариума"?
БГ: Ну, соответственно, в двухчасовом концерте из "Сестры Хаос" мы играем приблизительно 35 минут материала.

О: Сегодня так совпало (и это организаторам вашего концерта на заметку), что в Новосибирске одновременно пройдут два роковых концерта. Знаете, да?
БГ: Нет.

О: "Смысловые галлюцинации" приехали.
БГ: А, да, хорошо.

О: Вы, Борис Борисович Гребенщиков, пошли бы на концерт "Смысловых галлюцинаций", будь альтернативой ему концерт "Аквариума"?
БГ: Нет. Я пошел бы на "Аквариум", потому что "Аквариум" никогда не слышал со стороны. Хотя, очень запутанный этот лидер у них — Гребенщиков. Он так меня смущает, такие странные вещи все время говорит.

О: Но вы слышали о такой группе, как "Смысловые галлюцинации"?
БГ: Слышал. Я читаю много в средствах массовой информации.

О: Значит, вы читаете и рецензии на свои работы, на "Сестру Хаос"?
БГ: А вот рецензии еще ни одной не читал. Я три недели не был дома. Ничего не знаю, ничего не видел.

О: Я могу вам в двух словах рассказать, если интересно.
БГ: Да, на самом деле очень интересно.

О: Я бы разделила все рецензии на две большие группы. Одна пишет, что "Аквариум" впал в детство…
БГ: Это очень хорошо, что мы впали в детство. Это называется "старческий дебилизм".

О: Другая, большая часть пишет, что "Аквариум" просто помолодел очень-очень. И я за второе. В общем, так или иначе, но вот эта отметка в 30 лет, она ничего не значит для вашей группы. И этот вывод однозначен после прослушивания альбома "Сестра Хаос".
БГ: И это правда.

О: И еще мне нравится ваше высказывание: "Я знаю как минимум шесть человек, которым нравится этот альбом. Это мои музыканты".
БГ: (смеется) И это правда.

О: "Аквариуму" в этом году 30 лет, о чем написало каждое музыкальное издание. Месяц образования группы — июнь, да? Какое же знаменательное событие произошло тогда, в июне 72-го года?
БГ: Но это, по-моему, может интересовать только архивистов. Меня "свинтили менты". Это было где-то на юге, в районе Адлера. Отослали домой после моих попыток устроить там с группой какие-то концерты. Какое было число — не помню. И думаю, что это вряд ли было в июне, потому что в июне, вроде, экзамены.

О: Ну, вы наверняка были необычным студентом и все сдали досрочно.
БГ: Что я сумасшедший, что ли?

О: Или, наоборот, с большими хвостами.
БГ: Вот с хвостами — это да. Так что, может быть, это был и июнь, хотя на самом деле это ничего не значит.

О: Я почему интересуюсь? Как, например, было бы здорово устроить какой-нибудь "performance" именно в этот день, в этот месяц 30 лет спустя.
БГ: Зачем?

О: Прикольненько.
БГ: У нас за последние четыре дня было три концерта. Вот в этом и есть как бы наша жизнь.

О: А тогда, в 72-ом, вы предполагали, что в 2002 году будете отмечать юбилей?
БГ: М-м-м. Совершенно об этом не думал. А сейчас думаю, что мы отлично провели эти 30 лет. Я считаю, что первая четверть нашего творческого пути завершена достойно.

О: Первая четверть?!
БГ: Да.

О: Ого. А вам самому… я не знаю насколько…
БГ: Сорок восемь.

О: Но ощущаете себя на…?
БГ: Между четырнадцатью и шестьюдесятью где-то. Хотя чаще на четырнадцать.

О: Как часто вы прибегаете к фразе — "ты уж поверь моему опыту"? Может быть в разговоре со своими детьми или со своими более молодыми коллегами-музыкантами?
БГ: Ну, если мне не изменяет память, крайне редко. Человек, который так говорит, обычно преувеличивает свой опыт. Я лично помню отчетливо раза два, когда меня спрашивали — можно ли смешивать водку с чем-то. Алкогольные напитки — это единственное, в чем я профессионал.

О: А сейчас мы сделаем то, ради чего, собственно, сегодня все вечером соберутся…
БГ: Неужели выпьем? (смеется)

О: (смеется) Я вообще-то хотела песню послушать, тот самый "Брод", который уместен сейчас в эфире радиостанции любого формата. Ну, может быть, только за исключением какого-нибудь совсем узконаправленного радио, типа "Надежда" — музыка для женщин.
БГ: Отлично, это как раз для радио "Надежда" написано (смеется).

О: Но на самом деле, Борис Борисович, как так получилось с "Бродом"? Это выверенный ход или случайность? Я не думаю, что вы не ведали, что творили.
БГ: Положа руку на сердце, это просто была одна из песен, написанных для альбома. А как выверять, подсчитывать то, что песню будут играть на радио, я не знаю.

О: То есть вы не облегчали ее намеренно?
БГ: А там нечего облегчать. Она так и была написана. Научите меня облегчать, и я попытаюсь это сделать. Я не умею. Как?

О: А что за история с тремя-четырьмя версиями клипа? В "12-ти злобных зрителях" Макаревич, как лицо осведомленное, сказал о том, что у "Брода" существует сразу несколько видеоверсий.
БГ: Интересно. Я его как раз не видел уже месяца два, наверное. Если он что-то знает, то не от меня. Нет, просто сделали клип. В Москве он не понравился. Они переделали по-своему. Тут нам не понравилось то, что они сделали, и мы все-таки доделали клип с его автором. Ну, и получилась такая… седьмая вода на киселе.

О: Просто, когда прозвучала вот эта цифра — три-четыре версии, я подумала, что, может, вы это, как Майкл Джексон — от избытка денег?..
БГ: Да зачем, зачем? Для меня музыка настолько самодостаточна, уже такая картинка в голове создается, что видеосопровождение не нужно. И вообще, неинтересно мне на музыкантов смотреть!

О: И все же на счет денег. Как это у вас же… попытаюсь вспомнить… А! "Деньги — это эквивалент нашей энергии, свойственной нам в то или иное время". Не знаю, уместно ли об этом спросить. Насколько ваша энергия сейчас… Я боюсь вас обидеть…
БГ: Ой, попытайтесь меня обидеть. Я умоляю. Может, я мазохист.

О: Насколько вы достаточно энергичны сейчас, чтобы позволить себе все желаемое?
БГ: На все сто, но не только сейчас. Это и раньше было так.

О: Но вот, скажем, вы не живете в Лондоне.
БГ: А я не желаю жить в Лондоне.

О: Вы называли Лондон единственно пригодным для существования человека городом.
БГ: Совершенно верно. Для меня, по крайней мере.

О: Но вы не живете там. Дорого? Почему?
БГ: Нет, не в этом дело. Мне интересней ездить туда и везде.

О: Значит, нет ничего такого, что Борис Гребенщиков не может себе позволить, с точки зрения денег?
БГ: Мне ничего в голову не приходит. Не с точки зрения денег, а с точки зрения моего желания. Если я чего-то захочу — это и без денег произойдет.

О: Это какое-то счастье! Просто счастье…
БГ: У всех так. Просто не все это замечают.

О: А вы заметили и счастливы?
БГ: Я заметил и счастлив.

О: Так вы живете в основном в Питере?
БГ: Ну, когда я не на гастролях и не в путешествиях.

О: Сейчас часто говорят о том, что Петербург хотя бы частично сделают столицей снова.
БГ: Надеюсь, что это нас не коснется.

О: Ну вы же, как горожанин, как россиянин, как патриот имеете какое-то мнение относительно передачи Питеру части столичных полномочий?
БГ: Если дороги сделают, ямы в дорогах исправят, тогда будет хорошо. А вообще, у нас миленькая, тихая студия, и это единственная часть Петербурга, которая меня интересует.

О: Есть желание спросить вас о некоторых музыкантах.  Вы уже слышали последний альбом Земфиры?
БГ: Я несколько вещей слышал. Не весь альбом. И мне вот очень интересно, каким он выйдет, потому что пока то, что она делала раньше, мне нравилось больше. Но она умная девушка, и взяла достаточно много времени, чтобы его доделать и довести до хорошего состояния.

О: Вы посотрудничали при записи…
БГ: С Андреем Самсоновым? Да, который делал и Земфиру тоже.

О: Хорошо. А что у "Аквариума" с узбекской певицей Севарой? Вы планировали пригласить для бэк-вокала Энни Ленокс, а пригласили Севару.   Вы всерьез рассматривали Ленокс, как бэк-вокалистку?
БГ: А почему нет?

О: Не знаю, как-то не очень обычно звучит.
БГ: Ну, просто мы с ней в очень хороших отношениях.

О: А Севару почему предпочли?
БГ: Она спела все, что нужно. И, кстати, Энни она тоже понравилась.

О: А Энни знает о том, что ей предпочли узбекскую певицу? Она может обидеться.
БГ: Нет, девушкам такие вещи не говорят.

О: А что если бы вам с Земфирой что-нибудь сделать дуэтом?
БГ: Если песня этого потребует, я могу спеть хоть с Марией Пахоменко, хоть с кем угодно. Но дело только в песнях. Ради понта этого делать не надо.

О: Вы слышали что-нибудь из "Ю-Питера", из того, что они уже записали?
БГ: Я слышал их только живьем. Живьем — скучно. Я очень хочу, чтобы Славка написал кучу новых песен, но пока он играет старые песни — это не очень.

О: А вот ведь один из ваших музыкантов — Олег Сакмаров — ушел в "Ю-Питер".
БГ: Мы отпустили его в творческий отпуск, потому что Бутусову он сейчас гораздо нужнее.

О: Без творческой ревности это все произошло?
БГ: Даже наоборот, слава Богу. Я и Олега очень люблю, и Славку. Мне очень хочется, чтобы они жили счастливо. Да и Олег уже играл в "Наутилусе", давно, в начале 90-х — конце 80-х и, может быть, сейчас Славе с ним будет лучше.

О: Что с "Deadушками"? Вы собираетесь продолжать?
БГ: А зачем? Мы это уже умеем сами.

О: А как вам наш Ревякин?
БГ: Отлично ваш Ревякин. Мы с ним обнимаемся каждый раз уже лет десять, наверное, при каждой встрече.

О: Я почему-то жду чего-то совместного от "Аквариума" и "Калинового моста".
БГ: А зачем совместно? Я думаю, лучше "Калинов мост" сделают то, что они делают, и мы то, что делаем мы. И будет вместо одной работы две.

О: Мы тут с коллегами на днях просто так вспомнили про такую женщину — Джоану Стингер. Как она? Жива-здорова?
БГ: Она жива, живет в Лос-Анджелесе, растит ребенка — очень счастлива. В Россию она, по-моему, лет 8 уже не приезжала, но она как-то звонила года полтора тому назад. Все у нее нормально.

О: Борис Борисович, вам в ближайшие два дня предстоят два совершенно разных концерта. Сегодня на Ярмарке для таких людей, как я, которые идут покуражится, и это не сильно дорого. И V.I.P. концерт. Какой из них вам самому симпатичнее? Хотя я понимаю, что и то, и то работа. И там, и там есть плюсы.
БГ: И то, и то не работа, а удовольствие. И плюсы есть там и там, а минусы зависят только от звука. Если будет хороший звук, то все будет в порядке. И в клубе, на самом деле, приятней играть, потому что там меньше места и поэтому больше пробивная способность музыки. А большие сцены меня никогда особенно не вдохновляют. Там приятно, что люди пляшут. Но люди пляшут и в клубах. В общем, хорошо и там и там.

СЛУХИ

И наконец - рассказ о предстоящем туре по США, добытый по нелегальным каналам из информированных источников :)

В этом июне состоится тур типа "Aquarium does cross-county USA". Это самый настоящий тур через всю страну, совершаемый на специальном суперсекретном автобусе в котором, кроме всех прочих прелестей, будет по слухам находиться портативная студия звукозаписи - так, просто для развлечения. Запись альбома The Magical Mystery Aquarum Tour - пока не согласована с менеджментом группы.
Примерный план тура:
(план - примерный, а даты в скобках - точные :))
Первым делом - концерты в славных городах восточного побережья - Бостоне (1), Вашингтоне (2) и Нью-Йорке (5). Концерты будут скорее всего акустические (говорят, что это в данном случае совсем не значит "unplugged", но что значит - не говорят), и в клубах, чтобы можно было выпить пивка да потанцевать (наконец-то!).

Затем - поездочка по Midwest-у -- Кливленд, Огайо и Чикаго. Ехать в этих местах планируется быстро по причине обшей убогости ландшафта (типа, сколько можно смотреть на кукурузные поля?) В Чикаго (8) опять же клуб, а в Кливленде (7) зал вроде на 1000 человек. Затем, после посещения центра американского скотоводства и земледелия - Омахи, Небраска (концерта там не будет, но планируется посещение собачьих бегов, Amish villages и поедание самых больших в мире steak-ов), группа наконец-то переедет на Запад, в Денвер, Колорадо. Там - "горы вот такой вышины, там - реки вот такой ширины..." (sorry, это не БГ :)) Говорят, что как раз реки не очень широкие, горные такие. Сплав на байдарках - пока не предполагается. Зато имеются озера и горы, некоторые со снежными шапками (а то в России не насмотрелись на снег :)) и cowboys... Участие в родео - под вопросом.
После концерта в Денвере (11) планируется празднование дня рождения любимого басиста - на природе.

Затем - перевал через горы в пустыни Невады и Аризоны - в программе прыжки в Grand Canyon и казино Лас Вегаса, огромные аризонские кактусы, аутентичная жара и прочая сплошная романтика.
Те, кто смогут покинуть казино, вернутся в волшебный автобус и постепенно спустятся на самый юг западного побережья - Сан-Диего, на границе с Мексикой.
После этого - планомерный подъем вверх по побережью вдоль океана. Виды просто потрясающие - скалы, чайки, океан, морские котики, киты... В программе забой китов или купание с котиками, по желанию. Активистов Грин-Пис просят не беспокоиться.

Концерты в Сан Диего (15), Лос Анжелесе (16) (с посещением Голливуда, участие в съемках очередной серии Бонда - отменено из-за плотного гастрольного графика группы), Сан-Франциско (18), Портленде (21), Сиэттле (22) (а здесь уже опять снежные горы, водопады и рукой подать до Канады, но там тоже снежные горы, поэтому эмиграция в Канаду - исключается). Все концерты западного побережья (кроме Сиэттла), тоже в клубах, в Сан-Франциско, например, найден крутой карибский клуб, очень подходящий под теперешнее настроение...

Завидное путешествие, но увы - все билеты в автобус были распределены по блату и в свободную продажу не поступят :) Зато в онлайновую продажу скоро поступят билеты на концерты, а во время тура - диски "Аквариума" (новые и не очень), постеры и футболки, специально сдизайненные для этого тура.

Редакция рассылки (до 23 июня): irka@aquarium.ru
Гостевая книга "Пустых Мест"