Пустые места группы "Аквариум"

 186-й выпуск, 15 апреля 2002

КОНЦЕРТЫ АКВАРИУМА

19.04 - Киев, ДК КПИ билеты от 50 до 150 грн, можно заказать
21.04 - Витебск
23.04 - Минск
25.04 - Калининград
7-12.05 - Прибалтика

1.06 - Бостон
2.06 - Вашингтон
5.06 - Нью-Йорк
7.06 - Кливленд
8.06 - Чикаго
11.06 - Денвер
15.06 - Сан-Диего
16.06 - Лос Анжелес
18.06 - Сан-Франциско
21.06 - Портленд
22.06 - Сиэттл

USA cross-county tour, June 2002

Все подробности про американский тур (адреса, время, телефоны) читайте на специальной странице официального сайта. Там же можно уже сейчас купить билеты. Имеет смысл не откладывать, потому что некоторые концерты в очень небольших залах.

НОВОСТИ

17 апреля 1959 года - родился Зубарев Алексей Павлович 
18 апреля 1955 года - родился Науменко (МАЙК) Михаил Васильевич (ум. 27.08.91) 
В дни рождения рассылка обычно бывала тематической. Однако, за прошедший год в данном случае ничего нового не произошло. А еще раз переописывать историю записи альбома "Все братья-сестры" или какой-нибудь совместный концерт, наверное, ни к чему. Если вы не читали 142 выпуск рассылки - посмотрите его, там было много интересного, в том числе текст, написанный БГ для книги "Майк. Право на Рок". Интересный текст и неожиданно человечный - для того, кого вечно то принуждают рассуждать о том, что Бог один, то спрашивают о штанах и прическах :)

* Сегодня - 15 апреля - выходят в продажу первые 4 диска из Союзовской антологии Аквариума. Теперь можно сообщить, какие бонус-треки добавлены к каждому альбому:
"Синий альбом" - очень старая и никому не известная песня "Пионерская, 38", "14" в оригинальном варианте и "Вызвать огонь на себя"
"Треугольник" -  "Географическая песня"
"Акустика"  - "Глядя в телевизор", "Служенье муз" 
"Электричество" - "Блюз простого человека" (электрическая версия 80 г.), "Ребята ловят свой кайф" и "Белое reggae"

СОЮЗИНФОРМБЮРО сообщает, что презентация в первом музыкальном "мегасторе" "Союза" (Ленинский пр-т, 11) состоится 17 апреля в 17-00. В программе - автографы на свежекупленные диски, "лично сказать ему спасибо", продажа плакатов и фирменных маек по поводу. И главное -  сольное акустическое выступление БГ прямо на первом этаже магазина. Вход свободен для всех желающих!
Для журналистов запланирована акция (начало в 15-30, там же, но в интернет-кафе) с раздачей СД (щедро!), ответами на вопросы и фуршетом. Аккредитация происходит до вечера 16 апреля, тел. 261-45-16, 267-77-80, lev@audio-label.soyuz.ru

Ну, а потом и обещанный розыгрыш дисков в эфире "Нашего Радио", видимо.

* Новости чартов. Песня АКВАРИУМА "Брод" в TOP-20 "Открытого радио" - была на 1-м месте на прошлой неделе, а обновляют его по вторникам, кажется. В "Чартовой дюжине" - 12-е место.

Проголосуй за песню "Брод" АКВАРИУМА!

* Непонятно, будет ли продолжаться кампания по поиску Аквариумных архивов - впереди еще следующие, следующие и следующие четыре альбома "союзовской" Антологии. Но они относятся к временам вполне "историческим", так что, может быть, ничего уже не нужно. Пока - не нужно.

НОВОСТИ ЗВУКОЗАПИСИ

* Выяснилось, что это за "новый диск Бориса Гребенщикова (серия "mp 3 коллекция")".
Студия RMG records выпустила - по ее словам совершенно легально - мп3-диск, содержащий 9 альбомов БГ. Как уже сообщалось - это 86 треков, 6 с лишним часов звучания.
Качество оцифровки не поражает воображения - 192 kBit/sec, 44.1 kHz, Stereo, MPEG Audio Layer 3

Обложка мп3 дискаБезумные соловьи русского леса (1985)
Radio London (1990)
Квартет Анны Карениной. Задушевные песни (1994)
Чубчик (1996)
Русско-Абиссинский оркестр. Bardo (1997)
Некоторые женятся (а некоторые - так) (1997)
Лилит (1997)
Прибежище (1998)
Борис Гребенщиков поёт песни Булата Окуджавы (1999)
бонус-трек: песня "Вот" с альбома Олега Гончарова "Любимая игрушка", тоже в исполнении БГ.

Если кто-то еще не скачал все это с Пустых Мест по вышеприведенным ссылочкам :) - диск продается на Озоне и в специализированном интернет-магазине RightSite (раза в полтора дешевле :))

* Необходимо прояснить и ситуацию с диском "Ателье Искусств", о котором шла речь в прошлом выпуске. Напомню, что это запись концерта памяти Дюши Романова (28 июня 2001, СПб, клуб "Спартак").
Оказывается, разница между "дорогим" и "дешевым" вариантами альбома - более существенна, чем толщина буклета. Преимущества трехсотрублевого варианта:
1) представлены ВСЕ песни, которые спел БГ - а на "внемосковском" пропущена песня "Don't think twice, it's allright" (Bob Dylan);
2) есть второй бонус-трек - "Византия" в исполнении "Vermicelli Orchestra";
3) приведен список треков, исполненных Ляпин'с блюзом, что позволяет отличить композиции, посвященные Клэптону и какой-то "джазовой девочке" :)
4) три десятка фотографий в буклете и статейки о каждом из музыкантов;

В общем, все еще более странно, чем показалось на первый взгляд. Если кому-то из купивших дорогой вариант диска принципы позволяют пиратствовать - оцифруйте недостающую песню, плз. Не покупать же мне _второй_ диск :)
Сообщаю Сергею, если он в Индии читает рассылку, что на диске ему Special Thanks :)

НОВОСТИ ВИДЕОЗАПИСИ

* Нашлись люди, которые записали 5 апреля телеверсию юбилейного концерта в Лужниках с ОРТ. Все, кто хочет, чтоб она была оцифрована и выложена - пойдите в гостевую книгу ПМ и скажите об этом, а то наши штатные шифровальщики сильно сомневаются в целесообразности. Но только помните, что это ужас сколько мегабайт. Вот, например, Федор Бабанин сделал RealVideo файл песни "Вавилон" (А+Ляпин+Севара Назархян) -
http://www.irkutsk.org/real/bg.rm - stream
http://www.irkutsk.org/real/capture4.rm - скачать (7 Мб)

* Концерт в клубе "Точка" (Москва), 25 мая 2001 года

Обложка видеокассеты 1. Солнце в холодной воде
2. Мальчик Золтое кольцо
3. Два поезда
4. Имя моей тоски
5. Афанасий Никитин
6. 500
7. Вброд
8. Нога судьбы
9. Из Калинина в Тверь
10. Рыба
11. Шумелка
12. Таможенный блюз
13. Не стой на пути у высоких чувств
14. Стучаться в двери травы
15. Дерево
16. Навигатор
17. Вперед, Бодхисаттва!
18. Под мостом как Чкалов
19. Отец яблок
20. Письма с границы
(с) 2001 Борис Гребенщиков, "Аквариум", кроме (17)
17 (с) 2001 Первое Музыкальное Издательство
(р) 2002 Real Records
(c) 2001 оформление ВГdesign (Прим. ред. - ха! для оформления использованы фотографии другого концерта в "Точке" - 6 окт. 2001 :))

Помните концерт, который транслировался в интернете (Интернет-радио "101"), был записан, а потом сразу же удален с сайта ПМ? Так вот - это тот самый концерт. Только с нормальным звуком (интернет-трансляция безбожно прерывалась) и красивой картинкой.
Напомню - на концерте прозвучало немало новых песен, и это было первое исполнение песни "Мария". А трансляция велась абсолютно без ведома группы, что и породило конфликтную ситуацию. До суда не дошло, интернет-радио "101", хоть и поупиралось, рассказывая, что они сделали доброе дело и все такое, но вывесить запись на своем сервере, как планировали, они, конечно, не осмелились.

Свидетельства очевидцев были в 147-м выпуске рассылки - о концерте писали Софи Бартенева, Анна Воронина и некто, кто оставил отчет на ВНЕ, но не подписался. Надергаю оттуда:

Всё было очень весело и динамично. Даже Б. Рубекин развеселился раньше обычного :) Телевизионщики снимали минимум с четырех, а то и с пяти камер, как неподвижных, так и бегающих в поисках самых немыслимых ракурсов и заглядывающих к Деду в саксофон.

Хочется немного сказать о новых песнях. По духу чрезвычайно разнообразно: от панк-металлической кричалки до лирической баллады с целым матерным словом). ...
Можно говорить о "500", копий по этому поводу было поломано немало, но посмотреть в одну сторону - молодежь в зале радостно выкрикивает "Родина, как свинья, жрет своих сыновей!", колбасит ее и плющит, как выражаются нынче... А по другую сторону - "500" имеет свойства потока холодной воды за шиворот.
Ненормативная лексема в "Марии" вызвала такой щенячий восторг, что создалось впечатление, будто только за этим и шли...
Перед кричалкой  БГ шутил и настраивал на несерьёзный лад. Лично мне показалось, что ему малость обидно, что зал больше всего "зажигает" под Цоевскую песню, и он просто решил написать "нечто круче". По первому  впечатлению: это получилось реально круче. Хоть и детская кричалка. Этой песне суждено великое будущее.
Запомнилась "Перейди эту реку вброд" - тоже однозначнейший хит. По силе духа новое - "Ихтиология", "Дети декабря", "Десять стрел" (уровень всей песни...)
Нога судьбы - надо сказать, что народ хорошо принимал новые песни.
По музыкальному уровню - смесь "Акустики" и "Пси". Ох, чувствую, грядёт один из лучших Аквариумовских альбомов.
Совершеннейшим подарком были "Письма с границы между светом и тенью", причем я заметила, что мои изящные соседи песню не знают вообще, слушали молча и заинтересованно. Вещь удивительная. 
...Это был отличный концерт из числа тех, что сопровождают тебя по дороге домой звоном в ушах. Была энергия, был драйв, пот ручьем.

Обратите внимание - это же практически тот самый концертный альбом, который БГ обещает аж с прошлого лета, сначала как internet-only, потом как companion-album к "Сестре Хаос". Кстати, по непроверенным сведениям из информированного источника, этого companion-альбома можно пока (а то и никогда) не ждать. Так что - придется обойтись этим, тем более, что он хорош.

Но не спешите упрекать меня в рекламе - купить эту кассету, кажется, маловероятно. Считанные единицы продавались на давешнем концерте в СДК МАИ - и это, похоже, последние экземпляры. На РиалРекордс (095-214-4594) их больше нет, со склада "Видеосервиса" (095-362-7746) последний десяток зачем-то :) забрал тот человек, который и подарил мне кассету, за что ему большое спасибо :)

В "ПЕСНЕ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ" - обновления пока нет, но сегодня-завтра должно бы быть, обычно по воскресеньям.

КОНЦЕРТЫ "ВЕРМИШЕЛИ"

20 апреля, суббота - СПб, Ленинградский Концертный зал - КОНЧЕРТО ГРОССО ДЛЯ ВЕРМИШЕЛИ С ОРКЕСТРОМ-2. Вместе с ВЕРМИШЕЛЬЮ играют камерный струнный оркестр и электронный дуэт "Елочные Игрушки" (EU). Начало в 19:00. Адрес: пл. Ленина, 1, (М) Площадь Ленина. Телефон: (812) 542-0944.
26 апреля, пятница - СПб, музыкальный клуб JFC JAZZ CLUB. Начало в 20:00. Адрес: Шпалерная улица, 33, (М) Чернышевская. Телефон: (812) 272-9850.

ДРУГАЯ МУЗЫКА

На днях из Калифорнии в Северную Столицу с официальным визитом прибывает легендарный в определенных кругах Захар Май. Цель визита определена в пресс-релизе как "выпендриваться и фасонить". "Захар - это подлинно народное", - сказал однажды про него БГ :)
Достоверно известно пока только об одном концерте - 27 апреля в питерском клубе "Полигон" - Захар Май featuring Чиж и "Разные люди". По слухам, будут и еще концерты в апреле-мае - об этом будет написано на легендарной же The Baza, в разделе, посвященном этому проекту, "Zak Goes to Russia". А пока там не написано - полистайте "Базу" :)

БЫВАЕТ И ТАКОЕ

Случайная ссылка привела на сайт газеты "СПИД-инфо" - и там разные известные люди высказываются о способах знакомства. Ну как же без БГ? :)
Никогда не проявляю инициативу при знакомстве первым. В крайнем случае, если мне нравится симпатичная женщина, я ей улыбаюсь. Если она продолжает стоять и стесняться, улыбнусь поласковей. Но только если женщина очень симпатичная!

Я не требовала от газеты "СПИД-инфо" доказательств того, что БГ им в самом деле что-то про это говорил :)

УШАМИ ГЛУХИХ

* Продолжаем читать рецензии на альбом "Сестра Хаос". Вот, например, сайт продавцов СД в Молдавии пишет:
"...является одной из самых интересных и высококачественных работ "Аквариума". По степени обилия разнообразных звукостилевых деталей, и, как следствие, семантических "перепадов", диск вполне может тягаться с каким-нибудь Пинк Флойдом"...
Как поэт Гребенщиков стал еще более изощренным, он спрессовывает слова во фразы, которые так и просятся в книгу афоризмов..." и все в таком духе. Правда, потом автор жалуется, что "если это финал, то уж слишком "открытый". Получается, что БГ опять слукавил: он позвал нас куда-то, но вот куда именно – объяснить не удосужился."
Ну, хорошо хоть не обвинил, что "ваши песни никуда не зовут" :)))

* Вот еще в некотором роде "рецензия" - на сайте Аквариум ВНЕ периодически устраиваются "голосовалки" - посетители могут оценить новые песни или альбомы Аквариума по пятибальной - обычно - системе. Умилительны и до слез трогательны оценки, предложенные Михаилом Морозовым для альбома "Сестра Хаос" - 5+, 5, 5-, 4, 3, 2. Впрочем, участники голосования разделяют то мнение, которое ММ несомненно имел в виду - подавляющее большинство оценок варьируется именно между "5+" и "5-". Я присоединяюсь :)

Оцените новый альбом "Сестра Хаос"

5+  (60,4%) 276 голосов
5  (17,3%) 82 голосов
5-  (9,6%) 44 голосов
4  (6,3%) 29 голосов
3  (3,8%) 17 голосов
2  (2,7%) 13 голосов

Всего отдано голосов: 480

Однако, правды ради скажу, что не похоже, будто эта голосовалка защищена от "накруток" - я лично поставила три "5+", проверяя это :) - так что ее результаты... мм... неофициальные :)

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

ВЕРМИШЕЛЬ ОРКЕСТР, Ульяновск, 5 апреля 2002 года

From: "Sergey Belogolov" sb_post@mail.ru
To: irka@aquarium.ru
Sent: 8 апреля 2002 г. 8:18
Subject: Вермишель в Ульяновске

Цены на билеты приятно удивили: 50 - 110 р. (мы с любимой сидели в 10-м ряду партера по 70 р.) Лучший в городе зал Ленинского мемориала был заполнен наполовину (да-а уж, это не руки_вверх и не хай_фай). Но обстановка была теплая. Духу Ильича, видимо, что-то не понравилось - где-то минут через 40 у музыкантов сломалась флейта. С. Щураков попросил у Тёмы отвертку (это почти цитата) и объявил перерывчик минут на 15. После перерыва сказал, что придётся ему ещё и за флейту играть.
Вообще, после антракта Сергей шутил и улыбался. Публике это нравилось. Например, всеобщее оживление вызвало объявление композиции "Ветер с моря", которую пришлось переименовать в "Ветерок с моря", в связи с тем, что народные массы норовят добавить "дул", а он (Сергей) эту самую, которая "дул", ни разу в жизни не слышал, от того и счастлив оченно...

Потом Сергей пошутил, что типа "сломались барабаны, но они починятся сами собой и тогда мы сыграем то, что хотели, а сейчас сыграем другое". Шутка шуткой, а барабаны взяли и действительно "сломались". Из-за кулис выбежал дяденька, схватил одну из стоек и утащил "в ремонт"... Через пару композиций вернул на место...
На "сейчас мы исполним песню, у которой нет названия, а кто хочет - придумайте сами" из зала прозвучала реплика: "Какого автора?" Я почему-то подумал, что это шутка, хотя... Сергей с серьёзнейшим выражением лица ответил, что "вся музыка, которую мы играем, написана нами". В зале раздались аплодисменты. Надеюсь, никто не обиделся.

Несмотря ни на что Музыка была очень хороша. Настроение прекрасное. Спасибо Вермишелям.
Из достоверных источников стало известно, что есть малюсенькая надеждочка на Аквариум. Почему-то Маэстро обходит стороной это место. Дух Ильича, наверное, противится :)

г. Москва, СДК МАИ, 5 апреля 2002г. и не только :)

И еще из апрельской сводки СОЮЗИНФОРБЮРО:

        ПРОЕЗДОМ, НАЕЗДОМ И НАБЕГОМ
"АКВАРИУМ" - это, кстати, не только Борис Борисович. Это очень смешная группа людей. Чем чаще с ней сталкиваешься, тем настойчивее лезут в голову всякие глупости. Например, совет начинающим журналистам: не гоняйтесь за БГ, чтобы спросить, как он пишет песни, кто такой Быколай Оптоед и как скрестить православие с даосизмом. Лучше переловите весь остальной "АКВАРИУМ" - чесслово, больше толку выйдет! Таким именно образом получился нижеследующий рассказ о трудовых буднях этого почтенного коллектива и о том, как 5 апреля в ДК МАИ произошел концерт (он же творческий вечер), приуроченный к 30-летию группы.
        ГРИМЕРКА
"АКВАРИУМ" - невыспатый, изнуренный гастролями по Сибири и прочим просторам Родины - прилетел из Самары рано утром, чтобы дать один концерт и на следующий же день упорхнуть в Краснодар. Часа три все сидели в гримерке, рассказывая друг другу и случайным свидетелям всякую всячину. О том, как на днях в сибирском городе угарно расслаблялись после концерта, и Володя Кудрявцев заплел в косичку один бакенбард, да так и уснул. Как достали друг друга, перемещаясь на поезде. Рассказы сопровождались активной охотой на бутерброды и кофе. В другой гримерке, где были захоронены оба продукта, окопался БГ. БГ пытали журналисты, поэтому доступ к бутербродам был затруднен. Музыканты потыкались-потыкались в заветную дверь и решили всякий раз гонять туда директора... А потом появился БГ в чем-то зеленом, со странным значком на груди и в любимых "fuck-овых" штанах (из которых практически не вылезает). Пришло время идти на сцену!
        КОНЦЕРТ
Фотография с концерта в СамареПеред тем, как пустить людей в зал, сцена была тщательно окурена благовониями и дым-машиной. После элементарных мистических манипуляций музыканты по-быстрому отладили звук и пошли переписывать друг у друга только что составленную БГ программу концерта. В ней значился внушительный перечень старых хитов, за которым следовала в полном объеме программа "Сестра Хаос" и еще несколько старых песен в завершение. А кроме того - небольшой перерыв на чтение записок из зала. Чтение сопровождалось глючно-медитативным "джемом" со стороны "АКВАРИУМА" и интенсивными всплесками слушательского хохота. К этому моменту львиную долю концерта уже отыграли, и БГ с робкой надеждой в голосе поинтересовался: мол, неужели после этого у кого-то к нему остались вопросы? Но не тут-то было. Записки посыпались даже с балконов!
        БГ ДЕРЖИТ ВОПРОС И ОТВЕТ
"…Кому посвящена песня "Нам всем будет лучше"? Это - единственная песня, которая была посвящена кому-то, но теперь это уже неважно. Это было очень давно...
"С чем связано 2-12-85-06?" С моей неосмотрительностью. Я не подумал о людях, которые на самом деле имеют этот телефон…
Спасибо. На некоторые вопросы я буду отвечать просто "спасибо"…
Я до сих пор не могу понять, как песни пишутся. Могу сказать, что я получаю от этого большое удовольствие.
"Вам с нами скучно?" Нет! Не скучно. Нам с вами хорошо все время. Если бы не вы, дорогие мои, нас бы не было…
"Чего больше в сердце - радости или тоски?" И того и того. Это - две стороны одной и той же монеты. Так что не нужно бояться ни того, ни другого.
"Как вы относитесь к постройке храма рок-н-ролла?" Я считаю, что он должен быть нерукотворным… Спасибо… Большое спасибо…
Каким типом медитации я занимаюсь? Я не знаю…
Не знаю, будем ли мы в этом году в Германии. Просто очень много концертов нужно здесь сыграть. А планов очень много… И мы вас любим…
"Почему на вашем концерте сегодня запрещают танцевать в проходе?" Если можно, пожалуйста, разрешите, чтобы люди танцевали в проходе. Мы бы хотели, чтобы люди танцевали в проходе. Мы бы хотели, чтобы люди танцевали везде. Будем считать, что первая часть была академическая, вторая будет неакадемическая…
В Москве мы появимся 17 числа, когда первые 4 альбома Антологии выйдут, наконец. Будет что-то в магазине, мы даже сыграем...
"От кого, чего вы зависите?" Я завишу от одной вещи: от счастья окружающих меня людей. Если им хорошо, то и мне хорошо.
"Где пределы?" Предела нет.
"Что такое воля". Что такое воля, я не знаю…
"2 года назад на концерте в Москве вы вышли на сцену в собачьем ошейнике. Является ли ваш внешний вид отражением вашего внутреннего состояния?" Да, я перестал чувствовать себя собакой. Шучу. Я никогда себя ею не чувствовал. Он просто мне очень понравился…
Да, я православный буддист… "Считаете ли вы, что экуменизм - грех?" Нет, грех - это делать плохо ближнему своему. А экуменизм - это глупость. Культуры разные. Поэтому религии разные.
"Что у вас написано на штанах?" По буквам? Эф-ю-си-кей…
Что я могу сказать об Ошо и Лао Цзы? Абсолютно ничего…
Эти штаны я купил в Сан-Франциско…
Стучаться в двери травы и умереть - совершенно разные вещи. Спасибо вам также.
"На этом значке слева у вас БГ или у вас другие любимые авторы?" Это - Шива. Поскольку он - Творец вселенной, наверное, Он - любимый автор…
Спасибо.
Вопрос по поводу книги, из-за которой я сильно заинтересовался Тибетом. Это "Открытие алмазного пути". Рекомендую всем прочитать.
"Что вам нравится в Сан-Франциско?" Очень много всего. Люди не в последнюю очередь.
Какое место в моей жизни занимает Россия? Я здесь родился. Я здесь живу. Никуда не уехал, пишу на русском языке…
Вопрос, как удается сочетать православие и восточные учения, ведь одно как бы исключает другое. Одно совершенно не исключает другого. Потому что Бог один. И понимание одно, сознание одно. Ищите и обрящете.
Можно, мы все-таки перестанем углубляться в нехарактерное для нас дело? Я чувствую, что в зале возникло… Астрал… Даже аура… Мы совершим чудо. Будем рассеивать… Просветлять ауру. Шар! Шар! Лети ко мне! Займи мое место! Шар! Займи мое место. Шар, о, Шар! Просветление ауры, часть первая."
Последние воззвания произносимы были нечеловеческим голосом, после чего место БГ у микрофонной стойки действительно занял Олег Шар, и началось непродолжительное вокально-инструментальное шаманство. За шаманством последовала "Стоп-машина", и концерт стал постепенно близиться финалу. В финале БГ пожелал всем: "Спокойной ночи. Может быть, не очень спокойной."
        ЭПИЛОГ
После концерта у всех была одна неполная ночь, чтобы поспать до следующего обеда, а потом… снова в дорогу. "АКВАРИУМ" погрузил свой скромный платяной багаж и огромные инструменты в автобус и поехал в гостиницу. Спать? Нет, конечно! Смотреть по ОРТ телеверсию своего собственного концерта в Лужниках. Событие было отпраздновано алкогольными напитками и с боем проведенными гостями. "Понимаете, мы - группа "АКВАРИУМ", а это - наши гости", - говорила охране группа "АКВАРИУМ". "Вы - группа "АКВАРИУМ", а мы - охрана", - отвечала охрана и неумолимо отказывалась вступать в контакт с настырными пришельцами...
Это безобразие заняло минут двадцать, после чего сопротивление охраны таки было сломлено. А среди гостей, между прочим, числился внезапно вынырнувший из недр ночной Москвы Дедушка (он же Дед Василий, Терминатор 4, Казанский Зверь, Гроза Мультиверса, он же Олег Сакмаров). На самом деле, Сакмаров из "АКВАРИУМА" никуда не уходил. Просто, у него сейчас временный творческий отпуск (отпуск Дедушка, как известно, посвятил В. Бутусову). После телеконцерта Дедушка уволок с собой Сура (Андрея Суротдинова) - серьезного, но уже безусловно пьяного человека, и катал его по ночной Москве до четырех утра... Кстати, скрипач Суротдинов был единственным, кто не смог на следующее утро выспаться. До того, как "загреметь" в "АКВАРИУМ", Андрей занимался старинной музыкой и по-прежнему участвует во множестве таких проектов, так вот на следующее утро его ждали на некоей театральной репетиции. Всю ночь он рассказывал про сибирские дороги и половодье, когда машины до половины утопают в лужах, про степь, зарывшуюся в бесконечный желтый ковыль, про Абакан и хакасских шаманок, про тамошнюю Долину Царей, Ворота и Обряд Очищения. Даже фотографии показывал. (Кстати, в Питере скоро планируется его фотовыставка!) В Сибири Суротдинову понравилось. Народ там добрый, города небольшие, все друг друга знают. Идешь по улице - все на тебя смотрят: кто такой?..

ИНТЕРВЬЮ

Очередное интервью БГ - в новом номере журнала New Musical Express, №6 (13), апрель 2002. Типа, "Борис Гребенщиков о Ямайке, косяках и сумасшедших". Интересно? Наверное, продается в киосках... и, конечно, на Озоне - за 32 рубля. Если вдруг у кого есть этот номер, и не лень (мне - лень, сколько можно спрашивать о косяках?) отсканировать или перепечатать - присылайте. А пока - одно прошлогоднее интервью:

"Безусловная благодать творчества", Философская газета, No. 7, 2001г (Мария Мамыко)

Можно ли Ваше творчество назвать творчеством "лунным" (здесь затрагивается алхимическая терминология)? То есть это искусство "тихого" огня, противоположному солнечному пламени?
Я думал об этом в 80-е годы, и тогда мне бы понравилась эта классификация. В настоящий момент для меня творчество находится вне этой дихотомии. Оно самостоятельно и целостно.

Не считаете ли Вы, что прошло время войны с Системой? Некогда народ распевал "Этот поезд в огне...", а теперь - вроде как всё нормально? Таким образом, не умирает ли искусство, сплетённое с социальной войной?
Искусство не более связано с "социальной войной", чем осень или солнечный свет. Но бывает, что не слишком талантливые люди, чтобы придать себе веса и хапнуть энергии, начинают заниматься "социальным" искусством.
Искусство независимо от социума, хотя отчасти и связано с ним в выборе средств - но никогда не целей.
Более того - без искусства не будем и социума. А "социальный" художник просто продает "первородство" за миску супа (как это было описано в Библии).

Если Борис Гребенщиков противопоставлял себя когда-либо Системе, то из каких внутренних экзистенций рождалось это противопоставление?
Система могла мешать мне заниматься своим делом, но я никогда не опускался настолько низко, чтобы "противопоставлять" себя ей.
Мы в разных слоях бытия.

С чем в конфронтации находится в данный момент, в реальном времени, Ваше творческое "я"?
С энтропией, инерцией Вселенной. В основном "я" находится в конфронтации с самим собой.

Я предполагала, что Вы ответите: "У меня отсутствует "я"". В таком случае хотелось спросить, есть ли некие реалии во внешнем мире, которые находятся в конфронтации со всем, что составляет и рождает Ваше гармоничное существование?
Я не такого высокого мнения о себе. Что же до обязательной конфронтации - Вам не кажется, что "конфронтация" - пример не творческого, а рутинного подхода? "Конфронтируют", простите, когда очень хотят заявить о себе, а не когда хотят что-то сделать.
А когда хотят сделать - понимают, как это работает, залезают внутрь и меняют, не говоря лишних слов (например).

Можно ли песню "Серебро Господа моего" и подобные ей рассматривать с любой религиозно-конфессиональной точки? Можно ли такие песни называть православными или неправославными?
Православие - это "правильно славить" Бога. С этой точки зрения, эта песня православна.
Она, как и многие другие, может быть отнесена к разряду славословий, но прямой "эксклюзивной" связи именно с православием, как русской ветвью христианства, я не вижу.

Как Вы ощущаете свой путь в этом мире? Как дорогу в сердце хаоса? Как преодоление хаоса? Как примирение внутренней гармонии с гармонией внешней? Как?
Без хаоса не будет жизни. Собственно, попробуйте почитать Майкла Муркока (Michael Moorcock). У него многое об этом сказано.

Как Вы считаете, возможно ли живое творчество в политическом памфлете?
Для истинного творца и памфлет - не помеха.

В какой точке пересекаются и пересекаются ли для Вас искусство и религия? Насколько они едины или разделены?
Воздвигает ли вероисповедание творческие рамки? Например, яркие случаи без имён: многие отечественные рок-музыканты ныне обратились к религии, но в то же время их музыка, некогда заряженная чистейшим огнём, стала чрезмерно "мягкой и пушистой".
Мне кажется, что подлинное служение Богу не имеет рамок, как и собственно Бог. Рамки налагает наш - порою очень неразвитый - интеллект. Другими словами, нужно учиться, учиться и еще раз учиться.

Может ли вообще что-либо диктовать каноны творческому человеку?
Только его внутреннее ощущение.

Вдохновение - это не спонтанный взрыв, который ничем не спровоцировать, ничем не остановить?
Не знаю...

Ваша личная философия "заражена" иронией, сарказмом, классицизмом?.. Что позволяет Вам идти вперёд и не падать столько лет? Оставаться на уровне?
Чем заражена моя философия (если таковая имеется), я не знаю, ибо на анализы ее не отдавал. Но без чувства юмора и - особенно - самоиронии очень легко упасть в первую попавшуюся яму.

Сегодня со всей уверенностью можно сказать, как бы это ни коробило Вашу скромность, что Вы - культовый музыкант. У Вас - множество последователей. Но вот - парадокс. Многие из них так не похожи на Вас, хотя утверждают: "Это всё Б.Г., это его влияние". Как же может от яблочного семечка родиться ясень или каштан?
Никто от меня не рождался. Я лишь передаю эстафету. Осведомленные люди видят, что это так. Моя роль здесь крайне незначительна. Я делал и делаю то, что мне нравится - поэтому нас слушают до сих пор.

Язык Ваших песен - это язык притчи? Именно так Вы позиционируете своё творчество: максимально чётко и неопределённо в тоже время? Так, что понять можно только сердцем?
Можно понять и умом, но путь может оказаться очень долгим и требующим значительных знаний.
А творчество я позволю себе никак не "позиционировать", а скорее буду про себя считать, что возможность этим творчеством заниматься - безусловная благодать.
Некоторые вещи, как мне представляется, вообще логически определить невозможно, и поэтому их невозможно вычислить, продать, подделать и использовать во вред.

Существует ли здоровая доля эгоизма в Вас и как и в чём Вы её определяете? Хотя, предполагаю: человек без "я" не может быть эгоистом. Тогда так: эгоизм - это барьер между человеком и Небом, который необходимо преодолеть?
Это факт. Но далеко не все рвутся к небу, так что все в порядке. 

Редакция рассылки (до 23 июня): irka@aquarium.ru
Гостевая книга "Пустых Мест"