Пустые места группы "Аквариум"

 185-й выпуск, 8 апреля 2002

- Борис Борисович, а кому адресовано слово "fuck" на ваших брюках?
- Это констатирующая фраза. Просто факт наличия такого слова.
Просто так. И потом, эти брюки вызывают так много вопросов,
что я не мог их не выбрать...
(Прим. ред.: "...моему сердцу 14 лет...":))

КОНЦЕРТЫ АКВАРИУМА

19.04 - Киев
21.04 - Витебск
23.04 - Минск
25.04 - Калининград
7-12.05 - Прибалтика

1.06 - Бостон
2.06 - Вашингтон
5.06 - Нью-Йорк
7.06 - Кливленд
8.06 - Чикаго
11.06 - Денвер
15.06 - Сан-Диего
16.06 - Лос Анжелес
18.06 - Сан-Франциско
21.06 - Портленд
22.06 - Сиэттл

Все подробности про американский тур (адреса, время, телефоны) читайте на специальной странице официального сайта. Там же можно уже сейчас купить билеты. Имеет смысл не откладывать, потому что некоторые концерты в очень небольших залах.

НОВОСТИ

* 5 апреля НЕ состоялась презентация первых 4 дисков из Союзовской антологии Аквариума :) В ходе бесконечных улучшений и исторических изысканий выпуск был задержан - и теперь "Синий альбом", "Треугольник", "Акустику" и "Электричество" обещают пустить в продажу 15 апреля. А презентация в первом музыкальном "мегасторе" "Союза" (Ленинский пр-т, 11) теперь назначена на 17 апреля.
Как удалось понять, действо, вероятно, будет состоять в том, что БГ будет говорить слова и подписывать диски. На концерте, бывшем в Москве 5 апреля, Максим Ландэ - менеджер группы - даже обещал со сцены, что "может быть, споют пару песен". Мне в это верится с трудом. Если кто сходит - напишите отчетик, плз :)
Ну, а потом и обещанный розыгрыш в эфире "Нашего Радио", видимо.

* Новости чартов. Ура-ура :) Песня АКВАРИУМА "Брод" в TOP-20 "Открытого радио" - на 1-м месте. Джаггер, Озборн и Кинчев - остались позади. В "Чартовой дюжине" - все то же 9- место. О чем это говорит? О том, что люди, голосующие в интернете - любят Аквариум больше, чем в среднем по популяции. А никто и не сомневался...

Проголосуй за песню "Брод" АКВАРИУМА!

* Все еще продолжается (и будет продолжаться до 17 апреля) кампания по поиску Аквариумных архивов - на www.aquarium.ru объявлено о сборе фотографий, записей и идей по бонус-трекам к альбомам "Табу", "Ихтиология", "Радио Африка" и "День Серебра"
Фотографии требуются авторские (чтоб не было проблем с "правами"), относящиеся к 1982-1985 годам. Записи - редкие, но хорошо сохранившиеся (особенно просили "Дикий Мед" и "Уйдешь Своим Путем")

Ваши идеи о том, какие еще бонус-треки нужны к этим альбомам оставляйте в специально заведенной (на скорую руку, потому что срочно :)) гостевой книге (модерируется, так что, пожалуйста, по делу :))

НОВОСТИ ЗВУКОЗАПИСИ

* Вышел обещанный альбом "Ателье Искусств" - запись концерта памяти Дюши Романова (28 июня 2001, СПб, клуб "Спартак").
В концерте принимали участие: Петр Трощенков со своим проектом "Троп", группа "Слон в темноте" (при участии его же на ударных), "Вермишель оркестра" (проект Сергея Щуракова), БГ (сам по себе) и Александр Ляпин (с группой имени себя).

На CD представлены только выступления БГ и "Liapin's blues" (и бонус-трек - песня самого Дюши "Благодарный мертвец"). На самом диске еще зачем-то написано "Vermicelli Orchestra". На "буклете" дешевого варианта после двух дюжин благодарностей - не нашлось места для списка композиций, исполненых Ляпиным. На обороте - только то, что спел БГ и бонус-трек. Не странно ли?
Из FAQа на офиц. сайте:
- Борис Борисович, как вы относитесь к издательской политике Триария?
- Очень плохо.

В дискографии официального сайта этот диск отнесен в раздел "Участие в Массовых Мероприятиях".

Обложка альбома Ателье Искусств БГ:
Сталь
Иванов
Моей звезде
Встань у реки
Железнодорожная вода
Перекресток
Кардиограмма
Чай
"Liapin's blues":
Cocaine Blues
To E.C.
No Rap
Gangies
Jazzy Girl

А. Романов
Благодарный мертвец (Live) (Bonus Track)

(c) Анна Черниговская 2001
(p) Музыкальный Экспресс 2002, www.triarios.ru

Диск продается, как водится, в "дорогом" и "внемосковском" вариантах, а в журнале Fuzz No.1/2002 говорилось, что будет еще и DVD. Зрелище, думаю, стоящее - надо, чтобы кто-нибудь купил и оцифровал :) От себя добавлю, что даже Ляпин остался доволен этим концертом, а он известен своим скептицизмом... правда, про БГ он ничего не говорил (а я не спрашивала) :))

В 153-м выпуске рассылки были впечатления об этом концерте, которые я для занятых вкратце процитирую
Вот пишет Нафаня, побывавшая на концерте:
   "...Джордж объявил о наступлении "одной из кульминаций концерта", и на сцену вышел БГ с гитарой.  Пошутив немного о том, что раньше подобные мероприятия назывались просто концертами, а никаких акций и в помине не было, БГ пообещал играть песни которые он не играл "очень давно".
   Во время исполнения фаны вели себя очень тихо (иначе ничего не услышишь), сопровождая одобрительным ревом узнавания начало каждой песни (особенно "Железнодорожную воду") и не менее громкими криками окончание оной.
   ...Завершал концерт Александр Ляпин, великолепно сыгравший 7 или 8 вещей. Строго говоря, с него нужно было начинать концерт, потому что если когда публика и начала двигаться и пританцовывать, так это только тогда. Усидеть действительно было нельзя (чтобы ТАК играли на гитаре, закинутой за голову - я о таком только читала!)"

Другой автор (которому за рецензии платит деньги агенство Интермедиа) суров:
"...акустика Гребенщикова при всем его старании придать мероприятию более торжественный или трагический оттенок потонула в веселом гомоне. Борис Борисович исполнил несколько песен, которые, как он сам объяснил, знал или пел Дюша. Начало и конец любой композиции публика приветствовала неистовыми аплодисментами (отрываясь от пива и разговоров), будто исполняла какой-то ритуал.
   Выступление Гребенщикова Джордж Гуницкий, автор многих текстов "Аквариума", выполнявший на концерте роль конферансье, назвал кульминацией, но публика осталась в недоумении, почему кульминация состоялась в середине, а не в конце концерта.
   ... Концерт закончился выступлением Александра Ляпина, бывшего одноклассника и коллеги Романова, который сказал, что в этот вечер он и его музыканты отказываются от рок-н-ролльного веселья и исполнят блюз. Предполагалось, что концерт будет остановлен в 23 часа 20 минут, в момент смерти Дюши Романова, но музыканты отыграли быстро и, уходя, увлекли за собой часть публики. Так что к этому времени в зале остались только поклонники Ляпина, да и те были не к месту веселы."

Вот мне интересно - ему совсем не понравилось, или он просто считает хорошим тоном быть желчным?..

* Сборник блатных песен в мартовском номере журнала Fuzz
Обложка диска журнала FUZZПодписчики журнала FUZZ уже привыкли к тому, что каждый месяц, вместе с самим изданием, они получают в подарок и эксклюзивные диски. Вот и в мартовском номере их ждет сюрприз, да еще какой – музыка покинутых дворов и парадных, а именно сборник "Ты пригласи меня на анашу". Это совместный проект музыкальных издательств "ИВАНОВ-ПРЕСС" (Тула) и Manchester Files (Санкт-Петербург). В сборник вошли нехарактерные для участников проекта блатные песни. Одна из песен на диске -  "Коммунисты мальчишку поймали..." в исполнении Бориса Гребенщикова - всего дважды звучала вживую - один раз на премьере к/ф "АССА", другой - на концерте в Ленинградском Рок-Клубе, и именно эта запись попала в сборник. На диске помимо легенд русского рока - Ю. Шевчука, Л. Федорова, Чижа & Со, Хвоста, Полковника и Разных Людей, можно услышать и молодых музыкантов: ВИА ВСЕ, Ворон Кутха, Ля-Минор, Оркестр "ЗАЧЕМ" и другие... 
Прим. ред. Справочник Северова насчитывает 5 исполнений этой песни (и про Рок-клуб там ничего нет, кстати). В виде мп3 существуют две самые известные записи - в ходе какой-то акции радио SNC в Кремле в 1992 году и в эфире "Нашего радио" в 2000 году. А то, про что пишет журнал Fuzz - это премьера вовсе не "Ассы", а "Дома под звездным небом" (1991).

* Сайт новостей рекламного мира сообщает, что "Авторадио - Народная марка" оказывает информационную поддержку выпуска нового диска Бориса Гребенщикова (серия "mp 3 коллекция"). Диск содержит 86 треков в формате mp3, тексты песен, фотографии. Общее время звучания 6 часов 12 минут. Кто-нибудь что-нибудь об этом знает??? Напишите.

НОВОСТИ ВИДЕОЗАПИСИ

5 апреля ОРТ показало телеверсию юбилейного концерта в Лужниках - очень приличное получилось зрелище. В камеры ОРТ попали те фирменные Аквариумные прелести, которых не было видно из зала - проникновенные взгляды и нежные улыбки, вдохновенные пляски, нечеловеческая четкость барабанных палочек и прочее такое :) Но новость не это, а то, что в конце передачи в титрах было написано, что полная версия - выйдет на DVD. В телеверсии половину повыкидывали, а сохранить себе Ляпина и Гаспаряна, играющих с Аквариумом - хочется.

В "ПЕСНЕ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ"

07.04.02 Капитан Африка (1170 kb)
Концерт в Москве. 1987 (?).
Это, вероятно, одно из последних "регулярных" исполнений "Капитана Африки". В последующие годы песня игралась только на юбилейных концертах.
Это выступление замечательно также использованием модных в то время электронных барабанов с характерным "ухающим" звуком. Надо заметить, что модная штучка в группе не закрепилась. Может потому что "дали поиграть и забрали". Но скорее по причине несовместимости с "аквариумным" звуком.

КОНЦЕРТЫ "ВЕРМИШЕЛИ"

20 апреля, суббота - СПб, Ленинградский Концертный зал - КОНЧЕРТО ГРОССО ДЛЯ ВЕРМИШЕЛИ С ОРКЕСТРОМ-2. Вместе с ВЕРМИШЕЛЬЮ играют камерный струнный оркестр и электронный дуэт "Елочные Игрушки" (EU). Начало в 19:00. Адрес: пл. Ленина, 1, (М) Площадь Ленина. Телефон: (812) 542-0944.
26 апреля, пятница - СПб, музыкальный клуб JFC JAZZ CLUB. Начало в 20:00. Адрес: Шпалерная улица, 33, (М) Чернышевская. Телефон: (812) 272-9850.

БЫВАЕТ И ТАКОЕ

From: "Konstantin Guzev" <info@struna.ru>
To: <irka@aquarium.ru>
Sent: 28 февраля 2002 г. 21:21
Subject: BG signature strings

> Ирина, добрый день,
>
> Знаете ли вы, что БГ стал первым в истории русским музыкантом,
> которому производитель посвятил именные струны для гитары?
>
> Просто для вашего внимания подробности: http://www.struna.ru/htm/pro/info/strings/virtuozo.html

Интересно - имеется в виду, что на этих струнах песни БГ будут звучать особенно хорошо? Что - любые песни? Сам же БГ, отвечая на вопрос о своих струнах, ограничился цифрами "0,12-0,13".

УШАМИ ГЛУХИХ

Рецензии на альбом "Сестра Хаос" продолжают поступать. Отмечаются даже издания, от которых этого никак нельзя было ожидать. Например, случайно попавший ко мне журнал "Новый Век", рекламирующий дорогие телефоны, японские интерьеры и снаряжение для фрирайда. Алексей Певчев сообщает, что БГ - вечен, его новая работа - беукоризненна, к содержанию диска он подошел с небывалой ответственностью, а сам альбом - это своеобразное и и очень мелодичное послание, зашифрованное в свойственной отправителю манере - "sapienti sat", умному, дескать, достаточно".
Во как :)

Еще более случайно попавшая ко мне ссылка на журнал "Лебедь" (который я, конечно, не читаю!) тоже привела на рецензию. Автор - как это принято в "Лебеде" - ругательски ругает все и вся, но все-таки в заключение дает "сугубо практическую рекомендацию: "вольюм" с басами – право руля! - до красной отметки дожать, чтобы извлечь большой-большой звук, способный снести крышу сознания, а далее следовать смутной, но в общем-то правильной формуле: "Если джаз - это праздник, то рок-н-ролл – это жмур" ("Нога судьбы") Ну, а потом придет Состояние - безнаркотический и безалкогольный приход, ради которого, собственно, весь этот жмур и затеян. "

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Нижний Новгород, Кремлевский Концертный зал, 2 апреля 2002 года, 19:00

Rostislav, rost@sbsmetall.ru, полный текст - тут

Концерт начался с рекордным, по-моему, опозданием – всего 13 минут! На БГ штаны с надписями "fuck", майка с просвещающим народ слоганом об особой страсти к женскому полу была заменена на нечто бирюзово-морсковолновое и действо началось!!! (Прим. ред. - то есть он прямо на сцене майки менял? :))
  Дорога 21 (jazz)
   Если бы не ты, Из Калинина в Тверь, Мальчик - Золотое кольцо, Боже, помилуй полярников, Хилый закос под любовь
   Немое кино (uncensored - и про рокеров, и про джазменов, и про забытое слово)
   Аделаида
"А теперь несколько новых песен :-))"
   500
Сумасшедший свет - магия и драйв.
   Брод, Брат Никотин
   Нога судьбы - крики из зала. Сумашествие при первых строчках. Может у нас эту песню больше любят?
   Растаманы из глубинки - на этой песне зал полностью разогрелся. Количество появляющихся на сцене за автографом мальчиков и девочек (почему-то выходили только teen-age'ры - один из них на потеху всему залу даже забыл ручку и попросил ее у БГ, что того несказанно порадовало :-)) явно превысило желание виновника торжества и по бокам сцены были выставлены секьюрити.
   Псалом 151, Кардиограмма, Северный цвет
С уважением отношусь к Дживану Гаспаряну, но, честное слово, со скрипкой Суротдинова ЭТО настолько вкуснее звучит!!
"Вспомним Волгу?"
     Русская Нирвана - на сцене появляется единственная за вечер не teen-age дама, целует Бориса Борисовича и произнося нечто, плохо слышимое с седьмого ряда, ставит возле микрофона бутылку шампанского. Зал в радости!
    Стучаться в двери травы (reggae)
    Таможенный блюз
И без того достаточно жесткая песенка обрела настолько суровое лицо, что вдруг понялось: им не хватает Ляпинских запилов. Несмотря на бесспорное мастерство Рубекина, на мой взгляд, keyboards & programming не может заменить "живого" звучания электрогитары. (Прим. ред. - Ляпинских запилов не хватает в "Аделаиде" . А тут - должно не хватать Зубаревских запилов :))
Ну и, конечно, гармошка! Да!! Это что-то...
    Не стой на пути, Пока несут сакэ, Серебро Господа моего
Тихая, тихая, одна из сотни самых любимых песен...
   Партизаны полной луны
"Дежурный уход". Овация. Крики. Появляется Рубекин и выдает органно-кельтское соло минуты на три. Появляется Шар, за ним, в дружеской беседе все остальные. Подходящий к микрофону Шар заставляет зал притихнуть. Распростав руки к небу, он выдает соло из нескольких "Ом" - и тут ТАКОЕ начинается...
   Пригородный блюз
Уважаемый Борис Борисович! НИКОГДА не записывайте эту песню на аудио! ЭТО надо слушать живьем!!
Подломленный Таможенным блюзом голос почти погиб...
   Три сестры
Это не успокоение - людям ведь нужен отдых!
    Вперед, Бодхисаттва!, Мама-Анархия
Блок из двух ударных песен. Слава БоГ ' у, нет уже голоса, а то погубил бы точно. :-))
   Небо становится ближе
Поклоны. Поцелуи в зал.
"Наш ансамбль желает Вам всем Спокойной ночи!"

г. Самара, КРЦ "Звезда", 4 апреля 2002г.

Отчет из Самары должен был бы писать Сергей Варюшкин, но он предпочел концерту Аквариума - ступы, лам и Прибежище :) "За него" остался его друг, который рассказал о концерте на IRC :)
<usikoff> ничего нового, в принципе, не было, но Борин завод сегодня - это что-то!
<usikoff> им как будто какая-то потусторонняя сила двигала
<usikoff> да еще звук там dolby surround
<usikoff> облом в "Аделаиде" случился, там где соло Суротдинова на скрипке, она у него отказала :(
<usikoff> но потом Сур во втором проигрыше наверстал упущенное, такого соло, клянусь не слышал :)

А вот еще на ВНЕ - Лена пишет:

Чрезвычайно мощное и жесткое вступление - Дорога 21 и Мальчик Золотое кольцо задали музыкальный тон всему концерту, а 500 + Немое Кино - его идейную окраску. Новый состав, без Сакмарова, неизбежно должен был играть более тяжелую музыку, но такой степени гранжевости мы не ожидали. Особенно на фоне умиротворенности диска.
Кажется, для Аквариума это новая манера концертов еще и в том смысле, что - минимум "комических куплетов для падающих в лифте", да и те Майка с Цоем.
В общем, восприняли как 1982 на новом витке спирали, тот же творческий взлет и перемена, но сложнее и трагичнее.

г. Москва, СДК МАИ, 5 апреля 2002г.

Сергей обычно жалуется, что московские отчеты редки, и даже когда бывают - лакончины. Поскольку мне жаловаться некому - напишу сама, тем более, что концерт был не только хороший, но и интересный.

Ирка Воронежская, irka@aquarium.ru

Вот, как концертное агенство "Мельница" анонсировало этот концерт -
"...Эпитеты: лучший, гениальный, культовый как-то напыщенно-неуместны по отношению к Б.Г. и его группе. Немногим личностям творческая жизнь даровала возможность называться вот так просто - лишь первыми, заглавными буквами имени и фамилии. БГ - даровала. ... "Аквариум" - это и есть та самая жизнь, роящаяся, вечно движущаяся и вечно меняющаяся, сопротивляющаяся мертвенным определениям и потому всегда выламывающаяся из них. Это, отчасти, та самая жизнь, которая Б.Пастернаку стала "сестрой", а Б.Гребенщикову "Сестрой Хаосом". "

Концерт был назван на афишах "творческим вечером" и, как выяснилось, действительно предполагал ответы на вопросы зрителей. Имущественный ценз для участников составлял 700 рублей (~$23), что вместе с сидячим залом создало атмосферу, не слишком подходящую для современного Аквариума. При желании, однко, можно повеселиться даже в окружении напряженно смотрящих на сцену соседей - что я и делала :)

Шоу открыл Максим Ландэ, который показывал корзиночки, сообщал, что в них нужно класть бумажки с вопросами и объяснил, что этот возврат к прошлому (которого не могли помнить 2/3 собравшихся) некоторым образом знаменует перевыпуск первых 4 альбомов. Ради выделения времени под это программа была сокращена - до "Сестры Хаос" сыграли только Дорогу 21, Нам всем будет лучше, Немое кино, Почему не падает небо и Хилый закос под любовь. Ничего необычного, только обращали на себя внимание вокальные партии типа "wow!" в исполнении Шара да еще темно-зеленые - на сей раз - очки БГ.

"Сестру Хаос" играли по порядку и все еще без Слишком много любви (а жаль, пора бы уже). На 500 свет направили из-за спин музыкантов - в зал, так что получалась песня, идущая из темноты. Но подиум с ударными оказывался на свету, так что Потапкин был единственным светлым пятном - я не угадала, что это должно было символизировать, if any :) Брат Никотин прозвучал неожиданно сильно и как-то очень вовлеченно (а вот в Броде и чем-то еще БГ забывал слова).

Северный Цвет. Ну, что роль Дживана Гаспаряна (в дополнение к ролям Ляпина и Сакмарова :)) придется исполнять Суротдинову на скрипке - было очевидно. Но я не поверила своим ушам - он творил ЧУДЕСА. Это в самом деле было сильнее, сочнее, красивее - нет, не по сравнению с альбомом (там почти другая песня), но по сравнению с дудуком живьем на концерте в Лужниках. Впервые за полтора десятка лет, что я слушаю Аквариум, мне хотелось крикнуть БГ - погоди, не надо петь, пусть он еще поиграет!!! Он не только сумел передать гипнотическое воздействие дудука, но добавил к нему объем. Может, я переела "Гарри Поттера" :) - но это просто магия какая-то была. Дудук проникает внутрь и сливается с пульсацией крови, а скрипка Сура - завораживает, поднимает и уносит. Вот только не надо было на заключительном соло включать записанный (или засэмплированный?) дудук. Нехорошо это, да и нет нужды. Но все равно СПАСИБО!

Когда все вернулись на землю, БГ с совершенно оправданным недоверием спросил: "Ну и что - после ЭТОГО у вас есть еще вопросы???" В зале слышалось нечленораздельное ворчание и разрозненные возгласы. Надежда на дружный крик "Неееет!!!" не оправдалась, и пришлось отвечать. За 10-15 минут БГ  сообщил, что:
- песня "Нам всем будет лучше" единственная была кому-то посвящена, но это было давно, так что теперь уже не важно, кому;
- как он пишет песни - он объяснить не может, но получает от этого удовольствие;
- тоски и радости у него в сердце поровну, потому что и то, и другое - часть жизни;
- с нами ему не скучно, с нами ему хорошо;
- глаза за очками у него есть (снял очки и продемонстрировал);
- когда он писал песню "2-12-85-06" он не подумал о несчастных людях, которые имеют этот номер;
- "стучаться в двери травы" и умереть - это не одно и то же, нет;
- собачий ошейник, в котором он выходил на сцену пару лет назад, не означал, что он чувствует себя собакой, просто ему очень понравился этот ошейник, вот и все;
- а на штанах у него написано слово - эф-ю-си-кей - fuck (ликование зала);
- экуменизм это не грех, но это глупость - потому что культуры разные, и смешивать их не надо, и вообще - от каждой болезни должно быть свое лекарство (с) второй Кармапа;
- православие и восточные учения он совмещает без труда, потому что Бог - один;
- к творчеству Керуака он относится очень хорошо, хотя тот бывает слишком зануден иногда;
- "что вы можете сказать об Ошо и Лао-Цзы? хм, ничего...";
- он в России родился, вырос, живет, никуда не уехал и пишет песни на русском языке - так что Россия занимает в его жизни "достаточно большое" место;
- "а вот у вас на значке написано "БГ"? или там какой-то другой любимый автор?" - "Вообще-то, это Шива... ну, поскольку он творец Вселенной, то ... ну да, любимый автор".
Ответы на остальные пару десятков записок оказались "спасибами". Все действо происходило под скрипичные пассажи, которые БГ несколько раз просил сделать "подраматичнее", а под конец и остальные музыканты, отдохнувшие и успевшие заскучать от безделья, присоединились и тоже негромко тренькали и бумкали.

После этого ток-шоу БГ объявил, что в зале образовалась какая-то аура, которую сейчас "будем просветлять". Для желающих проделать это в домашних условиях - рассказываю подробно :) С этой целью БГ встал перед микрофоном, раскинул руки и хриплым басом вызывал: "Шаррр... приди... займи мое место". Шару потребовалось немалое время, чтоб отцепиться от каких-то проводочков (микрофон или источник питания для ) и исполнить требуемое. Заняв место БГ, он вовсе не подхватил стоявшую без присмотра гитару и не запел "Стучаться в двери травы" (интересно, был ли соблазн? :)), а произнес несколько звуков, подозрительно похожих на "Хайль", и еще один "ОМ". Выглядело это не больно-то орагнично, но зато, вероятно, изменило ауру нужным образом, потому что БГ вернулся, все взялись за инструменты и мрачновато исполнили Пригородный блюз. Имхо, жесткость была хороша, но вот трагизму - перебрали. Затем уже совсем похоронно исполнили Подмогу - ну просто буквально солдаты в окопах в передышке между боями оплакивают павших товарищей... А я-то всегда считала это - шуточной песней. Зал так притих от выливающегося на него горя и печали, что даже не хихикал на матерных словах, как это обычно бывает.

Неожиданности продолжались - под скрежет и грохот металла БГ прочитал (почти не подглядывая в бумажку) стихотворение размером (или манерой исполнения) напоминавшее Маяковского, а лексикой - Джорджа. Чьему перу оно принадлежало и с чего вдруг - не сообщалось. Может, знаменовало собой перевыпуск "Треугольника"...

После этого по сокращенной программе сыграли Русскую Нирвану, Рыбу, Марию - тут удивительный 700-рублевый зал хлопал в такт - всю песню. Зато ни Вперед, Бодхисаттва!, ни Мама-Анархия   не были исполнены хором. Однако, общее настроение зала было, видимо, не было мертвым - потому что люди на сцене выглядели вполне удовлетворенными. Последнюю песню - Небо становится ближе - сыграли с редким драйвом. Тут опять было восхитительное соло Суротдинова, от которого невозможно было оторваться глазами и ушами. Да еще и Рубекин тоже попробовал себя в музыкально-танцевальном жанре "запилов" - очень способствовало. Отыграв, обнимались и кланялись на авансцене, причем все кланялись честно, а БГ не опускал головы и строил глазки :)

Выход на бис, очевидно, не предполагался - и точно, БГ сослался на срочную встречу с летающей тарелкой (ведь до последнего поезда на Питер было еще далеко, да и не в Питер им надо :)) и попрощался.

PS. Песню "Брод" в Москве лучше больше не играть - замылилась от раскрутки хуже "Города", имхо :)

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Джайны не верят в Бога, хотя верят в богов и демонов. Величайшие существа для
них все же не боги, а тиртханкары ( буквально, "искатели БРОДА"), которые стали
освобожденными душами и были великими учителями мира при жизни.
Тиртханкарой может считаться лишь тот, кто достиг пяти видов знания*, кто был
наставником и проповедовал учение джайнизма в его самой чистой и первоначальной
форме.
*) 1-Мати-джняна- простое познание посредством органов чувств, 2-Шрута-джняна
спекулятивное знание посредством изучения и размышлений, 3-Авадхи-джняна-
знание уже происшедших событий, в основном распространено в среде небожителей и
демонов; у людей очень редко; 5- Кевала-джняна- всеведение, "знание абсолюта":
только развоплощенные души могут его достигнуть.

Как мы видим, тиртханкары - величайшие из существ, поэтому джайнизм
предписывает поклонение им. Но джайны поклоняются им не потому, что те способны
даровать милости и всячески благоволить, но поскольку поклонение положительно
влияет на души их почитателей. Все тиртханкары вышли за пределы желаний, даже
желаний освобождать души, и поэтому они не могут обратить грешника в святого и
направить его прямиком на небеса, В джайнизме нет короткой дороги к спасению.
Каждому следует терпеливо и старательно выстраивать свой путь к спасению
раскаянием в содеянном зле и правильной жизнью.
(Пол Томас "Легенды, мифы и эпос Древней Индии")

ИНТЕРВЬЮ

Ижевск, газета "Все каналы ТВ".   5 апреля 2002г.

Ольга Михайлова
После концерта мне предоставилась возможность лично побеседовать с Борисом Борисовичем Гребенщиковым. Несмотря на то, что в течение дня ему пришлось дать уже три интервью и отыграть двухчасовой концерт, он согласился дать еще одно - специально для читателей газеты "Все каналы ТВ".
Надо сказать, что, вопреки предупреждению многих о том, что БГ недолюбливает журналистов и после общения с ним человек чувствует себя самым ничтожным и глупым созданием, Борис Борисович, любящий отец четверых детей, оказался совершенно очаровательным и очень приветливым. Хотя разговаривать с ним действительно непросто. Он не дает конкретных ответов на поставленные вопросы, оставляя поле для собственных домыслов и мнений. Итак, "слово бакалавру естественных наук".

- Борис Борисович, по сведениям официального сайта "Аквариума", вас собирались отправить в ссылку в связи с тем, что в последнее время вы неприлично часто появлялись в СМИ. Ваш юбилейный тур и есть ссылка?
- Нет, из ссылки я уже вернулся. После двух стадионных концертов в Ленинграде и Москве уехал в Индию, где тут же начались беспорядки на религиозной почве…

- Обычно под ссылкой подразумевают какое-то наказание…
- (Смеется.) Меня отправили туда, чтобы я поменьше светился. Ссылка, она для кого - наказание, а для кого - отдых…

- Для вас, насколько все знают, это была далеко не первая поездка в эту страну.
- Индия завораживает, околдовывает и манит. Однажды познакомившись с ней, навсегда теряешь покой.

- В одной из своих песен вы поете, что что-то там прочли в Cosmo. С трудом верится, что вы читаете подобные журналы.
- Я видел журнал Cosmopolitan несколько раз. Даже несколько раз читал. Оттуда много узнал о женской душе.

- А что вы обычно читаете?
- Последние недели полторы я читал Древнеиндийские писания, типа "Тикуро Сахасии" или детективы голландского дипломата Роберта ван Гулика.

- Интересно, древнеиндийские писания вы читали на языке оригинала?
- Я читал их на русском. Просто один мой знакомый перевел несколько редких книг. Именно их я и читал.

- Борис Борисович, в ваших песнях не раз упоминается фэн-шуй. Вы используете в жизни его принципы? Помогает?
- Да. По крайней мере, стараюсь. Стараюсь организовать пространство так, чтобы там все было правильно. Очень помогает. Вообще, это очень важная наука.

- Это правда, что знакомство с городом вы начинаете со знакомства с его храмами? с Ижевском успели познакомиться?
- Да, это немаловажно. В Ижевске я уже четвертый или пятый раз. Я знаю ваши церкви, но, к сожалению, во вновь открывшейся еще не был.

- Вы действительно чувствуете энергетику города?
- Все ее чувствуют. Просто я отдаю себе в этом отчет. Каждый способен делать это, только большая часть людей об этом просто не думает.

- Что вы можете сказать про Ижевск?
- Плодотворный.

- В каком смысле?
- А это вы сами разбирайтесь.

- Безусловно, для вас не секрет, что для многих вы являетесь примером для подражания. Вы не чувствуете за собой какой-то ответственности в связи с этим?
- Понимаете, если человек заметил, что дважды два - четыре, должен ли он чувствовать ответственность перед всеми, кто будет позже этим пользоваться? Поэтому главное - сказать верно, и потом предоставить людям выбор делать с этим, что захотят.

- Однажды один лама сказал: "Когда человек курит, призывает бесов"…
- (Задумавшись.) Да, есть такое. Совершенно верно. Курение - это точно бесовство.

- Ваша новая песня "Отженись от меня, брат Никотин" не является попыткой бросить курить?
- Изгнать бесов? Да. Абсолютно правильно. Это чистый эксорцизм.

- Но пока, судя по всему, вам не удалось это сделать?
- Иногда получается на какое-то время отвертеться, а потом опять возвращаюсь к своим дурным привычкам.

- Приходилось ли встречаться с запретами в вашем творчестве?
- Слава Богу, такого сейчас нет. Есть какие-то вещи, которые с большей охотой играются, какие-то - с меньшей. Не наше дело - запрещать или нет. Наше дело - сказать, что мы думаем. И пусть остальные разбираются.

- Борис Борисович, вы написали более пятисот песен, но не все из них вошли в альбомы. По какому принципу вы решаете: выпускать песню в свет или нет?
- Это внутреннее ощущение. И логически описать его очень сложно.

- Вы считаете, что ту или иную песню не следует слушать другим?
- Нет, просто из того соображения, что в альбоме не хватит места. Потом эти песни иногда появляются в других альбомах. Сейчас мы снова собираемся выпустить все наши старые записи с множеством дополнительных треков, не вышедших в свет.

- Что вас побудило пойти на это?
- Мне хочется все, что мы сделали, дать людям в качественном виде, восстановить историческую справедливость.

- Расскажите о своем знакомстве с американскими, по вашим словам, очень страшными шаманами. Чем же они так страшны?
- Я не могу это описать. Это слишком страшно. Они и внешне, и внутренне страшны - ух! Они замечательные люди.

- И где же логика?
- Бывает так, что замечательное пугает.

- Вы не пробовали научиться летать?
- Ни к чему. Если есть самолет - чего учиться зря? Нам надо быстро преодолевать большие расстояния. Соответственно, на самолете быстрее получается. Потом, когда со всем багажом, со всей аппаратурой... тащить все это за собой самому... Не приведи Господи...

- Я имею в виду левитацию не ради перемещения - ради собственного развития.
- А зачем - мне гравитация совсем не мешает. Вдруг еще улетишь куда-нибудь! Левитировать опасно. Вот Андрей у нас (Суротдинов Андрей, скрипка, альт, mellotron - авт.) занимался левитацией много, и причем успешно. Но решил все-таки, что гравитация лучше.

- Борис Борисович, интересно, для кого адресовано слово "fuck" на ваших брюках?
- Это констатирующая фраза. Просто факт наличия такого слова. Просто так. И потом, эти брюки вызывают так много вопросов, что я не мог их не выбрать...

- Какой смысл вы вкладываете в понятие "счастье"?
- Совершенно однозначно: человек испытывает счастье, когда он на какое-то время забывает о своем "Я", когда делает что-то для других людей. Об этом, собственно, говорили в любых священных писаниях всегда и везде... Счастье - это любовь к другим...

Редакция рассылки (до 23 июня): irka@aquarium.ru
Гостевая книга "Пустых Мест"